• Обучение новому умению
  • Урок 10: будьте терпеливы с собой. Вы обучаетесь новому умению!
  • Путь Бет Шульц
  • Путь Дебби Шоулер
  • Кэри Гроу
  • Вопросы и ответы
  • Глава 8

    Этапы большого пути

    Вы уже видели множество примеров карт идей, нарисованных от руки и составленных при помощи ПО. Иногда в результате знакомства с картами других людей может появиться неуверенность в себе (особенно если это карты, украшенные красивыми рисунками). Теперь, научившись составлять карты идей, я с улыбкой вспоминаю свой такой длинный путь к мастерству. Возможно, сейчас процесс картирования идей немного неестественен для вас. Не волнуйтесь: на данном этапе это нормально. Эта глава посвящена следующим аспектам.

    • Для обучения любому новому умению требуются хорошие уроки, время, настойчивость и правильный пример для подражания.

    • Трое людей расскажут о разных этапах своего пути, результатом которого стало мастерское овладение техникой картирования идей. Вы увидите, как формировалось их мастерство, и услышите их мудрые слова.

    • Наконец, мы рассмотрим некоторые типичные вопросы и комментарии, связанные с картированием идей.

    Обучение новому умению

    Хотела бы я сохранить копии своих первых карт идей. Они были ужасны. Жаль, что я не могу позабавить вас ими! Хотя с практикой они улучшились. Это удивительно – наблюдать, как навыки и стили со временем обретают форму. Оглянувшись назад и увидев прогресс, можно почувствовать удовлетворенность от достигнутого успеха. Я слышала, как некоторые скептики говорили: «Обучение картированию идей требует слишком много времени». Я не согласна. Картирование – это простой навык, которому можно быстро научиться. Сложность заключается в том, чтобы в течение долгого времени настойчиво и часто практиковаться, и тогда этот инструмент станет для вас таким же естественным, как написание заметок. Именно это совершенствование отнимает какое-то время и требует терпения.

    Одна моя знакомая научила меня играть в гольф, чтобы мы могли принять участие в корпоративном турнире. Она сама была новичком, но сумела весьма деятельно преподать мне свою версию ускоренного курса этой игры. В результате у меня появились некоторые плохие навыки. В течение последующих пяти лет я самоотверженными тренировками закрепляла эти навыки и удивлялась, почему мой результат не улучшается. Потом я вышла замуж за человека, влюбленного в гольф. Кевин записал нас на профессиональные уроки игры в гольф, в основном ради меня. Инструктор изменил мою стойку, способ держать клюшку и поставил мне свинг[13]. И это было только начало. Я была сбита с толку, чувствовала себя неуклюжей, а когда отыграла девять лунок, мой результат был хуже, чем до начала занятий! Я видела, что именно на этом этапе многие бросали гольф (или обучение любому другому умению), и сама тогда подумывала об этом. К счастью, я не оставила это занятие, но мой результат не улучшался до тех пор, пока новые приемы не стали для меня естественными и удобными. Мои результаты действительно улучшались (пусть немного) по мере того, как я практиковалась.

    Вы можете испытать нечто подобное при обучении картированию идей. Сделайте перерыв! Как давно вы делаете линейные записи? Так ли уж вы удивлены, что картирование идей кажется вам необычным? Сохраняйте спокойствие и будьте настойчивы. Результат этого стоит. Я советую вам сохранить свои первые карты и несколько других, составленных на пути вашего совершенствования. Документальная история роста вашего мастерства станет для вас источником вдохновения. Моя подруга, обучившая меня игре в гольф, не была для меня хорошим примером. Тогда как вы уже увидели великолепные примеры картирования идей в главах 6 и 7 (и увидите еще!). Составляющие формулы успеха, которых вам пока недостает, – это время и упорство.

    Урок 10: будьте терпеливы с собой. Вы обучаетесь новому умению!

    Ниже представлены примеры карт идей, выполненных двумя людьми. Думаю, начинающим составителям карт идей будет важно увидеть, как это умение развивается при условии его настойчивого применения. То, что кажется неудобным сегодня, завтра станет естественным. Эти карты должны вас ободрить. Люди, которые делятся своими картами, хотят показать вам некоторые из своих первых попыток, чтобы помочь вам в обучении.

    Путь Бет Шульц

    Бет Шульц имеет докторскую степень в области оптометрии, степень магистра в области клинической фармакологии, является доцентом и преподавателем Пенсильванского медицинского колледжа. Мы познакомились с Бет во время семинара по картированию идей, который я проводила почти для всего профессорско-преподавательского состава колледжа. (Наблюдайте прогресс карт Бет от рис. 8.1[14] до рис. 8.5.) Обратите внимание, как преображаются ее карты, начиная с первой (где она пишет сверху вниз, не использует изображения, не применяет цвет) и заканчивая последней (где более четкая иерархия; присутствуют изображения и цвет; творчески применяются схемы взаимосвязей и кодов для усиления активизации материала в памяти). Она кратко описывает каждую карту, а затем делится с нами своими мудрыми выводами по поводу своего обучения.


    Рис. 8.1. Химическая война

    Химическая война

    На этом этапе я слышала лишь описание концепции картирования идей от одного иностранного студента. Тогда я еще не прочитала ни одной книги о картировании, не знала его основных принципов, но подумала, что оно может быть полезным инструментом для обучения. Осваивая фармакологию для получения степени магистра, я проходила сложный курс под названием «Токсикология». Тема лекции по токсикологии, расположенная в центре карты идеи, – ««Вещества, применяемые в химической войне» (рис. 8.1). Профессор представил материал в хронологическом порядке, согласно истории применения. Нумерация этих главных событий отражает хронологический порядок. Например:

    1. Критерии разработки веществ для химической войны.

    2. Иприт.

    3. Вещества, разработанные Ли Льюисом (никогда не применялись – война закончилась).

    4. Нервно-паралитические газы.

    5. Фосген.

    Очевидно, я усвоила информацию, так как получила на экзамене ««5+»! Вот некоторые ключевые моменты картирования идей, которым я обучилась на этом примере.

    • Необходимо использовать БОЛЬШИЕ буквы для главных ветвей, чтобы отличать их от ответвлений.

    • Важно использовать одно слово или короткие фразы для каждой из ветвей, чтобы сжимать информацию из предложений в ключевые идеи.

    Антигистаминные средства

    Получив степень магистра, я начала преподавать фармакологию в Пенсильванском медицинском колледже. Антигистаминные средства были темой одной из первых лекций, которые я прочитала студентам. Я составила эту карту (рис. 8.2) для выделения тезисов лекции и ее проведения. Карта идеи раскрывает тему ««Применение антигистаминных средств для лечения аллергии».

    Гистамин высвобождается из тучных клеток[15], поэтому я нарисовала изображение тучной клетки в виде флага, развевающегося на мачте лодки[16]. От «флага» тучной клетки отходят три главные ветви, соответствующие типам антигистаминных средств. Типы HI, H2 и H3 соответствуют типу гистаминового рецептора, с которым они связаны. HI связан с кровеносными сосудами, поэтому изображен красный круг; H2 связан с париетальными клетками желудка, поэтому изображен желудочно-кишечный тракт; а H3 связан с центральной нервной системой – поэтому изображен головной и спинной мозг. Четвертая главная ветвь представляет стабилизаторы тучных клеток, которые также применяются для лечения аллергии путем предотвращения высвобождения гистамина из тучных клеток.

    Вот некоторые ключевые моменты картирования идей, которым я обучилась на этом примере.

    • Важно применять цвет для того, чтобы отличать различные темы.

    • Рисовать крайне полезно. Так мы приводим в действие механизм активизации в памяти мельчайших подробностей материала.


    Рис. 8.2. Антигистаминные средства


    Рис. 8.3. Антианемические средства

    Антианемические средства

    Эта карта была создана сразу после карты ««Антигистаминные средства». Мне доставляло удовольствие картирование моих лекций, в отличие от написания традиционного конспекта. Ведь именно благодаря картированию я могла проявить безграничную фантазию с использованием цвета, рисунков и установить четкие связи с другими курсами и преподавателями через обращение к основополагающим понятиям.


    Рис. 8.4. Антигипертензивные средства


    Казалось, что традиционные конспекты ограничивали мои идеи, уменьшали возможности подачи материала аудитории, а также изолировали мою тему от материалов других преподавателей, хотя наши курсы были тесно связаны. Оказалось, что по моим картам можно легко создавать документы Word с тезисами по теме и проводить лекции, используя Power Point. Эта карта идеи отражает лечение анемии согласно типу анемии или другим патологическим изменениям крови. Например, главные ветви включают: железо-дефицитную анемию, фолиеводефицитную анемию, В12-дефицитную анемию, вызванную дефицитом эритропоэтина анемию и серповидно-клеточную анемию. Для каждого типа анемии существует соответствующий тип лечения, которое обеспечивает замещение или восполнение дефицита.

    Вот некоторые ключевые моменты картирования идей, которым я обучилась на этом примере.

    • Важно подавать главные идеи вместе с рисунком, чтобы подчеркнуть, что все остальное выходит за рамки данной темы.

    • Я интенсивно использую созданную мной систему цветовых кодов для представления общих областей знаний. Описания характеристик лекарственных средств создаются согласно разделам фармакологии: фармакодинамики, фармакокинетики, терапевтическим применениям, а также побочным эффектам воздействия препарата. Для каждой из областей я выделила определенный цвет, чтобы усилить активизацию материала в памяти.

    Антигипертензивные средства

    Я составила эту карту (рис. 8.4) для своей следующей лекции. Центральная идея заключается в том, что изменения периферического кровеносного сосуда могут привести к гипертонии (повышению кровяного давления). Поэтому я нарисовала кровеносный сосуд с этой патологией. Внутри кровеносного сосуда я нарисовала ступени, чтобы отобразить различные уровни гипертонии в соответствии с показателями кровяного давления. С учетом этой проблемы все главные ветви, отходящие от кровеносного сосуда, соответствуют различным категориям лекарств, которые применяются для лечения гипертонии, контролируя состояние кровеносных сосудов.

    Вот некоторые ключевые моменты картирования идей, которым я обучилась на этом примере.

    • Размер шрифта играет важную роль для разграничения главных ветвей (больший шрифт) и ответвлений (меньший шрифт).

    • Применение накладывающихся цветов позволяет выделить названия с одинаковым суффиксом. Поскольку названия лекарственных средств одной категории часто содержат один и тот же суффикс, общий цвет позволяет активизировать их в памяти как входящие в одну категорию.


    Рис. 8.5. Антиангинальные средства

    Антиангинальные средства

    Через месяц после проведения лекции по антигипертензивным средствам я должна была провести другую лекцию – по антиангинальным средствам. Я прочла дополнительную литературу по картированию идей, чтобы освоить больше методов для более эффективного запоминания материала самой, и помочь студентами.

    В качестве центрального изображения карты по антиангинальным средствам (рис. 8.5) я нарисовала верхнюю часть туловища. Внутри грудной клетки расположено сердце, которое болит из-за недостатка кислорода, причина которого – атеросклероз и (или) коронарная болезнь. Под причинами расположены типы стенокардии. Над сердцем, отходя от плеч, представлены два подхода, применяемые для лечения сердечной недостаточности: снижение нагрузки на сердце и повышение поступления кислорода. От них отходят лекарственные средства, которые используются при каждом из этих подходов. Над шеей нарисован язык с бутылочкой, чтобы показать, что эти средства обычно помещаются под язык для быстрого облегчения боли в грудной клетке. Более того, цепи связывают несколько лекарственных средств, которые применяются в сочетании друг с другом.

    Вот некоторые ключевые моменты картирования идей, которым я обучилась на этом примере.

    • Удобнее (для вашей шеи) вписывать все ветви горизонтально, а не поворачивать страницу так, что в результате ветви располагаются вверх тормашками!

    • Можно соединять идеи, расположенные даже на противоположных сторонах карты, нарисовав простой соединяющий объект, например цепь.

    • Использование многих цветов для центрального изображения может подчеркнуть его значение. Я обнаружила, что активизация в памяти происходит эффективнее, если воспринимается рисунок, а не слово. Поэтому я рисовала изображения для описания всех механизмов болезней, механизмов воздействия лекарственных средств, процесса контроля над этими средствами, а также побочных эффектов воздействия препаратов.

    Недавно я посетила Пенсильванский медицинский колледж еще раз. На этот раз я проводила семинар по картированию идей для студентов первого курса. Им необходимо усваивать колоссальный объем информации, и мы знали, что картирование идей поможет им в этом. Бет присоединилась ко мне в качестве приглашенного лектора и представила студентам эту серию карт. Теперь студенты составляют карты идей, задавая Бет множество вопросов и требуя, чтобы Бет и другие преподаватели этого колледжа делились с ними картами идей как одной из составляющих лекций.

    Путь Дебби Шоулер

    Дебби Шоулер – преуспевающий экономист, специализирующийся на анализе деловой активности; она работает в Торонто (Канада) на крупную компанию, которая занимается информационными технологиями. Я познакомилась с Дебби в 1991 году, когда проводила в Канаде тренинг по лидерству. Мы снова встретились с Дебби в июне 1992 года, когда она посетила один из моих семинаров «Вопросы интеллекта». Главными темами этого семинара были обучение, творчество и картирование идей. Это был один из моих первых семинаров по этой теме. Видя, как она обучается и какие необычные карты идей составляет, я решила поддерживать с ней связь. Путь Дебби я наблюдала более четырнадцати лет.

    Было сложно решить, в какую часть книги поместить ее рассказ, чтобы он произвел на читателя наибольшее впечатление. Дебби – одна из лучших составителей карт идей в режиме реального времени, которых я когда-либо видела (вы узнаете больше об этом умении из главы 13). Ее художественные способности развились удивительным образом. Она освоила искусство применения техники картирования идей и обучение ей, и я высоко ценю мудрые слова, которыми она поделится с вами. Знакомьтесь с моим другом Дебби (см. рис. 8.6–8.10 по мере описания ею своих карт).

    Применение техники картирования идей

    Сказочный путь! Я смотрю на эту раннюю карту (рис. 8.6), и она уносит меня на семинар «(Вопросы интеллекта», который я посетила в качестве участника в 1992 году. Вскоре после этого я составила эту карту и использовала ее на кодоскопе[17], чтобы поделиться своими способами применения техники картирования идей с участниками следующего семинара по этой теме. Угловатая, жесткая и ограничивающая – вот эпитеты, которыми я охарактеризовала бы эту раннюю карту, сравнивая ее со стилем, сформировавшимся у меня позже.



    Рис. 8.6. Применение техники картирования идей


    Единственный цвет, использованный на этой карте помимо черного, – это легкий розовый, добавленный к центральному изображению. Линии очень прямые, а некоторые расположены вверх тормашками. Изображений совсем немного по сравнению с сегодняшним стилем Дебби. Перейдем к следующей карте из ее серии.

    Презентация ознакомительного курса

    Эта карта (рис. 8.7) была составлена для презентации, которую я подготовила по результатам семинара ««Вопросы интеллекта» с применением техники картирования идей. Я использовала карту, чтобы ориентировать аудиторию в содержании. Линии все еще прямые, но я добавила больше цвета. Я не придерживалась единого цвета для одной ветви. Тогда еще я не знала о преимуществах соблюдения этого правила. Здесь все еще мало рисунков.


    Рис. 8.7. Презентация ознакомительного курса

    Карта текущих дел

    Это карта идеи того, что мне нужно было сделать в течение одного дня (рис. 8.8). Ее отделяет сотня других карт от представленных выше, и вы видите, насколько веселее и органичнее стал стиль. Центральное изображение – сирень, потому что она цветет здесь в мае. Можно отметить лучшее применение цвета и увеличение количества рисунков. Сейчас я чувствую себя по-настоящему уверенной!


    Рис. 8.8. Карта текущих дел

    Книга «Будущее индивидуального общения»

    Необходимость учить и усваивать большие объемы информации привела меня к составлению многих карт по книгам и текстовым документам. Применение этого инструмента совместно с техникой скорочтения оказалось мощной комбинацией, при помощи которой я составила много ценных для меня карт. Я использовала их в качестве справочного материала, а также для усвоения большого объема информации. Этот пример – карта идеи по книге Дона Пепперса и Марты Роджерс ««Будущее индивидуального общения» (рис. 8.9). На одном листе карты отражены десять глав и более 344 страниц информации. Я применила цветовой код для тех страниц, которые, как я полагала, могут пригодиться мне в будущем.



    Рис. 8.9. Книга «Будущее индивидуального общения»

    .

    Видение корпоративного развития

    Видели ли вы когда-нибудь концепцию развития организации, представленную в виде карты идеи? Эта карта (рис. 8.10) отражала основные ценности, стратегии действий и коммерческую сторону деятельности организации. Она использовалась в качестве основного средства передачи информации с целью общего усвоения и поддержания этого видения. Копия карты была предоставлена членам команды этой организации. С 1992 года и до сегодняшнего дня картирование идей было инструментом, который я часто применяла в своей личной и профессиональной жизни. К настоящему моменту я составила тысячи карт идей и не могу припомнить хотя бы две абсолютно идентичные. С помощью карт я составляла бизнес-планы, покупала недвижимость, планировала свой день, систематизировала свои мысли, а также решала множество мелких и крупных задач, которые ставила передо мной жизнь. Составление каждой карты – это увлекательный и обучающий процесс. Я научилась слушать и выделять ключевые слова или фразы, которые охватывают суть рассматриваемого предмета. Со временем я стала инструктором по картированию идей и главным тренером по этой технике для своего работодателя. Это дало мне возможность поделиться выгодами, получаемыми при использовании этого удивительного интеллектуального инструмента, а также расширить круг людей, применяющих его! Сегодня мои карты более креативные, плавные, они с юмором отражают идеи. Я знаю, что это самое игривое проявление моего мозга и его безграничных возможностей. Я с нетерпением жду, что же мне принесет следующая тысяча карт!


    Отметьте разницу между первой картой идеи Дебби и последней, изображенной на рис. 8.10. Она перешла от черно-белых карт к цветным, от отсутствия рисунков – к картам, практически полностью состоящим из рисунков, от линейного вида – к естественному. За многие годы использования техники картирования идей карты Дебби и их применение охватили огромные объемы сложной информации. Глядя на эти карты, человек, только начинающий картировать идеи, может испытать чувство робости. Не забывайте, что Дебби (а также некоторые из тех, чьи карты представлены в этой книге) практиковала эту технику в течение четырнадцати лет. Будьте терпеливы. Это долгий путь.


    Рис. 8.10. Видение корпоративного развития

    Кэри Гроу

    Моим самым первым клиентом была Ассоциация американских банкиров (ААБ), которая находится в Вашингтоне. Я познакомилась с Кэри на самом первом семинаре из тех, что я провела для этой организации. Она была исполняющей обязанности директора ААБ и, по ее утверждению, скептиком. Во время семинара я порекомендовала участникам отслеживать их прогресс в картировании идей при составлении первых ста карт. Кэри именно так и сделала. Ниже приводится описание пути, пройденного во время составления ее первых ста карт. Она прислала мне это описание всего лишь два месяца спустя после завершения семинара.

    С началом моего участия в семинаре в мае 1996 года моя жизнь кардинально изменилась. Я пришла на семинар, настроившись на очередную бессмысленную трату времени, и была готова к тому, чтобы по завершении занятия извиниться и заявить, что это было непродуктивно. Результат? Прежние устойчивые интеллектуальные схемы были разрушены, а предрассудки развеяны. Я пишу, чтобы поделиться этим удивительным преображением.

    Картирование идей оказалось тем золотым ключиком, с помощью которого я открыла для себя множество возможностей. По иронии судьбы, я с огромным нежеланием знакомилась с этим новым для меня интеллектуальным инструментом. С момента завершения занятий я закончила 65 карт из ста рекомендованных. И действительно, с практикой карты составляются легче. Картирование идей стало моим вторым «я», и теперь я картирую буквально каждое серьезное решение или задачу в моей жизни.

    Как я уже говорила, мне было непросто принять картирование идей, потому что привычка делать линейные записи укоренилась во мне очень прочно. Поначалу это казалось глупым и по-детски простым; но тихий голосок, прозвучавший в моей голове, не позволил бы мне признать эту технику недейственной, не предоставив ей шанса.

    Для начала я купила набор из 36 маркеров, заменив ими мою черную ручку и простой карандаш. Примерно на 16-й карте процесс трансформировался из глупого в развлекательный. На карте № 27 я почувствовала свободу. В этой карте реально и ощутимо отразились мои нереализованные мечты, скрытые на самом дне моего интеллектуального сундука с надеждами. С момента создания 27-й карты процесс перестал быть по-детски простым и стал вдохновляющим. Именно эта карта помогла мне осознать, что большинство моих ««ограничений» и страхов относительно собственных возможностей я навязала себе сама или же это следствие множества общественных стереотипов. А самым важным было то, что я опять начала расти как личность. Вместо того чтобы воспринимать себя наполовину завершенной, я начала видеть себя наполовину начатой. Карта № 27 позволила мне увидеть себя в семи новых профессиональных ипостасях. В карте № 28 я разработала программу семинара, который был продан уже через полторы недели после выхода в свет брошюры. Карта № 32 содержит концепцию профессионального консорциума, где люди со схожим образом мышления могли бы консультироваться с наставником и развивать сильные стороны друг друга. В карте № 38 воплотилась сокровенная мечта, реализации которой препятствовал мой страх. С семи лет я хотела стать писателем. Но страх непринятия, страх финансовой нестабильности, а также страх того, что у меня недостаточно таланта, убедил меня уже в раннем возрасте в том, что писательство – всего лишь несбыточная мечта. Кажется все, что я делала в своей жизни, было подготовкой к осуществлению этой мечты; я лишь ждала разрешения следовать своей мечте. Сейчас у меня уже есть черновой вариант моей книги. Я проконсультировалась с литературным агентом, а также с одним из самых популярных писателей по поводу моих возможностей. Я занялась исследованием конкретных документов, необходимых для создания рукописи.

    Картирование идей показало мне, что все выполнимо. Если разум может что-то придумать, это можно картировать, а если это можно картировать, значит, можно и воплотить.

    Кэри писала это, когда составляла карту № 65. В течение некоторого времени от нее не было никаких известий, а затем она позвонила мне и сообщила, что закончила карту № 100. Не помню, была ли это особенно подробная карта или нет. Я просто знаю: она ощущала, что достигла огромного успеха и сделала себе великолепный подарок. Обучаясь картированию идей, Кэри наблюдала не столько за тем, как со временем меняются карты, сколько за тем, как эта новая техника подводит ее саму к новым способам мышления. Я еще не встречала никого, кто приклеивал бы столько картинок на свои карты! Некоторые люди не остановятся ни перед чем, лишь бы добавить к своим картам рисунки!

    Посетите www.IdeaMappingSuccess.com, чтобы увидеть цветные версии карт, приведенных в этой главе.

    Вопросы и ответы

    В течение многих лет мне задавали самые разные вопросы, многие из которых время от времени повторялись. Вам это тоже может быть интересно, поэтому приведу эти вопросы и свои ответы на них.


    Вопрос 1. Не считаете ли вы, что есть определенный тип людей, которые более открыты для обучения этой технике?

    Ответ. Вероятно, это вопрос № 1. Часто люди склоняются к мысли, что картирование идей лучше всего подходит тем, кто по-другому обучается, у кого есть проблемы с обучением, кто принадлежит к другой культуре, кто моложе, кто является творческой личностью или относится к другой категории, любой, какую только можно придумать. Опираясь на пятнадцать лет своего опыта преподавания этой техники, за которые более 15 тысяч человек приняли участие в семинарах, могу определить только одну группу людей, которые более открыты для картирования идей, – те, кто стремятся узнать что-то новое. Я знаю, звучит просто, но это так. Это единственное отличие.


    Вопрос 2. Не кажется ли окружающим вас людям странным, когда во время встречи вы делаете записи цветными маркерами?

    Ответ. Это определенно вызывает у них интерес! Хотя карты притягивают внимание большинства людей. Цвета, изображения и краткое содержание на одной странице (потому что у них многостраничные записи!) привлекают их внимание. Вспоминаю одну свою встречу, которая произошла десять лет назад. Мы сделали перерыв, а когда я вернулась в комнату, то увидела, как четверо или пятеро человек окружили мою карту, расшифровывая содержание того, что мы успели обсудить к тому моменту.


    Вопрос 3. Сколько требуется времени, чтобы картирование идей стало естественным умением?

    Ответ. Это зависит от многого. Частота использования и разнообразие применения повышают уверенность в себе при картировании идей. Нельзя составлять одну карту в месяц и ожидать чуда. Такая частота применения недостаточна. Я рекомендую создавать несколько карт в неделю, пока процесс не станет более естественным.


    Вопрос 4. Ваш муж картирует идеи?

    Ответ. Да, он умеет это делать и делает, когда нужно. Поскольку он является официальным представителем индустрии ценных бумаг, все его презентации должны быть одобрены NASD[18], помимо обязательного одобрения Отделом по соблюдению правил[19].

    Картирование идей стало отличным дополнением, которое помогает ему систематизировать и подчеркнуть ключевые моменты при оформлении официального предложения.


    Вопрос 5. Почему я не слышал об этом раньше и почему это не преподается в школе?

    Ответ. Некоторые школы и преподаватели применяют разнообразные техники картирования. Чаще всего преподаватели используют более простой инструментарий, называемый «кластеризация». К сожалению, эта техника использует преимущества цвета и изображений и редко применяется к темам вне области лингвистических наук. Я думаю, главная причина того, что картирование идей не преподают и вы не слышали о нем, заключается в том, что этот инструмент еще недостаточно известен.


    Вопрос 6. При составлении карты по текстовому материалу вы сначала прочитываете все до конца или же картируете параллельно с чтением?

    Ответ. К письменным материалам я применяю многоуровневый подход. Я начинаю с того, что Ванда Норт называет «глубоким обзором» материала. Будь то книга или статья, я быстро просматриваю каждую страницу, отмечая текст или цифры, которые попадаются мне на глаза. Это дает мне представление о содержании, структуре и сложности материала. Это также позволяет мне принять решение, какими порциями читать и стоит ли читать вообще! Затем я создаю главные ветви. С этого момента я картирую параллельно чтению.


    Вопрос 7. Существуют ли какие-нибудь статистические данные об экономии времени, повышении продуктивности или о том, как эта техника помогла в обучении?

    Ответ. Имеются тысячи примеров экономии времени, повышения продуктивности и достижений в обучении. Я внимательно слежу за состоянием дел в организациях, в которых провожу свои семинары, на протяжении одного-двух месяцев после завершения тренинга. Собрав статистические данные и подведя итоги, я отправляю этот документ заказчику. Главное – располагать достаточным количеством участников, чтобы данные были статистически значимыми. Я составила подобные документы для многих клиентов. Ниже представлены объединенные общие результаты одного анкетирования, которые были заданы двадцати участникам, посетившим мой двухдневный семинар. Эта информация была собрана спустя 60 дней после завершения тренинга.

    Этот тренинг помог мне: (оцените каждое умение по шкале от 1 до 5, где 1 – совершенно не помог, 2 – не помог, 3 – нейтрально, 4 – помог, 5 – весьма помог).

    Развить творческие способности – 4,4

    Облегчить приобретение новых умений – 4,1

    Лучше делать записи – 4,7

    Развить навыки управления проектами – 4,1

    Получать больше удовольствия от работы – 4,1

    Повысить уверенность в себе – 3,9

    Находить решения методом мозгового штурма – 4,4

    Легче приспосабливаться к переменам – 3,5

    Развить навыки картирования идей – 4,9

    Систематизировать мышление – 4,7

    Повысить эффективность планирования – 4,5

    Повысить качество работы – 4,0

    Поднять производительность – 4,25

    Улучшить память – 4,2

    Повысить мотивацию – 4,1

    Разбивать проблемы на отдельные составляющие – 4,25

    Я лично была свидетелем потрясающего успеха, когда занималась с группой из 55 учащихся и 10 учителей средней школы Willow Run в городке Ипсиланти, штат Мичиган. Я встречалась с этой группой трижды в течение трех месяцев. Шарон Мэйнард, которая на тот момент была членом школьного совета, рассчитала средний балл успеваемости учащихся перед началом учебного семестра, а затем после его завершения. Средний балл вырос на полпункта.


    Вопрос 8. Как я могу обучить своих детей картированию идей и насколько взрослыми они должны быть?

    Ответ. Если дети умеют рисовать, у них есть все необходимые умения. Я не стала бы им это навязывать. Если они будут видеть, как вы составляете карту (особенно с использованием цветных маркеров), это подстегнет их любопытство. Как только они заинтересуются, пусть выберут тему. Это могут быть они сами, их хобби, семья, домашнее животное или то, что они делали в течение дня. Как и взрослые, дети могут немного растеряться, если рисунки у них не получаются, так что поддержите их, пусть будут терпеливы. Освоив что-то простое, они могут применить технику картирования идей для школьных занятий! Краткое изложение прочитанной книги, конспектирование уроков истории или иностранного языка – список возможностей безграничен.


    Вопрос 9. Какую самую необыкновенную карту идеи вы создали?

    Ответ. Я бы сказала, что для меня самой необычной картой идеи был план эвакуации во время урагана «Вилма». В октябре 2005 года я выдавала сертификаты группе из 17 инструкторов по картированию идей, которые прибыли во Флориду со всего мира. Прогноз погоды не давал полной уверенности в том, что нам не придется эвакуироваться. Какими должны быть обстоятельства, при которых эвакуация будет обязательной? Если нам придется эвакуироваться, куда мы поедем и как туда доберемся? Если мы останемся, как мы спланируем наше питание, обеспечение водой и связь с внешним миром? Была еще одна группа, которая должна была прибыть на тренинг на следующей неделе. На тот момент участники этой группы были в полете, они должны были прибыть во Флориду со всех уголков земли (из Австралии, Сингапура, Гонконга, Италии, Канады и США). Как бы мы сообщили тем, кто находится в воздухе, о нашем новом местонахождении после эвакуации? Следовало ли нам отменить этот семинар, учитывая, что люди готовились к нему не один месяц? Над этими вопросами я ломала голову, составляя карту идеи вместе с одним из участников.

    В конце концов мы решили не эвакуироваться, принимая во внимание имеющиеся обстоятельства, а также тот факт, что полиция не просила нас об этом. Выдача сертификатов продолжалась всю следующую неделю, хотя не было электричества и воды, потому что ураган оказался значительно сильнее, чем предполагалось. Нам был предоставлен потрясающий шанс для творчества, и каждый из нас навсегда запомнил этот незабываемый случай. Когда-нибудь я поделюсь нашим рецептом салата «Ураган»!

    Теперь нам предстоит более сложная работа. Следующая глава посвящена более высокому уровню применения техники картирования идей – процессу командного картирования. На рис. 8.11 представлено краткое изложение этой главы.


    Рис. 8.11. Краткое изложение главы 8








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке