• Виды визуальных средств
  • Статистические визуальные средства
  • Круговая диаграмма
  • Гистограмма
  • Классический график
  • Нестатистические визуальные средства
  • Суммирование пунктов
  • Образцы и иллюстрации
  • Символы
  • Способы демонстрации визуальных средств
  • Усиление предложения визуальными средствами

    Около 80% всей новой информации запоминаются человеком визуально. Видимые им объекты помогают наиболее достоверно, полно и быстро сформировать образ предлагаемого. Поэтому наиболее удобным для него является восприятие не словесной, а визуальной информации.

    Визуальные средства (объекты, которые человек непосредственно видит) устраняют необходимость длинного словесного объяснения. Они также упрощают восприятие информации, давая ее в наиболее сжатом и понятном виде. И кроме того, визуальные средства могут прояснить возможное недопонимание, а также дать клиентам картину связи приведенных агентом фактов с их специфическими интересами.

    Визуальные средства прекрасно помогают агенту при изложении его делового предложения. Глядя на демонстрируемые объекты, рекламодатель может вспомнить то, о чем уже говорилось ранее, точнее понять излагаемое в данный момент или предположить дальнейший ход событий.

    Если человек одновременно и слушает выступающего, и смотрит на визуальные средства, эффективность восприятия и запоминания информации значительно возрастает. Т.е. показ визуальных средств выразительнее слов, но еще выразительнее показ, сопровождаемый словесным комментарием.

    Пример. Агенту необходимо донести до клиента мысль, что его газета имеет наибольший тираж.

    Агент может просто сказать: «Наша газета имеет наибольший тираж – 150 000 экземпляров…»

    Восприятие этой мысли рекламодателем будет сильнее, если агент покажет ему ее визуально (на листе бумаги, на картинке, на экране и т.д.):

    «Наша газета имеет наибольший тираж – 150 000 экземпляров».

    И еще более сильно воздействие на клиента окажет агент, показав ему слова «Наша газета имеет наибольший тираж – 150 000 экземпляров» и повторив (или несколько интерпретировав) то же самое в слух:

    «Согласно официальным данным мы имеем самый высокий тираж – 150 000 экземпляров…»

    Однако не каждый объект может усилить восприятие информации, содержащейся в предложении агента. Для того чтобы визуальные средства являлись достаточно эффективными, они должны быть:

         • простыми;

         • четкими;

         • понятными;

         • визуально интересными.

    Все это относится как к содержанию, так и к форме визуальных средств.

    В распоряжении агента находится множество визуальных средств. Из всего арсенала он должен выбирать наиболее подходящие в каждой конкретной ситуации в зависимости от цели, формы, времени, места и сложности предстоящего изложения предложения.

    Чтобы правильно отобрать и использовать визуальные средства, важно знать весь арсенал, преимущества и недостатки каждого вида объектов в отдельности.

    Все визуальные средства можно разделить на две группы: по видам и по способу демонстрации.

    Виды визуальных средств

    Визуальные средства бывают двух видов:

         • статистические;

         • нестатистические.

    Статистические виды основываются на цифрах и служат для ясного показа связей между объектами или событиями. Нестатистические сообщают факты и мысли.

    Статистические визуальные средства

    Восприятие цифр для человека нелегкий процесс. Не стоит демонстрировать таблицы в процессе устного изложения предложения. Человек не может анализировать их быстро. Ему нужно обдумать их, сравнить различные данные. Если все же приходится прибегать к демонстрации таблиц во время встреч, то из общего массива информации следует выделять то, что интересно, цветом, тушевкой, кружками или жирными линиями.

    Например, у агента есть данные по тиражам стоимости рекламы и он хотел бы подчеркнуть СиПиТи одной из газет:


    Значительно удобнее для человека (а стало быть, и для клиента), когда цифры подаются более наглядно. Поэтому когда у агента есть много цифр, то их следует перевести в графики. Они подразделяются на три основных типа:

    круговая диаграмма (круг разделенный на сектора); 


    гистограмма (вертикальные или горизонтальные столбцы); 


    классический график (точки или линии между горизонтальной осью Х и вертикальной осью У):


    Круговая диаграмма

    Этот вид графиков наиболее удобен для сравнения компонентов одного целого. Можно показывать проценты, доли и части. Наиболее эффективно воспринимается круговая диаграмма, когда имеет не более пяти компонентов (два, три, четыре или пять).

    Построение круговой диаграммы начинают с показа самого важного компонента в верхней части круга. Все остальные части распределяются далее по часовой стрелке.

    По степени важности сегменты выделяются цветовой насыщенностью: самый важный – самый темный или самый яркий. Можно также и отделить самый важный элемент от всего круга («оторвать»).

    При нанесении пояснительных надписей важно следить за их ориентацией. Они должны быть написаны горизонтально, не под углом, затрудняющим их восприятие.

    Рассмотрим практический пример использования круговой диаграммы.

    Пример. Аудитория газеты «Утренние новости» имеет следующий состав (в %):

    Рабочие – 42%,

    Служащие – 20%,

    Предприниматели – 18%,

    Студенты – 7%

    Прочие – 13%.


    Соответственно этим данным агент выстраивает круговую диаграмму.

    Состав аудитории газеты «Утренние новости»

    Если для агента важно подчеркнуть, что предприниматели составляют 18% аудитории, то он предает круговой диаграмме другой вид – с «отрывом» сегмента.

    Состав аудитории газеты «Утренние новости»

    Допустим, что по степени важности для рекламодателя доля тех или иных представителей общества в аудитории газеты «Утренние новости» выглядит следующим образом (в %):

    Предприниматели – 18%,

    Студенты – 7%

    Служащие – 20%,

    Рабочие – 42%,

    Прочие – 13%.

    Соответственно и круговая диаграмма будет представлять состав аудитории по степени важности (по ходу часовой стрелки).

    Состав аудитории газеты «Утренние новости»

    Другие примеры использования круговых диаграмм. У агента есть данные, что тираж его национальной газеты по степени важности для рекламодателя распределяется следующим образом (в %):

    Москва – 35%,

    Петербург – 15%,

    Западная часть России – 30%,

    Восточная часть России – 20%

    Соответственно этим данным агент выстраивает круговую диаграмму.

    Распределение тиража газеты N.

    У агента есть следующие данные о доле рынка, которую имеет рекламодатель – фирма А и его конкуренты – фирмы Б и В:

    А – 24%, Б – 39%, В – 37%.

    На основе этих данных он создает такую круговую диаграмму:

    Распределение рынка между компаниями

    Гистограмма

    Этот вид графиков наиболее удобен для сравнивания отдельных величин. Гистограмма бывает горизонтальной и вертикальной. Каждый столбец в ней показывает различные пункты.

    Длина столбца указывает на важность пункта. Последовательность же столбцов – на важность рассматриваемых величин, а также на положение относительно рейтингов, времени, алфавитного порядка и т.д.

    В связи с особенностями зрения, человек легче воспринимает горизонтальные гистограммы. Поэтому при изложении своего предложения клиенту, агенту лучше использовать именно горизонтальные гистограммы.

    Пример, у агента есть данные по тиражам его газеты «Утро» и газет конкурентов «Рассвет», «Закат», «День России», «Подмосковные вечера», «Сумерки» и «Ночная жизнь»:

    «День России» – 205 000

    «Закат» – 265 000

    «Ночная жизнь» – 27 000

    «Подмосковные вечера» – 75 000

    «Рассвет» – 210 000

    «Сумерки» – 185 000

    «Утро» – 250 000

    В соответствии с этими цифрам он выстраивает гистограмму, наглядно показывающую второе место газеты «Утро» и ее значительное преимущество над другими газетами. (Газета агента не всегда является абсолютным лидером по тиражу. В данном случае, например, агенту важно было подчеркнуть, что его газета один из лидеров. И, видимо, в дальнейшей своей работе с клиентом он будет опираться на другие данные – по аудитории, региону распространения и т.д., – которые помогут ему опередить единственного конкурента по тиражу: газету «Закат».)

    Тиражи общественно-популярных газет

    Другой пример. У агента есть данные расходов рекламодателя А и его конкурентов Б, В, Г за последние два года на рекламу в газете «Утро» (в руб.):


    Агент выстраивает соответствующую гистограмму.

    Расходы на рекламу в газете «Утро» за последние два года

    Еще пример. У агента есть следующие данные а распределении бюджета рекламодателей по средствам массовой информации (в %):



    На основании этих цифр агент может подготовить гистограмму следующего вида.

    Распределение рекламного бюджета

    Классический график

    Этот вид графиков позволяет рассматривать различные показатели в зависимости от времени, а также выявлять тенденции. В классических графиках хорошо видны объясняемые процессы (рост, падение, колебание).

    Обычно по вертикальной шкале классических графиков обозначаются деньги, а по горизонтальной – время.

    Если в таком графике одновременно изображается несколько линий, то стоит делать их визуально отличными. Этого легко достичь, применяя различную толщину линий, меняя их цвет или тип.

    Например, у агента есть данные по объемам продаж рекламодателя за апрель-октябрь (в руб.):

    Апрель – 210 000

    Май  – 215 000

    Июнь  – 210 000

    Июль – 150 000

    Август – 100 000

    Сентябрь – 180 000

    Октябрь – 205 000 

    Используя эти данные агент строит следующий классический график.

     Объем продаж по месяцам

    Другой пример. У агента есть данные по объемам продаж рекламодателя (А) и его конкурента (Б) в период апрель-октябрь:

    Агент готовит следующий классический график.

     Объемы продаж А и Б

    Еще пример.

    У агента есть данные по динамике тиражей его газеты «Новость дня» и газет – конкурентов «Знамя», «Местные вести». 

    На основании этих данных агент выстраивает классический график.

     Динамика тиражей основных местных газет

    Нестатистические визуальные средства

    Нестатистические средства включают все виды иллюстрирования, не содержащие цифр. В большинстве своем они помогают представить мысли, которые легче всего понять именно с помощью визуального восприятия.

    Нестатистические средства распределяются на три группы:

    1. Суммирование пунктов.

    2. Образцы и иллюстрации.

    3. Символы.

    Суммирование пунктов

    Суммирование пунктов применяется для того, чтобы обобщить приведенные ранее факты и помочь клиенту ориентироваться по ходу предложения.

    Это несложный и достаточно дешевый вид визуальных средств. В процессе подготовки суммирования пунктов всегда можно использовать компьютер или печатную машинку. Если есть навыки черчения или хороший почерк, то можно воспользоваться карандашами, фломастерами и т.д.

    Пример суммирования пунктов.


    «Газеты – лучшее рекламное средство сегодня:

    1. Недорого.

    2. Подробно.

    3. Нацеленно.

    4. Вариативно.»


    Другой пример.


    «Вечерние новости» – наиболее подходящий рекламоноситель:

    самая многочисленная аудитория потребителей,

    самые дешевые расценки,

    самый низкий СРТ.»

    Суммирование пунктов выступления должно быть именно визуальным средством, а не письменным рассказом. Для того чтобы это было именно так, в суммировании используется заголовок плюс максимум шесть машинописных строк. При этом на одной строке размещается максимум до шести слов.

    Максимально:



    – – – – – –

    – – – –

    – – – – – –

    – – – – –

    – – – – – –

    – – – – –

    Особое внимание при суммировании следует уделить заголовку. Цель заголовка – указать наиболее важные заключения. Наилучшие заголовки те, что суммируют, обобщают сказанное или делают из него вывод.

    Примеры. «Лидер среди местных рекламоносителей»;

    «Основные пути повышения эффективности рекламы»;

    «Точное попадание в целевую аудиторию».

    И т.д.

    Образцы и иллюстрации

    Люди любят видеть собственными глазами и трогать собственными руками оригинал вещи, о которой идет разговор. Поэтому агенту всегда стоит показывать и давать в руки клиента образцы своего рекламного товара.

    Такими образцами могут быть:

    собственно газета (ее различные выпуски, в зависимости от дня недели издания);

    специальные приложения;

    отдельные оригинал-макеты рекламных объявлений;

    официальные расценки;

    различные исследования;

    различные материалы (буклеты, проспекты, брошюры, каталоги и т.д.);

    фирменные сувениры

    и т.д.


    Если нет возможности принести какой-либо объект с собой в виде образца, то агент демонстрирует его в виде иллюстрации. При общении с клиентом всегда оказываются не лишними фотографии офиса газеты, ее типографии, редакции, рекламной службы, главного редактора и директора по рекламе, других рекламодателей.

    Полезны также фотографии награждения газеты какими-нибудь официальными наградами. Или фотографии работников газеты с официальными представителями администрации, известных общественных организаций, деловых кругов и т.д.

    Как правило, в распоряжении агента есть набор иллюстраций, специально приготовленный рекламной службой газеты. Они могут быть самых различных размеров (от формата плаката до календарика). Цветные иллюстрации практически всегда предпочтительнее черно-белых.

    Если есть выбор между фотографическим и рисованным изображением, следует отдать предпочтение фотографиям. Они несут больший оттенок достоверности, чем рисунки. В общем случае фотография произведет на клиента более сильное впечатление, чем рисунок.

    Вместе с тем если агент будет использовать в иллюстрациях юмор, то рисунок может быть достаточно эффективен.


    Примеры иллюстраций к информации, излагаемой агентом:

    Символы

    Символы обычно приводятся для упрощения или объяснения трудных мыслей. Подчас мы даже не замечаем, как их используем. Настолько прочно они вошли в жизнь, в сферу общения. Так, изображение игольного ушка символизирует сложность задачи. Качели – прямую связь между двумя процессами. Круг – замкнутость процесса. Циферблат – время. И т.д.

    Агент, иллюстрируя свое предложение, может использовать самые различные символы. Если он говорит о прибыли, то может привести знак $ (доллар). Если речь идет о зимнем периоде года, то можно подчеркнуть это символом «снежинка» – (. И т.д.

    Общие рекомендации по работе со статистическими и нестатистическими визуальными средствами

    Подходы к использованию визуальных средств отличаются от словесного искусства. Визуальные средства требуют меньше деталей, меньше слов, больше знаков, простую композицию и крупные выделяющиеся слова.

    Использование цвета в них всегда пойдет на пользу дела. В качестве фона, основы, подложки лучше брать белый, а по нему делать цветные надписи или рисунки.

    Визуальное средство в целом, а также все его детали в отдельности должны быть хорошо различимы.

    В визуальных средствах не следует прибегать к аббревиатуре, жаргону, просторечию и прочему, что может быть не понято или будет отвлекать внимание клиента от сути показа.


    Бланк, который можно использовать для работы с визуальными пособиями:

    ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

    Предложения или ссылки, которые будут проиллюстрированы

    1. _______________________________

    2. _______________________________

    3. _______________________________


    Предложения, требующие использования статистических визуальных средств

    1. _______________________________

    2. _______________________________

    3. _______________________________


    Предложения, требующие использования нестатистических визуальных средств

    1. ________________________

    2. ________________________

    3. ________________________


    Вид статистического визуального средства для соответствующего предложения

    1. _______________________

    2. ________________________

    3. _______________________


    Вид нестатистического визуального средства для соответствующего предложения

    1. _______________________

    2. _______________________

    3. _______________________


    Набросок статистического визуального средства для соответствующего предложения:

    1.

    2.

    3.


    Набросок нестатистического визуального средства для соответствующего предложения:

    1.

    2.

    3.

    Пример визуальных средств по предложению.

    ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА по предложению компании «Барокко»

    Предложения или ссылки, которые будут проиллюстрированы

    По данным исследования компании «Медиа Рисерч» газета «Вечерние новости» имеет самую большую аудиторию женщин среди всех газет города – 15 000 человек. Это почти в три раза больше аудитории «Газеты для женщин». Если сравнить официальные расценки, то легко заметить, что стоимость рекламы в «Вечерних новостях» значительно меньше, чем у «Газеты для женщин». Стоимость объявления размером 1/8 полосы для тысячи женщин

    в «Вечерних новостях» – 83,3 рубля,

    в «Газете для женщин» – 140, 3 рубля.

    Предложения, требующие использования статистических визуальных средств

    По данным исследования компании «Медиа Рисерч» газета «Вечерние новости» имеет самую большую аудиторию женщин среди всех газет города – 15 000 человек. Это почти в три раза больше аудитории «Газеты для женщин». Если сравнить официальные расценки, то легко заметить, что стоимость рекламы в «Вечерних новостях» значительно меньше, чем у «Газеты для женщин». Стоимость объявления размером 1/8 полосы для тысячи женщин

    в «Вечерних новостях» – 83,3 рубля,

    в «Газете для женщин» – 140, 3 рубля.

    Вид статистического визуального средства для соответствующего предложения


    Набросок статистического визуального средства для соответствующего предложения:

    Вопросы, с помощью которых агент может оценить свою работу над вспомогательными визуальными средствами:

         Являются ли наглядные пособия четкими, простыми, доступными, визуально интересными?

         Оправдано ли использованы статистические и нестатистические визуальные средства?

         В круглой диаграмме используется не более пяти компонентов?

         Сегменты расположены по часовой стрелке, начиная с самого важного?

         Самый важный сегмент начинается на отметке 0 (12 часов на циферблате)?

         Длина столбцов гистограммы указывает на важность их параметров?

         Выстроены ли столбцы по важности, по рейтингу, в алфавитном, временном или ином порядке?

         Классический график иллюстрирует тенденции во времени?

         Расположены ли деньги на вертикальной шкале и время – на горизонтальной?

         Суммирования пунктов имеют заголовок и не более шести машинописных строк?

         В каждой строке не более шести слов?

         Используются ли простые и понятные образцы и иллюстрации?

         Продуманно ли используются рисунки и фотографии?

         Использован ли цвет?

         Используются ли символы для упрощения восприятия?

    Способы демонстрации визуальных средств

    При подготовке к использованию визуальных средств агенту необходимо выбрать из них наиболее подходящие с точки зрения как силы воздействия на клиента, так и удобства пользования, обслуживания, уместности в конкретной ситуации.

    Визуальные средства можно демонстрировать с применением специальных технических средств или без них. В разных случаях эффективность их использования будет зависеть от массы различных обстоятельств, таких, как:

         численность аудитории,

         состав аудитории,

         место демонстрации,

         освещенность места демонстрации,

         акустика на месте демонстрации,

         наличие необходимых коммуникаций на месте демонстрации,

         простота изготовления визуальных средств,

         простота их использования,

         удобство их использования,

         стоимость изготовления визуальных средств,

         удобство их транспортировки,

         «время жизни» визуальных средств

    и т.д.


    У каждого простого и сложного способа демонстрации визуальных средств есть свои преимущества и недостатки, которые продавец рекламы должен хорошо себе представлять. Прежде чем принять решение об использовании того или иного средства в общении с клиентом, агент должен серьезно взвесить все «за» и «против», выбрать действительно самое удобное и самое эффективное для конкретного случая.


    Доска для мела. Достоинства. Вполне традиционный и хорошо воспринимаемый вид визуального средства. Часть информации можно нанести заранее, в том числе цветными мелками. Можно использовать по ходу выступления. Ошибки на такой доске легко исправляются. Стоит она немного или вообще ничего не стоит.

    Недостатки. Традиционность навевает скуку. На рисунки и записи уходит много времени. Самое главное: не во многих современных офисах есть доски. Транспортировать же их нецелесообразно.


    Доска с перекидывающимися или отрывными листами. Достоинства. Можно использовать цветные фломастеры. По сравнению с доской для мела чаще встречается в офисах. Можно достаточно легко транспортировать и использовать свою собственную. Значительный объем информации можно нанести заранее.

    Недостатки. На рисунки и записи уходит много времени.


    Проектор. Достоинства. Материалы быстро и экономично готовятся, в ручную или на компьютере, на офисном копировальном аппарате. Используется при нормальном комнатном освещении. Легко переносится и хранится. Изменения, дополнения, удаления возможны в процессе выступления. Возможно детальное иллюстрирование. Удобно для аудитории практически любого размера.

    Недостатки. Проектор может быть большим, тяжелым и может блокировать взгляд. Изображение может искажаться по краям. Сам проектор может оказаться расстроенным в самый неподходящий момент. При работе с проектором приходится отворачиваться от аудитории. Постоянно необходимо контролировать очередность показа материалов.


    Матовый проектор. Достоинства. Проецирует отражение пособия.

    Недостатки. Специальный проектор тяжело найти. Необходимо использовать в темной комнате, что обычно раздражает аудиторию.


    Слайды. Достоинства. Удобны для хранения и транспортировки. Проекторы для слайдов быстро и легко обслуживаются. Слайды обладают высоким воздействием на аудиторию. Более выгодны, чем цветные фотографии. Долго сохраняются.

    Недостатки. Затемненная комната затрудняет визуальный контакт и письменные записи, ведение возможной дискуссии. Загруженные один раз слайды делают невозможными изменения в течение показа. Подготовка слайдов может оказаться дорогой. Для фотопроцесса требуется дополнительное время.

    При загрузке слайдов в проектор можно легко перепутать ориентацию и показать иллюстрацию вверх ногами, что позабавит и наверняка собьет аудиторию с делового настроя.


    Диапроектор. Достоинства. Катушки пленки легче готовить, загружать и хранить, чем отдельные слайды. Они достаточно экономичны при частом использовании одних и тех же материалов. Можно подобрать специальное звуковое сопровождение, которое усилит восприятие.

    Недостатки. Требуется специальный проектор. Ограничена вариативность иллюстраций (порядок их показа зафиксирован раз и навсегда).


    Видеоаппарат. Достоинства. Использует цвет, движение, возможность взглянуть на предмет с разных точек. К видеоизображению аудитория проявляет большой интереса.

    Недостатки. Тяжел. Требует внимания при транспортировке. Случается, что аудитория фокусируется на пособии больше, чем на агенте. Высокая стоимость и длительное время проецирования. Затруднен повторный просмотр.


    Переносной компьютер. Достоинства. Позволяет показывать как отдельные иллюстрации, так и ряд статичных или подвижных объектов. Особенно эффективен при использовании специальных презентационных компьютерных программ, позволяющих проецировать изображение на большой экран с помощью специального проектора.

    Недостатки. Высокая стоимость. Определенная сложность и временные затраты в подготовке программы, требующей совмещения с другими техническим средствами.


    Образцы. Достоинства. Имеют высокую степень воздействия на аудиторию благодаря наглядности и натуральности.

    Недостатки. Могут быть дорогостоящими и требовать длительной подготовки.

    * * *

    При работе с визуальными средствами важно помнить, что они должны усиливать предложение, но не заменять его. То есть информация, излагаемая агентом, должна оставаться достаточно важной и убедительной и без визуальных средств.

    При выборе визуального средства (если это не принципиально), всегда лучше остановиться на менее сложном. Чем проще – тем лучше.

    Перегруженное визуальными средствами предложение смущает и сбивает с толку слушателей, мешает восприятию, вытесняет самого агента из активной информационной зоны.

    При работе с одним клиентом (или с двумя-тремя его представителями) лучше обходиться без технических средств, используя лишь простейшие иллюстрации и образцы.

    (Однажды, я наблюдал действия агента, имеющего свой собственный компактный проектор в виде чемоданчика. Агент им очень гордился и брал его практически на все встречи. Гордо включал. Партнер заинтересовано смотрел на изображение. Но оказывалось, что у агента на все переговоры есть только две схемы, которые и высвечивались несменяемо до конца встречи. И мне, и клиенту, я думаю, было не понятно: зачем же агент тащил этот аппарат. Из-за этих двух схем?)








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке