• 1. Стимулирование и стремление к порядку
  • 2. Воспитание характера в младенчестве
  • 3. Творчество и навыки
  • Часть 4. Принципы воспитания

    1. Стимулирование и стремление к порядку

    Интерес — лучшее побуждение

    Двух— и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного «Я», которое не терпит никакого насилия.

    Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать всё, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трёх месяцев ребёнок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждёт, чтобы нетерпение ребёнка достигло апогея и только тогда даёт ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий — 6 месяцев.

    Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение — худший способ обучения. Если у ребёнка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребёнка, — пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребёнка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей — подготовить ребёнка к обучению.

    Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребёнка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

    Ребёнку нравится всё ритмичное

    В Америке есть необыкновенно популярная пластинка с уроком английского языка. Текст в стихах про лису сопровождается такой ритмичной музыкой, что даже взрослые, вроде меня, начинают пританцовывать. И слова сами собой запоминаются под ритмичную музыку. Запоминание происходит само собой, под музыку, без специальной тренировки или зубрёжки. К сожалению, в Японии не разработана техника обучения языку под музыку. Успехи в раннем обучении языку в США стали возможны именно благодаря тому, что ребёнка пытаются заинтересовать, а не заставить.

    Большинство из нас отрицательно реагируют на слово «учиться». Мы заранее настроены отрицательно, поскольку учёба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А между тем учёба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы сделаем большие успехи. Так, сын одного монаха без труда выучил все сутры, которые каждое утро распевал его отец. Сутры распевают под звуки гонга, поэтому мальчику не трудно было их запомнить. Но если бы его просто заставляли учить их наизусть, это была бы для него очень трудная задача.

    Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным

    Вы будете ругать ребёнка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это нехорошо? Для вас «хорошо» или «плохо» зависит от вашего личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у маленького ребёнка нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои. Если его как следует отругают, он, возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать неприятных последствий. В то же время этот эпизод может убить в нём зарождающееся стремление к творчеству.

    Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребёнка, как «хорошо» и «плохо», и пришёл к выводу, что «хорошо» для ребёнка — это то, что интересно и увлекательно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему они дали увести себя незнакомым людям, несмотря на все предупреждения, они объясняли: «С ним было интересно». Похитители детей, по всей видимости, хорошо знают психологию ребёнка. Они умеют его заинтриговать и знают чем привлечь. Маленький ребёнок, считая, что всё, что интересно, то и хорошо, следует за похитителем, ничего дурного не подозревая.

    Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребёнок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» — это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».

    Например, вы постоянно укоряете ребёнка за плохую игру на скрипке или за недостаточно беглое чтение. Ребёнок начинает воспринимать весь процесс обучения как нечто доставляющее только страдания и соответственно как нечто плохое. Многие из нас с детства ненавидят музыку или уроки английского языка только потому, что они ассоциируются с неприятными ощущениями.

    Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребёнку своё понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда плохо. Способности вашего ребёнка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться методами похвалы и порицания.

    Интерес ребёнка нуждается в подкреплении

    Конечно, интерес — это лучший стимулятор в воспитании ребёнка. Но здесь есть одна проблема: интерес ребёнка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно его возрасту, и попытки насильно удержать его внимание на чём-то одном могут иметь обратный эффект. Любопытство ребёнка — важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития.

    И всё-таки я бы не рекомендовал предоставлять ребёнку полную свободу. Для него одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния называется аутизмом) и разбрасываться из-за неспособности сосредоточиться на чём-либо долго. В результате он может вырасти легковесным человеком.

    Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребёнок всё время находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему всё-таки необходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребёнка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьётся во что-то серьёзное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребёнка могут развиться в способности, но во всяком случае у него должен быть шанс развить их.

    Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребёнка

    Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему смертельно наскучит. Я сам человек нетерпеливый и даже двух раз не в состоянии выслушать одно и то же. Но в детстве я заставлял своих родителей рассказывать мне сказки по многу раз и никогда от них не уставал. Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребёнка. Повторение желательно не только потому, что ребёнку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребёнка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребёнок может запомнить сложное музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз подряд. Способность младенца к усвоению информации огромна.

    Повторение в этот период имеет ещё одну важную функцию. Запоминая сказки и песни при многочисленном повторении, ребёнок начинает отдавать предпочтение какой-то одной истории или песенке, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с её содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на её материале до какой-то поры удовлетворяет своё любопытство о мире.

    Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и, наконец, хочет научиться читать.

    Я знал одних родителей, которые отдали своего ребёнка в интернат на год и два месяца, так как много работали. Когда ребёнок вернулся домой, он сильно отставал в развитии. Однако в возрасте 4 или 5 лет у него вдруг прорезался интерес к музыке, особенно к занятиям скрипкой и фортепьяно. Недоумевающие родители не могли понять, откуда этот внезапно вспыхнувший интерес? Они понимали, что в интернате ребёнок не получал достаточно интеллектуального стимулирования, хотя перед сном детям проигрывали пластинки с колыбельными Моцарта и Шуберта.

    Недостаточное интеллектуальное стимулирование, с одной стороны, и повторение одних и тех же музыкальных произведений, с другой, замедлили его умственное развитие, но повысили его восприимчивость к музыке. Эта история очень показательна и наталкивает на серьёзные размышления о неоднозначности разнообразных воздействий на развитие ребёнка в раннем детстве.

    Детское воображение и фантазии развивают творческие способности

    Многие родители хотели бы воспитать ребёнка творческой личностью. Но боюсь, что современная система воспитания творческого начала с раннего возраста недостаточно эффективна. Что такое творчество?

    Трудно дать точное определение, но в простейшем смысле — это свободный полёт воображения, это обострённая интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слиты воедино. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далёкими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества.

    Например, вы дарите ребёнку игрушку, скажем, какое-то животное. Он может идентифицировать себя с этим животным, сочинить целую историю про него на основе какого-то реального опыта или сказки, которую он слышал. Или, например, какая-нибудь картинка может распалить его воображение до такой степени, на которую взрослые просто не способны. Говорят, Леонардо да Винчи в детстве видел ведьм, летающих под потолком, и всяких чудовищ, шевелящихся среди пятен и трещин на потолке.

    Взрослый рисует чайник, а ребёнок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребёнка: «Не говори глупостей, это чайник». Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься.

    Развивайте у ребёнка интуицию (шестое чувство)

    Мы знаем, что у человека есть пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Но у него есть и шестое чувство — интуиция. Благодаря шестому чувству многие женщины, например, безошибочно узнают об изменах мужа. Но если говорить серьёзно, интуиция — важное условие любого значительного достижения. Все великие изобретатели полагались на свою интуицию, несмотря на свои огромные знания и опыт. Интуиция перекрывает все пять чувств и таким образом является самым древним и фундаментальным чувством. Интуицию также называют «животным инстинктом», выходящим за рамки логики и здравого смысла.

    Я уже говорил, что ребёнок до трёх лет очень близок к животному, имея в виду, что он ещё не способен логически мыслить и полагается на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, и уж во всяком случае не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума. Более того, поскольку интуиция — это совокупность всех пяти чувств, развитие интуиции обостряет и все чувства.

    Нужны ли половые различия в воспитании ребёнка

    Когда родители мечтают, кем станет их ребёнок, они учитывают его пол: «Он будет политиком или учёным?», «Надеюсь, она будет красавицей и умницей!». Почему же мы по-разному относимся к новорождённому мальчику или девочке?

    На самом деле до трёх лет в физическом облике нет большой разницы между полами. Иногда мы даже чисто внешне не можем их отличить. В некоторых языках маленький ребёнок и вовсе употребляется в среднем роде. Наука также считает, что половые различия начинают проявляться после трёх лет. Известный детский психолог Ван Орнштейн провёл серию исследований, из которых заключил, что только после трёх лет поведение ребёнка начинает отражать половую принадлежность, а уже в возрасте четырёх или пяти лет дети отчётливо проявляют свой пол в играх. Таким образом, до трёх лет только форма половых органов указывает на различие между полами.

    Несмотря на это, родители воспитывают ребёнка с учётом его пола. Например, новорождённого мальчика одевают во всё голубое, а девочку — в розовое. Своего вкуса у малыша пока нет, и что плохого в том, если бы мальчик носил розовую одежду, а девочка играла бы с игрушечным пистолетом? Надо ли отнимать у мальчика куклу, если он проявил к ней интерес? Зачем постоянно напоминать ему, что он мальчик? И почему девочка не может заинтересоваться борьбой?

    Немецкого поэта Рильке воспитывали, как девочку, даже одевали в женскую одежду. Но от этого он не вырос женоподобным. Вместо того чтобы беспокоиться, как бы девочка не выросла мужеподобной, а мальчик женоподобным, лучше бы родителям осознать, какой вред они наносят психике ребёнка, навязывая ему свои представления о половых различиях.

    Говорите ребёнку правду на половые темы

    Половое воспитание активно обсуждается последнее время во всех средствах массовой информации. Главный вопрос, когда начинать половое воспитание — в начальной школе или в средней. Я нахожу этот вопрос неуместным. Половая жизнь — это сфера инстинктов, почему же надо скрывать от ребёнка правду до определённого возраста, а затем вдруг начинать говорить об этом.

    Хотя маленький ребёнок ощущает себя существом среднего рода, уже в два или три года он начинает задавать вопросы, касающиеся половых проблем. Сначала он открывает для себя, например во время купания, что папа и мама устроены по-разному. Естественно, он задаёт вопросы. Если рождается ещё один ребёнок в семье, он спрашивает, как братик или сестрёнка появились на свет.

    На такие вопросы ребёнок должен получить ясный ответ. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение и недомолвки родителей сделают это тему запретным плодом и только распалят его любопытство, породят ненужные фантазии.

    Интуиция двух-трехлетнего ребёнка подскажет ему, что ему говорят неправду. Он может не подать виду, но его любопытство будет только подогрето странным поведением родителей.

    Тот аргумент, что ребёнок якобы слишком мал, чтобы знать правду о половой жизни, несправедлив и в этом случае. Половые темы следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился естественно к этому вопросу. Те взрослые, которые считают секс запрещённой темой, просто получили неправильное воспитание в детстве.

    Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю последующую жизнь

    Проблемы питания возникают рано или поздно в каждой семье. Женские журналы и пособия по воспитанию детей полны статей на тему: «Как убедить ребёнка есть то, что ему не нравится?»

    Однако не лучше ли задаться вопросом, как избежать причины, ведущей к проблемам питания, чем думать, как исправить то, что уже сформировалось. Неправильные привычки очень трудно искоренять. Если ребёнка заставлять есть против его желания, у него может начаться рвота или выработаться отвращение к еде на всю жизнь.

    Я уверен, что кроме аллергии на те или иные виды пищи, проблемы с кормлением возникают в результате неправильного питания в младенчестве. Если вы предлагаете своему ребёнку одну и ту же пищу изо дня в день, его вкусы не разовьются и он будет отказываться от всякой новой пищи. Вкусы ребёнка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Не следует кормить его только тем, что полезно, как собаку или лошадь. Ваш ребёнок не скажет вам: «Это вкусно!» или «Отлично приготовлено!». Тем не менее очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной. Я бы давал ребёнку самое вкусное, чтобы у него вырабатывалось правильное отношение к еде, и пусть родители, если необходимо, доедают то, что не очень вкусно. Большое внимание следует уделять разным специям и добавкам к пище, чтобы он узнал как можно больше вкусовых ощущений.

    Распорядок дня развивает чувство времени

    Наше время, в отличие от моего детства, это время телевидения. Для современного ребёнка жизнь без телевидения немыслима. Поэтому родителям поневоле приходится смотреть передачи, которые смотрит их ребёнок, чтобы не потерять с ним контакт.

    Телевидение выполняет роль часов в жизни ребёнка, поскольку у кого ещё нет чувства времени. Каждая программа ассоциируется у него с каким-либо событием — папа уходит на работу, папа приходит с работы, время идти спать и т. д. Регулярность телевизионных программ вырабатывает у него чувство времени.

    Обычно считается, что маленький ребёнок живёт только сегодняшним днём и для него не существует понятий «прошлое» и «будущее». Приблизительно к двум с половиной годам, когда он уже говорит, он начинает понимать, что такое «до», «после», «вчера» и «завтра». Другими словами, пока ребёнок не начинает понимать речь и говорить, у него нет чувства времени. Однако практика показывает, что младенец всё-таки понимает, что такое настоящее, будущее и прошлое, благодаря повторяющимся телевизионным программам. Строгая регулярность телевизионных программ точнее, чем события семейной жизни, такие, как завтрак, обед, приход отца с работы. Телевизор может сослужить хорошую службу в организации распорядка дня ребёнка. Необходимо соблюдать строгий режим не только для того, чтобы привить ему хорошие манеры, но и развить у него чувство времени. Некоторые матери учат детей узнавать время во часам, прежде, чем дети научатся считать. Ребёнок не понимает значения стрелок, поэтому бесполезно показывать ему на стрелки и говорить: «Восемь часов, пора идти спать». Ребёнок идёт спать не потому, что восемь часов, а потому, что стало темно, и потому, что ему хочется спать. Регулярный распорядок дня позволяет выработать у ребёнка абстрактное чувство времени. Сам этот распорядок заменяет ребёнку часы.

    Новые телевизионные программы помогают ребёнку правильно говорить

    Одна мама говорила мне, что её двухлетний сын учится правильно говорить, слушая радио и телепрограммы.

    Вы, вероятно, скажете, что нет смысла разрешать ребёнку слушать то, чего он не понимает. Но ему совершенно необязательно всё понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка заучивать слова с правильными ударениями, интонацией и произношением.

    Неграмотная речь и плохое произношение — продукты среды, в которой растёт ребёнок. Среда оказывает на наше сознание неизгладимое впечатление помимо нашей воли, и его ничем потом не сотрёшь. Если у взрослого есть какие-то особенности речи, он почти всегда передаёт их ребёнку, который потом передаст их своему ребёнку. Таким образом передаются из поколения в поколение все неправильности и искажения в языке.

    Если правильная речь прочно войдёт в сознание ребёнка, он сможет впоследствии избежать влияния жаргонов, которыми изобилуют средства массовой информации, а уж если будет пользоваться ими, то без ущерба для своего языка.

    2. Воспитание характера в младенчестве

    Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве

    В фильмах часто показывают, как семья или группа друзей, увлечённые совместным пением, организуют свой досуг. Простые сельские жители, не имеющие образования, с удовольствием поют хором, и их голоса звучат удивительно мелодично и стройно. Слушая такое исполнение, ребёнок обучается музыкальной грамоте не с отдельных нот, а сразу с целых созвучий. Это помогает ему понять разницу между звуками при их сопоставлении. Ребёнку легче понять то, что имеет определённую структуру. Комбинации звуков помогают ему интуитивно почувствовать взаимоотношения звуков и индивидуальные качества каждого звука. Совершённый слух нельзя выработать у взрослого, но можно у маленького ребёнка, если дать ему правильное музыкальное образование.

    Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания

    В 1970 году на ярмарке в Осаке состоялся концерт маленьких скрипачей в честь Дня ООН. Он начался в 11 утра, но уже в 8 утра большинство детей, в том числе трёх— и четырехлетние, уже стояли на площади, несмотря на холод, репетируя и настраивая свои скрипки. Я был поражён целеустремлённостью детей.

    Конечно, ребёнок должен оставаться ребёнком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость — это не одно и то же. Последнее качество весьма нежелательно у взрослого человека. Тот, кто не способен долго сосредотачиваться на чём-то одном, тратит впустую массу времени и энергии на каждое задание.

    Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами. Считается, что ученики музыкальных школ дисциплинированы и хорошо воспитаны. Вы можете подумать, что родители держат этих детей в строгости, и это может сделать их скучными и серьёзными с самого детства. Ничего подобного! Они хорошо себя ведут не потому, что на уроках присутствуют родители, а потому, что они способны к высокой степени концентрации внимания без всяких особых усилий. Учёба даётся им легко, и они успевают сделать больше других детей за то же время. Таким образом, у них остаётся больше свободного времени.

    Все родители, чьи дети посещали скрипичный класс доктора Сузуки, утверждали, что их дети никогда не мучились, готовясь к экзаменам, что они без напряжения хорошо учились, хотя проводили много времени, играя с детьми во дворе. Этот вопрос выявил совершенно новый тип ребёнка-интеллектуала: жизнерадостный, смышлёный и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика.

    Известно изречение Конфуция «в гармонии с музыкой». Имеется в виду, что музыка смягчает душу и улучшает характер. Музыкальные занятия требуют регулярных тренировок, которые в свою очередь воспитывают способность к концентрации внимания. Таким образом, музыка также способствует правильному формированию характера.

    Игра на скрипке развивает черты лидера

    Способность руководить другими людьми считается исключительно взрослой чертой, и поэтому это качество воспитывается в более позднем возрасте. На самом деле качества лидера начинают развиваться гораздо раньше, чем многие думают. Замечено, что в любой группе детей кто-то обязательно начинает играть роль лидера. В своей книге «Детская психология» доктор Ямашита говорит, что потенциальный лидер всегда остаётся сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. В игре или других занятиях он всегда пытается создать что-то новое и первый берётся за воплощение своих идей.

    Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученики доктора Сузуки — это жизнерадостные, энергичные дети со склонностью к лидерству, а вовсе не бледные гении. Эти дети со временем станут лидерами в обществе, которое всегда нуждается в таких людях.

    Многие ученики доктора Сузуки заняли ведущие посты в самых прославленных оркестрах мира.

    Музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности ребёнка

    Считается, что внешность человека целиком зависит от наследственности. И всё же вы наверняка не раз замечали, как меняется внешность человека в зависимости от того, как складывается его жизнь. Конечно, изменить кардинально форму глаз или носа можно только с помощью пластической операции, но внешность в целом и манера поведения очень заметно меняются в зависимости от жизненных обстоятельств. Особенно наглядно эти изменения можно наблюдать у детей. Так, например, внешний облик ребёнка, который слушает музыку или берёт уроки музыки, безусловно меняется под влиянием этих занятий. Мы провели эксперимент в Ассоциации раннего развития с группой младенцев, которые вначале, когда матери впервые собрали их вместе, ничем друг от друга не отличались. Затем произвольно отобрали из этой группы часть детей и дали им слушать «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Через четыре месяца эти дети существенно отличались от остальных: они были живее и их глазки блестели ярче.

    Известный японский музыкальный критик Маруо писал мне в письме: «Звуки оказывают огромное воздействие на человека. Внимательные матери, вероятно, заметили, как изменились дети со времени второй мировой войны. Это произошло по трём причинам: 1) вырос культурный уровень самих матерей; 2) улучшилось питание; 3) усилилось воздействие звуков на детей. Маруо уверен, что музыка меняет выражение лица. Он замечал этот интересный феномен неоднократно. Поэтому он пользуется методом „погружения человека в музыку“, в полной уверенности, что музыка делает человека красивым. Он считает, что уже месячному ребёнку недостаточно слушать только речь, он, безусловно, слышит и музыку, которая звучит по радио, телевидению, с магнитофонных записей.

    Заучивание стихов тренирует память
    Снег тает
    на ветке дерева,
    где голубь воркует.
    Смотри, маленький котёнок
    мягко ступает
    по опавшим осенним листьям.
    Ползает и смеётся ребёнок,
    ему исполнилось два года
    этим утром.

    Это традиционное японское стихотворение — хайку, написанное Иссой Кобаяни, поэтом позднего средневековья.

    В нашей экспериментальной школе воспитания талантов такие хайку учат для тренировки памяти. Хайку очень подходят для этой цели, потому что они короткие, ритмичные — они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем требованиям, которые предъявляют к детской поэзии: „стихи для запоминания должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, и они должны быть красивыми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться ребёнку“.

    Сначала дети учат по одному стихотворению Иссы каждый день. Им рассказывают о содержании стихотворения, на следующий день они читают его наизусть и получают задание выучить новое. Таким образом, ребёнок тренирует память, но при этом получает удовольствие. Если в первый раз ребёнку нужно услышать стихотворение десять раз, прежде чем он его запомнит, то в следующий раз ему достаточно трёх-четырёх повторений, а потом и одного раза. Мне говорили, что ребёнок выучивает 170 стихов Иссы в год.

    Повторение — мать учения. Это аксиома. Если ребёнок забыл строчку, пусть повторит всё стихотворение от начала до конца. Те, кто тренировал свою память таким образом, могут запомнить целую сказку после четырёх или пяти прочтений.

    Некоторые читатели с сомнением отнесутся к такому методу тренировки памяти. Я тоже вначале считал, что хайку Иссы не совсем подходят для детей. Однако цель таких занятий не просто заучивать наизусть, но также развивать эстетическое чувство ребёнка, его умственные способности и творческие потенции.

    Мозг ребёнка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память ржавеет, если её не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается.

    Способности ребёнка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

    Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть

    В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

    Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребёнка. Если у него в мозгу, который пока что ещё как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Конечно, не всегда легко отличить истинное от фальшивого. Формируя эстетические потребности своего ребёнка, родители должны доверять и своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать ребёнку только книжки с примитивными картинками, поскольку якобы он не поймёт более сложного языка живописи. Если родители ценят Матисса и Пикассо, они, безусловно, могут показывать их картины своему ребёнку. Если они получают удовольствие от музыки Бетховена и Моцарта, пусть и ребёнок их слушает как можно чаще.

    Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни.

    Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего ещё можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определённые штампы сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому.

    Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребёнку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна быть своевременной.

    Ребёнок — великий имитатор

    Когда мне было три года, мне нравилось имитировать заикание одного нашего соседа. Мама ругала меня: „Прекрати! Заикание заразно“.

    Автор многих книг о раннем детстве К.М. Джоунс рекомендует водить ребёнка, который боится собак, туда, где дети играют со своими собаками. Подражая этим детям, он избавится от своего страха.

    Я слышал от одной матери, что её ребёнок был очень разборчив в еде, пока она не начала сажать его за стол с другими детьми того же возраста, которые с жадностью ели любую пищу. Иногда ребёнок с плохим аппетитом вдруг начинает хорошо есть после визита в дом, где дети едят с завидным аппетитом. Мать может подумать, что её ребёнку не нравится именно её стряпня, а на самом деле он просто подражает другим детям.

    Дети начинают подражать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году они подражают сознательно, и не только детям своего возраста, но и старшим. Недаром говорят, что дети — зеркало взрослых. Поэтому в присутствии ребёнка, обращайте внимание на своё поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все жесты, манеру говорить, походку и т. д.

    Эта склонность к подражанию влияет также и на эмоциональное состояние ребёнка. Ребёнок может стать нервным, поиграв с другим нервным ребёнком, или вдруг начать бояться самолётов, если его приятель их боится.

    Подражая, ребёнок не просто обезьянничает — это акты настоящего творчества. Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьёзно, чтобы не убить в зародыше творческую личность, что, разумеется, не входит в ваши намерения.

    Успехи в одном деле дают уверенность в других делах

    Как мы уже не раз утверждали, уроки игры на скрипке или занятия иностранными языками нужны не для того, чтобы вырастить из ребёнка гения, но, главным образом, чтобы способствовать его общему интеллектуальному развитию. Для ребёнка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чём-то одном.

    С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

    Примеров такого рода очень много. В классе доктора Сузуки был очень застенчивый мальчик трёх лет. Он плохо разговаривал по сравнению с другими детьми, они над ним смеялись и не принимали его в игры. Когда ему предложили попробовать поиграть на скрипке, он расплакался и к ней даже не притронулся. Через пару месяцев посещения класса терпеливого доктора Сузуки ребёнок начал играть, а через шесть месяцев он уже лучше всех исполнял пиццикато. Это придало ему уверенности в своих силах. К удивлению родителей он начал заниматься по собственной инициативе. Более того, он стал гораздо общительнее и энергичнее и в других делах. Он часто изображал из себя дирижёра, стал заводилой среди соседских детей, и его речь совершенно исправилась.

    Такие превращения происходят и со взрослыми людьми, но у маленьких детей, у которых психологические переживания ещё не глубоки, подобные изменения происходят гораздо легче.

    3. Творчество и навыки

    Дайте своему ребёнку карандаши как можно раньше

    В восемь месяцев ребёнок уже может удержать карандаш. Хватательные способности лучше, чем что-либо другое, свидетельствуют о здоровом развитии ребёнка. В этом же возрасте ребёнок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния. Другими словами, ребёнок входит в стадию самоутверждения.

    Важно разумно направлять поступки ребёнка, поскольку от этого зависит его будущая способность к творчеству. Дайте ему цветные карандаши. Он, конечно, сразу же начнёт малевать, где попало. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых линий и скорее всего порвёт бумагу. Для вас это просто каракули, а для него это самовыражение.

    Однако многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они навязывают ему свои представления: "Держи карандаш вот так!", "Яблоки должны быть красные", "Рисуй круг вот так", "Не рви книжку", "Не бросай бумагу на пол", "Не пиши на столе". Не слишком ли много запретов на одного маленького ребёнка?

    Иногда дом, где есть маленький ребёнок, поражает своей чистотой и порядком. Обычно гость делает комплимент матери, которая держит дом в таком порядке и за ребёнком успевает смотреть. Действительно, уход за ребёнком с утра до ночи не оставляет ни времени, ни сил для поддержания чистоты в доме. Для матери было бы шоком узнать, что её добросовестность в ведении хозяйства мешает творческому развитию её ребёнка.

    Всё, что ребёнок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвёт бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребёнку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то всё равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей.

    Стандартная бумага для рисования — стандартный человек

    Художник-иллюстратор Хироше Минабе недоволен сегодняшним воспитанием детей до трёх лет. Некоторые его идеи кажутся мне заслуживающими внимания.

    Например, он говорит, что прежде чем начать рисовать картину, художник решает, какого формата она будет. Ребёнку же дают стандартный лист бумаги и таким образом уже лишают его возможности выбора.

    Такое же отношение мы наблюдаем и в других вопросах. Например, считается, что ребёнку подходят только специальные детские песенки и сказки. Такое отсутствие воображения со стороны взрослого в свою очередь ограничивает воображение ребёнка.

    Когда детям предлагают листы бумаги только стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только такого размера, и что это то, что от них котят родители и воспитатели.

    Ребёнок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берёт в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребёнку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишённого творчества и достаточной жизнестойкости.

    Избыток игрушек рассеивает внимание ребёнка

    Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Я часто наблюдаю в магазинах, как ребёнок доводит себя до истерики, требуя купить понравившуюся ему игрушку, и родители не выдерживают и покупают. Однако многие специалисты по дошкольному воспитанию считают, что, отказываясь удовлетворять любое желание своего ребёнка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а наоборот, действуют в его же интересах. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребёнка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чём-то одном. Ребёнок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

    Таким образом, если вы хотите развить у ребёнка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему всё, что он просит. Этим вы достигнете прямо противоположного эффекта.

    Не стоит убирать подальше всё, что может быть опасно для ребёнка

    Слишком заботливые матери стараются убрать подальше всё, что может принести вред ребёнку. Когда ребёнок начинает ползать пли ходить, он ещё так неустойчив, что всё время опрокидывает вазы, хватается за электропроводку, скользит на бетонном полу. Конечно, матери пытаются избавить ребёнка от любой опасности, убрав всё с его пути, и оставляя только тупые предметы и то, что он не может сдвинуть с места.

    Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребёнка.

    Я уже упоминал о пользе тактильных ощущений для развития ребёнка. Мадам Монтессори рекомендует сознательно предлагать ребёнку предметы жёсткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжёлые и лёгкие. Ребёнку интересно всё, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвёт их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

    У ребёнка своё собственное представление о порядке

    Хотя для ребёнка вредно жить в обстановке идеального порядка в доме, я не утверждаю, что в доме должен быть хаос. Как я уже не раз говорит, в его мозгу активно формируются стереотипы, и это делает его чувствительным к цветам, формам, местонахождению в пространстве.

    Поскольку его способности к распознаванию образов развиваются в результате постоянного повторения, я заключаю, что если он всегда находит один и тот же предмет на одном и том же месте, это оказывает на него положительное воздействие, как и в случаях с усвоением других навыков.

    Ребёнок очень чувствителен к любым переменам в его жизни. Иногда малыш начинает плакать ни с того ни с сего, теряет аппетит, у него поднимается температура. Эти симптомы могут быть реакцией на перемены в обстановке, которые взрослый может и не заметить.

    Другими словами, любые изменения нарушают представления ребёнка о порядке. Если эти изменения неприятны ему, он, естественно, соответственно реагирует.

    Мы должны понять, что дети гораздо чувствительнее к изменениям в определённом порядке вещей, чем взрослые. Дети воспринимают предметы не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом. Это в свою очередь способствует их развитию, поэтому нам, взрослым, следует избегать резких изменений, которые могут нарушить представления ребёнка об устойчивости и порядке в мире.

    Предоставьте ребёнку наблюдательный пост

    Мне часто приходило в голову при виде младенца, лежащего в коляске, что ему не на что смотреть, кроме голого потолка или сетки от комаров. Иногда появляется лицо взрослого и быстро исчезает.

    Это нехорошо. Ребёнку надо на что-то смотреть. Во всём мире родители подвешивают погремушки над кроваткой. Я не уверен что этого достаточно.

    Мадам Монтессори разделяет мои опасения. Она утверждает, что в этом возрасте дети жадно впитывают любые сенсорные ощущения и что эта потребность не может быть удовлетворена, если ребёнок постоянно лежит на спине в своей кроватке или в коляске. Хотя взрослые периодически наклоняются над ребёнком, это только раздражает его глаза, поскольку он силится проследить за исчезающим предметом, не будучи в состоянии повернуть голову. Я предлагаю класть его в наклонном положении, чтобы у него был обзор, вместо того чтобы поминутно наклоняться над ним или забрасывать его игрушками. Таким образом, он сможет видеть, что происходит за пределами его коляски.

    Игрушки должны быть приятными на ощупь

    Художник Хироше Манабе известен своей неповторимой манерой живописи. У него своя теория воспитания детей, которую он испытал на своих детях.

    "Я никогда не покупаю им готовых игрушек. Я даю им наборы деталей, из которых они могут собрать игрушку сами. Даже если у них не получается и они начинают плакать, они знают, что им всё равно никто не поможет. Если они хотят иметь игрушку, они должны собрать её сами. Поэтому дети стараются изо всех сил".

    Это великолепный воспитательный приём — он включает в себя "радость достижения", которой лишён ребёнок, имеющий только готовые игрушки. Очень важно, однако, чтобы разборная игрушка соответствовала возрастным возможностям ребёнка, иначе этот метод обернётся жестокостью по отношению к ребёнку.

    В детском магазине даже у взрослых разбегаются глаза от обилия ярких, оригинальных игрушек. Мы тратим всё до копейки, ожидая, что ребёнок будет в таком же восторге от этих покупок. Но обычно ребёнок играет с новой игрушкой несколько минут и потом забрасывает её. У каждого родителя был такой опыт.

    Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная. Пожалуй, с заводной железной дорогой он поиграет подольше, собирая и разбирая рельсы, наблюдая, как движется поезд.

    По идеям Монтессори разработана серия игрушек, имитирующих реальные предметы быта. Их можно трогать, бросать, помещать внутрь друг друга, расстёгивать и застёгивать, открывать и закрывать. Всё это навыки, необходимые ребёнку в жизни.

    У взрослых часто бывают искажённые представления о ценности той или иной игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, "радость достижения" и удовлетворяют его потребность в творчестве.

    Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства

    С нашим ограниченным воображением мы, взрослые, считаем, что книжку нужно только читать, а из кубиков строить.

    Книжки и кубики обычно бывают первыми игрушками ребёнка. Взрослые навязывают ребёнку свои представления о том, как надо с ними играть. Если ребёнок играет по-своему, значит, цель достигнута независимо от того, с чем и как он играет. Поправлять его — значит мешать его творческому развитию или даже отнимать у него желание играть вообще.

    Он может использовать книжку как туннель, или рисовать на ней, или порвать её. Лучше вообще не давать ему книжек, чем настаивать, чтобы он их только читал. Когда у него появится интерес к чтению, он и сам поймёт, что книги интереснее всего читать.

    Ребёнку скучно играть с готовой игрушкой, которую можно использовать только по какому-то одному назначению. Какая бы дорогая эта игрушка ни была, она не представляет ценности для ребёнка, если он не может что-то делать с ней руками или приспособить её в соответствий со своим богатым воображением.

    Почти все родители прошли через это. Обычно первому ребёнку покупали слишком много игрушек, а второму уже меньше, поняв, что ребёнку на самом деле вовсе не нужно их изобилие. Лучше иметь несколько, но полезных игрушек.

    Для малыша — игровой материал всё, что он трогает и видит. Нет особой нужды вообще покупать ему игрушки, и не настаивайте, чтобы он обязательно играл так, как "положено".

    Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребёнка

    Оглянитесь вокруг — вы будете поражены, сколько существует простых игрушек, которые использовались веками. Это глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур.

    Эти материалы имеют одну общую характеристику — они не имеют определённой формы или назначения. Другими словами, им можно придать любую форму. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребёнка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может дослать с этими материалами всё, что ему заблагорассудится. Предположим, мы даём глину и бумагу малышу, которому ещё и года нет. Он их потрогает без всякой цели, не намереваясь что-то сделать из них, а только изучая их. Но перебирая их в руках, он уже меняет их форму, с удивлением наблюдая за этими изменениями. И это уже само по себе ценный опыт.

    В этом возрасте ребёнок будет просто ещё и ещё раз мять и трогать глину и бумагу, получая удовольствие от этого процесса. Подсознательно он начинает понимать причинно-следственные связи между действием и результатом.

    Постепенно он начинает пытаться придать форму глине и сделать кораблик из бумаги. Эти игрушки легко превратить и в простые предметы, и в очень сложные, в зависимости от стадии развития ребёнка.

    Ребёнок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребёнком благодаря лепке.

    Игры по ролям развивают творческие задатки ребёнка

    Главная цель таких занятий, как уроки музыки или иностранного языка, как мы уже не раз подчёркивали, это не столько научить ребёнка чему-то, сколько развить его безграничные потенции. Этой же цели служат ролевые игры.

    Авторы книги "Некоторые аспекты детства выдающихся людей" делают следующее заключение: каждый ребёнок, независимо от степени его одарённости, заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи, чтобы он развил максимально всё лучшее в себе, независимо от своего социального положения или расовой принадлежности. Мы, взрослые, должны дать ему это понимание и помочь ему, а это требует времени и терпения.

    Детский писатель Горо Маки считает, что театр или игры по ролям — один из лучших способов развития детского творчества. Однако он с грустью констатирует, что поскольку на ребёнке не сразу сказывался благотворное влияние участия в театральных представлениях, то родители, всегда ожидающие немедленных результатов, могут быть разочарованы. Я видел результаты наблюдений над детьми, которых поощряли играть в театр и сочинять пьесы. В первом и втором классе начальной шкалы они учились средне или даже ниже среднего, а потом резко вырывались вперёд, оставляя других детей далеко позади.

    Я вовсе не предлагаю детям играть роли в пьесах или кривляться. Я имею в виду самовыражение через телодвижения и слова, в отличие от карандашей или музыкальных инструментов. Самое ценное в этих играх — это возможность прямого и свободного самовыражения в отношениях с другими членами группы.

    Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта

    Профессор Куньо Акуцу проводил исследования по заданию Ассоциации раннего развития и выяснил, что плохая осанка при ходьбе есть результат недостаточной физической тренировки в младенчестве.

    Дети начинают ходить самое раннее в восемь месяцев. Если их не тренировать на основные движения в этом возрасте, они никогда не будут выполнять их правильно, и никогда не приобретут других навыков, основу которых составляют эти же мозговые системы. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет ту же самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка.

    Я собираюсь подробно поговорить о физическом воспитании ребёнка, чтобы убедить родителей, что, во-первых, основные двигательные навыки надо тренировать в младенчестве, и во-вторых, правильная физическая подготовка прекрасно стимулирует умственное развитие малыша.

    В младенчестве мозг ребёнка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы.

    Профессор Ацуку пишет: "Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышают сопротивляемость ребёнка к внешним стрессам".

    Конечно, ребёнок вырастет, даже если вы просто кормите его и заботитесь о нём. Но если вы больше ничего не даёте ему, то тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым. Физические упражнения — один из главных компонентов его развития. Они стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Было подмечено, что ребёнок, который начинает рано ходить, бывает очень смышлёным. Вероятно, это от того, что более интенсивная физическая нагрузка способствует развитию его интеллекта.

    Тренируйте левую руку так же, как правую

    Много ли левшей среди ваших знакомых? Наверное, один или два. А людей, одинаково владеющих обеими руками, ещё меньше. Не знаю были ли Адам и Ева правшами, но на каком-то этапе в истории человечества пользование правой рукой стало нормой. Всё рассчитано на праворуких — автомобильное управление, спортивный инвентарь, кухонное оборудование и инструменты. Поэтому по традиции родители учат детей пользоваться правой рукой.

    В Америке гораздо больше, чем в Японии, людей, которые одинаково свободно владеют и правой и левой рукой. Но правшей всё-таки больше, чем левшей. Имеет ли это предпочтение правой руки под собой какие-либо основания? Есть теория, что упор на левую руку перегружает сердце. Но я никогда не встречал левшей с больным сердцем. Я знаю одного человека, который, будучи левшой ещё в детстве, натренировал и свою правую руку и теперь легко и свободно владеет обеими. Когда я услышал об этом, я попытался натренировать свою левую руку, но безуспешно. В моём возрасте это уже невозможно: левая рука пишет каракули, и даже мяч не летит в цель.

    Правая и левая руки родились одновременно, и их анатомия одинакова. Почему же они функционируют по-разному? По-видимому, потому что с детства к ним было разное отношение.

    Обезьяны не делают различий между правой и левой рукой, они свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Таким образом, человек в этом отношении менее совершенен, чем обезьяна.

    Есть предположение, что если мать всегда держит ребёнка на левой руке во время кормления, чтобы правой делать что-то ещё, то его правая рука всегда оказывается прижатой, и тогда его левая рука будет развиваться лучше. Иногда ребёнок случайно начинает писать левой рукой, и она развивается лучше, чем правая.

    Каждый может развить одинаково и правую и левую руку, если начнёт это делать в раннем детстве. Я уже говорил, что тренировка пальцев способствует развитию интеллекта. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой.

    Детям полезна ходьба

    Из-за автомобильного движения мы уже не видим на улицах играющих детей. Их ведут за руку мамы, им не разрешают ковылять самим. Прежде, чем вы начнёте жаловаться, что у вас нет времени тащиться со скоростью вашего ребёнка, подумайте, как полезна ему ходьба.

    В ходьбе участвует всё тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление. При правильной ходьбе мышцы одной ноги напрягаются, в то время как на другой они отдыхают. Происходит плавное движение без потерь энергии.

    Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс. Мы не замечаем процесса ходьбы, воспринимая его как нечто само собой разумеющееся. Но это не так. Как показывает история с двумя девочками, выросшими в волчьей стае, ребёнок так и будет ползать, если его будут окружать существа, передвигающиеся на четырёх ногах. Очень важно, чтобы ребёнка учили правильно ходить с раннего возраста.

    Двигательные способности тоже нуждаются в тренировке

    Супруги Икеда, оба гимнасты, решили своего первенца тренировать по системе, разработанной нашей Ассоциацией раннего развития. Он вскоре проявил удивительные спортивные способности. Родители решили, что он унаследовал их таланты, что это у него "в крови". Поэтому со вторым ребёнком они не занимались, и он совсем не проявил никаких спортивных способностей, хотя родился от тех же родителей-спортсменов. Супруги заключили, что двигательные способности мало зависят от наследственности, а больше от тренировки.

    Наше телосложение и координация движений передаются по наследству. Но то, как вы сумеете развить задатки, которые вы получили от природы, зависит от тренировки. Можно от рождения иметь прекрасные данные для занятий плаванием или гимнастикой, но без соответствующей тренировки эти задатки не будут реализованы. В то же время ребёнок, рождённый со слабыми физическими данными, может добиться больших спортивных успехов.

    Гениальные брат и сестра, говорящие на семи языках, с которых я ранее рассказывал, родились слабенькими физически. Но в результате упорных занятий бегом и отжиманиями они достигли хороших результатов. Младшую девочку начали тренировать в 11 месяцев, а её старшего брата в два с половиной года. В результате сестра бегает даже лучше брата. Этот пример ещё раз доказывает, что двигательные способности зависят не сколько от наследственности, сколько от ранней тренировки. То, что называют врождённой способностью к спорту, на самом деле результат того, что ребёнок рос в спортивной среде.

    Чем раньше начать занятия спортом тем лучше результаты

    Я уже рассказывал, как плавают дети всего нескольких месяцев от роду и что ребёнок, который только учится ходить, может легко научиться кататься на роликовых коньках, в то время как взрослому овладеть этими умениями очень трудно, порой настолько трудно, что пропадает всякое желание научиться. Я начал играть в гольф после сорока. И хотя уже 15 лет усердно тренируюсь, играю всё ещё плохо. Если бы я начал играть в детстве, то уверен, что играл бы гораздо лучше, не затратив на это столько усилий.

    Один мой знакомый начал учить своих детей играть в гольф, когда одному было семь, а другому девять лет. Младший намного опережает старшего, даже сейчас, спустя 8 лет, хотя старший атлетически сложён и превосходит младшего в других видах спорта. Их отец пытался понять, в чём причина успехов младшего сына. Единственное объяснение — это то, что он начал раньше тренироваться.

    Для ребёнка работа и игра — это одно и то же

    Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребёнок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы.

    Для ребёнка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.

    Как бы ни проста была работа, ребёнку следует показать, как её делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, которые не нужны в игре. Поэтому участие ребёнка в простом труде по дому очень полезно для развития его интеллекта и двигательных способностей. Как ни странно, многие родители забывают, что ребёнок может вместе со взрослыми пропалывать огород, поливать, мыть полы, убирать дом. Этому легко научиться, и это имеет самое непосредственное отношение к повседневной жизни. Конечно легче всего предоставить малыша самому себе. Ребёнка не надо учить играть, гораздо труднее научить его выполнять простые работы по дому. Но те родители, которые, чтобы облегчить себе жизнь, полагают, что "жестоко заставлять работать маленьких детей", обделяют своего ребёнка.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке