• 9.1. Индивидуальное и общественное сознание
  • 9.2. Система общественного сознания
  • 9.3. Общественная психология
  • 9.4. Общественное сознание в жизни общества
  • 9.5. Мораль
  • 9.6. Религия
  • 9.7. Искусство
  • 9.8. Культура
  • 9.9. Духовная жизнь общества
  • Глава 9. ДУХОВНАЯ СФЕРА

    9.1. Индивидуальное и общественное сознание



    Стержнем духовной сферы является общественное сознание (или как его иначе называют – сознание общества).

    Общественное и индивидуальное сознание связаны друг с другом, но не тождественны. Индивидуальное сознание человека – это его духовный мир, его разнообразные чувства, знания, интересы, взгляды на окружающую среду и т. д., в которых отражается действительность – природная и общественная среда. Индивидуальное сознание складывается на основе личного опыта, непосредственных условий жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, образования, воспитания.

    Выражая повседневные, ближайшие разнообразные интересы человека, его индивидуальное сознание не всегда способно отобразить все его бытие. Но индивидуальное сознание каждого отдельного человека имеет общие черты с сознанием других людей. Духовный мир отдельного человека представляет собою единство отдельного и общего. Индивидуальное сознание включает в себя не только его специфические (профессиональные, возрастные, половые) особенности, но и общие для его народа чувства, взгляды, теории. Индивидуальное сознание отражает факты жизни общества и оценивает их. Оценка зависит прежде всего от того, как отразились конкретные события на личной судьбе участников этих событий и их ближних.

    Хотя общество – это совокупность индивидов, сознание общества не сводится к простой сумме индивидуальных сознаний. Дело в том, что общество в целом отражает действительность гораздо глубже, чем отдельные индивиды. Подобно тому как общество не есть простая сумма составляющих его людей, так и сознание общества не есть простая сумма сознаний отдельных личностей. Оно – качественно особая духовная система, которая, будучи порождена социальной действительностью, живет своей относительно самостоятельной жизнью, оказывая влияние на каждого человека. Оно – своего рода надындивидуальный коллективный ум.

    Мысль отдельного человека может стать фактом сознания общества, когда она выходит за пределы личного существования, становится достоянием других людей.

    Носитель, материальный субстрат индивидуального сознания – конкретный человек. А кто или что является носителем сознания общества? Носителем сознания общества является, прежде всего, отдельный человек. Но его носителем является также вся система общества, социальные образования, вся совокупность созданных человеком социальных объектов, в которых «опредмечено» человеческое сознание.

    9.2. Система общественного сознания


    Общественное сознание представляет собой сложную подсистему общества. В нее входят различные формы и уровни. Прежде чем переходить к их характеристике, заметим, что в понимании строения общественного сознания имеются определенные неясности и разночтения.

    В традициях марксистской философии в общественном сознании прежде всего выделяют формы общественного сознания. Каждая форма общественного сознания – это некоторый комплекс знаний, идей, чувств, отличающийся от содержания другого комплекса по ряду параметров.

    По предмету отражения. Каждая форма общественного сознания отражает определенную сторону общественной жизни. Так, мораль отражает отношение личности к другим личностям, к обществу; политическое сознание отображает взаимоотношения между классами, нациями, государствами. И так далее.

    По способу отражения. Так, мораль выражена в нравственных нормах, обычаях, традициях, право – в юридических законах, политическое сознание – в политических программах. И так далее.

    По характеру оценки. В общественном сознании существуют нравственная, эстетическая, политическая и т. д. оценки.

    По характеру обратного воздействия на отдельные стороны общественной жизни. Так, мы уже говорили о специфическом влиянии экономического или политического сознания на жизнь общества.

    Если подойти к классификации форм общественного сознания с исторической точки зрения, то можно сначала указать на те формы, которые возникли еще в первобытном обществе. Это – экономическое, нравственное, религиозное, эстетическое. К этому, возможно, следует добавить зачатки экологического, демографического и исторического сознания. Затем в классовом обществе появляются политическое, правовое сознание, а также философское. Иногда еще к формам общественного сознания относят этническое и национальное сознание. Но существуют ли они как самостоятельные формы общественного сознания, или же они представляют некоторое единство ряда форм общественного сознания – вопрос спорный.



    С гносеологической точки зрения в общественном сознании выделяют два уровня: обыденное (повседневное) и теоретическое. Здесь речь идет о глубине отражения в общественном сознании общественной жизни. Отметим, что «обыденный» вовсе не означает «неполноценный», «обывательский». Обыденное сознание – это как бы первичная форма понимания мира.

    Выделение в общественном сознании форм и уровней не означает, что формы и уровни существуют как-то независимо друг от друга; каждая форма общественного сознания, как мы уже отмечали раньше, имеет два уровня.

    Обыденное сознание отражает общественную жизнь в эмпирических знаниях и социальных чувствах, которые возникают у социальных групп в процессе их повседневной жизни и деятельности, в повседневном общении – обмене этими знаниями и чувствами. Процесс отражения общественных явлений сопровождается более или менее сознаваемыми переживаниями. Единство отражения и переживаний образует социальные чувства людей: нравственные, эстетические, религиозные и т. д.

    Социальные чувства неразрывно связаны с потребностями людей, социальных групп. В социальных чувствах проявляется удовлетворение или неудовлетворение потребностями; в них – переживание явлений природной и социальной среды как полезных или вредных. Человек определяет для себя то, что ему «нужно», «важно», «интересно» и т. п.

    Высший уровень общественного сознания включает в себя теоретические знания об обществе. Заметим, что не всякое суждение можно отнести к теоретическому уровню общественного сознания. Достаточно сопоставить, например, суждения: «Я живу в Петербурге» и «Религия есть искаженное, фантастическое отражение реальных общественных сил», чтобы убедиться, что к теоретическому сознанию относятся не суждения об отдельных фактах, а о сущности или существенных связях общественных явлений. В теоретическом сознании общественная жизнь, явления общественной жизни не только описываются, но и объясняются (раскрываются их законы, причины, противоречия и т. д.).



    В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое сознание имеет идеологическую окраску. Идеология – совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиции той или иной социальной группы. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов. Пока существуют социальные группы со своими различными интересами, будет существовать идеология. Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они специально изучают общество, создают концепции общественного развития.

    Идеологию разрабатывают люди умственного труда. Создавая теории, идеологи учитывают общественную психологию своих социальных групп и общества в целом. Так как интересы социальных групп различны, их идеологи создают концепции, по-разному объясняющие одно и то же общество. Эти концепции могут быть научными, ненаучными и эклектическими. По своей роли в обществе идеология может быть прогрессивной, консервативной или реакционной.

    Соотношение идеологии и науки достаточно противоречиво. Научное познание стремится отобразить объективные законы, достичь объективной истины при определенном отвлечении от интересов людей, а идеология выражает интересы социальных групп. Но это одна сторона дела. С другой стороны, идеология имеет познавательный аспект, а наука – идеологический, особенно если иметь в виду общественные науки.

    В классовом обществе неизбежна идеология. Поэтому за тезисом об де-идеологизации (будто бы идеология вообще препятствует развитию общества и поэтому нужно отбросить идеологию вообще) нужно видеть не более как выступление против определенной идеологии.

    Особое место в общественном сознании занимает так называемое массовое сознание (его еще иногда называют «психологией толпы»). Масса, «толпа» характеризуется рядом специфических качеств. У людей, объединенных в «толпу», теряется независимость суждений, резко возрастает чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности, растет внушаемость. «Толпа» легко поддается влиянию «вожаков». Интересно, что еще Платон писал, что демос («толпа») – это особое животное, а демагог («вожак») – дрессировщик, умеющий им управлять. В толпе не обретается, а теряется свобода.

    В формировании массового сознания особую роль играют механизмы заражения и подражания. Вообще говоря, убеждения человека основаны на знании и понимании. Человек без убеждений легко поддается манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень развития личности, тем выше подражательность, конформизм.

    Массовое сознание играет немаловажную роль в формировании общественного мнения. Так, на собраниях и митингах формируется оценка политической ситуации, отношение к отдельным личностям и т. д. Иногда инициируются массовые психозы, приводящие к трагическим последствиям.

    В настоящее время развитие средств информации оказывается все более сильным фактором массовизации общественного сознания. Массовая информация формирует стандарты мышления, поведения, спрос потребителей и т. д.

    9.3. Общественная психология


    В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию.

    Это – совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид. В общественную психологию включаются также мотивы поведения, привязанность людей к определенному образу жизни. В общественную психологию входят те мысли и идеи, которые еще не нашли себе вполне четкого и точного оформления и систематизации. В составе общественной психологии формируются:

    • разнообразные интересы (осознанное желание, стремление удовлетворить потребности);

    • ценностные ориентации (понимание ценности явлений, понимание того, где и как можно удовлетворить потребности);

    • представления о будущем, образ желаемого, того, что нужно достигнуть (например, чувство возможности достижения благосостояния, справедливости, свободы и т. п.);

    • представления о смысле жизни, о том, к каким целям нужно стремиться. Хотя смысл жизни связан с определенной личностью, но в вопросе о смысле жизни есть нечто надындивидуальное, связывающее индивида с целями, интересами определенной группы. К тому же смысл жизни осознается на определенной мировоззренческой (религиозной или философской) основе;

    • состояние счастья или несчастья (от осознания осуществимости или неосуществимости цели и смысла жизни);

    • воля (состояние уверенности в способности достижения цели, решительность, смелость и т. д.) или безволие (нерешительность, трусость);

    • убеждения и социальная установка (готовность к практическим действиям по осуществлению цели).

    Отмеченные черты общественной психологии находятся в сложной взаимосвязи. Люди, находящиеся в социальной группе, постоянно воспринимают, переживают, понимают, оценивают разнообразные социальные явления, деятельность своей и других социальных групп. История свидетельствует, что каждая социальная группа имеет свои социальные чувства, взгляды, складывающиеся на основании специфических потребностей этой группы.



    Общественная психология формируется двумя путями:

    • стихийно, как переживание условий бытия людей. На их сознание накладывает отпечаток принадлежность к той или иной социальной группе, условия жизни в городе и деревне, особенности истории страны, традиции и т. п.;

    • целенаправленно, через механизмы «заражения» (внушение и подражание).

    Господствующие слои стараются привить угнетенным массам свою психологию, свои социальные чувства, чтобы массы оценивали события не с позиций своих интересов, а с позиций интересов господствующих слоев. При целенаправленном формировании общественного сознания используются разнообразные приемы, в том числе заслуживающие порицания с нравственной точки зрения. Отметим некоторые.

    • Подлоги – полностью сфабрикованные или частично подделанные варианты существующих документов, материалов, литературы.

    • Дискредитация отдельных лиц, общественных организаций, политических мероприятий и т. д. (выискиваются теневые стороны, они гипертрофируются, выдаются за сущность).

    • Барраж – отвлечение внимания от каких-то явлений путем шумной кампании вокруг другого явления.

    • Слухи – искаженная информация, не имеющая реального основания.

    • Кража лозунгов – в сложившиеся понятия, призывы и т. п. пытаются вложить иное, чуждое им содержание.

    • Наклеивание ярлыков (без всяких доказательств).

    Несмотря на все приемы, народные массы в общем понимают, кто их враг. Объективный ход событий, особенно в периоды бедствий и лишений народных масс, не укладывается в рамки навязываемой психологии, требует иного объяснения. Возникает сомнение в правильности проводимой политики, падает авторитет существующей власти, появляется стремление самим разобраться в происходящем, пробуждается активность сознания. Создаются, таким образом, предпосылки для создания и восприятия массами новой идеологии.

    9.4. Общественное сознание в жизни общества


    В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» [22]. Такое состояние называется синкретизмом. С разделением труда появился слой людей, для которых духовная деятельность становится основной формой деятельности. Развитие и усложнение общественной жизни привело к развитию общественного сознания, его дифференциации, выделения в нем самостоятельных форм и уровней.

    На формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

    • географическая среда, в которой живет социальная общность;

    • уровень материальной жизни и характер потребления;

    • формы общественной жизни;

    • историческое прошлое и т. д.

    На определенном этапе развития общественного сознания оно более или менее соответствует характеру общественного строя, общественной жизни. Объективным основанием этого соответствия является соответствие производительных сил и производственных отношений. Когда же это соответствие нарушается, создается возможность для возникновения нового общественного сознания, которое побеждает в конкуренции со старым общественным сознанием. Новое общественное сознание будет соответствовать новому соответствию производительных сил и производственных отношений.

    Но переход к новому общественному сознанию не является полным отрицанием старого. С изменением общества, с возникновением нового общественного сознания сохраняются элементы старого. Так, не уходят в небытие произведения искусства, нравственные нормы и т. д. Они продолжают существовать, хотя и претерпевают определенное переосмысление. И хотя давно нет ни античного общества, ни общества эпохи Возрождения, но и сегодня сохраняют художественную ценность произведения искусства этих эпох.

    Общественное сознание каждой эпохи опирается на обычаи, традиции, взгляды и теории предшествующих эпох. При этом общественное сознание может в определенном смысле отставать от нового уровня общественной жизни, когда в нем сильны пережитки прошлого. Но с другой стороны, новые идеи и теории могут опережать уровень развития общественного строя.

    Нужно отметить известную неравномерность развития общественного сознания. В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания.



    Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди осуществляют практическую деятельность в экономике, политике и т. д. Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных ценностей. Рассмотрим это детальнее.

    1. Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

    2. Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов.

    3. Экологическое сознание способствует сохранению природы.

    4. Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

    5. Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

    6. Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

    7. Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

    8. Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

    9. Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

    Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей – труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов и т. д. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

    Общественное сознание формируется как отражение социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь, стимулируя возникновение и совершенствование различных видов деятельности.

    В предыдущих главах речь шла уже о некоторых формах общественного сознания. Но пока еще не было более-менее детального разговора о морали, религии и эстетическом сознании. Обратимся к их характеристике.

    9.5. Мораль


    Понятие морали включает в себя два аспекта: совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей друг к другу и обществу, и способность человека оценивать свои намерения и поступки. Кроме понятия морали используется понятие нравственности. Их соотношение трактуется по-разному. Иногда их различают, понимая мораль как совокупность норм поведения, а нравственность – как способ поведения людей, осуществляющих (или нарушающих) нормы морали. Иногда мораль и нравственность понимаются как синонимы. Будем придерживаться последней версии.

    Мораль регулирует поведение человека в различных сферах общественной жизни, внутри– и межгрупповых отношениях. С точки зрения норм морали оцениваются те действия, через которые проявляются общественные взаимоотношения людей, т. е. отношения индивидуума к индивидууму, одного коллектива к другому, коллектива к индивидууму и т. д. Нормы морали регулируют лишь сознательное, волевое поведение; поступки душевнобольных, а также маленьких детей нравственно безразличны.

    Нравственная деятельность состоит из поступков как ее элементов. Сам же поступок слагается из мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки и отношения человека к оценке окружающих. Нравственное поведение закрепляется в обычаях и традициях (устойчивом, повторяющимся из поколения в поколении поведении). Особая разновидность поступков – проступок; проступок – это поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований морали. Проступки могут быть намеренные и ненамеренные, умышленные и непредумышленные.

    Мораль и право сходны в том, что они предлагают систему правил поведения. Некоторые нормы морали и права совпадают. Но между моралью и правом имеются и различия. Некоторые поступки подлежат суду морали, но не включаются в компетенцию права (например, с точки зрения морали следует уступать в метро место пожилому человеку, но это не входит в правовые нормы). Моральные нормы распространяются на такие отношения людей, которые не регулируются правом (например, дружба, товарищество, любовь). Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия. Мораль, в отличие от права, не имеет специального учреждения, которое принуждало бы к соблюдению моральных норм.



    Моральная регуляция осуществляется всем обществом; за моралью стоит сила убеждения, примера, общественного мнения, традиций, сила нравственного авторитета отдельных лиц. Моральная санкция осуществляется, главным образом, мерами духовного воздействия. Общественное мнение выступает как коллективная оценка поведения, проявляющаяся в поощрении людей, поступки которых являются общественным благом, или осуждение за поступки, не соответствующие нормами морали. Мораль выполняет свою функцию регулирования поведения людей, опираясь на общественное мнение.

    Мораль, как и все другие социальные явления, исторически сформировалась и развивалась. Возникновение морали связано со становлением общества, прежде всего общественного труда. Общественно-трудовая деятельность людей, как бы примитивна она ни была на начальных стадиях, предполагает более или менее устойчивые отношения между людьми. В первобытном обществе силами коллектива обуздывался зоологический эгоизм. Критерий добра и зла определялся тем, что шло на пользу или во вред роду и племени. Европейцев, знакомившихся с народами, стоявшими на уровне первобытного общества, поражали такие черты их, как храбрость, справедливость, правдивость. Руссо говорил о золотом веке в прошлом, а Вольтер сказал, что ему захотелось на четвереньках убежать в лес.

    Однако не стоит идеализировать первобытное общество. Низкий уровень производства выдвигал два требования к человеку: физическая сила и способность переносить страдания. Обряд посвящения (инициация), татуировка (когда, например, в глубокие надрезы вкладывалась соль) направлены были именно на формирование этих качеств. Когда же человек слаб – он обуза для коллектива. Не случайно поэтому оставляли стариков на покидаемом месте стоянки рода и племени, что фактически приводило их к смерти.

    Регулировка отношения личных и общественных интересов первоначально осуществлялась через систему запретов определенных поступков – табу. Появляется дифференциация поступков на позитивные и негативные, т. е. поступки, которые следует выполнять, и поступки, которые запрещаются. Мораль становится средством ориентации человека в социальной среде.



    С формированием классового общества возникают новые моральные отношения и нормы. В рабовладельческом обществе складывается система нравов, которая не распространяется на рабов; они не считались личностями. Эта мораль, в частности, воспитывала презрение к физическому труду. Но в этой морали были и прогрессивные моменты, она, в частности, покончила с людоедством, групповым браком.

    В эпоху феодализма распространяется религиозная мораль. В христианской Европе идеал человека – полный смирения, отрешившийся от мирских благ. За этим идеалом виден социальный смысл – воспитание масс в духе повиновения. А с другой стороны, экономические соображения обусловливают положительную моральную оценку браку по расчету. Здесь ни слова о любви.

    С формированием капитализма складывается новая система нравов. Жажда жизни молодой буржуазии несовместима с идеалом средневекового аскетизма. Мораль ранней буржуазии откровенна: частная собственность священна и неприкосновенна; нормой становится принцип индивидуализма; человек стремится к наслаждению и избегает страдания; пороки так же необходимы, как и добродетели.

    В классовом обществе существует мораль различных классов. Но в то же время в каждой морали есть общечеловеческие моменты, так называемые простые нормы нравственности и справедливости. Во все времена так или иначе осуждались жадность, жестокость, трусость, лицемерие, вероломство, клевета, зависть, высокомерие и поощрялись смелость, честность, самообладание, великодушие, скромность. Правда, в разные времена по-разному понимались условия и границы применимости этих качеств и их относительное значение.

    В процессе социализации люди осознают общественные интересы, понимают, какие поступки соответствуют общественному благу или могут принести вред обществу, в связи с чем у них формируется нравственное сознание.

    Нравственное сознание включает в себя моральную оценку; в акте оценки устанавливается соответствие или несоответствие поступков, образа жизни человека моральным требованиям. Когда оценка обращена на себя (самооценка) возникают такие нравственные чувства, как совесть, стыд, раскаяние и т. д. Нужно заметить, что нравственность определяется не одним конечным результатом, а направленностью поведения человека в целом; в морали оцениваются не только поступки людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.



    Структура нравственного сознания включает в себя нравственные чувства, категории морали, ценностные ориентации.

    К основным нравственным чувствам относятся долг, совесть, стыд, честь, счастье.

    Долг – осознание человеком своих обязанностей. В основе долга лежит чувство необходимости сочетания личных и общественных интересов. Как индивидуальное чувство долг связан с пониманием человека своей ответственности перед обществом, стремлением построить свое поведение в соответствии с моральными нормами общества.

    Совесть – чувство моральной ответственности, самооценка своего поведения, «внутренний суд».

    Честь – чувство, выражающее представление о человеческом достоинстве. Для чести характерно сознательное выполнение человеком общественного долга. Поведение людей, которые общественные интересы ставят выше личных, оценивается обществом очень высоко (говорят о доблести и героизме).

    Счастье – нравственное чувство радости, гордости, удовлетворения, полноты жизни, которое возникает у человека в процессе и результате осуществления личных интересов и в то же время в результате признания другими его поступков как достойных. Без такого признания чувство счастья оказывается неполным. Счастье – нравственное удовлетворение от сознания правильности основной жизненной позиции.

    Фундаментальные категории морали – добро и зло, смысл жизни, свобода воли.

    В категориях добра и зла положительно или отрицательно оцениваются поступки людей.

    Относительно смысла жизни можно выделить оптимизм (смысл жизни есть и он в принципе осуществим), скептицизм (неясно, если ли смысл жизни, а если есть, то неясно, осуществим ли он) и пессимизм (жизнь представляется бессмысленной). Когда признается, что есть смысл жизни, он понимается по-разному. Смысл жизни – в получении удовольствий, наслаждении (так называемый гедонизм), в достижении успеха (прагматизм), признании в группе, к которой принадлежит человек (корпоративизм), личном самоусовершенствовании (перфекционизм), в служении другим людям (гуманизм) и т. д.

    Важная категория морали – свобода воли; свобода воли – возможность выбора человеком линии своего поведения. Декарт отмечал: «Наша воля стремится к какой-нибудь цели или избегает ее в зависимости от того, представляет ли ее наш разум хорошей или дурной»[23]. Нужно отметить, что поступки в полном смысле нравственны, когда они совершаются не в результате внешнего принуждения, а из побуждения делать добро. Саморегуляция, самовоспитание и самооценка – важные черты моральной регуляции поведения.



    На теоретическом уровне нравственного сознания формируются этические системы, создаются моральные кодексы. Одним из первых вопросов, на который пытается ответить этика, вопрос о том, что есть правильная человеческая жизнь? Этические концепции древности исходили из предпосылки, что если мы знаем, что такое правильная жизнь, то, конечно, будем поступать так, чтоб ее достигнуть.

    В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» – чего в другом не любишь, того сам не делай. Это правило в разных формулировках вошло в состав разных этических систем (например, категорический императив Канта). Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайности в поступках, соблюдать меру. Правда, отмечал Аристотель, у разных людей эта «середина» разная.

    В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: либо на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм) либо общие интересы (альтруизм).

    В первом варианте утверждается особая роль:

    • наслаждения, удовольствия (гедонизм). Классическим представлением этой точки зрения в античности был Эпикур, который считал высшим благом наслаждение. Но в то же время он призывал к разумной жизни, которая не будет стремиться к неограниченному умножению удовольствий. Стоики также призывали к удовольствиям, но говорили, что при этом не следует становиться рабами вещей;

    • счастья (так называемый эвдемонизм). Представления о счастье различны. Киники считали, что все плоды цивилизации бессмысленны, нужно возвратиться к простой жизни. Поскольку мир преисполнен зла, нужно отстраниться от участия в его делах. Конечно, можно иметь деньги, вещи и т. п., но все это непрочно, в стремлении к счастью на это нельзя полагаться. Спасенья нужно искать в себе;

    • пользы (так называемый утилитаризм). «Принцип пользы» у Бентама, Милля и других утверждал, что действие, поступок правилен, если он приносит пользу человеку. При этом говорилось, что конкретный поступок может приносить и пользу и вред, но если пользы он приносит больше, то он правилен.

    Во втором варианте этических концепций в основу ставился моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотрешению во имя их блага и счастья. Этот принцип нашел свое выражение, в частности, в христианской морали – «возлюби ближнего своего, как самого себя». Этика альтруизма обычно ориентируется на благодеяние и филантропию.

    9.6. Религия



    Одна из древнейших форм общественного сознания – религия. Религия и философия образуют мировоззренческую основу общества, что и определяет их важную роль в жизни общества. Содержание религии как социального явления включает в себя три элемента: религиозное сознание (религиозные чувства, представления, идеи); религиозные культы и религиозная обрядность; религиозные организации (церковь).

    Сущность религиозного сознания – иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное.

    Религия вырастает из мифологии. В ранних формах религии происходит обожествление природных сил, растений, животных. В истории религии обычно сначала был политеизм (вера в нескольких богов), затем монотеизм (единобожие). Переход к монотеизму был характерен в ту историческую эпоху, когда образовались крупные монархии; вместо многих культов, характерных для союзов племен и ранних государств, создается культ единого, всемогущего Бога, на которого переносятся признаки других богов.

    Религиозное сознание начиналось с проблем, вызванных природными явлениями, затем на первый план постепенно выдвигаются проблемы, вызванные социальной жизнью. Религиозное сознание проявляется в выполнении религиозного культа – поклонения Богу, исполнении обрядов (молитва, ритуал крещения и др.).

    Поскольку у всех народов есть религия, следовательно, есть какая-то потребность, какие-то социально-психологические интересы, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами религии. Дело в том, что посредством определенных обрядовых действий и запретов верующие стремятся получить помощь от Бога. Тысячелетиями в сознании людей внедряется идея, что без веры в Бога не может быть нравственности, что источник морали – Бог. В христианстве нравственным идеалом является образ Христа.

    Объединение верующих для совместного выполнения религиозного культа приводит к возникновению третьего элемента религии – религиозной организации верующих, церкви, во главе которой стоят священнослужители. Церковь – общественный институт, при помощи которого поддерживается религиозный культ, распространяется религиозная вера и объединяются сторонники той или иной религии.

    На теоретическом уровне религиозного сознания – теология и религиозно-идеалистическая философия. Центральная проблема здесь – доказательство существования Бога.

    9.7. Искусство


    К искусству относятся эстетическое сознание и те явления общественной жизни, которые переживаются как эстетические ценности. К последним относятся и продукты материального производства (которые воспринимаются с эстетической оценкой; особый случай здесь – произведения декоративно-прикладного искусства, дизайн), и явления природы, и сам человек (оцениваемый с позиции красоты), и собственно искусство как совокупность художественных произведений.

    Отдельные произведения искусства – продукт художественного творчества как единства духовной и практической деятельности человека. По способу своего существования произведение искусства – материальный продукт художественного творчества.

    Хотя произведение искусства сделано из определенного материала и не существует без него, главное в нем – художественный образ. Художественный образ произведения создан художником в соответствии с его представлениями о реальном или фантастическом мире и является материальным изображением явлений природы и общества или фантастических воображаемых событий. Изобразительность – основное свойство искусства. Но не всякое изображение, созданное человеком, выступает как художественный образ. Изображение оказывается художественным образом, если оно обладает особыми свойствами, содержанием и формой.

    Произведение искусства обладает изобразительностью и выразительностью. Изобразительность является основным атрибутом искусства, от него зависят выразительность и другие свойства искусства.

    У каждого художника есть представления об идеале прекрасного в жизни и человеке. С точки зрения этого идеала он и изображает действительность. Эстетический идеал есть и у общества, социальных групп. Эстетический идеал всегда связан с политическими взглядами и нравственными принципами. Социальная позиция художника проявляется в том, каков его эстетический идеал; она раскрывается в том, какие явления он отражает, как отражает, какую оценку они получают от автора.

    В произведении искусства художник выражает общественное сознание определенных групп. Идейность – необходимое свойство искусства. Идейная направленность искусства может проявляться не только в его классовости, но и в народности. Народность искусства проявляется в том, что оно отображает жизнь народа, его чувства, интересы, передает национальную самобытность, неповторимость каждого народа.



    Содержание произведения искусства – совокупность составляющих его художественных элементов.

    Взаимосвязи художественных элементов в произведении искусства создают художественную форму как определенную структуру этой взаимосвязи. К художественной форме относится композиция – определенный порядок в соотношении элементов относительно друг друга.

    Соответствие художественной формы содержанию является важнейшим признаком художественности произведений искусства и принципов их оценки.

    Искусство в общественной жизни выполняет ряд функций. Прежде всего это – эстетическая функция. Восприятие людьми произведений искусства является одним из действенных средств формирования у людей эстетического сознания. А эстетическое сознание дает людям большое духовное удовольствие, способность воспринимать и оценивать красоту, выступает духовным стимулом эстетической деятельности людей.

    Эстетическое сознание имеет два уровня: обыденное (восприятие, переживание, оценка эстетических ценностей) и теоретическое (понимание, объяснение сущности эстетических ценностей, процессов их создания и восприятия, которое дает эстетика).

    Кроме эстетической, искусство выполняет ряд других функций. Прежде всего это – познавательная функция.

    Доставляя людям эстетическое наслаждение, углубляя наше познание жизни, искусство также воспитывает людей, т. е. осуществляет воспитательную функцию.

    Расширяя познание человека, воспитывая его, искусство дает ему возможность пережить неиспытанное им, компенсирует недостаток различных переживаний (таких как счастье, любовь, горе и т. д.), которые нужны ему в жизни, т. е. выполняет компенсационную функцию. В этом плане искусство восполняет то, чего недостает человеку в его обычной жизни.

    Кроме указанных, у искусства есть ряд побочных функций. Искусство способно успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение (которое особенно усилилось в наше время), преодолевать отрицательные стрессы. Искусство издавна используется медициной в профилактике и лечении психических заболеваний. Танцы, музыка, изобразительное искусство имеют медико-терапевтическое значение, используются при тренировках спортсменов и т. д. Таким образом, искусство выполняет оздоровительную функцию.

    9.8. Культура



    Культура основана на деятельности людей; через культуру и благодаря культуре происходит соединение природного, естественного и социального миров. Культура здесь характеризуется как связующее звено между природой и обществом; основой этого соединения является человек как субъект деятельности, познания, общения. Культура – результат объективизации, материального воплощения стремлений, целей, интересов человека. Для характеристики культуры используется понятие артефакта. Артефактами называют продукты и результаты человеческой деятельности. Тогда культура трактуется как мир артефактов. При этом подчеркивается, что артефакт как продукт человеческой деятельности двойственен – в нем сочетаются объективный и субъективный моменты. Культура здесь трактуется как все то, что создано людьми, как созданная людьми среда обитания.

    Культура связана с теми смыслами, которые человек приписывает своим творениям. Материальные объекты, взятые сами по себе, никакого смысла не имеют. Смысл в них вложен человеком. Но смысл выражается с помощью языка. Культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества.

    Понятие культуры относят не только к артефактам, но и к самому человеку; говорят о культурном (или некультурном) человеке. Культура личности – это система ее нравственных норм и образа жизни, характеризующаяся такими чертами, как порядочность, доброта, честность, скромность, трудолюбие, умение понять другого человека и т. п. Иногда как синоним высокой культуры говорят об интеллигентности. Интеллигентность – это широкие знания, социальная ответственность, высокая культура.

    Культурная личность умеет и любит трудиться; лень, халтура, ошибки – это не культура. Культурная личность умеет владеть собой, имеет навыки самоконтроля, способна к общению. Культурная личность ориентирована на добро, гуманизм, справедливость. Культура личности включает в себя умение рационально использовать время, не растрачивая его попусту на второстепенные дела и занятия.

    К раскрытию содержания культуры можно применить и ценностный подход, согласно которому культура – это:

    • совокупность материальных и духовных ценностей;

    • способы их создания;

    • умение их использовать;

    • умение передавать от поколения к поколению.

    Ценности служат удовлетворению потребностей. Поскольку есть материальные и духовные потребности, ценности подразделяются на материальные и духовные. Существуют непреходящие духовные ценности.

    9.9. Духовная жизнь общества



    Роль духовных ценностей, общественного сознания всегда (более или менее глубоко) осознавались людьми. Существует общественная потребность в создании духовных ценностей и совершенствовании общественного сознания. Это осуществляется в особой деятельности в процессе духовного производства. Если материальное производство направлено на производство материальных благ, то духовная деятельность, духовное производство направлено на производство духовных ценностей, совершенствование сознания.

    Духовное производство – это научная, художественная и другие виды деятельности, в результате которой создаются научные и художественные произведения, религиозные тексты, идеологические концепции и т. д.

    В процессе духовного производства сформировавшиеся знания и чувства опредмечиваются, иначе они не станут достоянием общества. Здесь следует подчеркнуть, что главный продукт духовного производства – не предметы как таковые, а та информация, которая воплощена в социальных объектах и процессах.

    Духовное производство осуществляется научными, художественными, идеологическими и другими кадрами, которые объединяются в специальные институты (научные и идеологические учреждения, коллективы театров и т. д.). В духовном производстве используются материальные ресурсы, специальная техника.

    После того как созданы и зафиксированы (опредмечены) духовные ценности, следующий этап духовной жизни – их распространение. Так, ученые распространяют полученные знания или устно (например, в докладах, лекциях), или письменно (в научных произведениях). В искусстве тиражируется художественная литература, создаются копии фильмов и т. д.

    Чтобы духовные ценности оказали свое воздействие на людей, их сознание, у них должна быть сформирована потребность воспринимать и искать эти ценности. Эти потребности и способности развиваются как в процессе повседневной жизнедеятельности, так и в результате целенаправленного образования и воспитания. Образование направлено на формирование знаний, воспитание, социальных чувств, общественной психологии (хотя эти процессы нельзя резко разграничивать, они взаимосвязаны).

    Духовные ценности передаются от поколения к поколению. Чтобы это было возможно, продукты духовного производства должны сохраняться (например, книги в библиотеках, картины в музеях).








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке