• Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ

    Флаг

    В современном мире официальным отличительным символом государства являются его флаг, герб и гимн. Это триединство начало складываться в мировой практике сравнительно недавно, начиная с XIX века. И если государственные гербы как символы власти возникли в Европе и России еще в Средневековье, то флаг Российской империи и, в частности, его цвета определились гораздо позднее.

    Описание государственного флага входит в текст конституции страны, и ему как святыне должны воздаваться высшие государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, а его оскорбление в международной практике принято рассматривать как оскорбление нации и государства.

    Трехполосный бело-сине-красный флаг появился в России благодаря Петру Первому, который распорядился украшать таким флагом все российские торговые суда. Указ Петра от 20 января 1705 года гласил: «На торговых всяких судах, которые ходят по Москве-реке, и по Волге, и по Двине, и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу, каков, нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом. А иным образом знамен, опричь того посланного образца, на помянутых торговых судах не ставить. А если кто учинится тому, Его Великого Государя указу ослушен и тому учинено будет жестокое наказание»[4]. Поскольку в те времена торговый флот любой страны мира, как правило, ходил под национальным флагом, 20 января 1705 года считается днем рождения российского флага.

    С петровского же времени нам известен точный порядок полос на флаге: верхняя полоса — белая, средняя — синяя, нижняя — красная. Расположение полос отражало метафизическое понимание строения мира: внизу — мир физический, плотский, выше — небесный, еще выше — божественный. Позже, в XIX веке, этим полосам стали приписывать символическое значение содружества трех восточнославянских народов — белорусов, украинцев и русских.

    Утвержденный Петром I бело-сине-красный флаг почти полтора столетия считался русским национальным флагом. Он развевался практически на каждом речном и морском торговом судне, принадлежавшем России. Его видели на ярмарках, выставках, масленичных гуляньях. Народная память связывала бело-сине-красные цвета с Петром, и эти петровские флаги всегда появлялись при праздновании юбилеев царя. Бело-сине-красные полотнища как национально-русские были вывешены в 1856 году в Париже при заключении Парижского мирного договора об окончании Крымской войны.

    В борьбе за звание государственного флага на протяжении нескольких десятков лет ему пришлось конкурировать с черно-желто-белым императорским стягом. Такое изменение цветов российского флага произошло при Александре II. В императорском указе от 11 июня 1858 года говорилось о новом «рисунке гербовых цветов» Российской империи. Согласно указу полотнище флага должно было иметь три горизонтальные полосы: черную, желтую и белую. Новые национальные цвета России геральдически объяснялись так: «Первая полоса соответствует черному государственному орлу в желтом или золотом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время царствования Анны Иоанновны. Нижняя полоса, белая или серебряная, соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II»[5].

    Строго говоря, черно-желто-белый флаг был первым официально узаконенным флагом империи. Черно-желто-белые флаги предписывалось поднимать в торжественных случаях над правительственными учреждениями и административными зданиями. «Золото, серебро, земля» — так официально истолковывали черно-желто-белый флаг Александра II — были символически связаны только и именно с царствующей династией.

    Но высочайшее решение об утверждении новых национальных цветов не встретило понимания в народе. Наряду с черно-желто-белым флагом сохранился и бело-сине-красный — как торговый. Правительственный указ 1858 года мало кто знал, и черно-желто-белый флаг, по аналогии с петровским или по ошибке, иногда вешали перевернутым, белой полосой вверх. Россия оказалась в числе тех немногих стран, где императорский флаг оказался в противоречии с неотмененным «торгово-гражданским».

    Черно-желто-белый флаг меньше знали за рубежом. В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 годов не он, но его бело-сине-красный предшественник — Самарское знамя — был вручен болгарским ополченцам «для освобождения своего народа». То ли из сознания славянской общности, то ли из чувства признательности за русскую кровь, пролитую ради освобождения от турецкого владычества балканских народов, цвета российского бело-сине-красного флага стали составной частью флагов Сербии и Черногории[6].

    В те годы многие ратовали за восстановление в правах бело-сине-красного флага, объясняя появление черно-желто-белых цветов немецкой ориентацией правящего Дома Романовых. Черный — один из любимых цветов германских и арабских народов — никак не соответствовал русскому характеру и испокон веку считался на Руси знаком смерти, олицетворяя траур, скорбь, печаль, монашество и схиму. Желтый цвет — олицетворение золота, тоже нельзя назвать типичным; широко известно, что с древнейших времен в России наиболее распространенным металлом было серебро.

    Двойственность символики, разделявшей царскую власть и гражданское общество, наконец была осознана, и положение было исправлено. Когда 25 апреля 1883 года, накануне коронации Александра III, министр внутренних дел граф Толстой представил царю два флага: черно-желто-белый — как национальный и бело-сине-красный — как торговый, государь повелел иметь в России «один единообразный флаг, состоящий из цветов белого, синего и красного»[7].

    Финалом продолжительной дискуссии вокруг государственного флага стало опубликованное 7 мая 1883 года «высочайшее повеление», которое совершенно однозначно трактовало использование петровского флага: «Чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов»[8]. На Руси эти цвета издревле имели символическое значение: белый — благородство, откровенность; синий — верность, честность, безупречность, целомудренность; красный — мужество, смелость, самопожертвование, великодушие, любовь.

    Несмотря на явно выраженную высочайшую волю, «борьба флагов» длилась еще 13 лет и завершилась лишь в 1896 году, когда Особое совещание при Министерстве юстиции, уже накануне коронации императора Николая II, ответило на вопрос о том, флаг какого цвета следует считать «народным» (национальным), или «государственным».

    5 апреля 1896 года оно подтвердило, что для всей империи, включая Финляндию, должен таковым «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». Согласно этому решению имевшиеся в запасе черно-желто-белые флаги должны были быть заменены бело-сине-красными.

    Торжества по случаю коронации последнего русского царя Николая II проходили в обеих столицах и практически во всех городах России. Страна буквально утопала в море бело-сине-красных полотнищ, протянутых на шнурах поперек улиц и вдоль фасадов домов.

    Февральская революция 1917 года началась не под национальным, но под красным флагом, принятым социалистическими партиями в Европе с 1870 года. И лишь окраины Российской империи подняли свои национальные знамена. В честь Февральской революции были даже выпущены значки с изображением республиканского орла, сжимающего в своих когтистых лапах не скипетр и державу, но два красных флага.

    Однако уже в начале мая 1917 года Юридическое совещание при Временном правительстве предложило сохранить за демократической Россией бело-сине-красный флаг, учитывая, что русскую историческую символику нельзя однозначно связывать с династией Романовых и царизмом. Предложение было одобрено, и трехцветный символ России обрел свое второе рождение.

    Почти полгода после событий 25 октября 1917 года бело-сине-красный флаг оставался де-юре государственным и в Советской России. РКП (б) поначалу не имела принципиальных возражений против национального флага России, который был хорошо известен всему миру, и отказаться от него было непросто даже из политических соображений.

    8 апреля 1918 года, в связи с приближающимися Первомайскими торжествами, когда потребовалось в неотложном порядке решать вопрос об украшении городов, Яков Свердлов на заседании фракции большевиков ВЦИК заявил: «До сих пор национальный флаг остается трех цветов. Правда, его никто не употребляет, но в настоящее время, когда приходится отправлять своих послов в Вену или Германию и другие страны, над русским посольством должен развеваться национальный флаг, и без нашего разрешения его невозможно вывесить и невозможно вывесить также и красный флаг до тех пор, пока этот вопрос не будет разрешен в ту или иную сторону. Позвольте считать наш боевой флаг нашим национальным российским флагом. Кто за утверждение национального флага? Единогласно принято»[9].

    10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов упразднил трехцветный петровский флаг и утвердил в качестве единого — торгового, морского и военного красный флаг; в левом углу флага, у древка помещались золотые буквы «РСФСР».

    Флаг Петра Великого вернулся в Россию в 1989 году. В воскресенье 12 марта 1989 года он впервые взвился над площадью Маяковского в Москве и у Казанского собора в Ленинграде на митингах памяти Февральской революции.

    5 ноября 1990 года правительство РСФСР постановило создать новую российскую символику. Идея восстановления старых символов Отечества нашла широкую поддержку в обществе. По горячим следам известных августовских событий 1991 года 21-го числа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России — полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации».

    Государственный флаг Российской Федерации положено поднимать на специальном флагштоке (мачте) перед зданием или на здании. При этом должно строго учитываться соответствие величины флагштока и размер флага. Оптимальным считается соотношение ширины флага и высоты флагштока как 1:6. При поднятии государственного флага в вертикальном положении с левой стороны должна располагаться белая полоса, а с правой — красная.

    Флаги России и других государств поднимаются каждый на отдельном флагштоке, которые должны быть строго одинакового размера, висеть на одном уровне. Флаги располагаются обычно в алфавитном порядке в соответствии с названием стран на согласованном языке (например, в ходе встреч глав государств — членов СНГ государственные флаги располагаются по названию стран на русском языке).

    Если государственные флаги поднимают в честь главы иностранного государства, прибывшего в Россию, то почетное место с правой стороны отдается флагу гостя.

    В кабинете государственный флаг устанавливается на специальном флагштоке по правую руку от сидящего за столом.

    Государственный флаг поднимается снаружи зданий с рассветом и опускается с заходом солнца. Если флаг висит круглосуточно, с наступлением сумерек он должен быть освещен искусственным светом.

    Достоинство государственного флага Российской Федерации, равно как и флагов ее субъектов, защищается российским законодательством. В случае их осквернения виновные будут нести уголовную ответственность.

    Вообще отношение к флагу, к воинским знаменам свидетельствует о многом. В последнее время этому вопросу уделяется серьезное внимание. Уважение к флагу воспитывает чувство настоящего, непоказного патриотизма. Недаром свои штандарты сегодня имеют все силовые ведомства. Приятно, когда бываю за рубежом, видеть наших болельщиков, разворачивающих огромные полотнища флагов. Мы наконец-то начинаем использовать свою символику для поднятия духа нации, для поддержания в людях веры в свою страну.

    Герб

    Комиссию по разработке нового государственного герба, в соответствии с распоряжением президента, возглавлял профессор Рудольф Пихоя. В ее работе приняли участие ведущие ученые: юристы, философы, историки, специалисты по геральдике и символике, а также работники Совета министров России, Министерства культуры РФ, МИДа, Союза художников. Результатом ее работы стал подписанный 30 ноября 1993 года указ президента Ельцина о восстановлении исторического герба России, который представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона.

    Двуглавый орел как символ государственности появился в России в XV веке, благодаря византийской царевне Софье Палеолог, невесте великого князя Ивана III, которая везла во главе своего свадебного поезда золотой стяг с вышитым двуглавым орлом — родовым гербом императорской династии[10]. Женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, Иван III соединил герб Московского государства (Ездец, попирающий змея) с гербом Византии (двуглавый орел). На одной из сторон его великокняжеской печати от 1497 года изображался орел, а на другой — всадник, попирающий змея, с надписью: «Божиею милостию, Великий князь господарь всея Руси»[11].

    Государство, усвоившее новую эмблему, еще недавно порабощенное, раздерганное на куски и задвинутое в дальний угол политического бытия, целеустремленно развивалось и крепло, последовательно утверждало свое международное достоинство и внутреннее единство. В соответствии с историческим развитием России динамично совершенствовался и ее герб, обогащаясь новыми атрибутами и красноречивыми символами.

    В правление Ивана Грозного (1530–1584) византийская эмблема была объединена с древним гербом Московского княжества: с того времени на груди русского орла красуется щит с изображением святого Георгия.

    До царствования Михаила Романова (1613–1645) над головами орла изображались две короны, а между ними — православный крест. Однако в 1625 году царь повелел вместо креста помещать третью корону, и со времен Алексея Михайловича (1645–1676) государственный орел почти всегда имел поднятые крылья, на груди — щит с изображением Московского герба, в лапах — скипетр и державу и был увенчан тремя коронами. Короны эти, согласно одному официальному источнику того времени, знаменовали «три великия: Казанское, Астраханское и Сибирское славные царства»[12]. По позднейшей, конца XIX века трактовке эти короны — символ триединства восточных славян — русских, украинцев и белорусов.

    С утверждением при Петре I в 1699 году высшего ордена России — ордена Святого Андрея Первозванного — Московский герб на груди орла обычно окружался цепью ордена, называемой Андреевской.

    В XVIII веке изображение герба не претерпело существенных изменений, только всадника-драконоборца на груди орла с 1730 года стали называть Георгием Победоносцем.

    Новые страницы вписал в историю герба России XIX век. Александр I (1801–1825) к концу своего царствования осуществил, быть может, самую масштабную реформу герба. В 1825 году государственному орлу была придана не геральдическая, а совершенно произвольная форма. Орел этот имел широко распущенные крылья и держал перевитые лентами громовые стрелы («перуны») и факел в правой лапе, а лавровый венец — в левой. Исчезла династическая Андреевская цепь, а на его груди появился нетрадиционный (сердцевидной формы), заостренный кверху щит с Московским гербом[13].

    Император Николай I уже в 1830 году вернулся к традиционной эмблеме, но дополнил ее гербами царств, входящих в состав Российской империи. Они располагались на распахнутых крыльях орла.

    Новой, геральдической реформой герба ознаменовалось и царствование Александра II (1855–1881). Рисунок герба был приведен в соответствие с международными правилами геральдики. В 1882 году была учреждена строгая иерархия: большой, средний и малый государственные гербы Российской империи. С этого времени и до февраля 1917 года изображение герба оставалось незыблемым.

    В общественном сознании распространено ошибочное отождествление двуглавого орла с родовым гербом дома Романовых. Этой ошибке немало способствовала пресса послереволюционных лет. На самом деле родовой герб Романовых — золотой грифон с золотым мечом в красном щите.

    Пройдя через три династии российских правителей — Рюриковичей, Годуновых, Романовых, двуглавый орел утратил конкретную принадлежность к власти какой-либо династии и вошел в историю как символ вечности России. Он жив в сохранившихся памятниках былого величия нашей Родины и немеркнущей славе побед русского оружия.

    Две головы орла традиционно символизируют нераздельность европейской и азиатской России, а грудь, защищенная щитом с изображением всадни-ка-драконоборца, указывает на историческую преемственность России от Руси Московской, а также на Москву как на собирательницу и защитницу русских земель.

    Восстановление в правах главных исторических символов Отечества — двуглавого орла и трехцветного флага положило начало возрождению российской государственной геральдики.

    Гимн

    Первый российский гимн был создан по указанию императора Николая I в 1833 году. До этого торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом — военными маршами. Правда, в конце царствования Петра и в годы правления Елизаветы Петровны в особо торжественных случаях при дворе играли мелодию английского гимна «Боже, храни короля». А в конце XVIII века с ним начало соперничать торжественное песнопение Дмитрия Бортнянского «Славься».

    Когда в 1833 году государь повелел своим подданным создать гимн, в негласном конкурсе приняли участие многие поэты и композиторы, среди них — воспитатель наследника престола Василий Андреевич Жуковский и композитор Алексей Федорович Львов, который одно время служил секретарем у шефа III отделения А. X. Бенкендорфа. Царю больше всех понравилось их сочинение, названное «Молитва русского народа» — своей простой, легко запоминающейся мелодией и проникновенными словами. Когда будущий гимн исполнили публично накануне Рождества 1833 года, сам император аплодировал ему и его авторам.

    А. Ф. Львов был пожалован чином флигель-адъютанта, а через девять лет был уже генерал-майором свиты Его Величества.

    М. И. Глинка тоже написал тогда гимн на стихи Жуковского, который назвал «Патриотическая песня», но царю он не понравился.

    После Февральской революции 1917 года «Боже, царя храни» сменила мелодия «Марсельезы», главной революционной песни Великой французской революции и гимна Франции. Правда, у «Марсельезы» были другие, не переводные слова, и начиналась она со строк «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног». В первые месяцы советской власти «Марсельезу» сменил «Интернационал». И лишь 1 января 1944 года наконец прозвучал гимн Александрова на стихи С. Михалкова и Эль-Регистана, созданный еще в 1936 году как «Шмн партии большевиков». В 1943 году был написан новый вариант слов и слегка поправлена мелодия.

    После XX съезда КПСС текст, в котором несколько раз упоминался Сталин, перестал исполняться, и гимн Советского Союза стали даже называть «песней без слов». После принятия в 1977 году новой Конституции СССР текст был изменен и упоминание имени Сталина из него исчезло.

    В 1991 году, спустя почти 200 лет, мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» Глинки, ненадолго стала гимном демократической России, однако конституционный закон, закрепляющий это решение президента Б. Н. Ельцина, не был принят Государственной думой. Наконец, после долгих споров и обсуждений, уже при президенте В. В. Путине 20 декабря 2000 года гимном Российской Федерации вновь стал гимн Александрова с измененным С. В. Михалковым текстом.


    Примечания:



    1

    См.: Дорошенко Т. Кремлевские куранты // Часы: Стиль и Время. 2001. №3.



    4

    Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 4. С. 285.



    5

    Полное собрание законов Российской империи. СПб., I860. Собрание 2. Отд. 3. Т. 33. № 33 289-



    6

    Лысенко Н. Н. Русская государственная символика. Л., 1990. С. 25, 31.



    7

    «Иванов К А. Флаги государств мира. М., 1971. С. 41.



    8

    Особое совещание для выяснения вопроса о русских государственных национальных цветах. Материалы. СПб., 1911. Ч. 1. С. 9.



    9

    Цит. ио-.ХорошкевичА.Л. Символы русской государственности. М., 1993. С. 91.



    10

    См.: Лысенко Н. Н. Русская государственная символика. Л., 1990. С. 5; Гербовед. № 2. М., 1992. С. 10, 12.



    11

    Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1842. Т. 6. С. 46.



    12

    Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990. С. 154.



    13

    Винклер П. П. Гербы городов, областей и посадов Российской империи. СПб., 1900. С. 28.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке