Глава 3

Географическiй очеркъ родины новой вIры. Экономическiй бытъ, костюмъ и языкъ мIстнаго населенiя. Инородческiе приходы и духовенство. ОбрусIнiе. Праздничная картинка. Новая вIра послI Казанской выставки. Быстрое распространенiе секты. Отказъ духовенству въ pyгI. Притиснете сектантовъ. Административная ссылка въ Сибирь основателей секты. Житье въ Сибири; поденная работа, изготовленiе валенокъ и деревянной посуды. Моленiя сектантовъ. Первыя извIстiя о нихъ въ сибирской печати. Манифестъ 14 мая 1906 г. и возвращенiе сектантовъ на родину. Выселенiе въ Царевококшайскъ. Какъ сектанты устроились на новомъ мIстI. Отношенiе братьевъ Якмановыхъ къ сектантамъ.

Съ Казанской научно-промышленной выставки 1890 г. перенесемся теперь въ дебри родной для меня Вятской губ., именно въ тотъ Ю.-З. уголъ ея, гдI лежитъ Яранскiй уIздъ, сIвернымъ краемъ соприкасающiйся съ Варнавинскимъ у. Костромской губ. западнымъ-съ Макарьевскимъ у. Нижегородской губ., а южнымъ краемъ-съ Царевококшайскимъ у. Казанской губ. Край этотъ еще изобиленъ дарами природы: здIсь довольно еще лIсовъ, а обильныя водой рIки и рIчки текутъ по всIмъ направленiямъ, входя въ составъ рIчныхъ системъ Малой и Большой Кокшаги (Изи Кокша, Кугу Кокша), Кундыша и Рутки (Рудэ), впадающихъ въ Волгу. Въ рIкахъ довольно рыбы, въ лIсахъ еще водятся промысловые птицы и звIри, а рIчныя поймы даютъ много сIна и доставляютъ возможность вести порядочное скотоводство. Близость огромныхъ лIсныхъ площадей даетъ населенiю возможность заниматься заготовкой лIса, который сплавляется на Волгу. Населенiе здIсь главнымъ образомъ черемисское, живущее въ достаткI, зачастую имIющее запасныя кладухи хлIба и не знающее еще земельнаго утIсненiя.


Это населенiе передвинулось сюда въ отдаленныя времена, во всякомъ случаI не позднIе X, много XI вIка по Р. X., изъ древней Мерянской территорiи: здIшнiй черемисскiй языкъ занимаетъ средину между горночеремисскимъ и луговымъ нарIчiемъ, образуя так. наз. яранскiй говоръ. По костюму, главнымъ образомъ женскому головному убору (сорока), съ широкимъ лопатовиднымъ верхомъ. ЗдIшнiе черемисы примыкаютъ къ черемисамъ царевококшайскимъ. Благодаря лопатовидной сорокI, pyccкie называютъ "черемисской лопаткой" не только женщину, но и мужчину черемисина.


Села встрIчаются здIсь довольно рIдко; приходы поражаютъ своей величиной, а матерiальный бытъ мIстнаго духовенства отличается полнымъ довольствомъ, не оставляя желать ничего лучшаго, не смотря на то, что приходы часто на 9/10, а иногда и сплошь состоятъ изъ черемисъ. Язычество было сильно здIсь еще во второй половинI минувшаго столIтiя, миссiонерская же деятельность была въ зачаточномъ состоянiи. Въ этомъ краю сохранилось довольно много остатковъ древняго язычества, въ видI языческихъ рощей, и только нIкоторыя изъ нихъ. напр. Юманурская, жалкими остатками которой любовался въ 1904 г. еп. Никонъ, уничтожены довольно варварскимъ способомъ.


Какъ и вездI, гдI внIдрилось русское населенiе, черемисы находятся здIсь въ разныхъ степеняхъ обрусIнiя; послIднее всего больше сказалось въ крупныхъ селахъ. Тутъ встрIчаются черемисы, порвавшiе уже всякую духовную связь съ своимъ племенемъ.


Въ селI праздникъ… Вотъ по широкой улицI двигается кучка черемисской молодежи: картузы на затылкI, сапоги со сборами. Впереди всIхъ идетъ франтъ въ пиджакI, надIтомъ поверхъ расшитой черемисской рубахи; это-сынъ мIстнаго богатIя-черемисина и церковнаго старосты. Нещадно растягивая свою гармошку, онъ орётъ во все горло модную частушку:

Кабы мать-та не «лопатка»,
Я бы русскую любилъ…

Но въ томъ-то и бIда, что у этого молодца мать носить еще на головI черемисскую сороку. Ну, а русская дIвушка не соблазнится женихомъ изъ такой семьи.


Въ то же время гдI-нибудь на заваленкI сидитъ толпа молодежи обоего пола, одIтая во все бIлое, и негромко поетъ не то заунывную пIсню, не то какой-то духовный стихъ.

ГрIшный мы, поддымный[3] народъ…
Куда и на что мы годимся?
Слабы мы стали во всемъ,
И на одного Великаго Бога-Создателя
Остается намъ надIяться…

Что это за странная пIсня? почему раздается этотъ похоронный мотивъ въ праздничное время, когда все зоветъ молодежь къ веселью?


Причина будетъ понятна, если я скажу, что мы находимся въ селI EpнypI, подлI котораго суждено было народиться новой черемисской вIрI кугу сорта. Это поютъ сектанты…


Выставка предметовъ кугусортинскаго культа возбудила нIкоторое вниманiе, а выставочный комитетъ присудилъ даже старшему Якманову почетный отзывъ. Вернувшись къ себI на родину съ такою важною бумагой, въ заголовкI которой стоялъ двухглавый орелъ, братья начали действовать нIсколько смIлIе. И до выставки свIтское и духовное начальство давно уже-цIлыхъ десять лIтъ знало, что братья придумали какую-то новую вIру, но такъ какъ они были люди трезвые, во всемъ исправные, то на нихъ и не обращали вниманiя. Можетъ быть, все шло бы спокойно и дальше, да на бIду секта успIла сильно распространиться среди крещеныхъ черемисъ Юкшумской, Ихтiяльской, ВеликорIченской, Ернурской и Кодамской волостей;[4] она укоренилась въ разныхъ мIстностяхъ, особенно же въ с. Покровскомъ — Упша (Спис. нас. м. № 16865) и въ трехъ селенiяхъ: Керда Яндушевская (№ 16869), Болъшой Ершъ (черем. Орышо № 17209) и с. Ернуръ (№ 16949). На моленiя въ рощI теперь стекалось уже отъ двухъ до трехъ сотъ человIкъ. Это начало вызывать вниманiе властей. Неожиданно нашлись довольно усердные приверженцы новой вIры, которые наотрIзъ отказались платить духовенству ругу и принимать его съ требами.


Это не былъ бунтъ противъ духовенства, хотя оно, по словамъ Якманова, "драло съ нихъ здорово", и никому не было нанесено оскорбленiя не только дIйствiемъ, но и словомъ, потому что иначе не обошлось бы безъ суда. Былъ только рIшительный отказъ отъ притязанiй духовенства, и больше ничего. Но до сихъ поръ еще разсказываютъ, что будто одинъ изъ Якмановыхъ, получивши на выставкI похвальный листъ, вывIсилъ его въ рамкI за стекломъ надъ воротами, а другой просверлилъ дырку въ полученной имъ серебряной медали (которой ему никто не давалъ), надIлъ ее на шею, и оба, указывая на царскую награду за изобрIтенiе новой вIры, встрIчали оглоблями всякое начальство, являвшееся къ нимъ. Но это — злостная сплетня, не больше.


ТIмъ не менIе дIло было испорчено. Пошли доносы со стороны духовенства, и начались всевозможныя придирки. По настоянiю вятскаго архiерея, губернаторъ предложилъ чрезъ земскаго начальника, чтобы сельское общество дало приговоръ объ административной высылкI братьевъ Якмановыхъ въ Сибирь, безъ всякаго суда. ДIло долго не налаживалось, потому что односельчане Якмановыхъ ничего не имIли противъ нихъ, ничего дурного за ними не обрIталось, и даже самъ земскiй начальникъ принялъ сторону братьевъ.


Началась довольно длинная канцелярская волокита, на цIлыхъ два года. Вожаки были отданы подъ особый надзоръ, и къ каждому изъ нихъ приставленъ особый «опекунъ», который слIдилъ за всякимъ шагомъ сектанта: безъ разрIшенiя опекуна нельзя было никуда отлучиться изъ селенiя, хотя бы на мельницу или на пчельникъ. Случалось и такъ, что нужно одному изъ Якмановыхъ Iхать на мельницу, а опекунъ не пускаетъ: "ступай, говорить, на пчельникъ!".


Кончилось все тIмъ, что лIтомъ 1893 г. братья Якмановы и съ ними еще шесть апостоловъ новой вIры, согласно опредIленiю Вятскаго губернскаго присутствiя, были высланы безъ суда въ Сибирь на поселенiе: четверо (въ томъ числI оба брата Якмановы) попали въ Марiинскiй округъ Томской губ., а другiе четверо — въ Ишимскiй округъ Тобольской губ.


Братья безъ всякой злобы, совершенно благодушно разсказываютъ о своей ссылкI. Въ Сибирь пришли они въ самый разгаръ жатвы и въ качествI жнецовъ зашибли копейку. Когда страда окончилась и наступила длинная сибирская осень, то каждый принялся за то, что умIлъ: двое катали валенки, одинъ дIлалъ кадки и бочки, а четвертый точилъ на станкI деревянныя чашки. Всему этому былъ xopoшiй сбытъ, такъ какъ старожилы сибиряки производствомъ подобныхъ издIлiй занимаются очень рIдко, а предпочитаютъ прiобрIтать у новоселовъ; даже деревянныя ложки до конца 80-хъ годовъ привозились въ Сибирь изъ Вятки. Изготовленiе чашекъ оказалось самымъ прибыльнымъ дIломъ, и понемногу всI обучились этому ремеслу. Черезъ годъ началась постройка Средне-Сибирской железной дороги, и ссыльные сектанты нанялись поденщиками у подрядчика по земляной части, инженера Бонди. Поденщина была высокая, и трезвые сектанты заработали порядочныя деньги.


Положенiе братьевъ сдIлалось теперь настолько сносно, что они возобновили свои моленiя. Совершаемыя открыто, подъ сIнью сибирскихъ березъ, моленiя эти возбуждали вниманiе сибиряковъ и желIзнодорожныхъ рабочихъ. Обратилъ на нихъ вниманiе также жившiй въ Mapiинске сотрудникъ газеты "Сибирскiй ВIстникъ" (фактическимъ редакторомъ котораго состоялъ въ то время я) — Угрюмовъ и далъ объ нихъ, по моей просьбI, замIтку для газеты, которую перепечаталъ потомъ въ "Тобольскихъ Губ. ВIдомостяхъ"; эта статья вызвала болшiя симпатiи къ ссыльнымъ братьямъ со стороны сибирской публики. Одно огорчало нашихъ ссыльныхъ, что въ послIднiй годъ ссылки умеръ ихъ товарищъ токарь, ревностный кугусортинецъ.


Въ 1896 г., по случаю коронацiи 14 мая, вышелъ манифестъ объ освобожденiи нIкоторыхъ категорiй административныхъ ссыльныхъ. Сектанты подали прошенiе томскому губернатору (теперь сенаторъ) Г. А. Тобизену и получили билетъ на свободное возвращенiе въ Pocciю, но безъ права проживать въ своемъ родномъ Яранскомъ уIздI.


Вернулись ссыльные въ Вятскую губ. и прежде всего, конечно, прямо съ пароходной пристани отправились домой, гдI оставались ихъ семьи, гдI у всIхъ еще сохранялись избы и хозяйство, потому что имъ некуда было больше итти. Разойдясь по роднымъ селенiямъ, спокойно прожили сектанты въ кругу своихъ семей около двухъ мIсяцевъ, принялись было уже устраивать домашнiя моленiя, но… узнало объ нихъ духовенство и донесло, куда слIдуетъ. Пришлось высидIть сектантамъ четыре дня подъ арестомъ за переходъ заповIдной границы, а потомъ этапнымъ порядкомъ препроводили ихъ въ сосIднiй городъ Царевококшайскъ, Казанской губ.


Попавши въ совсIмъ неподходящую обстановку уIзднаго города и не имIя, гдI приклонить голову, сектанты поселились въ лачугI на окраинI города и кое-какъ перебивались нIкоторое время. Не находя почти никакого заработка, упросили они мIстнаго исправника, чтобы онъ позволилъ имъ жить въ дер. Ошла-мучакш (№ 2121)[5] Арванской волости, Царевококшайскаго у.: это было и за пределами Яранскаго у., и всего въ какихъ-нибудь пяти верстахъ отъ родной деревушки братьевъ Якмановыхъ. Имъ разрIшили; но не успIли они прожить здIсь и двухъ мIсяцевъ, изрIдка видаясь со своими родными, какъ ихъ потребовали въ волостное правленiе. Тамъ ожидалъ ихъ царевококшайскiй исправникъ и объявилъ, что имъ слIдуетъ опять переIхать въ Царевококшайскъ, такъ какъ яранское духовенство не желаетъ, чтобы они жили такъ близко отъ своей родины. Сектанты вынуждены были окончательно переселиться въ Царевококшайскъ и уже оттуда никуда больше не отлучались. Только одинъ изъ нихъ пытался было наниматься въ сторожа на мельницу въ дер. Нужъялъ (№ 2336. на р. МанагI),[6] Арванской вол. Прожилъ онъ тутъ недIли три. Вдругъ ночью прiIхалъ какъ-то разъ урядникъ изъ Яранскаго у. на мельницу; узнавъ, что здIсь живетъ бывшiй ссыльный, онъ постучался къ нему, посмотрIлъ на него, не говоря ни слова, и уIхалъ. Скоро изъ Яранска пришла бумага въ Царевококшайскъ; сектанта вернули изъ Нужъяла и водворили вмIстI съ другими.


Съ тIхъ поръ кугусортинцы окончательно поселились: бывшiе въ ссылкI въ Марiинскомъ округI- въ ЦаревококшайскI, а ишимскiе ссыльные-въ ближайшей дер. ВараксинI, выписали своихъ женъ, семьи и зажили съ грIхомъ пополамъ. На родинI имъ пришлось продать все за безцIнокъ, а землю передать обществу безвозмездно и обратиться изъ людей зажиточныхъ въ бобылей, у которыхъ нIтъ ни кола, ни двора. Братья Якмановы, какъ болIе зажиточные, завели въ городI небольшую бакалейную торговлю, но она шла очень плохо, и только въ базарные дни (два раза въ недIлю) можно было кое-что выручить. Нужда заставила апостоловъ новой вIры прибIгать къ постороннимъ заработкамъ: одинъ сдIлался стекольщикомъ, другой нанялся въ ночные караульщики, а третiй вьетъ веревки. Братья только въ послIднiе годы стали выIзжать на базары въ ближайшия селенiя; Шой-булакъ, Цуялъ, Шапы, Апашево и село Ронгу.


Понемногу сектанты устроились въ ЦаревококшайскI. И жилось бы имъ тутъ совсIмъ недурно, потому что мIстное населенiе очень скоро оцIнило ихъ, какъ людей честныхъ, трезвыхъ и работящихъ, хотя нерIдко подшучиваетъ надъ ними, называя ихъ "бIлыми голубями"; но бIда въ томъ, что вплоть до 1905 г. (да вероятно и теперь еще) они нигдI не были приписаны, а жили по паспортамъ, получаемымъ изъ Сибири, которые для нихъ ежегодно выписываетъ мIстный исправникъ.


Одно время сектанты пытались приписаться къ царевококшайскому мещанскому обществу. Все было налажено: городской голова изъявилъ согласiе, мIщанскiй староста тоже, и самъ исправникъ смотрIлъ на это благосклонно, но… яранское духовенство написало по этому поводу куда слIдуетъ, и ходатайство сектантовъ было отклонено. Приписка къ ближайшимъ сельскимъ обществамъ также не удалась, потому что сектантамъ надо было отвести земельный надIлъ, а въ землI не всегда встрIчается избытокъ; кромI того нельзя было и думать о припискI къ какой-нибудь инородческой деревнI, потому что духовное начальство опасалось ихъ влiянiя на единоплеменниковъ.


И живутъ сектанты совершенно особнякомъ, рIдко сообщаясь со своими единоплеменниками; но сношенiя все таки бываютъ, хотя руководить постоянно приверженцами своей секты братья Якмановы уже не могутъ; поэтому ихъ мIсто болIе или менIе давно заступили другiе вожаки: изъ нихъ одинъ живетъ близъ с. Ернуръ, Яранскаго у., другой-около с. Сернуръ, Уржумскаго у., третiй-около с. Новый Торъялъ. Но уваженiе къ братьямъ Якмановымъ замIтно во всей обширной области распространенiя секты кугу сорта.


Перейдемъ теперь къ кугусортинскому жертвенному ритуалу.


Примечания:



3

Т.-е. выросшiй въ дыму курной избы (безъ трубы, съ глинобитной печью).



4

Машковъ называетъ волости: Юкшанскую (такой нIтъ), ВеликорIченскую, Ернурскую и Кадамскую, а изъ селенiй: дер. Упша, Большой Ершъ, Керду и несуществующую Яштуроду. Мы приводимъ №№ селенiй по "Списку населенныхъ мIстъ Вятской губ." Спб. 1876.



5

А не Ошлам Чакша, какъ пишетъ Мошковъ. №№ приведенныя по "Списку насел. мIстъ Казанск. Губ". Спб. 1866.



6

Но не въ селI Кужьялахъ, какъ пишетъ Мошковъ.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке