Глава 7

Причины успIшнаго pacпpocтpaнeнiя секты, не ведущей пропаганды: 1) дороговизна кровавыхъ жертвъ; 2) дешевизна частыхъ мoлeнiй сектантовъ; 3) yчacтie женщины въ мoлeнiяxъ и ея влiянie на прозелитизмъ; 4) частое поминoвeнie умершихъ; 5) ycтpaнeнie Кереметя; С) ореолъ, oкpyжaющiй основателя секты. Образъ жизни и пoвeдeнie сектантовъ. BнIшнiй обликъ сектанта. Paспроcтpaненie секты въ послIднее время. БесIды сектантовъ со сторонниками кровавыхъ жертвъ. Пoвeдeнie прозелитовъ секты.

Въ чемъ же кроется привлекательность этой секты для черемисъ, до того сильная, что они подчиняются довольно суровымъ тpeбoвaнiямъ кугусортинской морали и порываютъ связь съ язычествомъ мнoгoбoжiя и кровавыхъ жертвъ?


Причинъ подобнаго явлeнiя нIсколько, и изъ нихъ самая главная-чисто экономическая: старое язычество очень убыточно для peлигioзнaгo черемисина. Жертва должна покупаться безъ торга, высокою цIной, которая распредIляется между всIми молящимися поровну; кромI того каждый долженъ доставить (по разверсткI) муки, крупы, меду, солоду и кумышки; самыя жертвопpинoшeнiя въ рощахъ затруднительны и дороги, благодаря тому, что мнoгie урядники и стражники уже давно сдIлали себI изъ нихъ доходную статью, облагая каждый жертвенный костеръ „акцизомъ" (какъ они называютъ) по Зруб. При этихъ yсловiяxъ многолюдныя мoлeнiя могутъ совершаться лишь въ рIдкихъ, особо благо пpiятныxъ случаяхъ, и такимъ образомъ peлигioзнoe чувство черемисъ не имIетъ для себя надлежащаго выхода, тIмъболIе, что въ большинствI храмовъ въ черемисскихъ приходахъ богослуженiе совершается на славянскомъ языкI, непонятномъ даже для русскихъ.


Между тIмъ у кугусортинцевъ моленiя совершаются каждую пятницу и стоятъ очень дешево, сравнительно съ кровавыми жертвоприношенiями. Если средства бIднаго кугусортинца не позволяютъ ему принести посильную жертву въ видI масла, браги, воска и зернового хлIба, онъ можетъ это отложить до будущаго и невозбранно молиться вмIстI съ другими, равно и вкушать отъ жертвенной трапезы, что невозможно у язычествующихъ.


Вторая причина-участiе черемисской женщины въ дIлI вIры: вмIстI съ другими черемисками она-полноправный членъ новой религiозной общины. ВIчно заваленная работой, черемиска прежде даже молиться въ рощI не могла вмIстI съ мужчинами и обыкновенно только стояла подлI ограды священной рощи; исключенiе дIлалось для бездIтныхъ, приходящихъ для жертвоприношенiя Великой богинI дIторожденiя-Кугу шочшун ава. Теперь она невозбранно является на моленiе. КромI того она знаетъ, что мужъ ея теперь не будетъ пьянствовать, не будетъ колотить ея и дIтей; знаетъ, что онъ долженъ быть постоянно въ работI, какъ того требуетъ новая вIра. При этихъ условiяхъ легче идетъ воспитанiе дIтей и въ домI рIже сказывается острая нужда. Не входя въ разныя тонкости новой вIры, черемиска всего выше цIнитъ то, что ея мужъ не будетъ разоряться на монопольку, не будетъ вносить крупной иногда доли на кровавыя жертвы. И нIтъ у кугусортинцевъ никого усерднIе женщинъ!.. Обращенiе семьи въ новую вIру всегда почти начинается съ женщины; домохозяинъ примыкаетъ часто послIднимъ, потому что ему трудно разстаться съ водкой, табакомъ, чаемъ… Самый прiемъ въ секту совершается послI того, какъ прозелитъ докажетъ силу своей воли продолжительнымъ воздержанiемъ, длящимся не менIе года.


Третья причина: частое поминовенiе умершихъ-каждую пятницу. Для воспитаннаго на культI предковъ черемисина это- столь великое дIло, что мы даже не въ состоянiи оцIнить этого. У остальныхъ черемисъ поминки вызываютъ большой расходъ и много хлопотъ, а у сектантовъ все такъ просто и неубыточно… Правда, сектанты не угощаютъ покойниковъ, не просятъ ихъ попить, поIсть, поплясать на поминкахъ, но за то молятъ Великаго Бога, чтобы онъ далъ имъ возможность быть въ черемисскомъ раю-„ходить при солнечномъ свIтI", а главное-чтобы простилъ ихъ земные грIхи, которые мIшаютъ имъ удостоиться этого высокаго счастья. И этого для массы довольно: она видитъ и слышитъ, что предки кугусортинцевъ вполнI довольны новымъ видомъ поминокъ, не пристаютъ къ живымъ съ разными требованiями и не жалуются на плохое житье въ загробномъ мiрI.


Изъ остальныхъ причинъ можно указать на ту, что Кереметъ, къ общему удивленiю черемисъ, не трогаетъ кугусортинцевъ, хотя они ничIмъ его не ублажаютъ, мало того-не признаютъ его за грозную силу. И тIмъ не менIе Кереметъ оставляетъ ихъ въ покоI, потому что они въ него не вIрятъ.


Чтобы взвIсить значенiе этого факта, по достоинству оцIнить его, нужно знать черемисскую дIйствительность. Относя всякiя бIдствiя, неудачи на счетъ Кереметя, черемисинъ видитъ роковое влiянiе его во всемъ, что выражается въ видI разныхъ недочетовъ въ его хозяйствI, въ семейныхъ раздорахъ, въ упорныхъ болIзняхъ и даже въ крайне угнетенномъ состоянiи духа, оканчивающемся мрачной меланхолiей; натуры активныя кончаютъ подъ влiянiемъ меланхолiи самоубийствомъ, болIе слабыя-медленно угасаютъ. Это-совершенно особый видъ тяжкаго нервнаго страданiя, вызваннаго житейскими неудачами, которое старые врачи (30-хъ и 40-хъ годовъ минувшаго столътiя) назвали переметкой. Такое страданiе они замIчали также у вотяковъ и чувашъ, и по этому вопросу имIется даже небольшая литература. У кугусортинцевъ нIтъ ничего подобнаго, и это невольно обращаетъ на себя вниманiе черемисъ.


Наконецъ, прибавьте къ этому тотъ ореолъ, который окружаетъ основателей секты, перенесшихъ ссылку въ Сибирь, подвергавшихся столькимъ гоненiямъ и донынI состоящихъ подъ неусыпнымъ надзоромъ, но твердо держащихся своей вIры… Одно это производить на черемисъ сильное обаянiе, не говоря о благолIпiи сектантскаго богослуженiя, совершаемого при яркомъ освIщенiи и съ большимъ соблюденiемъ порядка, чIмъ обычныя языческiя моленiя.


Влiянiе на массу всIхъ вышеуказанныхъ причинъ настолько сильно, что кугусортинцамъ совсIмъ нIтъ нужды заниматься пропагандой своего ученiя. Самое большее, что они только отвIчаютъ на задаваемые имъ вопросы, но состязательныхъ бесIдъ и споровъ, уговариванiй или чего-нибудь подобнаго они никогда не примIняютъ. Ежедневный образъ ихъ жизни и поведенiя и, какъ результатъ этого-подъемъ благосостоянiя-всего лучше убIждаютъ окружающихъ. Большинство черемисъ сознаетъ, что главною причиной благосостоянiя сектантовъ и ихъ благодушiя, ихъ нравственнаго обаянiя служитъ не столько обрядовая внIшность, сколько то, что они ведутъ очень воздержную, близкую къ подвижничеству жизнь, избIгаютъ праздности и всегда заняты трудомъ; и только меньшинство черемисъ все благополучiе сектантовъ объясняетъ тIмъ, что Кереметъ ихъ не трогаетъ.


Вышеуказанныя обстоятельства столь сильно дIйствуютъ на массу, что секта распространяется во всI стороны, хотя и не быстро, но вIрно. Еще въ 1904 г. въ с. Новомъ ТоръялI было всего нIсколько десятковъ семей кугусортинцевъ, а около с. Сернура секта имIла приверженцевъ въ одномъ только небольшомъ починкI: минувшимъ лIтомъ близь Сернура образовалась уже цIлая община, каждую пятницу отправляющая моленiя, а около с. Новаго Торъяла ихъ нIсколько. Ничего бросающагося въ глаза, ничего вызывающаго нIтъ въ поведенiи сектантовъ: они скромны, вIжливы, трудолюбивы. Самая внIшность кугусортинца способна расположить къ нему всякаго: постоянно спокойный, уравновешенный въ своихъ дIйствiяхъ, глубоко честный въ сношенiяхъ съ окружающими, видимо-взвIшивающiй каждый свой поступокъ, кугусортинецъ производитъ наилучшее впечатлIнiе. Постоянно памятуя о БогI, во всемъ придерживаясь строгаго воздержанiя, сектантъ отдаетъ дань и жизни: когда возможно, онъ веселится, но скромно и съ соблюденiемъ благопристойности. Молодежь пляшетъ, любезничаетъ и поетъ пIсни, но и въ этихъ пIсняхъ отражается вIрующiй кугусортинецъ, сознающiй свою грIховность и полную зависимость отъ Верховнаго Существа.


Таковъ обликъ симпатичнаго сектанта. Русское населенiе начинаетъ цIнить сектантовъ, какъ людей надежныхъ и исполнительныхъ, а матушки сельскихъ священниковъ, скрIпя сердце, иногда сознаются, что нIтъ прислуги лучше кугусортинокъ; имъ не нравится только, что по пятницамъ прислуга уходить домой, очевидно-на моленiе.


Изъ Сернура секта проникла въ Ирмучашъ, с. Юледуръ и даже въ с. Турекъ, гдI имIется резиденцiя земскаго начальника; здIсь же находится значительное количество язычниковъ, сторонниковъ кроваваго культа. ПослIднiе ничего не могутъ подIлать съ прозелитами новой вIры, хотя глава ихъ Обросъ ведетъ съ последними частая бесIды, на одной изъ которыхъ я присутствовалъ. Доводы жреца легко разбивались спокойными возраженiями сектантовъ.


Жрецъ-мой большой прiятель. Онъ сдIлалъ изъ меня третейскаго судью и думалъ, что я рIшу дIло въ его пользу. Я при кугусортинцахъ безпощадно указалъ на слабыя стороны новой секты, и надо было видIть выраженiе довольства на лицI жреца… Но когда я отозвался съ похвалой о единобожiи сектантовъ, о низложенiи Кереметя, объ уничтоженiи кровавыхъ жертвъ, столь убыточныхъ для черемисъ, я увидIлъ, какъ непрошенная слеза скатилась по щекI Сброса. Онъ долго и задумчиво молчалъ, а потомъ сознался, что оcуждать новой вIры никакъ нельзя, но все же… лучше держаться старой, унаследованной отъ предковъ. И я увIренъ, что онъ не будетъ теперь препираться съ сектантами, но замкнется въ себI и молча станетъ наблюдать за ростомъ секты, а въ концI концовъ-кто знаетъ? — быть можетъ, и самъ примкнетъ къ ней.


Только что примкнувшiе къ сектI черемисы не стремятся сразу же выдIлиться въ особую вIроисповIдную группу: они сохраняютъ въ домахъ иконы, не молясь имъ, срIдка посIщаютъ для виду церковь, но стоятъ тамъ какъ „столбы", не крестясь; они не отказываютъ даже духовенству, когда оно является съ крестомъ. Какъ настоящiе двоеданцы, они исправно платятъ ругу, и съ формальной стороны къ нимъ трудно придраться. Манифестъ о свободI вIроисповIданiй далъ поводъ многимъ сектантамъ признать себя открыто кугусортинцами, но это не сопровождалось решительно никакими демонстрацiями и грубостями. Многiе, памятуя о ссылкI основателей секты въ Сибирь, покривили душой и заявили, что они просто уклоняются въ вIру своихъ отцовъ- старое язычество. Страхъ предъ судебной волокитой объясняетъ тотъ фактъ, что большинство сектантовъ все же не признается въ принадлежности къ сектI и исповIдуетъ новую вIру потаенно: закрывая окна соломенными ставнями, сектанты ставятъ карауль у запертыхъ воротъ того дома, гдI происходитъ моленiе.


Поэтому, думается мнI, еще долго невозможенъ будетъ статистически учетъ сектантства.


Что касается до вIроученiя новой секты кугу сорта, то мнI кажется, что послI всего вышеизложеннаго сущность новой вIры достаточно выяснилась. Кой-какiя мелочи, правда, добавитъ сборникъ сектантскихъ молитвъ, такъ сказать кугусортинскiй требникъ, который мнI хотIлось бы издать и матерiалы для коего мною отчасти уже собраны. Если къ этому присовокупить полный наборъ жертвенныхъ принадлежностей, то секта будетъ изучена довольно удовлетворительно.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке