• ИСТОЧНИКИ
  • ТЕТРАРХИЯ
  • ВОЙНЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ, ЦЕНЫ, ПРИДВОРНЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ
  • МАНИХЕИ
  • БОЛЬШИЕ ГОНЕНИЯ
  • ОТРЕЧЕНИЕ
  • ДИОКЛЕТИАН

    Gaius Valerius Diocles

    Родился ок. 240 г.,

    Умер 3 декабря 313 г. или 316 г.

    Правил с 20 ноября 284 г. до 1 мая 305 г.

    под именем Imperator Caesar Gaius Aurelius Valerius Diocletianus Augustus.

    ИСТОЧНИКИ

    Как и большинство римских императоров III в., Диоклетиан был выходцем из низшего сословия.

    Родился он в Далмации, то есть на территории современных Хорватии (в основном) и Черногории, вероятно, в окрестностях Салоны, в предместьях нынешнего Сплита, где позже построил свой знаменитый замок. Ему было около 44 лет, когда армия под Никомедией провозгласила его цезарем.

    О его семье даже современники не могли сказать ничего конкретного, во всяком случае, до нас не дошло официальных сведений. Упоминалось мимоходом, что отец его был скромным служащим, каких римская бюрократическая система насчитывала десятки тысяч. Если верить другим источникам, то будущий император и вовсе был сыном вольноотпущенника, то есть бывшего раба в далматинском поместье римского сенатора, и лишь своим умом, старанием и энергией сумел достичь высших должностей в армии.

    До момента вступления на трон он звался Валериус Диокл, причем это последнее имя вроде бы указывает на то, что кто-то из его предков был греком, а некий Валериус (Валерий) дал ему свободу, сделав вольноотпущенником. Уже став цезарем, он добавил к своему наименованию слово Аурелиус, ведь так величали себя многие из предыдущих властителей. К греческому же корню Диокл(ес) добавил окончание «тианус», так что целое слово произносилось Diocletianus — Диоклетиан, что звучало солиднее и по-римски.

    Вступив в ряды армии совсем молодым человеком, он быстро делал карьеру, получил высокое звание и хорошую должность в личной придворной охране императора. Наверняка был энергичным, отличался и отвагой, и умением руководить людьми. Всеми своими достижениями Диоклетиан был обязан только себе, ведь за ним не стояла череда аристократических предков, у него не было крупного состояния, и никто из сильных мира сего не поддерживал его. Не установлено, какую роль сыграл Нумериан, соправитель цезаря Карина и его младший брат, погибший во время похода на Восток, но на трон Диоклетиан вознесся, скорее всего, благодаря заговору офицеров во время возвращения армии из похода на Восток. Заговорщики были недовольны императором и его тестем, одновременно префектом преторианцев, Арриусом Апром. Историкам достоверно известно, что последнего Диоклетиан убил собственноручно и публично на общевойсковом митинге, воскликнув: «Это Апр убил Нумериана!» Неизвестно, так ли оно было на самом деле или Диоклетиан просто хотел устранить опасного свидетеля. И еще до нас дошло такое любопытное обстоятельство: когда Диоклетиан еще служил в Галлии, одна предсказательница заверила его, что он в свое время станет императором, убив вепря. С тех пор Диоклетиан никогда не упускал на охоте случая убить кабана, но предсказание почему-то не исполнялось. И вот теперь он был уверен, что поступил по велению судьбы, ведь по латыни вепрь — Aprum.

    Годом позже, летом 285 г., законный император Карин погиб в битве на Дунае (возможно, предательски был убит своими же), и с этих пор Диоклетиан стал единственным правителем. С его вступлением на престол закончился период смутного времени в истории Римской империи.


    Народы империи за несколько десятилетий уже привыкли к постоянной чехарде на троне, и наверняка большинство считало, что Диоклетиан, как и множество его предшественников, долго не удержится на престоле. Он же оставался единственным государем целых 20 лет, чего не случалось уже почти полтора века, со времен Антонина Пия (138–161), который царствовал еще дольше. Но еще больше поражает нас тот факт, что после двадцати с лишним лет благополучного царствования, Диоклетиан добровольно отказался от власти! Конец жизни он прожил обычным гражданином, не занимая никаких государственных должностей, хотя продолжал пользоваться огромным уважением сограждан. Он с удовольствием посвятил все свое время выращиванию овощей в своем великолепном далматинском поместье.

    В истории империи такое добровольное отречение от власти не имеет прецедентов. Да и позднее, уже в современной истории, такие случаи чрезвычайно редки.

    Какие же причины привели к тому, что после длительного периода потрясений и непрекращающихся государственных переворотов пришли годы стабилизации? Что представляют собой годы правления Диоклетиана и как они сказались на положении в стране?

    И тут мы сталкиваемся с еще одной неожиданностью: многолетнее правление Диоклетиана, имевшее огромное значение для судеб Римской империи, которое без преувеличения можно назвать переломным, не нашло должного освещения в трудах современников. До сих пор главным источником сведений о судьбах римских императоров, начиная с Адриана, служил уже неоднократно упоминаемый мною коллективный труд «Scriptores Historiae Augustae» («Авторы истории Августов»), источником не во всем, правда, достоверным, но содержащим много информации. К сожалению, этот труд заканчивается смертью Нумериана и коротким описанием правления и конца цезаря Карина, а о жизни и деятельности Диоклетиана уже не упоминает. Так что теперь историки вынуждены довольствоваться лишь отдельными упоминаниями о Диоклетиане у греческих и римских современников императора, которых явно не хватает для создания полной картины правления этого выдающегося политического деятеля-реформатора.

    Среди тех, чьи творения дошли до нас, особое место занимает Лактанций. Он не только жил в одно время с Диоклетианом, но и лично знал его и был свидетелем многих событий того времени. Его небольшая рукопись «De mortibus persecutorum» («О смерти гонителей») содержит много сведений и фактов о годах правления Диоклетиана, но написана ярым врагом императора, так что беспристрастным свидетельством она никак не может служить.

    Сначала о Лактанции (ок. 250–330). Выходец из Африки, он получил хорошее образование, приобрел известность своей ученостью, и Диоклетиан сам назначил его на должность профессора, преподавателя латинского языка в своей столице Никомедии. Однако профессору пришлось расстаться с престижной должностью после того, как он принял христианство, а император стал преследовать эту религию. Такой поворот дела вызвал потрясение в психике почтенного профессора, и будучи неплохим оратором и пропагандистом (главным образом христианства), он тут же настрочил нечто вроде политического памфлета, направленного вообще против правителей — гонителей христианства, а уж на своем благодетеле Диоклетиане не оставил сухой нитки. Автор не скрывает своей ненависти к нему, а ненависть — враг объективности, она искажает истинное положение вещей, хотя, надо признать, придает написанному особую выразительность и яркость, способствует созданию живых красочных образов. Резкие, страстные слова как нельзя лучше вскрывают суть проблем и конфликтов тех далеких времен. Приведем некоторые фрагменты из его памфлета:

    «Диоклетиан, исполненный преступными замыслами, сеющий несчастья, поднял руку даже на Бога. Это он привел к гибели весь мир, как по причине своей алчности, так и трусости. Ведь он сам подобрал себе трех помощников, дабы разделить бремя власти. А мир поделил на четыре части, а армию увеличил, ведь каждый правитель стремился завести больше солдат, чем было у его предшественника, которые, однако, до сих нор правили самостоятельно. И те, которых требовалось содержать, превышали числом тех, кому приходилось их содержать, так что налоговое бремя истощило силы колонов; они стали покидать свои земли, и распаханные ранее поля порастали лесом.

    А чтобы террор сделался уж совсем невыносимым, он еще и провинции поделил на мелкие части. Множество наместников и чиновников слетелось на несчастные земли, густо их обсело, даже и города, все эти финансовые деятели, главы бесчисленных правительственных комиссий, заместители заместителей префектов. И все они редко когда приносили людям пользу, а остервенело лишь наказывали, конфисковали, лишали прав. Это приводило к неслыханным злоупотреблениям и нарушениям законов. Особенно же тяжело было вытерпеть все, что связано было с набором в армию.

    Побуждаемый безграничной алчностью, Диоклетиан никогда не разрешал пользоваться средствами из государственной казны. Он постоянно и безостановочно копил и собирал все новые запасы и богатства, а резервы трогать не дозволял. Когда же его безмозглые реформы вызвали неслыханную дороговизну, он сделал попытку навязать свой указ о максимальных ценах на все товары. Дороговизна зачастую приводила к кровавым распрям, страх заставлял людей вообще ничего не продавать. Дороговизна свирепствовала и все росла, пока сама жизнь не заставила цезаря отменить свой указ. Но до того успела принести гибель множеству людей.

    И еще в Диоклетиане была какая-то безграничная жажда строить и строить. Так что на провинции навалилось еще и это ярмо, ведь пришлось на проклятые стройки поставлять рабочих, ремесленников, тягловый скот и стройматериалы. Тут возникали храмы. Там монетный двор. Там цирк. Тут дом для жены. Там для дочери. Неожиданно сносились целые районы города, жители подхватываются и со своим скарбом и семейством спешно куда-то бегут, словно спасаясь от варваров. А когда уже ценой разрушения прежних строений и бедствий прежних жителей построено нечто новое, цезарь вдруг изрекает: „Сделано плохо, надо переделать все по-другому“. И опять все ломать и крушить, чтобы снова можно было разрушить содеянное. И вот так он безумствовал постоянно, ведь жаждал, чтобы его Никомедия сравнялась с Римом!»

    Читая такое описание правления Диоклетиана, невольно приходишь к выводу, что оно ничем не отличалось от кратковременных царствований недавнего смутного времени, от всеразрушающего кризиса, что оно является лишь продолжением всех бед и несчастий, которые терзали империю в предыдущие полвека. Но исторические факты свидетельствуют о другом: за двадцать лет мудрой экономической и политической деятельности, путем продуманных реформ и преобразований, цезарю удалось укрепить экономику страны и ее вооруженные силы. Значит, не так обстояло дело, как это в раздражении изложил Лактанций. Наверняка реформы цезаря были жесткими, меры крутыми, но продуманными. И наверняка народы империи понимали их необходимость, коль скоро они без протестов соглашались с политикой государя.

    ТЕТРАРХИЯ

    Главным обвинением, выдвинутым Лактанцием против цезаря, является разделение власти между четырьмя правителями, так что мы и начнем с этой проблемы. Формулировка «Поделил мир на четыре части» не точная. Правда, Диоклетиан и в самом деле ввел систему «четырехвластия», что на древнегреческом языке определяется термином «тетрархия», но сделано это было продуманно и без излишней поспешности. Да и по сути своей речь вовсе не шла о реальном разделе империи на четыре части. Правильнее было бы говорить о разделе ответственности за эти части и установлении над ними непосредственного контроля.

    Вот как это происходило. В 286 г. высокое звание августа было присвоено Максимиану. Вроде бы точно такой титул был у самого Диоклетиана, но по реальной власти и авторитету Максимиану было далеко до своего «коллеги». Такова была реальность, да и формально к титулованию обоих августов прибавлялось несколько титулов, которые для римлян были именем высшего божества, и весьма весомы. К примеру, Диоклетиану прибавлялось обращение Iovius (Юпитер), по имени главного божества Рима, а Максимиану полагалось в качестве когномена Herculius, и звался он Максимиан-Геркулес. А всем известно, что при всей своей славе Геркулес был сыном Юпитера, и на Олимп попал благодаря своим героическим подвигам, хотя и не был богом.

    В 293 г. два цезаря подобрали себе помощников из молодых коллег, которые тоже считались правителями, цезарями. Диоклетиан выбрал Гая Галерия, Максимиан — Гая Флавия Констанция. И по-прежнему три остальных государя во всем подчинялись главному — Диоклетиану.

    По повелению Диоклетиана империя была условно разделена на две большие части — восточную и западную, первой владел Диоклетиан, второй Максимиан. Только они имели право принимать важные решения и издавать важные указы, их помощники лишь осуществляли их волю, а, прежде всего, обеспечивали безопасность государственных границ.

    Итак, страна была поделена на зоны влияния. Диоклетиан занимался делами Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, а резиденцией сделал битинскую Никомедию. Галерий получил в свое ведение балканские провинции, а его местопребыванием стал город Сирмиум на Саве. Максимиан, выбравший своей столицей Медиолан (Милан), правил Италией, альпийскими провинциями, Испанией и Северной Африкой, Констанцию же достались Галлия и Британия. Он сделал своей столицей город Тревир (современный Трир). И, несмотря на это, империя формально и фактически оставалась единым государством. Все беспрекословно подчинялись Диоклетиану, и он был единовластным правителем.

    Тетрархи добровольно связали себя друг с другом и брачными узами. Галерий развелся с прежней женой и взял в жены дочь Диоклетиана Валерию. Констанций расстался с Еленой, давшей ему сына Константина, и женился на Феодоре, падчерице Максимиана. Вдобавок оба «дополнительных цезаря» были усыновлены своими августами, чтобы в будущем, как сыновья и наследники, занять их место. Получилось, что оба меньших цезаря были формально и сыновьями, и зятьями своих Августов.

    Властью своей Диоклетиан поделился с другими не из трусости или малодушия, как злобно утверждал Лактанций. Напротив, Диоклетиан проявил мужество и предусмотрительность, будучи опытным и дальновидным государственным деятелем. Он заботился не о собственной славе, а о судьбе страны. Это как раз многочисленные его предшественники, правители времен кризиса, судорожно стремились зажать в своих руках всю власть, все решать единолично, и именно поэтому так быстро всего и лишались. Правда, некоторые из них тоже делали робкие попытки выбрать себе соправителя или другим путем уступить доверенному лицу часть своих полномочий, но не до конца продумывали столь решительные меры. Успешно провести такие грандиозные, переломные реформы сумел лишь такой сильный, мудрый и талантливый политик, как Диоклетиан. Он не был мелочным, не побоялся лишиться части своих полномочий и пошел на риск. Понял — империя слишком велика, чтобы один человек мог справиться со всеми обязанностями государя.

    Десятки лет Римская империя сотрясалась от бунтов, переворотов, смены вождей и наместников провинций, людей, как правило, энергичных, решительных и предприимчивых, имеющих в своем распоряжении армию. Они стремились к верховной власти, не считая себя хуже тех правителей, которых вознесли на престол подчиненные им отряды легионеров в какой-нибудь провинции, ведь им доставалась власть над всей огромной Римской империей! И тот факт, что теперь цезарь властвовал не надо всей территорией империи, а только над ее четвертой частью, значительно уменьшал эти амбиции.

    Одновременно реформа Диоклетиана решила очень сложную проблему преемственности власти, которая обычно приводило к конфликтам. Каждый из августов, управляющей четвертью империи, должен был подобрать себе наследника, которому через двадцать лет передавалась власть и престол. За годы совместной работы под руководством своего августа будущий цезарь имел возможность пройти хорошую школу управления и подготовиться к роли правителя. Очень рациональная система, она как бы автоматически охраняет империю от всяческих политических потрясений — захватов власти, гражданских войн и случайно оказавшихся во главе государства лиц, совершенно не годящихся в императоры.

    Вроде бы Диоклетиан основательно продумал свою реформу, не учел лишь одной мелочи, а именно — психологии человека. Так уж устроен человек, что свое имущество склонен передать в первую очередь своему потомству, будь это бедная лачуга или роскошный дворец. Так что не станем слишком уж винить Диоклетиана за то, что он не смог учесть всех нюансов, преображая политическую систему страны. Впрочем, это общая черта реформаторов всех времен и народов, они вечно упускают из виду такие мелочи, как природные склонности человека. В расчет принимается лишь спасительная идея и стройная система ее реализации.


    С установлением тетрархии была связана и вторая важная реформа Диоклетиана — новое административное деление страны. Лактанций писал правду, провинции и в самом деле разделили на части. Хотя мог бы и заметить, что этот процесс начался раньше, Диоклетиан лишь развил и усовершенствовал его. До него империя делилась почти на пятьдесят провинций, теперь же их число перевалило за сотню. Зачем это было сделано? Разумеется, не для того, «чтобы легче было усилить террор», как инсинуировал Лактанций. Совершенно необходимым стало ограничить всесилие наместников и справедливо поделить задачи между всеми территориями империи. И еще для того, чтобы жители каждой из них могли обратиться к своему правителю.

    Наряду с этим государь проводил реформу, как бы противоречащую разделу: несколько провинций объединялись в одно целое, так называемый диоцез, но шести в западной и восточной частях империи, образуя то, что мы бы назвали макрорегионами. Ими управляли так называемые викарии, или заместители, сменив прежних префектов преторианцев. Из префектов осталось лишь четверо — но одному при каждом из четырех цезарей.


    Теперь о реформе в армии. Лжет Лактанций, заявляя, что каждый из тетрархов старался создать свою армию, превосходящую вооруженные силы прежних императоров. Правда, при Диоклетиане число тактических соединений и общая численность военнослужащих значительно возросли, но никак не в четыре раза. Зато была качественно перестроена вся армейская структура. За основу перестройки была взята реформа императора Галлиена, но лишь частично. Диоклетиан многое изменил сам, а закончили реформу армии уже его преемники, причем самый значительный вклад внес в нее Константин Великий. Об одной военной реформе вооруженных сил Римской империи стоило бы написать отдельную книгу, мы вынуждены ограничиться лишь главным.

    Вооруженные силы римлян были разделены на две категории. На рубежах страны располагались пограничные части (limitanei), из них состояли гарнизоны укрепленных пунктов на границах страны, по латыни такие заставы назывались limeus. Отборные же соединения римской армии размещались в глубине страны, откуда их можно было свободно передислоцировать туда, откуда грозила опасность. Эти отборные соединения звались comitatenses, поскольку находились в ведении самого правителя и составляли его comitatus — личное окружение. Идея создания двух категорий вооруженных сил была вызвана верной оценкой создавшейся ситуации — огромное пространство империи и удаленность ее границ сделала необходимым обеспечить неприкосновенность этих границ постоянно пребывающими там пограничными частями, представлявшими собой большую силу, что позволяло им или самим справиться с агрессором, или продержаться до прибытия подкрепления основной армии.

    Реорганизация армии оказалась спасительной для страны. Ее границы — от Британии, по Рейну и Дунаю до Евфрата, вдоль Нила и по африканским пустыням, были не одно столетие головной болью цезарей. Теперь же настрадавшиеся от набегов жители приграничных регионов могли вздохнуть с облегчением, тем более что и на фортификационное обустройство границ по распоряжению Диоклетиана выделялись большие средства.

    Разумеется, на реорганизацию армии и укрепление всей системы обороноспособности страны требовались немалые расходы, покрыть которые должно было то же население. Диоклетиан решил и эту проблему, введя новый, разумный способ обложения гражданского населения страны, при котором налог зависел от размера земельного участка налогоплательщика, качества земли этого участка, количества рабочих рук в семье, а также количества скота, размера и вида получаемого урожая. Налог взимался, в основном, натурой, каждые пятнадцать лет она подвергалась индикции, то есть контролю, чтобы учесть происшедшие изменения в семье данного конкретного налогоплательщика. Первая индикция была проведена в 297 г., и вопреки утверждениям Лактанция, воспринималась народом как облегчение, ведь критерии этой системы взимания налогов, хоть и не были легкими, но все видели — они социально справедливы и ясны, всем понятны, в отличие от произвола, который прежде господствовал в этой сфере.

    Надо признать — император Диоклетиан мыслил и действовал просто на редкость по-современному.

    ВОЙНЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ, ЦЕНЫ, ПРИДВОРНЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ

    Наивно было бы полагать, что кому-либо удастся в короткий срок вытащить империю из глубочайшего кризиса. Для устранения масштабных проблем — политических, экономических, социальных — требуются даже не месяцы, а многие годы. Выздоровление после тяжелой болезни — процесс длительный. Так было в древности, то же происходит и в наше время. Вот почему все реформы Диоклетиана, о которых мы уже говорили, и о которых еще предстоит сказать, не были одноразовым мероприятием, для чего хватило бы одного императорского указа. Для их проведения требовалась кропотливая работа, и хотя не все шло успешно, избранный Диоклетианом путь вел в нужном направлении, больной перенес кризис, и его здоровье медленно восстанавливалось.

    Нельзя не упомянуть, что все грандиозные реформы император проводил неспокойно, не в мирное время, а в неустанных войнах с соседними странами и племенами. Пользуясь ослаблением некогда огромной державы, они многие годы не прекращали попыток урвать кусок от нее для себя. В начале своего царствования Диоклетиан без устали метался от одной границы к другой, отгоняя врагов. В 286–288 гг. ему приходилось в основном воевать на Востоке. Заключив перемирие с персидским царем, он помчался на Запад, чтобы помочь своему соправителю Максимиану, сражавшемуся в Северной Галлии с самозванцем Караузием, а заодно и отогнал алеманов на Северном Рейне. В 289 г. он разгромил на Дунае полчища сарматов. В следующем году пришлось опять поспешить на Восток, там границам империи угрожали арабские племена, при тайной поддержке персидских войск. Тогда же Диоклетиан посадил на армянский трон своего ставленника царя Тиридата III. Перезимовав в Сирмиуме на Саве, он в 291 г. встретился с Максимианом.

    Очень тяжелым оказался 292 г. Сначала пришлось отбиваться от сарматов на Дунае, а потом подавлять бунт населения, проживающего по реке Нил. И вот именно тогда, измотанный постоянными метаниями из конца в конец огромной империи, Диоклетиан и ввел упомянутую уже систему тетрархии: 1 марта 293 г. он призвал в помощь себе и Максимиану еще двух цезарей — Галерия и Констанция. В 294 г. он отметил в Никомедии десятилетие своего царствования.

    Весной 295 г. через Малую Азию и Сирию он поспешил в Египет, где поднял бунт самозванец Домиций Домициан, а после его смерти цезарем провозгласил себя Аврелий Ахилл. Причины бунтов в Египте были вызваны большими поборами. Римские власти обложили особенно большими налогами как раз этот богатый и урожайный край. Справиться с восставшими оказалось нелегко. На осаду одной только Александрии потратили восемнадцать месяцев. Овладели ею лишь в начале 297 г. и только тогда, когда удалось прекратить поступление в город воды. Император жестоко расправился с предводителями восстания, а затем провел в Египте ряд административных и военных реформ с целью избежать новых волнений местного населения.

    В том же 297 г. и еще целый год Диоклетиан с Галерием успешно воевали с персами в Месопотамии и Армении.

    Не сидели без дела и два других цезаря. В 296 г. правитель Запада Констанций сражался с армией Аллекта, объявившего себя властителем Британии, и постепенно навел порядок на острове. Таким образом, к концу III в., благодаря Диоклетиану и его соправителям, в империи больше не осталось ни одного узурпатора власти — а такого римские граждане не помнили уже многие годы, и на границах тоже стало спокойно.

    С тех пор Диоклетиан почти все время проводил и своей излюбленной резиденции Никомедии, располагавшейся в Малой Азии на берегу Пропонтиды, то есть Мраморного моря. Привязанность государя к этому городу частично объяснялась тем, что именно здесь он был провозглашен императором верными ему войсками, а еще наверняка и самим географическим положением города у границ Европы и Азии, на водных путях к Черному морю. Это очень важное обстоятельство. Столицей Римской империи по-прежнему оставался Рим, но уже начался процесс переноса центра империи в направлении ее восточных границ, ближе к восточным провинциям. И совсем недалеко от Никомедии, но уже в Европе, находился город Византий. Пройдет еще немного времени, он сменит название и сыграет свою роль в истории.


    Но пока столицей империи оставался Рим. И сам Диоклетиан, и его соправитель Максимиан прилагали много сил, чтобы его возвеличить. Была восстановлена главная площадь столицы Форум Романум, уничтоженная пожаром 283 г. На Форуме реставрировали древнейшую святыню римлян — храм Юпитера, а также курию, резиденцию Сената. Восстановлен был также театр Помпея. Перестроили и усовершенствовали знаменитый водопровод Aqua Marcia. На Авентинском холме воздвигли монументальный фонтан, вода в который поступала по трем акведукам. И все же самыми знаменитыми из римских архитектурных достижений времен Диоклетиана стали грандиозные термы, носящее его имя. В наши дни их впечатляющие развалины можно увидеть у железнодорожного римского вокзала, который так и называется Stazione Termini. В одном из колоссальных помещений одного из залов древнеримских бань уже несколько веков красуется великолепная церковь эпохи Возрождения Санта Мария дели Анжели, другие помещения отведены богатейшей коллекции древностей римского Национального музея, рядом располагается римский Планетарий. Огромная полукруглая exedra бывших терм, то есть ее помещение для собраний, теперь превращена в одну из городских площадей, которая носит название Piazza Esedra.

    Нынешний хорватский город Сплит, так любимый туристами, гнездится, можно сказать, в руинах огромного дворцового комплекса, воздвигавшегося на протяжении ряда лет по воле цезаря. Да и само название Split — это просто искаженное латинское Palatium — дворец.

    Стремление к монументальности, великолепию и величественности, проявившееся в архитектуре того времени, нашло отражение и в установленном Диоклетианом придворном церемониале, явно заимствованном у восточных владык и, прежде всего, в поражающих своей пышностью и богатством дворцах персидских царей. Римский император в торжественных случаях появлялся в дорогих пурпурных одеждах, сверкавших золотом и блеском драгоценных камней. На аудиенцию к нему допускались лишь самые важные персоны, а специальная дворцовая служба следила за соблюдением торжественности и должного порядка в зале. В определенный момент специальная стража поднимала занавес, и глазам счастливцев, удостоенных высочайшего приема, являлось Его Императорское Величество. Все присутствующие, в том числе и члены императорской семьи, должны были пасть ниц и допускались к целованию краешка монаршего одеяния. Такая форма почитания властителя именовалась adoratio и очень напоминала религиозную церемонию чествования божества. Уже сам факт допуска к аудиенции, а тем более разрешение коснуться губами одежды императора было с его стороны большой милостью.

    Во время совещаний и заседаний, даже на самом высоком уровне, сидел лишь цезарь, остальные уважительно стояли. Вот почему заседания у императора получили впоследствии название «консисторий», от латинского consistore («стоять вместе»). Так что вместо наших «заседаний» были «стояния», что, несомненно, сказывалось на краткости высказываний. А на монетах того времени чеканились такие изображения: Диоклетиан и Максимиан сидят в креслах, стоящие боги Юпитер и Геркулес возлагают венки на их головы. Невероятно! Смертные сидят в присутствии стоящих богов! А ведь раньше как было? Первые императоры оказывали уважение Сенату, приветствуя его стоя, и даже вставали перед отдельными сенаторами. Теперешние же монархи почитали себя выше богов.

    Такая тенденция обожествления императора стала обычным делом. Всему, что связано с особой цезаря, придавался нимб «святости». Ко всем его деяниям, качествам и даже принадлежащим ему вещам стали прибавлять словечко sacer — «священный». Появились священные указы, священные подписи, священные письма, священные покои, священная щедрость и т. п.

    Первые три века существования Римской империи все же соблюдали приличия, сохраняя видимость того, что правитель лишь самый главный из чиновников империи, глава Сената, первый из ее граждан. Поэтому и называли первый период Римской империи принципатом, от латинского princeps — глава, предводитель. Начиная же с Диоклетиана, стали говорить о доминате (dominus — господин). Теперь император стал абсолютным монархом, отпала необходимость соблюдения бывшего республиканского равенства, не надо было больше притворяться.

    Неправильно было бы говорить, что это Диоклетиан нарушил старую традицию и резко изменил качество верховной власти. Просто он завершил уже давно наметившуюся тенденцию, зародившуюся гораздо раньше, и отбросил притворство. Да и придворный церемониал изобретен не им, отдельные его элементы появлялись в правление разных цезарей. Роскошные одеяния, адорация, нимб святости — все эти элементы культа правителя в разной степени появились уже на протяжении третьего века, а некоторые из них — даже раньше. Диоклетиан лишь собрал в единую систему все эти разрозненные проявления культа властителя.

    И все же правителя окружали не одни лишь придворные. Пышный придворный церемониал был лишь величественным фасадом, его целью было внушать уважение к величию монарха и повергать в трепет людей за пределами этого фасада. А истинным мозгом империи и основным местом работы императора были всевозможные секретариаты и учреждения, гражданские и военные, называемые official, руководители которых пребывали во дворце постоянно. Все важные решения и постановления принимались на совещаниях с этими высокими чиновниками. Они назывались комесами, от латинского слова comes — товарищ, и в самом деле были товарищами государя во всех его трудах. Так же назывались они и в последующие времена, причем эти титулы стали раздаваться излишне щедро и подразделяться на три категории по степени их значимости, так что не все уж эти чиновники были одинаковыми товарищами. А слово сохранилось в современных романо-германских языках, например, испанское camerados и даже французское comte, граф, должно быть, от какого-нибудь очень высокопоставленного товарища.

    Целенаправленная деятельность императора и его соратников охватывала все стороны жизни империи. Как многие цезари и до него, и после него, он правил путем принятия решений сверху. Особое внимание государь уделял низшим слоям общества. Из стоящих перед ним задач главными он считал: положить конец спекуляции, привести в норму цены и плату за труд. Сделать это удалось благодаря очень длительной и трудоемкой работе по разработке четких тарифов и максимальных цен за товары и услуги. Эдикт о твердых ценах и заработной плате был опубликован в 301 г., до наших дней сохранились многие его фрагменты, а главное, очень поучительное предисловие:

    «Найдется ли человек с таким равнодушным сердцем и настолько лишенный человеческих чувств, который не заметил бы повсеместного самоуправства в установлении цен как оптовых, так и розничных? Разнузданную жажду обогащения нельзя укротить ни обилием прибыли, ни богатством урожайных лет. Вот почему мы решили установить не просто твердые цены на товары, ибо такое решение явилось бы несправедливым для многих провинций, которым счастье улыбнулось в ниспослании особой дешевизны, а границы цен, чтобы при появлении жаждущего наживы спекулянта его ограничило бы наше постановление в соответствии с принятым законом. Итак, мы изъявляем свою волю: цены в приведенном списке должны быть соблюдаемы во всем нашем государстве, и пусть все знают — превышать их нельзя. При этом мы отнюдь не лишаем наших граждан благословения дешевизны в тех местностях, где проявляется обилие товаров.

    Постановляем при этом: если кто вопреки данному эдикту осмелится его нарушить, тот приговаривается к смертной казни. Это вовсе не слишком строгая мера, ведь смерти легко избежать, достаточно лишь следовать закону. Кары не избежит также и тот, кто, располагая нужными для жизни людей продуктами или другими товарами, попытается скрыть их по оглашении эдикта. В таком случае наказание должно быть даже еще более строгим, поскольку уменьшение товаров на рынке является более тяжелым преступлением, чем само нарушение эдикта.

    Мы взываем к совести всех, дабы с должным послушанием выполняли наше постановление на благо всех граждан. Ведь оно ставит целью оказание помощи не отдельным городам, народам и провинциям, но всему миру, во вред которому иной раз действует небольшая горстка жаждущих наживы негодяев; горсточку этих любителей наживы не насытит и не удовлетворит никакое приобретенное богатство, им все будет мало, и они ни на чем не остановятся».

    После этого отеческого поучения следует длинный список товаров и услуг, максимальные цены и оплаты в денариях. В данном случае речь идет об условной расчетной единице, а не об общепринятом платежном средстве, впрочем, очень небольшой стоимости. Со времен Аврелиана мы часто встречаем «нуммус», маленькую бронзовую монетку с капелькой серебра, которая номинально соответствует пяти денариям. Сам Диоклетиан, кстати, провел денежную реформу. Он увеличил число монетных дворов, на которых чеканили золотые, серебряные и бронзовые монеты. Ауреус (золотой) весил более пяти граммов золота, аргентеус весил 3 г. серебра, а монетка из бронзы поначалу весила 10 г., потом намного меньше. Эту последнюю в нумизматике часто называют фоллис, и напрасно. Дело в том, что во времена позднего периода Римской империи по причине низкой стоимости монет и бушевавшей инфляции этими монетками набивали мешочки и платили мешками — по латыни follis, что означало «мешок».

    Нас интересует, прежде всего, соотношение цены и оплаты а не сама стоимость условного денария. Например, фунт свинины стоил 12 денариев, говядины — 8, пара крепких мужских сапог — 120, дамских туфелек — 60. За 10 огурцов надо заплатить 4 денария, за 10 яблок высшего сорта — столько же. Максимальная цена 1 яйца составляла 1 денарий. Самые дорогие вина стоили 30 денариев за sextarius (чуть больше пол-литра), дешевые — всего 2 денария.

    На селе работник за рабочий день должен был получать 25 денариев и еду, каменщик — 50 и еду, погонщик ослов — 25 денариев и содержание, маляр при работе в доме — 75 и содержание, цирюльник за стрижку — 2 денария. Учителю чтения и писания полагалось 50 денариев ежемесячно с каждого ученика. Столько же платили учителю гимнастики, а математики — 75 денариев, как и учителю стенографии. Архитектор получал 100 денариев, учитель литературы — 200, риторики — 250.

    Не очень-то высокая оплата полагалась за труд учителям даже самых высоких категорий. Получалось, что ритор получал лишь в три раза больше погонщика ослов, которому к тому же полагалось питание на весь день. А ведь риторике, умению правильно и красиво говорить, причем не одни только речи, римляне издавна придавали большое значение.

    Итак, намерения императора, судя по его предисловию, заслуживали самого высокого признания, но результаты реформ оказались ничтожно малы. Тут, к сожалению, оказался прав Лактанций, суровый критик Диоклетиана. Не помогли суровые наказания — эдикт не выполнялся. Торговля просто ушла в подполье. Пышным цветом расцвела спекуляция, ширилась коррупция чиновничьего аппарата. А тем временем на рынке все больше сокращалось количество товаров. Императорский указ, официально никогда и никем не отменяемый, умер естественной смертью. Правильный и благородный по своему замыслу, он не принимал в расчет два сущих пустяка: он не считался с реалиями экономики и особенностями человеческой психологии.

    МАНИХЕИ

    31 марта 297 г., то есть вскоре после подавления бунта в Александрии, появился императорский эдикт, содержание которого мы и приводим здесь, в некотором сокращении — без неизбежных риторических упрощений и повторений.

    «Кажется, воцарившееся желанное и благостное спокойствие побуждает некоторых людей, напротив, превзойти назначенную человеку меру. И тогда они начинают распространять бессмысленные и отвратительные верования. А ведь бессмертные боги в своей неизреченной милости уже в незапамятные времена предусмотрительно испытали на многих поколениях мужей умных и знаменитых то, что правильно и правдиво. Новые верования не должно обращать против старых. Ведь нет худшего преступления, чем искоренять то, что установлено нашими предками и до сих пор сохранило свою ценность. Вот почему мы всячески стремимся наказать преступность и суеверие тех нечестивцев, которым из честолюбия взбрело в голову отбросить древний дар богов.

    Манихеи прибыли к нам из Персии, враждебного края, в недавнее время. Затем появились новые и невиданные доселе чудачества. Не счесть творимых ими злодеяний и преступлений. Они сеют смуту и замешательство в народе и наносят огромный вред городам. Все идет к тому, что они стремятся отравить людей невинных, скромных и спокойных, то есть нас, римлян, ядом своих омерзительных обычаев и губительных персидских законов.

    И потому мы повелеваем: да поглотит огонь манихейских предводителей и их проклятые писания. И если представители опасного культа проявят непокорство, пусть ответят за то головой; их имущество отойдет к государству. Если кто из чиновников или видных римских граждан присоединится к ненавистной и неслыханно бесчестной персидской секте и ее учению, то да будут эти люди сосланы на шахты, а их имущество отойдет государству. Как известно, всякую погань следует выкорчевывать с корнями из нашей благословенной земли».

    Так кто же такие были манихеи? Почему император так энергично расправляется с ними? Какие преступления они якобы совершали?

    Мани родился в Вавилоне около 215 г., происходил он из знатного персидского рода. Его отец живо интересовался вопросами религии и, возможно, даже был связан с одним из гносеологических сообществ. Греческим выражением «гносис», то есть познание, определялось синкретическое религиозное течение, возникшее в начале нашей эры и имевшее много последователей, но никогда не преобразовавшееся в цельную систему верований и не создавшее никакой организации. Учения гностиков сильно отличались одно от другого, общим для них было самое главное, самое существенное: путь к спасению можно найти лишь в мистическом познании окончательной, божественной правды.

    Около 240 г. Мани совершил паломничество в Индию, где познакомился с буддизмом, затем вернулся на родину. Верно служил великому персидскому царю Шапуру I и, возможно, занимал высокую должность во время похода против римского императора Валериана. Война закончилась грандиозной победой персов и взятием в плен римского цезаря. Возможно, Мани уже тогда стал заниматься миссионерской деятельностью и пытался создать новую религию, объединяющую персидские верования, мистику гностиков и некоторые элементы христианства.

    Во Вселенной, провозглашали манихеи, идет непрерывная борьба Света и Тьмы. Она происходит в каждом человеке, поскольку в его разуме заключены частицы Света, похищенного сатаной и заключенного им в материи. Наш долг — помочь этим частицам Просветления и Добра высвободиться. Для этого следует вести набожный образ жизни, совмещая его с аскетизмом. Пророки — Будда, Иисус и сам Мани для того и появляются на свете, чтобы вновь и вновь указывать человечеству путь к правде.

    На первых порах в Персии деятельность Мани воспринимали толерантно, позже он был схвачен и по всей вероятности погиб мученической смертью. Однако его учение находило все новых адептов, и их становилось все больше, в том числе и в пределах Римской империи. Это не могло не встревожить властей, существовало подозрение, что манихеи находятся на службе враждебного Риму государства, занимаются шпионажем и подрывной деятельностью. Поэтому в 297 г., когда возник конфликт с Персией, были приняты самые строгие репрессивные меры. Но преследования ничего не дали. Манихеи сохранились по всей стране. Через несколько лет после появления эдикта Диоклетиана христианский писатель Евсевий Кесарийский жалуется, что манихейство все еще живо. Его высказывания на редкость точно повторяют взгляды цезаря. Мани, по его словам, «варвар по языку и нраву», «имел в природе своей нечто демоническое и безумное. Действия его соответствовали этим качествам; он пытался представить себя Христом; ослепленный гордостью, объявлял себя то утешителем и Самим Духом Святым, то Христом; нашел двенадцать учеников, последователей его нового учения. Учение свое он составил из множества богохульных, давно исчезнувших ересей, привез его из Персии и разлил этот смертельный яд по нашей земле. От него нечестивое имя манихеев и доныне удержалось за многими. Такова сущность этого лжеименного знания, появившегося в то время, о котором мы говорим».

    Читая эти рассуждения, поневоле приходишь к выводу, что тут сошлись во мнениях цезарь и христиане. Что они союзники. Да, союзники, но лишь в действиях против общего врага. И уже очень скоро между ними вспыхнул открытый конфликт.

    БОЛЬШИЕ ГОНЕНИЯ

    Диоклетиан, верный и активный приверженец старой религии, никогда не скупился приносить жертвенных животных на алтарь богам, а жрецы и предсказатели затем разъясняли ему, как приняты его жертвоприношения. «Однако, — как пишет его современник и знаток местных обычаев и нравов Лактанций, — некоторые из его прислужников уже знали нашего Господа. Ассистируя при языческом обряде, они положили на свой лоб бессмертный знак, из-за чего злые духи рассеялись, и жертва не была принята». И далее Лактанций продолжает: «Главный жрец заявил, что боги не принимают жертвы, поскольку в церемонии участвуют неверующие. Не помня себя от гнева, Диоклетиан повелел, чтобы все в его дворце принесли жертвы, иначе их высекут».

    Это описание, благодаря своей искренней наивности, дает ясное представление о менталитете людей той поры. Без сомнения, такой случай имел место. В процессе жертвоприношения кто-то перекрестился, что было замечено жрецами, и они по-своему истолковали этот жест. Тут же громогласно объявили — жертва не принята, ибо в церемонии принимают участие враги богов. Обе стороны, и это надо подчеркнуть, со всей серьезностью воспринимают и веру противника, и исходящую из нее силу. Христиане, а среди них и Лактанций, не сомневаются, что жрецы-еретики способны узнавать будущее, но считают, что те служат злой силе, демонам. И наоборот — прорицатели и жрецы римских божеств приписывают присутствию христиан губительное воздействие на священную церемонию. То есть и те, и другие находятся на одном уровне и сражаются одним и тем же оружием. Проблема лишь в том, кто из небесных покровителей по-настоящему силен, а в их существовании никто не сомневается.

    Император, хоть и не помнил себя от гнева, пока ограничился лишь повелением всем придворным и солдатам принести жертвы на алтарях богов. Затем повелитель покинул дворец и отправился в свою любимую Никомедию, где провел зиму 302/303 гг. Туда же прибыл и цезарь Галерий. Оба цезаря долго совещались наедине. Можно предположить, что главной темой совещаний была политика по отношению к христианам. Есть основания полагать, что Диоклетиан решительно возражал против мер, предлагаемых Галерием, который был неукротим в своей кровавой жестокости против сторонников новой религии, однако был вынужден подчиниться главному цезарю с его более умеренным сдерживанием распространения христианства.

    Вряд ли мы когда-нибудь сможем со всей определенностью утверждать, что вина за жестокое преследование христиан лежит главным образом на Галерии. Ведь и сам Диоклетиан не любил всякие новые учения, да и вообще любые нововведения и организации, ускользающие из-под государственного контроля, о чем он откровенно и заявил во вступлении к эдикту против манихеев. Он не сомневался — надо твердо устранять все, что угрожает древнеримским идеалам и традициям, а значит, единству и мощи государства.

    На рассвете 23 февраля 303 г. у одного из храмов в Никомедии появился префект преторианцев вместе с высшими чиновниками казначейства. Взломали двери храма и ворвались внутрь. Сначала искали статуи и картины с изображениями бога. Но тогда христиане еще обходились без этих предметов культа, чем, кстати, очень гордились. Зато сразу были найдены и тут же сожжены литургические книги, затем разграблены храмовые предметы культа. А вслед за этим преторианцы сравняли с землей этот весьма солидный христианский храм.

    На следующий день, то есть 24 февраля, на стенах Никомедии появился эдикт, касающийся христиан, и его копии отправлялись в самые отдаленные провинции в марте и апреле. Основные положения данного эдикта были следующие: все культовые христианские здания следует уничтожить, а все священные христианские рукописи — выдать властям и немедленно сжечь. Христиан увольняют с работы в учреждениях, те из них, что относятся к высшим слоям общества, лишаются всех привилегии, если не отрекутся от новой религии. Никто из христиан не имеет нрава обратиться в суд, даже если против него совершено обычное преступление.

    Эдикт не предусматривал смертной казни за принадлежность к христианской общине, власти ставили целью лишь уничтожить организацию и запугать ее членов, а не ликвидировать их физически. Правда, уже 24 февраля в Никомедии был приговорен к смертной казни и казнен христианин, ибо он совершил поступок, всегда считавшийся самым тяжелым преступлением: он осмелился сорвать императорский эдикт и разодрать его на части, при этом издевательски хохоча. Даже Лактанций не одобрил такой поступок своего единоверца. Казнь была ужасна: преступника сожгли живьем.

    Вскоре после этого в любимом дворце императора в Никомедии произошли два пожара с интервалом в пятнадцать дней. Естественно, подозрение пало на христиан, которые мстили за преследования, но следствие не обнаружило против них никаких улик. Тем не менее Галерий покинул город, заявив, что ему вовсе не хочется погибнуть в огне. Разгневанный Диоклетиан подозревал даже самых близких ему людей. Жертвы богам в доказательство невиновности он велел принести даже своей жене Приске и дочери Валерии. Многих христиан понизили до звания рабов и вольноотпущенников. Все христианские священнослужители были преданы смерти.

    Соответствующее распоряжение было отправлено также западному августу Максимиану и его соправителю Констанцию. Максимиан все выполнил точно, Констанций же ограничился разрушением церковных зданий. Позже его очень хвалили за такую сдержанность, видя в этом тайную поддержку новой религии, но причина была иная. В подвластных ему Галлии и Британии христианство имело намного меньше последователей, чем на Востоке, так что можно было позволить себе несколько ослабить репрессии.

    Весной 303 г. вспыхнуло восстание в Сирии, вызванное, но всей вероятности, неурожаем и тяжелым положением населения. Поскольку в тех краях было больше всего христиан, именно их и объявили виновниками беспорядков. В связи с этим цезарь издал новый эдикт взять под арест христианских священников по всей империи. А уже в третьем эдикте Диоклетиан объявил, что всех, кто отречется от христианства, освободят, упорствующих же подвергнут пыткам.

    Поскольку во многих округах тюрьмы были переполнены, наместники с удовлетворением приняли эдикт и отнеслись к заключенным очень либерально. Из страха перед пытками множество заключенных отреклись от христианства и вернулись к прежним богам, других пришлось заставлять силой возвращаться к прежним культовым богослужениям. И все-таки многие из христиан просто жаждали стать мучениками, хотя такое стремление осуждалось некоторыми синодами, а наместники зачастую удовлетворялись лишь одной видимостью мученичества по отношению к христианам.

    Прекрасные примеры приводит сам Евсевий Кесарийский, свидетель преследования христиан на территории Палестины. Некоторых христиан, сообщает он, силой волокли в тюрьмы, дабы те принесли жертву, но потом незаметно отпускали, хотя в действительности жертв они не приносили. О других сообщалось, что они сделали все, что от них требовалось, и если те молча соглашались, то их немедленно выпускали. Но были и такие, которые даже под муками не желали поклониться богам. Их, лишившихся сознания, волокли туда, где находились уже принесшие жертвы прежним богам.

    Если именно так выглядела процедура преследования, то количество замученных не могло быть очень большим. Например, в Палестине в 303–305 гг. казнено было двенадцать человек, которые, впрочем, сами были готовы принять мученическую смерть. Формально репрессивные эдикты против христиан были рассчитаны на восемь лет, то есть до 311 г., жестокие кары применялись не систематически и не последовательно. Да к тому же в разных провинциях к постановлениям эдикта относились по-разному. В сумме на территории всей империи за свои религиозные убеждения жизнью заплатили несколько сотен человек, причем это были преимущественно священнослужители. Следует также помнить о том, что пытки, которым они подвергались, были в соответствии с римским законодательством точно такими же, которым подвергались все преступники, выступающие против законной власти, ничего специально ужасного для христиан не придумывали. И опять же следует учесть то обстоятельство, что картина преследования христиан отнюдь не полна. Нам известно о ней лишь со слов христиан, то есть лишь со стороны преследуемых, поэтому картина создавалась односторонняя, в которой ужасы и казни были сильно преувеличены. Страдания верующих представлялись в самом черном цвете, а число мучеников многократно преувеличивалось.

    И вместе с тем, если исходить из показаний одних лишь христиан, в том числе и христианских писателей, за годы после выхода эдиктов число отступников от христианства было огромным, среди них оказались и епископы, что впоследствии создало серьезные моральные проблемы и привело к расколу в христианстве.

    ОТРЕЧЕНИЕ

    Осенью 303 г. приближалась двадцатилетняя годовщина прихода к власти Диоклетиана (по римскому обычаю в круглую дату включался и 284 г. как первый). Главные торжества начались в Риме 20 ноября, и на них присутствовал сам император. Целый месяц, до 20 декабря, непрерывной чередой шли игрища, театральные представления, всевозможные развлечения. Однако Диоклетиан особой щедрости не проявил, во всяком случае, так считало население империи. Цезарь был не очень доволен тем, как его принимали римляне, и уехал еще до 20 декабря, хотя началась суровая зима с холодным дождем и снегом.

    Новый год император встретил в Равенне. И так же, как делал всегда, проинспектировал провинцию, в которой оказался. В данном случае инспекции подверглись придунайские провинции. Сильные холода и тяжелый труд подорвали его здоровье. Болезнь была не из опасных, но хроническая, и очень ослабляла здоровье императора, так что он даже не мог ходить, и его носили в лектике. Так прошло лето 304 г.

    В Никомедию государь вернулся уже серьезно больным. И тем не менее он нашел силы присутствовать на открытии построенного им в этом городе цирка. После празднования двадцатилетия правления прошел год, и правитель почти перестал показываться на публике. Во дворце царила тревога, всем городом овладела печаль. Велено было всем просить у богов здоровья для императора. Шепотом поговаривали, что цезарь не только умер, но уже и похоронен. На следующий день все заговорили, что цезарь жив, ему лучше. Лица придворных сияли, простой люд приносил благодарственные жертвы богам. И все же некоторые втайне верили, что император скончался, о смерти же его не объявляют, ожидая прибытия Галерия, а также из опасения бунта в армии, которая может решиться объявить императором не законного наследника Галерия, а кого-нибудь другого.

    И тем не менее 1 марта 305 г. Диоклетиан появился на публике. Его едва узнали, так изменила его продолжительная болезнь. Он стал очень нервным, и видно было, что двигается из последних сил. Вскоре затем в Никомедию прибыл Галерий.

    1 мая на равнине у города, там, где возвышался небольшой холм, были собраны легионы. В полном вооружении, с торжественными значками, они окружали трибуну на холме, где находились представители властей и высшая знать. Слово взял Диоклетиан. Говорил он с трудом, со слезами на глазах. Заявил, что болен, и ему требуется отдых после многих лет непосильных трудов, и он хочет передать бразды правления в более молодые руки. Он снял свой пурпурный плащ и набросил его на Галерия, что означало — теперь Галерий стал августом, а сам Диоклетиан обыкновенным гражданином. Спустившись с трибуны, недавний властитель империи сел в обычную повозку и направился на свою родину, в Далмацию. И хотя он более не был правителем, его окружал нимб величия, он продолжал пользоваться всеобщим уважением и продолжал сохранять огромный авторитет. Даже тогда, когда перестал быть первым лицом государства и в огороде при своем великолепном поместье занимался выращиванием овощей.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке