• НА ВОСТОКЕ ИМПЕРИИ
  • ЭДИКТ ГАЛЕРИЯ
  • БИТВА НА CAMPUS ERGENUS
  • ЛИЦИНИЙ И МАКСИМ ДАЗА

    Flavius Galerius

    Род. около 250 г.,

    ум. в 325 г.

    Правил с 11 ноября 308 г. до 18 сентября 324 г. как

    Imperator Caesar Velerius Licinianus Licinius Augustus.


    Daia или Daza

    Год рождения не известен,

    ум. скорее всего летом 313 г.

    Усыновленный Галерием, звался Galerius Valerius Maximinus.

    Правил с 1 мая 305 г. как цезарь при Галерии, а с 309 или 310 г. как август —

    Imperator Caesar Galerius Valerius Maximinus Augustus.

    НА ВОСТОКЕ ИМПЕРИИ

    Лициний, как и почти все правители этого периода, был родом из придунайских земель Иллирика, из провинции Новая Дакия (Dacia Nova); его родители были землепашцами. С Галерием его связывала настоящая дружба, подкрепленная совместной воинской службой, трудными и опасными походами и сражениями, особенно в персидскую кампанию. И исключительно Галерию он был обязан своей замечательной карьерой, увенчанной титулом августа на съезде в Карнаунте осенью 308 г. А сам Галерий, вознося столь высоко своего старого соратника, был абсолютно уверен, что может на него положиться во всем, ибо знал его как человека твердого, энергичного, талантливого полководца, а главное — преданного.

    Лициний-правитель обладал многими положительными качествами. Поскольку сам происходил из деревенской бедноты, он хорошо понимал условия жизни и потребности этого слоя и пытался заботиться о нем, как это делали многие императоры низкого происхождения. Это, разумеется, не могло нравиться высшим слоям, а поскольку именно они оказывали наибольшее влияние на историографию, портреты и этого правителя, и других, проводивших подобную политику, получались весьма искаженными. В случае Лициния дело обстояло и того хуже, ибо как человек необразованный он подозрительно и крайне пренебрежительно относился к миру культуры. Император особенно не выносил юристов, полагая, по всей видимости, что их формализм и крючкотворство только искажают истину в любом споре и мешают быстро и решительно выносить приговор. К примеру, Лициний утверждал, что ученые — это зараза и отрава для общества. Понятно, что такое отношение не могло снискать ему расположения людей, владеющих пером. Была у такого подхода и положительная сторона: император искоренял толпы придворных дармоедов, называя их вредными насекомыми и дворцовыми грызунами. В армии он насаждал железную дисциплину по примеру таких предшественников, как Аврелиан, Проб или Диоклетиан. В быту бывал груб и вспыльчив, а самыми большими его недостатками считались жадность и сладострастие.

    Формально Лициний правил в Италии и провинциях Северной Африки, возможно, в Испании, а также в Паннонии и альпийских землях аж до Дуная. Фактически же ему подчинялись только две последние территории — сегодняшняя Южная Германия, Австрия, часть Венгрии и северной Югославии, так как Италией и Испанией распоряжался узурпатор Максенций, а в Африке хозяйничал Домиций Александр. Войну с этими самозванцами, особенно с Максенцием, Лициний начинать боялся. Таким образом, власть нового августа была только некоей гарантией безопасности и поддержкой с севера земель Галерия, который владел почти всеми Балканами и провинциями Малой Азии. Правление обоих императоров было дружным и весьма похожим, как схожи были между собой и их характеры.

    С юга не менее мощной поддержкой Галерию и верным исполнителем его воли был племянник Даза, господин Сирии и Египта, который, будучи провозглашен цезарем, с 1 мая 305 г. звался Галерий Валерий Максим. В 309 или 310 г. он заставил Галерия возвести его в августы. Враги пренебрежительно обзывали его полуварваром, а Лактанций описывает его карьеру в нескольких язвительных словах: «Даза, только что взятый от свиней из лесу, сразу стал солдатом-щитоносцем, затем членом императорской стражи, вскорости офицером-трибуном, а уже через день — цезарем». Близкое родство с Галерием несомненно ускорило его карьеру от самых низов к вершине, а он отвечал преданностью.

    В полном соответствии с указаниями Галерия Даза сурово преследовал христиан, особенно многочисленных как раз в его провинциях. И нет ничего удивительного, что приверженцы новой религии рисовали Максима Дазу самыми черными красками, представляя его пьяницей, садистом, развратником и при этом человеком трусливым и суеверным. Но такие же или похожие обвинения повторяются каждый раз, когда речь идет о любом гонителе. А вот латинский автор работы Epitome de Caesaribus дает гораздо более реальный портрет: «Даза уважал всех по-настоящему ученых и литературу, характер имел спокойный, однако слишком любил вино, а одурманенный им отдавал суровые приказы; поскольку потом раскаивался, велел их исполнение откладывать до утра, когда будет трезв». Интересны и удивительны сведения о том, что Даза был любителем и покровителем культуры, чем принципиально отличался от Лициния, да, пожалуй, и от Галерия. Однако на это имеются и другие доказательства. А вот его современник, епископ Евсевий, родом из Палестины, и автор «Церковной истории», дает Дазе характеристику хуже некуда: «Отъявленные шарлатаны и чародеи занимали у него высшие посты. Будучи до крайности боязливым и суеверным, огромное значение придавал бесконечным обрядам почитания всяких идолов и демонов. Без предсказания не смел, как говорят, и пальцем шевельнуть. И посему преследовал нас яростней и безжалостней, нежели его предшественники. В каждом городе по его приказу воздвигались храмы, а пришедшие со временем в упадок восстанавливались с усердием. А еще назначал для идолов жрецов в каждом городе, а в каждой провинции ставил в верховные жрецы одного из чиновников, который отличился выполнением всякого рода публичных церемоний. А к тому приставлял гражданскую стражу и вооруженную гвардию».

    Затем Евсевий перечисляет всяческие безобразия Максима, истинные или мнимые, но в любом случае отвечающие тогдашним представлениям о том, каким должен быть гонитель веры. А вот приведенное выше высказывание позволяет сделать интересные выводы: Максим Даза, глубоко привязанный к старым богам, пытался возродить древние культы и даже организационно укрепить язычество, справедливо рассудив, что именно в этом смысле христиане имеют превосходство, благодаря сети своих общин и наличию церковной иерархии. Здесь следует еще раз напомнить, что не было никакой «языческой церкви», а каждый культ и каждое святилище существовали сами по себе. Монеты же свидетельствуют, что Максим Даза, наряду с Галерием и Константином, особо почитал Непобедимое Солнце, Sol Invictus.

    ЭДИКТ ГАЛЕРИЯ

    Весной 310 г. пришло известие о тяжелой болезни Галерия, который находился тогда в Сердике, нынешней Софии. Одно из описаний болезни оставил нам Лактанций, а он рассматривал ее как божью кару за прежние деяния цезаря; слова автора так и пышут торжествующей ненавистью. С некоторыми сокращениями ход болезни выглядел следующим образом.

    На гениталиях появилось нечто вроде быстро растущего нарыва. Врачи его вскрыли, но из раны началось обильное кровотечение, которое удалось остановить с большим трудом и которое начиналось снова при малейшем движении. Больной совсем обессилел, а рак распространялся на все ближайшие органы. Отовсюду были призваны лучшие лекари, но человеческие руки ничем не могли помочь. Тогда обратились к богам, молились Аполлону и Эскулапу, но когда прибегли к их советам, состояние только ухудшилось. Несчастный больной гнил заживо, в ранах появились черви. Тело цезаря изменилось до неузнаваемости: верхняя часть совсем высохла, желтая кожа едва обтягивала кости, нижняя же раздулась, как мешок, ноги деформировались.

    Похожее описание дает и Евсевий из Цезареи:

    «Вдруг вскрылся нарыв посередине срамных частей, затем гнойный свищ, нанося неизлечимый урон его внутренностям. В ранах копошились полчища червей, и от них шел трупный запах. Впрочем, и вся его огромная туша еще до болезни превратилась в жуткое скопище жира, начавшее теперь разлагаться. Одни врачи не выдержали вони, и их поубивали, а других казнили, ибо не смогли помочь этой громадной опухшей колоде».

    Не стоит доискиваться хоть капли сострадания к чужим мукам у обоих христианских писателей. Их слова являются отражением того самого менталитета, что полагает, будто величайшим наслаждением спасенных будет наблюдать за страшными вечными мучениями тех, кто попадет в ад. Одновременно оба свидетельства задуманы как пропагандистское оружие и должны были показать, какая страшная кара ожидает каждого, кто осмелится поднять руку на божий народ. Сама идея отнюдь не нова, как и некоторые подробности описания болезни. Образцом здесь служили старинные еврейские тексты, например рассказ о смерти царя Антиоха во II книге Маккавеев. Но основные факты в обоих свидетельствах переданы верно. Галерий действительно стал жертвой злокачественного новообразования и страшно страдал, что подтверждают и другие источники.

    Появление 30 апреля 311 г. на стенах многих балканских и азиатских городов императорского эдикта стало полной неожиданностью. Авторами в заглавии числились все четыре законных правителя, то есть Галерий, Лициний, Максим Даза и Константин, но истинным инициатором был только первый из них, что дружно подтверждается современниками. Суть эдикта заключалась в следующем.

    «Стремлением нашим было оздоровить весь организм государства согласно давнему закону и римскому порядку, мы надеялись, что христиане, отринувшие веру своих предков, одумаются. Но по неведомым причинам этими христианами овладели бредовые иллюзии и такое упрямство, что, не следуя обычаям старины, по своему усмотрению или своеволию сами себе устанавливали законы, собираясь в различных местах. Когда же мы объявили им нашу волю, дабы вернулись к вере отцов своих, многие были привлечены к ответственности, многие понесли наказание, однако большинство продолжало пребывать в заблуждении. Дошло также до нашего сведения, что есть и такие, которые не почитают богов, но не хранят верности и своему богу. Мы рассматриваем эти дела с присущей нам бесконечной кротостью и согласно нашему всегдашнему правилу оказывать милость всякому. А посему мы решили и к ним проявить снисходительность. Да будут они снова христианами и строят места своих собраний, но при условии, что ни в чем не противоречат порядкам империи. Другим указом мы предпишем наместникам, как им поступать. Итак, согласно сему нашему соизволению, христиане должны молиться своему богу, прося милости для нас, для государства и для них самих, чтобы государство стояло незыблемо, а они жили спокойно в своих стенах».

    Был ли этот эдикт, как утверждают христианские писатели, актом покаяния гонителя, на пороге могилы осознавшего свои ошибки? Такое объяснение можно принять, но Галерий смягчил свое отношение к новой религии, по всей вероятности, еще до болезни, а самые жестокие преследования тогда имели место в провинциях, подчиненных Максиму.

    Похоже, что тот отнесся к эдикту о толерантности весьма настороженно. Поначалу Максим передал его содержание своим чиновникам только на словах, а циркуляр по этому вопросу велел подписать одному из сановников, так как не хотел отзывать прежних распоряжений непосредственно и за своей подписью. Как бы там ни было, множество заключенных смогли вернуться в родные края; ведь Максим Даза редко приговаривал к смертной казни, по большей части ссылал в шахты и каменоломни. На западе империи эдикт имел меньшее значение, поскольку тамошние правители уже давно относились к христианам с пониманием.

    В мае 311 г. пришли известия о смерти Галерия. У его ложа находился Лициний, и ему умирающий поручил заботиться о жене Галерии Валерии и внебрачном сыне Кандидиане. Максим Даза немедленно двинулся из Сирии на север, чтобы опередить Лициния и захватить провинции Малой Азии, а тот в свою очередь занял все балканские земли. Таким образом, войска обоих цезарей стояли по разным берегам проливов, ведущих в Черное море, и новая гражданская война казалась неизбежной. Но в конце концов состоялась личная встреча правителей — на судах посреди не Босфора — и была достигнута договоренность, что каждый будет владеть тем, что у него сейчас есть.

    Максим теперь был императором всего Востока, где приверженцев христианства было больше всего. Поначалу он придерживался указа о веротерпимости, но по прошествии полугода вернулся к прежней практике преследований, изменив несколько их формы.

    Запрещалось совершать молебны на кладбищах. Затем к Максиму потянулись делегации из разных городов с просьбами, чтобы христианам не разрешали строить церкви. Подделали (трудно сказать, с ведома ли цезаря) протокол допроса Христа у Пилата и разослали копии по всем городам и весям, где он вскоре превратился в обязательное чтение по школьной программе. Личность и учение обвиняемого там представлялось в неблагоприятном свете.

    Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» цитирует один документ, автор которого (передавая якобы слова самого цезаря) излагает религиозные взгляды и мотивы антихристианской политики Максима Дазы. Это было письмо жителям финикийского Тира. Поскольку именно в этом городе появился указ против христиан, тирийцы выбили текст этого письма на бронзовой таблице. Вот фрагменты, заслуживающие внимания.

    «Есть ли такой глупец, начисто лишенный разума, кто не понимает, чем мы обязаны милостивому покровительству богов? Земля не просто так принимает посеянное и не обманывает ожиданий крестьян. Угроза опустошительной войны нависает не напрасно. Небесные стихии не теряют равновесия и не толкают иссохшие тела к смерти. Море, вспененное порывами яростных ветров, не обрушивает волн, не разражаются страшные бури и ураганы. Земля, мать и кормилица, не трясется в своих основаниях и не уходит из-под ног. А ведь известно, что подобные и еще худшие несчастья в прежние времена случались часто. И все по причине никчемных людей, одурманенных суетной глупостью. Заблуждение поселялось в их душах и покрывало позором почти всю землю.

    Пусть же взглянут они на широкие поля! Вот хлеба стоят во всей красе, и колышутся колосья, орошенные дождями луга смеются травами и цветами, а воздух сладок и спокоен. Пусть же возрадуются все, что благодаря нашей набожности, священным церемониям и почестям, возносимым богам, утихли бури, некогда столь яростные и разрушительные. Пусть все нежатся в мире и спокойствии и отдыхают в безопасности. А более всех пусть возрадуются те, кто отринули заблуждения и свернули с неверного пути, ибо обрели они здравое и верное понимание вещей, как будто после жестокой бури или тяжкой болезни, а в будущем ждут их только сладостные плоды жизни».

    Столь прекрасные и вдохновенные слова, несомненно, вышли из-под пера писателя и философа. А сам факт, что человек такой высокой культуры находился в ближайшем окружении Максима Дазы, хорошо говорит об императоре. Письмо также объясняет, почему владыка Востока боролся с христианством. Во-первых, он был искренне привязан к вере отцов, во-вторых, в бедах и несчастьях, преследовавших государство, он винил христиан. Этой точки зрения придерживались тогда многие. Аргументация же была проста: пока все послушно почитали прежних богов и держались веры предков, Рим был могуч, а теперь, когда вероотступников все больше и храмы пустеют, боги отворачиваются от нас.

    БИТВА НА CAMPUS ERGENUS

    Наверно, еще в 311 г. ко двору Максима Дазы прибыла семья покойного Галерия: сын Кандидиан, жена Галерия Валерия и ее мать Приска, супруга Диоклетиана. Вероятно, все трое не чувствовали себя в безопасности под покровительством Лициния, непосредственного наследника Галерия. Максим предложил Валерии выйти за него замуж, а когда та отказалась, конфисковал ее имущество и разогнал двор, а ее саму вместе с матерью велел выслать в пустынные районы Сирии. Валерии удалось сообщить о своих бедах отцу, Диоклетиану. Старик умолял отослать жену и дочь к нему, но напрасно.

    В 312 г. неурожай и голод обрушились на земли Максима, а он отправился в поход в верховья Тигра, где подавил бунт местного населения. Политически Максим поддерживал Максенция, а Лициний был крепко связан с Константином, поэтому, когда последний стал единственным правителем Запада, Даза уже знал, что скоро придет время решительных действий на Востоке, и постарался нанести удар первым.

    В феврале 313 г. в Медиолане Лициний встретился с Константином. Первый император женился там на сестре второго, Констанции. Она уже три года была невестой Лициния. При случае оба правителя провели оценку ситуации и согласовали некоторые шаги. Понятно было, что только они должны поделить империю.

    Лициний прямо из Медиолана поспешил на восток, так как получил тревожное известие, что Максим Даза передислоцировал свои войска из Азии в Европу и осаждает Византий. После непродолжительного сопротивления гарнизон этого города сдался, и Максим продвигался в глубь континента. Лициний преградил ему путь у Адрианополя, ныне — Эдирне на турецко-болгарской границе. Здесь, как рассказывает Лактанций, в ночь накануне битвы Лицинию явился ангел и поведал ему, какими словами должны молиться перед сражением его солдаты. Молитву немедленно переписали во множестве экземпляров и разослали по всем частям.

    Утром 30 апреля обе армии выстроились на пустоши, называемой Campus Ergenus. «Вдруг люди Лициния положили свои щиты, сняли шлемы и простерли руки к небесам; вслед за офицерами и императором прочитали молитву. Противнику были хорошо слышны их голоса. Они же троекратно вознесли молитву, а затем, полные отваги, надели шлемы и подняли щиты». Оба правителя перед фронтом своих войск сделали последнюю, но неудачную попытку договориться. А когда трубы заиграли атаку, солдаты Лициния двинулись первыми, а противника — даже не подняли оружия и трусливо бросились наутек. Видя такой оборот дела, Максим сбросил пурпурный плащ и скрылся в лохмотьях невольника. Большинство его войска сдалось в плен или разбежалось.

    Максим, уже не рассчитывая ни на чью помощь, покинул Европу и бежал дальше. Остановился он только в Каппадокии, на востоке Малой Азии, где собрал вокруг себя солдат и начал организовывать оборону. Тут и ему пришлось менять религиозную политику. Он издал эдикт, дающий христианам свободу вероисповедания, какой пользовались последователи других культов. Но судьба его уже была решена и вовсе не по причине Лициния. Максим Даза тяжело заболел и умер в сицилийском городе Тарс (Tarsus) в конце августа — начале сентября 313 г.

    Лактанций и Евсевий подробно описывают его страдания. Согласно Евсевию, он скончался от горячки и голода, превратившись в скелет и катаясь по земле в страшных муках. Лактанций же утверждает, ужасные мучения довели его до помешательства, четыре дня он ел только землю и пытался размозжить голову о стену. Оба писателя сходятся в том, что под конец болезни Максим совсем ослеп. И никакого в этих свидетельствах христианского сочувствия к судьбе ближнего.

    Победивший Лициний казнил всех сановников Дазы, и то только после жутких пыток. Не менее жестоко он обошелся и с семьей покойного императора, без различия пола и возраста. Погибли восьмилетний сынишка Максима и семилетняя дочка, жену утопили. Такая же судьба постигла и всех тех, кто ранее искал убежища при дворе, в частности, Севериана, юного сына несчастного императора Флавия Севера. Среди жертв Лициния оказался и родной сын его друга и благодетеля Галерия, не достигший еще и двадцати лет, Кандидиан. Особенно печальной была участь Приски, жены Диоклетиана, и ее дочери Галерии Валерии, вдовы Галерия. Обе многие месяцы скрывались, переодетые простолюдинками. Поймали их только спустя полтора года в Греции, в Тессалониках, и тут же казнили, а тела бросили в море. Так Лициний мстил за то, что эти женщины после смерти Галерия уехали на юг, к Максиму, дав, таким образом, понять, что рядом с ним не чувствуют себя в безопасности. Правда, и Максим не слишком ласково с ними обошелся, но тогда их жизни ничто не угрожало.

    Диоклетиана, по всей вероятности, в ту пору уже не было в живых, хотя некоторые утверждают, что он умер только в 316 г. Одно можно сказать точно: старик стал свидетелем краха своего дела.

    Империя вступала в 314 г., имея только двух цезарей, на первый взгляд дружественных и даже связанных родственными узами: Константина на Западе и Лициния на Востоке. Цезарей, которых, казалось бы, объединяло благожелательное отношение к христианству и возвышенная толерантность ко всем верованиям, о чем они так красиво говорили. По сути же оба были хищными и безжалостными политиками, внимательно и с подозрением следящими друг за другом. И кто из них первым вцепится другому в горло, было только делом времени. Ибо политика в отношении религии может меняться, а человеческая природа — нет.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке