• Введение
  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Глава 4
  • Глава 5
  • Глава 6
  • Глава 7
  • Глава 8
  • Глава 9
  • Глава 10
  • Глава 11
  • Глава 12
  • Глава 13
  • Глава 14
  • Глава 15
  • Глава 16
  • Глава 18
  • Глава 19
  • Глава 20
  • Глава 21
  • Глава 22
  • Глава 23
  • Глава 24
  • Глава 25
  • Глава 26
  • Примечания

    Введение

    1 Гегель. История философии. Т. 1.

    2 Кант. Пролегомоны ко всякой будущей метафизике.

    3 Гегель. История философии. Т. 1.

    4 Там же. Т. 3.

    5 Предисловие к первому изданию «Критики чистого разума».

    6 Гегель. История философии. Т. 1.

    Глава 1

    1 Как указывает профессор Прехтер, религиозные концепции Востока, даже будучи заимствованы греками, не могут объяснить характерную особенность греческой философии – свободное размышление о самой сути вещей. Что касается индийской философии, то она появилась не раньше греческой.

    2 Здесь используется немецкое слово «Urstoff», потому что с помощью одного этого емкого слова можно обозначить такие понятия, как «простой элемент», «субстрат» или «вещество, из которого состоит Вселенная»

    Глава 2

    1 Гегель. История философии. Т. 1.

    2 Диоген Лаэртский. Жизнь философов. Кн. 1, 22—24.

    3 Аристотель. О душе. А 5, 411 а 7; 2, 405 а 19.

    4 Цицерон. О природе богов. I, 10, 25.

    5 Ипполит. Опровержение всех ересей. 16, 2 (Д. 12 А 11).

    6 Там же, i, 7 (Д. 13 А 7).

    Глава 3

    1 Не вызывает сомнения, что пифагорейские акустические соотношения представляли собой соотношения длины струн, а не частоту их колебаний, которую пифагорейцы измерять еще не умели. Так, самая длинная струна арфы называлась «высочайшая», хотя она и давала самый низкий по тону звук, а самая короткая – «последняя», хотя она давала самый высокий звук.

    2 Аристотель. Метафизика. 985, b 31—986 a 3.

    3 Там же. 986, а 17—21.

    4 Там же. 1092, b 10—13.

    5 Филолай (как мы узнаем из фрагментов) утверждал, что нельзя познать, уяснить или понять то, что не является или не являлось числом.

    6 Ср. утверждение Льва Шестова: «Не раз уже бывало, что какой–нибудь истине целые века приходилось ждать своего признания. Так было и с Пифагоровой идеей о вращении Земли. Люди считали ее выдумкой и более полутора тысяч лет отказывались признать за истину. Даже после Коперника ученые, разделявшие его взгляды, вынуждены были таиться от приверженцев старых традиций и здравого смысла» (Лев Шестов. «На весах Иова»).

    7 Откровенно говоря, пифагорейские попытки объяснить Вселенную с помощью математики не имеют ничего общего с «идеализацией» Вселенной, поскольку они смотрели на число с геометрической точки зрения. Поэтому их отождествление объектов с числами можно назвать не столько идеализацией объектов, сколько материализацией чисел. С другой стороны, если отождествлять Идеи, скажем Идею справедливости, с числами, то, возможно, мы имеем право говорить уже об идеалистической тенденции. Эта же тема вновь появляется в теории Платона.

    Однако следует отметить, что стремление рассматривать числа с геометрической точки зрения было характерно только для ранних пифагорейцев. Поздние же пифагорейцы, к примеру Архит из Тарента, друг Платона, думали как раз наоборот. Аристотель, считавший, что арифметику нельзя сводить к геометрии, что это две отдельные науки, резко критиковал взгляды пифагорейцев. Поэтому в целом целесообразнее говорить, что пифагорейцы открыли (хотя и не осознав этого до конца), что арифметика и геометрия изоморфны, а не сводимы друг к другу.

    Глава 4

    1 Фраг. 121. (Здесь и далее имеется в виду книга Теофраста «Physicorum Opiniones».)

    2 Фраг. 39.

    3 Фраг. 42, 40, 129 (последний вызывает сомнения).

    4 Фрагты 58, 79, 9, 119.

    5 Фраг. 14.

    6 Фраг. 123, 93, 1 (ср. 17, 34).

    7 Платон. Кратил. 402 а.

    8 О небе. 298 b 30 (III, i).

    9 Гераклит  действительно  утверждал,  что  Реальность  постоянно изменяется, что изменение – самая характерная ее черта, однако не следует думать, что он вообще отрицал существование неизменной Реальности. Гераклита часто сравнивают с Бергсоном, но идеи Бергсона тоже очень часто в значительной степени толкуются не так, как он сам их понимал, что, впрочем, вполне понятно.

    10 Фраг. 50.

    11 Фраг. 80.

    12 Фраг. 51.

    13 Гегель. История философии. Т. 1.

    14 Фраг. 65.

    15 Диоген Лаэртский. Жизнь философов. 9, 8—9.

    16 Фраг. 30.

    17 Фраг. 90.

    18 Диоген Лаэртский. Жизнь философов. 9, 11.

    19 Фраг. 54.

    20 Фраг. 51.

    21 Фраг. 60, 36.

    22 Фраг. 58, 61, 37.

    23 Фраг. 102.

    24 Фраг. 32.

    25 Фраг. 96.

    26 Фраг. 118.

    27 Фраг. 77, 36.

    28 Фраг. 94.

    29 Платон. Софист. 242 d.

    30 Гегель. История философии. Т. I, с. 297—298.

    Глава 5

    1 Фраг. 15. Сравните это высказывание со словами Эпихарма: «Для собаки самое прекрасное создание – это собака, для быка – бык, для осла – осел, а для свиньи – свинья».

    2 Фраг. 23, 26.

    3 Аристотель. Метафизика. А 5, 986 b18.

    4Диоген Ааэртский. Жизнь философов. 9, 21.

    5 Метафизика. 986, b 18—21.

    6 фраг. 9.

    Глава 6

    1 Платон. Парменид. 128 b.

    2 Прокл. Комментарии к «Пармениду». 694, 23 (Д. 29 А 15).

    3 Аристотель. Физика. Н, 5, 250 а 19, С и м п л и ц и й 1108, 18 (Д. 29 А 29).

    4 Аристотель. Физика. А 9, 239 b 9; 2, 233 а 21; Топика. 0 8, 160 b 7.

    5 Аристотель. Физика. Z 9, 239 b 30.

    Глава 7

    1 Диоген Ааэртский. Жизнь философов. 8, 54.

    2 Там же. 8, 69.

    3 Там же. 8, 71. (Великий немецкий классический поэт Гёльдерлин написал стихотворение о смерти Эмпедокла, а также неоконченную пьесу в стихах.)

    4 Фраг. 11.

    5 Фраг. 14.

    6 Фраг. 8.

    7 Фраг. 7.

    8 Тема бесконечно цикличного процесса вновь появляется в философии Ницше под названием «Вечное Повторение».

    9 Фраг. 27.

    10 Фраг. 20.

    11 Фраг. 117.

    12 Фраг. 105.

    13 Фраг. 141.

    Глава 8

    1 Говорят, что у Анаксагора в Клазоменах была собственность, от которой он отказался, чтобы заниматься философией.

    2 Федр. 270 а.

    3 Фраг. 17.

    4 Фраг. 10.

    5 Фраг. 1.

    6 Фраг. 8.

    7 Гегель. История философии. Т. 1, с. 319.

    8 Фраг. 12.

    9 Фраг. 12.

    10 Фраг. 14.

    11 Аристотель. Метафизика. А 3, 984 b 15—18.

    12 Там же. А 4, 985 а 18—21.

    13 Платон. Федон. 97 b 8.

    Глава 9

    1 Эпикур, например, отрицал его существование, но полагают, что он сделал это ради того, чтобы прослыть оригинальным.

    2 О небе. Г 4, 303 а 8.

    Глава 10

    1 Философия в трагическую эпоху греков.

    Глава 11

    1 Используя термин «софист», я вовсе не утверждаю, что существовала единая софистская система: люди, которых мы называем греческими софистами, сильно отличались друг от друга по своим способностям и по идеям, которых они придерживались, – они представляли тенденцию или движение, но не школу философской мысли.

    2 Софокл. Антигона. 332 ff.

    3 Гегель. История философии. Т. 1.

    4 Платон. Протагор. 313 с 5—6.

    5 Там же. 312 а 4—7.

    Глава 12

    1 Диоген Ааэртский. Жизнь философов. 9, 50 ff.

    2 Платон. Примечания.

    3 Фраг. 1.

    4 Фраг. 4.

    5 Аристофан. Облака. 112 ff, 656—657.

    6 Фраг. 23 (Плутарх. Слава Афин, 5, 348 с).

    7 Горгий. 482 е ff.

    8 Алкидам Элейский. Ср.: Аристотель. Риторика. III, 3, 1406 в; 1406 а.

    Глава 13

    1 Диоген Ааэртский отмечает, что «некоторые утверждают, что статуи Греции на Акр ополе были выполнены Сократом».

    2 Впрочем, история мистицизма действительно знает примеры длительного пребывания в экстазе.

    3 Аристотель. Метафизика. М 1078 b 27—29.

    4 Ранние диалоги Платона, которые можно считать «сократовскими» по своему характеру, обычно заканчиваются без какого–либо конкретного положительного результата.

    5 Ксенофонт. Воспом. 1, 1, 16.

    6 Там же. 4, 2, 14 ff.

    7 Аристотель.  Метафизика. А 987 b 1—3.

    8 Там же. М 1, 078 b 17—19.

    9 Ксенофонт. IV, 4, 19 ff.

    10 Не все мыслители признавали, что человеческая натура остается неизменной. Однако мы не имеем неопровержимых доказательств того, что «примитивный» человек существенно отличается от современного: нет у нас и свидетельств того, что и в будущем человек будет коренным образом отличаться от современного.

    11 Это замечание вовсе не свидетельствует о том, что я считаю автором теории Форм Сократа.

    12 Платон. Федон. 118.

    Глава 14

    1 Ср.: Диоген Лаэртский. Жизнь философов. 2, 108.

    2 Было высказано предположение, что школу киников основал Диоген, а не Антисфен, поскольку Аристотель называет последователей Антисфена антисфениками, а не киниками («Метаф.», 1043 b 24). Однако прозвище «киник» было распространено только во времена Диогена, и то, что Аристотель использует термин «антисфеник», вовсе еще не доказывает, что Антисфен не был настоящим основателем школы киников.

    3 Симплиц. в Арист. «Категориях», 208, 29 f; 211, 17 f.

    4 Платон. Софист. 251 b; А р и с т о т е л ь. Метаф. Д 29, 1024 b 32—25 а 1.

    5 Аристотель. Топика. А x i, 104 b 20. Метаф. Д 29, 1024 b 33—34.

    6 Диоген Лаэртский. Жизнь философов. 6, 20.

    Глава 15

    1 Фраг. 9.

    2 Там же.

    3 Фраг. 11.

    4 Фраг. 125.

    5 Фраг. 189.

    6 Фраг. 69.

    Глава 16

    1 Письмо 7, 341 с 4—d 2; Письмо 2, 314 с 1—4.

    Глава 18

    1 Мы вовсе не хотим утверждать, что Платон не понял природу чувственного восприятия задолго до того, как он написал «Теэтет» (достаточно лишь прочитать «Государство» или рассмотреть происхождение и следствие теории Идей), – мы имеем в виду систематическое изложение этой теории в опубликованном виде.

    2 Теэтет. 151 e 2—3.

    3 Там же. 208 c 7—8.

    4 Слева от Линии указаны состояния ума, справа – соответствующие им объекты. В обоих случаях наивысшие располагаются наверху. Благодаря этой схеме становится очевидной тесная связь между гносеологией и онтологией Платона.

    5 Государство. 509 е 1—510 а 3.

    6 Там же. 510 а 5—6.

    7 Там же. 510 е 2—511 а 1.

    8 Метафизика. 1083 а 33—5.

    9 Государство. 511 b 3—с 2.

    10 Там же. 533 с 8.

    11 Метафизика. 992 а 20—21.

    12 Государство. 517 b 8—с 4.

    Глава 19

    1 Государство. 596 а 6—7; ср.: 507 аb.

    2 Я действительно придерживаюсь того мнения, что Аристотель, критикуя теорию Идей, вряд ли был справедлив к Платону, но я думаю, что мишенью его критики были противоречия этой теории, а не сам автор.

    3 Федон. 65 с 2 ff.

    4 Метафизика. 1091 b 13—15.

    5 Там же. 988 а 10—11.

    6 Государство. 509 b 6—10.

    7 Там же. 526 е 3—4.

    8 Письмо 6, 323 d 2—6.

    9 Государство. 532 а 5—b 2.

    10 Прокл отмечает, что отношение копии к оригиналу заключается не только в сходстве, но и в том, что копия – это производное от оригинала, словом, эти отношения не симметричны.

    11 Софист. 259 е 5—6.

    12 Утверждение о существовании Форм сидения и летания логически вытекает из принципов теории Форм, однако это порождает большие трудности. Аристотель утверждал, что последователи теории Платона выделяли только Идеи природных субстанций («Метаф.», 1079 а). Он далее говорит, что, согласно платоникам, не существует Идей отношений и Идей отрицания.

    13 Софист. 249 b 2—4.

    14 249 d 3—4.

    15 Филеб. 16 d 7—е 2.

    16 Тимей. 30 а 4—5.

    17 Тот факт, что Платон называет Бога «царем» и «истиной», а Идею Блага – «источником истины и разума», свидетельствует о том, что нельзя отождествлять Бога или Разум с Благом, хотя неоплатоники и отождествляли его.

    18 Хотя в «Тимее», 37 с, слово «Отец» означает Демиурга.

    19 Неоплатоники считали, что Божественный Разум был порожден Единым.

    20 Софист. 249 а 4—7. 58. 245 с 5—246 а 2.

    21 Метафизика. 987 b 21—22

    22 Пир. 210 d 3—5.

    24 Там же. 179 а 7—8.

    24 Малларме С. // Верлен, Рембо, Малларме. Стихотворения, проза. М.: Рипол классик, 1998. С. 588.

    Глава 20

    1 246 а 4—6.

    2 Письмо неизвестному, около 1680. Д у н к а н. Философские работы Аейбница.

    3 Я хочу этим подчеркнуть не свое согласие с критикой Канта, а то, что, даже если принять предложение Платона, это не единственно возможный вывод, к которому можно прийти.

    Глава 21

    1 Филеб. 62 с 1—4.

    2 Теэтет. 176 b 1—3.

    3 Государство. 613 а 7—b 1.

    4 Горгий. 482 е 3—5.

    5 Сходство с мнением Ницше несомненно, хотя Ницше имел в виду вовсе не безнравственного тирана, наделенного властью.

    6 Горгий. 483 d 5 – 6.

    7 Государство. 335 а 7—8.

    Глава 22

    1 Государство. 354 с 1.

    2 Там же. 368 е 2—369 b 4.

    3 Письмо 7. 325 d 6—326 b 4.

    4 Государство. 360 с 1—4.

    5 Там же. 403 е 11—404 b 8.

    6 Платон, подобно Сократу, считал абсурдным и неразумным «демократический» способ выбора членов городского управления, военачальников и др. большинством голосов или благодаря их умению говорить.

    7 Государство. 525 b 11—с 6.

    8 532 а 7—b 2.

    9 539 е 2—540 а 2.

    10 540 а 7—с 2. Пер. А.Н. Егунова.

    11 305 е 2—4.

    12 297 b 7—с 2.

    13 303 а 2—8.

    14 Законы. 705 а 2—7.

    15 715 а 8—b 6.

    16 726 а 2—3, 728 а 4—5.

    17 737 е 1—738 b 1.

    18 753 b 4—7.

    19 765 d 5—766 а 6.

    20 783 d 8—е 1.

    21 828 b 2—3.

    22 936 С 1—7.

    23 960 е 9 ff.

    24 776 d 2—718 а 5.

    25 626 а 2—5.

    26 Г е г е л ь. Философия права. Секц. 299; секц. 185.

    Глава 23

    1 Ср.: 27 d 5—28 а 4 и 29 b 3—d 3. Это было следствием гносеологического и онтологического дуализма Платона, который он так и не смог преодолеть.

    2 Филеб. 28 с 6—29 а 5.

    3 Законы. 966 d 9—е 4.

    4 Тимей. 29 d 1—3.

    5 Там же. 29 с 1—3.

    6 28 с 2—3.

    7 39 е 3—40 а 2.

    8 47 е 5—48 а 2.

    9 Тимей. 28 с 3—5.

    10 52 а 8—b 2.

    11 50 b 7—с 2.

    12 49 е 2—4.

    13 49 е 7—50 а 1.

    14 51 а 7—в 1.

    15 56 d 5—6.

    16 Тимей. 37 d 3—7.

    17 Там же. 45 а 3—5.

    18 Там же. 92 с 5—9.

    Глава 24

    1 Государство. 595 b 9—с 3.

    2 607 а 2—5.

    3 607 с 3—8.

    4 Гиппий больший. 287 с 8—d 2.

    5 Там же. 289 с 3—5.

    6 Пир. 211 а 2—b 2.

    7 Государство. 598 b 6.

    8 Там же. 598 е 6—599 а 3.

    9 Законы, 668 а 9—b 2.

    10 Там же. 668 b 4—7.

    11 657 b 2—3.

    12 668 b 4—7.

    13 656 с 1—3.

    14 665 с 2—7.

    15 656 с 5—7.

    Глава 25

    1 Фраг. 623.

    Глава 26

    1 Аристотель. Метафизика. А 9, 991 а 8—19.

    2 Никомахова этика. 1101 b 27 ff; 1172 b 9 ff.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке