• Италия в период итальянских войн 1494 – 1559 гг.
  • Экономический упадок Италии
  • Католическая реакция в Италии
  • Упадок земледелия
  • Культура Италии в XVI – первой половине XVII вв.
  • Глава 29 ИТАЛИЯ В XVI И В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.

    Территория, которую занимает современная Италия, в XVI-XVII вв. продолжала оставаться разделенной на множество отдельных феодальных государств и городов-республик. На северо-западе, в области, граничащей с Францией, находилось крупное герцогство Савойское, включавшее и Пьемонт. На побережье Генуэзского залива господствовала торговая республика Генуя, на северо-востоке, на побережье Адриатического моря,– торговая республика Венеция. В Ломбардской равнине, на торговых путях из Центральной Европы в Италию, лежали владения торгового и промышленного города Милана. В центре Апеннинского полуострова, перерезая его с запада на северо-восток, были расположены папские владения. Наиболее крупным из самостоятельных городов-государств Средней Италии являлась Флоренция. На юге полуострова, включая остров Сицилию, было расположено Неаполитанское королевство, в котором правила Арагонская (испанская) династия.

    Аграрные отношения

    В Северной и Центральной Италии быстрее, чем в других областях, развились товарноденежные отношения и товарное производство, что способствовало спорадическому возникновению уже в XIVXV вв. в ряде городов и их сельских округах раннекапиталистических мануфактур. А это в условиях преобладания городов над феодалами привело и к разложению крепостничества раньше, чем в других итальянских областях. Здесь (за исключением Пьемонта и Савойи) —крепостной труд исчез, крестьяне стали лично свободными, но из наследственных чиншевиков превратились в краткосрочных арендаторов-испольщиков или в безземельных батраков.

    Сокрушив политическое могущество феодалов, города, однако, сохраняли обычно феодальные земельные отношения в деревне. Более того, в интересах обеспечения городов хлебом и сырьем горожане не только не лишили большинства феодальных владельцев их земель и большей части доходов, но многие из них сами превратились в феодальных землевладельцев.-Множество городских чиновников вели строгий надзор за исполнением крестьянами их повинностей. В Северной и Центральной Италии существовали крупные поместья, доходы с которых землевладельцы собирали через управителей; кроме того, была распространена сдача землевладельцами земель крестьянам в субаренду через посредников – крупных арендаторов – на условиях испольщины.

    Главные города государств Северной и Центральной Италии – Флоренция, Милан, Венеция, Генуя превратились в феодальных эксплуататоров подчиненного им сельского населения, что препятствовало развитию капитализма в деревне. Крестьян разоряли систематически взимаемыми поборами, грабили в бесконечных междоусобных войнах, которые вели друг с другом итальянские государства. Они страдали от стихийных бедствий – наводнений, засух, неурожаев. У крестьянина оставался единственный выход для отсрочки собственной гибели и гибели своего хозяйства: надеть на шею петлю ростовщического займа. В Италии XV-XVI вв. ростовщичество процветало.

    Разоренные крестьяне устремлялись в города, где находили новых господ и эксплуататоров в лице хозяев мануфактур, купцов, судовладельцев и цеховых мастеров.

    Иначе складывались экономические отношения в Папской области и Неаполитанском королевстве. Здесь крупные феодальные землевладельцы в XV в. превратились в независимых феодальных властителей, произвольно распоряжавшихся имуществом и трудом своих крестьян. Развитие товарно-денежных отношений в этих условиях вело к захвату феодалами всей торговли сельскохозяйственными продуктами. Феодалы прибирали торговлю к своим рукам двумя путями. Первый путь – уничтожение крестьянских пашен, превращение их в пастбища, снос крестьянских дворов и переход к крупному товарному овцеводческому хозяйству. Второй путь – ликвидация наследственных крестьянских держаний и замена их краткосрочной испольной арендой (на срок от 2 до 6 лет). Тяжелые условия аренды разоряли крестьян. Кроме того, они лишались права свободной продажи остающейся у них доли урожая и могли продавать ее только своему сеньору. Это вынуждало крестьян продавать урожай на корню или даже будущий урожай по самым низким ценам.

    Доведенные до отчаяния крестьяне бежали в леса, в горы, сменяли труд земледельца на «разбойничий промысел», получивший на юге Италии широкое распространение как форма борьбы против феодальной эксплуатации.

    Аграрные отношения в Савойе, Пьемонте и на острове Сардиния приближались к французским формам. Здесь не было массового обезземеливания. Сохранилось наследственное крестьянское держание и различные формы крепостной зависимости от помещиков. В 60-е годы XVI в. указы герцога Эммануила Филиберта предоставили крестьянам возможность добровольного выкупа из крепостной зависимости при согласии сеньора. Указы эти остались мертвой буквой; крепостное право сохранилось практически вплоть до французской революции конца XVIII в.

    В областях с развитым ремеслом и промышленностью в аграрной сфере имели место изменения другого рода. Застой, а то и упадок отдельных отраслей городского производства и связанных с ними промыслов привели к переселению части горожан в деревню. Значительная часть сельских ремесленников полностью переключалась на занятия земледелием. На этой основе сложилась система парцеллярной потогонной— аренды. Арендаторы парцеллкарликовых земельных участков – добывали пропитание ценой изнурительного труда. Но имелись и положительные сдвиги. В целях повышения доходности земли совершенствовалась агротехника, развивались интенсивные отрасли: разведение шелковичных червей,. выращивание садово-огородных культур и т. п.

    Италия в период итальянских войн 1494 – 1559 гг.

    Французская армия в 1494 г . почти без сопротивления прошла через всю Италию и захватила Неаполь. Мелкие североитальянские властители, враждовавшие друг с другом, без сопротивления подчинялись французам, каждый из них старался извлечь выгоду для себя из этого нашествия. Завоеватели грабили, убивали, жгли то, что не могли захватить. Германский император, испанский король и Венецианская республика образовали антифранцузскую коалицию. К враждебной французам лиге присоединился также изменивший Карлу VIII герцог Милана Лодовико Моро. Под натиском коалиции французы вынуждены были уйти из Италии.

    Новое нашествие на Италию французы начали в 1499 г . при преемнике Карла VIII Людовике XII. На этот раз предлогом для вторжения послужили претензии Людовика XII на Милан и другие итальянские земли. Лодовико Моро бежал, Милан был захвачен французами. Теперь в союзе с французскими захватчиками выступали Венеция, враждовавшая с Миланом, и римский папа Александр VI Борджа. Последний с помощью французского короля задумал создать государство в Италии для своего сына – Чезаре Борджа. Даже среди современных ему итальянских тиранов Чезаре Борджа выделялся преступлениями, вероломством, предательствами. С помощью наемных отрядов, оплачиваемых римским папой, а также путем ряда убийств и обманов, при содействии французов Чезаре Борджа захватил в свои руки почти всю Романью и был провозглашен герцогом. Папа Александр VI торжественно благословил нового герцога на правление.

    Опасным соперником французских захватчиков в Италии являлась Испания. С начала XVI в. и до 1559 г . на итальянской земле происходят военные действия: ее грабят французские, испанские и германские (испанский король Карл 1 в 1519 г . был избран императором Германии Карлом V) войска. Итальянские правители из корысти или из страха выслуживаются перед иноземцами, изменяют, предают, перебегают из лагеря одного завоевателя в лагерь другого.

    Истощение воюющих сторон вынудило их заключить в 1529 г . мир в Камбрэ. В отношении Италии мирный договор содержал следующие пункты: за Карлом признавался титул короля Италии; ему отдавалось Неаполитанское королевство; герцогство Миланское получил его союзник Франческо Сфорца; Флоренция отдавалась Александру Медичи. После острого конфликта императора Карла с папством, в результате которого в 1527 г . Рим был захвачен германскими войсками и подвергся варварскому разрушению и грабежу, папа Климент VII пошел на соглашение с захватчиками. В 1530 г . Карл V был коронован папой.

    Фактически мирный договор в Камбрэ отдавал Италию под власть испанского короля. С этого времени наступает разгул феодально-католической реакции. Испанские наместники в Италии вместе с католической церковью, напуганные успехами реформационного движения в Европе, жестоко преследуют прогрессивных мыслителей и ученых, вводят строжайшую цензуру. Испанский абсолютизм, мелкие феодальные государи-тираны и католическое духовенство объединяются в борьбе за сохранение и укрепление в Италии старых отживающих феодальных отношений.

    Флоренция сделала попытку сопротивляться навязанному ей испанцами и папой в правители ненавистному Медичи. В 1529 г . во главе города был поставлен видный представитель республиканской партии «плакс», последователей Савонаролы, Кардуччи. Командовать армией пригласили известного кондотьера Малатеста Бальоне, несмотря на то что известность он приобрел главным образом изменами своим нанимателям. Комиссаром республики в городе Эмполи, который связывал Флоренцию с Пизой и морем, был назначен приверженец республики Франческо Ферруччи. С небольшими силами он более полугода удерживал этот пункт, снабжал осажденную Флоренцию продовольствием, одержал ряд блестящих побед над испанскими отрядами. Между тем Бальоне бездействовал, отсиживался за стенами Флоренции и допустил окружение города.

    Тогда правительство Флоренции поручило дело спасения республики Ферруччи. Он был облечен диктаторскими полномочиями. Им был разработан смелый план освобождения Флоренции от осады путем обходного движения небольшого отряда и одновременного нападения на неприятеля с двух сторон. Ферруччи блестяще выполнил свою часть плана. Но Бальоне предал республику: он сообщил план военных действий командующему испанскими войсками и обещал ему не выходить из города.

    В итоге Ферруччи и его отряд погибли смертью героев, а Флоренция оказалась в руках предателя Бальоне, который принудил республиканцев капитулировать и признать власть Медичи. Александр Медичи ознаменовал свое воцарение жестоким террором.

    В областях, попавших под непосредственную власть Карла V, – в Неаполитанском королевстве, Ломбардии, в ряде отдельных городов (Лукке, Сиене и др.) – были уничтожены все органы самоуправления и установлена неограниченная власть испанских губернаторов, или самодержавный режим мелких владетелей. Все попытки вооруженных восстаний против иноземного ига или собственных тиранов жестоко подавлялись испанскими войсками.

    Борьба за итальянские земли между Испанией и Францией закончилась лишь в 1559 г . миром в Като-Кабрези, закрепившим победу Испании и господство испанских Габсбургов. Под непосредственную власть Испании попали вся Южная Италия и Сицилия (Неаполитанское королевство), Сардиния и Миланское герцогство. Мелкие государства – Тоскана, Монферрат, Генуя, Феррара, Парма, Модена и др. – фактически оказались в полной зависимости от испанцев, власть в них принадлежала ставленникам Испании. Независимость сохранили лишь Папская область, Венеция и Савойя.

    Итак, со второй половины XVI в. при сохранении прежней политической раздробленности большая часть Италии превращается фактически в одну из испанских провинций. Мелкие итальянские владетели смотрели на испанский двор как на опору своей власти, во всем ему подражали и повиновались. Под влиянием Испании власть в итальянских государствах приобретает абсолютистско-бюрократический характер.

    Примером может служить Тоскана, которая, за исключением небольшой республики Лукки, оказалась полностью под властью Медичи. В 1569 г . Медичи получили от папы титул великих герцогов тосканских. Власть герцога была абсолютной, был создан централизованный бюрократический аппарат и небольшая постоянная армия. Опорой власти Медичи становится уже не городская буржуазия, а землевладельческое дворянство. Во внутренней политике Медичи стремились к консервации феодальных отношений в деревне, укреплению дворянского землевладения. В ряде пунктов великого герцогства тосканского были расположены гарнизоны испанских войск, что одновременно укрепляло и власть герцогов и их зависимость от Испании.

    Экономический упадок Италии

    Перемещение главнейших торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан, грабительские походы в Италию французов, испанцев, немцев, связанные с этим контрибуции, налоги и прямой грабеж подорвали экономику итальянских городов. В областях Италии, попавших под власть Испании, торговля и промышленность намеренно подавлялись в интересах испанской казны.

    При Карле V правительство Испании прибегало к порче монеты как к средству спасения от финансовых затруднений. Это отрицательно отразилось на торговле. При Филиппе II вместе с усилением полицейского режима и террора инквизиции Италия подчиняется системе регламентирования торговли и промышленности, разорявшей страну ради интересов той же испанской казны. Купцам под угрозой смертной казни запрещалось вывозить хлеб за границу испанских владений. Мельникам, торговцам хлебом, вином и другими продуктами разрешалось торговать лишь на месте своего постоянного жительства. Они не имели права выезжать и открывать где-нибудь отделения. Наконец, торговцы, промышленники, как и крестьяне, подвергались тяжелому налоговому обложению. Однако во второй половине XVI в. экономическое положение итальянских государств и городов несколько улучшилось. Гражданские войны во Франции, в Нидерландах, торжество феодальной реакции в германских землях улучшили для итальянских промышленников и купцов хозяйственную и торговую конъюктуру. Временные выгоДы дало и расширение торговых связей с Испанией, Португалией: и их колониями. В это время наблюдается не только стабилизация, но и рост торговли и промышленности в ряде итальянских городов и государств. Венецианский флот вплоть до 70-х годов XVI в. господствовал в восточной части Средиземного моря. С 1521 по 1602 г . производство сукон возросло с 3,5 до 29 тыс. кусков. Подъем наблюдался в судостроении, книгопечатании, шелкоделии, стекольном производстве и др.

    Генуя стала крупнейшим банковским центром, связав свою торговлю и финансы с Испанией. Она была и одним из крупнейших экспортеров шелковых и парчовых тканей. Расширились и торговые связи Флоренции с европейскими странами. Порт Ливорно стал крупнейшим центром испанской транзитной торговли. С 1374 по 1593 г . число заходивших в него ежегодно судов возросло с 417 до 2266. В Милане некоторого подъема достигла металлообработка, развивалось производство предметов роскоши, прикладного искусства, парчовых тканей. Оживились на некоторое время торговые связи между итальянскими городами.

    Однако подъем длился недолго. В XVII в. повсеместно отмечался резкий хозяйственный упадок. В Генуе число шелкоткацких станков сократилось с 1579 по 1676 г . с 8 до 2,5 тыс. Изготовление сукон во Флоренции снизилось к 1602 г . до 17 тыс. кусков. Англичане и голландцы вытеснили Венецию с рынков Турции и других стран Ближнего Востока. В Милане в 1580 г . насчитывалось 70 суконных мастерских, в 1616 г . их осталось лишь 15. В Кремоне в 1611 г . числилось 1300 купцов, в 1648 г . – 44. Население Кремоны в 1584 г . достигало 46 тыс. человек, а во второй половине XVII в. сократилось до 13 тыс. человек. В целом свертывались судоходство и судостроение, торговля и промышленность многих итальянских городов, сокращалось число их жителей.

    В этой обстановке упадка производительных сил богатая часть торговой и промышленной буржуазии изымает значительную часть вложений из сферы производства, а порой и торговли. Все больше ее капиталы обращаются в сфере европейского кредита, как коммерческого, так ростовщического. Особенно процветает кредитование ими королей Франции, Англии, Испании. Многие итальянские купцыбанкиры переселяются в столицы и крупные торговые города этих и других стран Европы. Другая их часть приобретает земельную собственность, превращается в земельную аристократию феодального типа. Идет процесс феодальной реакции. Изъятие капиталов из торговли и промышленности наряду с ростом феодального землевладения сопровождалось постоянным увеличением государственной задолженности почти во всех государствах Италии. Постоянный недостаток денег у правителей этих государств привел к распространению практики сдачи налогов на откуп или продажи государственных регалий частным лицам. Договоры на право взимания налогов, получившие в период испанского господства широкое распространение, приравнивались к процентным бумагам, передавались по наследству, могли продаваться другим лицам. Не менее часто, особенно в Папском государстве, прибегали также к системе продажи должностей.-синекур, именовавшихся «вакантными должностями». Покупатель таких должностей получал особые привилегии, а также пожизненную ренту, которую выплачивали из поступлений определенных налогов, зачастую специально с этой целью вводимых. Все это способствовало превращению ранее предприимчивой, деловой зарождающейся буржуазии в паразитическую, зависимую от властей прослойку, отвле» кало крупные денежные средства от производства. Упадок торговли и промышленности не отразился на жизни аристократии при дворах правителей итальянских государств. Напротив, князья увеличивают расходы на содержание двора, на строительство дворцов и церквей, на торжества и театральные представления, блестящие празднества и увеселения. Поэтому, в то время как население промышленных и торговых центров сокращалось, столицы итальянских государств попрежнему были густо населены; интенсивный рост и развитие некоторых из них приходится именно на XVI-XVII вв. Неаполь в начале XVI в. насчитывал немногим более 100 тыс. жителей, к середине столетия он имел уже 200 тыс., а к середине XVII в. – более 400 тыс. жителей. Население Рима возросло в течение XVI в. с 30– 40 тыс. до 100 тыс., а в конце XVII в. достигло 140 тыс. жителей.

    При дворах испанских вице-королей, князей, высшего духовенства благодаря заказам различных учреждений, монастырей и соборов кормились обслуживающие аристократию врачи, художники, писатели, ремесленники, торговцы, бесчисленные слуги и огромное количество бедняков, пришедших из деревень в поисках случайного заработка. Но города как экономические центры часто были не в состоянии предоставить городскому населению занятия и заработок; они выкачивали из окружающих деревень большую часть тех средств, которые шли на удовлетворение потребностей господствующего класса, на содеожание государственного и церковного аппарата, на подачки многочисленной прослойке бедноты и нищих—

    Католическая реакция в Италии

    Политика испанских повелителей в захваченных итальянских землях определялась исключительно интересами крупного дворянского и церковного землевладения, освобожденных от "налогов. Дворяне скупали земли разоренных крестьяни горожан. Земля скапливалась в руках немногочисленных аристократических фамилий. Правительство принимало меры для закрепления неделимости крупной феодальной земельной собственности. Вводится система майоратов, т.е. обязательного перехода— по наследству всего" поместья к старшему сыну. Законом устанавливается неотчуждаемость поместий.

    Помещики в Неаполитанском королевстве в XVII в. получили право казнить своих крестьян, ссылать их на галеры. Устанавливается полный произвол помещиков в отношении крестьянских повинностей. Страна превращается в оплот феодализма, где процветают давно отжившие наиболее грубые формы феодальной эксплуатации. Народная борьба против ига иноземных и собственных угнетателей в условиях господства и феодального гнета испанской военщины велась непрерывно в весьма своеобразной форме: по всей Италии действовали вооруженные отряды, по терминологии власть имущих – разбойничьи. Против этих отрядов велась жестокая борьба: участники их, попадавшие в руки правителей, подвергались публичным изощренным пыткам и мучительным казням. Но ликвидировать вооруженные отряды разбойников правителям не удавалось, им приходилось временами даже вступать в переговоры с этими отрядами, заключать с ними соглашения, платить им дань.

    В отдельных итальянских государствах и городах народная борь» ба против завоевателей и феодального гнета приобретает более организованную форму – форму вооруженных восстаний.

    В 1506 г . против французов, захвативших Геную, вспыхнуло восстание. Французы и представители городского патрициата, сотрудничавшие с французами, были изгнаны из города. На помощь горожанам пришли крестьяне. Главарем восставших стал красильщик шелка Рапло да Нови, избранный дожем. Восстание было подавлено в результате осады Генуи французской армией и флотом под предводительством самого Людовика XII в союзе с войсками изгнанной знати. Город был вынужден к сдаче и уплате большой контрибуции, власть французов была восстановлена.

    В 1512 г . произошли восстания против французов в городах Брешии и Бергамо, жестоко подавленные. В 1516 г . жители города Палермо (остров Сицилия) напали на дворцы испанского вице-короля и местной знати, а в следующем 1517 г . восстание распространилось на значительную часть Сицилии. Присланные из Неаполя войска подавили восстание.

    В 1532 г . в Лукке (старинном центре шелковой промышленности) в связи с резким сокращением производства шелка произошло так называемое восстание страччони (мотальщиков шелка). Восставшие овладели городом, создали народное ополчение. С помощью наемных войск патрициат Лукки подавил восстание и жестоко расправился с его участниками. Но освободительные идеи не были удушены. В 1546 г . в Лукке был организован крупный заговор с грандиозной программой освобождения тосканских городов – Флоренции, Пизы, Сиены, Ареццо – из-под власти Медичи, ограничения светской власти пап, объединения городов Северной и Центральной Италии в единую федерацию, введения гражданской и религиозной свобод. Во главе заговора стоял один из начальников городского ополчения Франческе Бурмалакки. О заговоре узнал герцог Козимо Медичи, обратившийся за помощью к императору Карлу V. Бурмалакки был арестован и казнен.

    В конце XVI в. в Калабрии была создана широко разветвленная организация, одним из участников которой был Кампанелла, автор утопического сочинения «Город Солнца», подготовивший восстание против испанцев. Восстание было назначено на 10 сентября 1599 г . Участники организации вошли даже в сношения с турками с целью обеспечить себе помощь турецкого флота. Но нашлись предатели. Заговор был раскрыт, участники его схвачены, частью казнены, частью брошены в тюрьмы.

    Наиболее крупными были выступления народных масс в 1647– 1648 гг. в Сицилии и Южной Италии. Ремесленники и плебейство города Палермо в 1647 г . взяли штурмом дворец испанского вице-короля, много испанцев было убито, в городе была провозглашена республика. Восстание распространилось на большую часть Сицилии. Программавосставших носила не только освободительный, но и антифеодальный характер: были выдвинуты требования отмены налогов, изгнания «дурных правителей», проведения уравнительных мероприятий. Во многих районах крестьяне начали расправляться с феодалами. Зажиточные горожане, напуганные народным движением— предоставили в распоряжение феодалов цеховую милицию; вице-король обещал выполнить все требования восставших, что внесло раскол в их лагерь. Совместным силам феодалов, испанских войск и цеховой милиции удалось подавить восстание.

    В июле 1647 г . произошло восстание в Неаполе под лозунгом «Долой—налоги!». Поводом послужило введение испанским вице-королем налогов на съестные припасы. Возглавил восставших рыбак Томмазо Аньело, сокращенно Мазаньелло. Восставшие сожгли дома сборщиков налогов, налоговые документы, освободили заключенных из тюрем, осадили крепость, где укрылись вице-король и феодалы. В Неаполь стали собираться окрестные крестьяне, восстание распространилось на весь юг Италии. Крестьяне разрушали замки и монастыри, жгли налоговые документы и записи крестьянских повинностей. Народная армия разбила испанские войска. Вице-король обещал выполнить требования восставших, но в то же время тайно организовал убийство Мазаньелло. Восставшие объявили войну —Испании, отменили феодальные повинности и привилегии дворян, провозгласили Неаполитанскую республику. Зажиточные слои горожан, напуганные широким размахом народного движения, заколебались, начали отходить от восстания. Среди восставших произошел раскол: одни стояли за сохранения независимой республики, другие обратились за помощью к Франции. Крестьяне действовали неорганизованно. В апреле 1648 г . испанские войска с отрядами итальянских феодалов захватили Неаполь и произвели кровавую расправу над участниками движения. Но и подавив восстание, испанцы вынуждены были отменить часть налогов.

    Упадок земледелия

    Насильственное восстановление отживших сеньориальных порядков приводит к полному упадку –сельского хозяйства. Итальянским землям не хватает собственного хлеба, его начинают ввозить из-за границы. Но крестьяне не в состоянии покупать хлеб. Систематическое недоедание ведет к развитию среди населения тяжелой болезни – пеллагры, которая получила название «лепра италика» (итальянская проказа).

    Победа феодально-католической реакции привела к экономическому упадку страны и сопровождалась для итальянского народа тяжелыми социальными бедствиями.

    Культура Италии в XVI – первой половине XVII вв.

    Расцвет гуманизма и Возрождения, начавшийся в Италии в XIV – XV вв., продолжался и в первой половине XVI в. В переломный период, когда после бурного роста городов начинает ощущаться их экономический упадок, в области культуры по-прежнему выступают крупные мыслители и ученые, создаются гениальные произведения искусства. Это время получает название Высокого Возрождения. В живописи, скульптуре, архитектуре творчество великих мастеров Флоренции, Венеции, Милана и других городов достигает совершенства. Итальянское искусство этого периода оказывает большое влияние на все страны Европы.

    Яркий расцвет искусства в XVI в. объясняется тем, что экономический и связанный с ним духовный подъем, характерный для XIV – XV вв., не оборвался внезапно, а в литературе, изобразительном искусстве и некоторых отраслях науки сложились уже такие традиции и профессионально-технические навыки, которые не могли бесследно исчезнуть. Развитие итальянской культуры тесно связано С XIII в. среди многочисленных местных диалектов на первое место начинает выдвигаться тосканский, или флорентийский, диалект, который лег в основу итальянского литературного языка. Творчество великих поэтов и писателей – Данте, Петрарки, Боккаччо, прославившихся повсюду, содействовало этому. Трактаты Данте «О народной речи» и «Пир», его «Божественная комедия» положили начало складыванию единого, общенародного языка. После Данте большинство итальянских писателей пользуются флорентийским диалектом. Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Кампанелла и другие писатели и ученые Возрождения развивали итальянский язык. В 1582 г . во Флоренции была создана Академия Круска, выпустившая в 1612 г . первый большой словарь итальянского языка.

    Изобразительное искусство в XVI – XVII вв.

    Одной из наиболее ярких, характерных фигур среди множества блестящих талантов Высокого Возрождения, «титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»— являлся Леонардо да Винчи (1452-1519) –гениальный мыслитель, многосторонний ученый-исследователь, архитектор, инженер, конструктор и художник. Биография его раскрывает все своеобразие условий культурной деятельности в Италии того времени. Леонардо – внебрачный ребенок бюргера Флоренции, нотариуса, члена одного из привилегированных цехов, владельца поместья в окрестностях местечка Винчи, близ Флоренции. Мать Леонардо – простая крестьянка из горного местечка Анкано. В 14 лет Леонардо был отдан в ученики в мастерскую Верроккьо, флорентийского скульптора, живописца и золотых дел мастера. Здесь Леонардо вместе с другими талантливыми учениками проходил десятилетний курс общения. В 1476 г . кончаются годы ученичества Леонардо, наступает самостоятельная жизнь. Леонардо работает на заказчиков.

    В 1481 г . Леонардо получает заказ от монахов монастыря СанДонато написать картину на тему «Поклонение волхвов». В процессе работы у него возникает множество научных проблем, которые он должен разрешить: это вопросы анатомии человека, перспективы и т. д. Леонардо работает над художественным произведением как ученый-исследователь. Но во Флоренции Леонардо не мог найти заработка, он вынужден обратиться к правителю Милана Лодовико Моро с предложением своих услуг, главным образом в качестве военного инженера. Леонардо был принят на службу в звании «герцогского инженера».

    Миланский период жизни Леонардо да Винчи отмечен не только его работами, связанными с придворной службой, но и рядом крупных картин, прославивших его имя как художника. К этому периоду относится величайшее произведение Леонардо «Тайная вечеря», написанное им на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария Делле Грацие. Монахи заказали Леонардо картину на религиозный сюжет. Из евангельского рассказа о «тайной вечере» Леонардо выбрал момент, когда Иисус сказал ученикам: «Один из вас предаст меня». С поразительным реализмом и художественной силой переданы те чувства, которые вызвали слова о предательстве у апостолов. Негодование, гнев, изумление, горе простых честных людей, узнавших, что среди них нашелся предатель, – вот подлинный сюжет картины Леонардо. Это глубочайший протест гениального сына итальянского народа против измены, вероломства, предательства, царивших среди тогдашних правителей, Кроме живописных работ Леонардо продолжает свои записи, которые он вел всю жизнь о живописи, анатомии, механике и т. д. В Милане Леонардо встречается с гениальным архитектором Браманте, с ученым математиком Паччиоли.

    В 1499 г . обрывается миланский период жизни Леонардо. Французская армия захватывает Милан. Для Леонардо наступают годы скитаний. Он едет в Венецию, затем возвращается после 18-летнего отсутствия во Флоренцию и поступает на службу к Чезаре Борджа.

    С 1503 г . Леонардо снова во Флоренции. Он получает от Сеньории крупный заказ – расписать одну из стен нового зала дворца Сеньории. Сюжет должен был прославить победу флорентийских наемных войск над миланскими наемными войсками в битве при Ангиари 29 июля 1440 г . Леонардо сделал лишь эскиз, но фрески не написал. Он отдает свое время другим занятиям, которые не приносили никакого дохода и казались современникам просто блажью: он работает над проектом канала по реке Арно, отдает много времени проектам летательных аппаратов. В этот же период Леонардо пишет знаменитый портрет Джоконды, но на «Битву при Ангиари» у него времени не находится.

    Тяжелая нужда заставляет Леонардо принять приглашение французского правителя Милана герцога Шомона приехать в Милан для выполнения архитектурных, гидротехнических и художественных работ. В Милане Леонардо разработал проект судоходного канала от Милана до озера Комо. Но вскоре испанцы вытеснили французов из Милана и отдали город под власть герцога Массимильяно Сфорца, сына Лодовико Моро. Леонардо приходится бежать из Милана в Рим. Здесь он не выдержал обстановки невежества, разврата и ханжества папского двора. Леонардо согласился на приглашение французского короля Франциска 1 переехать во Францию.

    Великий сын итальянского народа умер во Франции в 1519 г . Неутомимый исследователь, всю свою жизнь стремившийся принести практическую пользу своему народу – осушить болота, провести каналы, улучшить условия земледелия, наконец, создать разнообразные свою энергию на удовлетворение прихотей мелких тиранов, на устройство для них празднеств и развлечений или служить им в качестве военного инженера в междоусобных войнах, разорявших страну.

    Гениальные проекты и гипотезы Леонардо да Винчи в области техники (целый ряд проектов механизмов, станков, аппаратов для усовершенствования производства, для ирригации, вплоть до проектов летательной машины тяжелее воздуха), в области медицины, архитектуры и многих других отраслей знания не могли быть осуществлены в условиях того времени.

    Одновременно с Леонардо да Винчи живут и работают множество талантливых художников и скульпторов, инженеров, писателей, ученых. Среди деятелей итальянского Возрождения всемирную известность получили Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), Тициан (1477-1576), Джорджоне (1477-1510), архитектор Браманте (1444-1514) и целая плеяда других талантливых художников. По своему социальному положению все они были цеховыми ремесленниками, выполняли заказы тогдашних властителей Италии – римских пап, кардиналов, монастырей, правителей итальянских государств, богатых горожан. Поэтому сюжеты их произведений чаще всего носили религиозный характер. Но и в форме библейских сюжетов и персонажей художники реалистически изображают человеческие чувства, прогрессивные идеи, создают образы современников. В «Тайной вечере» Леонардо да Винчи моделью художнику служили итальянские крестьяне. Многочисленные «мадонны» Рафаэля, в особенности знаменитая «Сикстинская мадонна», воплощают образ женщины-матери, отображают земную материнскую любовь и нежность. Микеланджело в своих скульптурах и картинах дает яркое воплощение мужества и силы человека, пафоса борьбы и созидания. Тициан, художник венецианской школы, один из самых замечательных колористов, на своих многочисленных полотнах ярко, реалистически воспевал красоту человека и окружающей его обстановки. Его «Кающаяся Магдалина» – прекрасная молодая девушка – является полной противоположностью аскетическому идеалу классического средневековья. Портреты Тициана раскрывают не только внутренний мир его современников, но отображают напряженную тяжелую историческую атмосферу эпохи. Страшное впечатление взаимной подозрительности, недоверия, коварства вызывает знаменитый групповой портрет художника «Папа Павел III с племянниками». В бессмертных произведениях Джорджоне – «Спящая Венера», «Юдифь», «Сельский концерт» – красота человека сливается воедино с прелестью пейзажа, что создает впечатление чудесной гармонии.

    Разорение, феодально-католическая реакция и контрреформация во второй половине XVI в. привели к упадку изобразительного искусства. С разложением цехового строя изменяется положение художников в итальянском обществе. Вырабатываются новые формы обучения художников. Ранее художники проходили обязательный курс ученичества в мастерских цеховых мастеров, по окончании ученичества сами становились мастерами, членами цехов. Во второй половине XVI в. создаются художественные академии («Академия рисунка» во Флоренции в 1563 г .: «Академия Св. Луки» в Риме в 1577 г .; «Академия вступивших на верный путь» в Болонье в 1585 г .) как объединения художников для изучения искусств древности и мастеров Возрождения. В академиях пытаются установить непререкаемые художественные каноны исходя из убеждения, что в искусстве уже достигнут высший предел совершенства, что остается лишь рабски следовать имеющимся образцам. Академии становятся рассадниками оторванных от природы и далеких от жизни народа условных форм искусства. Художники отходят от реалистического изображения природы и людей. Фигуры и лица приобретают утонченный характер, формы изображаются неестественно хрупкими, изощренно изящными.

    Новое художественное направление, получившее название «маньеризм», особенно распространилось в Риме и Флоренции. Парадный портрет, парадные алтарные образа, декоративные росписи, бьющие на эффект, торжественные религиозные и исторические композиции – главные формы академической живописи. Условная, торжественно придворная манера академий вполне удовлетворяла вкусам, господствовавшим в придворных кругах Италии, и служила делу католической контрреформации, придавая особую торжественность церковным обрядам. Господствующие классы и церковь хорошо оплачивают служащее их классовым интересам искусство. Получившие известность, вошедшие в моду художники не только приобретают богатство, но и причисляются к кругу привилегированных людей. Наиболее видными представителями академической живописи были братья Караччи, основатели Болонской школы живописи.

    Но реакции не удается побороть и задушить реалистические традиции итальянской живописи. Виднейшим представителем реалистического течения был Караваджо (1573-1610). Отвергая академические каноны, он снова провозглашает требования тщательного изучения природы, народного быта. Караваджо писал натюрморты, бытовые и религиозные сцены в смелой реалистической манере, с простой, лишенной всякой изощренности композицией. Влияние Караваджо на современников было очень велико. В большинстве крупных итальянских городов появляются художники, выступающие против придворного условного искусства и маньеризма. Реалистические произведения Караваджо нашли последователей в Испании, Фландрии, Голландии и Франции.

    В конце XV – начале XVI в. итальянская —— философская, историческая и политическая мысль имеет блестящих представителей. Профессор Падуанского, а затем Болонского университета Пьетро Помпонаиди (1462-1524), рационалист и скептик, в своем нашумевшем трактате «О бессмертии души» (1516) открыто выступил против христианского учения о бессмертии души, обосновал ряд положений материализма о неразрывной связи мышления с материей, о подчинении материального мира естественным законам. Он развил теорию двойственной истины и обосновал этой теорией необычайно смелое для того времени требование разграничить области науки и религии, требовал невмешательства религии в научное исследование. Характерно для обстановки первой четверти XVI в., что Помпонацци преследованиям не подвергался и до конца своих дней оставался профессором Болонского университета. Это были последние годы кратковременного периода «вольномыслия» верхов католической церкви. Начиная со второй трети XVI в. представители материалистической философии подвергаются жестоким преследованиям инквизиции, кончают жизнь на костре, как Джордано Бруно (1548-1600) (см. гл. 36), Джулио Ванини (1585– 1619) и др. Галилео Галилей (1564-1642) –астроном, физик и философ-материалист – был условно осужден инквизицией на пожизненное тюремное заключение и до конца жизни находился под наблюдением. Но жестокий террор не задушил передовой мысли. Джордано Бруно – последователь и продолжатель космологического учения Коперника – выступал против церковного учения о сотворении мира богом. Джулио Ванини в своих философских сочинениях, главное из которых носило название «Об удивительных тайнах природы-царицы и богини смертных» (1617), утверждал, что церковное учение о боге выдумано духовенством с целью обмана народа, чтобы держать его в рабстве и невежестве.

    Большую известность приобрел политический мыслитель, историк и дипломат Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главное произведение «Государь» предназначалось для практического руководства государственным людям. Коренным злом, губящим Италию, он считал ее политическую раздробленность, а основной причиной этого зла – существование светской власти римского папы. Макиавелли рассматривал в своем сочинении те качества, которыми должен обладать диктатор, способный объединить Италию. Для достижения этой цели Макиавелли считал пригодными все средства – обман, вероломство, клятвопреступление, убийство, предательство. Наилучший в условиях его времени государь, учил Макиавелли, должен сочетать в себе качества льва и лисицы, обладать великим искусством лжи и лицемерия, устранять противников при помощи яда и кинжала, беспощадно расправляться с непокорными подданными. Взгляды Макиавелли получили широкое распространение среди феодальных и буржуазных правителей.

    Термин «макиавеллизм» стал нарицательным и обозначает вероломную политику, не брезгующую никакими средствами ради достижения поставленных целей.

    Макиавелли написал также «Историю Флоренции», в которой проводит идею, что Италию губят тираны, кондотьеры, а главное – язва папства, препятствующая объединению страны. В трактате «О военном искусстве» Макиавелли доказывал, что наемные войска и кондотьеры приведут итальянский народ к гибели: спасение он видел в переходе к системе постоянной народной армии.

    Те же характерные для государственных деятелей XVI в. взгляды на историю как на арену преступлений и борьбы низменных страстей отдельных лиц – жажды власти, корысти, зависти, вероломства и т. п.-развивает и Франческо Гвиччардини (1483-1540), автор крупных работ: «История Италии», «Заметки политические и гражданские».

    Италия этого периода дала человечеству и политического мыслителя противоположного направления. В условиях испанского ига и католической реакции XVII в. в Южной Италии выдающийся представитель утопического социализма Томмазо Кампанелла (1568– 1639) пишет в тюрьме, где он провел 27 лет, свое знаменитое произведение «Город Солнца, или Идеальная республика» (первые издания вышли в 1623, 1637, 1642 гг.). В этом сочинении нашли свое отражение мечты об уничтожении социального неравенства и частной собственности, о справедливой общественной организации производства и распределения, о признании труда делом почетным и обязательным для всех.

    В «Городе Солнца», о котором рассказывает вернувшийся из дальнего плавания генуэзец, нет частной собственности, все трудятся, люди гармонично развиты в физическом и духовном отношении, каждый получает по потребности, для защиты от нападений мужчины и женщины проходят военное обучение, народ избирает правителей государства, нет праздных тунеядцев. Такими чертами характеризует Кампанелла свой идеал человеческого общества, противопоставляя его тяжкой действительности.

    Кампанелла не только ранний социалист-утопист, он был активным борцом против испанского ига, против схоластики и иезуитов. Кампанелла подвергался преследованиям инквизиции за свой ранний философский трактат «Философия, доказанная чувствами» (1590). В 1598 г . он был арестован по обвинению в заговоре против испанцев и приговорен к пожизненному заключению. Однако в 1628 г . по приказу папы его выпускают из тюрьмы, в 1634 г . он эмигрирует во Францию, где умирает в 1639 г .

    В итальянской литературе XVI и первой половины XVII в. ясно намечаются два направления: одно – придворное, аристократическое, другое – отражающее настроения, враждебные установившемуся в Италии режиму.

    Уже в XV в. в связи с подавлением демократических городских движений и установлением власти тиранов многие писатели и ученые стремятся приспособить литературу ко вкусам новых властителей, сделать ее достоянием узкой касты. Центром литературной жизни была Флоренция, в которой господствовали банкиры Медичи. Медичейский кружок поэтов – Лоренцо Медичи (1448-1492), Анджело Полициано (1454-1494) и другие-культивировал утонченный эстетизм, аристократическую мораль, воспевал рыцарские подвиги и турниры («Стансы на турнир» Полициано). В Ферраре при дворе герцогов Д Эсте Маттео Боярдо (1434-1494) создавал рыцарскую поэму «Влюбленный Роланд». В противоположность аристократической тенденции Боярдо, идеализировавшего рыцарство, один из крупнейших поэтов Высокого Возрождения Лодовико Ариосто (1474-1533), тоже служивший при дворе Д Эсте, в своей поэме «Неистовый Роланд» иронически освещает рыцарские похождения Роланда, потерявшего разум от любви.

    Феодально-католическая реакция XVI в. утвердила господство аристократического направления в итальянской литературе. В отличие от гуманистического идеала совершенного гармонического человека аристократия выдвигает свой идеал «совершенного придворного», изображенный в произведении Д. Б. Кастильоне (1478-1529) «Придворный». Развивается вычурная галантная поэзия, пасторальный роман и драма (Саннадзаро «Аркадия», 1502; Торквато Тассо «Аминта», 1573). Во второй половине XVI в. в атмосфере контрреформации, преследования инквизицией и иезуитами всего несогласного с католической догматикой появляется поэма Торквато Тассо (1544-1595) «Освобожденный Иерусалим» (1593). В ней драматично отразился кризис гуманизма: еще живы гуманистические мотивы – жизнерапают перед прославлением католицизма и фанатической религиозной борьбы крестоносцев с неверными, напоминавшей современникам борьбу против Реформации.

    В официальной поэзии получает господство вычурный, манерный, упадочный стиль, получивший название «маринизм» по имени неаполитанского поэта Марине (1569-1625). Поэтическое творчество оскудевает, ничего крупного, талантливого не создается.

    Литературе, культивируемой при дворах правителей, противостоит направление, борющееся против зол, разъедающих Италию того времени. К произведениям этого направления относятся «Сонеты» гениального скульптора и художника Микеланджело Буонарроти, проникнутые гневным гражданским пафосом, содержащие острую сатиру на римских пап, духовенство, монашество, рыцарство. Лучшими произведениями этого жанра являются «хвостатые сонеты» и пародийные поэмы Франческо Берни (1498-1535), «Бальдус» Теофило Фоленго (1491-1544). В XVII в. мужественную борьбу с реакцией вели в своих статьях и письмах Галилео Галилей; сатирик Траяно-Боккалини (1556-1613), выступавший против испанского гнета; борец за лучшее будущее, автор утопического произведения «Город Солнца» Кампанелла и множество других писателей и ученых.

    Ни жесточайший террор инквизиции, ни гнет испанских завоевателей не сломили их веры в торжество разума, в великую силу народа. Крупнейший представитель этого направления Томмазо Кампанелла в своих сонетах («К поэтам» и др.) требует от искусства служения народу, выполнения высокого гражданского долга. п. Театральное искусство Италии также развивается по двум линиям. Одна – народная «Комедия масок», близкая по сюжетам к народной жизни, с элементами острой социальной сатиры. Характерной особенностью «Комедии масок» было широкое применение свободной импровизации актеров. Традиции народного фарса сочетаются здесь с элементами гуманистической комедии и драмы. Традиционные персонажи, подвергающиеся осмеянию: купец Панталоне, дворянин Капитан, лже-ученый Доктор и др. Коллективы актеров «Комедии масок» образовали первые профессиональные театральные группы. К концу XVI в. в связи с наступившей реакцией сатирическая острота «Комедии масок» притупляется, актерское искусство вырождается, застывает в трафаретных формах, устанавливаются стандартные типы масок.

    К народному театру примыкают по социальной направленности сатиры и лучшие драматургические произведения этого времени – комедии Макиавелли «Мандрагора» (1514), Аретино «Лицемер» (1512), Джордано Бруно «Подсвечник» (1582), бичующие ханжество католического духовенства, суеверие, бессмыслицу схоластики.

    Другая линия развития итальянского театра XVI в. – придворный театр. Здесь главное внимание обращено на пышность и роскошь постановок, которые сопровождаются музыкой, танцами, пением, необычайными декоративными эффектами, фейерверками. В придворных театрах ставятся античные пьесы, создаются специфические жанры-драматическая пастораль «Аминта» Торквато Тассо (1573), «Верный пастух» Гварини (1585), мифологическая и пасторальная опера («Дафна», текст Рипуччини, музыка Пери, 1594). Влияние итальянского театра сказалось на театрах Франции, Англии и Испании.

    Успехи в экономическом развитии, достигнутые итальянскими городами в XIV – XV вв., не привели к объединению страны, к созданию единого национального рынка. В связи с тем что не создалось общности экономической и общности территории, складывание итальянской нации затормозилось. Городское сословие разобщенных итальянских областей, несмотря на его политическое преобладание в отдельных городах-государствах (во Флоренции, Венеции, Генуе, Сиене, Пизе и т.д.) и на появление в этих городах зачатков капиталистического производства, не развилось в класс национальной буржуазии.

    Провинциальный сепаратизм, ожесточенная междоусобная борьба с соседними городами-государствами характеризуют политику стоящих у власти представителей городского сословия. Ни один город не выдвинулся в качестве столицы, объединившей всю страну; древняя столица Италии Рим под властью пап, которые стремились к всемирному господству католической церкви, превратился в препятствие национальному объединению. Ради сохранения светской власти в своем феодальном владении – в Церковной области – папы вели политику ослабления других мелких феодальных владетелей, натравливая их друг на друга, призывали сильные соседние государства к вмешательству во внутренние дела Италии. Экономически и политически раздробленная территория в XVI в. становится легкой добычей крупных централизованных монархий – Франции и Испании, которые вступают из-за нее в длительную кровавую борьбу. Испанский абсолютизм вышел победителем в этой борьбе и фактически превратил большую часть итальянских земель в испанскую провинцию.

    Господство Испании и наступление католической контрреформации повлекли за собой тяжелые последствия. В обстановке феодально-католической реакции гибнет блестящая гуманистическая культура итальянских городов, оказавшая громадное влияние на культурное развитие всей Европы. Итальянский народ, разоренный иноземными армиями, церковными поборами, собственными феодальными властителями, не покоряется, он ведет борьбу против своих угнетателей и испанских захватчиков. Наряду с действиями мелких, разрозненных вооруженных отрядов вспыхивают более крупные вооруженные восстания, но они подавляются объединенными силами испанцев и местных властей.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке