Глава 12

Люди в аду. Положение гражданского населения

Комментируя различные точки зрения на то, способствовали ли регулярные бомбежки городов Германии победе союзников или нет, Лиддел Гарт признает в своем труде «Цели войны», что, несмотря на кропотливейшие исследования этой проблемы, здесь было очень сложно получить однозначную картину. В первую очередь так случилось оттого, что все участники дискуссии со всей энергией и пылом пытались доказать правоту именно собственной теории и поэтому старались приводить только те аргументы, что способствовали бы подтверждению их правоты и опрокидывали бы доводы оппонентов. Но и помимо этой причины было много непредсказуемых, осложняющих проблему факторов.

Одним из таких факторов, несомненно, была не поддающаяся прогнозам реакция гражданского населения на бомбардировки и его поведение под огнем противника. В первую очередь здесь речь идет о поведении жителей тех городов, которые были отобраны противником в качестве целей так называемых «ударов устрашения», то есть бомбежек с целью подорвать моральный дух гражданского населения методами террора.

Вопрос о том, как вели себя простые люди Германии в аду бомбовой войны, стоит того, чтобы остановиться на нем подробнее. Все комментарии и теории по этому поводу были подготовлены в основном зарубежными военными историками, и почти всегда они не соответствуют действительности. Сейчас наступило время, когда к обсуждению темы подключились и немецкие исследователи. Ведь именно Германия более, чем другие страны, стала объектом бомбежек, и поэтому немцы, к сожалению, имеют больший практический опыт по данной проблеме. Им есть о чем рассказать своим иностранным коллегам. И действительно, без участия немецкой стороны вряд ли возможно прийти к взаимоприемлемым выводам. Психологи и социологи, занимающиеся проблемами массового поведения, могут рассчитывать здесь на огромные залежи ценного для себя материала и на широкое, практически пока еще не обработанное поле для проведения исторических и социологических исследований.

Дух самопожертвования, на который способен обычный человек как личность или как часть общества во время войны, в условиях чрезвычайной опасности, является темой, которой пока еще не было уделено достаточного внимания. Возможно, это произошло потому, что попытка связать факты с человеческим фактором чрезвычайно сложна. Здесь невозможно проведение четкого анализа, зачастую присутствует общая тенденция видеть только то, что лежит на поверхности, не углубляясь в изучение скрытых черт человеческого характера.

Далеко не просто даже попытаться рассмотреть сами эти факты. И только когда все это более или менее проделано, перед нами встает важнейший вопрос: как мужчины и женщины тех дней противостояли ужасам и невзгодам безжалостного воздушного террора? Как их не сломило подобное напряжение сил? Только после того, как на этот вопрос будет дан исчерпывающий ответ, можно будет считать, что тема бомбовой войны раскрыта полностью.

В настоящее время нам хорошо известна определяющая роль социального и психологического факторов в формировании сопротивляемости человека. Возможно, опыт представителя организации гражданской обороны, которым обладает автор, по долгу службы перемещавшийся из одного горящего города в другой, поможет лучше разобраться в вопросе о том, как в случае, если от населения требуется максимально проявить свои лучшие качества, оно способно переносить страдания и сопротивляться до конца в условиях жестоких бомбежек.

Обсуждаемые события произошли в прошлом, но даже сейчас трудно себе представить картину, как мужчины и женщины с решимостью обреченных противостояли на пороге собственных домов всему тому, что несли с собой налеты вражеской авиации. Они стойко держались даже тогда, когда (с середины 1943 г.) число оставшихся без крова ежемесячно увеличивалось на 250–300 тысяч человек. Это означало, что люди, лишившиеся всего, кроме одежды, что оставалась на них, не сдавались. Многое уже успело забыться или было отодвинуто в глубину памяти новыми суровыми проблемами. Для первого поколения, родившегося после войны, ужасные события тех дней — это всего лишь печальные истории, как в сказке о тысяче и одной ночи бомбежек.

То, что требовалось от мужчин и женщин в те дни, та ноша, которую они вынесли, не сломившись, в наши спокойные времена недооценивается. Но до сих пор вызывает удивление, что человеческий организм, в особенности нервная система, могут выдерживать такие огромные бесконечные перегрузки.

Как оказалось, сила сопротивления, как отдельного человека, так и общества в целом, намного выше, чем было принято думать. То же самое можно сказать и о стремлении выжить. Большинство мужчин и женщин сами были удивлены тем, на что, как оказалось, они были способны, чтобы выстоять, какие невообразимые резервы таит в себе их организм для того, чтобы достойно встретить опасность. Возможно, именно для этого Бог дает человеку силы.

То, откуда немецкий народ черпал свои силы, складывалось из множества факторов.

Организация гражданской обороны

Данная организация была создана после принятия в 1935 г. закона об обороне от воздушного нападения с целью обеспечить защиту городского населения. Структура организации была заранее тщательно продумана, в ее распоряжение были предоставлены значительные финансовые и другие средства. Уже тогда, как, впрочем, и сейчас, никто не думал, что возможно обеспечить полную защиту гражданского населения, но все верили, что необходимо принять разумные меры по обеспечению такой защиты от последствий ударов с воздуха, которая была бы эффективной с точки зрения стандартов того времени. Несмотря на то что прямые военные приготовления имели приоритет, по сравнению с мероприятиями гражданской обороны, в том, что касалось предоставления рабочих рук, денежных средств и материалов, все это тем не менее было предоставлено на нужды гражданской обороны в достаточных объемах для того, чтобы обеспечить такую защиту, которая давала бы людям реальные шансы на выживание.

Одновременно с гражданским населением проводились теоретические и практические занятия с целью дать ему представление о той опасности, которую несут бомбежки. Поэтому, когда в ночь с 10 на 11 мая 1940 г. британское командование бомбардировочной авиации после некоторых колебаний впервые нанесло бомбовые удары по Западной Германии, тем самым развязав воздушную войну, никто в стране не испытал ни особого удивления, ни шока от случившегося.

В западной и северо-западной части Германии так называемые «детские налеты» 1940–1941 гг. привели к тому, что постепенно люди привыкли к бомбежкам. Таким образом, к тому времени, когда постепенно сила ударов нарастала, их моральный дух был уже достаточно подготовлен и укреплен. В частности, к началу полномасштабного авиационного наступления значительное количество гражданских лиц, не занятых в производстве, были эвакуированы из городов. Те же, кто оставался на месте, были уже обучены и довольно хорошо подготовлены, поэтому потери были относительно низкими.

В то же время постепенно жители городов начали воспринимать бомбежки как нечто вроде ударов стихии, которые Бог посылает им для испытания. Наконец, в природе человека заложена способность привыкать к периодически повторяющимся катаклизмам, будь то извержения вулканов, землетрясения, тайфуны или наводнения. Благодаря постоянным тренировкам гражданского населения и постепенному втягиванию Германии в воздушную войну организация ГО страны сумела успешно выполнить свои задачи на первом этапе бомбежек.

Мысль о том, что гражданское население Германии, дрожа от страха, суетливо жалось друг к другу в бомбоубежищах в ожидании новых ударов, далека от правды. По крайней мере, так не было на первых этапах бомбовой войны. А к началу массированного воздушного наступления англичан немецкие города были довольно хорошо подготовлены к тому, чтобы противостоять ударам с воздуха. И конечно, население совсем не воспринимало их как «конец света».

Проблемы гражданской обороны

Идея создания гражданской обороны естественным образом возникла в период между двумя мировыми войнами перед лицом нарастающей угрозы нанесения противником ударов с воздуха. Правительства всех европейских стран уделяли этому вопросу серьезное внимание, хотя, конечно, многие воспринимали идею гражданской обороны с изрядной долей сомнения и опасением. Во-первых, никто не мог знать, как гражданские лица отреагируют на бомбежки с воздуха. Некоторые даже полагали, что они могут вызвать панику и даже в результате привести к революции. А вторым не менее серьезным вопросом было, можно ли от гражданских масс ожидать сотрудничества с этим новым видом национальной оборонительной организации, и если да, то в какой степени.

Наконец, были некоторые основания для того, чтобы сомневаться в том, готов ли обычный житель современного города присоединиться к своим собратьям из организации гражданской обороны, как это делали в старину жители средневековой Европы. Ведь в течение уже многих поколений он и ему подобные привыкли, что при возникновении угрозы о его защите должны позаботиться власти. Это была «их» работа, и горожанин привык со стороны наблюдать за тем, как «они» ее выполняют. Вызывало опасение и то, что, однажды отнесясь к этому вопросу серьезно и пройдя подготовку, горожанин затем из-за невостребованности таких навыков попросту их утратит. А если он их утратит, сможет ли он позже восстановить их в памяти? Сейчас все мы знаем, что эти навыки были вполне успешно восстановлены. Германия в значительной мере обязана этим работе Имперской лиги противовоздушной обороны и ее добровольных помощников.

Успешная деятельность гражданской обороны на первом этапе войны, приблизительно до весны 1942 г., была бы невозможной без психологической готовности людей помогать друг другу, объединившись для защиты своей жизни и имущества.

Естественно, что здесь пришлись очень кстати и традиционные лучшие особенности немецкого характера, та столь безмерно превозносимая, сколь и осуждаемая другими любовь к порядку, которая развилась в высочайшую дисциплину; сильно развитое чувство ответственности, которое удерживало мужчин и женщин на своих рабочих местах даже при самых трудных обстоятельствах; отвращение к любой форме бесцельного разрушения.

Как и народ Англии, который во времена длившихся пять месяцев суровых испытаний проявил очень сходные качества, немецкий народ привык к нависшей над ним постоянной угрозе, которую он воспринимал с исполненным отвагой сердцем и гордо поднятой головой. Раз уж не было возможности избежать ее, значит, следовало сделать все, чтобы достойно выдержать это испытание. Именно так люди и поступали, даже тогда, когда они не понимали, за что на них обрушились все эти беды.

В наше время такое поведение совсем не является типичным. Существует множество подтверждений тому, как люди на войне ведут себя совсем по-другому. Например, летом 1940 г. из-за страха перед возмездием темпераментные жители юга Франции своими грузовичками перегораживали аэродромы, с которых британские бомбардировщики готовились взлететь с целью нанести удары по городам Италии. А когда первые бомбы упали на итальянские города, их не менее темпераментные обитатели попросту разбегались с рабочих мест, не умея и не желая противостоять суровым испытаниям.

В своей книге глава британского командования бомбардировочной авиации вспоминает: «…воздействие на моральный дух итальянцев было огромным. Оно было далеко не соизмеримо с интенсивностью бомбежек и причиненным ущербом».

Со свойственным ему остроумием Муссолини в ответ пообещал организовывать эвакуацию своих предприятий каждую ночь, но даже теперь его рабочие и работницы предпочитали не выпускать дела из своих рук. И в то же время население Рима выросло на добрый миллион человек, на что власти не обращали ни малейшего внимания. Население же Берлина благодаря систематическим эвакуациям сократилось на 1,5 миллиона человек.

По воле случая в связи с этим появился странный и интересный феномен: если отследить истоки возникновения теоретических основ неограниченных или тотальных бомбовых ударов, он непременно приведет в романоязычные страны (Дуэ, Ружерон, Вотье и т. д.). (Однако реализовали на практике тотальную бомбовую войну германоязычные англичане и американцы. — Ред.)

Мероприятия гражданской обороны (первоначально в Германии использовался термин «пассивная оборона»), в отличие от ведения активных военных действий, таят в себе одну серьезную опасность: существует возможность того, что она будет способствовать моральной пассивности населения. Поэтому считалось очень полезным дать (по крайней мере, некоторым группам гражданских людей) возможность активно действовать, когда этого потребует обстановка. Даже позже, когда бомбежки противника стали массированными и борьба с пожарами, а также импровизированные спасательные операции силами самоотверженных горожан редко приносили значительный успех, это, по крайней мере по мнению многих, было лучше, чем ночь за ночью проводить в убежище, гадая, чья очередь пришла с каждым новым воем бомб там, наверху. Кроме того, во многих людях живет неожиданно сильное желание «жить, наслаждаясь опасностью». Во время войны это стремление, да еще подогреваемое пропагандой, находило для себя множество вариантов для того, где человек мог проявить его.

Один из обнадеживающих феноменов тех трудных времен заключается в готовности мужчин и женщин храбро прийти на помощь соседям, их поддержка друг друга, невзирая на собственные трудности. Это было время, когда в расчет принимались лишь самые простые фундаментальные основы. Когда над головой завывали вражеские бомбы, люди ощущали себя частью общего, в их сердцах не оставалось места ничему иному, кроме искренней готовности помочь ближнему. Когда смерть была так близко, никто не мог скрываться под маской.

Члены этих маленьких сообществ, часто состоявших из жителей и жительниц одного квартала или одной улицы, чувствовали себя частью единого целого со своими товарищами. То, что их восприятие действительности сузилось до ближайших соседей, придавало людям дополнительные силы. Возможно, именно это помогло им преодолеть все трудности и не сломаться. Базовой естественной ячейкой общества является конечно же семья. Именно эта самая мелкая единица является основой любого общества людей. Под ужасными ударами, обрушившимися на них с неба, целью которых было, несомненно, разрушить единство людей, человеческие узы только крепли, а дух сопротивления становился сильнее, а семья взяла на себя выполнение даже тех функций, которые в нормальные времена давно перешли другим общественным структурам. А взаимовыручка людей часто делала больше, чем неимоверные усилия властей, направленные на то, чтобы защитить людей от опасности и оказать помощь пострадавшим. Там, где в общественных структурах образовывались бреши, они немедленно заполнялись семьей.

Гражданин и место его проживания

После пережитых бомбежек мы можем позволить себе улыбнуться, когда представители стран, не испытавших всех этих кошмаров, говорят об «отсутствии чувства корней» у средних обитателей больших городов. В прежние времена так считали и в Германии, и многие в это верили. Но сейчас эти призраки прошлого оставляют нас равнодушными, поскольку нашему поколению довелось стать свидетелями того, как миллионы людей действительно лишились корней, потеряв в больших городах свои дома. Привычные четыре стены обрушились, оставив эти самые корни обнаженными.

Много лет нам внушалось, что большие города — это просто бесцветные конгломераты сверхорганизованной технологической цивилизации, что те мужчины и женщины, которым выпало несчастье проживать в таких местах, давно потеряли чувство «дома». Как писал Шпенглер в своей книге «Закат цивилизации», размывание реального понятия «дома», обусловленное необходимостью проживать в больших городах, создает чувство зияющей пустоты. Поэтому неприкаянные и подавленные жители больших городов часто ненавидят город, в котором живут.

Но когда приходят настоящие испытания, мы вдруг обнаруживаем, что ситуация совсем не такова, что присущая человеку потребность любить место, где он родился и вырос, так же характерна для большого города, что он может любить свой город неожиданно сильно и беззаветно. Когда первые же крупные пожары продемонстрировали, что власти не в силах обеспечить защиту городского населения, и пришлось вернуться к старым способам защиты осажденных городов, например избавляться от «лишних ртов» путем их эвакуации, вдруг выяснилось, что эти якобы «неприкаянные, не имеющие корней» люди не желают оставлять свой город даже в моменты чрезвычайной угрозы. Для того чтобы убедить их в необходимости отъезда, зачастую приходилось прибегать к активному пропагандистскому вмешательству и другим мерам.

Среди тех, кто все же был вынужден уехать, нередко наблюдались приступы тоски по дому, которые были настолько сильны, что эти люди, бросая вызов бомбежкам, возвращались в родные места, где они родились и выросли. И если после особенно мощного бомбового удара из города, как правило, тянулись колонны беженцев, то сразу же после того, как проходил первый шок, начинался прямо противоположный процесс.

Даже развалины городов все еще оставались домом для горожан. Они продолжали обладать для них необыкновенной притягательной силой. Менее чем через год 900 тысяч человек вновь жили на руинах Гамбурга, несмотря на то что 87 % городских построек было уничтожено. Своей мрачной решимостью жители как бы демонстрировали, что их город все еще жив.

И сегодня, в дни мира, мы можем наблюдать нечто похожее. Жители наших крупных городов настойчиво сопротивляются воле властей, которые, желая сделать быт населения несколько менее централизованным и уменьшить население городов-гигантов, пытаются переселить целые семьи в «новые города», заложенные в сельской местности.

Воля выживать

Можно выявить, по крайней мере теоретически, ту связь, что существует между блокадой и голодом во времена Первой мировой войны и массированным бомбовым наступлением союзников во время следующего мирового конфликта.

В меморандуме в адрес министра авиационной промышленности от 8 июля 1940 г. Черчилль, признавая, что в новой войне не будет возможности организовать эффективную блокаду Германии, как это было в Первой мировой войне, настаивает на том, что существует оружие, использование которого позволит так же эффективно поставить врага на колени. Этим оружием является разрушительная опустошительная авиационная война. Благодаря бомбам, сброшенным с британских бомбардировщиков, война будет перенесена в самое сердце нацистской Германии. Именно это оружие позволит разгромить врага, и ему нет альтернативы.

Таким образом, во время Второй мировой войны бомбежкам была отведена та же роль, что и блокаде Первой мировой войны. Попав в новые жестокие тиски, истощенная Германия снова окажется перед лицом катастрофы, как это уже случилось в конце 1918 г.

Но, несмотря на то что союзники все-таки выиграли войну, новый план не удался. Это оружие не помогло одолеть противника.

Во время Второй мировой войны поставки продовольствия, конечно, были ограниченными, но то бедственное положение, в которое страна попала в Первой мировой войне, не повторилось. Как писал в своей книге «Хлеб для всей Европы» (Brot fur ganz Europa) Бааде, во время Второй мировой войны были достаточные запасы продовольствия для того, чтобы в случае блокады прокормить 350 миллионов человек континентальной Европы, обеспечив для каждого ежедневный рацион с энергетической ценностью 3 тысячи калорий. Другое дело, что не всегда была возможность обеспечить доставку продовольствия вовремя и в нужное место. Только в последние несколько недель полного военного хаоса пайки пришлось урезать до 1800 калорий в день.

На этот раз голод пришел еще до того, как кончилась война. А затем, согласно плану Моргентау, страны-оккупанты в течение нескольких лет не давали Германии обеспечивать себя продовольствием.

Несмотря на беспрецедентное количество мощных бомбежек, с помощью их не удалось даже приблизительно повторить тот эффект голодной блокады, в котором страна оказалась во время Первой мировой войны, когда голод и последовавшие за ним эпидемии подорвали волю нации к сопротивлению.

В 1918 г. равнодушие, нежелание продолжать борьбу и чувство обиды было несравнимо больше, чем в 1945 г., когда большая часть народа сумела сохранить волю к сопротивлению. Была организована грамотная пропагандистская кампания. Ее лозунгами было, что если Германии удастся воспроизвести все то, что она теряет в результате вражеских бомбежек, то она победит. Большинство населения в это верило. И чем большим было опустошение, тем проще было убедить людей в этом.

Как могла лежавшая в руинах разгромленная Германия даже надеяться на то, что сможет заново отстроить свои до основания разрушенные города?

Система страхования на случай войны, действовавшая, например, в Англии в течение обеих войн, в Германии не существовала ни в Первую, ни во Вторую мировые войны. Но помимо материальных проблем, оставались еще вера людей и их воля, не сломленные даже тогда, когда надежды на победу становились все более призрачными. Более чем однократный опыт людей, потерявших все, обнажил дважды почти с одинаковой точностью повторившуюся психологическую ситуацию, когда среди населения существовала почти мистическая вера в то, что победы можно достичь полным самопожертвованием.

Гражданские лица и армия

Взаимоотношения между гражданским населением и вермахтом с началом воздушного наступления противника коренным образом изменилось. Теперь было мало различий между положением человека на фронте и его семьи дома. Прежде главной мыслью было то, что солдат отправлялся на фронт защищать свою страну, свой дом и семью, но во время Второй мировой войны все было не так. Солдат также шел на фронт, чтобы сражаться и часто погибнуть, но, несмотря на все его усилия, его дом, оставшийся далеко в тылу, мог быть разрушен, а жена и дети остаться похороненными под развалинами. Иногда случалось так, что ситуация менялась зеркальным образом: гражданские жители, оставшиеся дома, оказывались на поле боя бомбовой войны и страдали больше, чем солдаты на фронте, особенно если солдату повезло и он попал на относительно спокойный участок.

Гражданское население напрягало все свои силы, и так же, как солдатам на фронте, ему приходилось участвовать в жестоких битвах. Например, до июля 1944 г. немецким солдатам, участвовавшим в боях с силами вторжения союзников на полуострове Котантен в Нормандии, не доводилось попадать под бомбовый удар 700 тяжелых бомбардировщиков. К тому времени население некоторых немецких городов уже годами имело подобный печальный опыт.

Безусловно, на солдат на фронте очень серьезное влияние оказывало сознание того, что далеко в тылу город за городом исчезают в пламени. Многие признаки указывали на то, что это ослабляло боевой дух солдат. У военных цензоров, которые просматривали письма солдат во время войны, были все основания для того, чтобы знать, что именно бомбежки больше всего занимали умы военнослужащих на фронте. Иллюстрирующим это примером являются широко известные «Письма погибших студентов», где, в частности, говорится: «Бомбежки беспокоили нас гораздо больше, чем проблемы с продовольствием. Лучше бы мы голодали, чем терпеть этот постоянный страх за наши дома и наши семьи». И далее: «Обстановка на фронте снова нормализовалась. Но воздушные атаки против наших родных городов, наших жен и детей ужасны!» И наконец: «Только что вернувшийся из отпуска парень рассказывал, что Ганновер практически стерт с лица земли, и это ужасно!»

Кстати, противник тщательно изучал состояние умов солдат на фронте. Так, писала газета «Правда», в письмах, написанных немецкими солдатами с фронта летом 1942 г., обеспокоенность по поводу бомбежек содержится примерно в 3 % случаев. К осени 1943 г. эта цифра выросла до 47 %!

По мере того как война продолжалась, подвергавшееся бомбовым ударам гражданское население все больше убеждалось, что люфтваффе не способны помочь ему в бедственном положении, в котором оно оказалось. И чем меньше несчастные люфтваффе могли сделать для защиты гражданских людей, тем более крепла такая уверенность. С первыми же массированными ударами с воздуха в рамках первого этапа бомбового наступления на Германию все поняли, насколько глупо вел себя Геринг, когда в борьбе с соперничающими ведомствами за власть он взвалил сложную и неблагодарную задачу организации гражданской обороны на плечи и без того перегруженных ВВС, когда вместо этого можно было оставить все так, как это было принято в других странах, то есть передать эту задачу в руки министерства внутренних дел. В результате жадной борьбы за власть люфтваффе пришлось взвалить на себя решение административных вопросов, которые, как вскоре оказалось, были для них весьма обременительными. Структура люфтваффе создавалась для решения совсем иных задач: она слишком мало непосредственно контактировала с людьми, слишком плохо понимала чувства гражданского населения и совершенно не могла дать того человеческого тепла, в котором люди так нуждались в обстановке невзгод и страданий.

В результате чувства с обеих сторон остались прохладными и обезличенными. А грубый военный тон, которым адресовались обращения к мужчинам и женщинам, не мог способствовать установлению дружеских отношений, предусматривавших взаимопонимание сторон. Мужчины и женщины, которым приходилось переживать в своих домах вражеские бомбежки, чувствовали лишь холодную атмосферу штабного бункера, обитатели которого только начинали понимать нужды гражданского населения. И тут они с удивлением выяснили, что эти нужды причиняют им гораздо больше беспокойства и выходят за рамки того минимума, что администрация могла предоставить людям, чтобы облегчить их страдания.

Гитлер, который иногда проявлял себя как глубоко эмоциональная натура, когда до него доходили новости о судьбе того или иного города, лично и не один раз посещал территории, подвергшиеся бомбежкам. Наконец, когда он передал до этого момента осуществлявшееся люфтваффе руководство гражданской обороной национал-социалистической партии, он решил, что сделал достаточно, чтобы решить все проблемы.

Отношение генералов и фельдмаршалов к страданиям гражданского населения можно легко понять, прочитав их мемуары. Давайте обратимся к генералу фон Типпельскирху и его «Истории Второй мировой войны»: «Какими бы болезненными ни были потери в личном составе и технике, с точки зрения ведения войны бомбежки были недопустимы».

А фельдмаршал Кессельринг в своих мемуарах «Солдат до конца», делая легкий реверанс тому, как стойко гражданское население Британии перенесло пять месяцев бомбежек, в то же время ни единым словом не обмолвился о достойной не меньшего восхищения стойкости граждан Германии, ставших несколько позднее целями в чуть ли не односторонней бомбовой войне.

Страдания немецких мужчин, женщин и детей в тылу не слишком занимали умы фельдмаршалов и генералов. Чувствовалось, что их сердца это не трогало.

Эта отстраненность явно видна в откровенных комментариях доктора Ф. Хартлауба, который был ответственным за ведение официальных записей в штабе Верховного главнокомандования: «Конечно, мы прекрасно знаем, что происходит, но, честно говоря, я не знаю, смогу ли я воспринять это, проявляя искреннее сочувствие. Отсюда нам видно все, что происходит на войне. Это наша работа. В некоторые дни тяжелых боев в налетах участвует до 3 тысяч бомбардировщиков противника. Затем наступает период плохой погоды. За это время противник продвигает еще дальше свою наземную структуру, а мы вырабатываем новый план действий для ночных истребителей. Затем какое-то время удары нацелены, скорее, против наших заводов по производству горючего, чем против городов. Но здесь подробности являются для нас больше помехой, чем подспорьем, поскольку мы никак не можем их использовать. Возможно, это звучит противоречиво, но такова правда».

Война, в которой пришлось участвовать солдатам, редко давала им случай понять страдания и нужды гражданского населения. Пока на фронте удавалось удерживать позиции и отражать удары противника, в вермахте существовала тенденция рассматривать гражданскую оборону как своего рода общественную организацию, как централизованно управляемую структуру взаимопомощи, в которую можно обращаться по мере необходимости.

Осознание того, что организация и развитие гражданской обороны не являются чем-то второстепенным, но так же важны, как и ведение боев на фронте, пришло к властям вынужденно, под влиянием горького опыта Второй мировой войны. Что ж, давайте надеяться, что этот опыт никогда не будет забыт.

Ближе к концу войны, когда проблемы становились все более серьезными, вермахту приходилось направлять довольно значительные силы из своих резервов в подвергшиеся бомбежкам города для оказания помощи в спасательных работах. Эти солдаты выполняли свои обязанности грамотно и ответственно. Они делали все, что могли, для тех, для кого что-то еще можно было сделать. Но для них эта работа была лишь чем-то вторичным.

Искушение взвалить на несчастные люфтваффе вину за то, что происходило с еще более несчастным гражданским населением, было слишком соблазнительным, чтобы противостоять ему. Но те, кто имел хоть какое-то представление о чрезвычайных трудностях, которыми пришлось столкнуться люфтваффе, не могли предъявить им серьезные обвинения в пренебрежении своим долгом.

Еще меньше доверия было к расчетам зенитных батарей: меньше доверия, но и меньше претензий. Люди, скорее, сами чувствовали себя виноватыми перед артиллеристами. Действительно, сначала их усилия не приносили успеха, и свидетельства промахов зенитчиков часто можно было видеть в ночном небе, когда снаряды взрывались, так и не достигнув целей, как во время фейерверка. Но люди понимали всю необъятность трудностей, то, что артиллеристам ставились задачи, выходившие за рамки их возможностей, задачи, выполнение которых, по всей вероятности, было невозможно на тогдашнем уровне технического развития.

Потом, когда обстановка на фронте становилась все более и более серьезной, батарея за батареей стали сниматься с позиций и отправляться на фронт. В результате в самые худшие времена многие города, которые прежде имели защиту, теперь превратились практически в открытые города. Очень часто в тылу оставляли только устаревшие орудия. Порой они сами годились лишь на роль мишеней. К тому же теперь расчетами таких орудий были не подготовленные солдаты, а школьники, военнопленные или призванные на временную службу рабочие. Расчеты прожекторов состояли из девушек. Они же выполняли обязанности дальномерщиков и вычислителей. Командир одного из подразделений ПВО, по воспоминаниям очевидцев, имел обыкновение торжественно обращаться к своим подчиненным следующим образом: «Дамы и господа, друзья рабочие, школьники, а также tovarishchi!» Насколько этот рассказ был достоверным, было ли это преувеличением, но он отражает состояние подразделений зенитной артиллерии в конце войны.

Но, несмотря на все стенания по поводу возможностей зенитных батарей, более поздние исследования показали, что их эффективность была гораздо выше, чем это было принято считать. Во время самого крупного авиационного наступления союзников, когда американские бомбардировщики атаковали хорошо защищенные промышленные объекты, по возвращении самолетов на базы обнаруживалось, что примерно четвертая их часть получала настолько серьезные повреждения от огня зениток, что их приходилось отправлять в ремонт. Количество таких машин составляло ежемесячно до 4 тысяч. Кроме того, в результате огня зенитных орудий и действий ночных истребителей было ранено примерно 20 тысяч человек прекрасно подготовленного летного состава.

И самое последнее: громкая канонада, которую поднимали батареи зениток, энергично выбрасывая в небо целые склады боеприпасов, давала людям внизу ощущение того, что их не бросили одних. Возможно, это и было самым ценным результатом их деятельности.

Анестезия пропаганды

После окончания войны все единодушно признали, что внутри Германии пропагандистская кампания по противодействию пропаганде противника и поддержанию морального состояния немецкого народа была «эффективной и успешной, как никогда прежде». Любимым высказыванием Наполеона было, что соотношение морального духа солдата соотносится с его физическим состоянием как 3:1. Пропагандистский аппарат Геббельса, а другого в стране не было, понимал это очень хорошо и действовал соответственно. Он оказал весьма значительное воздействие на стойкость немецкого гражданского населения под ударами бомб.

Эффект пропаганды в результате усиления мощи вражеских воздушных ударов только возрастал. Все чаще происходившее разрушение целых кварталов и даже городов давало ужасающей силы урок относительно того, чего добивается враг. Вызывает сомнение, что, не будь этих сокрушительных ударов, немецкий народ сумел бы выстоять до конца, изыскав в себе новые запасы сил, о наличии которых и не подозревал. К концу войны безжалостные дневные удары авиации, план Моргентау, а также требование союзников безоговорочной капитуляции предоставляли Геббельсу основные материалы для работы.

Тремя основными постулатами пропаганды Геббельса, которая призывала держаться до последнего, было:

1. За новый великий Германский рейх стоит бороться и стоит погибать.

2. Правительство делает все возможное для того, чтобы защитить гражданское население или, по крайней мере, жестоко отомстить врагу.

3. Единственная альтернатива победы Германии — полное ее уничтожение.

В первые годы войны, когда победы следовали одна за другой, было нетрудно поверить в хвастливые заявления Геринга о полном превосходстве люфтваффе. После Любека власти предпочли замалчивать правду под предлогом «соблюдения секретности». Поэтому с началом массированного британского авиационного наступления немецкие пропагандисты оказались в замешательстве. Поскольку город за городом подвергались опустошительным налетам, властям приходилось признать по крайней мере часть правды. Но они всегда делали это с некоторым опозданием, громко оповещая население о якобы тяжелейших потерях, которые понесли атакующие бомбардировщики противника. Причем ущерб, нанесенный противнику, по крайней мере в четыре раза превышал собственные потери. По прошествии некоторого времени всем стало ясно, что как минимум теоретически у врага уже совсем не должно было остаться авиации. Но поскольку она все-таки была, посыпались призывы к духу самопожертвования, вере в победу и строжайшей дисциплине. Ведь «несмотря на все страдания, каждый на территориях, подвергшихся нападению, переполнялся еще большей решимостью». Город за городом превращались в развалины, а Гитлер не пошевелил и пальцем для того, чтобы хоть как-то ободрить их жителей и жительниц, живущих в руинах, попытаться облегчить их положение. Тем не менее образ Гитлера как отца своего народа, отягощенного постоянной заботой о благосостоянии людей, оставался неизменно на высоте. Так продолжалось до окончания времени «большого монолога», когда бомбежки наконец прекратились, как прекратилась и сама война, а немецкий народ начал приходить в себя после «пропагандистской анестезии». Только тогда большинство людей поняли, как нагло их обманывали, как даже тогда, когда война уже была проиграна в политическом, военном, научном и экономическом отношениях, их мысли и дела продолжали цинично эксплуатироваться умными пропагандистами.

Более чем вероятно, что в последние дни войны уже очень много немцев перестали идти на поводу пропаганды, но у них не было выбора, и они предпочитали закрыть свой разум для размышлений. Возможно, они подозревали правду, но старались отбросить ее. Ведь им нужно было жить во имя чего-то и на что-то надеяться, и с этим ничего нельзя было поделать. Поэтому даже в обстановке всеобщего хаоса власти умудрялись поддерживать порядок. Такое сможет до конца понять лишь тот, кто сам в полной мере вынес на себе, с одной стороны, бремя военной диктатуры, а с другой — находящийся с ним в конфликте человеческий разум, пусть отрезанный от внешнего мира авторитарным государством, где воля большинства доминировала над отдельной личностью.

В остальном люди делали все, что могли, для того, чтобы выжить в то ужасное время, каждый по-своему, согласно своему темпераменту, характеру и натуре. Каждый полагался на собственные механизмы защиты и создавал себе психологическое убежище, где он мог укрыться хоть иногда. И наконец, милосердная природа человека помогала ему выстоять до конца.

Характер человека и его влияние на поведение во время бомбежек

Лучше всего пришлось оптимистам, особенно тем, кто умудрялся все еще верить в то, что ему говорили. В своей слепой вере они ни капли не сомневались, что в конце концов все кончится хорошо. Даже когда было ясно, что положение абсолютно безнадежно, они продолжали сохранять наивную веру в то, что должно произойти чудо, которое их спасет. Здесь была и надежна на то, что война закончится спасительным компромиссом. Несмотря на то что на фронтах продолжали полыхать сражения, эти люди верили, что ведутся скрытые переговоры, в результате которых условие о необходимости безоговорочной капитуляции отменят. Верили, что союз Запада с Востоком распадется, и это спасет Германию. И конечно же они всячески подогревали в себе мысль о новом чудесном оружии, которое должно было неожиданно изменить расстановку сил.

Что касается пессимистов, то они были склонны не верить ни во что, поэтому даже в относительно хорошие времена такие люди не бывают счастливы. Но им приходилось держать свои мысли при себе, так как нацистский режим не был склонен терпеть падение веры в победу. Во время войны даже самая умеренная критика считалась саботажем, и даже легкий намек на то, что человек сомневается в победе и в абсолютной правильности всех мер военного времени, принимаемых правительством, легко мог привести на скамью подсудимых. Сейчас трудно сказать, как много было сомневающихся, потому что все они были вынуждены молчать. Только после войны стало что-то известно о существовании групп оппозиции. Но одно остается фактом: все они были очень слабы и почти не обладали влиянием. Так уж сложились обстоятельства.

А еще были те, кто просто впал в оцепенение. Из-за своего географического положения в городе Эмдене до лета 1942 г. воздушная тревога звучала примерно 800 раз. В Кельне 2200 раз объявляли воздушную тревогу, он 252 раза подвергался ударам с воздуха. Против Гамбурга было совершено 214 рейдов, а сигналы ночной тревоги звучали в нем, конечно, гораздо чаще. Берлин 450 раз оказывался объектом воздушных ударов, некоторые из них привели к очень серьезным последствиям.

И все же немцы и немки, которым приходилось нести тяжелейший моральный и физический груз, продолжали работать и бороться за выживание, как свое собственное, так и своего города как действующей административной единицы. Несмотря на изматывающие нервы массированные авиационные налеты, постоянные ночные тревоги и связанное с этим недосыпание, массу выпавших им бедствий и страданий, они не дрогнули. Их чувства как бы заморозились, они стали равнодушными ко всему происходящему, в том числе тому огромному количеству испытаний, которые им пришлось вынести и которые в наше время просто невозможно вообразить. И это помогло им вынести невыносимое. У них уже не осталось сил даже на то, чтобы оплакать свою долю. Они даже перестали жаловаться — это было бесполезно.

Сожаление о собственной судьбе давно потеряло смысл. Крыша над головой рано или поздно должна была рухнуть вместе с горящим домом, поскольку ад пожаров становился все жарче, не хватало воды для борьбы с огнем, а у мужчин и женщин для борьбы с ним просто не оставалось сил и энергии. Поэтому люди стали все более равнодушно относиться к выпавшим на их долю страданиям и перестали бояться чего бы то ни было.

В этой связи автор вспоминает один из многочисленных случаев из собственной жизни. Это было больше чем просто случайный инцидент на периферии арены воздушной войны, он является свидетельством чего-то более важного. После особенно тяжелого налета автор стал свидетелем того, как известный партийный деятель, один из грубых и безжалостных типажей того времени, которые привыкли прокладывать себе дорогу криками, предпринял резкую попытку упрекнуть женщину, прямо высказавшую свое мнение. Она бесстрашно повернулась к нему: «Если хотите, можете бросить меня в тюрьму. По крайней мере, там у меня будет крыша над головой». Ее реплика была настолько логичной, что даже этот буйволоподобный сатрап замолчал, не зная, что сказать в ответ.

Это был тревожный сигнал беспомощности власть имущих перед своими жертвами в моменты, когда те были доведены до крайности. Бомбежки террора в момент его пика были настолько чудовищными, что простые люди на пороге смерти слишком устали и вымотались, чтобы отдавать себе в этом отчет. А может быть, им уже просто было все равно.

И еще были те, чьи эмоции просто отключились. Подобно тому как слишком сильная боль приводит к потере сознания, избыток моральных страданий ведет к аналогичному параличу чувств. Страдание живет отдельно от человека своей независимой жизнью.

Пережив ночь страха и бедствий в горящем городе, выжившие очень часто внешне оставались спокойными после пережитого внутреннего шока. Их лица хранили следы пережитого, но сами они больше не чувствовали этого. Могло показаться, что после выпитой до дна чаши страданий жертвы переставали сочувствовать горю, даже своему собственному. Эта внутренняя способность прекращения реакции на слишком сильные бедствия, чужие или свои, представляет собой защитный механизм, который природа из милости дала человеку.

И повсюду отношение населения к людям, которые их бомбили, причиняя боль и страдания, оставалось на удивление равнодушным. Никто не чувствовал злости или ненависти. Для того чтобы проклинать или ненавидеть, нужна внутренняя энергия, которой у большинства людей просто не осталось. Люди редко жаловались на бедствия, хотя успели хлебнуть их по самое горло, а если и делали это, то как-то равнодушно, без гнева. Они оставались беспристрастными и непредубежденными даже там (Бог свидетель!), где у них были на это основания.

Объяснение этого необычного феномена, возможно, лежит в готовности мужчин и женщин рассматривать ужасные катастрофы, какими были массированные авиационные налеты, как стихийное бедствие или кару Божью, как нечто такое, что лежит выше рамок человеческого понимания. В то же время и летчики, осуществлявшие бомбардировки, похоже, не чувствовали никакого чувства ненависти по отношению к своим жертвам. С высоты 8 километров и более люди внизу, если кто-то о них вообще думал, наверное, казались микроскопическими существами, к которым невозможно было питать никаких человеческих чувств.

Возникает ли у человека, который сбрасывает наугад на город, полный беззащитных людей, сверхтяжелую бомбу, вопрос об ответственности? Думает ли он о том, где она взорвется? В детском саду, в доме престарелых, в. больничном дворике? Очень редко такие люди говорили откровенно о своих моральных и психологических переживаниях. Например, Сент-Экзюпери как-то заявил, что лучше стал бы садовником, чем военным летчиком. А германский ас полковник Баумбах, один из самых удачливых пилотов люфтваффе за время войны? Его опыт заставил его публично заявить, что он ненавидит бомбовую войну и, что бы ни случилось, он больше никогда в жизни не сбросит ни одной бомбы.

Отношение к летчикам истребителей-бомбардировщиков, вызывающим всеобщий ужас пиратам малых высот, которые, подобно хищным птицам, движимые теми же инстинктами, вели охоту на людей, стреляя по всему, что движется внизу, в полях и на дорогах, было совсем другим. Люди ненавидели и презирали этих откровенных мясников, поскольку никто не считал их честными воинами, ведущими войну допустимыми средствами. Но даже этот гнев не приносил облегчения, потому что был бессильным.

Стойкость

Моральное состояние населения в разрушенных городах довольно долго, вплоть до самых последних дней, держалось на довольно высоком уровне. Что поддерживало моральный дух мужчин и женщин? Понятия славы, чести, энтузиазма здесь значили даже меньше, чем на фронте. А суровое осознание своего долга не является достаточным основанием и не объясняет ту мрачную решимость людей. Им помогала держаться на ногах сама сложившаяся отчаянная ситуация, неизбежное, почти механическое участие в происходящем. Они просто ничего не могли с этим поделать. Бежать? Уже давно было некуда бежать.

Гражданское население продолжало нести свою ношу, поскольку никто не предлагал им иного выхода.

Именно директива, принятая в Касабланке, впервые превратила войну в народную. Все усиливавшиеся безжалостные бомбежки, которые продолжались и после того, как с военной точки зрения итог войны был предрешен, были тем фактором, что сплотил людей вместе, и так продолжалось до самого конца. Горе и страдания от разрушения немецких городов стали той цементирующей силой, которая позволила им держаться вместе. Кроме того, благодаря этому люди были вынуждены сплотиться вокруг государства, к которому они больше не испытывали привязанности. А катастрофа, обрушившаяся на Дрезден, вызвала в потерявших силы и веру людях последний отчаянный взрыв энергии, так как отныне всем стало ясно, как никогда, что враги стремились физически истребить весь немецкий народ. Слепая мясорубка последних нескольких месяцев войны могла означать только систематические попытки навсегда избавиться от всех немцев. Руководители стран-противников, как и собственные правители, обрекали немцев на одну и ту же участь.

Поведение истерзанного, страдающего, но все еще послушного гражданского населения теперь поражало своим достоинством. Геббельс всегда стремился подчеркивать то, что он называл священной составляющей воли к сопротивлению, но он был не так уж далек от истины, когда назвал мрачную решимость немецкого мирного населения «почти религиозной». Раньше в качестве образцов самоотверженности и решимости для всех были солдаты на фронте, но ближе к концу войны все переменилось: в ежедневных приказах по частям вермахта теперь в качестве примеров для подражания превозносились подвиги гражданского населения, которое все еще сопротивляется бомбовому террору.

Если автор отдает должное стойкости и героизму немецкого мирного населения под бомбежками, то делает это не для того, чтобы создать ореол святости вокруг этих людей или воздать какие-то особые почести немецкому народу. История бомбовой войны — это не то событие, на которое стоило бы с гордостью обернуться назад, и для большей части немцев воспоминания о ней полны нестерпимой горечью. Когда чувство самопожертвования зиждется на ложном фундаменте, воспоминания о нем вызывают не гордость, а только печаль.

Трагедией Германии является то, что примеры беззаветной храбрости, самопожертвования, решимости и веры оказались продемонстрированными во имя целей, которые того не стоили. И все же их величие не может быть оспорено. Но пусть никто из читателей не думает, что этим заявлением автор пытается героизировать события.

Правдой является и то, что многие опустили руки в отчаянии перед лицом выпавших испытаний, которые с каждым днем становились лишь тяжелее, перед лицом все более безжалостных сил, действовавших против немцев. Но удивительно не то, что такие факты имели место, а то, что это не случилось гораздо раньше и в гораздо более значительных масштабах.

Подавляющее большинство людей держались с беспримерной самоотверженностью и выполняли свой долг до конца. Вытесненные на самое дно существования, как с физической, так и с моральной точки зрения, эти люди добились подлинной победы гуманизма над бесчеловечностью своей стойкостью перед лицом любых страданий, способностью сохранять хладнокровие в самой сложной обстановке, готовностью к самопожертвованию и взаимопомощи, неустрашимостью. Эти немцы и немки продемонстрировали стойкость, выходящую за рамки человеческого понимания. (Как и стойкость советских людей, благодаря которой СССР преломил ход войны и Германия была повержена. — Ред.)

Враг оказался не в состоянии сломить их моральный дух. Моральный дух народа не зависит от преходящих правительств и черпает свою силу из чувства долга, которое каждый человек испытывает по отношению к своей стране.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке