• Мусульманское летосчисление и основные праздники
  • Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения
  • Жертвенному животному должно быть не менее года (обычно режут двухлеток), оно должно быть здорово и не иметь физических недостатков. Баран или коза может считаться жертвой только от одного человека, семь человек могут вместе принести в жертву корову, быка или верблюда (верблюд берется, как правило, пяти лет), можно приносить жертвы и за усопших. Иногда жертвенных животных украшают амулетами и ожерельями, раскрашивают краской.
  • Другие праздники
  • МУСУЛЬМАНСКИЕ ИМЕНА (ИСЛАМСКИЕ ИМЕНА)
  • Выбор имени
  • Имена мужчин
  • Имена женщин
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

    Мусульманское летосчисление и основные праздники

    Последовательный отсчет времени от выдающейся даты – летосчисление – у разных народов всегда был неодинаковым. В зависимости от политических и религиозных мотивов каждое государство или народ решали эту задачу автономно.

    Например, римляне начали вести свой календарь с момента основания первого города империи; индийцы вели отсчет времен от времени вступления на трон «Великого Могола» Акбара (в 1550 году); на Руси до указа Петра I (20 декабря 1699 года) имело хождение византийское летосчисление со дня Сотворения мира, которое Петр заменил на принятие летосчисления от Рождества Христова, и т. д.

    Исламский лунный календарь считается самым «молодым» из религиозных календарей. Летосчисление мусульман ведется от переселения («переселение» по-арабски «хиджра») Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) из Мекки в Ясриб, названный позже Мединой. Это случилось в 622 году.

    Каждый мусульманин считает обязательным следование Календарю хиджры и в этом видит проявление своей покорности и любви к Пророку.

    Основу мусульманского календаря составляет лунный год, состоящий из 12 месяцев, причем из-за того, что один лунный месяц составляет 29 суток 12 часов и 44 минуты, обычный лунный год содержит 354 дня (точнее 354,367), а високосный – приблизительно 355 (дополнительный день добавляется к последнему месяцу). Поэтому даты лунного года относительно солнечного календаря перемещаются примерно на 11 – 12 дней вперед, и начало мусульманского года, как и даты мусульманских праздников, приходятся на разные дни солнечного года.

    19 обычных лет и 11 високосных составляют один полный цикл – 30 лет.

    Еще одно отличие мусульманского летосчисления в том, что мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы могут приходиться на разные времена года.

    Мусульмане называют солнечный календарь милади, и для того, чтобы переводить года из одного календаря в другой, существуют определенные формулы.

    Чтобы перевести год по хиджры в милади, год хиджры умножается на 0,97, к полученному числу прибавляется 621,6 и получается год по солнечному календарю.

    1431 х 0,97 = 1388,07 + 621,6 = 2009,67 (или 2009 год).

    Для того чтобы перевести год по солнечному исчислению в хиджру, от года по милади отнимается 621,6, к результату добавляется частное от деления этого числа на 32,5. Пример:

    2001 – 621,6 = 1379,4 + (1379,4 : 32,5) = 1421,84 (или 1421 год).

    Год по мусульманскому календарю начинается с месяца Мухаррам, а отсчет года начинается с первого числа месяца Мухаррам. Из-за того, что один лунный месяц состоит из 29 суток и нескольких часов, принято четные месяцы считать по 29 дней, а нечетные состоят из 30 дней.


    Первый месяц – МУХАРРАМ (Muharram).

    Второй месяц – САФАР (Safar).

    Третий – РАБИ-УЛЬ-АВВАЛЬ (Rabi Al-Awal), или первый Раби.

    Четвертый – РАБИ-УЛЬ-АХИР (Rabi Аl-Akher), или второй Раби.

    Пятый – ДЖУМАД-УЛЬ-АВВАЛЬ (Jumada Al-Awal (Jumada I)), или первая джумада.

    Шестой – ДЖУМАД-УЛЬ-АХИР (Jumada А1-Akher (Jumada II)), или вторая джумада.

    Седьмой – РАДЖАБ (Rajab).

    Восьмой – ШААБАН (Sha"ban).

    Девятый священный месяц – РАМАДАН (Ramadan) на персидском, или РАМАЗАН на тюркском.

    Десятый – ШАВВАЛЬ (Shawal).

    Одиннадцатый – ЗУЛЬ-КААДА (Zul-Qa"dah).

    Двенадцатый – ЗУЛЬ-ХИДЖЖА (Zul-Hijjah).

    К последнему месяцу в високосные годы прибавляется один день (30).

    Так как Луна движется по очень сложной траектории, состоящей из 223 различных орбит в виде эллипсов с разными параметрами, то астрономическое новолуние не всегда означает начало одного из месяцев хиджры.

    Сегодня существуют два мнения по поводу того, как определять начало лунного месяца: в некоторых мусульманских странах учитывают местную видимость Луны (начало месяца должно приходиться на тот день, когда после новолуния серп молодой луны становится видимым после захода Солнца), в то время как в других полагаются на свидетельства авторитетных людей.

    Мусульмане, говоря о преимуществах своего календаря перед солнечным, обращают внимание на то, что лунный месяц – это естественный природный период, с которым связаны циклические изменения в природе.

    С Луной связаны морские и океанские приливы, мощность которых увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; состояние магнитного поля Земли; в организме растений, животных и человека тоже происходят изменения, связанные с лунными циклами. Из-за гравитационного воздействия Луны заметно меняются такие физические параметры, как атмосферное давление, влажность, состояние магнитного поля. Наверное, не зря народная медицина рекомендует больным соотносить лечение многих болезней с лунным циклом.

    Дневное светило тоже играет немаловажную роль в жизни мусульманской общины, в зависимости от точного времени восхода или захода Солнца исчисляется время обязательных в исламе намазов (молитв), которые верующие исполняют в течение суток пять раз.

    Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения

    Главными мусульманскими праздниками являются

    1) ИД АЛЬ-ФИТР или Ид ас-сагир (Эйде-фетр – перс, Ураза-байрам, Кучук-байрам – тюркск.) – ПРАЗДНИК РАЗГОВЕНИЯ;

    2) ИД АЛЬ-АДХА (Ид-аль-курбан, Ид аль-кабир – перс, Курбан-байрам – тюркск.) – ПРАЗДНИК ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ.

    Праздник разговения – Ид аль-фитр – отмечается по завершении поста в Священный месяц рамазан (или рамадан) трехдневным праздником, больше известным у нас в стране как Курбан-байрам.

    Ид аль-фитр называется Малым праздником в противоположность Большому празднику (празднику жертвоприношения). Этот праздник связан с тем, что Всевышний в этот месяц явил своему Пророку откровения Корана.

    Месяц рамадан является самым важным месяцем в году для мусульманина. Весь месяц он очищает душу и тело, в светлое время суток отказываясь принимать воду, еду и близость с женщиной. Этот строгий пост называется ураза: «О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными [выполнив это божественное предписание]» (Священный Коран, 2:183).

    Пост – это не только воздержание, но и время, данное для того, чтобы укрепиться в вере, духовно вырасти и осмыслить свою жизнь.

    Пост в рамадан является одним из пяти столпов ислама.

    Строгий пост в течение всего месяца рамадан, называемый по-арабски саум (или ураза), обязателен для всех взрослых, здоровых, чистых (в ритуальном смысле) людей. От поста освобождают беременных и кормящих женщин, детей, престарелых, больных женщин и тех мужчин, которые заняты на тяжелых работах или воюют. Но временное освобождение обычно возмещается постом в течение других месяцев, исключая дни больших праздников и пятницу (выходной день для всех мусульман).

    Считается, что пост во время рамадана является лучшим средством для искупления всех грехов, которые человек совершил в течение года. Ведь в исламе нет посредников между Богом и человеком (как священники в христианстве), которые могут отпускать грехи, и мусульманин сам отвечает за свои грешные поступки или мысли перед Аллахом.

    Мусульманин должен поститься в светлое время суток – от зари и до заката, а ночью можно есть и пить. В светлое время суток, помимо супружеской близости, запрещается курить, вдыхать ароматные запахи, закапывать капли, пускать кровь или ставить банки.

    После заката постящийся принимает легкую пищу – фитур, второй прием пищи – сахур – принимается на заре. Во время первой ночной трапезы (ифтар) мусульманин может пригласить родственников или соседей, считается, что тому, кто угощает в это время гостей, простится много грехов. Иногда приглашают муллу, который рассказывает о жизни Пророка или читает молитвы.

    Начало поста, момент, когда на небе появляется молодой серп луны, отмечают выстрелами из пушек, звуками труб, а над минаретом поднимают знамя.

    Конец поста отмечают в первый день месяца шавваль, который следует за рамаданом.

    Целых три дня отмечается праздник разговения. Все мусульмане надевают самую красивую одежду, веселятся, поздравляют друг друга, ходят в гости, собирают пышное и обильное застолье. Соседи обмениваются наиболее удачными блюдами, все обмениваются подарками. Устраиваются уличные представления с певцами, жонглерами и другими артистами, базары заполнены оживленной праздничной толпой.

    Во время праздника разговения каждый должен посетить общие молитвы в мечети или на особых площадках – намазгах. Во время общего богослужения мулла или имам читают хутбу, в которой объявляется о действительном или подлинном прохождении поста. По окончании богослужения все отправляются на кладбище помянуть умерших, идут к усыпальницам местных святых, а потом мужчины посещают дома всех недавно умерших и выражают соболезнование.

    Все приветствуют друг друга словами: «Таккабаль Алла мина ва минкум» («Да одобрит Господь старания наши во имя Его»).

    Праздник жертвоприношения – Ид аль-Адха – отмечается на десятый день двенадцатого месяца 12. Ид аль-Адха, как и праздник разговения, отмечается в течение трех дней.

    Он также имеет истоки в Коране. Согласно Священной книге мусульман, Ангел Джабрил явился к Ибрахиму во сне и передал ему повеление Аллаха, который приказал человеку принести ему в жертву своего первенца Исмаила. Послушный воле Всевышнего, Ибрахим отправился в долину Мина (к тому месту, где сегодня находится Мекка) и начал приготовления для жертвоприношения. Но такая страшная жертва была лишь испытанием веры, и Аллах заменил сына Ибрахима на ягненка (агнец). Праздник жертвоприношения призван символизировать милосердие Бога и осознание того, что вера – самая лучшая жертва.

    Праздник Ид аль-Адха обычно является кульминацией паломничества (хаджа) в Мекку. Туда стараются раз в жизни попасть все мусульмане, но далеко не всегда даже самым верующим удается совершать хадж каждый год, поэтому по мусульманским канонам можно исполнять жертвоприношение не только в Мекке, но всюду, где могут оказаться мусульмане.

    Праздник дня жертвоприношения начинается с раннего утра. На заре мусульмане отправляются в мечеть к утренней молитве (есть перед ней не рекомендуется), совершив перед этим полное омовение, надев новую одежду и умаслив себя благовониями. После утреннего намаза (молитвы) все возвращаются домой, а затем обычно собираются группами на улице и поют славословие Аллаху. После этого мусульмане снова идут в мечеть, и мулла произносит проповедь, которая начинается с прославления Аллаха и его Пророка, затем следует небольшой рассказ о происхождении и значении обряда жертвоприношения.

    После проповеди мусульмане посещают кладбища и молятся об умерших. После возвращения с кладбища приступают к жертвенному обряду.

    Все, кто имеют такую возможность, в этот день режут жертвенное животное – барана, верблюда, корову.

    Жертвенному животному должно быть не менее года (обычно режут двухлеток), оно должно быть здорово и не иметь физических недостатков. Баран или коза может считаться жертвой только от одного человека, семь человек могут вместе принести в жертву корову, быка или верблюда (верблюд берется, как правило, пяти лет), можно приносить жертвы и за усопших. Иногда жертвенных животных украшают амулетами и ожерельями, раскрашивают краской.

    Перед закланием животное валят на землю головой в сторону Мекки, а в рот кладут набод (леденец, который потом становится благословенным, и его вынимают). Мусульманин произносит короткую молитву: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть: «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Если на церемонии присутствует мулла, он читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима. Шкуры жертвенных животных часто отдают в мечеть.

    Совершив заклание, обязательно следует угостить едой бедных и голодных, нельзя скупиться на угощение (садака), которое служит дополнительной защитой владельца животного от всевозможных бед и несчастий.

    Сочное мясо готовится в больших котлах, из него делают самые разнообразные и изысканные мясные кушанья с массой ароматных специй, которые едят за общей трапезой, на которой также должно быть много сладостей.

    В следующие дни посещают друзей и родных, обмениваясь подарками.

    По мнению некоторых исламоведов, остальные праздники в исламской традиции не имеют канонических основ.

    Но это не мешает мусульманам во многих странах мира прославлять Аллаха, торжественно отмечая такие даты.

    Другие праздники

    ДЕНЬ АШУРА (месяц мухаррам, десятый день)

    Мухаррам – первый месяц нового года, его наступление, как правило, отмечают все мусульмане-шииты. Месяц Мухаррам называется «священным», ведь именно в Мухаррам Мухаммед вместе с семьей и близкими совершил свое знаменитое переселение (хиджру) из Мекки в Ясриб. В течение месяца богоугодным делом считается купить мухр – прессованную маленькую таблетку, сделанную из священной земли Кербелы или Мекки, на которой пушут изречения из Корана.

    Десятый день месяца Мухаррам – День Ашура. В этот день, согласно Корану, были сотворены Небеса, Земля, ангелы и первый человек – Адам. В этот день (но в разные эпохи) свершились и другие чудесные события: корабль Нуха причалил к горе Джуди после Потопа, родился Пророк Ибрахим, Муса и его последователи спаслись от преследования фараона, и происходили многие другие чудесные явления.

    Сунниты десятый день Муххарам считают особенным днем еще и потому, что, согласно преданию, именно в этот день Пророк сказал: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».

    Еще со времен династии Омейядов в этот день сунниты надевали красивую и обязательно новую одежду, подводили сурьмой глаза, устраивали празднества и угощали дорогих гостей за праздничным столом, вкушали различные сласти. Со временем в праздновании этого дня мусульманами-суннитами и шиитами проявились некоторые различия.

    Шииты раньше также отмечали десятый день месяца Мухаррам – Ашуру – как великий и благословенный день. Но когда в этот день в 61 год хиджры (10 октября 680 года) в Кербеле был убит аль-Хусейн, младший сын Али ибн Абу-Талиба и внук Пророка Мухаммеда – «поступили с ним и его сподвижниками так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей», – то десятый день стал для шиитов днем траура. Первую декаду месяца шииты оплакивают мученическую смерть Хусейна, а на протяжении всего месяца проводят театрализованные обряды – тазийе, символически воспроизводящие события (поминки, оплакивания) десятого дня Мухаррама. Непременные атрибуты этого представления – пустые кувшины и меха для воды (символизируют жажду мучеников), печь (по преданию, туда была спрятана голова Хусейна) и траурные саваны. Иногда особенно верующие шииты наносят себе раны, а их женщины много рыдают, ведь слезы, пролитые в дни траура, считаются благословенными. Траур длится до конца месяца.

    В таких странах, как Марокко, Ливия, Алжир и Тунис, день Ашура является традиционным народным праздником, во время которого пост необязателен.


    МЯУЛИД (Мавлид) АЛЬ-НАБИ (рождение Пророка Мухаммеда, месяц раби уль-авваль, двенадцатый день)

    Великий для всех мусульман праздник, День рождения Пророка – Мавлид аль-Наби – отмечается в третьем месяце по хиджре, в двенадцатый день раби уль-авваль. Рождение Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) начали праздновать спустя три столетия после прихода ислама. До сих пор точная дата рождения Мухаммеда вызывает много споров, поэтому этот памятный день решили приурочить ко дню его смерти, который доподлинно известен.

    В один день – праздник рождения и праздник смерти. Следует отметить, что в мусульманской традиции дни рождения обычно отмечаются очень скромно, если отмечаются вообще, а вот дни смерти близких, которая есть не что иное, как рождение для вечной жизни, справляются намного более патетично.

    Этот праздник не похож на праздник в европейском понимании этого слова: Маулид отмечается чтением молитв и вознесением слов поминания Аллаха, день проводится в славословиях Пророку, внимательном выслушивании публичных рассказов и лекций о его жизни и рождении, публичным чтением вслух поэм, посвященных Пророку (которые называются мавалид).

    На протяжении всего празднования принято эмоционально выражать радость от того, что Мухаммед пришел в этот мир как Божий посланник, возносить за это благодарность Всевышнему, раздавать милостыню нищим и вести исключительно духовные и благочестивые разговоры.

    Сегодня Мавлид ан-Наби очень популярен в Сирии, Марокко, Алжире, Тунисе. В Пакистане этот день объявлен государственным праздником, который отмечают три выходных дня. Египетские малыши очень любят этот праздник за то, что в городах в этот день появляются разноцветные будки, в которых продают сахарные фигурки. Например, у малышей очень популярна фигурка всадника с саблей или «арусат аль-наби» – «невеста Пророка», украшенная цветным бумажным веером.


    МИРАДЖ (Лайлат аль Исраа Уа аль Мирадж) – (видение Пророка Мухаммеда, представшего пред Аллахом и узревшего Рай, ночь 27 рад жаба)

    Один из самых популярных сюжетов мусульманских преданий – это путешествие Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (кудс) и его чудесное вознесение (мирадж) к небесному престолу Аллаха.

    Согласно сказанию, Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) случайно заснул возле мечети и тут же чудесным молниеносным способом на крылатом коне Бураке с помощью Архангела Джабраила совершил путешествие в Иерусалим, оставил там Бурака и в сопровождении Джабраила прошел через семь небес. На первом Адам открыл ему небесные врата, на остальных (до седьмого) – Пророки, а с седьмого неба Мухаммед явился к престолу Аллаха и, беседуя с ним, сказал 99 тысяч слов... Когда Мухаммед вернулся на землю, к мечети в Мекке, Мухаммед увидел, что постель его еще теплая, а из опрокинутого им кувшина не успела вытечь вода.

    Праздник, посвященный этому событию, произошел 27 раджаба 621 года, и до сих пор он отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, пересказывая друг другу предание о чудесном вознесении Пророка, читая Коран и молясь.


    ЛЕЙЛЯТ АЛЬ-КАДР (Ночь Предопределения, 27 день рамадан)

    Святой Коран был послан Пророку как божественное откровение, что изменило ход истории. В конце поста месяца рамадан одну ночь мусульмане посвящают молитвам о перемене своей судьбы, а Всемогущий принимает решение, учитывая благочестие человека и его просьбы, высказанные в молитве. Зачастую эту ночь полностью проводят в мечети. Считается, что в другое время Аллаха можно беспокоить только просьбами о здоровье и душевном покое.

    Ночь на 27-е число месяца рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Святость Лейлят аль-кадр заключается в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

    Иногда к мусульманским праздникам ошибочно относят Ноуруз (Нооруз, Навруз) – праздник Нового года. Его действительно широко отмечают в мусульманском мире, но он не связан с Кораном, а унаследован от доисламских древнейших народов. Ноуруз празднуется не по лунному, а по солнечному календарю – в день весеннего равноденствия. Праздник символизирует весеннее пробуждение природы и связан с началом полевых работ. Празднуют Ноуруз очень весело. На улице можно встретить Аму Навруза – дядюшку Навруза в яркой одежде и остроконечной шапке. Он играет на накоре, поет песни, декламирует стихи. Люди ходят друг к другу в гости, на улицах и площадях устраиваются массовые народные гулянья, на ярмарках выступают певцы, силачи, канатоходцы.


    ДЕНЬ АРАФАТ (9 день зуль-хиджа)

    В девятый день зуль-хиджа отмечается День Арафат, когда к подножию горы Арафат возле Мекки (считается, что это именно то место, где оказались Адам и Ева после изгнания из рая) прибывают бесчисленные толпы паломников и совершают у подножия горы намаз.

    До самого заката солнца сотни тысяч людей будут возносить молитвы, помня о словах Пророка, когда его спросили о посте в день Арафат: «Это очищение грехов за предыдущий и последующий год».

    В начале хаджа мусульманин обязан:

    – облачиться в одеяния паломника, что символизирует его вступление в состояние ритуальной чистоты, и произнести молитву, обращаясь к Всевышнему со словами: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет равного Тебе! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет равного Тебе!»;

    – обойти вокруг Каабы;

    – совершить стояние у подножья Арафат, вознося молитву;

    – совершить прощальный обход вокруг Каабы после стояния.

    За благие поступки и богоугодное поведение в этот день вознаграждение будет усилено многократно, также как и воздаяние за грехи в этот день будет усилено многократно.

    Помимо упомянутых праздников, различные направления ислама имеют свои, особые торжества. Турецкое суфийское братство Бекташийа отмечает Навруз, Новый год, совпадающий с началом весны 21 марта, толкуя его как день рождения Али. Навруз празднуют башкиры, казахи, татары, турки, азербайджанцы, персы, афганцы и другие народы, исповедующие ислам.

    Шиитская община кроме ашуры в восемнадцатый день зу-л-хиджжа отмечает «праздник пруда» (Ид аль-гадир) в память о дне, когда Пророк назначил Али своим преемником около пруда Хумм. Торжественно отмечают шииты и годовщины своих имамов, а суфии считают праздничными днями памятные даты своих великих шейхов.

    Но мы должны упомянуть еще об одном празднике, который все мусульмане отмечают раз в неделю. Это пятница.


    ПЯТНИЦА

    Пятница (йаум аль-джум'а, «день собрания») считается самым благословенным из дней недели.

    Даже Пророк Мухаммед, утверждают мусульмане, чтил пятницу, совершая в этот день публичную молитву.

    По легенде, Мухаммед и его зять Али родились в пятницу, именно в пятницу начал распространяться «свет ислама», да и день Страшного суда придется на пятницу.

    Именно пятница (как у христиан воскресенье, а у евреев суббота) считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно.

    В большинстве мусульманских стран пятница – официальный выходной день, когда можно посетить мечеть для совершения молитвы, которая выглядит более торжественно, чем в обычные дни. По пятницам происходят и большие полуденные общественные молитвы, после которых люди облачаются в праздничные одежды, готовят праздничное застолье, приглашают друг друга в гости. Считается, что ночь на пятницу – самое счастливое и благоприятное время для заключения браков.

    МУСУЛЬМАНСКИЕ ИМЕНА (ИСЛАМСКИЕ ИМЕНА)

    Выбор имени

    Разумеется, любящие мать и отец хотят дать ребенку самое красивое и достойное имя. Но в любом вероисповедании это вопрос непростой. В исламском мире существуют определенные правила, определяющие выбор имени.

    В согласии с шариатом детей предпочтительнее называть арабскими именами, не персидскими или тюркскими, или, скажем, европейскими.

    Особо почитаются имена Пророков, некоторое затруднение вызывает только имя Абу-Бакир, так как по шариату детям следует давать по возможности имена с одним корнем. К тому же в переводе с арабского Абу-Бакир значит «отец Бакира».

    Слово «абд» (абдуль) в составе слова также приветствуется. Хотя его значение переводится как «раб», но в сочетании с именами Аллаха (которых насчитывается около сотни) это имя будет означать «раб божий». Например, Абдулла – абд-эль-Алла – значит раб Всевышнего. В сочетании с именами святых и Пророков приставка «абд» обычно не употребляется.

    Имя Пророка Мухаммеда – святое имя для каждого мусульманина. Но если ребенку дали такое имя, то его родители не должны его бить или оскорблять. К тому же если ребенок не оправдает возложенных на него надежд, не оправдает святое имя, которое ему дали родители, если опорочит его, то он покроет себя позором и унижением, а на жизненном пути его будут ждать тяжелые испытания.

    Некоторые святые книги, толкующие шариат, поэтому осуждают родителей, дающих детям имена святых, Пророков или ангелов. В них говорит гордыня. Лучше дать малышу имя скромное, но отражающее его наклонности и приятное для слуха.

    У мусульман есть обряд наречения имени. Начинается он с произнесения слова «азан» и чтения молитвы азана. Потом следует предварительная молитва (камэт), ребенку говорят его имя (сначала в одно ухо, потом в другое). Затем читают другую молитву, которая в переводе звучит так: «Боже! Пусть этому ребенку будет суждено стать поборником ислама и вырасти добропорядочным сыном своих отца и матери, милосердным и сострадательным, в добром здравии тела и духа!»

    Имена мужчин

    Аасим – заступник обиженных, защитник.

    Аамир – благоденствующий, преуспевающий.

    Аариф – обладающий нужными знаниями.

    Абан – древнее арабское имя.

    Аббас – угрюмый, мрачный, суровый.

    Абд – раб (раб Всевышнего).

    Абдулла (Абдул) – раб Божий.

    Абдульалим – раб Всезнающего.

    Абдульали – раб Высочайшего.

    Абдульазым – раб Величайшего.

    Абдульазиз – раб Могучего, Обладателя особого величия.

    Абдульбари – раб Создателя.

    Абдульбасыт – раб Дающего людям жизнь.

    Абдульвадуд – раб Любящего.

    Абдульвахид – раб Единственного.

    Абдульгафар – раб Всепрощающего.

    Абдульджабар – раб Могущественного.

    Абдульджалиль – раб Величественного.

    Абдулькадир – раб Всемогущего.

    Абдулькарим – раб Щедрого.

    Абдулькахар – раб Господствующего.

    Абдулькудус – раб Священного, Чистейшего от всех недостатков.

    Абдульлатыф – раб Доброго, Милостивого, Милующего.

    Абдульмуджиб – раб Отвечающего.

    Абдульмуиз – раб Дающего мощь и силу.

    Абдульмуталь – раб Высочайшего.

    Абдульмухаймин – раб Охраняющего Свои творения.

    Абдульхади – раб Ведущего истинным путем.

    Абдульхафиз – раб Унижающего тех, кто не подчиняется Его Закону.

    Абдульхакк – раб Истинного, Учреждающего истинность.

    Абдульхакам – раб Судьи.

    Абдульхаким – раб Самого Мудрого.

    Абдульхалим – раб Ласкового, Мягкого.

    Абдульхамид – раб Достойного всех похвал.

    Абдульхалик – раб Творца.

    Абдуннасер – раб Дарующего помощь, победу.

    Абдурразак – раб Создающего блага.

    Абдуррауф – раб Снисходительного, Нежного, Милостивого.

    Абдуррафи – раб Возвышающего уверовавших.

    Абдуррахим – раб Всемилосердного.

    Абдуррахман – раб Всемилостивого.

    Абдуррашид – раб Направляющего на правильный путь.

    Абдуссабур – раб Терпеливого.

    Абдуссалям – раб Миротворящего.

    Абдуссамад – раб Вечного.

    Абдуссами – раб Всеслышащего.

    Абдутавваб – раб Принимающего покаяния.

    Абдущщакур – раб Благодарного, Воздающего награду своим рабам.

    Абид – поклоняющийся, молящийся.

    Абидин – рабы (преданные Богу).

    Абрек – избранный, самый благодатный.

    Абу-Бакр – имя Сподвижника Пророка Мухаммеда, Мир Ему.

    Абульхайр – творящий добро, совершающий доброе.

    Авад – достойная награда, вознаграждение.

    Агиль – мудрый, знающий.

    Адиль (Адыль) – честный, справедливый.

    Адель – праведник.

    Азад (Азат) – свободный.

    Азам – черный.

    Азер – пламя, огонь, жар.

    Аззам – решительный.

    Азхар – самый яркий.

    Айдын – светлый, ясный.

    Айман – удачливый во всем.

    Айрат – дорогой, любимый.

    Айюб – имя Пророка.

    Акбар – великий, величайший.

    Акиф – работящий, трудолюбивый.

    Акрам – щедрый, наищедрейший.

    Акшин – сильный, могучий, смелый.

    Али – высокий духом, возвышенный.

    Алим – ученый, знающий, осведомленный.

    Алпан – храбрый.

    Алхан – великий хан.

    Аля – благородство.

    Аляуддин – благородство религии.

    Амаль – надежда, ожидание.

    Амджад – самый знаменитый.

    Амин – верный, надежный.

    Амир – правитель, принц.

    Амирхан (Эмирхан) – главный начальник, руководитель.

    Аммар – процветающий, успешный.

    Анвер (Анвар) – самый светлый, самый яркий.

    Анзор – очень заботливый.

    Ансар – помощники, сторонники.

    Анис – близкий друг.

    Аран – выдержанный, спокойный, хладнокровный.

    Ареф – мудрый.

    Арман – совершенный.

    Арсен – бесстрашный.

    Арслан (Арсан, Асад) – лев.

    Артур – крепкий, крупный мужчина.

    Арш – трон, престол.

    Асим – защитник.

    Асиф – помилование.

    Аслан – бесстрашный.

    Асхаб – очень дружелюбный.

    Атаа – дар, подарок.

    Ауранг – мудрость, постижение.

    Аус – вид дерева.

    Афиф – целомудренный, скромный.

    Ахмад (Ахмед) – достойный похвалы, заслуживающий похвалы.

    Ашраф – самый благородный.

    Аяз – сообразительный, смекалистый.

    * * *

    Багдат – дар, подарок Всевышнего.

    Бадруддин – полная луна веры.

    Баллы – сладкий, как мед.

    Бамдад – раннее утро.

    Басам (Баасым) – улыбающийся.

    Басыль – храбрый.

    Баха – прекрасный.

    Бахауддин – прекрасный в вере.

    Бахир – блестящий, сияющий.

    Бахиуддин – сияние, красота веры.

    Башаар – говорящий благие вести.

    Бегенч – радость.

    Бексолтан (Бексолт) – верховный султан.

    Бекхан – главный князь.

    Бехнам – имеющий хорошую репутацию и доброе имя.

    Бехроз – счастливый.

    Билаль – имя первого муэдзина (созывающего на молитву).

    Бишр – радость.

    Борна – юный, юность.

    Бугдай – ведущий за собой, лидер.

    Бурхан – свидетельство.

    * * *

    Вади – смирный, миролюбивый.

    Ваиль – тот, кто возвращается.

    Ваджих – благородный.

    Вазир (Визирь) – министр.

    Вакиль – защитник, покровитель.

    Валид – новорожденный.

    Валиуддин – покровитель религии.

    Валиулла – набожный, богобоязненный человек.

    Васим – изящный.

    Вафик – благоденствующий.

    Вахид – незаурядный, исключительный.

    Вели – близкий, родной.

    Видади – любовь и дружба.

    * * *

    Гази – целеустремленный.

    Галиб – победитель.

    Гаплан – воин, храбрец.

    Гасан – древнее арабское имя.

    Гачай – воин, храбрец.

    Гашкай – счастливый.

    Гая – прочный, стойкий.

    Гияс – плодотворный, изобильный.

    Горгуд – свет огня.

    Гошгар – царственный.

    Гуйч – мощь.

    Гюльджан – «роза души».

    * * *

    Дамир – совесть, совестливый.

    Дангатар – рассвет.

    Даниэль (Даниил) – божественный дар.

    Данияр – обладающий знаниями, ученый.

    Дашгын – сильный, кипучий.

    Дауд – имя Пророка.

    Давуд – любимый, дорогой.

    Дестегюль – букет цветов.

    Джабир – утешитель, успокаивающий.

    Джавад – великодушный, щедрый.

    Джавид – долгожитель.

    Джалаль – «слава веры», величие.

    Джамаль – красивый.

    Джамальуддин – «красота веры».

    Джафар – река, родник.

    Дженг – битва, сражение.

    Джихад – борьба за веру, сражаться за веру.

    Дияуддин – «сияние веры».

    Довлет – богатство, достаток.

    * * *

    Ерфан (Ирфан) – знание, постижение.

    * * *

    Забит – тот, кто приказывает.

    Зайд – благоденствие.

    Закарийя – имя Пророка.

    Заки – непорочный.

    Зафир – одерживать победу.

    Захид – воздержанный.

    Зия – свет.

    Зульфикар – название меча Пророка, Мир Ему.

    Зухайр – яркий, светлый.

    * * *

    Ибрагим (Ибрахим) – имя Пророка.

    Идрис – имя Пророка.

    Иззуддин – «величие веры».

    Икрам – почет, уважение.

    Икрима – голубь.

    Илкин – первый, главный.

    Илмаз (Иылмаз) – храбрец.

    Ильдар (Эльдар) – хозяин, владелец.

    Ильнур (Ильнар) – свет отечества.

    Ильяс – он приходит на помощь.

    Имад – опора, столп.

    Имадуддин – «столп веры».

    Имран – имя Пророка.

    Инал – повелитель.

    Ирфан – признательность.

    Иса – имя Пророка.

    Исам – защитник.

    Искандер – одерживающий победу.

    Ислам – покорность Всевышнему.

    Исмаил – имя Пророка.

    Исматулла – находящийся под защитой Аллаха.

    Исхак – имя Пророка.

    Ихсан – искренность, благородство.

    * * *

    Кайс – твердый, стойкий.

    Камиль (Камаль) – совершенный, безупречный.

    Карим – щедрый, великодушный.

    Камран – счастливый, везучий.

    Камшад – «счастливая мечта».

    Карим – щедрый, великодушный.

    Касым – твердый, крепкий.

    Катада – «крепкое дерево».

    Киа – царь, заступник.

    Кирман – крепкий.

    Комек – помощник.

    Кудама – отвага, храбрость.

    Кутайба – нетерпеливый.

    Кямиль – совершенный.

    * * *

    Лабиб – восприимчивый, осмотрительный.

    Лачин – рыцарь.

    Лукман – имя Пророка.

    Лютфи – добрый к людям, дружелюбный.

    * * *

    Маахир – искусный.

    Маджид – великий, благородный.

    Мажд – слава.

    Маждуддин – «слава веры».

    Мажди – славный, милый.

    Майсара – удобство, комфорт.

    Макин – сильный, стойкий.

    Максуд – желанный.

    Мамдух – прославляемый.

    Мамнун – заслуживающий доверия.

    Манаф – стоящий высоко над людьми.

    Мансур – поддерживаемый Богом, несущий победу, победоносный.

    Мардан – воин.

    Марзук – благословенный Богом.

    Масуд – удачливый.

    Махди – устремленный по правильному пути.

    Махмуд – достойный похвалы.

    Мири – начальник, руководитель.

    Мисбах – зажженная лампа, светильник.

    Мохсен – делающий добро.

    Муавийя – имя первого Халифа из династии Омейядов.

    Муаз – защищенный.

    Муайид – кого поддерживают.

    Мувафак – преуспевающий.

    Муджахид – ведущий борьбу (джихад), воин Бога, борец за веру.

    Мунир – блестящий, яркий, сияющий.

    Мунзир – предвестник.

    Мунтасир – победоносный.

    Мурад – цель, учитель.

    Муртади – довольный, удовлетворенный.

    Муса – имя Пророка.

    Муслим – покорившийся воле Бога.

    Мустафа – Избранный (одно из имен Пророка Мухаммеда, Мир Ему).

    Мутасим – принимающий веру.

    Мутаз – гордый.

    Мухаммад (Мухаммед) – Достойный похвалы.

    Муханнад – меч.

    Муфид – полезный.

    Мухсин – творящий благое, доброе дело.

    Мухтади – праведный.

    Мухтар – избранный.

    Мюрид – последователь, ученик.

    * * *

    Наасим – улаживающий споры, миротворец.

    Набиль (Набхан, Набих) – благородный, знатный, знаменитый.

    Навид – добрые вести.

    Наджи – спасающий.

    Наджиб – благородного происхождения.

    Наджмуддин – «звезда веры».

    Надим – друг.

    Надир – особенный, дорогой сердцу.

    Назар – предусмотрительный.

    Назир – предотвращающий.

    Назих – непорочный.

    Наиб – помощник.

    Наиль – дар, подарок; исполнение желания.

    Наим – тихий, безмятежный.

    Намдар (Намвар) – известный.

    Насим – свежий воздух.

    Насих – помощник, советчик.

    Нассеруддин – «защитник веры».

    Насыр – друг.

    Науфаль – благородный.

    Неймат (Нимат) – благо.

    Нияз – милосердие.

    Нури – светлый.

    Нурлан – блистающий.

    Нуруддин – «сияние веры».

    Нух – имя Пророка.

    * * *

    Октай – судья, служитель закона.

    Омар – долгожитель (жизнь).

    Омейр – долгожитель.

    Омид – упование.

    Омран – крепко сложенный.

    Онер – первый, передовой.

    Орхан – полководец, военачальник.

    * * *

    Пайам – хорошая весть.

    Паша – хозяин, владелец.

    Пейман – обещание.

    Полад – сильный, могучий.

    Пуджман – мечта.

    Пуйа – искатель.

    * * *

    Рабах – одерживающий победу.

    Раби – весна.

    Равиль – подросток; путешественник.

    Рагиб – желающий, жаждущий.

    Раджаб – Седьмой месяц мусульманского лунного календаря.

    Рази – секрет, загадка.

    Раид – лидер, вождь.

    Ракин – уважительный.

    Рамиз – символизирующий благое дело.

    Рамиль – волшебный, магический.

    Расул – предвестник.

    Ратиб – размеренный.

    Рашид – осмысленный, благоразумный.

    Рафик (Рафи) – милый друг.

    Реза – решимость в смирении.

    Рида – доброжелательность.

    Ридван – довольствующийся, желающий (имя Ангела, охраняющего Рай).

    Ринат – обновленный, словно заново рожденный.

    Рифат – высокое положение, знать.

    Рияд – сады.

    Рузиль – удачливый.

    Руслан – лев.

    Рустам – очень крупного сложения, с мощным телом, «великан».

    * * *

    Саад – везение.

    Сабир – терпимый.

    Сабит – крепкий, прочный.

    Сабих – прекрасный.

    Савалан – величавый.

    Саджид – совершающий суджуд, преклоняющийся перед Богом.

    Садык (Садых) – искренний, преданный.

    Саид – счастливый.

    Сайфуддин – «меч веры».

    Сакиб – комета, падающая звезда.

    Сакит – миролюбивый, умеренный.

    Салар – вождь.

    Салах – справедливость.

    Салахуддин – «справедливость веры».

    Салих – праведный.

    Салман (Салем, Салим) – миролюбивый, тихий.

    Сами – благородный.

    Самир – приятный собеседник.

    Санджар – принц.

    Сани – превозносящий, сияющий.

    Сардар (Сардор) – начальник, руководитель.

    Сарийя – ночные облака.

    Сархан – великий хан.

    Сафи – лучший друг.

    Сахидям – ясный, безоблачный.

    Сахир – бдительный.

    Сепехр – небосвод.

    Сирадж – свет.

    Соялп – из племени храбрецов.

    Сохель – звездочка.

    Субхи – раннее утро.

    Сулейман – живущий в здравии и богатстве.

    Сууд – везение.

    Сухайб – приятельский.

    * * *

    Таахир – скромный.

    Таир – летящий.

    Таймулла – слуга Господа.

    Тайсир – подмога, поддержка.

    Такый – благочестивый.

    Талаль – пригожий.

    Талгат – привлекательность.

    Тамам – безупречный.

    Тарик – утренняя звезда.

    Тариф – особенный.

    Тархан – властитель.

    Тауфик – согласие, мир.

    Тахир – непорочный, целомудренный.

    Тимерлан (Тамерлан) – железный, непреклонный.

    Тимур (Теймур) – крепкий.

    Токай – боец.

    Тофик (Тауфик) – удача, счастье.

    Туган – сокол.

    Туран – отечество.

    Туркел – тюрки, тюркский народ.

    * * *

    Убай – древнее арабское имя.

    Убайда – слуга Господа.

    Умайр – древнее арабское имя.

    Умар – древнее арабское имя, имя второго Праведного Халифа.

    Улус – народ.

    Уруз – высокий титул.

    Урфан – багаж знаний, умение.

    Усама – лев.

    * * *

    Фавуаз – процветающий.

    Фадль – уважаемый.

    Фида – жертвующий.

    Фаик – превосходный, изумительный.

    Фаиль – как добрая примета.

    Файсал – решительный.

    Фараз – благородный.

    Фарбод – не идущий на компромиссы.

    Фарзан – мудрый.

    Фарид – выдающийся, уникальный.

    Фарис – проницательность.

    Фарук – счастливый.

    Фатех – победитель.

    Фатин – обладающий знаниями.

    Фахад – рысь.

    Фахир – гордый.

    Фахри – почтенный, уважаемый.

    Фирдаус – райская обитель.

    Фироз (Фируз) – победитель.

    Форухар – благоухание.

    Фуад – сердце.

    Фудейль – достоинство, честь.

    * * *

    Хабиб – любимое дитя, любимец.

    Хагани – властелин.

    Хади – лидер.

    Хайрат – изумительный.

    Хайри – творящий благое дело.

    Хайруддин – благодеяние, добро веры.

    Хайсам – ястреб.

    Халид – вечный (в свершение праведного).

    Халиль – друг; возлюбленный.

    Хамза – лев.

    Хамзат – быстрый.

    Хами – покровитель.

    Хамид – восхваляющий Бога, любящий Бога.

    Ханджар – кинжал.

    Хани – везучий.

    Харун – упрямый, своевольный.

    Хасан – прекрасный, хороший, добрый.

    Хассан – красивый.

    Хатим – судья, служитель закона.

    Хатиф – голос совести.

    Хашим (Хаашим) – великодушие, имя деда Пророка Мухаммеда, Мир Ему.

    Хикмет – мудрость.

    Хирад – хорошее здоровье.

    Хосров – филантроп.

    Хумам – отважный, великодушный.

    Худ – имя Пророка.

    Хусам – меч.

    Хусамуддин – «меч веры».

    Хуссейн – прекрасный.

    Хушманд – мудрый, разумный.

    * * *

    Чингиз – великий, могучий.

    * * *

    Шади – певец.

    Шайа (Шайан) – достойный.

    Шамиль – охватывающий все.

    Шариф – возвышенный.

    Шафи – животворный, целительный.

    Шафик – сердобольный.

    Шихаб (Шахаб) – метеор, падающая звезда.

    Шахбаз – королевский сокол.

    Шахбулат – лучший, первый во всем.

    Шахин – сокол.

    Шахлар – сила многих повелителей.

    Шахрияр – коронованная особа.

    Шахьяр – друг и приближенный царя.

    Шенер – веселый удалец.

    Шир – царь зверей (лев).

    Шухрат – слава, популярность.

    * * *

    Эзиз (Азиз) – дорогой.

    Эль дар – властитель.

    Эльман – человек народа.

    Эльмир – повелевающий народом.

    Эльчин – храбрец.

    Эльшад – властелин народа.

    Эмир – главный начальник, первый руководитель.

    * * *

    Юнус – (голубь) имя Пророка.

    Юсуф – имя Пророка.

    * * *

    Явуз – грозный.

    Ялчин – величавый.

    Янар – пламенный.

    Ясин – одно из имен Пророка Мухаммеда, Мир Ему.

    Ясир (Ясар) – легкий, непринужденный.

    Яхья – имя Пророка.

    Яшар – существующий.

    Имена женщин

    Аалия – благородная, возвышенная.

    Аамаль – надежная.

    Абир (Анбар) – благоухание, благовоние.

    Аблаа – безупречная.

    Адаб – уважительная, учтивая.

    Айда (Аида) – возвращающаяся (к благому).

    Айе – редкостная, уникальная.

    Айла (Айлы) – лунная, красивая, подобно луне.

    Аиша – благоденствующая.

    Айша – живущая, живая; имя жены Пророка Мухаммеда, Мир Ему.

    Азза – царственная.

    Азиза – дорогая, ненаглядная.

    Азхар – цветущая, цветы, бутоны.

    Алсу – прекрасная, розоволицая, красавица.

    Алия – величавая, благородная.

    Альмас – алмаз.

    Альфия – дружелюбная, вызывающая симпатию.

    Амаль – надежда.

    Амани – желанная.

    Аматулла – раба Божия.

    Амина – верная, надежная.

    Амира – принцесса.

    Анан – облака.

    Анвар – лучи света, светящаяся.

    Аниса – приветливая.

    Арва – горная козочка.

    Арибах – благоразумная, проницательная.

    Аруб – любящая своего мужа.

    Асалах – целомудрие, благочестие.

    Асах – зеленое плодоносное дерево.

    Асиля – благородная.

    Асия – помогающая слабым и излечивающая их.

    Асма – дочь Абу-Бакра, добродетельная.

    Афраа – белая.

    Афрах – везучая.

    Афаф – целомудрие, безгрешность.

    Ахд – верная.

    Ахлям – мечтательная.

    * * *

    Баасыма (Басма) – улыбка, улыбающаяся.

    Бадрия – лицом подобная полной луне, луноликая.

    Бара – прекрасная.

    Батуль – девушка, девственница.

    Бахийя – прекрасная, сияющая.

    Башира – приносящая хорошие вести.

    Бахира – блистающая.

    Бусайна – красивая телосложением.

    Бушра – хорошее предзнаменование.

    * * *

    Варда – роза.

    Вафа – верность.

    Видад – любовь.

    * * *

    Гада – прекрасная.

    Гайда – юная и нежная.

    Галия – драгоценная, любимая.

    Гульнара – гранатовый цветок.

    Гульфия – похожая на цветок.

    Гуля – цветок.

    * * *

    Джаля – безоблачность, прояснение.

    Джумана – серебряная жемчужина.

    Джамиля – прекрасная.

    Джаннат – райская обитель.

    Дельфуза – серебро души.

    Духа – утро.

    * * *

    Заира – гостья.

    Зайна – прекрасная.

    Зайнаб – имя дочери Пророка Мухаммеда, Мир Ему.

    Зайнап – обладательница крепкого, крупного телосложения.

    Закия – смекалистая, смышленая, догадливая.

    Зарима (Зарема) – воспламеняющая, воодушевляющая.

    Зафира – победительница, везучая.

    Захидат (Захида) – женщина, принимающая аскетический образ жизни.

    Захира – сверкающая, блестящая.

    Зиля – милосердная, с чистым сердцем.

    Зульфия – девушка с кудрявыми волосами; симпатичная, миловидная.

    Зухра – цветок, звезда.

    * * *

    Ибтихадж – веселье.

    Издихар – цветущая.

    Икрам – гостеприимство, щедрость, великодушие.

    Ильнара (Эльнара) – родной свет, свет отчизны.

    Иль хам – вдохновение.

    Иман – вера.

    Имтисаль – учтивая, уважительная.

    Инайа – забота.

    Инам – благотворительность, благодеяние.

    Инас – дружелюбие, общительность.

    Интисар – триумф, победа.

    * * *

    Камиля – безукоризненная.

    Камля – совершенная.

    Карима – щедрая.

    Кяукаб – звезда.

    Кяусар – река в Раю.

    Кульсум – имя дочери Пророка Мухаммеда, Мир Ему.

    * * *

    Ламис – кроткая, беззлобная.

    Латыфа – мягкая, нежная.

    Лейла – черноволосая.

    Лина – ласковая.

    Любаба – мягкосердечная.

    Ляля – тюльпан.

    Лямья – раскрасавица.

    * * *

    Маджида – величественная, царственная.

    Мадиха – заслуживающая похвалы.

    Маймуна – благословенная.

    Майса – горделивая, достойная.

    Майсун – имеющая красивое лицо и тело.

    Макарим – с хорошим и благородным характером.

    Малика – царица, повелительница.

    Маляк – ангел.

    Маналь – достижение, созидание.

    Манар – блистающая.

    Марам – стремление.

    Марифа – багаж знаний, познание.

    Марьям – имя матери Иисуса, Мир Ему.

    Маха – газель.

    Муна – мечта.

    Мунира – озаряющая.

    Муфида – нужная, полезная.

    Мухджа – душа.

    Махфуза – сберегаемая.

    Мушира – советница.

    * * *

    Набиля – царственная.

    Набиха – благоразумная.

    Наваль – подарок.

    Навар – цветок.

    Нада – роса.

    Надва – советующая.

    Наджа – успех.

    Наджат – невредимая.

    Наджиба – благородная (по происхождению).

    Наджия – миролюбивая, спокойная.

    Наджля – широкоглазая.

    Надида – равная.

    Надира – драгоценная, дорогая.

    Надия – первая.

    Найрият – освещающая, блистающая.

    Назаха – чистота, праведность, непорочность.

    Назиха – честность.

    Назия – жизнелюбка.

    Наиля – добивающаяся, достигающая.

    Найма – аристократичная.

    Насира – победительница.

    Науваль – подарок, дар.

    Наувар – цветок.

    Нафиса – бесценная.

    Нахля – пчелка.

    Нашида – песня.

    Нашита – энергичная, полная жизни.

    Нашиха – помощник, советчик.

    Несаим – красивый цветок.

    Нибааль – возвышенная.

    Нигара – миловидная, привлекательная.

    Нида – призывающая.

    Нимат – благословение.

    Нисайем – цветок.

    Нузар – золото.

    Hyp – свет.

    Нуха – разумная.

    * * *

    Рабаб – белое облако.

    Рабия – весна.

    Рагд – милая.

    Раджа – надежда.

    Радуа – название горы в городе Медина.

    Радыйя – довольная, ублаготворенная.

    Райда – вождь, лидер.

    Райхана – услада, блаженство.

    Райя – утолившая жажду.

    Рана – веселая, жизнерадостная.

    Ранд – дерево, пахнущее приятно.

    Ранийя – радостная.

    Рауда – сад.

    Рафа – удача, процветание.

    Раша – молодая газель.

    Рашида – благоразумная, мудрая.

    Рим – газель.

    Рима – белая антилопа.

    Римма – нравится всем.

    Роза – цветок розы, букет.

    Рукан – уверенная, твердая.

    Руфина – верная подруга.

    * * *

    Саадат (Сагадат) – удача, благополучие, успех.

    Сабира – терпеливая, покорная.

    Савсан – лилия.

    Сакина – смирная, тихая.

    Салима – невинная, полная здоровья.

    Салиха – славная, полезная.

    Салма – тихая, спокойная.

    Сальва – утешение.

    Самийя – благородная.

    Самиха (Самах) – щедрая.

    Сана – великолепие.

    Санаа – признательность.

    Сараа – роскошь, достаток.

    Сафа – ясность, чистота.

    Сахар – рассвет.

    София (Сафия) – беззаботная, спокойная.

    Сумайя (Самия) – благородная, величавая.

    Сумув – вершина, величие.

    Суха – звезда.

    Сухайля – полнотелая, плавная.

    * * *

    Талия – приятная, радостная.

    Тана – признательность.

    Тара – состоятельность.

    Таруб – оживленная, веселая.

    Тарут – праздничная.

    Тахира (Тагера) – невинная, непорочная.

    Турайа – звезда.

    * * *

    Уаджиха – выделяющаяся.

    Уарда – роза.

    Уафа – верность.

    Уафика – везучая.

    Уафия – преданная.

    Уидад – дружелюбие, дружба.

    Уиджан – впечатлительная, ранимая.

    Уисааль – союз любви.

    * * *

    Фавзия – везучая.

    Фадиля – добродетели.

    Фадуа – приносящая себя в жертву.

    Файза – победительница.

    Факия – остроумная, забавная.

    Фаляк – заря.

    Фарида (Фаридэ) – уникальная, единственная.

    Фариха – удачливая, радостная.

    Фатин (Фатина) – пленительная, прелестная.

    Фатыма – имя дочери Пророка Мухаммеда, Мир Ему; зрелая, понимающая.

    Фаузия – счастливая, побеждающая.

    Фирдаус – рай.

    * * *

    Хаадия – указывающая праведный путь.

    Хадиджа – имя жены Пророка Мухаммеда, Мир Ему.

    Хадийя – подарок, дар.

    Хайрийя – щедрая, изобильная.

    Хайям – любящая очень сильно.

    Хайят – жизнь.

    Хайфа – стройная, изящная.

    Халида – бессмертная.

    Халима – нежная, мягкая, терпеливая.

    Хамида – достойная похвалы.

    Хана – счастье.

    Ханан – милосердие.

    Ханийя – удовлетворенная, счастливая.

    Ханифа – воистину верующая.

    Хасна – ладная, милая.

    Хесса – судьба.

    Худа – прямой путь.

    Хулюк – бессмертие.

    Хума – приносящая радость людям.

    Хурийя – свободная.

    Хусн – раскрасавица.

    * * *

    Шадия – певица.

    Шарифа – знатная.

    Шатха – ароматная, приятно пахнущая.

    * * *

    Эльвира – оберегающая, защищающая.

    Эльмира – порядочная, совестливая.

    * * *

    Якутах – изумруд.

    Ямха – голубка.

    Ясира – кроткая, тихая.

    Ясмин – жасмин.

    Яфья – благородная, возвышенная.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке