• Судопроизводство
  • Сельское хозяйство
  • Торговля
  • Положение женщин
  • Образование
  • Дома и города
  • Мебель
  • Сады и цветы
  • Слуги
  • Лошади и колесницы
  • Пища
  • Освещение
  • Одежда
  • Времяпрепровождение
  • Глава 3

    СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

    В древние времена государственная структура была довольно простой: фараон был главой правительства, и номинально, и фактически. Он был верховным судьей в мирное время и главнокомандующим во время войны; главой казначейства, главным жрецом всех храмов. Постепенно жизнь приобретала более сложный характер, и фараон стал перекладывать часть работы, которую не мог делать сам, на высших сановников. Наследные принцы были, вероятно, первыми представителями царя; показательно, что титул египетского наместника Нубии был «Царский сын».

    К периоду Древнего царства полностью сформировалась государственная структура. Фараон был высшей властью, а ниже располагались многочисленные чиновники, которых назначал сам фараон. Огромное количество писцов обуславливалось особенностями конкретной страны. Писцы вели учет государственных доходов и расходов, учет военной добычи и сбора урожая, выступали в роли сборщиков податей. Сельское хозяйство находилось в полной зависимости от разлива Нила, поэтому писцам приходилось ежегодно пересчитывать нормы налогообложения. Раз в два года пересчитывалось поголовье стада в каждом частном хозяйстве. В тот период Египет делился на двадцать номов, или округов, которыми управляли губернаторы, или номархи (известные под именем «первые после царя»), имевшие собственный административный аппарат, включавший множество чиновников. В номах функции судей выполняли сами номархи. Мелкие дела рассматривались на местах, крупные слушались с участием фараона либо визиря, ближайшего помощника царя по управлению государством. Несмотря на многочисленный государственный аппарат, фараон постоянно совершал поездки по стране, предпочитая лично знакомиться с происходящим на местах. По всей видимости, именно такие инспекционные поездки показали Хуфу и Хафра, какое давление оказывают на народ жрецы, что привело к закрытию храмов и запрещению жертвоприношений. В Египте все настолько сильно зависело от царя, что стоило взойти на трон ленивому фараону, как страна тут же погружалась в хаос, чем мгновенно пытались воспользоваться иноземцы. Несколько сохранившихся надписей, относящихся к Первому переходному периоду, рассказывают о тяжелом положении, в котором оказался Египет.

    В период расцвета Среднего царства фараон столкнулся с серьезной проблемой: номархи превратились в князьков, и энергичные фараоны XII династии делали все, чтобы ограничить власть этих самонадеянных правителей и заставить их занять то положение, которое их предшественники занимали во времена Древнего царства. Мемфис больше не мог быть столицей государства из-за большой удаленности от южных провинций. По этой причине центр власти переместился в город, расположенный в центре Египта, под названием Ит-Тауи («Овладевшая обеими землями», то есть всем Египтом). При помощи крутых мер удалось в конце концов значительно ограничить могущество номархов. У фараона была своя особая царская гвардия, состоявшая из «спутников правителя». Эта личная охрана царя, состоявшая из особенно преданных и близких царю воинов, постоянно окружала фараона. Из среды этих царских спутников царь выдвигал командиров на все ответственные командные должности, вплоть до самых высоких постов. Суды, «шесть великих домов», находились в столице, где разбирались все дела, за исключением незначительных преступлений, когда решения о наказаниях выносил местный суд. Фараон рассматривал каждый случай, о котором ему докладывали, и принимал решение о наказании преступников, признанных виновными. Ему регулярно поступали сообщения со всех концов страны, и сам он постоянно ездил по стране и самым подробным образом знакомился с работой местных административных органов.

    Упадок Среднего царства был обусловлен той же причиной, что и упадок Древнего царства. Короткие периоды господства в сочетании со слабыми и беспечными правителями превратили процветающий Египет в беспомощную страну, которая не смогла помешать вторжению гиксосов, правивших в Египте почти два столетия. После изгнания гиксосов в Египте восстановилась прежняя система управления государством с небольшими изменениями, вызванными новыми условиями жизни. Фараону пришлось возложить часть своих обязанностей на ближайшего помощника, визиря, поскольку ему одному было просто физически не справиться со всеми государственными делами. Визирь ведал всеми делами, связанными с землевладением и землепользованием. Визирь ежедневно выслушивал доклад начальника казначейства. Три раза в год он был обязан «выслушивать правителей областей и начальников городов». В его руках находилась высшая военная власть. В его ведении было военное ведомство. Он управлял всем земельным фондом и системой искусственного орошения. Визирю поступали на рассмотрение все завещания, земельные отчеты и контракты, списки преступников, ожидающих суда, сведения о восходе Сириуса, разливе Нила и дождях. Он фактически сосредоточил в своих руках высшую хозяйственную и финансово-податную власть. Когда фараон находился в столице, начальник казначейства ежедневно приходил к нему на доклад, но входил во дворец лишь после визиря. Несмотря на то что большая часть работы была возложена на визиря, именно царь принимал окончательное решение по всем делам, связанным с управлением государством и законодательством. Ему приходилось вникать во все подробности дел, по которым следовало принять решение. Кроме того, в мирное время царю приходилось часто ездить с инспекционными турами по стране, а в военное время принимать участие в кампаниях за пределами Египта.

    Судя по всему, визират закончился в период правления XXI династии, когда на севере власть была в руках Смендеса, а власть на юге сосредоточилась в руках верховного жреца Херихора. Цари всегда сохраняли власть в стране, даже в период ассирийского вторжения. Все египетские цари до конца оставались фараонами. Фараон был не только царь, но и бог, то есть высшая власть, и это позволило Птолемеям распоряжаться страной по собственному усмотрению.

    Сверкающий фасад Александрии – центра всей интеллектуальной жизни того периода – ослепил последующие поколения, не давая разглядеть того, что скрывалось за великолепным фасадом.

    При «коренных» фараонах египтяне были подданными божественного правителя, которому принадлежали и они, и вся их собственность. Любой, даже самый последний бедняк, мог обратиться к богу с жалобами. Стране подходил такой довольно беспечный метод управления, и, хотя в большой степени все зависело от личности местного руководителя, каждый житель мог достигнуть необходимого уровня благополучия и вести нормальный образ жизни.

    Но когда египетские понятия перевели на греческие представления об управлении, результат оказался губительным. Заменив близкие отношения фараона с народом на власть государства, которое владело всеми и всем, греки превратили личностное правление фараона в бездушное государственное правление. Это была преднамеренная, хорошо продуманная политика, действовавшая эффективно и безжалостно. Централизация и эксплуатация были двумя принципами, определявшими деятельность Птолемеев. Благодаря этому богатство страны оказалось в руках избранных, что позволило им строить огромные храмы, вызывавшие восторженное удивление приезжих, и превратить Александрию в главный город Ближнего Востока.

    Это было проделано очень ловко с помощью интерпретации теории абсолютной власти фараона. Теоретически фараон был единоличным владельцем Египта и всего, что в нем было, а практически он, как любой другой правитель, был просто главой государства, где уважали частную собственность и личные права. Но теория осталась в прошлом, а в настоящем были Птолемеи.

    У царя были большие земельные владения, но большая часть земли была в частном владении. Теперь был проведен четкий учет земли, будь то пахотная земля, сады, виноградники, фруктовые сады и даже огороды, и владельцем земли стало государство. В результате получилось, что крестьяне арендовали землю у государства, но весь фокус заключался в том, что арендатор был связан земельным договором, а государство при желании могло расторгнуть договор. Фермер, связанный договором, был вынужден оставаться на арендованной земле. В договоре детальнейшим образом оговаривались обязательства крестьянина по обработке данного участка. Земля по урожайности делилась на разряды, и с каждого разряда следовало платить определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Крестьянин не имел права оставлять себе продукты труда, прежде чем расплатится с казной; это относилось даже к семенному фонду. За неуплату податей крестьянина могли продать частным лицам или казне в рабство.

    Начиная с династического периода раз в два года проводилась перепись скота, а в период правления Птолемеев перепись стала проводиться ежегодно, причем в любой момент государство могло отобрать скот у крестьянина.

    Кроме того, крестьяне должны были принимать участие в государственных работах, прежде всего в строительстве ирригационных сооружений; эти работы не оплачивались.

    Казалось бы, государственное вмешательство не должно заходить так далеко, если власти хотели вызвать у людей желание заниматься сельским хозяйством, работой тяжелой и приносящей небольшую прибыль. Но поскольку государство было и теоретически, и практически владельцем земли, а крестьянин просто рабом государства, то ежегодно крестьянин получал распоряжение относительно того, что и сколько он должен вырастить на арендованной земле. Государство душило фермера налогами: подушный налог, за аренду земли и дома, проценты с продажной цены продуктов труда. Налоги платились как в денежной, так и в натуральной форме, как правило, зерном. Собранный урожай крестьянин привозил на царское гумно, где молотил в присутствии контролера; затем проверялось качество зерна, оно взвешивалось и производился раздел. Из всей массы зерна вычиталась арендная плата, плата за посевное зерно, за быков, подушный налог. Государство покупало зерно у крестьянина по фиксированной, а не по рыночной цене, как, впрочем, и остальные продукты сельскохозяйственного труда. Даже трава, выросшая на поле и идущая на корм для скота, принадлежала государству. Крестьянин платил высокий налог, чтобы обеспечить необходимое количество корма для животных.

    Участие в ирригационных работах, включавших рытье новых и очистку старых каналов, серьезно ударяло по карману крестьянина. Крестьянин должен был сам позаботиться об укреплении стенок каналов, а для этого требовалось найти и срубить деревья, распилить и подготовить соответствующим образом.

    Абсолютная власть государства распространялась не только на промышленную и сельскохозяйственную сферу деятельности, но и на внешнюю и внутреннюю торговлю. Оборудование мастерских: прессы в маслодельнях, станки в ткацких мастерских и т. п. были на учете. Ремесленники получали сырье из казны и в казну сдавали готовую продукцию, количество и качество которой определялось особыми предписаниями. Отдельные отрасли промышленности и торговли были царской монополией. Частные отрасли промышленности облагались высокими налогами, и, поскольку сырье принадлежало государству, частники должны были покупать его по установленным государством ценам.

    Для поддержания этой жесткой системы налогообложения, контроля и учета требовалась огромная армия чиновников. При Птолемеях государственная служба достигла гигантских размеров.

    Особый интерес вызывает вопрос, как эта система отразилась на народе в целом. «Для духа нации было характерно безразличие – пассивное послушание слуг, у которых отсутствовали всякая инициатива, всякое воодушевление, всякий патриотизм, все мысли которых полностью концентрировались на проблемах хлеба насущного и экономической выгоды…»[70]

    Греческие чиновники начали тонуть в болоте бюрократии и взяточничестве. Народ оказался под тяжким гнетом, но раздававшиеся протесты не были услышаны. Неудовлетворенность приняла форму типичную для рабов. Когда народ понял, что больше не может терпеть, кто-то бросился в храмы, моля богов о защите, а кто-то скрылся в болотах Дельты. С начала III века до н. э. забастовки носили повсеместный характер. Чиновники находились в состоянии постоянного страха, поскольку силе было бесполезно входить в контакт с психологией, рожденной тупым отчаянием. Власти преуспевали, но страна была в подавленном настроении и едва ли радовалась жизни. Да, иногда народ восставал под влиянием национальных чувств, но эти восстания неизменно заканчивались поражением, и только после уничтожения активных элементов оставшихся в живых амнистировали.

    Римляне продолжили политику Птолемеев, превращая страну в личное владение императора, что исключало вмешательство и любую критику со стороны сената. И без того тяжелое положение усугубилось отсутствием хозяина, так как страной управлял префект (наместник), действовавший от имени императора, и налоги начали наполнять личную казну Калигулы и Нерона.

    Судопроизводство

    Имеется большое количество информации о судопроизводстве начиная с периода правления XVIII династии. До этого периода информации о судопроизводстве крайне мало; упоминаются только крупные процессы, причем без особых подробностей. Описание суда над женским домом фараона Тутмоса III, судьей на котором был Уна, не может удовлетворить вполне понятное любопытство. В Египте, как и в других странах, измена каралась смертью и, конечно, использовались пытки, чтобы заставить обвиняемого признаться[71].

    Лжесвидетельство также относилось к преступлениям, караемым смертью, поскольку на суде клялись жизнью фараона. О том, насколько важной считалась жизнь царя, свидетельствует эта надпись: «Нет могилы для человека, враждебного его величеству: тело его будет брошено в воду». О чем она говорит? О полном уничтожении после смерти.

    Для виновных в серьезных преступлениях, помимо смертной казни, существовали различные наказания. В одних случаях виновным отрезали нос и уши, в других отправляли на принудительные работы в каменоломни и рудники, что было страшнее смерти из-за невыносимо тяжелых условий жизни заключенных[72].

    Для менее тяжких преступлений, таких как кража, вор должен был, во-первых, вернуть украденную собственность, а во-вторых, подвергался штрафу в двух– или трехкратном размере стоимости украденного. Если пострадавший проявлял милосердие, то вора могли освободить от штрафа. Практически за все мелкие преступления виновных подвергали телесным наказаниям – битью и членовредительству, в том числе и за уклонение от уплаты налогов.

    Визирь рассматривал гражданские дела, связанные в основном с землей и наследованием. Визирь был обязан быть беспристрастным судьей; одинаково относиться к знакомым и незнакомым, богатым и бедным. Тутмос III, назначая визирем Рехмира, определил служебные обязанности верховного сановника:

    «Что же касается всякого, кто обратится к верховному сановнику по поводу пахотных земель, то он потребует его к себе, помимо допроса заведующего пашнями и… присутствия. Он предоставит ему отсрочку на два месяца для его пашен в Верхнем и Нижнем Египте. Но что касается его пашен, расположенных по соседству с Фивами и резиденцией, то он предоставит ему отсрочку на три дня согласно тому, что стоит в законе. Он будет выслушивать каждого просителя согласно этому закону, что у него в руке.

    Далее, это он будет вызывать окружных чиновников, и это он будет посылать их, чтобы они докладывали ему дела своих округов. Ему будут доставляться все завещания; это он будет запечатывать их. Это он будет отводить наделы на всех земельных участках.

    Что же касается всякого просителя, который скажет: «Наша граница была передвинута», то посмотрят, что оно (снабжено) печатью соответствующего сановника, и тогда он взыщет взысканное в пользу присутствия, передвинувшего ее. Что же касается каждого… и всего, что случится с нею во время рассмотрения чего-либо в нем(??), то будут записывать (заявление) каждого просителя, не допуская его обращаться к судье.

    Ему будут докладывать о каждом просителе, обращающемся к владыке, после того как он изложит (свою просьбу) письменно. Это он будет отправлять всех доверенных дворца, посланных к местным князьям и градоправителям. Это он будет отправлять всех путешественников и все экспедиции дворца.

    Это он будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части Верхнего Египта и Тинитской области (8-й (Абидосский) ном Верхнего Египта, расположенный к северу от Фив). Они будут докладывать ему обо всем случившемся у них каждые четыре месяца. Они будут доставлять ему записи о том от(?) себя и своих присутствий. Это он будет устанавливать общее количество войска, которое будет двигаться следом за владыкой при путешествии на север и юг. Это он будет устанавливать недоимки(?), имеющиеся в Фивах и резиденции, согласно сказанному во дворце. К нему будут приводить надзирателя государевой… и войсковое присутствие для дачи им воинского предписания. Пусть, далее, все должностные лица, от первого до последнего, являются в палату верховного сановника приветствовать его.

    Это он будет посылать рубить смоковницы согласно сказанному во дворце. Это он будет посылать окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы во всей стране. Это он будет посылать князей и градоправителей по поводу урожая(?) летом(?). Это он будет назначать начальников (чиновников) шенту в палате дворца. Это он будет слушать местных князей и градоправителей, отбывших(?) его именем(?) из(??) Верхнего и Нижнего Египта. Ему будут докладывать все дела. Ему будут докладывать о состоянии крепости юга и каждый арест лица, которое будет грабить… Это он будет делать… для каждой области, и это он будет слушать о нем. Это он будет посылать воинов и писцов… выполнять распоряжения владыки. Документ области будет находиться в его палате, чтобы можно было слушать [дела] о любых пашнях. Это он будет устанавливать границы каждой области, каждого пастбища, каждого храмового хозяйства, каждого владения(?).

    Это он будет делать каждое… Это он будет выслушивать жалобу, когда кто-либо пойдет говорить со своим товарищем. Это он будет назначать всех подлежащих назначению в судебное присутствие. К нему будут поступать из дворца все дела. Это он будет слушать каждый приказ. Это он будет допрашивать о недостачах каждого храмового хозяйства. Это он будет налагать все подати доставкой продовольствия(?) в пользу(?) всякого, кому они будут даваться. Это он будет делать каждое… в Фивах и резиденции; это он будет запечатывать его своей печатью. Это он будет слушать все дела. Это он будет взимать подати в пользу… управлений. Ему будет докладывать главное судебное присутствие о своих податях… Это он будет слушать… все, доставляемое судебному присутствию, и все, подносимое в дар судебному присутствию, это он будет слушать о нем. Это он будет открывать сокровищницу совместно с начальником казны. Это он будет осматривать подати… главный домоправитель и главное судебное присутствие. Это он будет составлять списки всех быков, подлежащих внесению в списки. Это он будет осматривать питье каждые десять дней… Это он будет слушать о каждом деле судебного присутствия. Местные князья, градоправители и все простолюдины будут сообщать ему обо всех своих податях. Все окружные начальники и все чиновники шенту будут сообщать ему о всяком оскорблении(??)… будут докладывать ему о потребностях на(?) месяц… податей. [Ему будут докладывать] бережливые казначеи… Ему будут докладывать восход Сириуса и… Нила. Ему будут докладывать о дожде… начальнику округа, [чиновнику] шенту… резиденции. Это он будет предоставлять суда в случае каждого лица, имеющего право на их предоставление. Это он будет посылать всех доверенных дворца к… когда владыка будет путешествовать. Это он будет делать доклад (?)… владыка в… доложенное ему всеми присутствиями передней части флота и задней части флота. Это он будет запечатывать приказы… посылаемого с поручением дворца.

    Каждый доклад(?) будет доложен ему привратником судебного присутствия, докладывающим(?) о нем все, что он будет делать, слушая в палате верховного сановника, надзиратель…[73]

    Сельское хозяйство

    Мотыга и плуг всегда были земледельческими орудиями египтян; косная традиция сохранила эти примитивные орудия до очень поздних времен. Дамбами, каналами, плотинами земля была расчерчена на прямоугольные орошаемые участки; были найдены иероглифические надписи и изображения таких полей, так называемых бассейнов. Эта система сохранилась до наших дней. Участки разделялись оросительными канавками, в которые вода поступала с помощью шадуфов[74].

    В Древнем Египте земледелие находилось в полной зависимости от разливов Нила. Пока Нильская долина находилась под водой, в течение примерно четырех месяцев, крестьянам почти нечего было делать, однако, когда Нил возвращался в свои берега, примерно в конце ноября – начале декабре, они спешили использовать каждый час, пока земля оставалась влажной и легко поддавалась обработке. Сеятели и пахари работали одновременно, точнее, впереди шел сеятель, а за ним – пахарь. На засеянные поля выпускали стадо овец или свиней, которые втаптывали семена в мягкую землю.


    Урожай собирали в марте – апреле. Обжигающие солнечные лучи в период «злых летних дней» высушивали удаленные от реки поля до такой степени, что земля становилась твердой как камень, лишенной любой растительности, и только пыльные столбы поднимались над этими унылыми полями.

    Большое место в экономике Египта занимало скотоводство. Египтяне занимались разведением крупного рогатого скота, овец, коз, свиней; в период Древнего царства в хозяйствах египтян были даже гиены, мясо которых употреблялось в пищу. Птицеводство имело меньшее значение, чем разведение скота. К домашним птицам относились гуси, утки, журавли и голуби. На стенах гробниц, относящихся к Древнему и Среднему царству, можно увидеть весь земледельческий процесс: вспахивание, посев, жатва, обмолот, погрузка зерна на ослов, сдача в зернохранилище; изображения пастухов, гонящих перед собой быков, коров, телят и ослов, а рядом двух писцов, ведущих перепись скота.

    Главным скотоводческим районом Египта была Дельта с ее большими, хорошо орошаемыми пастбищами. Тщательный отбор скота в храмовые хозяйства, по всей видимости, способствовал улучшению породы крупного скота и овец по всему Египту. Очевидно, именно с этим связано широкое распространение в Дельте культа священного быка. Наиболее почитаемым быком был Апис.


    В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису. Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Нет никаких сведений относительно потомства Аписа, зато известно, что потомство Мневиса не разрешалось продавать. Однако, согласно записям, жрецы занимались продажей телят, получая за них, вероятно, хорошие деньги.

    Торговля

    Торговля, являющаяся основным способом передачи культуры из одной страны в другую, предоставляет важнейший материал для изучения жизни древних народов. Страны устанавливают связи в процессе обмена товарами, сырьем и т. п.

    Однако при установившихся торговых отношениях экспорт и импорт товаров, какими бы они ни были ценными, не могут считаться единственным способом обмена. Духовное, невидимое, неуловимое часто производит больший эффект, чем физический обмен. Такой обмен, когда страны становятся ближе с усилением торговых отношений, незаметно влияет на интеллектуальную и духовную жизнь каждой страны.

    С давних времен Египет торговал с другими странами, о чем свидетельствуют находки, обнаруженные в долине Нила. Развитию торговли способствовало выгодное географическое положение страны, расположенной на стыке Азии и Африки и в пределах легкой досягаемости европейских стран; с одной стороны Средиземноморье, с другой – народы Востока. Одним словом, разнообразие культур.

    Для успешного развития торговых отношений требуются два необходимых условия: безопасные маршруты и сравнительно дешевый транспорт. Водный транспорт всегда считался самым дешевым, а Египет как раз и располагал водной артерией. Лодки были предметом первой необходимости во время ежегодных разливов Нила, когда в Верхнем Египте деревни превращались в острова, а в Дельте водные пути, пролегавшие через болото, делались непроходимыми для пешеходов.

    Первыми плавательными средствами были тростниковые плоты и маленькие лодки серпообразной формы, плоскодонные, с малой осадкой. Они управлялись шестами или веслами. Эти лодки широко использовались рыбаками и служили для переправы через болота и каналы. Ими продолжали пользоваться даже во времена пророка Исайи: «Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, посылающей послов, по морю, и в папировых суднах по водам!»[75]

    Первые изображения лодок появились на гладкой поверхности керамических сосудов, относящихся к амратскому периоду. Это были маленькие лодки с рулевым веслом, предназначенные только для речного судоходства. Однако на вазах герзейского периода уже изображены деревянные суда, курсирующие между Египтом и другими странами. Это, безусловно, морские суда, перевозящие грузы. Они снабжены гребными веслами и парусами, которые, судя по всему, использовались довольно редко. Такой вывод можно сделать на том основании, что лодки никогда не изображались с поднятым парусом. Маловероятно, что эти большие лодки строились в Египте, поскольку в то время страна испытывала недостаток в древесине. Столкнувшись с этой проблемой, египтяне приступают к импорту древесины, скорее всего, в семайнский период; согласно обнаруженным свидетельствам, относящимся к I династии, в строительстве использовались большие деревянные бревна. Египетские плотники явно показали себя специалистами в судостроении: построенные в период правления I династии деревянные лодки перевозили камни для всех сооружений, возводимых фараонами.

    К концу правления III династии импорт древесины осуществлялся в довольно крупном масштабе. Снофру построил шестьдесят судов, которые, скорее всего, предназначались не для военных, а для торговых целей. Он снарядил морскую экспедицию, отправив сорок судов за ливанским кедром. Все это свидетельствует о налаженных торговых связях с теми странами Восточного Средиземноморья, которые могли поставлять большие объемы древесины. К этому времени был практически определен тип торговых судов, которые плавали по Средиземному и Красному морям, и на протяжении многих столетий вносились лишь небольшие коррективы.

    Река была торговым путем, лодки общепризнанным средством передвижения, поэтому нет ничего странного в том, что их изображения использовались в качестве иероглифических символов с четко определенным значением. То, какое значение придавали египтяне лодкам при жизни, находит отражение в том, что они значили для них после смерти. Рядом с местами захоронения фараонов в Абидосе найдены принадлежавшие им лодки. Лодки играют большую роль в религиозных ритуалах. Солнце каждый день проезжает по небесному своду на лодке с востока на запад. Амон держит в руке парусное судно; во время праздника Амона («прекрасного праздника долины») из храма выносили в лодке статую Амона.

    До наших дней в мечети святого Абу-эль-Хаггага в Луксоре сохранилась его лодка, которую в разгар лета во время праздника процессия выносит из мечети.

    Одним из развлечений было катание на лодках, но в основном лодки, конечно, предназначались для военных и торговых экспедиций. Практически не вызывает сомнений, что египетские суда курсировали по Красному морю, заходя в порты по обе стороны морского пути, и даже доходили до Индии. В те давние времена все экспедиции, совершенные водным и наземным путем, были связаны с торговлей. Как мы говорили ранее, обнаруженные находки свидетельствуют об установлении внешнеторговых отношений в период заселения Нильской долины. Об объемах и разнообразии торговли в додинастический период свидетельствуют обнаруженные изделия из керамики, относившиеся к бадарийской культуре, египетского и неегипетского происхождения; изделия из меди, бирюзы, ляпис-лазури амратского периода; золото, серебро и благовония герзейского периода, не говоря уже о чужеземных растениях, таких как пшеница и виноград. Керамику привозили из Средиземноморья, медь и бирюзу с Синая, ляпис-лазурь из Азии, золото, скорее всего, из Нубии, Малой Азии и Индии, серебро из Малой Азии, благовония из Азии и Африки, пшеница и виноград, вероятно, прибыли с Кавказа.

    В период правления I династии появляются письменные свидетельства, из которых становится ясно, что в тот период уже была налажена регулярная торговля с Синаем, откуда поступали медь, малахит и бирюза. В зависимости от времени года экспедиции на Синай отправлялись морем или сушей. Существует убедительное свидетельство о торговых отношениях с Критом: найденная в Абидосе полированная керамика коричневого цвета полностью совпадает с изделиями неолитического периода острова Крит, а на островах у берегов Крита обнаружены каменные египетские вазы этого же периода. В то время важнейшее значение имел торговый путь через Коптос и Вади-Хаммамат в Красное море, поскольку еще не было морского пути, который использовала знаменитая торговая экспедиция времен правления царицы Хатшепсут. Египет, помимо товаров, импортировал также сырье.

    Период правления XII династии отмечен усилением внешнеторговых связей в Средиземноморье и на Черном море. Критские вазы найдены в Египте, египетские скарабеи обнаружены на Крите; на Мальте – стела периода правления XII династии, а спиральные орнаменты на скарабеях времен XII династии полностью соответствуют спиральным орнаментам, украшающим храмы на Мальте. В Триполье на Днепре была найдена глиняная посуда, удивительно напоминающая посуду периода XII династии, что служит доказательством тесных контактов между этими странами. К этому периоду относится и первое появление бога Беса; есть основания считать, что он средиземноморского происхождения.

    Расцвет торговли пришелся на периоды правления XVIII и XIX династий. Все страны в пределах египетской сферы влияния стремились установить торговые отношения с Египтом. Правители посылали фараону подарки[76], чтобы добиться доступа для своих торговцев и товаров на территорию Египта.

    Кроме того, существует достаточное количество свидетельств о связи с Ближним Востоком и Индией. В начальный период правления XVIII династии происходил свободный товарообмен между Египтом и Месопотамией через Сирию и Палестину, находившиеся в то время под властью Египта. Завоевательная политика фараонов XVIII династии отразилась на экономике Египте. В стране появились новые ремесленные производства, самым заветным из которых стало стеклоделие. Подвергся усовершенствованиям ткацкий станок. Теперь ремесленники изготавливали наряду с толстым и прочным холстом тонкую, прозрачную ткань (напоминающую современный газ или муслин). Образцы гобеленных тканей сохранились до наших дней. Золото, которое в этот период расточительно потребляется двором и храмами, поступало в огромных количествах с юга – из Нубии, покоренной Эфиопии и завоеванных стран Передней Азии. Египет заслужил в те времена репутацию страны, владеющей таким огромным запасом золота, что, по словам правителей Месопотамии, «в стране (Египте) золото все равно что пыль».

    В период правления фараона XX династии Рамсеса III одной из самых успешных экспедиций была экспедиция, отправленная за медью на Синай. «Я отправил своих посланников в те великие медные рудники, которые там. Они плыли на кораблях, а остальные отправились сушей на своих ослах. Не было слышно о подобном (со времен) какого-либо царя. Рудники были найдены, и они добыли медь, которая была нагружена десятками сотен на их корабли. Они отправились в Египет и прибыли в сохранности».

    Хотя отчет Унамона, в котором он рассказывает об экспедиции в Сирию для закупки леса в период правления XXI династии, возможно, является лишь литературной версией подлинного отчета, тем не менее он дает ясное представление о налаженных торговых отношениях между Египтом и Сирией. Отец и дед князя Библа поставляли ливанский кедр жрецам Амона, о чем свидетельствуют слова Унамона: «Я прибыл сюда за досками для великой и священной ладьи для Амона-Ра, царя богов. Делал это твой отец, делал это твой дед, сделай и ты подобное». Во время этого неприятного для Унамона разговора князь Библа отвечает: «Разве нет здесь в моей гавани 20 судов, которые имеют дела с Несубанебджедом (Смендес), да и в Сидоне, куда ты также направляешься, разве нет в нем других 50 судов, которые также имеют дела с Биркатэлем (судя по смыслу, это финикийский купец, проживавший в Танисе и, возможно, возглавлявший там торговую факторию) и которые направляются к себе домой?»[77]

    В период завоевания Эфиопией и ассирийского вторжения в стране царила полная неразбериха, поэтому нет ничего странного в том, что были утеряны все документы, имеющие отношения к торговой деятельности этих периодов. В период правления XXVI династии Египет установил отношения с греками. Двумя центрами торговли на Средиземном море стали города Навкратис и Дафны. Судя по предпринимаемым в этот период действиям, египтяне стремились к освоению новых рынков. Фараон Нехо отправляет морскую экспедицию вокруг Африки и начинает строительство канала, который должен был соединить Нил с Красным морем. Если бы не гражданская война, вспыхнувшая в конце правления этой династии, Египет, возможно, восстановил прежнюю репутацию великой торговой страны. Но гражданская война нанесла серьезный удар, и Египет пал жертвой персов. Жесткая государственная власть в период правления Птолемеев лишила египтян всякой инициативы. За благополучным фасадом Александрии и царского двора страна быстро скатывалась в нищету и невежество, поэтому, когда пришло время, Египет стал легкой добычей для Рима.

    Положение женщин

    В любом социологическом исследовании четко определен статус женщины Древнего Египта. Египетской женщине, как и в любой другой стране, воздавалось должное как продолжательнице рода, «владычице дома», но в Египте она к тому же обладала особым положением, поскольку вся земельная собственность переходила по наследству по женской линии, от матери к дочери. Похоже, ограничение прав на собственность было довольно строгим, особенно в царской семье. Муж пользовался собственностью только при жизни жены, а после ее смерти в права собственности вступала дочь. Невероятно, чтобы мужчина, конечно, не фараон, отдал свою собственность другому мужчине просто на том основании, что тот женится на его дочери. В Древнем Египте не был сформулирован закон о браке, поэтому для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть конкретные браки и родословные. Отсюда с очевидностью следует, что брак с любой наследницей, вне зависимости от кровных связей, гарантировал фараону трон. В случае смерти главной жены фараон сохранял власть, поскольку уже был женат на следующей наследнице и т. д. Возраст жены не имел значения – она могла быть как новорожденным младенцем, так и пожилой женщиной. Пока она была наследницей или могла стать ею впоследствии, царь брал ее в жены. После смерти царя его преемник тоже женился на всех наследницах. В период правления XII династии даже среди мелких чиновников, судя по их родословным, практиковались смешанные браки. Однако значительно проще понять действие закона о наследовании на примере царской семьи, поскольку сохранилось большое количество письменных свидетельств. Тем не менее даже среди менее знатных людей прослеживается родословная линия не к предшественнику, а к предшественнице, которая владела собственностью, передававшейся по женской линии.

    Рассмотрим, как работала эта система, на конкретном примере (рис. 3). Речь пойдет о семье мелкого чиновника, отвечавшего за склад в Абидосе в период правления XII династии; на памятной плите упоминается единственный мужчина по имени Вах-ка. Его матерью была Ренс-сенб, а матерью матери – Юф-сенб. Пока все понятно. Но его сестрой была Бебу, матерью которой была Юф-сенб, и Кахент, дочь Бебу. Раз Бебу и Кахент были сестрами, то безымянный муж Юф-сенб должен был быть их отцом. Но на самом деле сестрами должны быть Ренс-сенб и Бебу, поскольку матерью и той и другой была Юф-сенб, и Бебу не может быть сестрой Вах-ка, если у них были разные отцы. Дочь Бебу тоже не может быть сестрой Вак-ха по той же причине. Получается, что безымянный муж Юф-сенб был женат на всех наследницах Юф-сенб, тем самым владея собственностью, принадлежавшей главной жене. Он остался безымянным, по всей вероятности, в силу низкого происхождения.

    Рис. 3

    По той же схеме заключались царские браки, поскольку трон переходил по женской линии. Главная жена царя была наследницей, и брак с ней давал царю право вступить на трон. Происхождение царя не имело значения – он мог быть выходцем из любого класса, но если он женился на царице, то тут же становился царем. Короче говоря, царица была царицей по праву рождения, царь был царем по праву женитьбы на наследнице престола.

    Рамсес II женился на царице Иситнофрет, которая родила ему дочь Бент-Анат, тоже ставшую женой Рамсеса II; Бент-Анат умерла бездетной. Матерью Рамсеса была Туйа, и надпись на ее статуе гласит: «Мать царя, которая родила могучего быка Усермаатра, божественная супруга, великая супруга царя, которую он любит». Еще на одной статуе надпись: «Живущая царская супруга», а на другой – «рожденная царицей Туйа, дочь царя от плоти его, великая царская супруга». Такие браки между кровными родственниками могут объясняться только обычаем наследования по женской линии. Туйа, вероятно, была наследницей, поэтому она и ее дочери, несмотря на кровное родство, должны были выйти замуж за фараона. У этого фараона было по крайней мере семь жен. От Нефертари Мерен-Мут (возлюбленная Мут) у Рамсеса было две дочери, Мерит-Амон и Нефертари, обе ставшие его женами.


    Согласно древнему обычаю, тот из сыновей, который должен был наследовать трон отца, женился на наследницах, но до наступления времен Рамсеса II ничто не указывает, возлагался выбор преемника на правящего царя или вступление на престол зависело от рождения или права старшего сына на наследование. В случае с Рамсесом II ситуация абсолютно ясна. Сыновья главной наследницы были его преемниками и имели право на брак с наследницей. Преемником Рамсеса Великого стал его тринадцатый сын, хотя еще были живы некоторые из его старших братьев. Но Мер-ен-Птах был сыном Иситнофрет, главной наследницы, а матери других сыновей Рамсеса тоже были наследницами, но занимавшими более низкое положение.

    Обычай наследования по женской линии объясняет и многие браки Клеопатры. Сначала она была замужем за старшим братом, который правил по праву этого брака. После его смерти она стала женой младшего брата, который тоже правил по праву брака. От этих двух браков у Клеопатры не было детей. Для Юлия Цезаря, захватившего Египет, единственной возможностью стать признанным правителем был брак с царицей; от этого брака родился сын, Цезарион. Рвавшийся к власти Антоний стремился получить Египет, житницу Древнего мира. В сложившейся ситуации он выбрал единственно возможную линию поведения и женился на царице. То, что у Антония в Риме была жена, не имело значения для египтян; царица была великой супругой, а ее муж был царем. От Антония Клеопатра родила двоих детей, мальчика (Александр Гелиос) и девочку (Клеопатра Селена). После самоубийства Антония Октавиан был готов жениться на Клеопатре, но эта мудрая женщина предпочла смерть жизни с Октавианом. Историки, воспитанные на обычаях происхождения и единобрачия, вдобавок смотревшие на женщин как на имущество их мужчин, совершенно не разобрались в ситуации и полностью исказили ее. Действия Октавина после смерти Клеопатры показывают, что это был за человек. По римским законам Цезарион, сын Юлия Цезаря и Клеопарты, являлся законным наследником; по египетским законам наследницей была девочка, которая должна была выйти замуж за одного из своих братьев, который становился царем по праву брака. Октавиан подкупил опекуна Цезариона, чтобы тот привез к нему сына Клеопатры и Цезаря. Вскоре юноша был убит. Избавившись от законного наследника, Октавиан обратил свое внимание на детей Клеопатры и Антония. Опекун маленького Александра оказался таким же продажным, как опекун Цезариона, и Александр разделил судьбу старшего брата. Поскольку по римским законам девочка не являлась наследницей, в Риме Октавиану не грозила опасность со стороны дочери Клеопатры, но, чтобы обезопасить себя в Египте, он выслал девочку из ее собственной страны, выдав замуж за царька[78].

    Октавиан был чрезвычайно коварным человеком.

    Скорее всего, женщины занимали высокое положение благодаря экономической независимости. Они свободно передвигались, за исключением, конечно, военного времени, и недаром один из фараонов в своем победном гимне хвастается, что не только победил врагов, но и «женщина Египта без боязни (может идти) в то место, куда она хочет, без того, чтобы посягали чужеземцы или кто-либо в пути». В мирное время жена сопровождает мужа во всех поездках, связанных с проверкой имеющейся собственности, следит за работой мастеров, присутствует при регистрации скота, наблюдает за полевыми работами. В период правления XVIII династии считалось естественным, что мужчины и женщины вместе сидели за столом. Гостей, сидевших на стульях, обслуживали молодые девушки: подавали еду, вешали на шеи гирлянды душистых цветов, смазывали ароматическими мазями. Когда гостями были только женщины, то атмосфера была более свободной. Женщины сидели на полу и разговаривали со служанками. Муж часто брал с собой на охоту жену и детей. На фреске, хранящейся в Британском музее, изображен мужчина, убивший на болоте дикую утку, с женой, маленькой дочерью и любимым котом. Следует отметить, что в сценах, где присутствуют оба родителя, обычно изображена дочь, а не сын.

    Женщины, с Исидой[79] в качестве образца, пользовались большим уважением.

    Даже в поздние времена, когда на Египет стали оказывать влияние чужеземные идеи, мужчины не переставали восхищаться женщинами. До нас дошла удивительная надпись, в которой мужчина, описывая свою возлюбленную, говорит, что она была приятной собеседницей, давала хорошие советы всем, кто обращался к ней, вела себя как настоящая богиня; с ее прекрасных губ никогда не срывались злые слова; она всегда всех только хвалила и всеми была любима.

    Египетские женщины были не только «владычицами дома», но при желании могли получить образование. Среди женщин были жрицы, танцовщицы, плакальщицы, акушерки. Женщины могли получить профессию врача[80].

    Царские жрицы с юного возраста обучались ритуальным танцам и песням. Акушерки, по всей видимости, пользовались уважением, поскольку, согласно легенде, богиня обучила их этой профессии. Скорее всего, они были неквалифицированными акушерками, если судить по высокому проценту женской и детской смертности. С юного возраста девочки присутствовали на похоронах в качестве профессиональных плакальщиц. Плакальщиц, женщин и девочек, изображали с воздетыми вверх руками и с раскрытыми в крике ртами. Танцам девочек обучали с таких малых лет, что изображали нагими, в отличие от учениц плакальщиц, которые всегда изображались в одежде. Нет никаких свидетельств, позволяющих судить об обучении танцам мужчин, участие которых было необходимо в религиозных церемониях и похоронном ритуале в качестве танцоров и акробатов. Девушки выполняли акробатические этюды сами и вместе с мужчинами.

    Во всех богатых домах были женщины-служанки, у которых были те же обязанности, что у слуг, работающих в больших домах в любой стране мира. В домах, где хозяева могли себе позволить только одного слугу, это всегда была женщина, которая выполняла всю работу по дому; как правило, она была рабыней.

    Образование

    Образованию придавалось огромное значение, особенно это касалось мальчиков. В четырехлетнем возрасте мальчиков отправляли в закрытые школы. Питание было не предусмотрено, и каждый день матери приносили еду для своих маленьких сыновей. Мальчиков обучали чтению, письму и арифметике. Мальчиков готовили для дальнейшей работы чиновниками, писцами, художниками, поэтому предпринимались огромные усилия, чтобы заставить учеников прилежно относиться к учебе. Дисциплина в школах была суровой, не обходилось без телесных наказаний. «Ухо мальчика на спине его», – говорится в одной древней египетской рукописи. Отцы старались, чтобы их сыновья получили профессию, традиционную для данной семьи, и продолжили их дело. Однако действовали без принуждения, и мальчик мог выбрать профессию себе по душе, но, как правило, сыновья следовали по стопам отцов. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники.

    Большое внимание уделялось отработке хорошего почерка и стиля письма, поскольку писцу приходилось писать много писем, в которых стиль имел больше значения, чем содержание. Писец писал ходатайства за неграмотных людей, и если они были изложены красивым слогом, то на человека, которому адресовались эти ходатайства, большее влияние оказывал стиль изложенного, чем изложенная просьба. Документ, известный под названием «Повесть о красноречивом крестьянине», является примером ходатайств, в которых проситель переходит от грубой лести к тихим угрозам.


    Этот документ, относящийся к периоду правления XII династии, показывает, каким непростым трудом зарабатывал писец себе на жизнь в те далекие времена.

    Сначала он практиковался на дешевых материалах, пока не доказывал, что ему можно доверить писать на папирусе. Египетские писцы были настоящими художниками. Писец, подобно художнику, начинал с обломков известняка, найденных в пустыне, и с глиняных черепков, подобранных на деревенской помойке. Он, опять же подобно художнику, использовал для письма тонкую тростниковую палочку со срезанным наискось концом. На уроках арифметики все задачи носили прикладной характер, поскольку в практической жизни писцам приходилось заниматься измерением земельных участков после разлива Нила, учетом и распределением собранного урожая, вести сложные расчеты при строительстве храмов, гробниц и дворцов. Ежегодно в зависимости от разлива Нила писцам приходилось рассчитывать площадь посева и определять необходимое количество посевного материала. Умножение египтяне производили с помощью сочетания удвоений и сложений. Для удобства писец составлял свой вариант таблицы умножения, которая помогала ему в решении поставленной перед ним задачи. Деление заключалось в подборе делителя, то есть как действие, обратное умножению. В дошедших до нас папирусах отсутствуют какие бы то ни было объяснения или доказательства. Искомый результат либо дается прямо, либо приводится краткий алгоритм его вычисления.


    Занятия в школах начинались ранним утром и заканчивались в полдень, когда дети с радостными криками выбегали на улицу. Нерадивых учеников и нарушителей дисциплины сурово наказывали. За провинность ученик получал дополнительное задание или подвергался телесным наказаниям. Судя по найденным при раскопках описаниям, древние египетские розги ничем не отличались от современных орудий наказания ленивых учеников. Сохранилась единственная копия документа, в котором описывается наказание провинившегося ученика с леденящими душу подробностями. Учителя, наказывая за непослушание и лень, твердили: «Ухо мальчика на спине его, он слышит, когда его бьют».

    С царскими детьми занимались частные преподаватели, но поскольку на занятиях присутствовали дети знатных египтян, то создали своего рода царскую школу. Сохранилось несколько записей мальчиков, которые получали образование во дворце. Одна из записей относится к периоду правления IV династии. Согласно надписи вельможи Птахшепсеса, он воспитывался вместе с царскими сыновьями в царском дворце, и царь (Мен-кау-Ра) «отличал его больше других детей». Судя по последнему замечанию, дети знати воспитывались вместе с маленькими принцами.

    Огромное значение предавалось нравственному воспитанию. Множество книг «для юношества» было переполнено прописными истинами. Они мучительно напоминают те нравоучения, которыми донимали и донимают молодых людей во все времена и во всех странах. К примеру, любите мать за все то, что она сделала для вас. Любите, будьте нежными с ней и оказывайте уважение. «Бог сердится, если вы не будете дарить ей любовь». В свое время на Геродота произвели впечатление манеры египетских юношей: «При встрече со старцами юноши уступают дорогу, отходя в сторону, и при их приближении встают со своих мест»[81].

    Первыми этапами в обучении будущих писцов были умение правильно и красиво писать и читать, а следующим этапом – составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. С этой целью ученику давался образец письма, которое он должен был скопировать. «Помимо образцов деловых документов, писем, литературных произведений, писцам давались также и наставления, долженствующие внушить нормы поведения и восхваляющие избранную ими профессию». Вот несколько примеров таких поучений.

    «Пиши твоей рукой и читай твоим ртом и спрашивай совета того, кто знает больше тебя… Не проводи дня праздно, иначе побьют тебя, ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют.

    Не будь человеком без разума, не имеющим воспитания! И ночью тебя учат, и днем тебя воспитывают, но ты не слушаешь никаких наставлений и делаешь то, что задумал… И львов обучают, и лошадей укрощают, – что же касается тебя, не знают подобного тебе во всей стране. Заметь это себе!

    Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ, он удален от мотыги и кирки. Ты не будешь носить корзину, избавит это тебя от (доли) гребущего веслом. Он удален от тягот. Ты не будешь под многими господами, под многочисленными начальниками. Из всех дел и обязанностей – писец первый.

    Писец – это тот, кто облагает Верхний и Нижний Египет; он – тот, кто получает (подати) от них; он – тот, кто исчисляет (имущество) всякого. Все солдаты подчинены (ему). Он – тот, кто вводит серов (вельмож) в Присутствие (царя) и направляет каждого человека к ногам его (то есть царя). Он – тот, кто повелевает всей земле целиком; все ценности под началом его»[82].

    Дома и города

    Самое раннее изображение дома с дверью и двумя окнами относится к герзейскому периоду. Судя по гробницам царей I и II династий в Абидосе, в то время египетские строители уже возводили большие каменные здания. В период правления III династии вельможа Метен, «вышедший из служилого сословия», имел «дом длиной в 200 локтей и шириной в 200 локтей, построенный, снабженный: посажены деревья прекрасные, сделан в нем огромный пруд, посажены смоковницы и виноград. Посажены деревья и виноградник огромный, делают там вина очень много. Сделал он виноградник в две тысячи арур внутри стен; посажены деревья»[83].

    При Джосере, фараоне III династии, в храмах были уже деревянные створчатые двери, что свидетельствует о возросшем уровне комфорта и повышении уровня жизни. На саркофаге вельможи, жившего в период правления IV династии, изображен его дом. Это двухэтажное здание. На первом этаже два окна по обе стороны от двери; на втором этаже пять окон. Фактически современный загородный дом. Хархуф, начальник каравана в период правления VI династии, хвастается, что имеет собственный дом: «Я построил дом, я установил двери, я вырыл озеро, я посадил деревья».

    Хорошо известно, что в период правления XII династии представители всех классов (кроме самых бедных) жили в домах. Представление о домах мелких торговцев и чиновников дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души», найденные при раскопках в Дейр-Рифе. Это были одноэтажные и двухэтажные дома с просторным внутренним двором. В одноэтажных домах было три комнаты и веранда, выходившая во внутренний двор; в двухэтажных домах было шесть комнат и веранда на втором этаже. В Бени-Хасане правители жили как феодалы средневековой Европы, и, хотя нет изображений их роскошных особняков, судя по количеству слуг, дома соответствовали занимаемому положению и богатству владельцев.

    Дома для рабочих и их семей лучше всего рассмотреть на примере города Кахун, построенного в период правления XII династии. Кахун – первый из известных нам городов, созданный по плану градостроения. Город был разделен стеной на две части. В восточной, аристократической части находились дома знати и богатых людей; в западной части располагались дома ремесленников и лачуги бедняков. Кахун был большим городом, построенным для строителей пирамиды Сенусерта II. Рабочие с семьями жили в Кахуне до смерти и погребения царя, а затем, оказавшись без работы, перебирались в другое место, и дома постепенно разрушались.

    Город был окружен стеной, и прямые улицы перекрещивались под прямыми углами. Посередине улиц были вырыты канавы для воды, вроде сточных канав в средневековых городах. В северной части города стояло пять больших домов, построенных по одному плану. Каждый дом, занимавший площадь приблизительно 138 на 198 футов, насчитывал около семидесяти комнат и коридоров. Вход был с улицы; напротив входной двери находилась комната привратника. Левый коридор вел в служебные помещения и к кабинету хозяина; эта часть дома не соединялась с комнатами для отдыха. Два других коридора, идущие параллельно, вели от входа в глубь дома. Открытый двор с колоннадой служил, вероятно, для тех же целей, что современные дворы: для приема гостей и для того, чтобы посидеть летом в тени, «наслаждаясь свежим дыханием северного ветра». В жилые комнаты можно было попасть только из внутреннего двора. В женскую часть дома можно было пройти и через входную дверь, и из двора. Спальные и жилые комнаты выходили на север. Над какими-то комнатами потолок и, соответственно, крыша были сводчатыми, сложенными из кирпича, но в основном крыши были покрытыми связками тростника. В больших комнатах в центре стояла колонна, поддерживающая крышу. На плоские крыши вели ступеньки. Дверные проемы арочные, пороги и двери деревянные. При строительстве богатых домов широко использовалось дерево. Судя по размерам, это были хвойные породы деревьев, которые Египет закупал в Ливии. Большой интерес представляет внутренняя отделка комнат. Стены всех комнат были выкрашены темно-коричневатой краской примерно на высоту в фут от пола; эта полоса шла по периметру комнаты. Над этой полосой, примерно до высоты в четыре фута, стены окрашивались в чередующиеся вертикальные полосы красного, черного и белого цветов. Выше стена окрашивалась в светло-желтый цвет. Некоторые комнаты украшались фресками. Строители жили в домах из четырех-пяти комнат с выходящей на крышу лестницей. Покидая город, люди забирали все имущество, представляющее для них ценность, и об их жизни смогли поведать только найденные при раскопках фрагменты мебели и осколки керамики.

    Еще один город строителей был обнаружен в Телль-эль-Амарне. Это небольшое поселение пряталось между холмами, оставаясь вне поле зрения Ахетатона, и, как Кахун, было расположено рядом с местом работы. Хотя Кахун и Телль-эль-Амарну разделяют много столетий, эти города мало отличались друг от друга. Оба города были обнесены стеной, разделены стеной на две неравные части, прямые улицы пересекались под прямыми углами. В Телль-эль-Амарне все дома были типовыми, одних размеров, за исключением одного большого дома, который, по всей видимости, принадлежал начальнику. Судя по всему, дома обошлись крайне дешево. Архитектор, должно быть, забыл о лестницах, поскольку они были втиснуты в кухню или в общую комнату, словно мысль о лестницах пришла ему в голову слишком поздно. Лестницы были настолько большими, что занимали основную часть помещения. Они вели на плоскую крышу дома. Если в комнате еще оставалось свободное пространство, то в кухне «царила» лестница, и все кухонные принадлежности приходилось ставить в общей комнате за перегородкой. В каждом доме был небольшой дворик пять на десять метров. В доме была общая комната, спальня и кухня. На плоской крыше была небольшая деревянная беседка, которая служила в качестве дополнительной комнаты.

    Все в этом маленьком городке свидетельствовало о том, что это было рабочее поселение: примитивная глиняная посуда без орнамента, тонкие стены домов, внутренние перегородки в один кирпич. Эти дома резко отличались от домов знати и роскошных дворцов в Ахетатоне. По всей вероятности, повсюду в Египте рабочий мог рассчитывать именно на такие условия жизни.

    Мебель

    Древнейшим из известных нам предметов мебели является кровать периода правления первых династий. Кровать низкая, с деревянной рамой, на четырех ножках. На раму натянута туго сплетенная циновка. Результаты раскопок дают основание сделать вывод, что кровати подобного типа, более или менее искусно украшенные, некоторые с подголовниками, использовались в Египте во все исторические периоды.

    Найденные стулья тоже относятся к периоду правления первых династий, но сначала они были предназначены только для царей. Два тронных сиденья с фигурами из Иераконполиса дают представление о древнейших местах для сидения, как и Нармер, который сидит на высоком троне под балдахином в одеянии и с атрибутами Осириса. Тронным сиденьем была каменная плита с углублением для сидения без спинки и подлокотников. Во времена Джосера, фараона III династии, стульями уже пользовались знатные люди и их жены. Эти были деревянные стулья с сиденьями из переплетенных полосок кожи, покрытые тонкой подстилкой; были одинарные сиденья, рассчитанные на одного человека, и двойные, на которых могли уместиться, к примеру, муж и жена. Со временем сиденья становились все более удобными; их стали делать со спинками и подлокотниками. Появились скамеечки для ног. Царские подставки для ног обычно украшались изображением связанных пленников, сирийцев и чернокожих, традиционных врагов Египта. Получалось, что египетский царь попирал ногами своих противников. При раскопках были найдены и низкие табуреты для рабочих.

    В те времена не было столов; так называемый стол первоначально представлял собой круглую или четырехугольную доску на низкой подставке, на которую ставился поднос с едой. Во времена Древнего царства эти столы использовались для сосудов и кувшинов с водой и вином. Кувшин с водой всегда стоял на столе у входа в дом, чтобы любой входящий в дом мог сразу же утолить свою жажду. Сосуды с вином хранились в кладовой.

    Одежду, обувь, сосуды и другие предметы домашнего обихода хранили в сундуках.

    Во времена Среднего царства мебель появилась у многих слоев населения, и даже на «домиках для души» небогатых людей есть изображения кроватей, стульев и столов для кувшинов с водой. В домах знати мебели стало больше, чем во времена Древнего царства, но не появилось никаких новых предметов.

    Для изучения египетской мебели наиболее подходящим является период Нового царства. В этом отношении большой интерес представляют предметы, обнаруженные в захоронениях Эйе и Тут-анх-Амона. К примеру, стул принцессы из гробницы Эйе. Подобно многим сиденьям этого периода, у стула было две спинки; внутренняя спинка украшена изображением религиозных сцен. Основная спинка состоит из трех вертикальных перекладин, которые для придания жесткости конструкции закреплены горизонтальными перекладинами сверху и у основания стула. Спинка наклонная; соединяется с задними ножками специальными опорными планками. В угловые части стула изнутри врезаны специальные дугообразно искривленные деревянные шипы[84].

    Сиденья этого и других стульев найденных в гробнице сделаны из переплетенных полосок кожи. Кровати этого периода представляют собой деревянную раму на ножках с красиво изогнутым невысоким изголовьем и высокой спинкой, в которую упирались ноги. При раскопках в гробнице Тут-анх-Амона, как ни в одной другой, найдено большое количество предметов мебели: ложе и складная походная кровать, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, сундуки, расписные ларцы.

    Фараон, проводивший много времени в поездках по стране и принимавший участие в военных кампаниях, нуждался в предметах, необходимых путешественнику. Когда предметы домашнего обихода были довольно примитивными, то такими же простыми были и его походные принадлежности, но в период правления XVIII династии, когда предметы роскоши стали обычным явлением, фараон испытывал необходимость путешествовать с комфортом. В гробнице Тут-анх-Амона была обнаружена складная походная кровать, состоявшая из трех частей, скрепленных бронзовыми, легко вынимавшимися петлями. Ее мог нести один человек, и ею можно было пользоваться в лодке при путешествиях водным путем.

    К этому же периоду относятся складные изголовья, которыми пользовались солдаты во время походов. Складные табуреты, напоминающие современные складные стулья, тоже относятся к этому периоду.

    Сады и цветы

    Древние египтяне любили цветы и деревья, поэтому к каждому большому дому обязательно примыкал тенистый сад. В истории Египта часто упоминаются сады, реже сады при храмах, чаще сады у частных домов. Полив был основной проблемой, с которой сталкивался владелец сада, и, хотя это был жизненно важный вопрос, он упоминается почему-то крайне редко. Найдено изображение, относящееся к периоду правления XIX династии, на котором садовники занимаются поливом растений. Воду из водоема или канала они поднимают с помощью шадуфа, точно так же как современный египтянин поднимает воду для полива поля.

    Любовь к садам объясняется верой египтян в то, что у входа в загробный мир они первым делом увидят красивое, раскидистое дерево, под которым их ждет богиня с едой и питьем. Они настолько любили свои сады, что молились, чтобы после смерти могли вернуться и посидеть в тени, наслаждаясь плодами выращенных ими деревьев.

    Из цветов самым любимым был голубой лотос, частично из-за цвета, но главным образом благодаря его аромату. Цветы часто встречались в изображениях ритуальных сцен на стенах храмов и гробниц. Цветками лотоса украшали храмовые колонны. Женщины носили венки из голубых цветов лотоса. Лодочники вешали на шею цветок лотоса. Танцовщицы украшали себя цветами лотоса. В архитектурном убранстве храмов используются колонны в виде связки бутонов лотоса. Знак царской власти – скипетр – делался в виде цветка лотоса на длинном стебле.

    В период Нового царства (из которого удалось почерпнуть основную информацию) колонны дворцов и храмов тоже украшали изображением лотоса: в основании – листья, вверху – связка стеблей с цветками и бутонами. У входа в дом слуга вручал гостям цветы лотоса. Цветок голубого лотоса был излюбленным элементом ювелирных украшений; для их изготовления ремесленники использовали золото и лазурит. Венки из цветов лотоса клали в могилы. Лотос был настолько тесно связан с женщиной, что на надгробиях изображалась женщина, держащая в руке цветок лотоса, словно вдыхающая его аромат.

    Древние египтяне любили и рисовали не только лотосы. Венок из незабудок принцессы XII династии отличается богатством красок и изысканностью, как и венок из лютиков царицы Таусерт, последнего фараона XIX династии. Растительный орнамент и изображения цветов, украшавшие стены Телль-эль-Амарны, поражали разнообразием. Здесь были и синие васильки, и маргаритки с белыми лепестками и желтой серединой, и красные маки, и множество различных растений и листьев. На панорамном барельефе в Мединет-Абу битва представлена как сражение на цветущем лугу.

    Даже в додинастический период в страну ввозили растения и деревья; согласно легенде, Осирис привез пшеницу, ячмень и виноградную лозу.

    Надпись на сланцевой палетке сообщает о захвате Ливии, и среди военной добычи упоминаются оливковые деревья. Гранат появился в Египте, скорее всего, из Палестины. Часто упоминающиеся ладановые и мирровые деревья, привозимые из-за границы, высаживали в садах при храмах.

    Лен, одно из важнейших растений, появился в период правления I династии. Обработка льна изображена на рельефах и рисунках, сохранившихся на стенах гробниц. Для получения длинных волокон египтянин вырывал стебли льна вместе с корнем целыми пучками из земли. Затем связывал эти пучки в снопы и клал их для просушки на поле. После этого длинные стебли льна погружал в особый сосуд и в нем, согласно надписи, «варил». Вываренные стебли отбивал молотком, чтобы отделить сердцевину стебля от ее внешней части. Из обработанного льна пряли нитки и делали ткани. Клевер, среди прочих полезных растений, был, вероятнее всего, ввезен в Египет из Малой Азии в период правления I династии. Хна, которую женщины использовали для окраски ногтей и ладоней, тоже была среди первых растений, завезенных в Египет. Тутмос III привез много диковинных растений из чужеземных стран; эти растения изображены на стенах одного из его храмов в Карнаке. В надписи говорится: «…Растения всякие необыкновенные и всякие прекрасные цветы, происходящие из страны бога, (доставленные могуществу) его величества, после того как направился его величество и Верхнее Речену, чтобы покорить страны (северные), согласно приказу отца Амона, который поверг все страны под сандалии его от (этого дня) и до (истечения) миллионов лет».

    Множество остатков цветов было найдено в гробницах; в саркофаги царствующих персон и вельмож всегда клали венки. В захоронениях в Хаваре были обнаружены остатки растений, ввезенных в Египет: граната, льна, клевера, винограда смородины, персика, хны, грецкого ореха, мирта, паслена, бессмертника, майорана, лавра, нарцисса. Среди цветов были и розы – «брали розы в бутонах, они увядали, но стоило их поставить в горячую воду, как они распускались»[85].

    Среди цветов, обнаруженных в гробнице Тут-анх-Амона, меньше ввезенных в Египет, чем среди найденных в Хаваре. В его гробнице были листья оливковых деревьев, лепестки голубого лотоса, васильки, ивовые листья, паслен, дикий сельдерей, плоды мандрагоры. Судя по венкам, похороны состоялись в конце марта или в начале апреля.

    Слуги

    Существуют свидетельства, что в период правления I династии женщин-слуг приносили в жертву и укладывали в могилу умершего хозяина, но позже в могилу стали класть не принесенных в жертву служанок, а резные фигурки, которые, по представлению древних египтян, должны были взять на себя все заботы о хозяине в потустороннем мире. Фигурки изображали женщин, занимающихся разной домашней работой, в том числе и самой тяжелой, как, например, размолот зерна с помощью ручной мельницы. Во все периоды рабы были обычным явлением.

    В больших домах было много слуг, которые выполняли работы по дому, в поле и в саду. В кухне трудились и мужчины и женщины. Женщины занимались только выпечкой хлеба, приготовление пищи было чисто мужской работой. Мясо насаживали на вертел и жарили над раскаленной жаровней, заполненной древесным углем. На рельефе одной из гробниц, относящейся к XII династии, изображена сцена приготовления пищи, по всей видимости, к праздничному столу. Двое поваров поджаривают целого быка. Рядом повар жарит на вертеле гуся, заслонив лицо рукой от огня[86].

    Кухни использовались и для разделки туш; на некоторых изображениях видны разделанные туши, подвешенные в кладовых.

    В Телль-эль-Амарне сохранилась жанровая сценка: приезд домой вельможи, который не успевает подойти к двери, как из кухни уже спешит старый толстый повар, который несет на подносе хозяйский обед[87].

    В Египте всегда были проблемы с топливом. Для приготовления больших кусков мяса использовался древесный уголь, а для остальных целей сухой тростник. Тростник быстро прогорал, потому требовалось все время подкладывать его в печку и раздувать. Во всех кухонных сценах всегда присутствует по крайней мере один человек, который подкладывает тростник и раздувает огонь.

    Лошади и колесницы

    Когда в самом начале правления XVIII династии появились колесницы и лошади, штат слуг увеличился за счет конюхов и колесничих, или возниц. Аменхотеп I стал первым царем, изображенным на колеснице. Тутмос III на колеснице участвовал в битве при Мегиддо. Но царем, который сам управлял колесницей, был Эхнатон. Он и его придворные любили носиться на колесницах по пустыне вблизи Телль-эль-Амарны, а рядом с колесницами бежали слуги. Тут-анх-Амон не меньше Эхнатона любил быструю езду; в его гробнице было найдено шесть колесниц. Колесницы всегда делались из легких пород дерева; колесницы Тут-анх-Амона сделаны из вяза. Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленного передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной кожаными ремнями с дышлом. Кузов спереди и в нижней части был обтянут кожей, украшен позолотой, росписью по наложенной штукатурке, усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями. Для придания колеснице устойчивости на поворотах кузов укрепляли на оси так, что оба конца оси выступали по сторонам кузова. На стенных росписях можно увидеть, как в колесничных мастерских мастера гнут дерево и вставляют гнутые порта в раму основания колесницы. Колеса были искусно сделаны из нескольких скрепленных друг с другом сегментов, выпиленных из подходящей по толщине доски. Лошадиная упряжь была из кожи, а все металлические части из золота. Колесница запрягалась двумя лошадьми; она была рассчитана на двух человек, включая возничего, который управлял колесницей стоя. На стенах храмов, в гробницах фараонов и знати сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей с изображением колесниц и коней. К примеру, кони, запряженные в колесницы, мчатся галопом, или конюх, запрягающий или распрягающий коня.

    Пища

    Наши знания о том, что ели египтяне, основаны в основном на списках подношений в заупокойные храмы времен Древнего царства, в которых перечислены продукты и их количество. За исключением нескольких пунктов в начале списка, еду можно разделить следующим образом: различные вида хлебных изделий и пироги, мясо, домашняя птица, фрукты, напитки. Упоминается порядка пятнадцати слов, обозначающих различные виды хлеба и булочек. Все эти сорта хлеба или булочек могли отличаться друг от друга мукой, формой, степенью пропеченности и всевозможными добавками в тесто, а их были десятки: мед, молоко, разные фрукты, яйца, жир, масло. На стене одной из царских усыпальниц изображена картина производства хлебных изделий в пекарне Древнего Египта. Египтяне собирают урожай зерна, мелют зерно, месят тесто, наполняют тестом нагретые заранее формы, закрывают формы и выпекают хлеб различной формы: круглый, продолговатый, пирамидальный, сформированный в виде плетенок, рыб, сфинксов. Когда хлеб готов, его пересчитывают, складывают в корзины и разносят заказчикам. Этот способ выпечки хлеба был в ходу со времен Древнего царства. Он отнимал много времени и требовал участия большого числа людей.

    После хлеба следуют корзины с луком. Это единственный из овощей, упомянутый в списке. За луком идут девять видов мясных блюд, включая почки и жареное мясо, приготовленное особым образом, а потому упомянутое отдельной строкой. Затем два вида гусей, утки, чирки и голуби. Заключают список два вида молочных продуктов (возможно, сливки, творог или масло).

    Среди напитков были вода, пиво и вино. Появление в Египте пива приписывают Осирису. По словам Диодора, Осирис «изобрел напиток, изготовляемый из ячменя и называемый некоторыми «пиво», не намного уступающий благоуханием вину. Изготовливать этот напиток он научил жителей тех стран, где не может произрастать виноград». Пиво делали из ячменя или из пшеницы и фиников; было несколько сортов пива, но лучшим считалось темное. Появление вина тоже приписывали Осирису. Известно по меньшей мере пять сортов вина, но обычно упоминается только темное и светлое. Судя по всему, пьянство в Египте не считалось чем-то постыдным. Согласно древнему мифу, пьяные египтяне и египтянки становились добрее. На одной из пирушек в период правления XVIII династии хозяйка говорит гостье: «Пей, пока не опьянеешь!», а та отвечает: «Я люблю вино до опьянения!»

    Последними подавали фрукты: фиги, финики, виноград, плоды сикоморы, а также дыни и арбузы, часто фигурирующие среди подношений.

    Крестьянин довольствовался хлебом, луком, небольшим количеством молока, рыбой, а из напитков – водой.

    Перечень кажется неполным, и, чтобы заполнить пробелы, обратимся к классическим авторам. Геродот рассказывает о соленой и сушеной рыбе: «Рыбу же египтяне едят частью в сыром виде, частью вяленной на солнце, частью просоленной в рассоле. Из птиц употребляют в пишу также в соленом виде перепелок, уток и мелких птичек. Птицу и рыбу всех других пород, кроме, конечно, почитаемых священными, они едят жареной или вареной»[88].

    Кроме того, он упоминает хлеб из лотоса и съедобный папирус. «…Для удешевления пищи они придумали еще вот что. Когда на реке начинается половодье и поля затоплены, в воде вырастает много лилий, которые египтяне называют лотосом; египтяне срезают эти лилии, высушивают на солнце, затем толкут семенные зернышки, похожие на мак из цветочного мешочка лотоса, и пекут из них хлеб на огне. Корень этого растения также съедобен, довольно приятен на вкус, круглый, величиной с яблоко. Есть там и другие, похожие на розы, лилии, также растущие в реке. Их плод не находится в цветочной чашечке, но вырастает из корня в особой чашечке, по виду весьма схожей с осиными сотами. В этой (чашечке) множество съедобных зерен величиной с маслинную косточку. Их употребляют в пищу сырыми и сушеными. Однолетние побеги папируса извлекают из болота. Верхнюю часть срезают и употребляют на другие цели, а нижний остаток длиной с локоть идет в пищу или на продажу. Иные, чтобы придать папирусу особый вкус, тушат его в раскаленной духовой печи и в таком виде едят»[89].

    Освещение

    Египтяне, вероятно, научились получать огонь еще до того, как заселили долину Нила, поскольку не осталось никаких следов божеств, имевших отношение к свету и огню. В Египте не было ни бога огня, ни бога света. Когда моряк, потерпевший кораблекрушение (об этом будет рассказано позже), оказался на острове, он сделал палочку для разжигания огня, с помощью которой разжег костер; об этом говорится как о факте, не требующем объяснений. Бадарийцы плавили медь в тиглях, а значит, были хорошо знакомы с огнем, а от огня до искусственного освещения всего лишь маленький шаг. Древнейшие лампы представляли собой круглые и плоские чаши из глины с сплетенным из травы фитилем; в чаши заливали касторовое масло или использовали жир животных. Лампы устанавливали на высокие подставки и часто изображали в бытовых сценах. В религиозных ритуалах использовались зажженные лампы, а иногда сжигались жертвенные дары, чтобы сладкий дым мог подняться вверх как «жертва, принесенная огнем богу». Особенно эта форма жертвоприношения пришлась по вкусу Эхнатону. Вот как описывает «праздник горящих ламп» Геродот: «В определенную ночь люди встречаются для приношения жертвы, когда все зажигают огни, и вокруг его дома горит множество ламп. Лампы представляют из себя небольшие чашки, наполненные солью и маслом, где плавает фитиль, который горит всю ночь. Этот праздник называется праздником горящих ламп. Те египтяне, которые не могут прийти, также выполняют обряд жертвоприношений и зажигают лампы дома, так что подобные иллюминации имеют место по всему Египту». Свечи были известны со времен Нового царства; поначалу их делали из пчелиного воска. Свечи зажигали в храмах в ночь под Новый год. Найденные свечи особой формы периода Нового царства, скорее всего, использовались в свадебной процессии; в наши дни в Палестине в свадебной процессии используются свечи такой же формы.

    Одежда

    Любопытный факт: при раскопках были найдены иглы, но не обнаружено ни одного изображения сцены пошива одежды. Но, конечно, женщины шили платья. Повседневным женским нарядом было льняное прямое платье, доходящее до щиколоток, на бретельках, так называемый каласирис. Со временем длина бретелек менялась. Бретельки укорачивались, платье становилось короче; появился треугольный вырез. Такие платья имели один боковой шов, подшитый подол и обработанный швом вырез. Часто поверх платья женщины надевали тонкую накидку. В период Нового царства в моду вошла гофрировка. Юбка стала более пышной, лиф облегающим; шаль, мягко собранная в складки поверх лифа и перекрещенная на груди, образовывала короткие рукава; вокруг талии завязывался пояс, длинные концы которого опускались почти до щиколоток.

    Мужчины носили набедренную повязку, которая поддерживалась широким поясом; длиной почти до колена. В период Древнего царства набедренная повязка часто была в складку; во времена Среднего царства длина набедренной повязки достигала уже середины икры. В период Нового царства при Эхнатоне в моду вошли длинные набедренные повязки в мелкую складку. Во времена XIX династии при Рамсесе II каласирис стал не только женской, но и мужской одеждой. Вне всяких сомнений, для пошива этой одежды строились выкройки, чтобы каласарис сидел по фигуре.

    В Египте не были знакомы с вышивкой; вязание крючком появилось только в период правления XVI династии, вероятно, сказалось чужеземное влияние. В одной из гробниц, относящейся к Римскому периоду, был найден вязаный детский носок (палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на современную пляжную).

    С древних времен известно искусство макияжа. В Древнем Египте глаза подводили не только женщины, но и мужчины и даже дети. В додинастический период для этих целей использовался малахит, на смену которому в династический период пришла сурьма. Женщины хранили краску для глаз в красивых маленьких баночках или других емкостях; для подводки глаз имелась специальная палочка с закругленным концом. В период захвата Египта гиксосами, когда для египтян наступили тяжелые времена, краску хранили в кусочках полого тростника. В период Нового царства Египет вновь стал богатой страной, и емкости для хранения краски стали делать из черного дерева, алебастра и цветного стекла. Женщины красили хной кисти рук, ногти и волосы. На рисунке периода правления XVIII династии изображено нечто напоминающее помаду со щеточкой для нанесения ее на губы. В додинастические времена модно было украшать себя татуировкой, но нет никаких свидетельств, что этим занимались в династические времена.

    Мода на прически менялась так же быстро, как мода на наряды, но это ни в коей мере не относилось к фараонам; свидетельство тому – царские мумии, однако изображался фараон всегда в головном уборе. Можно предположить, что существовало суеверие, связанное с волосами и головой фараона, и было строго-настрого запрещено изображать его с непокрытой головой, а потому фараоны всегда представали перед подданными в головном уборе, в том виде, в котором известны нам по изображениям. После того как фараон «надевал двойную корону»[90], его уже никогда не видели с непокрытой головой.

    Фараон всегда был чисто выбрит, но в особых случаях подвязывал накладную бороду, заплетенную в косичку, которая крепилась с помощью завязок, перекинутых, подобно дужкам очков, за уши. Египтяне заимствовали заплетенную в косичку бороду у мужчин Пунта (только в отличие от египтян у жителей Пунта были естественные бороды), Земли бога, называемой так потому, что оттуда пришли многие великие боги египтян. Иногда короткие накладные бороды использовали аристократы. В период Древнего царства некоторые высшие сановники носили усы. Мужчины, за редким исключением, были всегда чисто выбриты. Чужеземцы, особенно сирийцы и ливийцы, носили клинообразные бороды.

    В начале династического периода и мужчины и женщины брили головы и носили парики[91].

    Со временем форма парика менялась. В период Древнего царства парики были небольшими, как у Неферт (Нофрет)[92] и супруги Ка-Апера, в отличие от париков периода Нового царства, столь высоких, что зачастую были соизмеримы с ростом владельца.

    Сохранилось всего несколько париков; по всей видимости, парики уничтожали после смерти владельца. Обнаруженные парики сделаны из овечьей шерсти, черной и темно-коричневой.

    Женщины Древнего Египта очень заботились о волосах: укрепляли, закрашивали седину. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней «рецепты красоты». Богини были вечно молодыми, поэтому эти рецепты часто приписываются царице древних времен, и, значит, на них есть печать древности, столь дорогой сердцу египтян. Сешешет, матери первого фараона VI династии, принадлежит рецепт бальзама для укрепления волос: «Собачья лапа, одна часть, косточки фиников, одна часть; копыто осла, одна часть. Тщательно перемешать с маслом в глиняном горшке и мазать голову».

    Зеркала известны с периода Древнего царства. Они представляли собой отполированные медные или бронзовые пластины, как правило с деревянной ручкой, но иногда ручка делалась из слоновой кости, покрытой изящным узором. Женщины заворачивали зеркала в мягкую льняную ткань и хранили в кожаных футлярах, чтобы не повредить полированную поверхность.

    Времяпрепровождение

    Все мужчины, независимо от классовой принадлежности, занимались спортом на открытом воздухе. Охотились в пустыне с луками и стрелами, ловили острогой рыбу и сбивали птиц на болотах с помощью бумеранга. С появлением лошади большой популярностью стали пользоваться гонки на колесницах. Борьба была одним из любимых развлечений молодых мужчин и юношей, поскольку лучше любых видов спорта выражала превосходство в силе и ловкости. В гробницах, особенно относящихся к периоду правления XII династии, найдено много изображений, связанных с борьбой. Судя по серии движений, египтяне владели различными приемами. Борцы изображены в различных позах при использовании разных приемов, что дает возможность судить об этой борьбе в целом. Ее можно характеризовать как борьбу вольного стиля. В состязаниях по борьбе участвовал и судья. Очень интересно изображение состязания по борьбе в Мединет-Абу, в храме Рамсеса III. Среди зрителей фараон, придворная знать и знатные чужеземцы. Любопытный момент: судья, изображение которого не сохранилось, обращается к египетскому борцу, прибегшему к недозволенному приему, со словами: «Остерегайся, ты находишься перед фараоном, твоим повелителем».

    Физическая подготовка воинов включала, в числе прочего, исполнение воинственных танцев. Местные князьки забирали в свою армию всех здоровых молодых мужчин, и эти танцы были частью постоянно устраиваемых спортивных состязаний.

    Сохранились записи по крайней мере о двух домашних играх. В одну играли на доске, разделенной на клеточки, с помощью фигурок в виде львов. В период правления XVIII династии была известна игра под названием «шакалы и собаки».








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке