• Приложение 1 ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
  • Связи Египта с Россией
  • Приложение 2 БРАКИ И НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЖЕНСКОЙ ЛИНИИ
  • Генеалогия Хар-хер-нехта
  • Генеалогия Па-унт
  • Приложение 3 СКАРАБЕИ
  • Приложение 4 НОВЫЙ ГОД БОГА
  • Хронология династий и царей
  • Карты
  • Приложения

    Приложение 1

    ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

    Внешним связям Египта пока не уделялось достаточного внимания. Известно, что Египет установил торговые отношения с островами Эгейского моря, Сирией и Палестиной; этот факт давно уже не вызывает никаких сомнений. Но весьма незначительная работа проделана по установлению связей со странами, расположенными на значительном расстоянии от Египта, особенно торговых связей с Востоком, поэтому я рискну высказать несколько предположений.

    Я уже упоминала о том, что, по всей видимости, Египет торговал с Индией, Персией и другими восточными странами; египтяне объединили эти страны в одну группу под названием страна Пунт.

    Значение, которое придавали лотосу и кобре в Египте и Индии, предполагает некоторую связь между религиями этих стран. Однако пока это только догадка, не подкрепленная доказательствами. Тем не менее имеются факты, доказывающие существование торговых связей с Ближним Востоком с древнейших времен. Ляпис-лазурь, известная в бадарийский период, использовалась в додинастический и династический периоды. Этот камень поступал из Азии и, вероятно, ввозился через Персию. Индия – родина сандаловых деревьев, и египтяне не могли получать благовонную древесину ниоткуда, кроме как с Востока. Эскиз индийского петуха, сделанный во времена XVIII династии, указывает на тесные связи с Индией, раз эта индийская птица была настолько хорошо известна в Египте, что с нее даже делали наброски. У Тутмо-са III были куры; из его надписи следует, что у него были две птицы, которые ежедневно приносили яйца. Гепарды, или охотничьи леопарды, которых специально разводили главным образом в Индии, были среди прочего привезены экспедицией, отправленной Хатшепсут в страну Пунт.

    Во времена XXVI династии, когда финикийские моряки на судах египетского фараона обогнули Африку, наверняка было много горячих голов, готовых рискнуть и отправиться в Индию. Доказательством могут служить найденные в Хаваре венки, составленные из цветов, растущих в Индии. Вне всякого сомнения, индусы приезжали, а возможно, и жили в Египте в персидский и птолемеевский периоды, поскольку в храме Птаха в Мемфисе среди глиняных египетских фигурок были найдены фигурки явно индийского происхождения.

    Найдено свидетельство, что во времена Птолемеев царь Ашока направил в Египет миссионеров с целью распространения буддизма.


    В период правления XII династии прослеживаются торговые связи с Мальтой и даже западнее Мальты. Важная, хотя и неожиданная, связь с Англией в ранние христианские времена обнаружена в легенде о Святом Граале, а об отношениях с Россией я расскажу дальше.

    Связи Египта с Россией

    Несколько лет назад сэр Флиндерс Питри утверждал, что существовали связи между Древним Египтом и югом России, главным образом с Кавказом, но, поскольку его убеждение полностью основывалось на литературных источниках, археологи не согласились с этой точкой зрения. Однако стали появляться археологические свидетельства, подтверждающие это утверждение, и, похоже, со временем будет доказано, что основатель археологии был прав в своей догадке.

    Я представляю два свидетельства в поддержку его утверждения: одно литературное и иллюстративное, второе археологическое.

    Первое свидетельство. Я уже опубликовала подробную книгу «Древний Египет» и поэтому просто кратко изложу основные положения. Имя бога Аш встречается пять раз в египетских надписях, и в четырех из пяти совершенно ясно, что он имеет чужеземное происхождение. Впервые его изображение появляется на крышках сосудов с вином времен II династии (Ф. Питри, «Царские гробницы»), связывая его с виноградниками. Во времена V династии его называют «богом племени техену», земли олив (Л. Борхард, «Сахура»). Он упоминается в непонятном месте «Текстов Пирамид» царя VI династии Пепи. Во времена XVIII династии его имя появляется в главе XCV Книги мертвых в связи с дождем. Связь с виноградной лозой, оливой, дождем ясно дает понять, что Аш по происхождению не египетский бог. Во времена XXVI династии его изображают с тремя головами – льва, змеи и стервятника; в надписи этот бог назван «Аш со многими лицами» («многоликий Аш»). В работе «Всеобщая космография» Себастьяна Мюнстера, опубликованной в 1545 году, приводится рисунок трехголового бога, который конечно же является богом Ашем, поскольку у него головы льва, змеи и стервятника. Хотя Мюнстер пишет, что это головы льва, жабы и орла, при сравнении изображений обнаруживается их сходство, несмотря на разницу в художественных стилях. У «орла» характерный для египетского стервятника «воротник» из перьев; голова «жабы» – копия змеиной головы. На рисунке Мюнстера на фигуре набедренная повязка – по мнению европейцев, характерный признак «демона». По моему мнению, образ многоголового бога Аша напоминает короля франков Маркомира в то время, когда его племя находилось на территории Скифского государства.

    Второе свидетельство в пользу связи юга России с Древним Египтом. Среди памятников трипольской культуры были обнаружены следующие предметы. Глиняные домики, найденные при раскопках на Днепре, настолько похожи на египетские глиняные «домики для души» периода XII династии, что связь между ними не может вызывать никаких сомнений. Образец трипольской культуры представляет собой домик на поддоне, обнесенный с трех сторон стеной; сбоку у входа сосуды с водой и фигуры стоящих на коленях женщин, которые вручную мелют зерно; характерные особенности как египетских, так и трипольских образцов. Питри установил, что египетские домики для души сначала представляли собой простые коробочки, а затем превратились в двухэтажные домики с мебелью, отсюда следует, что домики такого типа были придуманы египтянами. Однако трипольский домик отражает реалии русской жизни – большая печь у входа в дом, что свидетельствует о довольно продолжительном периоде, в течение которого изготавливались подобные керамические изделия. Хотя, возможно, это модификация миниатюрных зернохранилищ, обнаруженных в более поздних египетских образцах.

    Женская фигурка из глины обнаружена в том же месте, что и домики для души. Она сходна с фигурками, приведенными в книге Ф. Питри «Додинастический Египет». Женщины сидят в одинаковых позах – немного откинувшись назад с вытянутыми вперед ногами и сложенными руками; сходны по манере исполнения лиц и груди. Интересно, что Питри датирует египетскую фигурку, ориентируясь всего лишь на форму сосуда, в котором она была найдена, XII династией. У фигурки, найденной в Триполье, скошенный затылок, два сглаженных нароста с отверстиями по сторонам головы изображают уши с отверстиями для сережек. Эта фигурка напоминает глиняные женские фигурки, обычно называемые куклами, найденные в Египте и датированные XII династией, которые, как известно, имеют иностранное происхождение.

    Оценив археологические свидетельства, профессор Гордон Чайлд[173] делает вывод о длительности существования трипольской культуры, которая соответствует периоду правления XII династии, а именно к этому периоду относятся домики для души и глиняные женские фигурки.

    Приложение 2

    БРАКИ И НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЖЕНСКОЙ ЛИНИИ

    Браки фараонов XVII и XVIII династий, насколько удалось проследить, показывают, что брак с царицей-наследницей был главным фактором, определяющим возможность мужчине занять трон. Степень родства не имела значения. Имена цариц указывают на их положение и родственную связь с фараоном. «Владычица Двух Земель» была наследницей и становилась «главной женой царя». В то же время она зачастую была «сестрой царя», или «матерью царя», или «дочерью царя», конечно, только при живом царе. После смерти царь становился богом Осирисом, а его жена «женой бога».

    В случае с Хатшепсут возникают определенные трудности, поскольку она утверждала, что является фараоном. Однако мы все же попробуем проследить ее браки. Она была дочерью Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос), царицы-наследницы, и можно предположить, что Тутмос I женился на Хатшепсут после смерти царицы Яхмес.

    Для Тутмоса III брак с Хатшепсут был вызван жизненной необходимостью; только женитьба на наследнице могла обеспечить ему царский трон. Две дочери Хатшепсут, Нефру-Ра и Мерит-Ра Хетшепсет, называются дочерьми Тутмоса II, что является доказательством брака Хатшепсут и Тутмоса П. Нефру-Ра умерла молодой. Тутмос III женился на Мерит-Ра, которая стала его главной женой.

    В генеалогии мелких чиновников прослеживается тот же обычай заключения родственных браков.

    Генеалогия Хар-хер-нехта

    (место службы неизвестно)

    У Хар-хер-нехта было два брата и сестра. Отец был один, а матери разные. Отец Хар-хет-нехта, Себек-ям, чьей матерью была Яти, имел сына от Яти и дочь от своей дочери Кхети. Таким образом, имелись брачные отношения между матерью и сыном и отцом и дочерью.


    Схема генеалогии Хар-хер-нехта

    Яти родила его отца Себек-Яма

    Несхемут родила его мать Кхети

    Яти родила его брата Хар-ем-Кхема

    Несхемут родила его брата Сени

    Кхети родила его сестру Ятет

    Амени родила его дочь Вабт

    Сат-Хатхор родила его мать Сехетеб-Иб

    Генеалогия Па-унт

    (писец на кладбище)

    В этой генеалогии первое, что бросается в глаза, – это брак между матерью и сыном, в результате которого родился Нефер-хотеп. Брак с Канес, матерью жены писца, предполагает, что Снебтиси была и его дочерью, и его женой.

    Схема генеалогии

    Юшну родила Па-унта

    Канес родила его жену Снебтиси

    Юшну родила его сына Нефер-хотепа

    Канес родила его дочь…


    В Древнем Египте фараон, то есть мужчина, который женился на царице-наследнице, назначал одного из сыновей своим преемником. В свою очередь, этот сын женился на наследнице и становился фараоном. Этот сын мог быть сыном наследницы или женщины нецарского происхождения, тогда он становился царем не по рождению, а по браку. Во времена XVIII династии, хотя брак еще являлся существенным фактором, выбор нового фараона определяли жрецы Амона. Мать Тутмоса III не являлась главной наследницей, хотя, возможно, занимала какое-то место в очередности на престолонаследии. В период правления XIX династии старший сын царицы-наследницы, кажется, был признан наследником. В Иудее прослеживаются те же обычаи престолонаследия – рост прав наследования, определяемых по мужской линии с сохранением обычая наследования, определяемого по женской линии.

    Саул имел царское происхождение. Его отцом был Кис, сын Иеила[174], «отца Гаваонитян», и Маахи; ее имя ясно указывает на то, что она была царского происхождения. Было принято называть правителя по названию его или ее страны.

    Давид упрочил свое положение, женившись на особах царских кровей, Михаль и Маахе[175].

    При этом следует отметить, что Ионафан, старший сын Саула, не претендовал на трон, несмотря на огромную популярность. Понятно, что по крайней мере в колене Вениаминовом родилась идея наследования по мужской линии, поскольку Авнеру (Авениру) удалось возвести на престол младшего сына царя Саула, Иевосфея, оставшегося в живых после поражения при Гильбоа, где погибли его отец и старшие братья. Многолетней войне между Иевосфеем и Давидом положило конец предательство Авнера, который вступил в переговоры с Давидом. Давид отказался заключать с ним мир до тех пор, пока ему не вернут жену Михаль, дочь Саула.

    От Михаль у Давида не было детей, поэтому право наследования по женской линии перешло к детям другой жены Давида, Маахе, дочери царя Гешура, сыну Авессалому и дочери Тамар (Фамарь). Случай Амнона и Тамар (Амнон обесчестил Тамар) был, вероятно, попыткой завладеть наследницей. Попытка провалилась, поскольку Тамар сбежала к брату Авессалому, который, согласно Иосифу, женился на ней. Амнон был старшим сыном Давида и, значит, являлся первым претендентом на трон. Авессалом убил Амнона и, выждав какое-то время, начал военные действия против своего отца Давида. Дочь Авессалома и Тамар, Мааха, стала наследницей, поскольку являлась дочерью наследницы. Мааха стала женой Ровоама, «и любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих»; матерью Ровоама была женщина не царского рода. Ровоам был царем Иудейского царства. После Ровоама правил его сын Авия (Авиям), который царствовал три года, а «матерью его была Мааха, дочь Авессалома». После Авии на трон взошел его сын Аса, который правил сорок один год, и «матерью его была Мааха, дочь Авессалома». У Авии и Асы могла быть одна мать только в том случае, если Авия был женат на своей матери.


    Стоит уделить внимание положению Авишаг (Ависага Сунамитянка) в связи с Давидом, Соломоном и Адонием. Чрезвычайная озабоченность при выборе жены для формального брака с Давидом, горячее стремление Адония жениться на Авишаг после смерти Давида и последовавшее за этим убийство Адония по приказу Соломона указывают на то, что Авишаг была царицей-наследницей, брак с которой позволил бы ее мужу претендовать на трон. Еще при жизни Давида Адоний «возгордившись говорил: я буду царем» (3 Цар., 1: 5).

    В династии римских императоров Юлиев-Клавдиев наследование определялось по женской линии и, соответственно, заключались браки между кровными родственниками. Рассмотрим несколько интересных фактов, связанных с генеалогией Мессалины.


    Мужья Юлии и ее дочери Атии были незнатного происхождения, однако сын Атии стал императором (Октавиан Август), а дочь Октавия, возможно считавшаяся наследницей, стала причиной того, что ее муж, Антоний, предпринял попытку захватить трон. В системе наследования по женской линии у Антония было преимущественное право на трон как у мужа наследницы. Мессалина, похоже, тоже считала себя наследницей, поскольку, официально находясь в браке с Клавдием, при свидетелях выходит замуж за Силия. Очевидно, Клавдий хорошо понимал, к чему приведет ее поступок, когда спросил: «Силий римский император, а я частное лицо?» Мессалина была убита. Наследницей стала ее дочь Октавия. Объявленный наследником Клавдия его сын Бриттаник не смог воспользоваться своим правом, уступив трон Нерону.

    Приложение 3

    СКАРАБЕИ

    Среди множества амулетов и украшений, которые носили древние египтяне династического периода, самыми важными были скарабеи. Эти небольшие предметы делали из камня или покрытой глазурью глины в форме жука-скарабея (отсюда пошло современное название этих амулетов и украшений – скарабеи). Жуки-скарабеи стали священными в до-династический период; хорошо сохранившиеся жуки были найдены в древнейших могилах. Скарабей – это навозный жук; он откладывает яйца в шарик из навоза и, вырыв норку в земле, закатывает шарик задними ногами в норку. Этих жуков можно увидеть в любой части Верхнего Египта на освещенной солнцем земле, по которой прошли животные. Кроме того, эти жуки откладывают яйца в мертвых жуков, и, возможно, по этой причине скарабей стал для древних египтян символом воскрешения – из мертвого жука появлялись жуки-детеныши.

    Жук по-египетски «хепри» («хепер»), и бога, взявшего имя и образ жука, зовут Хепри. Кроме того, хепри означает «ставший», «возникший (сам по себе)». В египетской теологии Хепри возник из самого себя и, значит, мог давать жизнь другим. «Он могущественный Единый образ Хепри, родившийся через Хепри, повелитель образа Хепри; когда он появился, ничего не существовало, кроме него. Он сиял над землей с незапамятных времен; он владыка света и сияния… Когда этот священный бог создал себя, небеса и земля были сотворены его сердцем…» Как жук катит перед собой навозный шарик, так бог Хепри катит перед собой солнечный диск.

    Появившись во времена I династии, скарабеи получают широкое распространение в династический период и исчезают при Птолемеях. Форма и спинка скарабея в точности соответствовали настоящему жуку, а на плоском гладком «брюшке» вырезалось имя или магическая формула. На самых ранних скарабеях только царские имена; они, возможно, использовались, во-первых, для защиты владельца силой божественного имени и, во-вторых, чтобы показать занимаемое положение. В период Среднего царства (3000–2780 до н. э.) скарабеи часто украшались рисунком в виде переплетающихся спиралей и красивыми узорами. Во времена Нового царства (1590–1370 до н. э.) на скарабеях вырезали имена богов и богинь или их изображения.

    Поначалу скарабеев делали из камня – стеатита или сланца, – покрытого голубой или зеленой глазурью. Во времена Среднего царства в качестве материала стали использовать сердолик и аметист. Дешевые скарабеи делали из обожженной глины, покрытой глазурью.

    Скарабеи, предназначенные для усопших, делались иначе, чем для живых. Для усопших делали копию настоящего жука с лапками. Начиная с последнего периода Нового царства стали делать больших скарабеев с крыльями, которых клали на грудь мумии в знак веры в вечную жизнь. Кроме того, для умерших делали больших скарабеев из темных пород камней, в основном из базальта. На них вырезали текст 30-й, «сердечной» главы Книги мертвых.

    Скарабеи были настолько популярны в соседних с Египтом странах, что там изготавливали копии египетских жуков. Самыми интересными являются скарабеи, сделанные в Палестине гиксосами до вторжения в Египет. Их легко отличить от египетских: иероглифы явно скопированы людьми, не умевшими их читать; на спинках нет надкрыльев. Во времена XXVI династии греки из Навкратиса наладили торговлю скарабеями с жителями Эгейского бассейна.

    Приложение 4

    НОВЫЙ ГОД БОГА

    (с разрешения редактора перепечатано из Cornhill Magazine, 1934)

    Три часа утра. В середине сентября в Верхнем Египте еще звездная ночь. В этот час деревня обычно спит, но в эту ночь все на ногах; узкие улочки заполняет мягкий шелест босых ног, движущихся к Нилу. С одной стороны река вздувшаяся, с другой широкий поток воды уже начал движение к краю пустыни. Ветреной ночью плеск волн доносится со всех сторон, но сегодня нет ветра и в тишине слышен только шелест босых ног и приглушенный шум голосов.

    В древности по всему Египту в ночь разлива Нила звучали молитвы и слова благодарности великому богу, правителю реки, Осирису. В наши дни этот древний обычай сохранился только в этой коптской деревне, и сегодняшней ночью здесь, как и раньше, звучат благодарственные молитвы. В больших городах в Новый год царит веселье. По улицам идут праздничные процессии, шумные и неинтересные, с налетом вульгарности, характерной для Востока. В этой деревне, стоящей вдали от большого города, праздник проходит спокойно и благочестиво. Жители молятся не только древнему правителю реки Осирису, но и Христу, и, как в древности, они молятся за своих детей и свои дома.

    Есть четыре места на берегу реки, куда женщины приходят каждый день, чтобы наполнить водой сосуды и напоить животных. Именно в эти четыре места направляются сейчас жители деревни, чтобы встретить там Новый год бога.

    В лунном свете мерцает бледно-серая река; сверкающий в небе Сириус испускает тонкий луч света, проникающий в толщу воды. На горизонте появляется полоска света, она постепенно становится шире. Небо светлеет, но на нем еще выделяется тонкий лунный серп, который, словно серебряная струна, висит над пальмами, стройные силуэты которых выделяются на фоне неба.

    Гладь воды словно матовое серебро. Темные силуэты пальм на фоне неба. Едва различим противоположный берег. Тихо несет свои воды река. Ни ветерка. Ветви пальм, чувствительные к малейшему дуновению ветерка, неподвижны. Природа словно отдыхает в эту священную ночь.

    Женщины входят в воду и встают на колени. Они делают девять глотков воды, омывают лицо и руки и целиком окунаются в воду. Вот мать с плачущим ребенком на руках. Она входит в воду и, девять раз зачерпнув ладонью воду, нежно поливает головку ребенка. Холодная вода остужает разгоряченное лицо малыша, и он перестает плакать. Две женщины с мальчиком поспешно сбегают с крутого берега. Они входят в воду; мальчик садится на корточки, погрузившись по шею в воду, а мать девять раз зачерпывает ладонями воду и поливает его обритую голову и лицо. Вода холодная, и мальчик невольно вскрикивает. Мать тихо смеется; что-то тихо говорит бабушка, и они так же тихо смеются уже втроем. Затем мальчик встает и опять садится в воду, и так девять раз. И еще девять раз. Затем за дело берется бабушка и тоже поливает его водой девять раз. Очевидно, ребенок – самое драгоценное, что есть у двух этих женщин; возможно, он единственный выживший ребенок в семье. А рядом маленький сорванец, отказывающийся сесть в воду; скорее всего, он напуган. Голос матери действует на него успокаивающе, и вот уже слышен слабый плеск и негромкий детский смех.

    Чуть в отдалении стоит женщина. Мокрая одежда облепила ее молодое тело, и стройная фигура красиво выделяется на фоне серо-стальной воды. Она немного отошла от матерей с детьми. Наклоняется, пьет воду, выпрямляется и стоит, задумавшись. Опять наклоняется, пьет, и так девять раз. Между глотками она делает паузу. Движутся только ее руки, когда она зачерпывает воду и подносит ее к губам. Она так страстно возносит молитву, оставаясь при этом неподвижной, что вся атмосфера вокруг нее словно наэлектризована. Есть только одно в мире, что заставляет женщин молиться с такой страстью, и это одно – ребенок. Может, у этой женщины нет детей, и она просит у бога ребенка, а может, в стране, где Природа так расточительно обращается с детскими жизнями, впрочем, как и со взрослыми, она молится за последнего из выживших детей, веря, что во время праздника ее молитвы будут услышаны. Но вот она девять раз задевает краем одежды воду, поворачивается и, мягко ступая по берегу, исчезает в темноте.

    На берег выходят семьи. Дети гордо сидят на отцовских плечах. Зачастую мужчины делают вид, что их не касается этот праздник. Это, мол, женское дело. Но, вспоминая собственное детство и своих матерей, они тоже подходят к реке и делают девять глотков. Несколько молодых людей бросаются в воду и плавают, что-то выкрикивая и громко смеясь. Это вызывает всеобщее недовольство: ничто не должно нарушать тишину и спокойствие этой ночи, наполненной молитвами.

    На протяжении тысячелетий в ночь Высокого Нила египетские матери входили в великую реку, чтобы попросить бога реки благословить их детей. Над широкой рекой разносится эхо бесчисленных молитв. В моей памяти остается картина тускло мерцающей воды, шепот произносимых молитв, тишина и спокойствие Нового года Бога.

    Хронология династий и царей

    Даты ранних династий приводятся в соответствии с данными Питри (П) и Брестеда (Б). Во время и после Нового царства – только данные Питри. В скобках указывается количество царей и число лет правления династии в соответствии с данными Манефона (согласно Африкану и Синкеллусу).

    Мифические десять царей Тиниса включены в династию 0.

    После IV династии фараоны, с некоторыми исключениями, при восшествии на трон получали официальное имя, состоявшее из собственного имени фараона и имени бога солнца Ра.


    I династия

    4777–4514 до н. э.(П)

    3400 – до н. э. (Б)

    Нармер (Менее)

    Axa

    Джер

    Джет

    Уди-му

    Мерпаба

    Семерхет

    Каа

    (8 царей, 253 года)

    II династия

    4514–4212 до н. э. (П)

    – 2980 до н. э. (Б)

    Хотеп-ахауи

    Ра-неб

    Нетери-му

    Перибсен

    Ха-сехемуи

    Ка-Ра

    Ха-сехемуи

    (9 царей, 302 года)

    III династия

    4212–3998 до н. э. (П)

    2980–2900 до н. э. (Б)

    Са-Некхт

    Джосер-Нетеркхет

    Снефру

    (9 царей, 214 лет)

    Древнее царство

    IV династия

    3998–3721 до н. э. (П)

    2900–2750 до н. э. (Б)

    Шару

    Хуфу

    Хафра

    Мен-кау-Ра

    Дадеф-Ра

    Шепсес-каф

    Себек-ка-Ра

    (8 царей, 284 года)

    V династия

    3721–3503 до н. э. (П)

    2750–2623 до н. э. (Б)

    Усеркаф

    Саху-Ра

    Шепсес-ка-Ра

    Неферф-Ра

    Ни-усер-Ра

    Мен-кау-Хор

    Дад-ка-Ра-Исеси

    Венис

    (9 царей, 248 лет)

    VI династия

    3503–3335 до н. э. (П)

    2625–2475 до н. э. (Б)

    Тети

    Усер-ка-Ра

    Пепи I

    Мерен-Ра

    Пепи II

    Межти-эм-саф

    Нетер-ка-Ра

    Царица Нейт-акерт

    (6 царей, 203 года)

    Первый переходный период

    VII династия

    3335 – до н. э. (П)

    2475 – до н. э. (Б)

    (70 мемфисских царей, которые правили 70 дней)

    VIII династия

    (27 мемфисских царей, 146 лет)

    IX династия

    (19 царей, 409 лет)

    X династия

    – 3005 до н. э. (П)

    – 2160 до н. э. (Б)

    (10 царей, 185 лет)

    Среднее царство

    XI династия

    3005–2778 до н. э. (П)

    Интеф I

    Интеф II

    Менту-хотеп I

    Менту-хотеп II

    Менту-хотеп III

    Менту-хотеп IV

    (16 царей, 43 года.

    В общей сложности на протяжении 2300 лет и 70 дней правили 193 царя)

    XII династия

    2778–2565 до н. э. (П)

    2000–1788 до н. э. (Б)

    Амонемхет I

    Сенусерт

    Аменемхет II

    Сенусерт II

    Сенусерт III

    Амонемхет III

    Амонемхет IV

    Царица Себек-нефру

    (7 царей, 160 лет)

    XIII династия

    2565–2112 до н. э. (П)

    1788 – до н. э. (Б)

    Второй переходный период

    XIV династия

    2112–1928 до н. э. (П)

    (76 царей, 184 года)

    XV династия

    1928 – до н. э. (П)

    (6 иностранных финикийских царей, 284 года)

    XVI династия

    – 1738 до н. э. (П)

    (32 пастушьих греческих короля, 518 лет)

    Новое царство

    XVII династия

    1738–1587 до н. э. (П)

    – 1580 до н. э. (Б)

    Секенен-Ра I

    Секенен-Ра II

    Секенен-Ра III

    Камее

    (43 пастушьих короля и 43 фиванских правителя.

    Вместе они правили 151 год)

    XVIII династия

    1587–1375 до н. э.

    Яхмес I

    Аменхотеп I

    Тутмос I

    Тутмос II

    царица Хатшепсут

    Тотмес III Мен-Кхепер-Ра

    Аменхотеп II

    Тутмос IV

    Аменхотеп III

    Аменхотеп IV Акхенатеп

    Сменх-ка-Ра

    Тут-анх-Амон

    Ау

    Харемхеб

    (16 царей, 263 года)

    XIX династия

    1375–1202 до н. э.

    Рамсес I

    Сетехи I

    Рамсес II

    Мер-ен-Птах

    Сетехи II

    Амон-мес

    Си-Птах

    Сетех-нехт

    (7 царей, 209 лет)

    (Во второй книге Манефона 96 царей и 2121 год)

    XX династия

    1202–1102 до н. э.

    Рамсес III

    Рамсес IV

    Рамсес V

    Рамсес VI

    Рамсес VII

    Рамсес VIII

    Рамсес IX

    Рамсес X

    (12 царей, 135 лет)

    Поздний период

    XXI династия

    1102-952 до н. э.

    Верхний Египет, Нижний Египет

    Херихор Смендес

    Пианхи Пасеб-кхану I

    Пинеджем I Амонемипт

    Масахарта Си-Амон

    Пинеджем II

    Пасеб-кхану II

    (7 царей, 130 лет)

    XXII династия

    952-749 до н. э.

    Шешенк I

    Осоркон I

    Такелот I

    Осоркон II

    Шешенк II

    Такелот II

    Шешенк III

    Пами

    Шешенк IV

    (9 царей, 126 лет)

    XXIII династия

    749–721 до н. э.

    Пианхи I

    Педубаст Осоркон III

    Такелот III

    (4 царя, 28 лет)

    XXIV династия

    715–667 до н. э.

    Шабака

    Пианхи II

    Шабатака

    Тахарка

    Танутамон

    (3 царя, 40 лет)

    Ассирийская оккупация 667 г. до н. э.

    XXVI династия

    672–525 до н. э.

    Нехо I

    Псамтек I

    Нехо II

    Псамтек II

    Псамтек III

    Априс (Хопхра)

    Амасис II

    Псамтек IV

    (9 царей, 150 лет и 6 месяцев)

    Завоевание персов 525 г. до н. э.

    Персидский период

    XXVII династия

    525–332 до н. э.

    (8 персидских царей, 124 года и 4 месяца)

    XXVIII династия

    Амиртей (6 лет)

    XXIX династия

    (4 царя, 20 лет и 4 месяца)

    XXX династия

    379-342 до н. э.

    Нектанеб I

    Джехер Нектанеб II

    (3 царя, 38 лет)

    (согласно третьей книге Манефона, общее число лет правления составляет 1050)

    Завоевание Александра Македонского 332 г. до н. э.

    Период Птолемеев

    332–330 до н. э.

    Птолемей I Сотер I

    Птолемей II Филадельфус

    Птолемей III Еургеитис I

    Птолемей IV Филопатр

    Птолемей V Эпифанес

    Птолемей VI Филометр

    Птолемей VII Еургетис II

    Птолемей VIII Еупатр

    Птолемей IX Неос Филопатр

    Птолемей X Сотер II

    Птолемей XI Александр I

    Птолемей XII Александр II

    Птолемей XIII Филопатр

    Птолемей XIV Филопатр

    Птолемей XV Филопатр

    Клеопатра

    Захват Октавием (Октавиан) 30 г. до н. э.

    Карты










    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке