Вступление

Из истории известно, как высоко ценили вино древние. «Истина в вине», – говорили они. Древние греки презирали все другие напитки и ставили вино на первое место. У них существовало и божество виноделия – Дионис, которого римляне называли Вакхом и устраивали в его честь празднества с возлияниями, так называемые вакханалии.

Древнегреческая интеллигенция тоже не избегала употребления «дара богов». Наиболее известны греческие симпозиумы. То были философские беседы друзей-мудрецов в обществе приятных образованных женщин, обязательно сопровождавшиеся хорошей музыкой и употреблением вина. А великий философ Эпикур решил встретить свою смерть весело и без боли: перед кончиной он опорожнил кубок вина...

В древности вино готовили в домашних условиях, и были это именно наливки, о которых и пойдет речь в нашей книге. Слово «наливка» всегда ассоциируется с чем-то приятным и веселым, тогда как «настойка» вызывает у многих мысли об аптекарских тинктурах, изготовленных из различных лекарственных трав. Это недалеко от истины. Дело в том, что домашняя настойка – это действительно настой трав на самогоне, используемый для оздоровления организма еще в глубокой древности.

Известно, что истребленные в IX веке шотландские племена – пикты – готовили из лекарственных трав вересковый эль (мед). Печальной судьбе этого народа и утрате их рецепта приготовления верескового меда посвятил замечательное стихотворение знаменитый писатель Р. Л. Стивенсон, автор «Острова сокровищ». Возможно, для приготовления этого меда использовались пижма и будра: их народные английские названия так и звучат – «эль» (пижма) и «эльхуф» (будра)...

Целительные свойства различных алкогольных напитков человек познал в глубокой древности. Дошедшие до нас скудные летописи приводят примеры волшебного исцеления знатных людей и народных героев, отведавших этого чудесного зелья. Употребление настоек ядовитых трав позволяло вырабатывать невосприимчивость к подобным ядам. Это было полезно для тех высокопоставленных вельмож и могущественных царей, которые опасались, что враги прежде времени отправят их к праотцам...

Впоследствии, в средневековье, использование настоек различных ядовитых растений возобновилось, но на сей раз оно преследовало совсем иные цели: в средние века в среде медиков стало распространяться мнение, что ядами в малых дозах можно лечиться. Как удалось выяснить современной медицине, убеждение средневековых врачевателей и алхимиков – не заблуждение, определенные растительные яды действительно обладают терапевтическим эффектом.

Настойки приготовлялись крепкими, под самогон, и легкими, под пиво. Пиво, богатое минеральными веществами, пользовалось в средневековье славой лекаря, а потому многие настойки в то время готовились на пиве. Парацельс, основатель ятрохимии, приготовлял в медицинских целях такие настойки как папоротниковое пиво и пиво шалфейное. Папоротниковую настойку Парацельс рекомендовал при болезнях печени, а настойку шалфея – при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Переспелые фрукты были очень популярны у первобытных людей. Многие современные племена используют перезрелые, «настоявшиеся» плоды тонизирующих растений, чтобы, используя их в совокупности с наркотическими веществами, входить в транс – общаться с духами, как они это называли.

Использование подобных плодов, по одной из версий историков, породило технику изготовления настоек. Постепенно вино, как необходимый атрибут таинств и ритуалов, само стало предметом поклонения, появились культы вина и его богов. Как было написано выше, расцвет культа вина произошел в древнем Риме. Из Рима пришло в варварские языки слово biber – «напиток». Так варвары стали называть любой самогонный напиток. От этого слова произошло название пива почти во всех современных европейских языках: английское beer, немецкое Bier, французское biere.

Только церковные праздники обходились без бражки, пива и самогона. На любом другом торжестве присутствие горячительных напитков было обязательным. Пир «на весь мир» сопровождался разливом самых разнообразных крепленых напитков. А первым напитком гостям подавали «зелено вино» и лишь после подносили чары с пивом и медом. Не поднести вина на пиру всегда считалось обидой. Именно так обидел, если верить былине, Великий князь Киевский Владимир богатыря Илью Муромца.

Когда царь взял под контроль торговлю спиртными напитками (монополия торговли), изготовление домашних напитков – пива, наливок, настоек и бражки – для личного потребления все еще разрешалось. Одна из многих причин этого кроется в том, что полная монополия изготовления домашних напитков привела бы к утрате семейных рецептов наливок, настоек и т. д. и т. п., что вызвало бы народное возмущение.

... Времена меняются, и сейчас полки магазинов буквально ломятся от изобилия алкогольных напитков. Конечно, к праздничному столу проще купить их, но если у вас есть желание удивить гостей, подайте к столу что-то собственного приготовления. Наша книга поможет вам в этом.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке