• Групповой портрет участников русского посольства 1662 г. в Англию
  • Конклюзия Гедеона Вишневского, посвященная коронации императрицы Екатерины 16 мая 1724 г.
  • Портрет Павла I на фоне Гатчинского дворца
  • Объявление о коронации императрицы Анны Иоанновны
  • Портрет генерал-фельдцехмейстера светлейшего князя П. А. Зубова в костюме кавалера ордена св. Андрея Первозванного
  • Рядовой и унтер-офицер лейб-гвардии гусарского полка в 1812 г.
  • Мундирное платье по форме лейб-гвардии конного полка, принадлежавшее Екатерине II
  • Портрет Д. Н. Шереметева в форме обер-офицера Кавалергардского полка
  • Портрет Д. Н. Гончарова в камер-юнкерском мундире
  • Портрет адмирала О. М. де Рибаса (1749–1800)
  • Штаб-офицер лейб-гвардии уланского Его Императорского Высочества Цесаревича Константина Павловича полка
  • Улан лейб-гвардии уланского Его Императорского Высочества Цесаревича Константина Павловича полка
  • Владимирский сервиз (тарелки, черенки ручек для ножа и вилки)
  • Знаки орденов св. Андрея Первозванного, св. Александра Невского и св. Екатерины
  • Крест ордена св. Иоанна Иерусалимского («мальтийский» крест). Оборотная сторона креста
  • Портрет князя А. Б. Куракина
  • Путешественники на почтовой станции
  • Встреча фельдъегеря на почтовой станции
  • Конклюзия на престолонаследие
  • Внутренняя сторона крышки «пакетовой» табакерки на имя кабинет-курьера Бартенева
  • Портрет С. А. Грейг
  • Портрет С.-Э. Фермор
  • Внутренность «пакетовой» табакерки на имя графини Анны Петровны Шереметевой
  • Реестр о цветах. Реестр о мушках
  • Силуэт «Исленьев, Гагина, Ал. Ан. Маслова, Григориус, Кропотова, Н. Дубовицкой»
  • Портрет Е. С. Авдулиной
  • Силуэт «Вердеревская, Медынцева, царица Грузинская, Перфильева, Князева, Асатьян»
  • Портрет генерала Л. В. Дубельта
  • Портрет генерал-майора И. О. Витта
  • Вид города Дерпта
  • Портрет корнета Александрова (Н. А. Дуровой)
  • Портрет М. И. Лопухиной
  • Платье кашемировое цвета слоновой кости
  • Обувь женская
  • Вид Института благородных девиц (Смольного института) в Петербурге
  • Портрет Г. И. Алымовой
  • Портрет Е. И. Нелидовой
  • Портрет Н. С. Барщовой
  • Жилая комната в мезонине дворянского особняка
  • Портрет Е. Н. Хрущевой (1761–1811, в замужестве фон Ломан) и княжны Е. Н. Хованской (1762–1813, в замужестве Нелединская-Мелецкая)
  • Серия «Бал в Иркутске»
  • А. С. Пушкин и М. И. Хвостова на балу. Карикатура
  • Петербургский бал
  • Портрет М. С. Воронцова
  • Бал
  • Пара на маскараде
  • Бал у княгини М. Ф. Барятинской
  • Свадьба Феофилакта Шанского. Мужская половина
  • Наказание батогами
  • Свадьба Феофилакта Шанского. Женская половина
  • Прогулка на Крестовском острове
  • Семейный портрет Половцовых и Татищевых
  • Петербургский салон Олениных
  • Диванная в имении Богдановском
  • Портрет семьи Леонтия (Луи-Жюля, 1770–1822) и Екатерины Андреевны (урожд. Гроппе, 1777–1852) Бенуа
  • Русская свадьба
  • Портрет князя П. А. Вяземского (1792–1878)
  • Портрет П. Я. Чаадаева (1799–1856)
  • Портрет Н. В. Всеволожского на охоте
  • Сцена московской жизни
  • Обер-офицер русской императорской гвардии в походной форме
  • На балу
  • Титульный лист книги «Искусство играть в карты, в коммерческие игры, или Новый и полный карточный игрок». Часть 1–2 (М., 1830)
  • Силуэт «Ракитин, В. Н. Дубовицкая, Павленко, Григориус, В. Д. Елагин»
  • Игра в карты
  • Щеголь и обезьяна. Карикатура (из семейного альбома?)
  • Разворот книги «Устав воинский» (1716) с началом главы 49 «Патент о поединках и начинании ссор»
  • Дуэльные пистолеты фирмы Лепажа
  • Гравюры из книги Б. Фишера «Искусство фехтовать во всем его пространстве: новое описание со всеми нужными познаниями как владеть шпагою» (СПб., 1796)
  • Чтение оды перед императрицей Анной Иоанновной
  • Зимний дворец со стороны Дворцовой площади
  • Кабинет Александра I в Зимнем дворце
  • Портрет М. М. Сперанского (1772–1839)
  • Гостиная на половине Александра I в Зимнем дворце
  • Спальня на половине Александра I в Зимнем дворце
  • Екатерина II в храме богини правосудия
  • Вид Адмиралтейского бульвара и Дворцовой площади в Петербурге
  • Портрет Павла I в короне и одеянии ордена св. Иоанна Иерусалимского
  • «Сражение при Клястицах и смерть храброго генерал-майора Якова Петровича Кульнева 1812 года июля 20»
  • Марсово поле и Румянцевский обелиск в Петербурге
  • «Вид большого парада у дворца императора Александра I в Петербурге»
  • Конный портрет партизана 1812 года Д. В. Давыдова
  • Елагиноостровская гауптвахта с караулом Кавалергардского полка
  • Портрет великой княгини Елизаветы Петровны ребенком
  • Портрет императрицы Елизаветы Петровны в мужском костюме
  • Портрет генерала Н. Н. Раевского
  • К. Н. Батюшков. Автопортрет в цилиндре
  • Портрет В. Л. Пушкина (1766–1830)
  • Портрет генерал-майора П. Г. Лихачева
  • Наполеон на поле сражения при Аустерлице
  • Разговор пленного русского с Наполеоном на Бородинском поле
  • Сцена из трагедии В. А. Озерова «Поликсена»
  • Наполеон на поле сражения при Эйлау
  • Вид «печальной залы» с гробом Петра I
  • Продольная стена «печальной залы»
  • Портрет Г. Р. Державина (1743–1816)
  • Смерть А. В. Суворова
  • Надгробие А. В. Суворова в Александро-Невской Лавре в Петербурге
  • Похороны М. И. Кутузова 11 июня 1813 года в Петербурге
  • Скорбь. Аллегория. Эскиз для барельефа памятника работы М. П. Мартоса «Супругу — благодетелю» в Павловске
  • Портрет генерал-майора А. А. Тучкова IV
  • Погребение
  • Миропомазание
  • «Новой деревенской Дом». Авантитул в кн. В. А. Левшина «Всеобщее и полное домоводство…» (М., 1795)
  • Фронтиспис из «Книги Марсовой…» с портретом Петра I
  • Портрет графа Г. П. Чернышова
  • Портрет обер-сарваера И. М. Головина в окружении корабельных инструментов и деталей корабля
  • Башкирцы
  • Портрет И. Т. Неплюева
  • Прием французского посла в Венеции
  • Березовый остров (Троицкая площадь на Санкт-петербургском острове)
  • Трубецкой бастион Петропавловской крепости
  • Портрет графа Я. В. Брюса (1670–1735)
  • Портрет А. С. Матвеева (1625–1682)
  • Портрет А. Н. Радищева
  • Смерть Катона Утического
  • Комендант города Уральска полковник Симонов передает Пугачева Суворову в 1774 г.
  • Портрет С И. Шешковского
  • Французские офицеры отдают свои шпаги Суворову 15 апреля 1772 г. при сдаче Краковского замка
  • Взятие варшавского предместья Прага русскими войсками под командованием Суворова 4 ноября 1794 г.
  • Суворов в сражении при Нови 4 августа 1799 г.
  • Портрет А. В. Суворова
  • Вступление Суворова в Варшаву 29 октября 1794 г.
  • Суворов отдыхает на соломе
  • Английская карикатура на Суворова
  • «Краткое описание о взятии Очакова»
  • «Чин как провожали мальтийские кавалеры… Шереметева по наложении на него мальтийского креста…»
  • Вид Измайлова
  • Портрет Петра II
  • Петр II в санях
  • Шереметево подворье
  • Портрет княгини Н. Б. Долгоруковой
  • Портрет М. М. Хераскова (1733–1807)
  • Портрет Е. А. Лабзиной (1758–1828, урожд. Яковлевой) и ее воспитанницы С. А. Мудровой (1797–1870)
  • Бородинское сражение
  • Портрет В. А. Жуковского (1783–1852)
  • Портрет А. Р. Томилова
  • Портрет М. П. Ланского
  • Портрет Е. И. Чаплица
  • Портрет А. П. Ланского
  • Портрет графа Ф. В. Ростопчина
  • Портрет П. А. Оленина
  • Встреча Наполеона и Александра I 25 июня 1807 г. на Немане
  • Наполеон показывает гвардии портрет сына (накануне Бородинского сражения)
  • «Вид сражения при селе Бородине 26 августа 1812 года на левом крыле Российско-Императорской армии у деревни Семеновка»
  • На Бородинском поле после сражения
  • А. В. Чичерин и С. П. Трубецкой в палатке
  • А. В. Чичерин на марше
  • Пленение маршала Вандама в сражении под Кульмом 30 августа 1813 г.
  • Обер-офицер лейб-гвардии Егерского полка
  • Портрет Е. Ф. Муравьевой с сыном Никитой
  • Портрет Н. И. Тургенева (1789–1871)
  • Портрет братьев Коновницыных
  • В. К. Кюхельбекер и К. Ф. Рылеев на Сенатской площади 14 декабря 1825
  • Портрет А. Г. Муравьевой
  • Портрет П. П. Коновницына-младшего
  • Портрет М. С. Лунина
  • Секретный возок, доставивший в Сибирь двух ссыльных поляков
  • Портрет Е. П. Нарышкиной
  • Автопортрет Н. А. Бестужева
  • Портрет М. Ф. Орлова
  • Фрагмент «Панорамы Невского проспекта» с изображением здания аптеки
  • Портрет А. И. Якубовича
  • И. Д. Якушкин на крыльце дома среди родственников жены
  • Портрет Е. А. Карамзиной
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ

    к книге Лотмана Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)

    Групповой портрет участников русского посольства 1662 г. в Англию

    Неизвестный английский художник. X., м. 1662.


    Изображены князь Петр Семенович Прозоровский (16..— не позже 1668) по прозвищу Петр Большой, дворянин Иван Афанасьевич Желябужский (1635–17..), находившийся «вторым при посольстве» в звании Курмыжcкого воеводы (автор «Дневных записок с 1682 по 1709 год»), дьяк Иван Давыдов и переводчик Андрей Форот.

    Конклюзия Гедеона Вишневского, посвященная коронации императрицы Екатерины 16 мая 1724 г.

    И. Ф. Зубов. Гравюра резцом и офортом. 1724.


    Справа — Петр, показывающий Россию на глобусе, вокруг него фигуры Геркулеса, Нептуна и Афины, указывающей на Екатерину I, и аллегорические фигуры (Твердость, Слава, Истина, Благочестие и Вера). На столе две императорские короны. Внизу тексты богословских тезисов на латыни и русском и аллегорическая фигура женщины, бьющей в бубен («радость всенародная»). Гравюра была поднесена автором императрице во время коронации.

    Портрет Павла I на фоне Гатчинского дворца

    М. Д. Евреинов с оригинала С. С. Щукина. Миниатюра. Ок. 1800.


    Император в генеральском мундире по форме Преображенского полка с отложным воротником, украшенным введенным в 1800 г. шитьем и витым эполетом на левом плече (знак генеральского чина). Через плечо — голубая лента ордена св. Андрея Первозванного, на шее — крест св. Анны (любимый орден Павла I), на груди — знак ордена св. Иоанна Иерусалимского. На поясе — офицерский шарф (введен в 1796 г.). В руках трость — элемент офицерской экипировки того времени.

    Объявление о коронации императрицы Анны Иоанновны

    О. Эллигер. Офорт. 1731.


    Объявление (или «публикация») собравшейся в Кремле перед Грановитой палатой публике о коронации предваряется барабанным боем и звуками труб: справа изображены военные музыканты — литаврщики (конные барабанщики) и трубачи.

    Портрет генерал-фельдцехмейстера светлейшего князя П. А. Зубова в костюме кавалера ордена св. Андрея Первозванного

    И.-Б. Лампи-старший. X., м. 1796


    Генерал-фельдцехмейстер — высшее воинскoe звание для начальника артиллерии в русской армии. Зубов изображен в специальном орденском костюме состоящем из плаща (епанчи) и шляпы, надевавшемся в день ежегодного орденского праздника (30 ноября). На груди знаки ордена: звезда и цепь, которая замыкается орденским крестом с изображением распятого апостола.

    Рядовой и унтер-офицер лейб-гвардии гусарского полка в 1812 г.

    Литогр. 1840-е.


    Лейб-гусарский полк был сформирован в 1796 г. при Павле I и имел (с 1809) при общей гусарской форме красные ментики и доломаны, синие чакчиры, золотые (у офицеров; у нижних чинов — желтые) шнуры и галуны. В 1812 г. все гусары имели общеармейский кивер с белым султаном; на кивере лейб-гусар гвардейский двуглавый орел (вместо армейской черно-оранжевой кокарды); офицеры до 1814 г. имели право носить наброшенную на плечо леопардовую шкуру. Слева изображен рядовой гусар, справа — унтер-офицер, на что указывают обложенный галуном воротник и черный конец султана.

    Мундирное платье по форме лейб-гвардии конного полка, принадлежавшее Екатерине II

    1770-е.


    Конногвардейский полк — старейшая часть русской гвардейской кавалерии, сформирован в 1730 г. Нижнее платье, соответствующее офицерскому камзолу, красного цвета; верхнее платье, соответствующее кафтану, василькового цвета, с красным воротником и обшлагами, золотым форменным галуном и гладкими пуговицами. Императрица облачалась в платья по форме гвардейских частей для участия в ежегодных полковых праздниках.

    Портрет Д. Н. Шереметева в форме обер-офицера Кавалергардского полка

    О. А. Кипренский. X., м. 1824.


    Кавалергардский полк, сформированный Павлом I в 1800 г., принадлежал к тяжелой гвардейской кавалерии, имел кирасирское вооружение (каска с гребнем конского волоса, металлическая кираса, палаш — прямое тяжелое холодное оружие). На принадлежность к гвардии указывают петлицы (так наз. катушки) на воротнике и на обшлагах белого кирасирского колета. На плечах — обер-офицерские эполеты без бахромы. Эполеты и металлическое шитье у кавалергардов были серебряные, чем отличали их от конногвардейцев, имевших золотой металлический прибор. Белые замшевые обтягивающие лосины заправлены в высокие, выше колен, черные ботфорты, на руках белые перчатки с крагами.

    Портрет Д. Н. Гончарова в камер-юнкерском мундире

    Неизвестный художник. X., м. 1835.


    Дмитрий Николаевич Гончаров (1808–1860) — старший брат жены А. С. Пушкина, Натальи Николаевны, чиновник коллегии иностранных дел (в составе русской миссии в Персии разбирал бумаги убитого Грибоедова). Чин камер-юнкера 3 апреля 1809 г. был преобразован в почетное придворное звание, и его можно было получить, только имея уже какой-нибудь чин. Одет в парадный мундир камер-юнкера (на начало XIX в. — V класс, что соответствовало статскому советнику) темно-зеленого цвета (общего для всех гражданских мундиров) с красными обшлагами и воротником. Мундир с золотым шитьем с ниспадающими золотыми кистями по краям носился с белыми суконными панталонами до колен, белыми чулками и башмаками, шляпа к нему полагалась также шитая золотом и с белым плюмажем.

    Портрет адмирала О. М. де Рибаса (1749–1800)

    И.-Б. Лампи-старший. X., м. 1796.


    Испанский дворянин на русской службе, де Рибас одинаково блестяще командовал и кавалерией, и гребной флотилией, и черноморским гренадерским корпусом. Не однажды был уличен в казнокрадстве. На службу по морскому ведомству указывает мундир белого цвета с зеленым воротником и камзолом (введенный в 1745 г.). На чин — вице-адмирал (III класс, что соответствовало генерал-поручику) — указывает «полуторное» золотое шитье по борту кафтана. На мундире знаки ордена Александра Невского (восьмиугольная звезда и красная лента), св. Георгия 2-й степени (четырехугольная звезда и крупный, по моде XVIII в., крест на шейной ленте), св. Владимира (восьмиугольная, нижняя из трех, орденская звезда и крест на шее) и св. Иоанна Иерусалимского, получивший распространение при Павле I (командорский «мальтийский» белый крест на левой стороне груди, увенчанный бриллиантовой короной).

    Штаб-офицер лейб-гвардии уланского Его Императорского Высочества Цесаревича Константина Павловича полка

    Л. Киль. Литогр. 1821.


    Мундир уланов (род легкой кавалерии) в русской армии был синего цвета, полки отличались цветом суконного (воротники, обшлага, лацканы, чепраки) и металлического (эполеты, пуговицы, аксельбанты, эмблемы на шапках) прибора. Характерная черта уланской униформы — шапка с квадратным верхом. Полк Цесаревича имел красный суконный и серебряный металлический прибор, что отличало его от лейб-гвардии уланского полка, имевшего золотой металлический прибор. Униформа старших (штаб-) офицеров отличалась от униформы младших (обер-) офицеров только наличием бахромы на эполетах.

    Улан лейб-гвардии уланского Его Императорского Высочества Цесаревича Константина Павловича полка

    Л. Киль. Литогр. 1818.


    Нижние чины в уланских полках были вооружены длинными пиками и саблями. На литографии видна отличительная особенность униформы нижних чинов в уланских полках — эполеты (их в это время, кроме офицеров, носили только тамбур-мажоры военных оркестров).

    Владимирский сервиз (тарелки, черенки ручек для ножа и вилки)

    Завод Ф. Гарднера. Фарфор, роспись. 1785.


    Основным элементом росписи так наз. «орденских» сервизов служили знаки российских императорских орденов (звезды, кресты, ленты). В центре тарелки изображена звезда орденасв. Владимира, учрежденного в сентябре 1782 г. Екатериной II, по краю — орденская лента (красная с двойной черной каймой), внизу на ленте крест ордена. Сервизы изготовлялись по заказу двора на заводе Ф. Гарднера и использовались в дни орденских праздников на торжественных приемах.

    Знаки орденов св. Андрея Первозванного, св. Александра Невского и св. Екатерины

    Рис. гуашью (из иллюстраций к рукописи «Реляции о Московии» герцога Иакова Франциска де Лириа и Херика). 1731.


    Орден св. Андрея, основанный Петром I в 1698 г. — высший орден Российской Империи. Знаки ордена: звезда, голубая лента через правое плечо, Х-образный крест с изображением св. Андрея, носившийся на шее на цепи или на чрезплечной ленте у левого бедра. Женский орден св. Екатерины (с 1714) имел 2 степени — большого и малого креста, звезду и красную чрезплечную ленту с серебряной каймой. Орден св. Александра Невского, учрежденный Екатериной 1 в 1725 г., как и орден св. Андрея, степеней не имел. Знаки ордена: звезда, красная лента через левое плечо и крест красной эмали с золотыми двуглавыми орлами между лучами и изображением святого в центре.

    Крест ордена св. Иоанна Иерусалимского («мальтийский» крест). Оборотная сторона креста

    Гравюра резцом. Иллюстрация из кн. «Записка путешествия… боярина… Шереметева… в европейские государства…» (М., 1773).


    Золотой, украшенный алмазами знак ордена св. Иоанна Иерусалимского принадлежал Б. П. Шереметеву, первому русскому кавалеру ордена.

    Крест был вручен Шереметеву великим магистром ордена в резиденции на острове Мальта 9 мая 1698 г. вместе с «патентом на Малтийскую Кавалерию» с разрешением его «всегда пред всеми непостыдно на одеждах своих носити даже до кончины жизни своея». По возвращении боярина в Москву на «банкете» в доме Лефорта Петр поздравил Шереметева с кавалерством, подтвердив грамотой его право носить знак ордена и включать в свой титул звание кавалера ордена.

    Портрет князя А. Б. Куракина

    А. Радиг по оригиналу А. Рослина. Гравюра резцом. 1779.


    Князь Александр Борисович Куракин (1752–1818) — друг детства цесаревича Павла Петровича, воспитанник графа Никиты Панина, заменившего ему отца, один из влиятельнейших русских вельмож конца XVIII в. Провел несколько лет за границей, обучаясь разным наукам. Числясь при русском посольстве в Копенгагене, получил в 1766 г. датский придворный орден «Совершенного согласия или Верности», учрежденный датской королевой Софией Магдаленой в 1732 г., со звездой и лентой которого изображен на этом портрете. Впоследствии Куракин был русским послом в Вене (1806–1808) и Париже (1808–1812, где получил прозвище «бриллиантовый князь» за роскошь костюмов), вице-канцлером империи, заведующим Коллегией иностранных дел и канцлером российских императорских орденов (с 1802).

    Путешественники на почтовой станции

    К. И. Кольман. Литогр. 1825.

    Встреча фельдъегеря на почтовой станции

    П. И. Челищев. Рис. 1830.


    Фельдъегерь в военной форме, вооруженный пистолетами и саблей, приехал на почтовую станцию; на груди у него фельдъегерская сумка с документами; выскочивший навстречу в домашних тапочках смотритель кричит, требуя скорее новую тройку.

    Конклюзия на престолонаследие

    Г. С. Мусикийский. Миниатюра на эмали. 1717.


    Изображены Петр I, Екатерина, справа — их сын царевич Петр Петрович (1715–1719), на которого Петр указывает скипетром — знаком императорской власти, что символизирует назначение царевича наследником престола вместо старшего сына от первой жены Петра, царицы Евдокии Лопухиной, царевича Алексея (1690–1718). Миниатюра была выполнена по заказу Меншикова еще до официального объявления Петра Петровича наследником (1718). Женская фигура с зеркалом справа — аллегория истины; слева, с весами — аллегория правосудия.

    Внутренняя сторона крышки «пакетовой» табакерки на имя кабинет-курьера Бартенева

    Императорский фарфоровый завод. Фарфор, роспись. 1750-е.


    «Пакетовые» табакерки назывались так, потому что внешне напоминали небольшие почтовые конверты или пакеты. Оформленные так табакерки не только служили для хранения табака — см. в «Переписке Моды» (М., 1791) речь «женской табакерки»: «должность же наша состоит в том, что мы собою отправляем род любовной почты: мы служим потаенною кибиточкою, в которой волокита пересылает свои письма, любовные бредни и романические воображения, ибо табакерки многих женщин и девушек учинились ныне не чем иным, как кибиточками любовной почты».

    Портрет С. А. Грейг

    К.-Л.-И. Христинек. X., м. 1770-е


    Сара Александровна Грейг (1752–1793), урожд. Кук, жена шотландца на русской службе, адмирала С. К. Грейга (1736–1788). Изображена в корсетном платье с юбкой на фижмах. Высокая прическа с использованием шиньона из собственных волос обильно напудрена. Прическа и платье отделаны кружевами.

    Портрет С.-Э. Фермор

    И. Я. Вишняков. X., м. Ок. 1750.

    Внутренность «пакетовой» табакерки на имя графини Анны Петровны Шереметевой

    Императорский фарфоровый завод. Фарфор, роспись. 1750-е.


    Надпись внутри крышки гласит: «Я люблю душа моя тебя, Болше нежели сама себя, — !»

    Реестр о цветах. Реестр о мушках

    Лубочная гравюра на меди. Втор. пол. XVIII в.


    Левая половина текста толкует значения цветов, например, «осиновой: гордость, вишневой: неправда, рудожелтой: свидание и целование»; правая колонка разъясняет значение мушки в зависимости от положения на теле: «среди лба: знак любви, под левой щекою: горячество, на правой руке: волокита». Текст скорее всего заимствован из «Письмовника» Николая Курганова (первое издание — 1769).

    Силуэт «Исленьев, Гагина, Ал. Ан. Маслова, Григориус, Кропотова, Н. Дубовицкой»

    1834.


    Серия силуэтов, созданных силуэтистом-любителем Хвощинским, изображает рязанское дворянское общество 1830-х гг. и была подарена Н. Г. Рюмину на память по случаю переезда его из Рязани в Москву. В 1914 г. серия находилась в собрании Л. Н. Погожевой.

    Портрет Е. С. Авдулиной

    О. А. Кипренский. X., м. 1822.


    Внучка купца-миллионера Яковлева, Екатерина Сергеевна (1788–1832), жена полковника-кавалергарда (с 1810 г. — генерал-майора) А. Н. Авдулина, хозяйка особняка на Дворцовой набережной и домашнего театра на каменноостровской даче. Изображена в модном облегающем голову чепце, в руках — сложенный веер, обязательная деталь туалета дамы не в домашней обстановке; на плечи накинута шаль, так же непременный атрибут костюма русской дворянки пушкинской эпохи.

    Силуэт «Вердеревская, Медынцева, царица Грузинская, Перфильева, Князева, Асатьян»

    1834.

    Портрет генерала Л. В. Дубельта

    Неизвестный гравер с оригинала Д. Доу. После 1827.


    Леонтий Васильевич Дубельт (1792–1862) изображен в форме генерал-майора, о чем свидетельствуют две звездочки (введенные как знак различия в русской армии в 1827 г.) на эполетах с густой бахромой.

    Портрет генерал-майора И. О. Витта

    Г. Доу с оригинала Д. Доу. Гравюра резцом. 1823.


    До того, как стать начальником военных поселений на юге России, Иван Осипович Витт (1781–1840) во время войны 1812 г. командовал бригадой казачьих регулярных полков, сформированных под его командой на Украине. Изображен в парадном общегенеральском мундире, со знаками орденов св. Александра Невского (звезда), св. Георгия 3-го класса (крест белой эмали в разрезе воротника), св. Владимира 2-й степени (нижняя звезда и второй сверху крест), с медалями за войну 1812 г. (серебряной для военных и бронзовой — дворянской) и двумя иностранными орденами: прусским Красного Орла 2-й степени и шведским Меча. Усы генерала свидетельствуют о его службе в кавалерии.

    Вид города Дерпта

    А. Дормье по рис. Е. М. Корнеева. 1806–1810. Гравюра резцом и офортом.


    Вид на реку Эбмах (ныне — Эмайыги), на которой стоит город. На дальнем плане каменный разводной мост, построенный к предполагавшемуся посещению города Екатериной II, протестантская (слева) и православная (справа) церкви. Посетивший Дерпт проездом в 1815 г. ф. В. Ростопчин отмечал: «Дерпт — маленький красивый город… Ему чрезвычайно выгоден Университет, ибо от 300 студентов ежегодно обращается до пятисот тысяч рублей. Бывают столкновения между русскими и немцами; недавно двое поплатились жизнью… Дерпт славится в Лифляндии хорошим вкусом и тоном и подобно Парижу снабжает край модами».

    Портрет корнета Александрова (Н. А. Дуровой)

    Неизвестный художник. Акв. 1810.


    Изображена в офицерском гусарском армейском мундире со знаком ордена св. Георгия 4-го класса, полученным за спасение раненого офицера на поле боя.

    Портрет М. И. Лопухиной

    В. Л. Боровиковский. X., м. 1797.


    Мария Ивановна Лопухина (урожд. графиня Толстая), сестра графа Ф. И. Толстого Американца, была женой егермейстера императорского двора Степана Абрамовича Лопухина (ушедшего в отставку после смерти Павла I). Есть сведения, что она была несчастлива в браке. Умерла в 1803 г. от чахотки. Под впечатлением от этого портрета Я. П. Полонский написал в 1885 г. «Экспромт к портрету Лопухиной»:

    «Она давно прошла — и нет уже тех глаз,
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье — тень любви, и мысли — тень печали…
    Но красоту ее Боровиковский спас…»

    Изображена в модном платье-«тунике» с высокой талией из тонкой полупрозрачной материи, с античной прической из собственных волос (вариант «греческого узла»).

    Платье кашемировое цвета слоновой кости

    1820-е.

    Обувь женская

    Первая четв. XIX в.

    Вид Института благородных девиц (Смольного института) в Петербурге

    С. Ф. Галактионов. Рис. 1824.

    Портрет Г. И. Алымовой

    Д. Г. Левицкий. X., м. 1776.


    Глафира Ивановна Алымова (1758–1826), выпущенная из Смольного института в 1776 г. «с шифром», изображена в платье белого цвета, установленного для воспитанниц IV (старшего) возраста. Считалась одной из лучших русских арфисток, с 1776 г. — фрейлина двора. В первом браке — за поэтом А. А. Ржевским, во втором — за И. П. Мискле, переводчиком басен Крылова на французский язык.

    Портрет Е. И. Нелидовой

    Д. Г. Левицкий. X., м. 1773.


    Екатерина Ивановна Нелидова (1758–1839) — одна из лучших учениц в Смольном институте, была любимицей Екатерины II за свой веселый нрав и живой ум. По окончании института была определена фрейлиной к великой княгине Марии Федоровне, жене наследника Павла Петровича. Фаворитка Павла, после его воцарения — камер-фрейлина двора. Несмотря на то, что контролировала полностью распределение высших постов в империи, отличалась бескорыстием и часто выступала заступницей перед Павлом. После появления новой фаворитки, Лопухиной, переехала жить в Смольный монастырь. Заступничество ее за императрицу, которую Павел хотел выслать в Холмогоры, привело к высылке Нелидовой из Петербурга. После убийства Павла помогала Марии Федоровне в управлении воспитательными учреждениями.

    Портрет Н. С. Барщовой

    Д. Г. Левицкий. X., м. 1776.


    Наталья Семеновна Барщова (1758–1843) изображена в театральном костюме во время исполнения танцевального номера в спектакле театра Смольного института. После выпуска в 1776 г. «с вензелем» — фрейлина великой княжны Марии Федоровны, с 1809 — гофмейстерина императорского двора. Была замужем за К. С. Мусиным-Пушкиным, а после его смерти — за бароном фон дер Ховеном.

    Жилая комната в мезонине дворянского особняка

    Неизвестный художник. X., м. Конец 1830-х — нач. 1840-х.

    Портрет Е. Н. Хрущевой (1761–1811, в замужестве фон Ломан) и княжны Е. Н. Хованской (1762–1813, в замужестве Нелединская-Мелецкая)

    Д. Г. Левицкий. X., м. 1773.


    Смолянки изображены в театральных костюмах для выступления на сцене театра Смольного института.

    Серия «Бал в Иркутске»




    А. Е. Мартынов. Литогр. 1821–1824.


    Судя по униформе танцоров-военных, изображен бал не ранее 1807 г, Дамы одеты в ампирные платья с высокой талией, прическами «а ля грек». Танцоры-военные в парадной «бальной» форме (в белых кюлотах и башмаках). Сцена провинциального бала (3-я литогр.) дана глазами столичного художника: дамы сидят на заднем плане в ряд, слева — группа молодых мужчин, из которых выделяется столичный щеголь в парадном мундире, в бальных кюлотах и башмаках. Засунув руки в карманы, он иронически смотрит на танцующую перед ним пару — даму в просвечивающем модном ампирном платье (но без длинных бальных перчаток) и кавалера в гусарских «ботиках» с кисточками и шпорами (деталь, вряд ли возможная на столичном балу). Наглядно проявляется по деталям костюмов разница между танцорами и пришедшими не танцевать мужчинами в правой группе из трех кавалеров: танцор — только молодой чиновник, разглядывающий в лорнет танцующих; два офицера при холодном оружии и с тростями в руках (левый — очевидно, гусар) выступают в роли зрителей.

    А. С. Пушкин и М. И. Хвостова на балу. Карикатура

    Неизвестный художник. Акв. Конец 1820-х.


    Альбомный рисунок находит точное подтверждение в воспоминаниях А. О. Смирновой-Россет, описывающей вечер у Е. М. Хитрово в 1828 г.: приглашенный на мазурку подругой мемуаристки, княжной Радзивилл, Пушкин «небрежно прошелся с ней по зале»; затем его выбрала Россет; «он и со мной небрежно прошелся, не сказав ни слова».

    Петербургский бал

    Неизвестный художник. Акв. из альбома А. В. Бобринской. 1820-е.

    Портрет М. С. Воронцова

    К. Гампельн. Рис. 1820-е.


    Генерал Михаил Семенович Воронцов (1782–1856) изображен в домашней обстановке, в расстегнутом сюртуке с генерал-адъютантскими эполетами и аксельбантом. Перед столом с письменными принадлежностями стоит скульптурный бюст его жены.

    Бал

    Рис. из альбома В. И. Апраксина. 1810-е.

    Пара на маскараде

    А. О. Орловский. Рис. из семейного альбома. Нач. XIX в.

    Бал у княгини М. Ф. Барятинской

    Г. Г. Гагарин. Акв. 1834.


    На первом плане семь обер-офицеров гвардии, танцующих с дамами в платьях с декольтированными плечами, в обязательных на балу длинных белых перчатках и бальных туфельках без каблуков. Три офицера справа одеты в черные вицмундиры (без шитья на воротнике и обшлагах) с серебряным металлическим прибором (эполетами и пуговицами). В центре, в парадном мундире с широким красным лацканом и золотым металлическим прибором — офицер Преображенского полка. Его обер-офицерские (без бахромы) золотые эполеты несколько увеличенного против нормы размера и согласно военной моде этого времени чересчур загнуты вверх. Правее, спиной к нам, стоит обер-офицер в форме лейб-гвардии Казачьего полка (красная казачья куртка с серебряным прибором) с адъютантским аксельбантом на правом плече. Справа от него еще два кавалергарда в вицмундирах. Отметим, что все танцующие молодые офицеры (кроме преображенца) — без наград; между преображенцем и лейб-казаком в глубине стоят двое не танцующих офицеров постарше, мундиры которых украшены многочисленными наградами: слева кавалергард в штаб-офицерских эполетах с аксельбантом, орденской звездой, крестом на шее и с колодкой орденов и медалей; правее обер-офицер генерального штаба (об этом свидетельствуют пышное серебряное шитье на воротнике, витой эполет на правом плече и серебряный аксельбант), у него на мундире колодка орденов младших степеней и медалей. Сочетание парадных и вицмундиров на балу свидетельствует о его домашнем характере, — на официальном балу офицеры не могли появиться в вицмундирах и длинных брюках, здесь были бы обязательны кюлоты, чулки с башмаками. Оркестр имеет смешанный состав: среди штатских музыкантов — два флейтиста-военных в расшитых золотыми галунами музыкантских мундирах (приглашение оркестров гвардейских полков на балы было нормой в Петербурге XIX в.).

    Свадьба Феофилакта Шанского. Мужская половина

    А. Шхонебек. Офорт. 1702.


    Свадьба «многоутешного шута и смехотворца» Шанского проходила во дворце Лефорта в Немецкой слободе и носила, по замыслу Петра, поучительный характер: первые два дня Петр приказал праздновать в старом московском платье и раздельно мужчинам и женщинам и только на третий день разрешил всем переодеться в привычное «немецкое» платье и праздновать всем вместе.

    Наказание батогами

    Рис. гуашью (из иллюстраций к рукописи «Реляции о Московии» герцога Иакова Франциска де Лириа и Херика, 1731).

    Свадьба Феофилакта Шанского. Женская половина

    А. Шхонебек. Офорт. 1702.


    Гравюры Шхонебека изображают первую стадию свадьбы (третья гравюра, с изображением совместного праздника, так и не была создана).

    Прогулка на Крестовском острове

    А. Е. Мартынов. Литогр. 1821–1822.


    Литография изображает популярнейшее в пушкинское время место гуляния петербуржцев. На заднем плане художник поместил сразу два вида качелей («на доске» и «круглые», типа «чертова колеса» с четырьмя кабинками, приводившимися в движение вручную) и слева — карусель.

    Семейный портрет Половцовых и Татищевых

    Неизвестный художник. X., м. Конец 1830-х — нач. 1840-х.

    Петербургский салон Олениных

    Неизвестный художник. Рис. Нач. XIX в.

    Диванная в имении Богдановском

    Неизвестный художник. X., м.

    Портрет семьи Леонтия (Луи-Жюля, 1770–1822) и Екатерины Андреевны (урожд. Гроппе, 1777–1852) Бенуа

    Художник первой пол. XIX в. (Оливье?). X., м. Ок. 1816.

    Русская свадьба

    К. Вагнер по оригиналу Е. М. Корнеева. Гравюра резцом, акв. 1812.

    Портрет князя П. А. Вяземского (1792–1878)

    О. А. Кипренский. Рис. 1835.

    Портрет П. Я. Чаадаева (1799–1856)

    Раков с оригинала Козима. X., м. 1864.

    Портрет Н. В. Всеволожского на охоте

    А. О. Дезарно. X., м. 1817.


    Никита Всеволодович Всеволожский (1799–1862) — чиновник коллегии иностранных дел, впоследствии камергер и действительный статский советник. Один из основателей общества «Зеленая лампа», предоставивший свой петербургский дом для его заседаний. Ему посвящено стихотворение А. С. Пушкина «Прости, счастливый сын пиров…». Дом Всеволожских упоминается в планах неосуществленного романа Пушкина «Русский Пелам».

    Сцена московской жизни

    И. С. Бугаевский. Рис. Первая четв. XIX в.

    Обер-офицер русской императорской гвардии в походной форме

    С. Кивердо. Раскраш. офорт. 1815.


    Изображен офицер русской гвардейской пехоты в сюртуке, с ранцем за плечами, в треуголке, повернутой «в поле» по походной моде (полагалось носить треуголку широкой стороной вперед), в серых походных брюках и башмаках. Пояс перетянут офицерским шарфом, на шее орден св. Анны

    2-й степени, на груди Георгиевский крест 4-го класса и медали. В руке офицер держит кавалерийскую саблю (в то время как ему полагалась офицерская шпага).

    На балу

    Неизвестный художник. Рис. из семейного альбома Олениных. Первая четв. XIX в.


    Изображены два кавалера — штатский во фраке и гвардейский штаб-офицер в форме, указывающей на его нежелание принимать участие в танцах — он при шпаге и со шпорами (изобразительный комментарий к пушкинскому «Роману в письмах»: «Мы являлись на балы не снимая шпаг — нам было неприлично танцовать…»).

    Титульный лист книги «Искусство играть в карты, в коммерческие игры, или Новый и полный карточный игрок». Часть 1–2 (М., 1830)


    Силуэт «Ракитин, В. Н. Дубовицкая, Павленко, Григориус, В. Д. Елагин»

    Из серии Хвощинского. 1834.

    Игра в карты

    И. С. Бугаевский. Рис. Первая четв. XIX в.

    Щеголь и обезьяна. Карикатура (из семейного альбома?)

    Первая четв. XIX в.


    Под столом валяются игральные карты с загнутыми углами — свидетельство недавней азартной игры; ставивший на кон такую карту игрок увеличивал ставки в соответствии с количеством гнутых углов.

    Разворот книги «Устав воинский» (1716) с началом главы 49 «Патент о поединках и начинании ссор»


    Дуэльные пистолеты фирмы Лепажа

    Париж. 1818.

    Гравюры из книги Б. Фишера «Искусство фехтовать во всем его пространстве: новое описание со всеми нужными познаниями как владеть шпагою» (СПб., 1796)



    Чтение оды перед императрицей Анной Иоанновной

    О. Эллигер. Офорт. 1731.


    Единственное сохранившееся изображение весьма частого в XVIII в. сюжета. Поскольку читающий обращается к сидящей на троне императрице, он стоит на одном колене. Мужчины одеты в кафтаны без воротников, узкие в талии, с модными в начале 1730-х гг. широкими обшлагами-отворотами. Кавалер в середине группы придворных слева — образец модной в середине XVIII в. мужской фигуры: узкие плечи, грушеобразный торс, большой живот. За троном — фрейлины, справа — двое придворных высокого ранга с орденскими лентами через плечо.

    Зимний дворец со стороны Дворцовой площади

    М. Н. Воробьев. Рис. Первая четв. XIX в.


    Изображена не сохранившаяся до нашего времени трибуна перед фасадом дворца и двухмаршевыми лестницами по бокам. Развевающийся над дворцом флаг поднимался на флагштоке в случае нахождения императора во дворце.

    Кабинет Александра I в Зимнем дворце

    Л. К. Плахов. X., м. 1830.

    Портрет М. М. Сперанского (1772–1839)

    П. А. Иванов. Миниатюра на кости. 1806.


    Портрет этот в точности совпадает с описанием Ф. ф. Вигеля: «Он имел лицо весьма приятное и белизну молочного цвета. Голубые взоры его ни на что не устремлялись, никогда не блуждали, никогда не потуплялись». Характерная особенность «взгляда» Сперанского, подчеркнутая современником, — результат церковного происхождения и воспитания Сперанского, попавшего в мир большой политики из домашних секретарей князя А. Б. Куракина.

    Гостиная на половине Александра I в Зимнем дворце

    Б. Головина. Акв. Первая четв. XIX в.

    Спальня на половине Александра I в Зимнем дворце

    Б. Головина. Акв. Первая четв. XIX в.

    Екатерина II в храме богини правосудия

    Д. Г. Левицкий. X., м. 1783.


    Программа портрета, заказанного канцлером А. А. Безбородко для его петербургского особняка, сочинена Н. А. Львовым. На создание портрета откликнулись в стихах И. Ф. Богданович и Г. Р. Державин (ода «Видение Мурзы»), Сжигаемые на алтаре цветы мака означают, что императрица «жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя»; статуя справа вверху — богиня правосудия, в храме которой происходит действие. Орел с перунами на стопке книг охраняет законы, дарованные императрицей подданным.

    Вид Адмиралтейского бульвара и Дворцовой площади в Петербурге

    Ф. К. Неелов. Акв. 1809.

    Портрет Павла I в короне и одеянии ордена св. Иоанна Иерусалимского

    Д. И. Евреинов. Миниатюра. Ок. 1800.


    В одеянии сочетаются элементы парадного костюма российского императора («большая» императорская корона, мантия, подбитая горностаевым мехом, скипетр в правой руке, держава слева на подушке, знак высшего российского ордена св. Андрея Первозванного на груди) с символикой ордена св. Иоанна Иерусалимского, великим магистром которого Павел стал в конце 1798 г. (далматик золотистого цвета с белым мальтийским крестом, надетый под императорскую мантию, и знак ордена в виде креста на шейной ленте).

    «Сражение при Клястицах и смерть храброго генерал-майора Якова Петровича Кульнева 1812 года июля 20»

    Неизвестный гравер. Офорт (иллюстрация из кн. «Жизнь… Я. П. Кульнева, писанная А. Н. Н-м». СПб., 1815).

    Марсово поле и Румянцевский обелиск в Петербурге

    Б. Патерсен. Гравюра очерком, акв. 1806. Фрагмент.

    «Вид большого парада у дворца императора Александра I в Петербурге»

    Б. Патерсен. Гравюра очерком, акв. 1807–1808.

    Конный портрет партизана 1812 года Д. В. Давыдова

    М. Дюбург по рис. А. Орловского. Раскраш. гравюра. 1814.


    Денис Васильевич Давыдов (1784–1839) изображен в казачьем чекмене, с казачьей шашкой (вместо полагавшейся по уставу сабли) и неуставной шапочке, что отличает его костюм от формы изображенных справа гусар (интересно, что такую деталь униформы, как офицерский шарф, Давыдов сохранил: кисти шарфа, повязанного на поясе, свисают на круп коня).

    Елагиноостровская гауптвахта с караулом Кавалергардского полка

    А. Ладюрнер. X., м. 1840.

    Портрет великой княгини Елизаветы Петровны ребенком

    Л. Каравакк. X., м. Втор. пол. 1710-х.

    Портрет императрицы Елизаветы Петровны в мужском костюме

    Л. Каравакк (?). X., м. Середина XVIII в.

    Портрет генерала Н. Н. Раевского

    С. Карделли. Гравюра. 1813.


    Николай Николаевич Раевский (1771–1829) — герой войны 1812 года, прославился в сражениях под Салтановкой, когда лично водил солдат Смоленского полка в штыковую атаку, при Смоленске и Бородине, где корпус под его командованием занимал центр позиции русской армии. Два генерала-декабриста — князь С. Г. Волконский и М. Ф. Орлов были женаты на его дочерях. Под портретом изображена апокрифическая сцена боя под Салтановкой 11 июля 1812 г.: согласно распространенной легенде, Раевский пошел в атаку на французские войска вместе со своими юными сыновьями.

    К. Н. Батюшков. Автопортрет в цилиндре

    Рис. Первая четв. XIX в.

    Портрет В. Л. Пушкина (1766–1830)

    Ж. Вивьен. Рис. 1823 (?).

    Портрет генерал-майора П. Г. Лихачева

    Д. Доу. X., м. Не позднее 1825.


    В 1812 г. Петр Гаврилович Лихачев (1758–1812) командовал 24-й пехотной дивизией в корпусе Д. С. Дохтурова. Изображен в парадном общегенеральском мундире со знаками орденов св. Георгия 3-й степени (крест белой эмали на шее), св. Анны 1-й степени (звезда на левой стороне груди), св. Владимира 3-й степени (крест красной эмали на шее), командорским крестом ордена св. Иоанна Иерусалимского («мальтийский» крест белой эмали с королевскими лилиями между лучами, увенчанный короной). Доу изобразил справа от орденов медали за войну 1812 года: серебряную (для военных) и бронзовую (дворянскую), которые умерший во французском плену Лихачев носить, конечно, не мог.

    Наполеон на поле сражения при Аустерлице

    Э. Росотт по оригиналу Ф. Жерара 1810 г. Офорт. 1853.


    Изображен эпизод конца сражения. Справа — Наполеон со свитой, правее — группа русских пленных под конвоем гренадеров Старой гвардии в высоких меховых шапках. В левой части мамелюк с трофейными русскими штандартами (знаменами кавалерийских частей); адъютант Наполеона (без треуголки, верхом) указывает императору на пленных русских кавалергардов и конногвардейцев (в кирасирских касках) на втором плане. Картина Жерара украшала зал Государственного совета во дворце Тюильри.

    Разговор пленного русского с Наполеоном на Бородинском поле

    С. Ф. Галактионов. Гравюра резцом.


    Иллюстрация к 3-й части романа Ф. В. Булгарина «Петр Иванович Выжигин: нравоописательно-исторический роман XIX века» (СПб., 1831).

    Сцена из трагедии В. А. Озерова «Поликсена»

    М. А. Иванов по рис. И. А. Иванова. Гравюра резцом. 1828.

    Наполеон на поле сражения при Эйлау

    А.-Ж. Гро. X., м. 1808.

    Вид «печальной залы» с гробом Петра I

    А. И. Ростовцев по рис. М. Г. Земцова по инвенции Н. Пино. Гравюра резцом, офорт. 1725.


    Оформление «печальной залы» несет на себе явные следы западной, католической традиции: обилие аллегорических фигур (Россия слева от гроба и Геркулес — справа, скелеты-щитодержатели с государственным гербом над головой усопшего), почетный караул из одетых в черные плащи и береты алебардщиков. В ногах гроба — три ордена на специальных табуретах, слева — скипетр, справа — держава; в головах — императорская корона и царские шапки (эквивалент короны в допетровской традиции). На стенах — гербы русских земель и городов.

    Продольная стена «печальной залы»

    С. М. Коровин по рис. М. Г. Земцова по инвенции Н. Пино. Гравюра резцом, офорт. 1725.

    Портрет Г. Р. Державина (1743–1816)

    А. А. Василевский. X., м. Нач. XIX в.

    Смерть А. В. Суворова

    К. Гампельн по рис. П. А Оленина. Литогр., 1822.


    Собравшиеся у постели умирающего офицеры изображены в мундирах более позднего, александровского времени с высокими стоячими воротниками и с эполетами. Авторы литографии машинально перенесли привычную им форму 1820-х гг. на конец царствования Павла I.

    Надгробие А. В. Суворова в Александро-Невской Лавре в Петербурге

    Гравюра. Середина XIX в.

    Похороны М. И. Кутузова 11 июня 1813 года в Петербурге

    М. Н. Воробьев. Рис. 1814.

    Скорбь. Аллегория. Эскиз для барельефа памятника работы М. П. Мартоса «Супругу — благодетелю» в Павловске

    А. Е. Егоров. Рис. 1808.


    Памятник был заказан скульптору Мартосу вдовой Павла I императрицей Марией Федоровной, по желанию которой на барельефе в аллегорическом ключе изображена скорбь императорской семьи по поводу смерти отца: двое в античных доспехах справа — старшие сыновья Александр и Константин (сидит); левее — два младших сына Николай и Михаил (в профиль). В левой части барельефа женская фигура с накинутым на голову покрывалом — Мария Федоровна. Ее обнимает дочь Мария (будущая герцогиня Саксен-Веймарская), левее дочь Анна (будущая королева Нидерландов), крайняя слева Екатерина, в первом браке — принцесса Ольденбургская, во втором — королева Вюртембергская. Женская фигура, возносящаяся на небо, символизирует Александру Павловну, старшую дочь, жену австрийского эрцгерцога Иосифа, умершую после родов 4 марта 1801 г.

    Портрет генерал-майора А. А. Тучкова IV

    Д. Доу. X., м. Не позднее 1825.


    Александр Алексеевич Тучков (1778–1812), младший из четырех братьев Тучковых, находившихся к 1812 г. на действительной службе в генеральском чине. Погиб в Бородинской битве у Семеновских флешей, когда со знаменем в руках повел солдат Ревельского полка в контратаку. Тело его найти не удалось. На портрете Доу он изображен в генеральском мундире, со знаками орденов св. Георгия 4-го класса, св. Владимира 3-й степени, св. Анны 2-й степени с алмазами и медалью «В память Отечественной войны» (медаль была учреждена после смерти Тучкова), но, вероятно, по желанию вдовы генерала, Маргариты Михайловны (урожд. Нарышкиной), художник изобразил медаль на портрете генерала.

    Погребение

    К. Вагнер по рис. Е. М. Корнеева. Офорт, акватинта, акв. 1812.

    Миропомазание

    К. Вагнер по рис. Е. М. Корнеева. Офорт, акватинта, цв. печать. 1812.


    Миропомазание — второе по порядку совершения (после крещения) из семи таинств, признаваемых русской православной церковью, состоит в помазании священнослужителем лба, глаз, рта, ноздрей, ушей, груди, рук и ног священным миром (смесь около 30 ароматических веществ, основу которой составляют оливковое масло и белое виноградное вино) со словами «печать дара Духа Святаго», для сообщения крещенному «силы благодати Божией». На гравюре, очевидно, изображена сцена крещения и миропомазания больного, решившего креститься перед смертью (в правом углу видна крестильная чаша). Священник в облачении изображен в момент совершения таинства (в руках у него чаша с миром).

    «Новой деревенской Дом». Авантитул в кн. В. А. Левшина «Всеобщее и полное домоводство…» (М., 1795)

    Гравюра.

    Фронтиспис из «Книги Марсовой…» с портретом Петра I

    А. Ф. Зубов. Гравюра резцом и офортом. 1712.

    Портрет графа Г. П. Чернышова

    К. Анисимов по рис. Я. И. Аргунова. Гравюра пунктиром. 1812.

    Портрет обер-сарваера И. М. Головина в окружении корабельных инструментов и деталей корабля

    А. Ф. Зубов. Гравюра резцом и офортом. 1717–1720.

    Башкирцы

    В. В. Мельников по рис. Е. М. Корнеева. Офорт, акв. 1809.

    Портрет И. Т. Неплюева

    Неизвестный гравер. Втор. пол. XIX в.

    Прием французского посла в Венеции

    А. Канале (Каналетто). X., м. 1740-е.

    Березовый остров (Троицкая площадь на Санкт-петербургском острове)

    Ф. Васильев (?). Рис. Ок. 1719.

    Трубецкой бастион Петропавловской крепости

    Ф. Васильев (?). Рис. 1719.

    Портрет графа Я. В. Брюса (1670–1735)

    Н. Иванов по рис. Я. И. Аргунова. Гравюра пунктиром. 1812.

    Портрет А. С. Матвеева (1625–1682)

    Неизвестный гравер. Гравюра резцом.


    Фронтиспис из кн. Н. И. Новикова «История о невинном заточении ближнего боярина А. С. Матвеева» (СПб., 1776).

    Портрет А. Н. Радищева

    И. Вендрамини. Гравюра пунктиром. 1790.

    Смерть Катона Утического

    Г. Г. Летьер. X., м. Ок. 1795.

    Комендант города Уральска полковник Симонов передает Пугачева Суворову в 1774 г.

    X. Г. Гейзер по рис. И. Д. Шуберта. Гравюра. 1796.


    Справа стоят солдаты, одетые в новую, введенную в 1786 г. (т. е. через девять лет после изображаемого события) форму. Она состояла из короткой куртки, свободных штанов с нашитыми кожаными крагами, кожаной каски с поперечным гребнем и двумя суконными лопастями, завязывавшимися в холодное время на шее. Были отменены косы, букли и пудра. Рода войск отличались только сочетанием цветов униформы. Изменения не коснулись формы офицеров, гвардии, казаков и гусар.

    Портрет С И. Шешковского

    Неизвестный художник. X., м. Конец XVIII в.


    Степан Иванович Шешковский (1727–1794), сын канцеляриста Сената, с молодости проявил страсть к розыскным делам (назначенный в Сибирский приказ еще недорослем, самовольно сбежал со службы, добился перевода в московскую контору тайных розыскных дел). Императрица Елизавета отзывалась о нем как о человеке, «имеющем особливый дар производить следственные дела». Продолжил карьеру «заплечных дел мастера» в неофициально (без указа) созданной при Екатерине «тайной экспедиции при Сенате», проводил следствия по самым деликатным делам (например, по появившимся в Петербурге карикатурам и пасквилям на Екатерину II, причем допрашивал с пристрастием придворных дам). Вел дело Пугачева. После следствия по делу Н. И. Новикова награжден орденом св. Владимира 2-й степени, дослужился до чина тайного советника.

    Французские офицеры отдают свои шпаги Суворову 15 апреля 1772 г. при сдаче Краковского замка

    Р. В. Кюфнер по рис. И. Д. Шуберта. Гравюра резцом. 1796.


    В защите замка в качестве волонтеров принимали участие офицеры французской армии. Из уважения к стойкости гарнизона (осажденные ели лошадей, но продолжали сопротивление) Суворов вернул французам их шпаги, говоря, что не может лишать шпаг офицеров, состоящих на службе у короля Франции, находящегося в союзе с русской императрицей.

    Взятие варшавского предместья Прага русскими войсками под командованием Суворова 4 ноября 1794 г.

    И. М. Билль. Гравюра резцом. 1790-е.


    Штурм русскими войсками варшавского предместья был исключительно кровопролитным: убито 12 тысяч поляков, многие утонули, спасаясь бегством через Вислу.

    Суворов в сражении при Нови 4 августа 1799 г.

    С. Карделли по рис. Мейера. Гравюра резцом. 1790-е.


    Полководец изображен без кафтана, в белой рубахе, с нагайкой, на голове каска по форме легкоконных полков.

    Портрет А. В. Суворова

    Я. П. Норблин. Рис. 1795.


    Исполненный с натуры портрет доносит до нас непарадный облик шестидесятипятилетнего полководца, только что получившего чин фельдмаршала за умиротворение Польши. Суворов изображен в генеральском мундире с шитьем по краю отложного воротника, с белым шейным платком; парика нет, волосы убраны в косичку, называвшуюся «а ля будера» («крысиный хвостик»).

    Вступление Суворова в Варшаву 29 октября 1794 г.

    К. Буддеус по собственному рис. Гравюра. 1799.


    В руке Суворова ключ от крепостных ворот, справа с обнаженными головами стоят члены делегации варшавского магистрата. Характерно, что, въезжая в покоренный город, Суворов был в виц-мундире, без орденских звезд и ленты, в офицерской (а не генеральской) шляпе (хотя должен был быть одет в парадную генеральскую форму), давая таким образом понять, что не может рассматривать как триумф результат столь кровавой бойни. Взяв поднесенные ему ключи, Суворов поцеловал их и, посмотрев на небо, сказал: «Благодарю Бога, что эти ключи не так дорого стоят, как…», — тут он взглянул на город и прослезился. За взятие Варшавы Екатерина II пожаловала Суворова чином фельдмаршала, в обход старшинства других генерал-аншефов русской армии.

    Суворов отдыхает на соломе

    К. Буддеус. Гравюра. 1799.

    Английская карикатура на Суворова


    «Краткое описание о взятии Очакова»

    Лубочная гравюра на меди. Конец XVIII в.

    «Чин как провожали мальтийские кавалеры… Шереметева по наложении на него мальтийского креста…»

    Иллюстрация из кн. «Записка… о путешествии… Б. П. Шереметева» (М., 1778).

    Вид Измайлова

    И. Ф. Зубов. Гравюра резцом. Конец 1720-х. Фрагмент: коляска Петра II.

    Портрет Петра II

    И. Ф. Зубов. Гравюра резцом, офорт. 1728.


    Император, которому к моменту создания гравюры шел 14-й год, изображен в напудренном по моде того времени парике, на плечах у него императорская, подбитая мехом горностая мантия, под кафтаном — кираса, элемент генеральской формы XVIII в. На груди — крест ордена св. Андрея Первозванного на цепи. Символы императорской власти (корону, скипетр и державу) протягивают юному монарху ангелы. Овал с портретом расположен на фоне видов Москвы (слева) и Петербурга (справа). Под портретом рамка с полным императорским титулом, по бокам — небесная сфера и земной глобус на фоне трофеев. Все изображение заключено в рамку, украшенную гербами губерний, замыкающуюся наверху гербом Российской Империи — двуглавым орлом.

    Петр II в санях

    О. Эллигер. Офорт. Ок. 1728.

    Шереметево подворье

    Ф. Васильев (?). Рис. Ок. 1719.

    Портрет княгини Н. Б. Долгоруковой

    Иллюстрация из кн. С. Н. Глинки «Русские анекдоты» (М., 1822).

    Портрет М. М. Хераскова (1733–1807)

    И. К. Майр по рис. П. Галленберга. Гравюра резцом.

    Портрет Е. А. Лабзиной (1758–1828, урожд. Яковлевой) и ее воспитанницы С. А. Мудровой (1797–1870)

    В. Л. Боровиковский. X., м. 1803.

    Бородинское сражение

    А. И. Дмитриев-Мамонов. Рис. тушью.

    Портрет В. А. Жуковского (1783–1852)

    Е. Рейтерн. Акв. 1832.

    Портрет А. Р. Томилова

    О. А. Кипренский. Рис. 1813.


    Александр Романович Томилов (1779–1848) — теоретик искусства и один из крупнейших русских коллекционеров XIX в. (он обладал лучшим в России собранием офортов Рембрандта), дядя М. П. и А. П. Ланских, близкий друг Кипренского. Изображен в штаб-офицерском мундире (осенью 1812 г. он в чине майора Ладожской дружины Петербургского ополчения выступил в поход с отрядом своих крестьян, был ранен 14 октября в знаменитом сражении под Полоцком). В деталях костюма Томилова видно влияние «походной моды»: он в бурке, накинутой на одно плечо и в офицерской бескозырке, воспринимавшейся в 1812 г. как атрибут офицера действующей армии в отличие от уставной треуголки или кивера (известно, что бескозырку кавалергардского полка, белую с красным околышем, носил Кутузов, предпочитая ее другим головным уборам). На мундире Томилова крест ордена св. Владимира 4-й степени с бантом, подчеркивающий, что перед нами — боевой офицер.

    Портрет М. П. Ланского

    О. А. Кипренский. Рис. 1813.


    Михаил Петрович Ланской (1787—?) изображен в мундире лейб-гвардии Егерского полка. Витой эполет с аксельбантом на правом плече указывает на звание генеральского адъютанта (в кампанию 1812 г. был адъютантом генерала от кавалерии графа Л. Л. Беннигсена). Портупей-юнкером принимал участие в кампании 1806–1807 гг., за отличие под Гейльсбергом награжден «знаком отличия Военного ордена» (т. е. «солдатским Георгием») за номером 877, изображенным на портрете рядом с другой наградой — орденом св. Владимира 4-й степени с бантом (т. е. за храбрость). Ланской изображен с усами, разрешенными в 1813 г. только офицерам легкой кавалерии (гусарам, уланам, казакам).

    Портрет Е. И. Чаплица

    О. А. Кипренский. Рис. 1812.


    Шляхтич из древнего польского рода, Ефим Игнатьевич Чаплиц (1768–1825) в 1783 г. в чине секунд-майора перешел на русскую службу, где прославился как бесстрашный кавалерийский офицер. Первый орден — Владимира 4-й степени с бантом получил по представлению Суворова за Измаил. В 1796 г. ему было поручено привезти в столицу ключи от г. Баку (что было своего рода знаком отличия). Командуя передовым отрядом в авангарде Багратиона, отличился под Шенграбеном, прикрывал отход армии после Аустерлица. В 1812 г. начальник авангарда 3-й армии, взял в ноябре Вильно. Впоследствии служил в армии Царства Польского. Бесстрашный на поле боя, в застольной беседе Чаплиц, по выражению князя П. А. Вяземского, «мямлил и тянул слова», что давало повод к дружеским шуткам. Чаплиц изображен в парадном общегенеральском мундире, с набором орденов, свидетельствующим, что он был портретирован Кипренским до начала войны (звезда ордена св. Анны 1-й степени, кресты орденов св. Георгия и св. Владимира 3-й степени и крест прусского ордена Красного Орла).

    Портрет А. П. Ланского

    О. А. Кипренский. Рис. 1813.


    Алексей Петрович Ланской (1789–1859), младший брат Михаила, предстает на портрете Кипренского щеголем-гвардейцем: уголки белого воротничка, не по форме выпущенные из-под черного офицерского галстука, завитые «гусарские» локоны у висков, тонкие усики, наброшенная на одно плечо шинель. Изысканность прически и живописность лейб-егерского мундира с аксельбантом (в 1812 г. — адъютант командующего кавалерией 2-й армии князя Д. В. Голицына) сочетаются с вызывавшим уважение набором наград двадцатичетырехлетнего обер-офицера: крест ордена св. Анны 2-й степени на шее, знак отличия Военного ордена (номер 876) за кампанию 1806–1807 гг. и орден св. Владимира 4-й степени с бантом.

    Портрет графа Ф. В. Ростопчина

    О. А. Кипренский. X., м. 1809.


    Федор Васильевич Ростопчин (1763–1826, граф с 1799) изображен Кипренским в момент паузы в его бурной карьере, между возвышением его после воцарения Павла I и его «звездным часом» в бытность «главнокомандующим в Москве» в 1812 г. Ростопчин, находившийся в то время в отставке, изображен в штатском платье. 1809 г. — время, когда он занимал активно галлофобскую позицию, выпустив в 1807 г. политический памфлет «Мысли вслух на Красном крыльце российского дворянина Силы Андреевича Богатырева» (московское издание книги разошлось в неслыханном для начала XIX в. количестве — 7 тысяч экземпляров). По свидетельству лично знакомого с ним князя П. А. Вяземского, Ростопчин «французов ненавидел и ругал на чисто французском языке»; галлофобия графа достигла пика в 1812 г., когда он установил «нужную вазу» в отхожем месте своего московского дома на бюст Наполеона.

    Портрет П. А. Оленина

    О. А. Кипренский. Рис. 1813.


    Петр Алексеевич Оленин (1793–1868), сын президента Императорской Академии художеств, директора Публичной библиотеки и статс-секретаря А. Н. Оленина, в момент создания Кипренским портрета находился в Петербурге в отпуске по ранению (он был ранен в голову в Бородинском бою, а его брат Николай — убит). Позднее, вернувшись в действующую армию, Оленин вошел в Париж адъютантом начальника генерального штаба князя П. М. Волконского.

    Встреча Наполеона и Александра I 25 июня 1807 г. на Немане

    Гравюра акватинтой. 1807.


    Слева в лодке у плота свита Александра I: великий князь Константин, брат императора, в белом конногвардейском мундире с каской в правой руке, генерал Беннигсен, генерал Уваров, князь Лобанов. Слева свита Наполеона: Дюрок, Бессьер, Коленкур.

    Наполеон показывает гвардии портрет сына (накануне Бородинского сражения)

    X. Делиус по рис. Хагнера. Гравюра.

    «Вид сражения при селе Бородине 26 августа 1812 года на левом крыле Российско-Императорской армии у деревни Семеновка»

    Неизвестный литограф по рис. Ж. Жерена. 1818. Литогр.


    По свидетельству Ф. Н. Глинки, участника сражения и автора комментария к этой литографии, показаны «окружающие солдаты и офицеры… точно те, которые в самом деле в ту минуту» находились рядом с раненым Багратионом: полковник Бергман, неизвестный гренадер, адъютанты Багратиона, генерал Сен-При. Глинка подчеркивает, что участники эпизода «изображены с верностию портретов». Слева двигаются в сражение колонны лейб-гвардии Измайловского и Литовского полков, которые направляют в бой генерал-квартирмейстер армии Толь и флигель-адъютант Сипягин.

    На Бородинском поле после сражения

    Литогр. по рис. А. Адама. 1827.


    На первом плане солдаты из полка королевской итальянской гвардии — «драгуны королевы» в белых епанчах (кавалерийских плащах) и драгунских касках с конскими хвостами сзади, защищающими шею всадника от рубящего удара холодным оружием.

    А. В. Чичерин и С. П. Трубецкой в палатке

    Рис. из дневника Чичерина. 19 сентября 1812.

    А. В. Чичерин на марше

    Рис. из дневника Чичерина. 28 октября 1812.


    Справа и слева от едущего верхом Чичерина — солдаты Семеновского полка в походной форме: в шинелях, с ранцами, в зачехленных киверах без султанов.

    Пленение маршала Вандама в сражении под Кульмом 30 августа 1813 г.

    К. Раль по рис. И. А. Клейна. Раскраш. гравюра.

    Обер-офицер лейб-гвардии Егерского полка

    С. Кивердо. Офорт, акв. 1815.


    Белая повязка на рукаве мундира носилась офицерами союзников на территории оккупированной Франции как знак миролюбия. На офицере кивер образца 1812 г. с «развалом», двубортный мундир фрачного покроя с высоким стоячим воротником, украшенный, как и обшлага, гвардейскими петлицами. Зеленый цвет воротника указывает на принадлежность к легкой пехоте (егерям). На груди серебряный обер-офицерский знак, на поясе повязан офицерский шарф с пышными кистями. Внимание французского художника привлекла подчеркнутая им «затянутость» талии русского офицера (ср: «хрипуны, гвардейцы затяжные» в черновом варианте «Домика в Коломне» А. С. Пушкина).

    Портрет Е. Ф. Муравьевой с сыном Никитой

    Неизвестный художник с оригинала Ж.-Л. Монье. X., м. 1799–1800.


    Екатерина Федоровна Муравьева (урожд. баронесса Колокольцева, 1771–1848), жена писателя и куратора Московского университета Михаила Никитича Муравьева, тетка К. Н. Батюшкова и М. С. Лунина, мать двух будущих декабристов — Никиты и Александра. В момент написания портрета семья жила в Москве, позднее Муравьевы переехали в Петербург. Их дом на набережной Фонтанки, 25 стал одним из культурных центров столицы. С 1818 г. второй этаж снимал у Муравьевой Н. М. Карамзин с семьей, на третьем этаже жили сыновья Екатерины Федоровны (о собраниях членов тайного общества у Никиты Муравьева упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»).

    Портрет Н. И. Тургенева (1789–1871)

    Е. И. Эстеррайх. Рис. 1820.

    Портрет братьев Коновницыных

    К. Гампельн. Рис. 1825.


    Изображены (слева направо) сыновья генерала графа П. П. Коновницына Петр (1803–1830), Алексей (1813–1852), Григорий (1810–1844) и Иван (1806–1867). Форма Ивана — прапорщика конной артиллерии — позволяет точно датировать рисунок: выпущенный из Пажеского корпуса в апреле 1825 г., он в декабре, вместе со старшим братом, был арестован и переведен из столицы в провинцию под тайный надзор. Старшие братья изображены с трубками, рядом с Иваном — картуз с табаком.

    В. К. Кюхельбекер и К. Ф. Рылеев на Сенатской площади 14 декабря 1825

    Рисунок А. С. Пушкина.

    Портрет А. Г. Муравьевой

    П. Ф. Соколов. Акв. 1826.


    Жена Никиты Муравьева, Александра Григорьевна (урожд. графиня Чернышева, 1804–1832), вероятно, заказала этот портрет специально для передачи арестованному мужу в Петропавловскую крепость. На обороте портрета надпись на французском: «Моему дорогому Никите». Муравьев получил этот портрет 5 января 1826 г. и не расставался с ним до самой смерти. В ответной записке из крепости он писал жене: «Время от времени я беру твой портрет и беседую с ним. Я очень благодарен тебе за то, что ты его прислала; он… переносит меня в ту пору, когда я не знал горя».

    Портрет П. П. Коновницына-младшего

    К. Гампельн. Рис. Нач. 1820-х.


    Петр Петрович (1803–1830), старший сын героя Отечественной войны 1812 года и военного министра графа П. П. Коновницына, изображен в форме прапорщика гвардейского генерального штаба. В 1825 г. он был переведен в училище колонновожатых (прототип Академии генерального штаба), в том же году вступил в Северное общество декабристов. После восстания приговорен к лишению чинов и дворянства, на Кавказе вновь дослужился до офицерского чина. Изображен в парадной форме, на что указывает шитье особого рисунка на воротнике мундира, и сияющие ботфорты. В руках молодого Коновницына чубук трубки.

    Портрет М. С. Лунина

    П. Ф. Соколов. Акв. 1820-е.


    Михаил Сергеевич Лунин (1787–1845) изображен в мундире Польского уланского полка, в котором служил после отставки и заграничного путешествия с января 1822 по май 1824 г.

    Секретный возок, доставивший в Сибирь двух ссыльных поляков

    Е. М. Корнеев. Акв., тушь. 1810-е.

    Портрет Е. П. Нарышкиной

    Н. А. Бестужев. Акв. Ок. 1832.


    Елизавета Петровна (1802–1867) — дочь генерала П. П. Коновницына, жена декабриста М. М. Нарышкина, полковника Тарутинского полка. Она одной из первых приехала вслед за осужденным мужем в Сибирь.

    Автопортрет Н. А. Бестужева

    Акв., граф. кар., тушь. 1825.


    Николай Александрович Бестужев (1791–1855) изображен в мундире Гвардейского флотского экипажа, о чем свидетельствует шитье особого рисунка на воротнике мундира: якоря, перевитые канатами. На плечах — штаб-офицерские эполеты с густой бахромой.

    Портрет М. Ф. Орлова

    П. де Росси. Кость, акв., гуашь.


    Генерал Михаил Федорович Орлов (1788–1842) изображен в общегенеральском мундире со знаками ордена св. Владимира 3-й степени (крест на шейной ленте), ордена св. Георгия 4-го класса, медалью за 1812 год и звездой датского ордена «Данеброг».

    Фрагмент «Панорамы Невского проспекта» с изображением здания аптеки

    И. Иванов по рис. В. С. Садовникова. 1830-е.


    На углу дома укреплено изображение двуглавого орла. Именно с такого орла приятели Бутурлина отодрали скипетр и державу во время своих уличных похождений.

    Портрет А. И. Якубовича

    П. А. Каратыгин. Акв. 1825 (?).


    Александр Иванович Якубович (1796/7–1845) семнадцатилетним юношей, после учебы в Московском университетском пансионе, вступил в службу юнкером лейб-гвардии уланского полка (21 августа 1813 г.), прошел заграничный поход 1813–1814 гг. За участие в знаменитой «четверной» дуэли (Завадовский — Шереметев, Грибоедов — Якубович) переведенный на Кавказ в Нижегородский драгунский полк, прославился лихими набегами на горцев, за что получил чин капитана и орден св. Владимира 4-й степени с бантом. В 1823 г. во время экспедиции за Кубань был ранен в голову пулей, после чего постоянно носил черную повязку. Пушкин, знакомый с Якубовичем по Петербургу (1817 г.), сделал его главным героем своего незавершенного «Романа на Кавказских водах».

    И. Д. Якушкин на крыльце дома среди родственников жены

    Неизвестный художник. Акв.


    Лист из семейного альбома Левашевых. 1823 — нач. 1824. Изображено крыльцо дома в селе Михайловском — «подмосковной» Шереметевых. Слева направо: декабрист Иван Дмитриевич Якушкин; Анастасия Васильевна Якушкина (урожд. Шереметева), его жена с 1822 г.; Надежда Николаевна Шереметева (урожд. Тютчева), теща Якушкина; неизвестный (по предположению Г. А. Принцевой — возможно, отец автора акварели, Сергей Васильевич Шереметев); Пелагея Васильевна Муравьева (урожд. Шереметева), с 1818 г. жена М. Н. Муравьева (Виленского); Сергей Николаевич Муравьев, младший брат декабриста Александра Николаевича Муравьева.

    Портрет Е. А. Карамзиной

    Неизвестный художник. X., м. 1830-е.


    Екатерина Андреевна (1780–1851), внебрачная дочь князя А. И. Вяземского, до замужества Колыванова (по древнерусскому названию места рождения — г. Ревеля), старшая сестра князя П. А. Вяземского, с 1804 — вторая жена Н. М. Карамзина. Дом Карамзиных в Петербурге (летом — в Царском Селе) с 1816 по 1850-е гг. один из центров культурной и светской жизни Петербурга. По свидетельству современника, это был один из немногих петербургских салонов, где «говорили по-русски и не играли в карты».








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке