• Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство
  • Глава 6. Аборт и противозачаточные средства

    Само рождение младенца, его зачатие и развитие в утробе матери воспринимается иудаизмом как постоянно повторяющееся чудо. Сей акт, сей процесс напоминает человеку о его Богоподобности: подобно тому, как Бог сотворил человека, принципиально отличающегося по своей природе от остального живого мира, так и два любящих существа, потомки Адама и Евы, оказываются способными сотворить разумную личность. При этом иудаизм подчеркивает, что в создании новой человеческой жизни участвуют не двое, а трое: отец, мать и сам Творец мира.

    С этой точки зрения становится понятным отношение иудаизма к абортам, остававшееся неизменным с глубокой древности: насильственное прерывание беременности не позволительно, ибо посягает на творение, в котором Бог участвует наравне с людьми, и представляет собой попытку вмешаться в Его планы – если женщина забеременела, значит, на то была Его прямая воля, значит, этому ребенку отведено некое место в мироздании и ни у кого нет права лишать его жизни.

    Об отношении евреев к противозачаточным средствам, абортам и вообще любым способам ограничения рождаемости красноречиво свидетельствует знаменитый случай с первым чемпионом мира по шахматам Эммануилом Ласкером. Во время одного из интервью журналист спросил у великого шахматиста, как он относится к теории Мальтуса и его утверждению о необходимости ограничить рождаемость людей. «У моих родителей, – ответил на это Ласкер, – было шестнадцать детей. Так вот, я – шестнадцатый».

    Беременность женщины, независимо от того, сколько у нее уже есть детей, всегда воспринималась в еврейском мире как знак благословения Творца, как радостное событие (если, конечно, речь не шла о рождении потенциального мамзера или о беременности изнасилованной девушки). И, напротив, бесплодие или выкидыш воспринимались как трагедия, как наказание Свыше. Не случайно одной из главных наград, которые обещает Бог в Торе еврейскому народу за исполнение его заповедей, значится отсутствие выкидышей у еврейских женщин. А в качестве одного из трех чудес, которые постоянно происходили в Иерусалимском Храме, называется то, что за всю его историю на его территории ни у одной женщины не случилось выкидыша или преждевременных родов.

    Категорический запрет на произведение абортов основывался и на мнении, что зародыш в теле матери является живым существом такого же порядка, как и обычный человек или даже высшего. Впрочем, стоит заметить, что единого мнения по этому поводу ни у великих еврейских мудрецов – составителей Талмуда, ни у живших позднее раввинов никогда не было. Талмуд, в частности, приводит запись беседы рабби Иегуды ха-Наси с римским императором Антонием, бывшим одним из самых крупных интеллектуалов своего времени:


    «Антонин спросил Рабби: „С какого времени появляются в человеке „йецер ха-ра“ (дурные наклонности)?“ Рабби ответил: „С того часа, как он создается“. Сказал Антонин: „Если это так, он прорвал бы утробу матери и вышел наружу. Нет, это происходит, когда он появляется на свет!“. И признался перед ним Рабби, что это соответствует словам Писания, как сказано: „Ибо помысел сердца человека зол от юности его“. И еще спросил его Антонин: „С какого времени душа вселяется в человека?“. Ответил Рабби: „Когда он выходит из чрева матери“. Сказал ему Антонин: „…Нет, это происходит, когда велено состояться зачатию“. И признал Рабби, что есть стих, подтверждающий это…».


    Данный отрывок из Талмуда уникален прежде всего тем, что в нем в ходе диспута еврейский мудрец признает правоту нееврея. Но одновременно из него видно, что такой величайший знаток Торы, каким был Иегуда ха-Наси, затруднялся дать однозначные ответы на поставленные римлянином вопросы.

    Действительно, согласно Агаде, этой самой романтической части устной Торы, уже в тот момент, когда мужчина и женщина сливаются в объятиях, и он изливается в ее чрево, с неба спускается душа. Она сама выбрала этих двоих в качестве своих родителей и ей предназначено жить в этом теле. На протяжении всех девяти месяцев беременности зародыша навещает ангел, который обучает его всей Торе. Но в тот момент, когда младенец появляется на свет и делает первый самостоятельный вдох, этот же ангел шлепает его по губам. И тогда новорожденный мгновенно забывает «ангельские уроки» – теперь в материальном мире ему предстоит учиться всему заново.

    В этом ракурсе зародыш представляется как бы самостоятельным организмом, ведущим свою автономную жизнь и вместе с тем чутко впитывающим в себя все, что происходит с его матерью и вокруг него. Если это так, то аборт соотносится с убийством, уничтожением уже существующего человеческого «Я».

    Любопытно, что чем дальше, тем больше медицинские исследования подтверждают эту точку зрения еврейских мудрецов.

    В знаменитом документальном фильме о поведении зародыша накануне и во время аборта видно, как эмбрион уже в тот момент, когда гинеколог берет свои инструменты, как бы предчувствует грозящую ему смертельную опасность. Он словно «понимает», то, что с ним хотят сделать, и начинает метаться и сжиматься в теле матери, пытаясь избежать смерти.

    Но вместе с тем немало еврейских мудрецов придерживались и иных взглядов на природу человеческого зародыша. Речь шла о том, что вплоть до момента рождения эмбрион – не более, чем часть организма матери. Именно из этого исходит Мишна, предписывая следующие действия акушеркам:


    «Если женщина не может разродиться, рассекают плод ее в чреве и выводят его по частям, ибо ее жизнь важнее его жизни. Если же большая часть его уже вышла при родах, то не причиняют ему вреда, ибо не губят душу ради другой души».


    Есть и компромиссная позиция, согласно которой на разных стадиях развития к эмбриону следует относиться по-разному. Так, великий еврейский философ и комментатор Торы Филон Александрийский именно под этим углом зрения рассматривал нелицеприятную ситуацию, когда мужчина ударил беременную женщину. Как утверждал философ, в случае если у пострадавшей от удара случился выкидыш, но эмбрион до сей поры еще не приобрел окончательную форму, то виновный должен просто уплатить штраф. Если же эмбрион к моменту случившегося уже стал похож на человеческое существо, то мужчину, ударившего женщину, следует судить как убийцу.

    Все эти, казалось бы, совершенно теоретические рассуждения еврейских мудрецов и сформировали окончательное отношение еврейской традиции к абортам: да, они считаются недопустимыми, если беременность и роды не угрожают здоровью и жизни матери. И недопустимыми даже в том случае, если, тем или иным образом, стало известно, что будущая мать носит ребенка, который будет страдать физическим уродством или умственной неполноценностью.

    Но если врачи считают – а раввины в данном случае полагаются на их мнение, – что беременность или роды могут привести к смерти матери, то аборт становится не только желательным, но и обязательным.

    Этот подход в современном Израиле получил законодательную основу: для того чтобы сделать легальный аборт, женщина должна направиться в специальную комиссию, в которую входят опытные врачи, психологи и социальные работники. Они внимательно выслушивают рассказ женщины о причинах, которые побудили ее пойти на этот шаг. И только в том случае, если эти причины признаны достаточно уважительными (а таковыми считаются наличие в семье множества детей на фоне бедственного материального положения; беременность в результате супружеской измены; однозначные данные медицинских исследований, свидетельствующие, что плод несет в себе то или иное генетическое заболевание), то женщине выдают официальное разрешение на проведение аборта. Однако нередки и случаи, когда комиссия отказывает беременной в ее просьбе.

    Религиозные же еврейки вообще обращаются с просьбой о разрешении на аборт только в самых экстремальных ситуациях.

    Тем не менее, в современном Израиле делается в год около 24 000 легальных абортов и, согласно предположениям, около 50 000 нелегальных или полулегальных – в частных клиниках, где эта операция стоит немалые деньги. Большинство из тех, кто получает право на легальный аборт, составляют юные военнослужащие израильской армии. Вместе с тем в Израиле действует несколько организаций (как светских, так и религиозных), которые ведут активную пропаганду против абортов всеми возможными средствами. У некоторых из этих организаций имеются свои медицинские центры, в которых беременная нежелательным ребенком женщина может провести последние оставшиеся ей до родов месяцы. После родов она покидает этот центр, подписав бумагу о передаче ребенка на усыновление – это, с точки зрения противников абортов, куда лучше, чем аборт.

    Так как любой способ прерывания беременности здоровой женщины или предохранения от нее считается в иудаизме злом, то нетрудно догадаться и о его отношении к противозачаточным средствам – раввины являются их категорическими противниками.

    В первую очередь, запрет на пользование этими средствами распространяется на мужчин – ведь прерванный половой акт или половой акт с использованием презерватива приводит к напрасному пролитию семени. То есть к тому страшному греху, за который библейский Онан и был наказан преждевременной смертью. Кроме того, иудаизм не приемлет прерванный половый акт, считая, что подобный способ предохранения от беременности ведет к мужским неврозам и различным видам сексуальных расстройств.

    Однозначно запрещены раввинами и получившие в последнее время широкое распространение способы стерилизации мужчины без нанесений ущерба его потенции: такой мужчина приравнивается к скопцу. А оскопление, как уже мы писали, также считается у евреев тяжким грехом.

    Впрочем, дело здесь даже не в том, что такой мужчина считается в иудаизме инвалидом. Как-то главный раввин израильской армии Элиягу Вайс, объясняя на одной из своих лекций неприятие еврейской традицией подобных кардинальных решений, напомнил судьбу великого праведника Иова: он был богат, у него была большая семья, но затем неожиданно умерли всего его дети и жена, и он остался один. Прошло немало времени, прежде чем суровое испытание, посланное Иову Творцом, закончилось, и он снова женился и обрел детей.

    «Человек, – объяснил рав Вайс, – никогда не может знать, что ему уготовано в будущем, а потому не должен отказываться от способности к деторождению до тех пор, пока она сохраняется естественным путем».

    Увы, эту истину на собственном опыте познали многие израильские семьи, дети которых стали жертвами палестинских террористов, – многие из них решали после этого родить еще одного ребенка, несмотря на поздний возраст – некоторым роженицам было уже под пятьдесят. В 2005 году израильская пресса рассказала о мытарствах супружеской пары из России, единственный сын которой погиб во время туристической поездки по Южной Америке. Так как из-за тяжелого заболевания мужа еще в молодости эта пара не могла иметь больше своих детей, то она обратилась с просьбой разрешить им усыновить ребенка. Однако израильские социальные службы отказали им в этом, так как согласно закону, усыновление детей разрешается в Израиле до исполнения приемным родителям 45 лет, а женщине на момент подачи просьбы исполнилось 46 лет.

    Наконец, доказательством правоты слов рава Вайса является и страшный опыт евреев, переживших Катастрофу: многие из них потеряли в ней детей и супругов и после окончания войны, когда им было уже далеко за сорок, подобно Иову, создали новые семьи и родили новых детей. Этих детей в Израиле так и называют «дети жертв Катастрофы».

    Однако совершенно иной позиции придерживается иудаизм в отношении противозачаточных средств, используемых женщинами. Здесь действует тот же принцип, что и в отношении абортов: если беременность может нанести непоправимый ущерб здоровью женщины, если врачи считают, что она ей противопоказана, то использование различных видов контрацептивов считается разрешенным.

    Религиозные еврейки, как правило, просят такого разрешения у своего раввина, и вместе с ним и с гинекологом выбирают наиболее приемлемый вид контрацептивов. При этом раввины чаще всего рекомендуют применение различных таблеток и выступают категорическими противниками оперативных методов контрацепции – вроде перевязки фаллопиевых труб или удаления матки. При этом исходят священнослужители из того, что женщина должна сохранить способность к зачатию – по тем же причинам, по каким нежелательна стерилизация мужчин.

    Разумеется, сегодня в израильских аптеках продаются любые противозачаточные средства, и израильтяне ими широко пользуются. Но, с другой стороны, то ли в силу традиции, то ли из-за распространенного среди еврейских мужчин представления о том, что презерватив резко снижает качество полового акта, презервативы, согласно всем маркетинговым исследованиям, остаются наименее востребованным контрацептивным средством в Израиле. А значит, все заботы о планировании семьи евреи по-прежнему поручают женщине.

    Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство

    Как уже говорилось выше, рождение детей провозглашается иудаизмом одной из главных целей создания семьи. И нет для еврейской семьи большей трагедии, чем бездетность. Соответственно, бездетные супруги должны приложить все усилия для устранения своей проблемы. А значит, религиозные еврейские семьи в той же степени, что и светские, готовы проходить любые медицинские процедуры ради рождения ребенка. Но вот отношение к искусственному оплодотворению в религиозных еврейских кругах далеко не однозначно. То есть, разумеется, нет никаких проблем, если речь идет об искусственном оплодотворении женщины спермой мужа. Но… когда «причиной» бесплодия является мужчина и речь идет об оплодотворении донорской спермой, то религиозные евреи оказываются в крайне щекотливой ситуации. Да, не существует ни одного галахического постановления, запрещающего подобный путь приобретения ребенка. Но, с другой стороны, не существует явного признания этого «способа деторождения» крупнейшими раввинистическими авторитетами, как это имеет место в случае, скажем, пересадки органов. Для самого сознания еврейского мужа немыслимо, чтобы супруга забеременела от чужой спермы – ведь само понятие ребенка для него определяется как «мое семя». Более того, понятие «семени» в иврите имеет куда более широкое значение, чем в любом другом языке. И связано это, прежде всего, с самим отражением этого понятия в общественном сознании.

    Само отношение к жене, в которую проникло семя чужого мужчины, пусть даже и в рамках медицинской процедуры, у религиозного еврея может измениться в силу возникновения чисто психологического барьера. В итоге это может повлиять на всю его интимную жизнь с супругой. Вот почему многие раввины, не запрещая данную процедуру напрямую, настоятельно не рекомендуют проводить искусственное оплодотворение с донорской спермой.

    Но, повторим, все это относится в основном к религиозным евреям. Светская часть израильского общества давно уже прибегает к искусственному оплодотворению как средству решения проблемы бездетности. Основные споры здесь идут лишь вокруг того, сколько именно раз может бездетная женщина пройти такую процедуру. Однако же отнюдь не по моральным, а по исключительно прагматическим соображениям – процесс искусственного оплодотворения стуит в Израиле довольно дорого, и потому больничные кассы вовсе не готовы оплачивать его по первому требованию клиентов.

    Добавим, что на сегодняшний день израильские больницы обладают одним из самых крупных мировых банков донорской спермы, и, уж само собой, справедливо полагаются самыми крупными банками еврейской донорской спермы. Это приводит к тому, что в Израиль для проведения операции по искусственному оплодотворению ежегодно приезжают сотни, а возможно и тысячи евреек из США и Европы.

    Тем не менее, проблема бездетности стоит в израильском обществе довольно остро: еврейской донорской спермы на всех не хватает. В отделениях искусственного оплодотворения выстраиваются немалые очереди, что связано отнюдь не с дефицитом спермы. Дело в том, что получить разрешение на искусственное оплодотворение в Израиле достаточно сложно и его порой требуется добиваться годами. Кроме того, многие еврейские пары весьма пристрастно выбирают донора спермы. Например, ашкеназские пары хотят получить «ребенка» типично ашкеназской внешности, и потому оказываются от спермы, сданной, скажем, евреем – выходцем из стран Северной Африки.

    В принципе, донором спермы, согласно законам и больничным инструкциям, может стать любой здоровый мужчина, независимо от возраста, национальности, внешних данных, социального положения и т. д. Более того, за каждую порцию спермы он получает вознаграждение, составляющее примерно 100 долларов. Однако на практике основными донорами спермы являются студенты израильских вузов; большая же их часть вообще представляет собой студентов медицинских факультетов университетов, для которых это становится своего рода постоянным приработком.

    Но прежде, чем мужчина получит статус «донора спермы», ему предстоит пройти целый ряд проверок. Они призваны удостоверить, что потенциальный «поставщик спермы» – абсолютно физически и психически здоров и его сперматозоиды обладают должной подвижностью и т. д. И только после этого он получает право сдавать сперму.

    Обычно для донора отводится отдельная комната с кушеткой и столиком, на котором могут лежать – если он не возражает – эротические журналы: для того, чтобы он мог возбудиться. При этом ему предлагается на выбор эякулировать либо с помощью специального устройства, напоминающего молокоотсос для рожениц (и этот способ предпочитают религиозные евреи), либо с помощью онанирования. Кстати, донору не запрещено прийти в эту комнату с женой или подругой, призванной тем или иным путем облегчить ему задачу сдачи спермы. Это обстоятельство тоже в немалой степени привлекает студентов к сдаче спермы – по сути дела, оно облегчает им поиски места, в котором они могли бы заняться любовью. Время пребывания в комнате не ограничивается, а от донора требуется порция спермы именно от первой эякуляции. Потому после того, как молодая пара выполнила взятые на себя обстоятельства перед больницей, она вполне может заниматься в комнатке тем, чем ей заблагорассудится. Правда, стоит учесть и тот момент, что перед сдачей спермы от мужчины требуется соблюсти не меньше семи дней сексуального воздержания…

    К каждой порции спермы прилагается подробное описание и личные данные сдавшего ее донора. Кстати, сейчас в Израиле активно дискутируется вопрос о том, следует ли детям, зачатым с помощью искусственного оплодотворения, открывать имя их подлинного отца. Однако пока донору гарантируется сохранение секретности его личности. Вместе с тем самой супружеской паре, решившей пройти эту процедуру, сообщается о нем практически все, кроме имени, – рост, цвет волос, кожи, глаз, уровень интеллекта, образование и т. д. – с тем, чтобы она могла сделать так, чтобы будущий ребенок был максимально похож на человека, которого он будет считать своим отцом.

    Одна из самых больших нравственных дилемм, стоящих сегодня перед израильским обществом, – можно ли пользоваться донорской спермой умерших. Само собой, раввины дают однозначно отрицательный ответ на этот вопрос, утверждая, что подобная практика противоречит всем Божеским и человеческим законам. Однако мнения светских израильтян по данному вопросу сильно различаются.

    Дилемма эта стала особенно острой в связи с гибелью сотен молодых израильских солдат в огне последней интифады: многие матери стали требовать, чтобы сперму их сыновей заморозили и сохранили – в надежде на то, что потом найдется «суррогатная мать», согласная на то, чтобы ее оплодотворили этой спермой, и тогда у родителей убитого солдата появится родной внук от погибшего сына.

    В 2005 году 28-летний израильтянин накануне свадьбы заявил, что он уговорил свою невесту провести искусственное оплодотворение спермой погибшего в схватке с террористами своего самого близкого друга, после чего он будет воспитывать этого ребенка как приемного – с тем, чтобы тот знал, кто его настоящий отец и каким он был героем. Однако больницы наотрез отказались проводить эту процедуру без санкции суда, и сейчас юридические круги активно обсуждают этот вопрос.

    Если уж мы заговорили о «суррогатных матерях», то следует отметить, что в современном Израиле широко используется и этот метод для решения проблемы бесплодия: в матку женщины, согласившейся за определенную плату (от 15 тысяч долларов и выше) или добровольно, помещается оплодотворенная яйцеклетка супругов. С тем, чтобы она могла дальше развиваться в естественных условиях. В последние годы в Израиле были зафиксированы случаи, когда в качестве суррогатной матери выступала мать бездетной женщины, то есть «суррогатная мать» оказывалась еще и бабушкой выношенного ей ребенка.

    Реже речь идет об искусственном оплодотворении такой женщины спермой мужчины, чья жена не имеет возможности иметь детей. Раввины считают, что с этим методом нет никаких галахических проблем, но возникают определенные моральные проблемы.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке