• Глава 44. Учитесь обезьянничать.
  • Глава 45. Эхо.
  • Глава 46. Яркие образы.
  • Глава 47. Задействуйте знаки сопереживания.
  • Глава 48. Правильные телесно ориентированные знаки сопереживания.
  • Глава 49. Преждевременное "мы".
  • Глава 50. Общие воспоминания.
  • Часть пятая,

    Ба, да ведь мы совсем одинаковые!

    Мы похожи, как две капли воды

    Если прищуриться и внимательно посмотреть на летающих в небе птиц, то заметишь, что синицы порхают с синицами, ласточки носятся с ласточками, а овсянки кружат с овсянками. Налицо апартеид среди пернатых. Вы никогда не увидите ласточку-касатку рядом с береговой ласточкой или даже желтую овсянку рядом с желтой синицей. Можно сказать об этом короче: одного полета птицы любят стаями водиться.

    К счастью, люди умнее птиц, по крайней мере, в одном: наши извилины помогают нам справиться с предубежденностью. По-настоящему умные люди вместе работают, вместе отдыхают и вместе едят. Так, значит, им это приятно? Все зависит от человека. Наша с вами цель - не исследовать абсурдность апартеида, а использовать все мыслимые средства для того, чтобы людям было абсолютно приятно делить с вами работу или развлечения.

    Безоговорочно доказано, что люди лучше всего воспринимают тех, в ком ощущают единомышленников, исповедующих те же жизненные ценности, что и они сами. В ходе одного исследования испытуемым сначала предложили тест на оценку их личностных качеств и убеждений. Затем их разбили на пары и попросили провести некоторое время вместе. Перед тем как познакомить людей друг с другом, половине пар сказали, что у них очень похожие убеждения, а половине - что они совершенно разные. Ни то, ни другое не было правдой.

    Тем не менее, когда потом участников теста спросили, как они понравились другу другу, те, кто полагал, что они с партнером похожи, испытывали гораздо больше взаимной симпатии, чем те, кто считал себя непохожими. Это показывает, что мы более расположены к людям, которых считаем себе подобными. Нам приятнее всего работать и дружить с теми, кто разделяет наши жизненные ценности и убеждения. В связи с этим я предлагаю шесть приемов, которые помогут вам создать ощущение внутреннего сходства с любым человеком.

    Взяв на вооружение эти методы, вы не только сумеете лучше ладить с клиентами, друзьями и коллегами, но и научитесь лучше понимать людей любого цвета кожи и происхождения и сопереживать им. Кроме этого, они откроют для вас двери, которые иначе могли бы остаться закрытыми.

    Глава 44. Учитесь обезьянничать.

    Следите за каждым их движением

    Синица быстро машет крылышками, а орел парит в восходящих потоках воздуха. Люди разного происхождения тоже двигаются по-разному. В США, например, люди, выросшие на бескрайних равнинах, предпочитают держаться подальше от собеседника. Горожане, которые постоянно давятся в метро и переполненных автобусах, обычно жмутся ближе друг к другу. У выходцев из Азии движения скупые и размеренные, а у итальянцев - размашистые и экспрессивные.

    Садясь за стол, люди, знакомые с хорошими манерами, сгибают ноги в коленях и грациозно опускают седалище на диван. Дамы держат блюдце в одной руке, а чашку - в другой, и при этом слегка оттопыривают мизинец. Люди, не имеющие никакого представления об этикете, плюхаются на середину дивана и хватают чашку обеими руками.

    Значит ли это, что одни делают правильно, а другие нет? Отнюдь. Тем не менее, Мастера Общения знают: чтобы наладить отношения с манерным-опускателем-седалища или хватателем-кружки-двумя-руками, хочешь не хочешь, а придется, делать так же, как они.

    У меня есть подруга, которая путешествует по стране, устраивая потрясающие семинары под названием "Как выйти замуж за богатого". Однажды в Лас-Вегасе, когда Джин зашла в казино, какой-то телерепортер спросил ее, может ли она отличить настоящего богача от умелого подражателя.

    Разумеется, - ответила Джин.

    Отлично, - воспользовался случаем репортер. - Ну и кто же из мужчин здесь самый богатый?

    За соседним столиком сидели трое мужчин, облаченные в безукоризненные костюмы (явно от Хэйорда, что в лондонском Мейфере)*, рубашки ручной работы (явно от Шарве, что на Вандомс-кой площади в Париже). Они потягивали виски (не иначе как чистейший "Бурбон"). Естественно, репортер предположил, что Джин выберет одного из этих наиболее вероятных кандидатов.

    - Фешенебельный район в Лондоне. - Прим, пер.

    Ничуть не бывало. Джин обшарила комнату зорким взглядом охотничьей собаки и, как натасканная гончая, повинуясь чутью, указала длинным красным ногтем на парня в потертых джинсах, примостившегося за угловым столиком.

    - Этот тип о-о-очень богат, - протянула она.

    - С чего вы взяли? - спросил ошеломленный репортер.

    - Он двигается, как старый потомственный аристократ, - ответила она, а потом пояснила. - Видите ли, одни двигаются, как старые потомственные аристократы, другие - как богатые "новые русские", а третьи - как люди без денег. Джин сумела угадать, что абсолютно непохожий на миллионера парень в углу сидит на большом наследственном капитале, - а все его манера двигаться.

    Прием 44: Учитесь обезьянничать

    Наблюдайте за людьми. Отмечайте, какие у них движения. Мелкие? Размашистые? Быстрые? Медленные? Порывистые? Плавные? Дряхлые? Юношеские? Шикарные? Дешевые?

    Представьте, что человек, с которым вы разговариваете, - ваш учитель хореографии. Как он двигается - как джазовый танцор или как артист классического балета? Понаблюдайте за его телом, а потом попробуйте скопировать стиль его движений. Это позволит вашему собеседнику, общаясь с вами, почувствовать себя по-настоящему комфортно.

    Вас тоже покупают

    Если вы работаете в торговле, учитывайте не только уровень ваших покупателей, но и уровень товаров, которые вы продаете. Я живу в Сохо - это район Нью-Йорка, расположенный в нескольких кварталах от известной своей небезопасностью Кэнэл-стрит. Часто, крепко зажав в руке кошелек и продираясь сквозь толпу на Кэнэл-стрит, я миную карманника, который на день стал уличным торговцем. Он суетливо оглядывается и размахивает передо мной засаленным носовым платком с приколотой бижутерией: "Эй, дамочка, золотую цепочку не возьмете?" Со своей нервной, вороватой походкой он так и просится за решетку.

    Миновав кварталов шестьдесят по направлению к центру, вы обнаружите шикарный и очень дорогой ювелирный магазин Тиффани. Иногда, взлелеяв фантазию, что там появилась какая-нибудь вещица мне по карману, я вхожу в массивные, сияющие позолотой двери. Вообразите, что один из безупречно одетых и вышколенных продавцов суетливо оглядывается и обращается ко мне из-за наклонного стеклянного прилавка: "Эй, дамочка, брильянтик не возьмете?"

    Так ничего не продашь!

    Старайтесь, чтобы ваши манеры соответствовали товару. Вы торгуете костюмами ручной работы? Немного изысканности! Торгуете джинсами? Добавьте простоты и непринужденности! Торгуете спортивной одеждой? Вложите в свои движения энергию и энтузиазм! И так далее, что бы вы ни продавали. Помните, это вы делаете погоду для покупателей. Значит, вы часть того товара, который они приобретают.

    Глава 45. Эхо.

    Мы похожи, как две капли воды

    Случалось ли вам, поболтав несколько минут с новым знакомым, сказать себе: "Мы с ним думаем совершенно одинаково! Мы настроены на одну волну"? Это изумительное ощущение, очень напоминающее влюбленность.

    Влюбленные называют это чудом, те, кто недавно подружились - мгновенным взаимопониманием, а деловые люди - родством душ. Да, это все то же волшебство, внезапное ощущение теплоты и близости, странное чувство: "Похоже, мы уже когда-то были друзьями!"

    В детстве подружиться было легче. Большинство детей, с которыми мы знакомились, выросли в том же городе, а потому были настроены на одну волну с нами. Прошли годы. Мы повзрослели. Мы переехали. Наше происхождение, наш опыт, наши цели, наш образ жизни - все это разное. Поэтому теперь мы сбились с этой общей волны.

    Как было бы здорово, будь у нас волшебная доска для серфинга, на которой можно было бы взлететь на волну любого человека, правда? Вот вам языковое средство, помогающее достичь полного взаимопонимания с каждым встречным. Если, стоя на горной вершине, крикнуть: "Э-ге-гей!", в ответ прогремит такое же "Э-ге-гей!". Я называю этот прием эхом, потому что вы, как и эхо, вторите Собеседнику его же словами.

    Все началось за океаном

    В языках многих европейских стран можно различить присутствие пяти, десяти, а то и больше языков. Например, в Италии южане, сицилийцы, говорят на диалекте, который итальянцы с севера страны воспринимают как полную абракадабру. Как-то в итальянском ресторане я стала свидетельницей такого случая. Посетитель узнал, что официант, который его обслуживает, тоже родом из Удины - города на северо-востоке Италии, где говорят на фриульском диалекте. Гость встал и обнял официанта так, будто это брат, с которым они давным-давно не виделись. Потом они принялись лопотать на языке, слыша который, другие официанты-итальянцы только пожимали плечами.

    У нас в Америке тоже есть диалекты, просто мы их не замечаем. На самом деле есть тысячи разных слов, которые зависят от места, где мы живем, от нашей профессии, наших интересов, нашего воспитания. Однажды, путешествуя по стране, я попыталась заказать какой-нибудь лимонад вроде "Спрайта" или "Севен-Ап". Пришлось долго объяснять, пока до официантки не дошло, что напиток, который мне нужен, у них называется "шипучка". Может быть, потому, что англоязычный мир так велик, у американцев для одного и того же старого понятия есть больший выбор слов, чем у людей, говорящих на других знакомых мне языках.

    Члены одной семьи замечают, что их речь похожа. Друзья используют одни и те же слова. Можно найти сходство в речи сотрудников одной компании или членов одного клуба. У каждого человека, с которым вы знакомитесь, собственный язык, помогающий ему подсознательно отличать своих от посторонних. Все слова - английские, но они могут быть разными в разных районах, в разных профессиях и даже в разных семьях.

    Языковое средство, помогающее настроиться на одну волну

    Если хотите создать у человека подсознательное ощущение, что вы очень похожи, используйте его слова, а не свои. Скажем, вы продаете машину молодой матери, и она говорит вам, что ее волнует безопасность, потому что с ней в машине будет ездить ее маленький карапуз. Когда будете объяснять ей характеристики машины, воспользуйтесь этим словом. Не используйте слово, которым вы называете своих детей. Не произносите даже слова "замок, обеспечивающий безопасность ребенка", которые приведены в торговом справочнике. Скажите своей клиентке: "Ни один карапуз не сможет открыть дверь или окно, потому что на приборной доске есть специальное запирающее устройство". Можете даже назвать его "замок, обеспечивающий безопасность карапуза". Когда мамочка слышит из ваших уст слово "карапуз", она ощущает, что вы тоже член ее семьи, потому что именно так все домашние называют ее сокровище. Предположим, ваша клиентка сказала "малыш" или "крошка". Отлично - словно эхо, повторяйте любое слово, которое она использовала. Ну, почти любое. Если бы она произнесла "мой ублюдок", наверное, на этот раз вы предпочли бы воздержаться от использования этого приема.

    Вторить эхом в гостях

    Скажем, вы пришли в гости. Набежала толпа народа - самые разные люди. Сначала вы болтаете с юристом, которая рассказывает, что ее профессия часто становится объектом злобных нападок. Когда придет ваша очередь вставить слово, тоже говорите "профессия". Если вы скажете "работа", это воздвигнет между вами подсознательный барьер.

    Следующий собеседник - строитель, который начинает говорить о своей работе. Теперь будет ошибкой сказать: "А вот в моей профессии..." Он подумает, что вы важничаете.

    После юриста и строителя вы разговариваете с несколькими представителями свободных профессий - сначала с моделью, потом с профессиональным лектором и, наконец, с поп-музыкантом. Все трое называют свою работу по-разному. Модель хвастается своими выходами на подиум. Лектор тоже может сказать "выступление", но, вероятнее всего, он козырнет своим чтением циклов лекций. Поп-музыкант может сказать: "Слышали, ребята, у меня тут наклевывается парочка сольников". Конечно, запомнить слова, которыми каждый называет свою работу, нелегко. Выход один - держать ушки на макушке и сразу вторить эхом тому, что скажут собеседники.

    Метод эха распространяется не только на названия работы. Например, если, болтая с владельцем моторной лодки, вы назовете его собственность лодкой, он сразу изобличит в вас сухопутную крысу. Разумеется, сам он с гордостью называет свое детище судном. Если прислушиваться внимательно, услышишь такие языковые тонкости, о которых никогда не подозревал. Поверьте, использовать для простого, на первый взгляд, слова, вроде "иметь", неправильный синоним - равнозначно объявлению себя полным профаном в мире вашего собеседника. Например, владелица кошки промурлычет, что у нее есть киска. Но лошадник держит лошадей. А любитель рыбок не держит их, а разводит. Кажется, разница невелика, но если вы используете не то слово, ваш собеседник безошибочно определит, что вы чужой в мире его увлечений.

    Когда отсутствие эха опасно

    Иногда, не используя прием "эхо", можно потерпеть неудачу. Как-то в гостях мы с моим приятелем Филом разговорились со знакомыми. Одна дама гордо сообщила нам о новом шале на лыжном курорте, которое она только что купила. Она собиралась пригласить друзей в свое маленькое шале в горах.

    - Замечательно, - сказал Фил, - втайне рассчитывая на приглашение. - А где именно находится ваш домик? Трам-тарарам! Шансы Фила попасть в число приглашенных в уютное шале упали до нуля.

    Я не смогла удержаться и после окончания беседы шепнула приятелю:

    - Фил, зачем ты обидел бедняжку, назвав ее шале хижиной? Фил почесал в затылке и сказал:

    - Что значит обидел? "Домик" - прекрасное слово. У нашей семьи есть домик на побережье залива Кейп-Код. Я вырос с этим словом и люблю его и все приятные воспоминания, которые с ним связаны.

    Он, конечно же, имел в виду смысл, который сам привык вкладывать в слово "домик".

    Ладно, Фил. Может, для тебя "домик" - прекрасное слово, только вот наша лыжница явно предпочитает слово "шале".

    Эхо для профессионалов

    В современной торговле покупатели хотят, чтобы продавец не только отпускал им товар, но и решал их проблемы. Им кажется, что, если вы не говорите на их языке, вам непонятны их требования.

    У меня есть подруга Пенни, которая торгует офисной мебелью. Среди ее клиентов есть люди, работающие в издательском бизнесе, в рекламе, на радио и несколько юристов. В торговом справочнике написано "офисная мебель". Тем не менее, Пенни сказала мне: используй я в разговоре со всеми клиентами слово "офисная", каждый из них подумал бы, что я ничего не смыслю в его сфере деятельности.

    Например, один из ее клиентов, менеджер по закупкам в рекламном бизнесе, рассказывает о своем рекламном агентстве. Клиент-издатель говорит об издательском доме. Юристы ведут разговоры о мебели для своей фирмы. А клиенты с радио употребляют слово "станция", а не "офис".

    "Что ж, - говорит Пенни, - они могут называть свой товар любым дурацким словом. Но если я хочу что-нибудь продать, -добавляет она, - лучше называть его так же, как они".

    Прием 45: Эхо

    Эхо - простой лингвистический прием, который обладает сокрушительной силой. Подмечайте, какие существительные, глаголы, предлоги, прилагательные выбирает собеседник, и как эхо возвращайте их ему. Когда человек слышит, как у вас изо рта вылетают его собственные слова, это создает подсознательное взаимопонимание. Он чувствует, что вы разделяете его ценности, отношения, интересы, переживания.

    Эхо как гарантия политкорректности

    Нот вам задача. В аптеке вы спрашиваете фармацевта: "Давно вы работаете аптекарем?" Какая ошибка в этом вопросе?

    Сдаетесь? Это слово "аптекарь". Фармацевты терпеть не могут это слово, потому что оно затрагивает многие неприятные проблемы, связанные с их работой. Они привыкли слышать его от посторонних, и это намек на то, что человек не понимает или не ценит их профессионализм. Они предпочитают называться фармацевтами.

    Недавно на приеме, представляя одну из своих подруг, я назвала ее воспитательницей детского сада. Когда мы остались одни, Сьюзан взмолилась: "Прошу-у-у тебя, Лейл, не называй меня воспитательницей. Я - педагог, специалист по дошкольному образованию". Уф! Время и последние веяния быстро делают некоторые слова безнадежно устаревшими.

    Предпочтение, которое та или иная группа оказывает определенному слову, не случайно. Некоторые профессии, социальные меньшинства и группы, объединенные общим интересом, часто имеют свою историю, к которой широкая публика нечувствительна. Если с этой историй связано слишком много мучительных переживаний, люди могут изобрести другое слово, которое не имеет этого неприятного подтекста.

    У меня есть любимая подруга Лесли, которая прикована к инвалидной коляске. Она говорит: "Когда кто-то произносит слово калека или инвалид, я вся сжимаюсь. Мы предпочитаем, когда говорят человек, с физическим недостатком". Лесли объясняет это очень трогательно: "Мы, люди с физическими недостатками, - такие же, как обычные люди. Мы называем их ОЛами ("Обычными Людьми"). ОЛы идут по жизни с таким же багажом, как и мы. Просто у нас есть дополнительная ноша - физический недостаток".

    Это просто и эффективно - проявить уважение и сделать так, чтобы собеседник почувствовал в вас близкого человека. Эхом вторьте его словам. Это поможет вам стать более чутким собеседником и навсегда избавит от неприятности.

    Глава 46. Яркие образы.

    Говорить с женщинами на специальном мужском языке - неблагородно

    Недавно мне довелось проводить презентацию для пятнадцати мужчин, руководителей одной корпорации. "О'кей, - сказала я себе, встав со стула. - Пятнадцать марсиан на одну венерианку". Не беда. Ведь я читала известную книгу Джона Грея "Мужчины с Марса, женщины с Венеры". Я изучила неврологические различия между мозгом мужчины и мозгом женщины. Я знаю все о языке жестов, присущих каждому полу. К тому же я обучаю людей особенностям общения и психологии коммуникаций. Я была прекрасно подготовлена к разговору с этими мужчинами, умела идти прямо к цели и парировать любые вопросы.

    Сначала все шло замечательно. Я провела презентацию без сучка, без задоринки - затронула все темы и безупречно их изложила. После этого я села и уверенным тоном попросила задавать вопросы и приступить к обсуждению.

    Ту-то все и рухнуло. Все, что мне запомнилось, - это устрашающий шквал вопросов, которые изобиловали аналогиями из футбольного лексикона.

    Вы думаете, мы в ауте? - спросил один.

    Да, - заметил другой, - но как теперь отыграть назад?

    Этих двоих я кое-как поняла. Но когда дошло до финтов, обводок, подножек, и игры на чужом поле, я начала терять нить разговора. А уж когда один парень заорал, что для спасения сделки нужно взять конкурентов в коробочку, я пережила полное унижение. Пришлось спросить: "А что это значит?" Мужчины понимающе переглянулись, а потом со снисходительными усмешками пустились в объяснения.

    В тот вечер я рисовала в воображении садистскую картину: пятнадцать женщин-менеджеров одной компании перебрасываются аналогиями из области деторождения, а единственный мужчина чешет затылок.

    - Мы до сих пор не получили от него нового предложения. Не знаю, когда этот тип наконец разродится, - сообщает главный бухгалтер.

    Думаю, это случится только через шесть месяцев. Пора его кесаритъ, - отвечает бухгалтер-контролер.

    Да что вы волнуетесь? - вступает главный специалист по маркетингу. - Все равно его идеи зачаты в пробирке.

    - У меня сейчас начнется послеродовая депрессия, - стонет президент.

    Единственный сотрудник-мужчина переживает такое же смущение и унижение, какое пережила я под градом футбольных аналогий.

    Однако цель этой книги - не поощрять мстительные фантазии, а научить общаться. Для этого я предлагаю следующий метод, основанный на аналогиях, причем не только на футбольных.

    Точные аналогии, которые метят в яблочко

    Аналогии могут стать эффективным средством общения, если они вызывают в памяти собеседника образы, которые ему близки. Мужчины используют футбольные аналогии не для того, чтобы запутать дело или сбить женщин с толку, а чтобы прояснить ситуацию друг для друга. Для мужчин аналогии, взятые из спорта, делают ситуацию более живой, потому что, как правило, они смотрят футбол больше, чем женщины.

    Перейдем к другим спортивным аналогиям. Каждый поймет, что имеет в виду говорящий, если он скажет: "С этим предложением мы наверняка не промахнемся". Тем не менее, у хоккейного болельщика возникнет более убедительный образ, если сказать "мы выиграем борьбу у ворот", "нас не прижмут к борту" или "мы перехватим эту передачу".

    Все знают выражение "попал в яблочко". Это выражение понятно каждому, но больше всего оно скажет энтузиасту стрелкового спорта. Если ваш слушатель играет в теннис, то разговоры о пушечной подаче и обводке по линии оживят ход вашего разговора. Если ваши деловые партнеры - баскетбольные болельщики, то, употребив аналогии вроде "броска крюком" или "борьбы под щитом", вы попадете прямехонько в их корзину. Если ваш клиент занимается борьбой, то сказать "уложить противника на лопатки" или "сделать мертвый захват" - наверняка завоевать его симпатии.

    Вам эти аналогии могут казаться неубедительными, тем не менее, это мощное средство общения, потому что затрагивает мир вашего Собеседника. Так почему бы не использовать самые яркие из доступных вам слов, чтобы добиться своего и продать товар? Я называю этот прием "методом ярких образов".

    Прием 46: Яркие образы

    У вашего клиента есть сад? Поговорите о том, как посеять семена успеха. У вашего шефа есть яхта? Поделитесь с ним идеей, которая поможет идти по ветру или оставаться на плаву. Может быть, он пилот-любитель? Расскажите об идее, которая обеспечит крутой взлет или мягкую посадку. Он играет на бильярде? Скажите, что это поможет положить шаре лузу. Затроньте интерес или стиль жизни своего слушателя, а потом накручивайте образы. Чтобы придать своим высказываниям больше силы и напора, пользуйтесь аналогиями из мира вашего слушателя, а не из своего. И еще: метод ярких образов подскажет вашим слушателям, что вы думаете точно так же, как они, и намекнет, что вы разделяете их интересы.

    Прошу прощения, но я еще раз ненадолго вернусь к своим злобным фантазиям о безнадежно сконфуженном сотруднике-мужчине. Теперь руководство, состоящее исключительно из женщин, обсуждает стратегию корпорации, используя аналогии, только, разумеется, не из футбола, а из балета.

    Давайте проведем поглощение этой компании в темпе аллегро, - предлагает одна.

    Нет, в таком деле лучше подойдет адажио, - возражает ее коллега.

    А что, если они сделают тур жете, пока мы стоим в пятой позиции?

    Полно, разве вы когда-нибудь видели приличное фуэте в исполнении их президента? Директриса подводит итог:

    Предлагаю сделать им маленький реверанс, а потом - гранд батман прямо по яйцам.

    Глава 47. Задействуйте знаки сопереживания.

    Никаких "ага", "угу" и "хм"

    Внимая собеседнику, мы часто тихонько вставляем что-то вроде "угу" или мычим "м-м-м", желая уверить говорящего, что мы его слышим. На самом деле, у некоторых это превратилось в привычку - звуки вылетают изо рта неосознанно. Каждый раз, когда я разговариваю со своим приятелем Филом, он мычит в течение всего разговора, непрерывно и самозабвенно. Иногда, пребывая в строптивом расположении духа, я, услышав в ответ на свои слова очередное согласное мычание, ошарашиваю приятеля вопросом:

    Послушай, Фил, а что я сейчас сказала?

    Гм, ну, это... черт...

    Фил в полном недоумении. И это не его вина. Просто он мужчина, а мужчины особенно часто страдают этой привычкой -пропускать слова мимо ушей и тянуть свое "м-м-м". Однажды, когда я произносила монолог, который не затрагивал никаких важных проблем, Фил мычал как заведенный. Чтобы проверить, насколько он меня слушает, я обронила:

    - Думаю сегодня разукрасить себя татуировками с ног до головы. Фил откликнулся привычным "угу".

    Впрочем, мычание лучше, чем равнодушный взгляд. Тем не менее, для Мастера Общения это не лучший выбор. Постарайтесь заменить мычание полноценными знаками сопереживания.

    Что такое знаки сопереживания?

    Знаки сопереживания - это простые, краткие фразы, выражающие поддержку. В отличие от "угу", это законченные предложения, например: "Могу себе представить, чего вам это стоило" или "Как интересно!" Знак сопереживания может быть предложением, выражающим одобрение: "Да, это благородный поступок" или "Как мило, что вы это заметили".

    Реагируя не обычным мычанием, а законченными фразами, вы не только выражаетесь членораздельно, но и создаете у вашего собеседника ощущение, что его по-настоящему понимают.

    Прием 47: Задействуйте знаки сопереживания

    Откажитесь от привычного мычания. Произносите законченные предложения, чтобы продемонстрировать свое понимание. Пересыпайте диалог фразами вроде "понимаю, что вы имеете в виду". Украшайте его сентиментальными блестками типа "как приятно услышать это от вас". Ваше сопереживание впечатляет собеседника и вдохновляет его на продолжение разговора.

    Разумеется, ничто не дается даром, - чтобы вставлять правильные знаки сопереживания, придется слушать как следует.

    А теперь, чтобы отточить этот метод, рассмотрим усовершенствованные знаки сопереживания.

    Глава 48. Правильные телесно ориентированные знаки сопереживания.

    Здравая мысль

    Лет десять назад у меня была соседка по имени Бренда. Она преподавала степ, но при этом не просто зарабатывала танцами на жизнь. Бренда жила степом. Стены комнаты были сплошь завешаны плакатами с фотографиями знаменитых американских мастеров степа Билла "Боджанглза" Робинсона и Чарльза "Хани" Коулза. Она не просто ходила по дому - она проходилась чечеткой. Было шумновато, но зато, когда Бренду звали к телефону, я всегда безошибочно знала, где ее искать.

    Как-то я спросила Бренду, когда она увлеклась степом. "С тех пор, как в первый раз открыла уши", - ответила она. "Уши? Странно, - подумала я. - Ведь большинство людей говорят "с тех пор как я в первый раз открыл глаза". В тот миг я поняла, что Бренда воспринимает мир больше ушами, чем глазами.

    Все мы воспринимаем мир с помощью пяти чувств. Мы видим мир. Мы слышим мир. Мы осязаем мир. Мы обоняем мир. Мы пробуем мир на вкус. Поэтому мы говорим о мире в терминах этих пяти чувств. Авторы нейролингвистического программирования (НЛП) утверждают, что у каждого человека одно из чувств (или один из каналов восприятия) преобладает над остальными. У Бренды это был слух.

    Она рассказывала мне, что выросла в Нью-Йорке, в темной подвальной квартирке. Она помнит, как младенцем слышала над своей колыбелью топот ног по тротуару. Когда она стала чуть постарше, в ее маленькие ушки врывался рев клаксонов, вой сирен и грохот цепей, которые надевают на колеса машин в гололед. Особенно ей запомнился цокот копыт полицейских лошадей по мостовой рядом с ее окошком. Первые впечатления об окружающем мире пришли к ней через уши. И по сей день звук играет в ее жизни главную роль. Чечеточница Бренда - человек-"слушатель", "аудиал", как сказали бы адепты НЛП.

    Поскольку специалисты по НЛП советуют в общении апеллировать к тому каналу восприятия, который у слушателя развит сильнее остальных, я испробовала на Бренде несколько "слуховых маркеров", или, как говорят в НЛП, предикатов. Вместо того чтобы сказать: "По-моему, это выглядит хорошо", я говорила: "Это звучит хорошо". Вместо того чтобы сказать: "Вижу, что ты имеешь в виду", говорила: "Я тебя хорошо слышу". Когда я использовала эти слуховые маркеры, я чувствовала, что она слушает меня более внимательно.

    Тогда я стала очень тщательно прислушиваться ко всем своим друзьям, чтобы обнаружить, какое из чувств у них ведущее. Иногда я замечала в их речи зрительные маркеры, например:

    Вижу, что ты хочешь сказать.

    По-моему, это выглядит замечательно.

    Не могу себе представить такую картину.

    Эта идея вырисовывается у меня очень смутно.

    С моей точки зрения...

    "Ого! - подумала я, - это уже о чем-то говорит!"

    Хитрости продолжаются

    Но потом я услышала, что в других ситуациях та же моя подруга говорит:

    Да, я тебя слышу.

    Конечно, по-моему, это звучит неплохо.

    Я постоянно твержу себе, что все получится.

    В этом есть неприятный отголосок.

    Он настроился на этот проект.

    Что-то мне говорит...

    Оказалось, что все не так просто, как я воображала. Но сдаваться я не собиралась.

    Однажды мы с Брендой в компании приятелей отправились кататься на лыжах. В тот вечер мы были в гостях. Один из наших друзей говорил группе слушателей:

    - Горные склоны были изумительны - такие кристально чистые и белые! "Визуал?" - спросила я себя. Другой лыжник добавил:

    Прикосновение мягкого снега к коже - это что-то потрясающее! "Ага, а этот парень - кинестетик", - отметила я про себя. Ясно помню, что именно тогда Бренда сказала:

    Сегодня было так тихо. Единственный звук, который я слышала - свист ветра в ушах, когда летишь вниз по склону.

    Ее краткая тирада убедила меня: что-то во всем этом есть. Тем не менее, различить, какое чувство у человека доминирует, мне по-прежнему нелегко.

    Простое решение

    Вот прием, который, как я убедилась, работает и не требует от вас особых детективных способностей. Я называю этот прием "Правильные телесно ориентированные знаки сопереживания". Овладеть им легко. Если нет явных признаков, что ваш собеседник, главным образом, аудиал, визуал или кинестетик, просто подстраивайтесь к его текущему настроению. Согласуйте свои знаки сопереживания с тем чувством, которое проявляется у собеседника в данный момент. Представим, например, что ваша коллега, объясняя финансовый план, говорит: "Благодаря этому плану через шесть месяцев мы сможем ясно увидеть наши перспективы". Поскольку на этот раз она пользуется в основном зрительными маркерами, скажите: "Вижу, что вы хотите сказать" или "Вы нарисовали ясную картину этой ситуации".

    Если же вместо этого ваша коллега скажет: "В этом плане есть отголоски новых веяний", вы вставляете слуховые знаки сопереживания: "Эта мысль отлично прозвучала" или "Мне было очень интересно это услышать".

    Третья возможность. Предположим, она скажет: "Нутром чую, что этот план сработает". Тут же подкиньте ей кинестетический сопереживатель вроде "Представляю, что вы ощущаете" или "Вы отлично ухватили суть проблемы".

    Прием 48: Правильные телесно ориентированные знаки сопереживания

    С какой частью тела собеседника вы устанавливаете связь в ходе разговора? С ушами? С глазами? С нутром? Разговаривая с людьми-зрителями, используйте зрительные знаки сопереживания - тогда они подумают, что вы видите мир таким же, как они. С людьми-аудиалами используйте слуховые знаки сопереживания - они подумают, что вы слышите их четко и ясно. С кинестетиками используйте кинестетические знаки сопереживания - они подумают, что вы ощущаете то же, что и они.

    А что же два других чувства - вкус и обоняние? Мне еще никогда не приходилось встречать людей вкусового или обонятельного типа. Но вы всегда можете отпустить шефу комплимент, сказав: "Какая сочная идея!" А обращаясь к своей собаке, которая, конечно же, относится к "нюхачам", скажите ей: "Эта идея просто смердит.'"

    Следующий прием помогает создать ощущение близости с помощью одного-единственного слова.

    Глава 49. Преждевременное "мы".

    Мы сразу заговорили, как старые друзья

    Просто послушав пару минут разговор двоих людей, можно многое сказать об отношениях. Можно понять, кто они, - недавние знакомые или старые друзья. Можно понять, кто эти мужчина и женщина - посторонние люди или супружеская пара.

    Необязательно даже, чтобы друзья называли друг друга "приятель", "дружище" или "старик". Необязательно, чтобы мужчина шептал женщине: "милая", "любовь моя" или "зайка". Неважно, что именно они обсуждают и даже каким тоном. Даже с закрытыми глазами вы сможете многое сказать об их взаимоотношениях, потому что прием, о котором я говорю, никак не связан с языком тела.

    Как именно? По мере того как близость между людьми возрастает, их разговоры переживают удивительную метаморфозу. Вот как это бывает:

    Первый уровень: клише и избитые фразы

    Разговаривая, двое посторонних людей поначалу обмениваются банальностями. Например, болтая о теме, которая единодушно признана самой скучной на свете - о погоде, один из них может сказать другому: "Какая сегодня прекрасная солнечная погода!" или "Кажется, дождь начинается, а?"

    Это первый уровень, словесные клише.

    Второй уровень: факты

    Люди, которые знакомы, но не близко, часто обмениваются фактами. "Знаете, Джо, в этом году вдвое больше солнечных дней, чем в прошлом". Или: "Наконец-то мы собрались наполнить бассейн, чтобы хоть как-то пережить жару".

    Уровень третий: чувства и личные вопросы

    Когда люди становятся друзьями, они часто выражают друг другу свои чувства, даже если речь идет о такой скучной вещи, как погода. "Знаешь, Джордж, я так люблю солнечные деньки!" И еще они задают друг другу личные вопросы: "А ты, Бетти? Ты любишь солнце?"

    Уровень четвертый: фразы, в которых присутствует слово "мы"

    Теперь мы переходим к высшему уровню близости. Этот уровень богаче, чем изложение фактов, и вызывает, скорее, взаимопонимание, нежели чувства. Это фразы, в которых содержатся слова "мы", "нам", "наш". Говоря о погоде, друзья могут сказать: "Если у нас сохранится такая хорошая погода, лето будет отличным". Влюбленные могут сказать: "Надеюсь, хорошая погода еще постоит, так что в отпуске нам удастся поплавать".

    На этом явлении основан метод, позволяющий достичь высшей словесной близости. Просто начинайте преждевременно вставлять слово "мы". Это можно использовать, чтобы клиент, потенциальный покупатель, посторонний человек почувствовал, что вы уже друзья. Воспользуйтесь им, чтобы потенциальный возлюбленный почувствовал, что вы двое - уже пара. Я называю этот метод "Преждевременное мы". В случайной беседе просто перескочите через первый и второй уровни и начинайте прямо с третьего и четвертого.

    Спросите своего клиента о его чувствах к кому-то или чему-то так, как в разговоре с другом: "Джордж, как вам нравится новый губернатор?" Потом, говоря о том, что может касаться вас обоих, используйте местоимение "мы": "Как вы думаете, что мы можем ожидать от его правления?" Старайтесь состряпать побольше фраз, в которых присутствует "мы", - таких, которые инстинктивно приберегают для друзей, любимых и других близких людей: "Надеюсь, пока этот губернатор у власти, мы будем жить неплохо".

    Слово "мы" создает ощущение единства. Слыша его, собеседник чувствует, что вы вместе. Оно рождает подсознательное ощущение "ты и я, на свете только ты и я". Когда вы преждевременно говорите "мы" или "нам" даже чужим людям, это подсознательно делает их ближе. Это намек, что вы уже друзья. На вечеринке вы можете сказать человеку, который оказался рядом с вами у стола: "Выглядит соблазнительно. Сколько они для нас всего наготовили!" Или: "Ой! Если мы все это перепробуем, то наверняка растолстеем!"

    Прием 49: Преждевременное "мы" Г

    Создайте ощущение близости с человеком, даже если вы познакомились с ним минуту назад. Спутайте сигналы его психики, пропустив первый и второй уровни общения и перейдя сразу к третьему и четвертому. Вызовите чувство, что вы близки, используя волшебные слова "мы", "нам", "наш".

    Итак, мы только что разобрали, как копировать движения наших собеседников методом обезьянничанья, как эхом вторить их словам, как вызывать яркие образы их мира, как создать связь с их ведущим чувством методом правильных телесно ориентированных знаков сопереживания и установить подсознательные дружеские чувства с помощью слова мы.

    Что еще общего у друзей, влюбленных и близких людей? Общая история. Заключительный метод этой главы - средство, помогающее вызвать у сравнительно нового знакомого теплое и смутное ощущение, что вы уже очень-очень давно вдвоем.

    Глава 50. Общие воспоминания.

    Наша общая шутка

    Влюбленные шепчут друг другу на ухо фразы, которые не имеют никакого смысла ни для кого, кроме них самих. Друзья хохочут над словами, которые покажутся абракадаброй любому, кто их услышит. Люди, тесно связанные общим делом, посмеиваются, вспоминая вместе пережитое.

    Одна компания, с которой мне довелось работать, стала свидетелем того, как за десять лет возникали и исчезали без следа модные управленческие теории и методы повышения эффективности работы организации - реинжиниринг, теории разделенного и командного лидерства, различные тренинги по формированию командного духа у сотрудников компании. На корпоративных вечеринках сотрудники никогда не упускали возможности от души посмеяться, вспоминая времена, когда все служащие компании - от директора до курьера - вставали друг другу на плечи и, поддерживая один другого, перелезали через гладкую вертикальную шестиметровую стену, - и все во имя повышения сплоченности трудового коллектива и для формирования команды. Шеф, съезжая со стены, сломал большой палец на ноге. На следующем еженедельном совещании он протряс костылем и язвительно произнес: "Больше никаких командных игр!" Это ознаменовало собой смерть командных тренингов - и рождение общей шутки.

    Из общих переживаний, вроде этого, складывается корпоративная культура. У этих сотрудников есть своя история и связанный с ней язык. До сих пор, желая быстро похоронить какую-нибудь идею, они говорят: "Махнем на нее костылем!" или "Спустим ее со стены!" И все улыбаются. Никто не понимает, что это значит, кроме сотрудников компании.

    Драматург Нил Саймон порой умеет одним словом дать бродвейской публике почувствовать, что два актера на сцене играют мужа и жену или двух старинных друзей. Просто актер говорит актрисе что-то такое, что зрителям непонятно. И оба начинают покатываться от хохота. Все сразу улавливают: эти двое - пара.

    Каждый раз, когда я встречаю своего приятеля Дэрила, мы говорим не "привет!", а "кряк!" Почему? Мы познакомились пять лет назад на вечеринке, и в первой нашей беседе Дэрил поведал мне, что вырос на утиной ферме. Когда я призналась, что никогда не бывала на утиной ферме, он изобразил утку, причем лучшего подражания я никогда не видела. Он стал вертеть головой, глядя на меня то одним глазом, то другим и одновременно хлопать руками по бокам и крякать. Представление вызвало у меня такой взрыв хохота, что это его вдохновило, и он продемонстрировал мне плоскостопый утиный шаг вперевалку. Пример оказался заразителен. Мы стали вдвоем ковылять по комнате, хлопая руками и крякая. В тот вечер мы с ним выставили себя полными придурками.

    На следующий день у меня зазвонил телефон. Сняв трубку, я услышала не "привет, это Дэрил", а просто "кряк". Уверена, что именно это положило начало нашей дружбе. До сих пор, когда я слышу по телефону его "кряк", душу наполняют теплые воспоминания, пусть даже в них присутствует некоторый оттенок неловкости. Это воскрешает нашу историю и вливает в дружбу свежую струю, сколько бы времени ни прошло с тех пор, как мы в последний раз крякали вместе.

    Прием 50: Общие воспоминания

    Когда вы встречаете чужака, которого хотели бы сделать не слишком чужим, поищите в памяти что-нибудь такое, что вам довелось пережить вместе во время вашей первой встречи. Потом найдите несколько слов, которые вызовут смех, теплую улыбку, воскресят добрые чувства, пережитые вами вдвоем. Теперь у вас, как и у всех старых друзей, есть общая история, общие воспоминания.

    Всякий раз, когда вы хотите, чтобы тот или иной человек стал частью вашего личного или профессионального будущего, ищите такие общие для вас обоих моменты. А потом сделайте их рефреном.

    Что ждет нас впереди?

    Сопереживание, обаяние и уверенность в себе - вот три особенности, которые отличают успешных людей во всех областях жизни. В первой части мы научились использовать язык тела, чтобы создать первое впечатление и выглядеть в глазах собеседника энергичным, уверенным в себе и обаятельным человеком. Во второй - дополнять танец тела непринужденной беседой. Дальше, в третьей, мы перенимали повадки крутых мальчиков и девочек, так что теперь мы первые кандидаты в "Высшую Лигу" жизни. Четвертая часть избавила нас от скованности в разговоре с людьми, у которых с нами очень мало общего. А в пятой мы освоили приемы, помогающие вызвать у собеседника мгновенную симпатию, создать мгновенную близость, мгновенное взаимопонимание.

    Что еще осталось? Вы сами догадались - сделать так, чтобы собеседник хорошо чувствовал себя в вашем обществе и был о себе прекрасного мнения. Но в современном мире комплименты - опасное оружие. Одна ошибка - и отношениям конец. Давайте рассмотрим силу похвалы, неразумность лести и то, как эффективно пользоваться этими мощными инструментами.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке