Ж

ЖАНР (франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род. Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма, жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике, события в эпосе, драматический сюжет в драме). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия, шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон), трагические, элегические и пр. Со времён античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трёх стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают ещё и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.

Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определённому литературному роду, важен объём произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объёмом (объём романа, как правило, больше) и количеством освещённых проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей, являющейся ещё более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с её более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.

С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).

Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвящённые критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.

Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определённую эпоху, в творчестве определённого писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие ещё в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.

Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.

Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.


ЖАРГОНИ?ЗМЫ (франц. jargon), разряд «пассивной» лексики, к которому относятся слова, используемые обособленной группой людей, объединённых по социальному признаку. Объединяющим признаком может служить возрастная категория, профессия, общественный класс. Слова этого разряда, обычно немногочисленные, составляют особый «язык» социальной группы, по использованию которого её члены опознают равных себе (напр., такую роль исполняет молодёжный сленг). Иногда эти слова могут сосуществовать в специфическом «языке» группы наряду с терминами (так, определённое соотношение жаргонизмов и терминов характерно для профессионализмов) или составлять «тайный язык», используемый для общения в условиях конспирации (таковы арготизмы, разновидностью которых является «феня» – язык воровского сообщества и деклассированных элементов). В литературе жаргонизмы ограниченно применяются при изображении речи представителей подобных социальных групп.


ЖЕМЧУ?ЖНИКОВЫ, братья: Александр Михайлович (1826, Павловка Елецкого у. Орловской губ. – 1896, Лоберш Режецкого у. Витебской губ.), русский поэт, сатирик; Алексей Михайлович (1821, местечко Почеп Мглинского у. Черниговской губ. – 1908, Тамбов, похоронен в Москве), русский поэт, публицист; ВладимирМихайлович (1830, Санкт-Петербург – 1884, Ментона, Франция), русский поэт, публицист. Каждый из братьев обладал ярким и по-своему самобытным литературным талантом, однако настоящий большой успех принесло им создание образа Козьмы Пруткова (кон. 1840-х – нач. 1850-х гг.) – вымышленного поэта и автора афоризмов, который вскоре стал классикой рус. пародийной литературы. Активное участие в этом литературном проекте принимал двоюродный брат Жемчужниковых – А. К. Толстой. Лишь небольшая часть произведений, появившихся под именем Козьмы Пруткова, написана кем-либо из братьев Жемчужниковых по отдельности. Так, первые басни Козьмы Пруткова принадлежат перу Александра Жемчужникова; ряд пародий на стихи В. Г. Бенедиктова и поэтов «чистого искусства» написаны Владимиром Жемчужниковым. Однако бо?льшая часть литературного наследия этого вымышленного поэта является результатом коллективного творчества, так что выяснить степень участия каждого из соавторов в создании того или иного текста не представляется возможным. Совместное литературное творчество братьев Жемчужниковых продолжалось до нач. 1860-х гг. Позднее Алексей и Владимир выступали бо?льшей частью как публицисты, лишь Александр Жемчужников продолжал писать стихи в духе Козьмы Пруткова вплоть до сер. 1870-х гг.


ЖИГУ?ЛИН Анатолий Владимирович (1930, Воронеж – 2000, Москва), русский поэт.

А. В. Жигулин


Во время учёбы в Воронежском лесотехническом ин-те был арестован (1950) и осуждён на 10 лет за участие в антисталинской тайной организации «Коммунистическая партия молодёжи». В 1956 г. реабилитирован, вернулся в Воронеж, где окончил ин-т (1960). В 1959 г. была опубликована его первая книга – «Огни моего города», положившая начало литературной деятельности. Сборники 1960-х гг. окрашены трагическими мотивами, без которых Жигулин не мог представить реальную жизнь («Костёр-человек», 1961; «Рельсы», 1963; «Память», 1964; «Избранная лирика», 1965; «Полярные цветы», 1966; «Поле боя», 1968). В лирике Жигулина усматриваются традиции И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского. В современном литературоведении творчество Жигулина относят к направлению «тихая лирика». Стихотворения 1970-х гг. действительно овеяны стихией лиризма. Жигулин пишет о родине, о любви, о природе (сборники «Прозрачные дни», 1970; «Свет предосенний», 1972; «Полынный ветер», 1975, «Стихотворения», 1976; «Горящая береста», 1977; «Соловецкая чайка», 1979; и др.). «Книги Анатолия Жигулина – книги печали. Конечно, он умеет лёгкими, почти невесомыми, почти прозрачными мазками нарисовать в стихах и солнечный полдень бытия, порадоваться дикому и дивному плодородию земли, приблизить к слуху читателей праздничный щебет и пересвистывание лесных пичуг, светло улыбнуться младым дубкам, что завоёвывают, обживают округу. Но даже в эту минуту самого безоглядного ликования не позабудет поэт, что юная поросль поднялась не где-нибудь в чистом поле, а между старых, стоящих порознь, безвершинных, кривых дубов» (С. Чупринин). В 1988 г. опубликована автобиографическая повесть «Чёрные камни», где автор рассказывает о своём аресте и заключении, а также о судьбах людей, попавших в аналогичную ситуацию. Колымская тема осталась на всю жизнь одной из главных, наболевших в творчестве Жигулина. Его «колымский цикл» («Сгоревшая тетрадь» 1960-е), наряду с «Реквиемом» А. А. Ахматовой и «Колымскими тетрадями» В. Т. Шаламова, является мощным антисталинистским и антитоталитарным оружием, памятником жертвам репрессий.


ЖИД (Gide) Андре Поль Гийом (1869, Париж – 1951, там же), французский прозаик, поэт, драматург, эссеист, критик, мемуарист. Литературный дебют молодого поэта-символиста – написанный вычурным языком сборник стихов «Тетради Андре Вальтера» (1891) потерпел полный провал. Роман «Болота» (1895) – сатирическое, проникнутое глубокой иронией прощание Жида с символизмом. Талант Жида-моралиста, учителя мудрости ярко проявился в лирической поэме в прозе «Яства земные» (1897). «Быть как можно более человечным – хорошее правило», – писал он в этой поэме о красоте и величии жизни. Это знаменитое произведение оказало влияние на нравственное формирование целого поколения читателей и писателей Франции (от А. де Монтерлана до А. Камю). Жид активно участвовал в литературной жизни Франции – в 1909 г. он стал одним из основателей журнала «Нувель ревю франсез» и знаменитого парижского издательства «Галлимар», которое опубликовало сочинения всех французских лауреатов Нобелевской премии по литературе 20 в. Разрыв писателя с клерикализмом отражён в романе «Подземелье Ватикана» (1914). Жид – автор ряда автобиографических произведений, дневников, которым присуща большая степень искренности. Одна из таких книг «Если зерно не умрёт», считавшаяся в своё время непристойной, позднее сравнивалась с «Исповедью» Ж. Ж Руссо.

А. Жид


В основу романа «Фальшивомонетчики» (1925) лёг криминальный материал – газетные сообщения о банде фальшивомонетчиков, действовавшей на заре 20 в. Производя фальшивые купюры, банда преступников-философов стремится к подрыву основ буржуазного несвободного общества. Роман, принёсший автору известность и популярность, представляет собой одновременно и многосюжетную панораму французской жизни после 1-й мировой войны, и подведение итогов нравственных, интеллектуальных и эстетических поисков автора. Лучшее творение Жида – «Дневники», которые велись с 1889 по 1949 г. В них нашли отражение творческие и идейные поиски писателя, его внутренний мир и впечатления от внешнего мира. Опыт Жида оказал огромное воздействие на творчество писателей-экзистенциалистов (А. Камю, Ж. П. Сартра).Лауреат Нобелевской премии (1947).


«ЖИТИЕ? АЛЕКСА?НДРА НЕ?ВСКОГО», историко-агиографическая повесть о новгородском (1236–51), и великом владимирском (1252–63) князе Александре Ярославиче. Время написания жития – 1280-е гг. Это произведение во многом соответствует житийному канону: говорится о благочестивых родителях святого, Александр совершает посмертное чудо, однако многочисленные «батальные сцены» связывают это произведение с жанром воинской повести. Правда, автора-«служебника» (названного так А. С. Дёминым) военные дела интересовали мало, о победах Александра он говорит очень кратко.

«Житие Александра Невского». Миниатюра. 16 в.



«ЖИТИЕ? ПРОТОПО?ПА АВВАКУ?МА», главное сочинение непримиримого противника проводимой патриархом Никоном церковной реформы. Было написано в 1672 г. в Пустозерской «земляной тюрьме», куда Аввакум был заключён после церковного собора 1666–67 гг. «Живой мертвец», ожидающий смерти в темнице-гробе, Аввакум рассказывает своим последователям о новом святом, о себе самом. Конечно, с традиционной точки зрения подобное самоопределение немыслимо, но для постоянно подчёркивающего свой традиционализм новатора Аввакума отождествление автора жития с его героем оказалось возможным (известно, что Аввакум часто уподобляет себя апостолу Павлу, а житие прямо называет «книгой живота вечного»). Так, из житийного жанра (канон которого был хорошо известен Аввакуму) вырастает развёрнутая автобиография.


ЖИТИЯ? БОРИ?СА И ГЛЕ?БА, рассказ об убийстве князем Святополком Окаянным своих братьев Бориса и Глеба. О гибели святых братьев рассказывается в написанном Нестором «Чтении о житии и погублении… Бориса и Глеба» и в «Сказании и страсти и похвале святую мученику Бориса и Глеба», автор которого неизвестен. Герои житий – святые мученики, беспрекословно подчинившиеся хоть и преступному, но старшему брату. Не случайно в «Сказании» убийство младшего брата Глеба уподобляется закланию агнца: «Повар же Глебовъ, именемъ Търчинъ, изъмъ ножь и имъ блаженааго и закла, яко агня безлобливо».

«Борис и Глеб». Житийная икона. 14 в.


ЖИТКО?В БорисСтепанович (1882, Новгород – 1938, Москва), русский прозаик. В 1906 г. окончил естественное отделение Новороссийского ун-та, в 1916 г. – кораблестроительное отделение Петербургского политехнического ин-та. Поменял множество профессий: ихтиолог, штурман парусника, рабочий-металлист, морской офицер и инженер, капитан научно-исследовательского судна, преподаватель физики и черчения, руководитель технического училища. Среди знакомых славился как отличный рассказчик. По просьбе К. И. Чуковского однажды записал один из своих рассказов и с 1924 г. начал печататься. Все произведения Житкова основаны на том, что писатель видел и переживал сам. Первые книги созданы для взрослых, но в основном Житков писал для детей, он считается одним из основателей советской детской литературы. Его произведения, в основном рассчитаны на школьников: морские повести (сборники «Злое море», 1924; «Морские истории», 1925–37), сказочные повести («Элчан-Кайя», 1926), пьесы («Пятый пост», 1927; «Семь огней», 1929) научно-художественные книги («Свет без огня», 1927; «Пароход», 1935). Житков сотрудничал в детских газетах и журналах: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», «Юный натуралист» и др. Незадолго до смерти создал детскую повесть-энциклопедию «Что я видел» (опубл. в 1939).


ЖУКО?ВСКИЙ Василий Андреевич (1783, с. Мишенское Белёвского у. Тульской губ. – 1852, Баден-Баден, Германия, похоронен в Санкт-Петербурге), русский поэт и переводчик.

В. А. Жуковский. Гравюра Т. Райт с оригинала К. Брюллова. 1837—38 гг.


Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи, усыновлённый А. Г. Жуковским. Взгляды и литературные пристрастия молодого Жуковского формировались в Благородном пансионе при Московском ун-те (1797–1801) и «Дружеском литературном обществе» (1801) под влиянием идей масонства, позднего Просвещения и пиэтизма. Раннее творчество продолжало традиции русского сентиментализма (перевод «Сельского кладбища» Т. Грея, 1802, и др.), вслед за Н. М. Карамзиным. В дальнейшем Жуковский всё более увлекается немецкой романтической поэзией с её идеализмом и мистицизмом, много переводит, в его творчестве неразделимо сливаются черты романтизма и сентиментализма. Невозможность брака поэта с М. Протасовой и её ранняя кончина, равно как и смерть ближайшего друга Андрея Тургенева, окрасили всё творчество поэта в меланхолические тона, сделали его «певцом прошлого», покорно принимающего земные лишения во имя чаемого соединения душ в мире ином. Лирика Жуковского отличается тонким психологизмом, просветлённой грустью и религиозной мечтательностью. С 1808 г. Жуковский обратился к балладам («Людмила», 1808; «Светлана», 1808—12; «Эолова арфа», 1814), которые стали его излюбленным жанром и принесли поэту популярность. Большинство баллад были переводными (из Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Р. Саути и др.), содержанием их были античные и средневековые легенды. Программным стихотворением Жуковского стал отрывок «Невыразимое» (1819), где поэт превозносит над красотой видимого мира таинственное и глубокое переживание, порождённое им в человеческой душе.

Во время Отечественной войны 1812 г. вступивший в ополчение поэт написал стихотворение «Певец во стане русских воинов» (1812), ставшее патриотическим гимном. После него Жуковского приглашают ко двору, с 1826 г. он становится воспитателем наследника престола – будущего императора Александра II.

Достижения школы Жуковского воспринял А. С. Пушкин, который считал поэта своим учителем, писал о «пленительной сладости» его стихов. Перевод «Шильонского узника» Дж. Г. Байрона (1822), вышедший чуть раньше «Кавказского пленника» Пушкина, положил начало увлечению Байроном в России. С 1830 г. Жуковский занимался главным образом переводами. Широко известны его переводы баллад и драмы Ф. Шиллера «Орлеанская дева» (1817—21), «Одиссеи» Гомера (1849), поэмы де Ламот Фуке «Ундина».


ЖУРНА?Л (от франц. journal – дневник, газета), печатное периодическое издание. В отличие от газеты журнал выходит реже (еженедельно, ежемесячно) и, как правило, содержит больше информации. В России журналы стали выходить в нач. 18 в., первым русским журналом стало научно-популярное приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728—42). В 18 в. были популярны журналы «Трудолюбивая пчела» (1759) А. П. Сумарокова, «Трутень» (1769—70) Н. И. Новикова. В первой половине 19 в. лидировали два журнала «Вестник Европы» Н. М. Карамзина (1802–1830) и «Сын Отечества» Н. И. Греча (1812—52) (первый в России иллюстрированный журнал, откликавшийся на многие политические события).

Обложка журнала «Савой». О. Бёрдсли. 1896 г.


Важную роль сыграли журналы в русской литературе 19 в. Первым русским «толстым» журналом, т. е. журналом, где помимо статей на актуальные темы печатались литературные произведения, была «Библиотека для чтения» (1834—48) А. Ф. Смирдина, где публиковались В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь. Историю толстых журналов продолжили «Современник», основанный А. С. Пушкиным в 1836 г., перешедший после его смерти к П. А. Плетнёву, а с 1847 г. – к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву), «Отечественные записки» (1818–84), «Москвитянин» (1841–56) и др. В «Отечественных записках» и «Современнике» выступал с критическими статьями В. Г.Белинский, затем ведущим критиком журнала стал Н. Г. Чернышевский, в нём печатались Н. А.Добролюбов и М. Е.Салтыков-Щедрин. «Москвитянин» придерживался славянофильской направленности; с этим журналом связан так называемый период «москвитянинских» пьес в творчестве А. Н.Островского.

В 1860-е гг. журналы стали всё чаще высказываться по политическим вопросам, что приводило к закрытию многих из них («Современника», затем «Отечественных записок», «Русского слова»).

В 1870-х гг. наряду с «толстыми» журналами появляются т. н. тонкие журналы – иллюстрированные издания для семейного чтения, предшественники нынешних глянцевых журналов («Нива», 1870–1917; «Родина», 1879–1917; и др.).

Обложка журнала «Лебедь». Л. Бакст


После революции 1917 г. и Гражданской войны появились новые журналы – «Молодая гвардия» (1922—41 и с 1956), «Звезда» и «Октябрь» (оба с 1924), «Новый мир» (с 1925). Появляются журналы для детей – «Мурзилка» и «Пионер» (оба с 1924).

Журналы были очень популярны, они издавались огромными тиражами, в них печатались литературные произведения, вызвавшие отклик читателей, критические статьи и разборы. Журналы фактически определяли течение литературного процесса (напр., произведения многих писателей во время «оттепели» печатались в журнале «Юность», вызывая живейшую реакцию читателей по всей стране). С 1990-х гг. «толстые» журналы издаются меньшими тиражами, более популярными стали т. н. глянцевые журналы, печатающие своеобразный дайджест из разных областей со множеством иллюстраций («Vogue», «Cosmopolitan», «Elle», «Домашний очаг», «ОМ», «Караван историй» и др.). Каждый из этих журналов, как правило, рассчитан на определённый круг читателей (на домохозяек, на подростков и пр.).








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке