• АТЛАНТИДА — ЭТО ТРОЯ?
  • ТАЙНА ГРЕЧЕСКОГО ОГНЯ
  • НЕВЕРОЯТНАЯ «РАДИОСВЯЗЬ» В XII ВЕКЕ
  • КТО БЫЛ ПРОТОТИПОМ КАПИТАНА НЕМО?
  • РИСУНОК НА СКАЛЕ В НАВОИ
  • КУДА ВЕДУТ ЛЕСТНИЦЫ АТЛАНТОВ
  • ЗАГАДКИ КАМЕННЫХ ПОЛЧИЩ
  • ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

    АТЛАНТИДА — ЭТО ТРОЯ?

    Философ Платон, родившийся в Афинах в 427 году до н. э., как исполин духа стоит у истоков человеческой мысли. Аристотель был его учеником, Гегель считал его «всемирно-исторической личностью», Шопенгауэр называл «божественный».

    И вот на этого бородатого мудреца в кожаных сандалиях, воздавшего в своих 35 диалогах хвалу разуму, ненавидевшего поэтов за туманность и неистинность их языка, падает тень подозрения как на величайшего лжеца в мировой литературе.

    От Платона, и только от него, исходит фантастическое повествование об острове Атлантида, где все было «прекрасно, удивительно и в неисчерпаемом изобилии». Народ наслаждался «избытком неправедного богатства». В конце концов страна «деградировала» и в одночасье сгинула в океане.

    Многие поколения исследователей вели поиски этого рая земного. Исчезнувшую землю искали на Гельголанде и на Багамах, в Восточной Пруссии и в Монголии. Жак Кусто пытался отыскать ее на дне Средиземного моря, Эрих фон Деникен и вовсе помещал ее в космосе.

    Словно призрак плывет этот таинственный континент сквозь тысячелетия. Исследователилюбители даже определили точную дату и время суток крушения мифического царства: 13 часов 5 июня 8498 года до н. э.

    Но никому из энтузиастов поиска не удалось пойти дальше туманных предположений о том, как погибла Атлантида. Для серьезной же науки до сих пор было непреложным фактом: Атлантида не более чем плод фантазии Платона.

    Со своей версией выступает в недавно вышедшей книге 33-летний геоархеолог Эберхард Цанггер. Он учился в Кембридже и Оксфорде и в настоящее время курирует несколько археологических проектов на Кипре, Крите и в Египте. Он признает, что для археологов Атлантида долгое время был «надуманной темой» как если бы зоологи занялись поисками скелета Микки Мауса.

    Однако его новый труд не сборник сказок. На 300 страницах Цанггер пытается выделить историческое ядро легенды. Коллеги называют его книгу «гениальной, волнующей и исключительно правдоподобной». Американский археолог Кертис Раннелс уверен даже, что книга «окажет на академический мир такое же влияние, как открытие Шлимана 100 лет назад».

    Цанггер указывает, где искать Атлантиду, и одновременно развеивает ее тайну. По его мнению, рассказ Платона не что иное, как «искаженная память» о великой Трое, том самом античном городе у Геллеспонта, который, если верить Гомеру, в XIII веке до н. э. пал жертвой хитрости Одиссея и ударной мощи 100 тысяч греческих воинов.

    Против того, что Атлантида выдумка, говорит прежде всего обилие деталей в рассказе о ней.

    Уже при первом отборе «перепутанных частей головоломки» возникает немало доказательств этого тождества:

    1. Морская мощь Платонова чудо-города основана на «двенадцати сотнях кораблей». Флот Трои (согласно Гомеру) насчитывал 1185 судов.

    2. В Атлантиде дует сильный «северный ветер». Подобные погодные условия (кстати, нетипичные для

    Средиземноморья) характерны для продуваемого штормовыми ветрами входа в Черное море.

    3. В Атлантиде имеются два источника — теплый и холодный. Такие же источники, по словам Гомера, бьют и в Трое.

    4. В Атлантиде была известна латунь. В античные времена этот сплав изготавливали лишь в одном-единственном месте — в Эдремите, в 80 километрах к юго-востоку от Трои.

    5. Размеры центральной части города Атлантиды Платон оценивает в «пять стадий» (900 метров). Точно такие же размеры имеет и дворцовый комплекс Трои.

    В целом Платон четырежды подтверждает правдивость своего повествования. К тому же он ссылается на весьма высокий авторитет: по его словам, первым рассказчиком этой истории был полководец и законодатель Солон (640–560 до н. э.). Этот «мудрейший из семи мудрецов» списал будто бы эти сведения с одной из храмовых колонн в Египте.

    «Подлинный манускрипт», полагает Цанггер, действительно существовал и находился во владении семьи Платона. Таким образом, великий мыслитель лишь использовал исторический документ. Данное предположение Цанггер готов подтвердить рядом доказательств:

    1. Солон действительно бывал в стране фараонов. Незадолго до смерти он, вероятно, посетил резиденцию царей — Саис.

    2. Солон был «родственником и близким другом» прапрапрапрадеда Платона. Так что не исключена описанная Платоном передача манускрипта через шесть поколений.

    3. Компьютерный стилистический анализ показал, что рассказ Платона об Атлантиде сильно отличается от других трудов философа, создавая впечатление текста, принадлежащего другому автору.

    В храме, рассказывает Платон, жрецы подвели Солона к колонне с иероглифами. На ней была выбита странная история о том, что «9 тысяч лет назад» древние греки победили некую хорошо вооруженную «державу», имя которой Атлантида.

    Об указанную дату сражения — «9 тысяч лет назад» — до сих пор и спотыкались историки, пытавшиеся выделить из всего этого зерно истины. Ибо для развитой цивилизации, которая уже в каменном веке имела бы таблички для письма и железные топоры, в современной науке нет места.

    Цанггер находит поразительный выход из этой временной загадки. В Египте с середины третьего тысячелетия были в ходу один государственный солнечный календарь и два религиозных лунных. И если храмовая колонна в Саисе исчисляет историю в лунных циклах (что вполне вероятно), то данный отрезок времени следует поделить на 12,37. Цанггер определяет новую дату описанного сражения 1207 год до н. э.

    В то время греки действительно пережили грандиозное сражение. Только враг не обрушился на них «с Атлантического моря», а сидел за стенами крепости в Малой Азии. Греческая хроника «Мармор париум» приводит дату покорения Трои: 1209 год до н. э.

    Однако хроника из египетского храма содержит еще сюрпризы. В «последующее время», сообщают жрецы, греческие города были разрушены природными катастрофами. Распались все структуры управления, было утеряно даже искусство письма. Да и побежденная Атлантида затонула в конце концов «в результате землетрясения».

    Перечень катастроф, приводимый в храме, удивительно точно совпадает с реальными событиями того периода — эпохи поздней бронзы. Микенская дворцовая культура (1600–1100 до н. э.) с ее цветущими центрами (Мидеа, Пилос, Микены и Тиринф) была уничтожена почти мгновенно: в 1204 году до н. э. крепость Тиринфа сотрясается от ударов подземной стихии и тонет под грязевой лавиной. Почти одновременно вспыхивает огнем Пилос. Микены и Мидеа падают жертвой пожаров или землетрясений. Тяжелейшие наводнения обрушиваются на Трою.

    Одновременно рушится разветвленная по всему миру торговая система Восточного Средиземноморья. К 1000 году до н. э. некогда славный мир ахейцев (одно из. основных древнегреческих племен. — Ред.) с их героями Агамемноном, Одиссеем, Нестором, Ахиллом превращается в почти безлюдную груду развалин.

    После 400 лет этой «темной эпохи» первым раздается голос Гомера. Его «Илиада» написана с помощью незадолго до того составленного нового алфавита.

    И все же археологическая формула «Атлантида=Троя» представляется крайне смелой. Но Цанггер дает пищу для размышлений. По его версии, 80летний Солон подходит с неким жрецом к одной из колонн в храмовом комплексе Саиса, и они вместе пытаются перевести древние иероглифы на греческий язык. По Цанггеру, результатом этой работы стал грандиозный переводческий «ляпсус». Солон неверно истолковывает географический смысл храмовой записи и увозит с собой в Европу совершенно искаженную картину древних событий.

    Первая грубая ошибка допущена в отношении слова «остров». Соответствующий иероглиф обозначает побережье или песчаную полосу и «широко распространен как символ, обозначающий чужие земли по другую сторону дельты Нила» (египтолог Рис Карпентер). С этой точки зрения слово «остров» верно и в отношении Трои.

    Грубую ошибку допускает переводчик и в следующем указании места событий (Атлантида лежит у морского пролива). Он начинает искать огромный остров по другую сторону «Геракловых столбов». Во времена Солона так назывался Гибралтарский пролив.

    Ахейцы же, как известно, не плавали в Атлантику. Их мир ограничивался другим морским проливом, который они также именовали «Геракловыми столбами», Дарданеллами.

    Это недоразумение и уводило все предыдущие поиски в неверном направлении на запад.

    Цанггер же обращает взгляд на восток к северному побережью Малой Азии, на гору Гиссарлык, «определившую судьбу археологии», где Генрих Шлиман в 1871 году с «Илиадой» в руках вел раскопки Трои.

    Размеры и значение этого легендарного города до сих пор остаются спорными. Шлиман оценивал Число его жителей в 100 тысяч. А вот археолог Манфред Корфман из Тюбингена, который в 1988 году после 50-летнего перерыва возобновил раскопки, говорит лишь о «пиратском гнезде» в 5 тысяч человек.

    Но рее большее число исследователей древности приходит к выводу, что гомеровская Троя была узловым пунктом торговли бронзового века. Предполагается, что она, подобно спруту, охватывала проход в Черное море и богатела за счет собираемой с купцов дани. Шлиман раскопал в Трое бесчисленное множество драгоценностей — золотой посуды, серебряных ваз, роскошных серег, брошей, диадем. Он был настолько ослеплен роскошью находок, что тайком от турецкой таможни вывез драгоценные украшения из страны и подарил их своей жене Софии.

    Немалую выгоду троянской казне давала, видимо, одна метеоособенность. Для мореходов того времени было невозможно войти в Дарданеллы против бушующего северного ветра. Лишь весной и осенью он короткое время дует с юга, позволяя совершить даже и тогда опасный маневр. Археолог Михаэль Зиблер объясняет необычайное богатство города «вынужденной стоянкой кораблей». Троянцы, вероятно, оказывали лоцманские услуги и предоставляли жилье и отдых купцам. Но где же тогда портовые сооружения? Даже спустя 120 лет после обнаружения Трои город представляет собой белое пятно. Все предыдущие раскопки сосредоточивались на дворцовом комплексе. А расположенная перед холмом равнина площадью 20 квадратных километров остается почти нетронутой. Неизвестно, как и где жил простой городской люд. Тем более детальной выглядит (в сравнении) дошедшая до нас картина Атлантиды. Платон изображает ее как перевалочный пункт товаров и центр судоходства. Город купается в золоте, драгоценностях, «переполнен кораблями и купцами, прибывавшими со всех сторон».

    Достойны удивления и топографические параллели. Как и царская крепость Трои, главный дворец Атлантиды расположен на холме. Лежащая за холмом равнина окружена горами и выходит к морю.

    Особенно детально Платон описывает поразительные портовые сооружения Атлантиды. Царская резиденция стоит в кольце каналов. Равнина изрезана каналами, рейдами и корабельными доками. Для заполнения этого водного лабиринта, по словам Платона, жители Атлантиды пробили в береговых скалах проходы в море.

    Равнина, где стоит Троя, тоже испещрена каналами. Как и в Атлантиде, прибрежные скалы пробиты насквозь в двух местах. Но сегодня следы этой грандиозной гидротехнической работы скрыты от глаз. За тысячелетия равнина, где стояла Троя, утонула под многометровым слоем песка. Археолог Корфман, работающий на средства концерна «Даймлер-Бенц», считает эти рвы частью некой «дренажной системы». Цанггер не согласен. По его мнению, под наносным грунтом скрыты остатки гигантского порта.

    И снова автор книги готов представить детализированные аналогии:

    1. В Атлантиде имеется 30-метровый пролом в скале к морю. В Трое зияющая дыра в береговых скалах, по данным исследователя Петера Вильгельма Форххаммера, таких же размеров.

    2. В Атлантиде главный канал, идущий от моря к царской крепости, имеет в длину «30 стадий». И в Трое расстояние от бухты до дворцового холма такое же.

    3. Жители Атлантиды пробили в скалах глубокие гроты, затопив их водой и превратив в «доки для кораблей» (Платон). С подобными же каменными гротами столкнулся исследователь Трои Генрих Шлиман.

    Спор между учеными было бы несложно разрешить. Каналы Атлантиды были судоходными, глубиной до 30 метров. А для «дренажных рвов» требовалась глубина не более нескольких метров. «Одногоединственного замера глубины каналов, говорит Цанггер, — было бы достаточно, чтобы моя гипотеза либо восторжествовала, либо была отвергнута».

    Корфман «весьма сдержанно» относится к новой теории и противится ее практической проверке. Его можно понять: в то время как он сам в поте лица роется в земле, является какой-то «верхогляд» и требует раскопок.

    И все же от проверки формулы Цанггера отказываться не следует: слишком уже убедительные доказательства собраны в его книге. Британский археолог Снодграс из Кембриджа уже предсказывает новые дискуссии по Трое. «Версия Цанггера настолько хорошо обоснована, — считает он, — что здесь найдется работа для специалистов самых различных областей науки».

    Если гипотеза Цанггера найдет подтверждение, человечество лишится еще одной сказки, растает без следа легенда о потерянной земле.

    ТАЙНА ГРЕЧЕСКОГО ОГНЯ

    Похоже, что история о том, как Архимед уничтожил древнеримскую эскадру, подступившую к Сиракузам, с помощью системы зеркал, является еще одним мифом о великом математике и механике.

    История гласит: в 121 году до н. э. римляне осадили с суши и моря греческий город Сиракузы. Руководить обороной города было решено поручить Архимеду, который специально для этой цели изобрел новейшие по тем временам средства борьбы с врагом. По свидетельствам Тита Ливия, Евтропия, Варрона и других историографов Древнего Рима, Архимед разработал систему зеркал, которая позволила с довольно большого расстояния сжечь весь римский флот. Возможно ли это, тем более в те стародавние времена?

    Опустим историю 2-й. Пунической войны, когда не на жизнь, а на смерть боролись Рим и Карфаген. Начнем сразу с Сиракуз. Римский сенат направляет одного из самых жестоких и непреклонных военачальников республики на осаду города, имеющего ключевое значение. Тот принимает решение напасть на Сиракузы с моря, учитывая невысокие, выходящие на самый край защитные стены, что позволяло использовать излюбленную римлянами тактику: приблизившись вплотную к кораблю противника, взять его на абордаж. Взять на абордаж целый город? Почему бы и нет?

    В Сиракузах было достаточно сторонников Карфагена, а потому новые хозяева города — ставленники Ганнибала Гиппократ и Эпидикс — стараются убедить жителей в том, что от Рима можно ждать лишь порабощения. В этом им очень помог уважаемый гражданин Архимед. Этот старейшина, близкий по духу греческой культуре человек, органически не приемлющий жестокость и беспринципность римлян, стремящихся любой ценой установить свое господство над Средиземноморьем, дает согласие принять на себя руководство возведением укреплений. Город поддерживает Архимеда, а тот, не только гениальный математик, но и блестящий механик, немедленно приступает к разработке своих технических средств, и поныне удивляющих ученых.

    И вот триремы Римской республики подходят к Аркадине, крепостной стене, защищающей Сиракузы с моря. Надо, вероятно, пояснить, что такое эти суда. Трирема была быстроходным кораблем, но с немалыми недостатками, прежде всего ввиду малой парусности и недостаточной маневренности. Свое название она получила из-за того, что на каждое весло, которым были оснащены триремы, приходилось по три гребца, — вот откуда быстроходность. И вот в одно прекрасное утро римляне начали атаку.

    Но вдруг, когда римский флот был уже не более чем в трехстах метрах от берега, началось светопреставление: паруса трирем стали вспыхивать один за другим без всякой видимой причины, нестерпимо ослепительные лучи обрушились на окаменевших от ужаса воинов Клавдия Марцелла. Атакующие обратились в паническое бегство, а со стен укреплений Архимед невозмутимо наблюдал за результатами своей работы.

    Несколько лет назад группа итальянских ученых, усомнившихся в истории с парусами, подожженными солнечными лучами, провела такой опыт. 450 плоских зеркал, каждое в среднем имевшее размер в 445 квадратных сантиметров (то есть общей площадью около 20 квадратных метров), были направлены на парус, венчавший модель античной триремы длиной в несколько метров. Поскольку каждое из зеркал при помощи отраженного излучения могло поднять температуру паруса на 1,5 градуса, тот в конце концов действительно воспламенился. Количество зеркал, помноженное на вызываемое ими увеличение температуры, дает в результате 675 градусов по Цельсию.

    Этот опыт показал, что в действенности «зажигательных» зеркал Архимеда сомневаться не приходится. Но это лишь на первый взгляд. А если вдуматься: смогло бы подобное устройство поджечь настоящую большую трирему? При этом давайте учтем: во-первых, массы холодного воздуха между устройством и кораблем, находящимся к тому же на значительном удалении, помешали бы ему загореться. Во-вторых, опыт проводился на земле, расстояние не превышало 50 метров, но ученым пришлось ждать несколько минут, пока произошло загорание, а в истории об уничтожении флота говорится, что они вспыхивали мгновенно. Да и возможно ли было за 200 лет до н. э. с тогдашней примитивной техникой ориентировать в одном направлении 450 зеркал? Могли ли вообще зеркала, созданные тогда, отражать солнечный свет, не рассеивая его? Античные зеркала, найденные при раскопках, настолько несовершенны, что трудно поверить, что они были способны передавать какое бы то ни было точно отражение.

    Итальянские исследователи убеждены, что те существовали на самом деле, но скорее казались, чем действительно являлись грозным оружием. Поскольку исключено, что во времена Архимеда могло быть создано устройство, подобное тому, которое было сконструировано в наше время; поскольку исключено, что Архимед мог обладать представлением о взаимодействии материи и энергии на уровне современной квантовой механики; поскольку ни одному историческому источнику в данном случае доверять нельзя, остается предположить одно: хотя сами атакующие и поверили, что пожар вызван солнечными лучами, на самом деле они стали жертвами оптического обмана.

    Зеркала Архимеда действительно отбрасывали на триремы ослепительный свет и действительно парус судна тотчас вспыхивал. Но вот вопрос: именно ли этот свет вызывал огонь? Или же паруса загорались оттого, что в то же самое мгновение их поражали стрелы с горящими наконечниками или другого рода зажигательные снаряды, выпущенные греками?

    Здесь могут возразить: если пожар на триремах возникал от куска горящей смолы или от зажигательной стрелы, то при чем здесь зеркала? Значит, эти гигантские бронзовые диски диаметром 2–3 метра, ослеплявшие врага отраженным солнечным светом, выполняли иное, точно определенное назначение: служили инструментом наведения, оптическим прицелом.

    Чтобы поджечь корабли Клавдия Марцелла, Архимеду необходимо было знать три вещи: дальность полета стрелы, расстояние до триремы и максимальное расстояние, на котором человеческий глаз способен различать световой диск, отбрасываемый зеркалом на парус триремы. Дальность полета стрелы нетрудно установить на опыте, расстояние до триремы Архимед был способен определить математически, что же касается третьего элемента, то он, вероятно, тоже был определен экспериментальным путем. Скорее всего, Архимед испытывал свое изобретение в городе, наводя зеркала на различные объекты, удаленные на значительное расстояние. Но как применить изобретение на практике?

    Видимо, Архимед сконструировал метательный аппарат с двойным прицелом, рассчитанный на то, чтобы стрелок мог спустить тетиву, когда солнечный диск, отраженный зеркалом на парус триремы, окажется на одной прямой с прицельным устройством. Собственно говоря, изобретение это не что иное, как принцип действия фотокамеры. Совмещенный с солнечным «зайчиком» ствол арбалета или другого метательного устройства, при соблюдении нужного расстояния, посылал стрелу точно по этому лучу. Стреляя из аппарата Архимеда, промахнуться было невозможно, действие его было ограничено лишь дальностью полета стрелы. Вполне возможно, аппарат был снабжен гониометрической шкалой (известной уже во времена Архимеда) для переориентировки отражающего зеркала в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

    Что происходило в это время на кораблях Клавдия Марцелла? В первое мгновение команда, ослепленная блеском гигантских бронзовых зеркал, ничего не замечала, а через несколько секунд моряки увидели, что их паруса в огне. Поскольку они не знали, какими свойствами обладает «греческий огонь» (зажигательная смесь из смолы, серы и селитры), как он невесом и сколь велика его воспламеняющая сила, им неизбежно должно было показаться, что пожары возникают именно от действия «солнечных зеркал». Отсюда, по мнению итальянских ученых, и возникла столь распространенная и так долго просуществовавшая легенда, согласно которой Архимед изобрел особые, вогнутые зеркала. Архимед погиб, а вместе с ним и секрет его изобретения: римляне, занявшие через некоторое время город, разрушили там буквально все и перебили почти всех жителей, в том числе был убит и Архимед.

    НЕВЕРОЯТНАЯ «РАДИОСВЯЗЬ» В XII ВЕКЕ

    Начало этой истории окутано тайной и погружено в глубь веков. Тогда, в XII–XIII веках, на югозападе Франции располагалось независимое государство Лангедок, ставшее оплотом еретического вероучения альбигойцев или «катаров» (по-гречески — чистых, совершенных). Такое положение было совершенно нетерпимо как для католичества, так и для светских властей Франции, и в июле 1209 года в Лангедок устремился, по образному выражению весьма редко ныне цитируемого Карла Маркса, «разбойничий сброд негодяев — армия верующих приблизительно из 50 тысяч человек». Во главе этого «сброда» были папа Иннокентий III и король Франции Филипп II.

    Началась одна из самых страшных и жестоких войн в истории Франции. Против Лангедока, фактически независимого Тулузского графства, была объявлена почти тотальная мобилизация всего христианского воинства, как во время крестовых походов! А в результате два папы и три короля, сменившие друг друга, по очереди ломали зубы об этот крепкий орешек, и для полного покорения Лангедока потребовалось почти 60 лет!

    Из сохранившихся документов той эпохи стало известно, что вожди «катаров» умело руководили военными действиями по всему фронту, используя какое-то таинственное устройство для мгновенной связи между собой. Тайна этой связи немного приоткрылась лишь в первой половине XIX века, когда француз Анри Фабрициус, врач по профессии, опубликовал весьма странную статью о биологической телепатии. По его утверждению, он являлся далеким потомком одного из четырех вождей «катаров», успевших через тайный подземный ход покинуть осажденный крестоносцами замок Монсегюр.

    Анри Фабрициус нашел при разборке фундамента разрушенного замка своих предков хорошо сохранившиеся документы того давнего времени и, в частности, подробное описание «телеграфа», которым якобы пользовались «катары» для связи между замками и крепостями. В основе этого странного устройства были специально подобранные… пары улиток! Эти улитки разделялись и помещались одна в «передающем» пункте и вторая — в «принимающем». За поведением улиток на «принимающем» пункте круглосуточно наблюдала специальная бригада «телеграфистов». Как только улитка начинала проявлять беспокойство, ее опускали в специальный наклонный желоб, на стенках которого были нанесены буквы латинского алфавита. Когда улитка замирала у какой-то буквы, эта буква тут же фиксировалась. Так из отдельных букв складывалось послание. А на «передающем» пункте «телеграфист» сначала раздражал «свою» улитку булавочными уколами, а затем перемещал ее на такой же лоток. И когда улитка подползала к определенной букве, снова укалывал ее. Улитка замирала, и одновременно замирал ее собрат, находящийся порой на удалении десятков километров.

    Статья Анри Фабрициуса долго считалась курьезом, пока в 1878 году некто Гуго Цайманн не опубликовал столь же курьезный материал под названием «Опыт использования самого неспешного существа в качестве самого быстрого гонца». Конечно же автор имел в виду улиток.

    Выстраивая их в цепочку друг за другом таким образом, чтобы они соприкасались между собой, экспериментатор раздражал электрическим током одну из них (например, первую в цепочке) в хвостовую часть. При этом все остальные улитки тоже дружно «поджимали хвосты». Но самое интересное было в том, что если улиток затем разделяли и разносили в разные помещения, то ответные реакции у них сохранялись.

    — Если верить тогдашней прессе, то первый сеанс «радиосвязи» между Старым и Новым Светом был осуществлен еще в XIX веке, и вовсе не Маркони. Авторы сенсации — опять-таки французы: Алликс и Бено.

    Они имели два «алфавита улиток», в каждом по стольку особей, сколько букв во французском алфавите. Каждая пара сначала приводилась в соприкосновение друг с другом в Париже. После подобного «вхождения в связь» улиток разъединяли. Один улиточный «алфавит» оставался в Париже, другой отправляли за океан. Когда начиналась передача, улитка в Париже, находящаяся в отсеке с соответствующей буквой, получала удар током. Если верить авторам работы, соответствующая улитка второго набора в Америке вела себя так, словно тоже получала электрический удар.

    В 1933 году, незадолго до прихода к власти Гитлера, берлинская газета «Грюне блатт» опубликовала статью С. П. ван Росса о простых, но всегда воспроизводимых экспериментах с теми же улитками. Самцов улиток автор помещал на белые клетки шахматной доски в одной комнате, а улитоксамок на соответствующие поля другой шахматной доски в соседнем помещении. Как утверждает ван Росс, стоило самок переставить на черные поля, самцы тут же перебирались на аналогичные. Подобные результаты якобы получались и тогда, когда улиток разделяло расстояние до 800 километров! Иначе говоря, играя улитками в «шахматы» по простейшему коду, можно было с их помощью передавать и нужное сообщение.

    В 30-х годах советский энтомолог И. А. Фабри работал с бабочками. Он помечал самцов краской и увозил их на 6–8 километров от дома. Затем в проволочном садке на балконе своей лесной дачи он вывешивал неоплодотворенную самку. Через некоторое время часть помеченных самцов возвращалась. Фабри предположил, что призывный сигнал передается чем-то вроде радиоволн.

    Судя по времени, удаленный на 8 километров самец сразу реагировал на появление самки и устремлялся в ее сторону по кратчайшему пути и с максимально возможной скоростью…

    И все же убедительные и технически и методически грамотные исследования телепатии между животными были проведены в нашей стране в 1967 году. Однако в открытой печати сообщение о них появилось лишь в 1984 году в книге «Электромагнитные поля в биосфере», вышедшей весьма незначительным тиражом и распространявшейся по особым спискам.

    Судя по содержанию статьи, эксперименты проводила большая группа людей, однако автором десятистраничного труда оказался один человек — некто В. П. Петров.

    На этот раз биообъектами эксперимента были кролики. Пары кроликов разобщали и затем раздражали одного из них переменным током. В итоге были получены результаты, подтвердившие влияние кролика-индуктора на кролика-перцепиента.

    В 1980 и 1982 годах в журнале «Доклады Академии наук СССР» были опубликованы статьи кандидата химических наук А. М. Бескровного с соавторами, посвященные физическим методам регистрации биополя человека. Исследователям удалось получить биологически активные вещества, чувствительные к излучению человека. Не исключено, что в этих экспериментах фиксировались так называемые торсионные поля, считающиеся некоторыми специалистами информационным каналом связи между биологическими объектами.

    КТО БЫЛ ПРОТОТИПОМ КАПИТАНА НЕМО?

    Если обратиться к людям старшего поколения с просьбой назвать самого известного героя фантастической литературы, большинство ответит: капитан Немо. В романе «Таинственный остров» Жюль Верн раскрыл биографию славного капитана. Его настоящее имя принц Даккар. Он родился в Индии и был сыном раджи. Он поднял на борьбу с англичанами огромные массы людей, отдал народному делу все свои способности и свое богатство. Когда же восстание оказалось подавленным, Даккар, питая ненависть к цивилизованному миру, обратил в деньги остатки своего состояния, собрал вокруг себя самых преданных соратников и куда-то исчез вместе с ними.

    На пустынном острове беглецы соорудили корабельную верфь и построили по чертежам Даккара подводную лодку, дав ей название «Наутилус». Подняв черный флаг (не пиратский, в Индии черный — символ восстания) и назвав себя капитаном Немо, Даккар скрылся под водой, став грозным мстителем за всех угнетенных людей Земли.

    Был ли этот персонаж придуман писателем или существовал человек, судьба которого послужила основой для создания образа любимого многими героя?

    Сам Жюль Верн ни от кого не скрывал свою литературную «кухню» и с гордостью показывал друзьям и знакомым свою знаменитую картотеку. В ней собирались самые интересные факты почти из всех областей тогдашней науки и техники. К сожалению, для нынешних потомков писателя его архивы стали источником наживы: очень редко и далеко не бесплатно приоткрываются крышки этих сундуков сокровищ, и на свет Божий появляются очередные, часто сенсационные документы.

    Довольно давно исследователям творчества Жюля Верна попалась на глаза его карточка с именем вождя восстания сипаев и несколько вырезок из газет того времени, в основном за 1857–1859 годы.

    Антианглийское восстание в Индии началось в 1857 году и, быстро приняв массовый характер, распространилось на большую часть территории этой тогда английской колонии. По сообщениям газет, во главе восстания стоял некто Нана Сахиб (индийское слово «сахиб» соответствует европейскому «господин» — так обычно обращались индусы к англичанам).

    Согласно историческим свидетельствам, он был приемным сыном главы государства маратхов Баджи Рао II. С тех пор как его владения были захвачены колонизаторами, старый правитель, отстраненный от дел, жил в своем дворце в тихом Битхуре на берегу Ганга. Когда же он умер, англичане отказались признать права наследника. Нана Сахиб был лишен всех привилегий, а когда попытался протестовать, ему намекнули, что он имеет шанс сменить свое жилище на тюремные стены.

    От колонизаторов пострадали не только прежние индийские князьки, но и в основном простые люди, попавшие под двойной гнет прежних и заокеанских правителей. И когда ночью 4 июня 1857 года над пыльными узкими улочками Канпура оплота англичан — прогремели три пушечных выстрела, послужившие сигналом к мятежу индийских солдат-сипаев, Нана Сахиб был провозглашен их вождем.

    Восстание продолжалось около двух лет. Пожар освободительной войны полыхал на огромных просторах от границ Непала на севере до Центральной Индии. Но у сипаев не было единого плана действий. Многочисленные князьки-правители, отвоевав свои владения, на этом и успокаивались. Такая изолированность очагов борьбы постепенно обрекла восстание на поражение.

    Нана Сахиб понял, что дальнейшее сопротивление бесполезно, и в апреле 1859 года пересек границу Непала вместе с женой, родственниками и оставшимися ему верными сподвижниками. Вождь восстания сипаев удалился в изгнание, и последующая его судьба осталась одной из неразгаданных тайн истории.

    И все же в образе Нана Сахиба не хватает черт, позволяющих ему быть полнокровным прототипом капитана Немо. В частности, он не стал гениальным инженером.

    Но оказывается, в архиве писателя нашлась еще одна карточка с короткой надписью: «Белый Раджа, сын англичанина господина N. Один из создателей „Монитора“ (?)».

    Вот здесь исследователям пришлось потрудиться, чтобы выяснить личности этих людей. Оказалось, что сам «господин N» был британским военным топографом, исходившим Индию вдоль и поперек. Должность опасная, но почетная. Его вилла находилась на берегу Джамны, притока Ганга, в бывшем княжестве Бунделькханде (!). «Господин N» был женат на приемной дочери местного раджи, и от этого брака у него родились сын и затем дочь. Сын учился в метрополии, получил прекрасное инженерное образование (!), а затем приехал к отцу в Индию. Но отец предчувствовал скорую вспышку народного гнева и, не желая участвовать в будущей кровавой бойне, вышел в отставку и решил вернуться в Англию. И тут в семье произошел раскол: жена категорически отказалась оставить больную приемную мать, сын тоже решил остаться. «Господин N» вернулся в Англию с дочерью, а через несколько месяцев началось восстание сипаев.

    Сын же оказался перед тяжелым выбором: чью сторону принять? Ведь он наполовину англичанин, наполовину индус. Но родился он в Индии. И решение было принято.

    Дабы не навлечь неприятности на семью, юноша исчезает из родного дома и объявляется в другом уголке страны под вымышленным именем, а затем под прозвищем Белый Раджа. Он встретился с Нана Сахибом, но тот отверг его. И тогда Белый Раджа начал действовать самостоятельно. Но вскоре он понял, что восстание обречено. И когда бои стали приближаться к родному Бунделькханду, незамеченным пробрался в родной дом и на этот раз сумел убедить мать покинуть страну.

    Но английское правительство объявило Белого Раджу вне закона. Со временем полиция напала на его след. Белому Радже пришлось снова пересечь океан и добраться до Америки, где в это время полыхало пламя Гражданской войны. Демократический Север воевал против рабовладельческого Юга. И Белый Раджа встал под знамена Авраама Линкольна.

    Положение северян было тяжелым. К тому же южане спешно строили неуязвимый корабль с паровой машиной и бронированным стальным корпусом. Это был «Мерримак» — безмачтовый стальной трехгранник со стальным тараном — прообраз будущих броненосцев. Деревянные парусники северян были против него совершенно бессильны.

    И тогда в 1860 году к известному изобретателю и кораблестроителю шведу Д. Эриксону явился странный посетитель с проектом совершенно немыслимого судна — гибрид броненосца и подводной лодки! В боевом положении у него палуба едва возвышалась над водой. На ней нет мачт и надстроек, только труба и две круглые вращающиеся башни с тяжелыми орудиями. При необходимости судно могло двигаться под водой.

    Незнакомец предложил Эриксону построить этот невероятный корабль на свои собственные средства, а главное — сделать это быстрее, чем южане спустят свой «Мерримак». Эриксон был поражен: он сам размышлял над подобной конструкцией, только в чисто надводном варианте. Швед указал незнакомцу на главную его ошибку: отдача мощных орудий, стоящих по концам палубы, будет заставлять корабль вращаться, сбивая прицел. Орудия надо разместить в одной башне в центре корпуса. К тому же это ускорит строительство. И не нужно кораблю погружаться под воду: он и так будет практически неуязвим. Незнакомец согласился с доводами опытного корабела, и Эриксон предложил проект непосредственно Линкольну. Президент оценил проект и дал команду на спешное строительство корабля. Но южане опередили — их «Мерримак» уже двинулся в океан и в первом же бою с легкостью уничтожил три парусных судна северян. И тогда навстречу ему устремился едва достроенный «Монитор».

    Стальному броненосцу южан пришлось убраться с поля боя: он не смог одолеть куда меньшего по всем показателям противника…

    Как видим, судьба Белого Раджи тоже загадочна и таинственна. Даже подлинное имя его до сих пор неизвестно. «Господин N» — не отсюда ли происходит имя Немо? Неопубликованные архивы писателя скрывают и эту загадку. А возможно, оба — Нана Сахиб и Белый Раджа — стали прототипами знаменитого героя Жюля Верна.

    РИСУНОК НА СКАЛЕ В НАВОИ

    Учитель из узбекского города Навои Николай Шалатонин случайно обнаружил в окрестностях любопытный наскальный рисунок. На нем изображен человек, находящийся внутри какого-то объекта в форме электрической лампочки, испускающей лучи. «Лампочка» установлена на платформе, которую поддерживают люди, как бы вырастающие из спины неведомого животного. Вокруг — фигуры других людей, похоже приносящих человеку в аппарате дары.

    Местные археологи сначала установили возраст рисунка — 5 тысяч лет, а затем попытались объяснить его смысл. По их мнению, это иерархическая лестница древних местных племен. Центральная фигура, окруженная огненным ореолом, изображает вождя или шамана, которого остальные члены племени не только носят на руках (в прямом и переносном смысле), но и приносят ему жертвы.

    Между тем известный писатель-фантаст Александр Казанцев предложил иное объяснение. С его точки зрения, «лампочка» — космический аппарат, внутри которого находится один из пилотов. Кстати, на лицах остальных членов экипажа, находящихся «на улице», отчетливо видны какие-то устройства: то ли дыхательные аппараты, то ли просто респираторы. Исключение составляет лишь одна фигура, но зато она, похоже, возится с каким-то прибором.

    Для образной передачи металлического блеска космического аппарата древний художник окружил его верхнюю часть лучами, а чтобы передать чудовищную силу, помогающую звездолету лететь в небесах, — изобразил под ним какое-то немыслимое животное, сращенное с двумя людьми, которые, как атланты, поднимают платформу с находящейся на ней ракетой вверх…

    Конечно, рисунок из Навои еще недостаточно изучен, чтобы дать по нему окончательные выводы. Но не надо быть ни профессиональным археологом, ни уфологом, чтобы, взглянув на него, убедиться, что гипотеза Казанцева ничуть не менее правдоподобна, чем объяснение археологов.

    Существуют и другие изображения, подтверждающие, что в прошлом земляне, кажется, нередко наблюдали космические корабли. Вот, например, фреска на стене монастыря XIV века, расположенного в Высоких Дечанах в Сербии. На ней изображен загадочный летательный аппарат с человекоподобным существом внутри.

    Весьма необычно выглядит и изображение «кометы», наблюдавшейся в небе Европы в 1527 году. Это — явно металлический цилиндр, заканчивающийся конусом и окруженный облаками или клубами дыма. По корпусу цилиндра проходят правильные ряды заклепок.

    Наконец, фрагмент росписи одного из венецианских храмов на тему вознесения Христа. Художник, видимо, не сомневался, что Иисус вознесся с помощью некоего аппарата обтекаемой формы, оснащенного по бокам то ли рулевым оперением, то ли стабилизаторами. Снизу из аппарата, как и из облаков, на которых стоят сопровождающие его святые, исходят струи реактивных газов…

    КУДА ВЕДУТ ЛЕСТНИЦЫ АТЛАНТОВ

    Многочисленные легенды и средневековые хроники, не говоря уже о сказках, повествуют о том, что нечто таинственное обитает в темных глубинах омутов, в скрытых от глаз человека истоках больших и малых рек. Не на пустом же месте родились в разных частях света весьма похожие предания о русалках и водяных? Даже и в наши дни студенты-фольклористы Иркутского пединститута собрали в Восточной Сибири немало упоминаний о некой обросшей волосами (шерстью?) «даме», живущей вблизи воды. А сравнительно недавно, в полдень июльского полярного лета 1974 года, трое школьников из ненецкого поселка, что на полуострове Канин, с высокого берега реки Вижес, впадающей в Белое море, в десяти метрах от суши увидели существо, полностью покрытое мокрыми иссиня-черными волосами. Подплыв к берегу, оно начало взбираться по почти отвесной скале, будто у него на руках и ногах были присоски. Во время подъема наблюдатели заметили у существа длинный хвост. Взобравшись на берег, оно направилось уверенной походкой в глубь тундры. На берегу свидетельством о реальности встречи остались длинные узкие следы ступней с остроконечной пяткой…

    Некоторые описания контактов этих загадочных существ с людьми указывают на желание «русалок» вступить в общение с человеком. Причем любым путем от заигрывания и розыгрыша удильщиков фальшивым клевом до вполне определенной «охоты».

    Не менее любопытные истории, связанные с неведомыми обитателями земных вод, происходят на просторах Мирового океана. Видимо, эти встречи были и в далекой древности. В шумерских легендах, например, неоднократно встречается описание расы «чудовищ, полурыб, полулюдей», которые под предводительством некоего Оанна вышли из вод Персидского залива и начата — миссионерскую деятельность среди примитивных первых человеческих цивилизаций: «Все тело у него, Оанна, было, как у рыбы, а пониже головы у него была другая голова и внизу, вместе с рыбьим хвостом, были ноги, как у человека. Голос и речь у него были человечьи и понятные. Существо это днем общалось с людьми, но не принимало их пищу. И обучало их строить дома, возводить храмы, писать законы. И объяснило им начала геометрии. Когда солнце заходило, существо снова погружалось в море, ибо оно было земноводным».

    Древнеиндийские тексты повествуют о подводном народе данавов численностью более 300 миллионов человек! Пронизаны подобными сообщениями и средневековые хроники. Вот некоторые из них. В 1187 году близ Оксфорда был пойман «морской человек», ему удалось, однако, освободиться и убежать обратно в море… В 1305 году у берегов Голландии удалось поймать «морского человека», который был облачен в рыцарские доспехи. Он умер через три недели… В 1400-м торговки молоком поймали «морскую девушку» и подарили ее городку Гарлему. Девушка жила несколько лет, но у нее всегда было желание вернуться в море… В Японии с древности и по наши дни ходят легенды о «камышовом человеке», который способен жить под водой. На руках и ногах у него перепонки с когтями.

    Может быть, речь во всех этих случаях идет о каком-то примитивном ответвлении рода человеческого, своего рода водяном «снежном человеке»? Не будем спешить с выводами. Многочисленные современные сообщения о загадочных явлениях в океане заставляют вполне серьезно отнестись к гипотезе о том, что под многокилометровыми толщами морских вод может существовать абсолютно неизвестная нам развитая цивилизация.

    В 1973 году экипаж теплохода «Антон Макаренко» в Малаккском проливе темной безлунной ночью наблюдал, как на поверхности воды проплывали светлые пятна. Вскоре эти светящиеся образования стали превращаться в полосы шириной 10–15 метров, радиально расходящиеся от судна. Затем из этих полос образовалось большое светящееся «колесо», которое стало с нарастающей скоростью вращаться против часовой стрелки. Через несколько минут подводный «фейерверк» исчез.

    Команда югославского парохода «Сербино» в Персидском заливе также наблюдала белые светящиеся полосы, которые стремительно перемещались по водной поверхности с востока на запад. Как и в Малаккском проливе, они вскоре приняли форму гигантского колеса «со спицами», которое вращалось против часовой стрелки относительно наблюдателя. Экипаж торгового судна «Ченту» определил скорость вращения «спиц» — 30 метров в секунду. Аналогичные светящиеся образования экипажи судов наблюдали у Курильских островов, в Андаманском море, Сиамском и Бенгальском заливах, у берегов Индонезии. Только в Индийском океане моряки встречались с этими светящимися «колесами» диаметром от 10 до 200 метров не менее 50 раз!

    Известный путешественник Тур Хейердал, вспоминая путешествие на «Кон-Тики», писал: «…Несколько раз, когда океан был спокоен, в черной воде вокруг плота появлялись круглые головы, имевшие в диаметре 60–70 сантиметров, которые, не шевелясь, смотрели на нас большими сверкающими глазами. Иной раз по ночам мы видели в море сверкающие шары диаметром около метра, которые загорались через неправильные промежутки времени, напоминая вспыхивающие на одно мгновение электрические лампочки…»

    Что это? Неизвестные природные явления или «позывные» подводной цивилизации, обращенные к земному человечеству? А может, это цивилизация древней Атлантиды подает нам сигналы? Не поторопились ли мы похоронить ее под волнами библейского Всемирного потопа?

    То, что потоп действительно был и уничтожил двенадцать тысячелетий назад немало древних государств, сейчас уже почти никем не оспаривается. Но вот Атлантида… Древние легенды, эзотерические свидетельства в своей совокупности говорят о том, что цивилизация атлантов намного превосходила по культурному и техническому уровню все современные ей народы, находившиеся на стадии медного века. Другая группа легенд указывает, что придворные механики последних царей Атлантиды делали механические приводы не только для морских судов, но и для подводных и воздушных аппаратов. Если все это не преувеличение, то, пожалуй, есть шанс, что кое-кто из атлантов все же смог выжить после катастрофы и сохранить знания своих предков.

    Как бы там ни было, но последние глубоководные исследования, проведенные в 1984 году с борта «Витязя» в Атлантическом океане, у подножья подводных гор Ампер и Жозефин (предполагаемый район нахождения затонувшей Атлантиды), позволили ученым воочию увидеть лестницы, уходящие в пещеры, вертикальные и закругляющиеся «стены», сложенные из гигантских камней, какие-то арки, переходы… По сути, это только приглашение к открытию, за которым может скрываться вход к нашим подводным собратьям.

    Многочисленные данные за истекшие 150 лет, по-видимому, позволяют предполагать эту возможность. Помимо светящихся «колес», зафиксированных в различных районах Мирового океана, существует целый ряд наблюдений, позволяющих предполагать техническую сторону развития подводной цивилизации.

    12 августа 1885 года в 3 часа 30 минут ночи команда корабля дважды наблюдала медленный подъем из воды под углом 7 градусов круглого яркокрасного светящегося большого тела. Объект излучал настолько яркий свет, что позволял на палубе обнаружить иголку…

    В 1887 году во время сильного шторма с борта голландского барка в небе видели два объекта — светящийся и темный, которые с громким шумом упали в море.

    Уже в наши дни в Северной Атлантике с борта ледокола доктор Р. Дж. Виллела и вахтенные офицеры увидели, как, проломив трехметровый лед, из воды с огромной скоростью вылетело какое-то серебристое тело. Из образовавшейся полыньи валили клубы пара, а вода бурлила, словно был включен гигантский кипятильник.

    В 1963 году во время маневров ВМС США у берегов Пуэрто-Рико с авианосца «Уосп» был замечен подводный неопознанный объект, перемещавшийся со скоростью более 150 узлов! Надо ли говорить, что подводные лодки ни тогда, ни теперь развить такую скорость не в состоянии.

    20 июня 1967 года с борта аргентинского судна «Навьеро», находившегося в 120 милях от берегов Евразии, в 15 метрах от борта на поверхности воды наблюдали в течение 15 минут бесшумные маневры 30метрового сигарообразного тела, светящегося бело-голубым сиянием. Скорость этого «Наутилуса» была выше 25 узлов.

    Не всегда встречи с загадочными подводными объектами проходят бесследно. В ночь на 9 августа 1968 года японский супертанкер «Йохо-Мару», находившийся с грузом в Аравийском море, получил сильнейший удар в подводную часть и резко накренился на борт. 22-миллиметровая обшивка судна оказалась разодранной, и 10 тысяч тонн нефти вылилось за борт. При осмотре судна в сухом доке Бахрейна, куда оно дотащилось с большим трудом, ниже ватерлинии была обнаружена гигантская рваная брешь размером 50х20 метров! Район, где произошла авария, глубоководен, здесь нет подводных скал. Морские животные, способные в считанные секунды распороть высокопрочную сталь на площади тысячи квадратных метров, биологам неизвестны.

    29 августа 1964 года, во время глубоководных работ в 1000 миль от мыса Горн, с борта исследовательского судна «Элтанин» была получена фотография участка дна на глубине 2250 морских саженей. На пленке было изображено нечто похожее на сложную радиоантенну, возвышающуюся над илом. Экспертиза пленки подтвердила отсутствие подделки, но ясности в части идентификации загадочного объекта не прибавила.

    Однако даже если все эти и другие факты могут в какой-то мере свидетельствовать о наличии на дне океана технической цивилизации, то уровень ее развития мы вряд ли можем себе представить. Возможно, что некоторые проявления ее деятельности мы, по нашей наивности, до сих пор принимаем за естественные. Речь идет о появляющихся время от времени гигантских водоворотах. Впервые их обнаружили в начале 80-х годов японские ученые в Тихом океане. Водоворот диаметром более 100 километров неожиданно возник на глубине 500 метров. Его скорость почти в десять раз превышает скорость всех известных океанических течений. Да и ведет он себя своеобразно: каждые 100 дней почему-то меняет направление вращения. В 1984 году другое не менее странное явление было обнаружено в Атлантике: примерно раз в 20 лет, безо всяких видимых причин, поверхностный слой воды на огромной территории резко прогревается, небо над ним покрывается облачностью, с которой не могут справиться даже сезонные ветры. Такая же загадочная гигантская «грелка» Эль-Ниньо функционирует в Тихом океане с периодом 3–5 лет. Может быть, так проявляет себя в нашей атмосфере энергетика «подводников»?

    Не менее интригующая загадка была обнаружена в ходе американосоветских экспедиционных исследований по программе ПОЛИМОДЕ в Северной Атлантике. На глубине 800–1300 метров найдена водяная линза диаметром 30 миль. Температура и соленость воды внутри нее намного выше, чем в окружающих водах. Линза, медленно вращаясь, дрейфует в северозападном направлении. Происхождение этого феномена неизвестно…

    ЗАГАДКИ КАМЕННЫХ ПОЛЧИЩ

    Давно известно, что у почитаемых храмов, икон, семейных реликвий, амулетов и даже у детских игрушек, переходящих из поколения в поколение, со временем увеличивается их внешняя энергетическая оболочка (подобно атмосфере планеты) при доброжелательном отношении к ним людей. Подобная энергетическая оболочка растет также вокруг каменных (и иных) памятников, которым люди отдают память уважения. К таким памятникам относятся также менгиры — каменные столбы и каменные шары, входящие в комплекс культовых сооружений. Древние жрецы знали свойства образования и методы использования этих энергетических оболочек вокруг материальных объектов (тел), включая и людей.

    В Европе, Азии, Африке и других местах планеты встречаются загадочные скопления менгиров. Они образуют прямолинейные или кольцевые и полукольцевые структуры. Так, например, на северо-западе Франции в Бретани (на пути древних переселений народов), у основания полуострова Киброн, вблизи города Карнак, находился громадный комплекс каменных культовых сооружений. Рядом с «галерейной гробницей» кургана, обложенного камнями, находится дольмен и могильник, а также огромный полукруг из 70 тесно поставленных камней. К этим сооружениям подходят три аллеи из менгиров, как колонны воинов. Одна из аллей размером 90х1000 метров включает 11 рядов из 1100 камней. Вторая аллея 100х180 метров составляет 10 рядов из 1000 камней. Третья размером 130х820 метров имеет 13 рядов из 820 камней. Высота менгиров в аллеях увеличивается по мере приближения к основным сооружениям гробницы с 0,6 до 3,7 метра. Все три аллеи ориентированы в направлении северо-восток — юго-запад. Эти каменные ряды напоминают построенные войска, производя ошеломляющее впечатление. Местные легенды утверждают, что это заколдованные каменные воины. Только раз в году, в Сочельник (когда заколдованные силы утрачивают силу), серо-зеленые гранитные фигуры спускаются к воде напиться.

    Предположительно возведение подобных культовых сооружений в Бретани велось в разные исторические периоды от 2,6 до 5 тысяч лет назад. Эти каменные аллеи входят в комплекс культовых сооружений, сопутствующих усыпальницам. Поэтому одна из аллей называется «Место мертвых», а вторая — «место сожжения». Рассматривая энергополя вокруг каждого из менгиров, мы видим, что они взаимодействуют с энергетикой кургана, дольмена. Аналогичное взаимодействие энергетики происходит между деревьями, между различными органическими и неорганическими объектами. Подобное энергообразование и взаимодействие наблюдается в концертном зале или театре, когда энергополе зрителей (сидящих рядами) и энергополе артиста объединяются, входят в контакт. Такие периоды для артистов являются мечтой, когда зал и артист живут одним дыханием, одними чувствами, мыслями.

    Что касается процесса захоронения усопшего правителя, то он носит свой отпечаток эпохи и особенностей страны. Известны подобные комплексы сооружений, но более богатые. Так, например, имеется подробное описание похорон и местоположения усыпальниц китайского императора Цинь Ши Хуан ди (259–210 до н. э.), принадлежащее перу Сымя Цяня.

    В 1974 году были начаты археологические раскопки комплекса сооружений у императорской усыпальницы, давшие сенсационные находки века.

    Усыпальница Цинь Ши Хуан ди была построена под куполом горы Лишань на глубине третьих вод, стены которой были залиты бронзой. Сопутствующие хранилища были наполнены макетами дворцов, сокровищами культуры, знаний. Дверь в усыпальницу была выполнена из сплава металла, состоящего в основном из алюминия, и снабжена магнитными замками. Рядом с усыпальницей размещались вместо менгиров стройные ряды и шеренги пеших и конных воинов, чиновников в количестве более 8 тысяч скульптур из бронзы и керамики в натуральную величину с реалистическим изображением каждой личности. Над раскопом сооружено крутое помещение.

    Подобные скульптурные сопровождения у древних усыпальниц были и в более древние периоды, например, юго-западнее Байкала, в Западной Сибири у Аркайма, недалеко от Самарканда, в Индии и т. д.

    Строительство комплекса культовых сооружений предусматривало обязательное создание информационной связи с определенными зонами Земли, как это делается при строительстве современных храмов всех религий. Подобные требования относились также к пирамидам, курганам, мавзолеям, часовням, пантеонам и другим надгробным сооружениям.

    Что касается каменных шаров, встречающихся в Африке, Южной Америке и других местах, то их скопление на большой площади (обязано древним жрецам) использовалось для образования значительной концентрации энергополя над полем шаров. Это энергополе также взаимодействует с энергетикой кургана (усыпальницы), и образуется оно за счет свойства шаровых форм.

    Учитывая сказанное, теперь по наличию полей менгиров или шаров можно уверенно искать вблизи древнюю усыпальницу.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке