• Первый город мира
  • Всемирный потоп как страница истории
  • Атлантида в описании Платона
  • Загадки пирамид
  • Тайна созвездия Орион
  • Исчезнувшие острова: Фера
  • Где находится Танталида?
  • Мифический остров Лемурия
  • Пасха, остаток континента Пацифида?
  • Исчезнувшие северные земли
  • Затонувшие и исчезнувшие земли

    Первый город мира

    В центральной части Турции, на Анатолийской возвышенности, находятся два древних кургана, скрывающих развалины Чатал-Хююка. Для ученых это город, с которого начинается наша цивилизация. Это поселение эпохи неолита, времени первых небольших поселений и начала обработки земли. Первооткрыватель англичанин Джеймс Мелларт восторженно писал: «Неолитическая цивилизация, обнаруживающаяся в Чатал-Хююке, сияет точно сверхновая среди довольно тусклой галактики современных ей сельских культур… Наиболее длительное ее влияние сказалось не на Ближнем Востоке, а в Европе, ибо именно этот новый континент неолитические культуры Анатолии познакомили с первыми начатками сельского хозяйства и животноводства и культом богини-матери, основой нашей цивилизации».


    Богиня из Чатал-хююка

    До сих пор ученые не могут объяснить, откуда появилось это крупное городище и в каких местах жители могли позаимствовать технические навыки, высокую аграрную культуру, религию с ее прекрасными храмами, являющимися сложными архитектурными сооружениями, а также умение вести городскую торговлю. На раскопках кургана были обнаружены наконечники стрел, сотни ножей, кинжалы, копья из кремня или обсидиана. Все эти изделия отличают высокий уровень обработки, удивительная ремесленная техника, которая на много столетий опережала соседние народы. Также здесь были найдены великолепно отполированные обсидиановые зеркала и бусы, тонкой работы ювелирные украшения, одежда из высококачественной ткани и даже ковры.

    Жители города не пользовались глиняной посудой, а лишь деревянной и плетеной, метод создания которой, впрочем, также на много лет обгонял аналогичные ремесленные навыки в других местах тогдашней планеты.

    Многие секреты мастерства горожан до сих пор не разгаданы: каким, например, образом были отполированы обсидиановые зеркала? Это было сделано настолько качественно, что на их поверхности нет ни одной даже мельчайшей царапины. А в дырочку в обсидиановых бусах невозможно просунуть и иголку. Как проделать такое миниатюрное отверстие в камне без сверла из очень высококачественной стали – непонятно.

    Местные жители поклонялись богине-женщине, единой в трех лицах: молодой девушки, беременной женщины и мудрой старухи. Пока раскопана лишь небольшая часть города, но обнаружено уже более сорока алтарей или святилищ, использовавшихся для отправления этого культа.

    Интересно, что вблизи города не обнаружено ни стоянок людей, ни каких-либо еще признаков их присутствия. Складывается такое ощущение, что жители города просто пришли откуда-то уже с готовыми отработанными веками технологиями и просто стали здесь жить.

    Но откуда они могли прийти? Известные общины того времени, например в Иерихоне или в Джармо на плоскогорье Курдистана, даже близко не обладали такими ремесленными, инженерными и экономическими навыками.

    Впрочем, перед тем как делать выводы – немного истории.

    Всемирный потоп как страница истории

    Во время всемирного оледенения, примерно 80 тыс. лет назад, шапка льда покрывала толстым слоем весь север планеты, далеко простираясь в глубь нынешних территорий России, Англии и Европы, Канады и США. После того как лед заканчивался, начинались сотни километров арктической тундры.

    Суровый климат не стал такой уж сильной помехой для людей, проживающих, к примеру, в Южной Азии или Южной Европе, но во всем мире заметно понизилась общегодовая температура, увеличились число осадков и облачность. Сами изменения климата подталкивали людей к созданию городской культуры: заниматься собирательством в лесу становилось прохладно. А оседлая жизнь подталкивала к сельскому хозяйству, одомашниванию животных и специализации труда. Такие культуры могли развиться в плодородных низменностях с умеренным климатом, по берегам рек или в районах дельт. За 60 с лишним тысяч лет последнего ледникового периода у людей было время создать города и развитое общество.

    Но вся беда в том, что такие места находятся очень невысоко над уровнем моря, а на пике последнего ледникового периода (ок. 24–14 тыс. лет до н. э.) в шапках льда оказалось сосредоточено слишком много воды, и уровень моря понизился более чем на 120 метров. А к концу ледникового периода (примерно 7 тыс. лет до н. э.) море стало возвращаться.

    Например, в районе Средиземного моря огромные орошаемые равнины с умеренным климатом соединяли Мальту с Сицилией, не говоря уже о том, что практически все прибрежные острова соединялись перешейками, но еще не являлись единой землей. Также существовала обширная плодородная равнина, пересекаемая многочисленными реками, в верхней половине Адриатического моря.

    Понятно, что все эти места были заселены, и возвращение моря осталось в памяти человечества как глобальная катастрофа. Таяние льдов закончилось около 7000 года до н. э.

    Ученые затрудняются сказать, каким образом начался всемирный потоп: была ли это череда непрерывных дождей или море день за днем, в течение тысячелетий неумолимо наступало на жилища людей. Но понятно, что в любом случае люди перебирались, спасаясь от воды, на более высокие места, и многие оказались сначала на островах, но потом и эти острова были затоплены.

    Древние греки верили, что после всемирного наводнения выжившие заново создали цивилизацию в Фессалии. Греческого прообраза Ноя, построившего ковчег, звали Девкалион. Он был предупрежден о грядущей катастрофе своим отцом-полубогом. Построив ковчег, он спасся со своей женой от потопа, а когда вода спала, высадился на вершине горы Парнас. Потом Девкалион с женой правили в Фессалии, а их сын Эллин почитался как предок всех греков.

    Вот как рассказывает об этом Библия (обратите, кстати, внимание на обилие подробностей):

    7 глава. «…11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

    12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

    13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.


    Ноев ковчег

    14 Они, и все звери (земли) по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,

    15 и вошли к Ною в ковчег по паре (мужеского пола и женского) от всякой плоти, в которой есть дух жизни;

    16 и вошедшие (к Ною в ковчег) мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему (Господь) Бог. И затворил Господь (Бог) за ним (ковчег).

    17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней (и сорок ночей), и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;

    18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

    19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;

    20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись (все высокие) горы.

    21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;

    22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

    23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности (всей) земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

    24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

    8 глава. «1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся), бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

    2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

    3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

    4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

    5 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

    6 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега

    7 и выпустил ворона (чтобы видеть, убыла ли вода с земли), который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.

    8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,

    9 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.

    10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

    11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

    12 Он помедлил еще семь дней других и (опять) выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

    13 Шестьсот первого года (жизни Ноевой) к первому (дню) первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.

    14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

    15 И сказал (Господь) Бог Ною:

    16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

    17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

    18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;

    19 все звери, и (весь скот, и) все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега».

    Современный нам геолог пишет: «Я уже давно пришел к заключению, что для того, чтобы понять рассказ, содержащийся в 7-й и 8-й главах книги Бытия, необходимо предположить, что он взят автором из какого-нибудь современного ему дневника или записок очевидца. Даты подъема и спада воды, упоминание об измерениях глубины воды над горными вершинами при достижении ею максимального уровня и некоторые другие детали, а также вообще весь тон рассказа, на мой взгляд, вызывают именно такое предположение; такое предположение в то же время устраняет все трудности толкования, которые приходится постоянно ощущать».

    Греческий философ Тертуллиан, подтверждая реальность потопа, ссылался на морские раковины, которые в изобилии встречались в горах, в подтверждение того, что даже столь высокие места были когда-то погребены морем.

    Греческий философ Платон полагал, что эта история символизировала реальные события и что цивилизация в Греции процветала и до потопа. Но море погребло всех рудокопов и тех, кто умел работать с металлом, и человечество было отброшено в прошлое.

    Платон считал, что из всего населения спаслись лишь пастухи на холмах, которые позже стали заниматься разведением скота.

    Нынешняя археология пришла к примерно таким же выводам, а анализ гренландских льдов, произведенный в 1989 году, показал, что около 8700 года до н. э. последний холодный этап ледникового периода завершился весьма внезапно. Основные климатические изменения произошли за 20 лет, а основное повышение температуры на семь градусов по шкале Цельсия – всего за 50.

    Но это, похоже, не предел. Исследование 1993 года и вовсе отводит на последний период 3–4 года. Это весьма похоже на правду. Люди, думается, успели привыкнуть к тому, что уровень моря повышается. Как бы ни длинна была человеческая память, но здесь слишком большие сроки. Люди знали: море наступает ВСЕГДА. И вряд ли это могло их сильно испугать или застать врасплох. Другое дело, если последний этап произошел в течение нескольких лет. Это означает, что в день вода могла покрывать десятки километров, смывая все на своем пути.

    Во многих свидетельствах потопа утверждается, что катастрофа началась в один день. Древнемексиканский текст «Кодекс Чималпопока» рассказывает: «Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой… Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а „тетзонтли“ (пористая каменная лава, один из основных строительных материалов Мексики. – Авт.) кипело и бурлило с большим шумом и вздымались горы красного цвета…»

    «Пополь-Вух», письменное предание жрецов индейцев киче, потомки которых живут сейчас на территории Гватемалы, вполне с ним соглашается: «Был устроен великий потоп… Лик Земли потемнел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью… Люди бежали в отчаянии… Они пытались взобраться на крыши домов, которые обрушивались и швыряли их на землю. Они пытались залезть на вершины деревьев, но деревья сбрасывали их, люди искали спасения в пещерах и гротах, и они погребали людей. Так была завершена гибель (рода, расы) людей, обреченных на уничтожение».

    На глиняных табличках Шумера записано: «Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. Я взглянул на лицо погоды – страшно глядеть на погоду было… Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войною людей настигая. Не видит один другого».

    В 1962 году американский публицист Александр Маршек в свете мировых космических успехов получил заказ написать книгу о развитии цивилизации и научно-технического прогресса. Он опросил сотни экспертов и с удивлением понял, что никто из этих людей не имел ясного представления о том, почему и как были достигнуты эти культурные высоты.

    Более всего его удивило, что все культурные достижения появились «вдруг»: сельское хозяйство – около 10 тыс. лет назад, в это же время расцвела цивилизация в Месопотамии и наука у греков. Маршек писал: «Они должны были состояться в конце многих тысяч лет предварительной подготовки. Вопрос был в том, сколько тысяч лет должно было пройти до этого».

    Как известно, новичкам везет, и Маршеку пришла в голову гениальная идея, что вся жизнь человека связана с чувством времени, с его цикличностью. И если у охотника цикл – один день, то у крестьянина, занимающегося сельским хозяйством, – уже год, сезон. Оседлость требует наблюдения за календарем.

    Маршек обратился к экспертам, желая выяснить, когда же появились первые календари. Но, что удивительно, никто не смог ответить на этот вопрос. Лишь в 1963 году, когда книга была практически завершена, Маршек обнаружил публикацию о небольшом доисторическом орудии из кости, найденном в Ишанго в Заире, неподалеку от озера Эдуард. Ручку этого орудия украшали насечки, весьма похожие на календарь. Датировалась находка 6500 годом до н. э. В публикации, собственно, насечки объяснялись каким-то совершенно другим образом, и Маршека это объяснение не устроило. Вскоре он понял и смог доказать, что насечки – это запись лунных циклов на протяжении нескольких месяцев.

    Публицист стал просматривать все публикации о находках доисторических камней и костей с какими-либо царапинами, насечками и рисунками. И понял, что подобных предметов, подходящих под определение календаря, весьма много, но до этого ученые затруднялись объяснить таинственные узоры. Судя по датировке этих находок, необходимые составляющие цивилизованной культуры наличествовали, а значит, и использовались уже к 35 000 году до н. э.

    Наличие календаря означает оседлое ведение земельного хозяйства, из этого вытекает существование торговли и далее существование общин – деревень или городов, которые приводят к специализации профессий. И мир фактически уже стоит на пороге письменности и законов. То есть до потопа (ледники начали таять в 12 000 г. до н. э.) оставалось более 23 тыс. лет. Это очень хороший срок для развития как ремесел, так и общества. Легко и объяснить отсутствие свидетельств высокой материальной культуры: все ее артефакты остались на дне моря, на площадях, залитых потопом.

    Атлантида в описании Платона

    Загадочный древнеегипетский город Саис упоминается в письменных источниках уже с 3000 года до н. э., и ученые затрудняются назвать точное время его основания. Город имел весьма скромную судьбу, пока в VII веке до н. э. не стал на короткий срок столицей 26-й династии фараонов.

    Саис был полон храмов, а один почитался особо. Именно в нем, на огромных каменных колоннах, были высечены иероглифы, рассказывавшие историю Атлантиды.

    Жрецы поясняли: «Девять тысяч лет назад… еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геркулесовыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию вместе взятые… На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (предположительно, столица Тиррении находилась в районе современного города Гренобль, юго-восток Франции)».

    То есть по своим размерам Атлантида, если верить расшифрованным иероглифам, напоминала нынешнюю Испанию.

    Самое подробное описание Атлантиды оставил Платон в двух своих диалогах: «Тимей» (кратко) и «Критий» (где повествуется более развернуто).

    Наш соотечественник литератор Валерий Брюсов говорил: «Если допустить, что описание Платона – вымысел, надо будет признать за Платоном сверхчеловеческий гений, который сумел предугадать развитие науки на тысячелетия вперед… Надо ли говорить, что при всем нашем уважении к гениальности великого греческого философа такая прозорливость нам кажется невозможной, и мы считаем более простым и более правдоподобным другое объяснение: в распоряжении Платона были материалы (египетские), шедшие от глубокой древности».

    Друг Платона Критий в «Тимее» излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы услышанный со слов деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный от жрецов в Египте. Общий смысл рассказа таков: 9 тыс. лет назад Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида, и все ее силы были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы и сумели отразить нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощенные ими народы. Вскоре последовала грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.

    Диалог «Критий» с теми же участниками служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящен рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде.

    В изложении Платона центром Атлантиды являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8–9 километрах) от моря. Для защиты Посейдон обнес его тремя водными и двумя сухопутными кольцами, а атланты перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре.


    Возможно, Атлантида выглядела так

    На острове возвышались храмы, облицованные серебром и золотом, окруженные золотыми статуями и сверкавшие на солнце так, что было больно глазам, там стоял роскошный царский дворец, располагались заполненные кораблями верфи и т. д., и т. п. «Остров, на котором стоял дворец… а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; так же и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя – орихалком, испускавшим огнистое блистание».

    В роскошном храме, посвященном Посейдону, приносили в жертву быков. Храм окружала священная роща, в которой вольно паслись дикие быки. По заведенной традиции, каждые пять или шесть лет царь и его родственники, удельные правители, собирались здесь, чтобы возобновить свой договор с Посейдоном. Сначала они должны были поймать быка, причем оружие из железа использовать запрещалось, и они брали с собой деревянные палки и веревочные петли. Пойманного быка затем вели к металлической колонне, которая стояла внутри храма и на которой были запечатлены древнейшие сказания и законы страны. Перед ней быка приносили в жертву, его кровь стекала по надписям, и правители клялись в том, что останутся верными своему закону, а дабы скрепить договор, все отпивали из чаши, в которой эта кровь была смешана с вином. По окончании обряда правители держали совет и принимали решения.

    По преданию, до тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель. Но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Зевс, возмущенный этим, задумал погубить атлантов и созвал совещание богов…

    На этом диалог – во всяком случае, дошедший до нас текст – обрывается.


    Ученые предполагали, что Атлантида могла быть здесь

    Неоднократно упоминают об Атлантиде и другие древние греки: Геродот, Диодор Сицилийский и Плиний Старший.

    В V веке неоплатоник Прокл, в своих комментариях к «Тимею», рассказывает о последователе Платона Кранторе, который около 260 года до н. э. специально посетил Египет с целью узнать об Атлантиде и якобы видел в храме богини Нейт в Саисе колонны с надписями, рассказывающими историю этого государства. Кроме того, он пишет: «То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвященных Персефоне, и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящен Плутону, другой Аммону, а затем Посейдону, размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км); и жители их, – добавляет он, – сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в „Эфиопике“». Марцелл в других источниках не упоминается, и, по всей видимости, его «Эфиопика» – попросту роман.

    Собственно, со всей этой историей есть три проблемы. Во-первых, в диалогах у Платона весьма много различных философских мифов. Он, в отличие от Аристотеля и тем более историков, вообще никогда не ставил своей целью сообщение читателю каких-то реальных фактов, его интересовали только идеи, иллюстрируемые философскими мифами.

    Но если история правдива, то, во-первых, возникает вопрос, почему она не была широко известна или запечатлена на других памятниках Древнего Египта. Впрочем, ради справедливости стоит заметить, что большая часть египетских памятников утрачена, а многие были «тайными», и жрецы скрывали их от непосвященных.

    Во-вторых, получается, что примерно в 9565 году до н. э. существовала культура, которая использовала металлические орудия, обработанные камни в строительстве и сельском хозяйстве. Это характерно для бронзового века, отсчитывающего свое начало примерно с 3200 года до н. э.

    В-третьих, если огромный остров был в течение полутора суток уничтожен Атлантическим океаном, то должна случиться глобальная катастрофа. Но никаких упоминаний о ней больше не найдено.

    Если поразмышлять, по сути, за исключением производства металлической посуды, в таком высоком уровне культуры острова нет ничего необычного. Всего лишь немногим позже сложная торговая культура существовала в Чатал-Хююке в Анатолии. Каменные городские стены и башни были в Иерихоне, возможно, уже около 7000 года до н. э. А обработка металла началась, по предположениям историков, всего на 2 тыс. лет позже.

    Так что ничего особо фантастического в существовании подобной культуры в 9000 году до н. э. нет. Многие исследователи считают, что Атлантида, как она описана у Платона, представляет собой цивилизацию позднего бронзового века. Не углубляясь в даты, попробуем выяснить, были ли какие-нибудь крупные центры культуры бронзового века, которые исчезли?

    Да, оказывается, были.

    Загадки пирамид

    Интерес к Атлантиде внезапно оживился в начале 90-х годов минувшего века. И, как и во времена Платона, разговор начался с Египта. Ряд уважаемых египтологов: Джон Энтони Уэст, Роберт Бовал, Адриан Гилберт, Грэм Хэнкок и Колин Уилсон – признали существование исчезнувшего острова. Бунтари против официальной науки объясняли, что Атлантида являлась центром гигантской морской империи, где отправлялись таинственные религиозные обряды и где наука далеко продвинулась вперед.

    Как и некоторые исследователи до них, они считали, что остров находился в Малой Антарктике. В то время Антарктида имела климат, сходный с климатом современной Канады, и практически не имела ледников. Но когда поменялось положение полюсов, то цивилизация атлантов была разрушена, а признаки их культуры скрылись под слоем льда и снега. Произошло это за 16 тысячелетий до нашей эры. Во время позднейших этапов катастрофы, около четырнадцатого тысячелетия до нашей эры, спасшиеся атланты расселились по миру.

    Одна из групп, в которой были посвященные жрецы высокого ранга, знавшие секреты технологий, религии и науки атлантов и называвшие себя «последователи Гора», обосновалась в Египте и создала культовый центр на плато Гизы. Тот самый, со Сфинксом и пирамидами.

    «Последователи Гора», опасаясь новых катаклизмов, с целью сохранить свое учение на все времена, внедрили план долговременного строительства. Ими был изобретен метод включения тайных знаний в геометрию строений, которым полагалось быть огромными и массивными, чтобы пережить любые неприятности, которые может доставить природа. И если бы посвященные погибли, то позднейшие поколения смогли бы, расшифровав ключи, заложенные в геометрию плана этих сооружений, понять всю их школу.

    Усилиями посвященных был воздвигнут Сфинкс и разработан основной план Гизы. Есть две версии дальнейших событий: либо они сами построили сооружения на плато, либо передали записи проекта последующим поколениям. Восемь тысяч лет спустя, в 2500 году до н. э., в соответствии с этим древним планом были построены пирамиды.

    Гиза и ее секреты охранялись «последователями Гора», жрецами-астрономами, чья тайная власть была настолько велика, что даже спустя 8 тыс. лет фараоны не посмели их ослушаться и изменить план культового комплекса в Гизе.

    Хэнкок и Бовал писали: «Мы полагаем, что факты свидетельствуют о непрерывной передаче высочайших научных и инженерных знаний на протяжении всего этого огромного промежутка времени, а значит, о непрерывном присутствии в Египте, со времен палеолита до династического периода, группы высокоразвитых и просветленных людей, – об этих неясных аху в текстах говорится, что они обладали знанием божественного происхождения».


    Так выглядят пирамиды из космоса

    Официальная египтология считает Великую пирамиду в Гизе гробницей, сооруженной фараоном 4-й династии Хеопсом около 2500 года до н. э., и что вторая крупная пирамида и Сфинкс были построены немного позже фараоном Хефреном. Сын последнего Микерин, следующий правитель, воздвиг третью и меньшую по размерам пирамиду.

    У каждой из трех пирамид (точнее, у их восточных стен) имелись погребальные храмы, от которых шли насыпные дороги, ведущие к долинному храму, расположенному у края плато, рядом с Нилом. Здесь покойного фараона помещали в лодку и пускали вниз по реке в последнее путешествие. У восточного края плато находятся Сфинкс и относящийся к нему храм. Также на плато имеется шесть небольших пирамид, которые, по всей видимости, являются гробницами знати. Есть и целый ряд корабельных траншей, в которых находились разобранные деревянные ладьи, одна из которых была извлечена в 1954 году. Поскольку она носила следы использования, то, по всей видимости, она могла быть тем самым челном, на котором проделали свой путь по Нилу останки Хеопса.

    В комплексе Гизы до сих пор обнаруживают новые элементы. Совсем недавно, во время землекопных работ по проведению канализации для близлежащих предместий Каира, был обнаружен долинный храм Хеопса. Версия происхождения этого комплекса, воспевающего смерть, давно уже укрепилась, и усомниться в ее достоверности заставила только атрибуция возраста Сфинкса. Если предположить, что какая-либо часть этого комплекса относится к додинастическому периоду – то есть появилась до того, как примерно в 3100 году до н. э. зародилась египетская монархия, – то египтологам пришлось бы признать существование некой гораздо более древней, но технически более развитой культуры, чем египетская.

    Сфинкс, в отличие от пирамид, не построен, а вырублен из целой скалы песчаника. Большая часть каменной основы, на которой располагается Сфинкс, а возможно, и вся она, была покрыта в древности облицовочными камнями. Считалось, что облицовка была добавлена к грубо сработанному телу Сфинкса, когда его впервые построили, чтобы придать ему окончательную форму. Но в 1979–1980 годах, во время тщательного обследования Сфинкса, американец Марк Лейнер из Чикагского университета заметил: «Мы нигде не заметили каких-либо рабочих следов на внутреннем теле – ни в виде следов от инструментов, ни в виде шероховатых поверхностей, которые бы остались, по-видимому, в результате грубого процесса добычи». Кроме того, он пришел к выводу, что сильная эрозия, которая видна на теле Сфинкса, уже была на момент его облицовки. Потому он отнес облицовку в 1500 году до н. э., дав эрозии для работы тысячу лет.


    Сфинкс и пирамида

    В 1992 году Захи Хавас, директор комплекса Гизы, сообщил, что анализ правой задней ноги Сфинкса доказал, что самый ранний уровень кладки вокруг тела датируется временем Древнего царства, то есть периодом с 2700 по 2160 год до н. э. Пирамиды были сооружены как раз в середине этого периода. То есть получается, что на глубокую эрозию ушло всего 340 лет, а такое вряд ли возможно.

    Около 1400 года до н. э. фараон Тутмосис IV приказал убрать весь песок от Сфинкса, и, чтобы увековечить это, между лап Сфинкса был помещен камень с надписью. Он до сих пор существует, только большая часть текста уже стерлась. Камень был обнаружен в 1818 году, и тогда, решив, что в 13-й строке этого текста, весьма плохо сохранившейся, упоминается имя Хеопса, ученые, исходя из этого, сделали расшифровку надписи. Сегодня у ряда египтологов есть сомнения, что данный текст был воспринят правильно. Некоторые считают, что Хеопс там упоминается не как строитель, а как человек, восстановивший Сфинкса.

    Сомнения появились чуть более ста лет назад. Директор Британского музея сэр Бадж, один из главных авторитетов египтологии, в 1904 году писал, что Сфинкс «существовал во времена (Хеопса)… и, весьма вероятно, был очень древен даже в тот ранний период».

    Уже через год чикагский египтолог профессор Дж. X. Брестид отметил, что вокруг слога, принятого за часть имени Хеопса, нет и не было следов картуша (продолговатой рамки), который должен был обязательно выделять царское имя. Все царские имена в династическом Египте писались без исключения в этой продолговатой рамке. А без картуша этот слог означает вовсе не сокращение имени фараона, а всего лишь, по одной из версий, слово «восходит».

    Однако сторонники традиционной версии не хотели сдаваться (не сдались они и до сих пор) и выдвинули свои контраргументы. В долинном храме рядом со Сфинксом были обнаружены статуи Хеопса, и одна из них изображала его в виде Сфинкса. Также утверждалось, что лицо Сфинкса сходно с лицом Хеопса на этих статуях. Впрочем, это был весьма слабый аргумент. В лице Сфинкса, даже при произошедшей эрозии, видны негроидные черты, которые не наблюдаются у Хеопса.

    Впрочем, разрешить этот спор было очень легко. Приглашенные в 1992 году судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хеопса, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.

    Профессор Селим Хассан, долгие годы проводивший раскопки на плато Гизы и являющийся признанным экспертом по Сфинксу, признает, что, «по общему мнению древних, Сфинкс имеет больший возраст, чем пирамиды». Он указывает на то, что «за исключением поврежденной строки на гранитной стеле Тутмосиса IV, которая ничего не доказывает, нет ни одной древней надписи, которая бы связывала Сфинкса с Хеопсом».

    Версию древнего происхождения Сфинкса доказывают и следы эрозии. В 1978 году Джон Энтони Уэст отметил, что эти следы идут сверху вниз, указывая скорее на обильные дожди, чем на песчаные бури. А поскольку в Египте столь обильных ливней не было с конца последнего великого ледникового периода (то есть 12 тыс. лет), то новая датировка возраста Сфинкса напрашивается сама собой.

    В 1991 году группа американских специалистов провела исследование эрозии Сфинкса. Основным специалистом был профессор Роберт Шох из Бостонского университета, геолог, специалист в области выветривания мягких горных пород.

    Египтологи считают, что на момент начала строительства над песком выступала только часть скалы, из которой был вырублен Сфинкс, и первой была сделана его голова. Затем, уже в более мягкой породе, был вырублен котлован, а затем вырубили и остальную часть скульптуры. Сфинкс неоднократно на протяжении своего существования заносился песком, и на поверхности земли оставалась только его голова, а потом его снова расчищали.

    Р. Шох отметил, что, хотя Сфинкс и внутренние стены искусственного котлована вырублены из одной и той же скальной породы и в одно время, как и несколько соседних гробниц, уровень эрозии у Сфинкса и гробниц весьма разный.

    Если на Сфинксе и в искусственном котловане эти следы очень глубокие и древние, то гробницы сохранились прекрасно. Эрозия Сфинкса, по словам профессора, является «классическим, описанным в учебниках, примером того, что происходит с известняковым образованием, когда оно в течение тысяч лет подвергается воздействию дождя… Это явно дождь вызвал эти эрозионные следы… Он выявлял слабые места в скальной породе и размывал их до этих выбоин – для меня, как для геолога, это явное свидетельство того, что эрозионная картина стала результатом дождевых осадков».

    Шох делает выводы: «Нынешние данные, взятые в целом, говорят о том, что Великий Сфинкс Гизы значительно старше, чем его традиционная датировка примерно 2500 годом до н. э. Более того, мои нынешние подсчеты, основанные на имеющихся под рукой данных, показывают, что истоки гигантской скульптуры могут восходить, по крайней мере, к 7000–5000 годам до н. э., а возможно, даже к более ранним временам».

    После опубликования результата исследования на профессора начались гонения. Египетские власти запретили ему посещать Гизу, и после этого никакие геологические исследования там не проводились.

    Шох выступил со своим докладом на проходившем в 1992 году в Сан-Диего ежегодном собрании Американского геологического общества. Его выводы не вызвали у специалистов-геологов никаких возражений. Зато египтологи были весьма возмущены. Шох комментировал это так: «Мне говорят вновь и вновь, что народы Египта… не имели ни технологии, ни социальной организации, необходимых для того, чтобы вырубить ядро туловища Сфинкса в додинастические времена… Как я понимаю, это не моя проблема как геолога… в действительности это задача египтологов… выяснить, кто его высек. Если мои данные вступают в противоречие с их теорией о развитии цивилизации, то, может быть, им уже пора сделать переоценку этой теории?»

    О додинастическом периоде Египта известно действительно очень мало. Но те обрывочные данные, что дошли до нас, весьма интересны.

    Крупнейший центр додинастического Египта располагался напротив Гизы, по другую сторону Нила – в Маади. Раскопки здесь выявили три характерные особенности города: очень большую роль здесь играла торговля, жило множество иноземцев, и это самое раннее место в Египте, где обрабатывался металл. Также можно сделать выводы и о социальной организации в Маади: здесь найдены общественные хранилища товаров. Также в городе, судя по нескольким находкам, уже было каменное строительство. Так что жители Маади вполне могли вырубить из скалы Сфинкса. Официальная египтология это отрицает, ссылаясь на то, что в Гизе не найдено никаких остатков культуры Маади. Но это не так.

    В 1907 году у подножия Великой пирамиды были найдены четыре глиняных сосуда, которые приписали 4-й династии. В то время про Маади ничего известно не было: его открыли только в 1930-х годах.

    Археолог Водил Мортенсен, изучив в 1980-х годах сосуды, атрибутировал их как принадлежащие культуре Маади. Поскольку целые горшки не выбрасывались, стоит считать, что они были принесены в Гизу с какой-то целью, скорее всего, для захоронения. Получается, что жители Маади использовали Гизу уже за много лет до появления там Хеопса.

    Тайна созвездия Орион

    Давно известно, что стены пирамид ориентированы точно по сторонам света, причем с очень высокой точностью – отклонение составляет менее 0,06 процента. Достигнуто это причем без использования компаса – древние строители ориентировались только по звездам. В расположении всех построек комплекса Гизы можно увидеть аналогию карты звездного неба. Но с весьма странными аномалиями…

    Три пирамиды имеют вход с северной стороны, а тоннели и галереи внутри них идут в южном направлении. Но, однако, по отношению друг к другу пирамиды расположены не на параллели север—юг, или, как можно было бы предположить по аналогии, запад—восток, а составляют причудливую линию с поворотом, идущую с юга на запад. Центральные точки первых двух пирамид весьма точно соотнесены между собой, но третья пирамида, самая маленькая, нарушает построение: она сдвинута на восток.

    Роберт Бовал, опытный инженер-строитель, попытался понять, почему столь точные в остальном египтяне нарушили гармонию здесь. Сначала он исследовал плато с инженерной точки зрения, но понял, что рельеф не мог помешать разместить пирамиды ровно. Тогда он решил изучить так называемые «тексты пирамид», высеченные на их внутренних стенах. Они хотя и принадлежат более поздним временам и находятся в усыпальницах фараонов конца 5-й и начала 6-й династий, но передают, без сомнения, весьма ранний материал.


    Тексты пирамид

    Из них Бовал узнал, что, как считалось, после смерти фараон отправляется к звездам и становится богом Осирисом. А небесной формой Осириса было созвездие, именовавшееся Саху, ныне известное как Орион.

    К тому же Бовал заметил, что так называемые «воздушные шахты», ведущие из усыпальниц фараона и его жены в Великой пирамиде, соотнесены с определенными звездами. Шахта усыпальницы царя соответствовала нижней звезде из пояса Ориона.

    После недолгого исследования выяснилось, что относительно Млечного Пути звезды, входящие в пояс Ориона, образовывают линию, идущую с юга на запад, идентичную линии расположения трех пирамид Гизы по отношению к Нилу.

    Затем, проанализировав расположение «воздушных шахт», Бовал определил, что около 2450 года до н. э., когда примерно и была построена Великая пирамида, южная шахта, ведущая из усыпальницы фараона, указывала на нижнюю звезду в поясе Ориона, а южная шахта в усыпальнице царицы указывала на Сириус.

    Сириус отождествлялся с Исидой, а Орион – с Осирисом. Осирис и Исида в египетской мифологии были мужем и женой, родившими сына – Гора, первого царя-полубога, правившего Египтом задолго до времен фараонов. Сфинкс же направлял свой взгляд к точке на востоке, где во время весеннего равноденствия восходит солнце.

    Далее, путем астрономических вычислений, Бовал выдвинул предположение о дате, когда в момент весеннего равноденствия Сириус и Орион пребывали в тех местах, куда указывают шахты. Выяснилось, что это могло быть в 10 500 году до н. э., то есть именно в то время, когда, согласно древнеегипетским текстам, Осирис дал Египту царя.

    Но, в принципе, к этой версии есть много претензий, и окончательной ее вряд ли можно назвать.

    Пирамиды продолжают хранить тайну происхождения человечества. В качестве еще одного штриха, вернее загадки, можно добавить, что английский Стоунхендж, гигантская каменная постройка, с датировкой которой также возникают проблемы, ориентирована, как и пирамиды, на Орион. Как соотнести это с пирамидами – решать вам.

    Мы же вернемся к исчезнувшим островам.

    Исчезнувшие острова: Фера

    Летом около 1628 года до н. э. греческий остров Фера взлетел на воздух.

    Середина острова фактически исчезла от мощного взрыва вулкана, взметнувшись к небу километровыми столбами пыли, а образовавшийся глубокий кратер стремительно заполнило море. Оставшиеся части острова быстро покрыл толстым слоем вулканический пепел…

    Сегодня на этом месте находятся пять небольших греческих островов, известных под общим названием Санторини, а самый большой из них – остров Тира, популярное туристическое место, куда со всего мира едут посмотреть на отвесные скалы, уходящие в море, и на развалины классической Греции – остатки храмов, домов, публичных зданий и театра. Многие годы все это было сокрыто под слоями вулканического пепла, но с течением лет эрозия обнажила следы стен и керамики, а небольшие раскопки, проводившиеся в этом месте, открыли взгляду прекрасную картину.

    Ученые не сразу провели параллели между описанием Атлантиды у Платона и этой пышной критской культурой бронзового века. К тому же изначально уже проводилась параллель между Атлантидой и внезапно исчезнувшей культурой Крита, который, по предположению некоторых ученых, и мог быть пристанищем загадочной цивилизации. Но греческий археолог, профессор Спиридон Маринатос, начавший раскопки на Фере, очень отстаивал свою версию. Он утверждал, что в истории Атлантиды у Платона описывались минойская культура бронзового века Крита и ее внезапная гибель в результате вулканического взрыва Феры. Он предположил, что совместное разрушительное воздействие вулканического пепла, возникшего от взрыва цунами, и, вероятно, землетрясение настолько обескровили Крит, что он стремительно обессилел и вскоре исчез с лица земли.

    Но этот вывод был ошибкой. Во-первых, греки были хорошо осведомлены о Крите и его истории, а Платон даже посещал остров с целью создания там общины. А во-вторых, и это куда важнее и фактически закрывает тему, пепел Феры был обнаружен не на руинах старой культуры Крита, а в слое под ними. Извержение произошло за 250 лет до исчезновения минойской культуры.

    Где находится Танталида?

    В рассказе о гибели Атлантиды Платон сетует на разорение в Греции, вызванное сильной эрозией почв. Описывает он и те далекие времена, когда земля еще была благодатной, покрыта лесами и полями, где паслись большие стада. Также он приводит подробное описание древнего афинского акрополя, описывает постройки и указывает, что все они были разрушены задолго до его дней. Среди прочего есть замечание о том, что водой жителей снабжал один большой источник, который задолго до рождения рассказчика был уничтожен землетрясением.

    Уже в наши дни археология полностью подтвердила описание Платона. По всей видимости, он пользовался какими-то ранними источниками, которые не дошли до нас. У многих возникла версия, что Платон мог пользоваться отчасти этими же источниками и при описании Атлантиды.

    Ученый и автор книг Питер Джеймс попытался изучить фигуру Атланта, описываемого как первого царя Атлантиды. Греческие мифы говорят, что Атлант был сослан на запад и осужден вечно поддерживать небесный свод. И Платон, называя местоположение Атлантиды, указывает на запад. Джеймс задался вопросом: откуда же был изгнан Атлант? Подобная ориентировка смогла бы прояснить и местоположение Атлантиды. Но выяснить это оказалось не так-то просто.

    Греческий поэт Пиндар, живший в V веке до н. э., писал, что Атлант был изгнан с земель, которыми уже много лет владели его предки. После долгого изучения преданий Джеймс обнаружил, что земли его предков находились в Анатолии. Более того, в местной хеттской мифологии фигурировал персонаж, который, подобно Атланту, поддерживал небосвод. Часто этот персонаж изображался с головой быка и с копытами вместо рук и ног. А у позднейших лидийцев, расположившихся на западных землях хеттов, небосвод поддерживал царь Тантал, который к тому же скопил несметные богатства.

    Джеймс также выяснил, что существовали предания о Лидии, в которых обнаруживались явные параллели с историей об Атлантиде. Например, римский писатель Плиний, живший в I веке н. э., говорит, что город, затонувший в результате землетрясения, был древней царской столицей Лидии и назывался Танталидой. Параллели, как говорится, налицо.

    Поэтому Джеймс в 1994 году отправился в район современного турецкого города Измир. Там, недалеко от северных склонов горы Сипил, старые карты указывали наличие озера или болота. А прямо перед этим местом на горном склоне было высечено изображение богини Кибелы.

    Но все-таки Атлантида вряд ли находилась в Средиземном море. Ряд фактов позволяет сделать предположение, что и Платону, и египтянам было известно о существовании Америки, а значит, Атлантический океан был ими хорошо изучен. Платон говорит, что Атлантида находилась дальше Геркулесовых столпов, то есть дальше прохода в Средиземное море, и с него (острова, то есть Атлантиды) тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов – на противолежащий материк, который охватывал море, и впрямь заслуживающее название Атлантического.

    В указанном направлении может лежать только один материк – Америка. Египтяне были известны как хорошие мореплаватели. Они торговали, в частности, даже с Южной Англией, а Геродот сообщает, что они плавали вокруг Африки, а это гораздо более длительное путешествие, чем до Америки. Так что об Анатолии как местоположении Атлантиды стоит все-таки забыть. Другое дело, что жители острова вполне могли вернуться после катастрофы на родину предков своего царя. И образовать там город, который задал своим внезапным появлением так много загадок современным историкам.

    Следующая версия о положении загадочного острова тоже весьма интересна. Карта 1513 года адмирала Пири Рейса, а также карта 1531 года Орестиуса Финнеуса изображают Антарктиду безо льда, тщательно указывая все горы и прочий рельеф местности. Современный человек убедился в том, что эти данные верны, лишь в 1959 году, когда Антарктида была обследована с помощью специального оборудования. Скорее всего, эти средневековые карты восходят к трудам неизвестного, но высокоразвитого древнего народа, с сильно развитой культурой мореходства.

    Платон описывает Атлантиду именно так. Поэтому вполне оправданно появление новой версии о том, что остров находился в так называемой Малой Антарктике.

    Геологи делят Антарктику на Большую Антарктику и Малую. Малая, или Западная, Антарктика – территории восточнее Моря Росса и западнее моря Уэдделла. Восточная, или Большая, Антарктика – остальная часть континента. До последнего перемещения коры, в 9600 годах до нашей эры, Малая Антарктика находилась за пределами полярного круга. Исследователи указывают, что такое географическое положение фактически помещает ее в центр Мирового океана, расколотого Американским и Африканским континентами. Возможно, именно об этом Платон пишет как о «море в собственном смысле слова», которое лежит по ту сторону узкого пролива, именуемого Геркулесовыми столпами. Платон пишет, что в сравнении с ним Средиземное море является всего лишь «заливом с узким проходом в него». Если вдуматься, то для того, чтобы увидеть Средиземное море так, необходимо смотреть на него с другой стороны, зная об истинной величине Мирового океана.

    В дни Платона Средиземное море было самым центром познанного мира, и эта фраза из уст философа и ученого весьма необычна. Не могла ли она быть заимствована Платоном из неких документов неизвестных нам великих мореплавателей, тех, для кого Средиземное море действительно было всего лишь заливом?

    Если жители Атлантиды расселились после катастрофы по всему миру, неся другим народам свои знания, то Платон вполне мог стать читателем или даже обладателем каких-либо артефактов.

    Еще одна версия нахождения исчезнувшего острова – Атлантический океан. Если северная оконечность острова приходилась вровень с Гибралтарским проливом, как и говорил философ, то Атлантида находилась как раз на линии подводных гор, Срединно-Атлантического хребта, который тянется от Исландии до Южной Атлантики и вершины которого временами образуют острова: Азорские, Вознесения и Тристан-да-Кунья…

    Атлантида могла не провалиться под воду, напротив, она могла быть накрыта водой при поднятии уровня мирового океана. Тем более что время всемирного потопа не так уж сильно отличается от указанной Платоном даты гибели Атлантиды.

    Сегодня мы располагаем подробными картами дна Мирового океана и можем повнимательнее к ним присмотреться. Азорские острова всегда были самым популярным кандидатом на роль Атлантиды. Если уровень океана снизить до того, каким он был во время ледникового периода, центральные острова Пико и Файяль соединились бы вместе, а большинство других вдвое бы увеличили свои размеры. Появилось бы и до десятка новых островов, не очень крупных, но образующих целый архипелаг.

    На карте Пири Рейса 1513 года Азорские острова указаны, причем с правильными координатами, но только вместо девяти небольших, существующих сегодня, на ней показаны семнадцать островов, и довольно крупных, некоторые причем почти десятикратно превышают размеры самого крупного ныне острова Сан-Мигель.

    Стоит задуматься, не является ли это изображение верным для эпохи ледникового периода. А поскольку такую карту могли составить только атланты, то вряд ли Азорские острова и Атлантида – одно и то же.

    Есть еще несколько отмелей или банок, которые, возможно, при сильном уменьшении уровня воды, могли бы претендовать на звание Атлантиды, если учитывать некие геологические изменения, но все-таки даже при этих условиях достаточно большого острова, подходящего под описание Платона, нам не найти.

    Где находилась Атлантида, мы, похоже, пока не можем сказать даже приблизительно. Но в одном мы уверены: ее обитатели расселились по всей земле, неся другим народам не только свою культуру и мастерство, но и легенду о Всемирном потопе.

    Мифический остров Лемурия

    Атлантида, безусловно, самая известная из затонувших земель. Но существуют рассказы и про другие исчезнувшие земли.

    Вторая по популярности, пожалуй, Лемурия – мифический остров (или континент) в Индийском океане с высокоразвитой цивилизацией. Упоминания о ней встречается в мифологии разных народов.

    В 1926 году полковник бенгальских улан Джеймс Черчвард заявил, что один индийский монах показал ему древние таблицы, в которых упоминался континент Му (Лемурия), располагавшийся между северной оконечностью Гавайев и южной стороной острова Пасхи, имевший протяженность около 6000 км. Но, согласно Черчварду, извержения вулканов, землетрясения и высокие волны уничтожили Лемурию около 12 тыс. лет назад. От большого континента остались лишь мелкие острова, а выжившие лемурийцы расселились по всему миру, и от них произошли все народы.

    Лемурия широко упоминается в индийской мифологии. Согласно дравидским мифам, Лемурия находилась южнее Индостана. На острове была поэтическая академия, с которой связывается возникновение тамильской поэзии.

    По версии древних индусов, Лемурия просуществовала 4400 лет и погибла во времена Всемирного потопа. Индийцы считали, что выжившие лемурийцы расселились на близлежащих землях, в том числе и в Индии, передав коренному населению свои религиозные и технические знания.

    Некоторые исследователи полагают, что от Лемурии остались Мадагаскар, Цейлон и более мелкие острова Индийского океана. Другие причисляют к остаткам континента также западные острова Индонезии.

    На Мадагаскаре и в самом деле Лемурия постоянно упоминается в древних легендах, занимая абсолютно особое место в местной мифологии. В фольклоре коренных обитателей острова мальгашей рассказывается весьма подробная история Лемурии, а также упоминается о катастрофе, разрушения после которой весьма напоминают последствия Всемирного потопа.

    Кстати, несмотря на близость к Африке, большинство живущих на Мадагаскаре растений и животных – эндемики (то есть не произрастают нигде больше), а количество их столь велико, что вполне возможно считать остров частью какого-то исчезнувшего континента. К тому же сами малагасийцы неафриканского происхождения.

    Но, в отличие от популярной Атлантиды, для изучения исчезнувшей Лемурии экспедиций практически не отправлялось. Немногочисленные исследования не нашли пока каких-либо убедительных доказательств существования большого острова или континента с развитой цивилизацией в этом районе. Некоторые сторонники существования Лемурии поспешили перенести ее в Тихий океан, но там уже была своя исчезнувшая земля – Пацифида.

    Пасха, остаток континента Пацифида?

    Пацифида (или Пасифида, а также Континент Му) – гипотетический затонувший континент в Тихом океане. В древних мифах он явно не упоминается, но легенды содержат определенные намеки на его возможное существование.

    Существует несколько версий о том, что после катастрофы от Пацифиды остались в океане небольшие территории. Самая популярная версия – остатком Пацифиды является остров Пасхи.

    Это действительно один из самых загадочных островов на планете. Его уединенность, загадочная древняя цивилизация, моаи (огромные каменные изваяния), связь как с Полинезией, так и с Южной Америкой постоянно рождают новые и новые версии о его происхождении.

    Легенды гласят, что раньше на острове проживало намного больше людей и сам остров был намного больше, но постепенно значительная его часть ушла под воду. Расчеты современных ученых показывают, что для изготовления моаи было необходимо значительно большее количество людей, чем остров (в его современных пределах) способен прокормить. По другой версии, Пацифидой была Полинезия. Считается, что полинезийцы заселились на острова с запада, хотя их легенды упоминают о предках, пришедших с востока. Это отмечал еще Тур Хейердал. С индейцами у полинезийцев мало общего, и поэтому многие исследователи допускают возможность существования «промежуточной» земли.

    В Океании располагается большое количество вулканических островов. Эти вулканы очень активны и сегодня, поэтому вполне возможно предположить, что небольшие островки – остатки некогда большого континента.

    Поиски Пацифиды на морском дне практически не проводились, и потому в ближайшее время не стоит ждать каких-то научных сведений, подтверждающих или опровергающих ее существование. Впрочем, в пробах океанского грунта на месте предполагаемого размещения Пацифиды никаких материковых отложений не найдено, что, безусловно, является серьезным аргументом в пользу ее мифичности. Впрочем, количества донных проб было недостаточно для проведения серьезного исследования, так что точку в вопросе существования загадочного острова ставить пока рано.

    Исчезнувшие северные земли

    Помимо легенд и преданий про исчезнувшие земли в нынешних теплых широтах, существовали легенды и про земли, якобы находившиеся на севере. Самой известной из них была Гиперборея, один из основных претендентов на то, что именно здесь и зародилась земная цивилизация.

    Страна «за северным ветром» – Гиперборея

    Первыми о Гиперборее заговорили древние греки. Они описывали ее как место обитания блаженного народа гипербореев. Название дословно обозначает «за (северным ветром) Бореем», «за севером».

    В греческих мифах говорилось, что гиперборейцы выросли из крови древнейших титанов. В страну гипербореев время от времени отправлялся сам Аполлон на колеснице, запряженной лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы. Все жители там, так же как и их божественный покровитель, художественно одарены. Жизнь гипербореев сопровождается песнями, танцами, музыкой и пирами, и даже смерть приходит к ним как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море.

    Древнеримский ученый Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал: «За этими (Рипейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью… Нельзя сомневаться в существовании этого народа».

    Гиперборее было посвящено множество книг, но в основном или паранаучного, или оккультного толка. Авторы располагали эту землю то в Гренландии, то недалеко от Уральских гор, то в Карелии, то на Таймырском полуострове. Ряд исследователей предполагает, что Гиперборея располагалась на ныне затонувшем острове (или материке) в Северном Ледовитом океане.

    Немало ученых считают миф о гипербореях лишенным конкретной исторической подосновы и относят его к характерным для самых разных культур утопическим представлениям об окраинных народах. Однако Российская академия наук ежегодно финансирует экспедиции в одно из предполагаемых мест существования гиперборейской цивилизации – около Сейдозера на Кольском полуострове.

    Помимо названия Гиперборея, исчезнувшую северную страну называют не только также Арктидой, но и Гиперборей. Некоторые исследователи разделяют понятия, поясняя, что Арктида – это материк или остров, а Гиперборея – только название страны. Сам термин «Арктида» был предложен в XIX веке немецким зоогеографом И. Эгером, который так назвал «северную полярную землю», предположительно соединявшую Новый Свет с Евразией.

    Позднее существование Арктиды отстаивал классик советской арктической океанографии Я. Я. Гаккель, который, впрочем, считал ее совокупностью архипелагов: «Многие геолого-геоморфологические, зоогеографические, флористические, гидробиологические и некоторые другие данные указывают на то, что более значительные, чем сейчас, участки суши существовали в позднечетвертичное время не только в пределах шельфа, но, по-видимому, и в Арктическом бассейне; не исключено, что по простиранию крупнейших подводных хребтов здесь протягивались грядой небольшие острова, образовавшие в совокупности Арктиду». По его мнению, Новосибирские острова и остров Врангеля представляют собой остатки этой древней суши. Также он считал, что архипелаг Шпицберген, острова Земли Франца-Иосифа и Северной Земли, Канадский Арктический архипелаг были гораздо больше по площади, а современные подводные хребты Гаккеля, Ломоносова и Менделеева были могучими горными системами.

    По поводу времени затопления Арктиды, как, впрочем, и по поводу ее существования, в науке не существует единого мнения. Одни ученые считают, что она прекратила свое существование 100 тыс. лет назад, а по мнению других – от 18 до 16 тыс. лет назад.

    Академик А. Ф. Трешников полагал, что части хребта Ломоносова могли выходить на поверхность 8 тыс. лет назад, а Гаккель утверждал, что суша, окружавшая Новосибирские острова и остров Врангеля, ушла под воду всего 5 тыс. лет назад.

    Крупный советский гидробиолог Е. Ф. Гурьянова выдвигала версию, что хребет Ломоносова выступал над поверхностью воды еще позже, поскольку преграда в районе Восточно-Сибирского моря, Новосибирских островов и острова Врангеля, то есть в районе хребта Ломоносова, существовала довольно долго и исчезла совсем недавно, во всяком случае, в послелитториновое время (то есть не ранее 2,5 тыс. лет назад).

    Ряд специалистов именно с Арктидой связывали предания населения арктической тундры о существовании на севере «теплой земли», а также знаменитой Земли Санникова и менее известной Земли Андреева.

    Поиски Земли Санникова

    Земля Санникова – остров в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые путешественники к северу от Новосибирских островов. Впервые о нем сообщил в 1811 году зверопромышленник Яков Санников, добывавший песца на северных берегах Новосибирских островов. Этот опытный полярный путешественник, ранее открывший острова Столбовой и Фаддеевский, утверждал, что существует обширная земля к северу от острова Котельного, и там над морем поднимаются «высокие каменные горы».

    Затем было еще несколько подобных свидетельств, к тому же, наблюдая за летящими в сторону полюса перелетными птицами, многие делали вывод о существование в Арктике теплой земли – ведь птицам там надо чем-то питаться. Много позже стало известно, что птицы, минуя полюс, летят в Америку. Но в XIX веке этого не знали, и на поиски Земли Санникова отправилась экспедиция барона Эдуарда Васильевича Толля, убежденного в существовании Арктиды – северного полярного континента, побережье которого, по его мнению, и наблюдал Яков Санников.

    13 августа 1886 года Толль зафиксировал в своем дневнике: «Горизонт совершенно ясный. В направлении на северо-восток ясно увидели контуры четырех столовых гор, которые на востоке соединились с низменной землей. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: „Земля Санникова“».

    В 1893 году Толль вновь видел на горизонте полоску гор – и опять не смог до нее добраться. Миф рухнул только в советское время. В 1937 году ледокол «Садко» во время дрейфа прошел возле предполагаемого острова с трех сторон, но ничего не обнаружил. По просьбе академика В. А. Обручева, сторонника идеи земли в Арктике и автора фантастической повести «Земля Санникова», в этот район были посланы самолеты арктической авиации. Именно тогда и стало окончательно ясно, что Земли Санникова не существует.

    Ряд исследователей считает, что Землей Санникова, которую видели многие путешественники, была вечная мерзлота, поверх которой был ветрами нанесен слой грунта. Но льды растаяли – и «земля» исчезла. Это, кстати, не единственный случай подобной ошибки: исчезли также нанесенные на карту острова Меркурия, Диомида, Васильевский и Семеновский.

    Но вернемся все-таки к Кольскому полуострову, наиболее признанному наукой прообразу или, по другой версии, даже оставшейся на поверхности океана части Гипербореи.

    Таинственные стены

    Окрестности Сейдозера полны весьма странными сооружениями, поражающими воображение (недаром Российская академия наук ежегодно финансирует экспедиции в этот район).

    Гигантские отесанные плиты правильной геометрической формы с пропилами явно техногенного происхождения образуют что-то похожее на систему оборонительных сооружений. Вокруг озера стоят довольно большие каменные кубы со стороной около трех метров, вокруг находят большие просверленные камни, а поверхности скал поражают воображение искусством древних росписей. В одном месте, на высоте 70 метров, на скале запечатлена фигура, или, вернее, тень человека, широко раскинувшего руки. Также исследователи находят вокруг озера странные металлические изделия, формой напоминающие матрешки.

    Поблизости от горы Нинчурт исследователи обнаружили слабо сохранившуюся, но очень мощную каменную кладку, здесь же находятся несколько разрушенных фундаментов и сооружений явно искусственного происхождения.

    Первым это место стали исследовать финны. Еще в 1887 году финская научная экспедиция пыталась найти здесь следы древнего затопленного города. В 1922 году к Сейдозеру отправился Александр Барченко, легендарный ученый и мистик, работавший на ОГПУ и пытавшийся изучать как потерянные земли, так и сверхспособности человека. Его экспедиция сумела обнаружить странный лаз, уходящий под землю, и даже сфотографироваться на его фоне. Но узнать тайну лаза и спуститься вниз исследователи не решились. Они говорили, что их объял сильный страх, такой, как выразился один из участников, «будто с тебя живьем сдирают кожу!».

    О секретных результатах экспедиции Барченко докладывал лично Дзержинскому. Но в 1930-х Барченко был репрессирован, и все его материалы, до этого так нигде и не опубликованные, исчезли в архивах Лубянки.

    Экспедиции на берега Сейдозера возобновились уже в девяностые годы, после того как ученые сравнили греческие легенды о Гиперборее с мифами жителей тундры. Удивительно, но множество мелких деталей совпадало почти полностью. Понятно, что из ученых никто не верил в легенды буквально, но такому совпадению должно было быть какое-то реальное объяснение.

    Местные жители верят, что в районе Сейдозера бродят снежные люди. Многие их видели лично, а косвенно присутствие реликтового гоминида подтверждают несколько очень странных убийств охотников, когда тела были буквально растерзаны, но «списать» это на диких зверей было невозможно из-за характера повреждений на трупах.

    На дне озера было обнаружено несколько непонятных тоннелей. А в самой его середине, на глубине меньше метра под поверхностью воды, находятся каменные плиты, под которыми приборы фиксируют пустоту.

    У соседнего Канозера во множестве обнаружены петроглифы (доисторические высеченные на поверхности скал знаки и рисунки) – изображения каких-то колес, многочисленных солнц, животных, сцен охоты и т. п. Рисунки выбиты на скалах и, по всей видимости, когда-то были раскрашены в разные цвета. Всего их около трехсот. Одна из наскальных картин практически повторяет древнюю греческую карту Гипербореи. Ученые утверждают, что этим надписям около трех-пяти тысячелетий. Многие исследователи считают, что древние художники не жили здесь, а специально, с некоей целью, приходили сюда оставлять рисунки.

    Здесь открыты и раскопаны десятки археологических стоянок, датируемых эпохами от мезолита и неолита до раннего металла и Средневековья. Но, по сути, миф о северной земле, с которой расселилась по всей планете высокообразованная нация, так и остается мифом. Доказательств, на которые можно было бы обратить серьезное внимание, пока никем не найдено.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке