• 13. Сущность телесных симптомов
  • Значение болезни
  • Сновидящее тело
  • Доктор всегда на месте
  • Исцеление и кадуцей
  • Как большое U соотносится с переживаниями сущности
  • Шаманский подход к параллельным мирам и симптомам
  • Исцеление
  • Узелки на память
  • 14. Параллельные миры в медицине
  • Слава «Богу» — «жучок» бессмертен
  • Оживление симптомов
  • Анимистическая и художественная сила мифа и современной медицины
  • Узелки на память
  • 15. Стрессовые поля, математика, и миф
  • Химия и комплексы
  • Психологические комплексы
  • Комплекс — это восприимчивость к полю
  • Комплексы Юнга
  • Комплексы, поля, и погодные системы
  • Большое U поля
  • Уроки дона Хуана
  • Большое U шамана, ведущее через Нагуаль
  • Узелки на память
  • 16. Второй тренинг по состояниям головокружения
  • Новый взгляд на мистицизм
  • Кружение в мифологии и духовных традициях
  • Санто Дайме
  • Дервиши
  • Танцующий Шива
  • Квантовое вращение
  • Вращение в китайских боевых искусствах
  • Первый и второй тренинг
  • Вращение со вселенной
  • Секрет сновидения
  • Узелки на память
  • II. Телесные симптомы с точки зрения Вселенной

    13. Сущность телесных симптомов

    Имей я хоть немного здравого смысла,

    Я бы шел по главной дороге,

    и только боялся бы сбиться с нее.

    Легко держаться главной дороги,

    но люди любят сбиваться с пути.

    Лао Цзы, Дао Де Цзин[110]


    Согласно приведенной выше цитате, большое U представляет собой наиболее разумный путь; это «главная дорога». Но — «люди любят сбиваться с пути». Иными словами, когда вы находитесь в обычном состоянии ума, вы выбираете вектор «уводящий в сторону» или отождествляетесь с ним! Этот раскол внутри нас согласуется с происхождением всего сущего, и служит причиной, по которой у психотерапевтов всегда будет работа. Благодаря осознанию пути, мы, в основном, живем в правильном направлении, но затем мы сбиваемся с пути, мы оказываемся в заблуждении. Именно тогда возникают симптомы, трудности во взаимоотношениях, и мировые проблемы. Вот почему я посвятил Вторую Часть этой книги нахождению пути среди телесных проблем — и с их помощью. Части III и IV касаются использования осознания пути в ситуациях трудностей во взаимоотношениях и мировых проблем.


    Значение болезни


    Если «легко держаться главной дороги», то болезнь относится к отсутствию легкости, даже к отрицанию этой легкости.[111] В некотором смысле, болезнь противоположна наименьшему действию. Для повседневного малого u типично переживание болезни, переживание симптомов, как чего-то «не являющегося мной». Каждый человек, независимо от того, насколько развитым он себя считает, в тот или иной момент бывает склонен отрицать существование своего большого U. В этом смысле, необходимо отождествлять себя только в качестве повседневной личности, и делать то, что вам нужно, и то, что по вашему мнению, должно быть сделано в течение дня. Без отождествления с малым u нет никакой относительности, никакой другой системы соотнесения, с помощью которой большое U может узнать себя. Болезнь (dis-ease) — это способ узнавания «легкости» (ease).

    Повседневное малое u обычно ориентируется с помощью часов, и редко использует чувственное осознание. Без осознания других частей самого себя, вы начинаете переживать жизнь, как полную частей, которые выглядят симптомами, а также людьми и событиями, кажущимися разгневанными. Вы боитесь, что эти («отрицаемые») части будут нападать на вас или, как минимум, мешать вам. Когда вы далеко отклоняетесь от своего пути, вам может казаться, что за каждым деревом скрывается сама смерть. Однако, цель всех этих воспринимаемых угроз, симптомов, и событий, возможно, состоит не в том, чтобы убить вас, а только в том, чтобы напугать — встряхнуть, ослабить — ваше малое u. Угроза смерти служит, главным образом, для того, чтобы ослабить цепляние первичной самотождественности за жизнь. Ослабляя это отождествление и сосредоточиваясь на большом U, вы чувствуете себя лучше. Эта и следующие две главы призваны дать вам советы относительно того, как преобразовывать симптомы в полные значения пути.


    Сновидящее тело


    Превращение медицины в радужную медицину было целью моей книги «Квантовый Ум и исцеление»,[112] которая имеет дело с реальными телесными проблемами и их связью с проблемами взаимоотношений и общества, а также с поведением тела, подобным сновидению. Теперь я хочу дополнить материал этой предыдущей книги новыми принципами и методами осознания пути.

    Та мысль, что сновидения можно видеть при внешнем наблюдении тела, была для меня открытием, которое я сформулировал в своей первой книге «Сновидящее тело». Сегодня, почти вся процессуально-ориентированная психология отчасти основывается на считывании сновидений из телесных сигналов. Сновидения и другие тонкие импульсы и информация движут тело; они ин-формируют, или изменяют, нашу физику и физиологию. Так, наше малое u может предполагать одну форму поведения, но происходящий на заднем плане процесс сновидения способен побуждать нам к другому поведению. Этот конфликт между поведениями служит источником вторичных или двойных сигналов. Постоянные двойные сигналы — это признак того, что мы «отрицаем» большое U и его различные параллельные миры.

    Точно так же, как мы можем представлять себе пилот-волны, ин-формирующие материальные объекты, мы можем ощущать, как сновидения «ин-формируют» тело. Вот почему так важно работать с субъективным, воображаемым, и подобным сновидению телесным опытом. Мы можем улавливать начальные чувства, сигналы, и заигрывания, и конструктивно использовать их в повседневной жизни. Вся наша самость, большое U и его соматический опыт в форме «сновидящего тела» — это «реальное» тело, с которым мы отождествляемся во времени и пространстве, а также подобное сновидению поведение сигналов и опыта страны грез, которое мы часто маргинализируем.

    Остающиеся без внимания настойчивые двойные сигналы и заигрывания вызывают у нас напряженность и беспокойство. Большинство сегодняшних людей, сталкиваясь с болезнью, первым делом предполагают, что они страдают от «реальных» микробов, бактерий, или других патогенов. Медицина, несомненно, очень важна, и может быть вопросом жизни или смерти. Однако, многие симптомы, возможно, большинство из них, ускользают от понимания и причинного объяснения. В результате этого, сегодняшний аллопатический подход в медицине может быть не всегда достаточным для того, чтобы иметь дело с процессом, порождающим недуг.


    Доктор всегда на месте


    Одна из центральных идей первых глав данной книги заключается в том, что если вы следуете своему осознанию, ваш процесс становится вашим величайшим учителем. Будучи переведен на язык биофизики, этот производный принцип утверждает, что если вы следуете своему чувственному осознанию, то ваш «целитель» всегда с вами. Именно чувственное осознание исцеляет расколы и создает здоровье и целостность.

    Поэкспериментируйте с идеей, что целитель всегда с вами. В течение какого-то времени сидите спокойно и не двигайтесь. Просто следите за своим дыханием. Затем замечайте, какие движения стремится делать ваше тело, и куда оно хочет двигаться. Пока не двигайтесь туда; просто замечайте направление, и связанные с ним переживания, чувства, и фантазии. Затем медленно и с осознанием начинайте двигаться. Следуйте тому направлению, в котором пытается двигаться ваше тело. Каково значение этого направления? Как меняется ваше общее ощущение тела, если вы двигаетесь в этом направлении?

    Возможно, вы заметили, что ваш целитель «всегда на месте». Кабинет доктора открыт 24 часа в сутки. Вы никогда не бываете одни — ваш личный целитель всегда там, и вам даже не нужно стучать в дверь и записываться на прием — или платить за услуги. Это самая удивительная и дешёвая «медицина» в мире. Чувственное осознание — это наименьшее действие. Если вы пренебрегаете своим осознанием и самоанализом, то должны начинать говорить о болезни или симптомах.


    Исцеление и кадуцей


    Ваш процесс сновидения в те или иные моменты проявляется в вашем теле в виде заигрываний, двойных сигналов, фантазий, болей, страданий, и их направлений или параллельных миров. В некотором смысле, в любой области тела — особенно, там, где имеются симптомы — каждые заигрывание или фантазия представляют собой фрагмент истории или сновидения. Сновидящее тело в целом — это суперпозиция, или сумма всех параллельных миров. В то время, как ваше «реальное» тело можно видеть на фотоснимке, ваше сновидящее тело можно угадывать по двойным сигналам или ощущать и видеть в сновидениях. По этими сновидениями скрываются ощущения и переживания таких вещей, которые трудно выразить в словах. Я описываю эту область как область сущности, пилот волну, большое U. В сновидящем теле заключены пилот-волна, квантовая теория, принцип наименьшего действия, и осведомленность или разум квантового ума, большого U. Множественность названий этой области сущности обусловлена невозможностью объяснения и вербализации опыта, который, иначе, остается невыразимым и может только непосредственно переживаться. Если вы знаете большое U, то ваше тело ощущается «собранным», и вам известно, как исцелять ваши внутренние конфликты. Я уверен, что в недалеком будущем, это целительное чувство можно будет измерять. В любом случае, доступ к большому U дает целительную силу.

    Важным символом исцеления является кадуцей — жезл, которым пользовался Эскулап, бог целительства древних греков и римлян. Этот символический объект, часто называемый в мифологии жезлом Гермеса, представляет собой палку, вокруг которой обвиваются одна или две коричневые неядовитые змеи; вверху нередко бывает изображена пара крыльев. Я изобразил кадуцей на рис. 13.1.

    Меня захватывает сходство между этими двумя змеями и само-отражающимися волнами. Это целительский жезл напоминает мне о квантовых волнах или пилот волнах, отражающих друг друга. Среди всего прочего, кадуцей символизирует опыт «исцеления», само-рефлексии, знания вашей глубочайшей самости, большого U, которое само-рефлексирует и делает себя сознательным в повседневной реальности. Это соответствует тонкому и невыразимому опыту большого U. Вы чувствуете себя хорошо, в какой бы неприятной ситуации вы не находились.

    Существует много подходов к переживанию этой теории на практике. Далее, мы будем исследовать область тела или симптома в терминах векторов. Затем, начиная с самого трудного параллельного мира, мы будем искать большое U с помощью того или иного метода нахождения сущности.[113] Читатели, интересующиеся математикой, могут понять смысл того, как действует метод нахождения сущности, и как он связан с большим U, прочитав нижеследующий текст в рамке: «Как большое U соотносится с переживаниями сущности». Остальные могут просто пропустить этот раздел и переходить к упражнению: «Шаманский подход к параллельным мирам и симптомам».


    Как большое U соотносится с переживаниями сущности


    Рассмотрим два телесных переживания или два вектора, связанных с направлениями, например, ненависть #1 и любовь #2 (см. рис. 13.2). Они могут складываться, как в случае А, показывая направление и опыт большого U. В левой части рисунка, жирная линия U представляет собой сумму двух тонких стрелок #1 и #2. Случай А соответствует опыту векторов с позиции большого U (которое включает в себя все другие векторы).

    В случае B, показанном в правой части рис. 13.2, подчеркиваются субвекторы — малое u, и его время и пространство. В случае B, мы отождествляемся с #1 (например, любовью) или с #2 (например, ненавистью). Большое U, суммарный вектор, здесь переживается или интуитивно постигается косвенным образом, как нечто, «связывающее» другие векторы. Однако, эта связь — большое U — едва заметна, поскольку мы сосредоточиваемся на субвекторе, например, #1, или отождествляемся с ним. Таким образом, большое U, в лучшем случае, кажется желанным сновидением о чем-то или ком-то воплощающем исцеление — богине или медицине, которая будет лечить все.

    (Рисунок 13.2. В случае А, большое U переживается как всеохватность. Случай B, начинается с сосредоточения на #1 или #2, и происходит поиск большого U как сущности или общей основы).

    Таким образом, существуют по меньшей мере два разных метода нахождения большого U, в зависимости от фокуса или отождествления исходной позиции данного человека. Если личность человека готова исследовать подоплеку большого U, то этот человек может складывать векторы, проходя по их направлениям, чтобы, в конце концов, переживать всеохватность большого U, и (по крайней мере, временно) отождествляться с ней. Второй метод, или «метод нахождения сущности» бывает особенно полезным, когда человек оказывается очень привязанным к малому u или другому субвектору, и, в основном, отождествляется с ним. В этом методе — который нам вскоре предстоит испытать — мы начинаем с отождествления с одним субвектором, и ищем его суть, или общую основу. Здесь, сосредоточение на сущности любого отдельно взятого субвектора, в принципе, будет показывать большое U, которое «связывает» все миры.

    Сущность любого параллельного мира или любой эмоции, вроде #1, дает нам ощущение большого U — как оно выглядит с точки зрения #1. Представление о сущности с точки зрения #2 может слегка отличаться от представления с точки зрения #1. Однако, любое из этих представлений все еще будет достаточно близким к нелокальной общей основе или «связующим характеристикам» большого U, чтобы давать важные результаты. Теоретический принцип, лежащий в основе этого гласит, что вследствие нелокальности, сущность чего-либо представляет собой сущность всего.


    Шаманский подход к параллельным мирам и симптомам


    Метод нахождения сущности лучше всего понимать на примере телесного опыта. Когда вы будете готовы, попросите свой повседневный ум расслабиться и не волноваться. Давайте перейдем от размышлений к исследованию телесного переживания одного из ваших симптомов. Пожалуйста, будьте ласковы к себе, к любым своим слабостям или телесным ограничениям.

    Когда вы будете готовы, опишите свой самый мучительный или наихудший телесный симптом, и область тела, где он проявляется. Какой была эта область тела до появления симптомов? Иными словами, какова, по вашему собственному опыту, основная природа этой области?

    Например, на одном из наших семинаров, мы работали с женщиной, у которой были спазмы мочевого пузыря. Она показывала на нижнюю часть своего живота и описывала эту область как «совершенно неизвестную». Она говорила, что ощущает свой мочевой пузырь как «очень ограниченную область». До появления этого симптома, область мочевого пузыря была просто «неизвестной и ничем не обремененной»!

    Поместите свои руки рядом с областью проявления симптома и, если возможно, ощутите свой симптом, или вспомните его ощущение (или, если все ваше тело чувствует себя плохо, поместите одну из рук на расстоянии от тела, и представляйте себе, что рука может ощущать все ваше тело). Теперь, используйте свое чувственное осознание мелочей, сохраняйте максимально возможную осознанность, и начинайте очень медленно двигать одну из своих рук по направлению к больной области (или, возможно, ко всему телу).[114] Медленно и с осознанием перемещая свою руку, описывайте первые два мерцающих ощущения или переживания, которые «заигрывают» с вами или привлекают ваше внимание в связи с этой областью. Медленно перемещая свою руку в направлении беспокоящей вас области тела, останавливайтесь, когда вы осознаете какое-либо небольшое переживание, пытающееся достичь вашего осознания, даже если оно кажется иррациональным. После того, как вы заметите это переживание, сделайте запись о чувстве-образе или истории. Затем перемещайте руку ближе к больной области тела, снова замечая возможное появление одного или более «параллельных миров», и также их кратко описывая.

    Когда участница нашего семинара перемещала руку в направлении своего больного мочевого пузыря, она сказала: «Ой! Как странно. Я ощущаю там препятствие, или кусок железа! Затем, двигая руку ближе к области мочевого пузыря, она сказала: «Как ни странно, я чувствую свежий воздух и дуновение ветра».

    Выберите из только что открывшихся вам различных «заигрываний» или параллельных миров самый странный, самый трудный, или самый удивительный, что бы это для вас не значило, и разыгрывайте его, погружаясь так глубоко, как вам удобно, в переживание и перевоплощение в его образы и их историю. Максимально используйте свое чувственное осознание, вчувствуйтесь в самую трудную часть или самые трудные персонажи этой истории. Становитесь ей, разыгрывайте ее, используя движение, чувство, и образы, создавая повествование о ней. (Делая это, обращайтесь с осторожностью со своим физическим телом). Позвольте природе учить и направлять вас в исследовании опыта этого параллельного мира, пока вы не будете знать, что он выражает, пока вы не узнаете его тайну.

    Участнице нашего семинара очень нравилось изображать стальной барьер. Она выпрямлялась и говорила как можно тверже: «Я — холодный и непроницаемый мир! Я невозмутима!». Она смеялась и говорила, что обычно бывает такой гибкой, сердечной, и отзывчивой, что ей нравится контрастирующая с этим «сила стали».

    (Рисунок 13.3. Стальной барьер)

    Теперь спросите себя, какова суть вашего опыта этого странного параллельного мира? Каково «семя», то почти «ничего», из которого возникал этот опыт? Каковы были сущность или первоначальный импульс, предшествовавшие трудной природе опыта этого параллельного мира? Для этого вам, возможно, придется еще раз разыгрывать опыт; двигайтесь с ним, чувствуйте его, и затем, чувствуя с той же интенсивностью, все больше и больше замедляйте движение, двигайтесь медленнее и медленнее, пока не почувствуете его первоначальное «семя», «почти ничего», которым он был до того, как стать таким большим. Доверяйте своему воображению и опыту; это может быть очень иррациональным. Сохраняйте осознанность, и ощущайте, что представляет собой сущность. Когда вы найдете сущность, назовите ее.

    Например, та женщина в течение нескольких минут стояла, действуя как стальной барьер. Затем она сказала, что суть этого опыта состояла в том, чтобы быть совершенно бесчувственной, фактически, ощущать себя очень далекой, как вселенная! Опытом сущности этого куска стали была не столько холодность, сколько отстраненность от общественного мира и, вместо него, связь со вселенной. Когда она стояла перед нами, ощущая эту сущность, казалось, что время остановилось. Она вошла в своего рода медитативное, почти блаженное состояние, и спустя несколько минут, сказала: «Эта отстраненность — то, чего мне не хватало».

    Осторожно ощутите сущность, и станьте ей в своем теле. Позволяйте ей управлять вами, и если можете, издавайте соответствующие ей звуки. В течение какого-то времени будьте этой сущностью и живите в ее мире. Сделайте быструю зарисовку этого опыта и дайте ей название. Каким образом эта сущность составляет важную часть все вашей психологии? Как эта сущность уже пыталась расти в вас? Теперь, не спеша, снова ощутите сущность, и позвольте ей рассказывать «её» историю посредством поэзии, музыки, танца — того, что легче для вас, и что естественно проистекает из этого опыта.

    Женщина, страдавшая спазмами мочевого пузыря, нарисовала то, что она переживала как сущность стали, и назвала это «бесконечностью» (рис. 13.4). Она начала «танцевать» эту картинку, или, скорее, позволять ей двигать себя. Твердо стоя на полу, она раскачивалась вперед и назад, объясняя, что это движение соответствовало ее переживанию свободы и бесконечности.

    (Рисунок 13.4. Бесконечность, изображение сущности стали)

    По прежнему ощущая сущность во всем своем теле, спросите себя, каким образом опыт этой сущности соотносится с вашей общей жизненной ситуацией, придает ей смысл или помогает ей? Как этот опыт соотносится с другими параллельными мирами, которые возникали, когда вы перемещали свою руку ближе к области симптома в начале этого упражнения? Каким образом сущность выявляет смысл того самого трудного параллельного мира, его истории, его персонажей? Связаны ли эти персонажи каким-то образом с вашей личной или культурной историей?

    Я не буду здесь вдаваться в подробности в отношении участницы нашего семинара. Она просто сказала, что большое U, сущность стали, опыт раскачивания, переживались как ее опыт другого параллельного мира — «ветра». После своей работы, она сказала, что была удивлена, обнаружив отстраненность, скрывающуюся в ее мочевом пузыре! Она также сказала, что большое U связывало воедино много миров, и что теперь она хочет вернуться в буддизм, так как именно там она впервые переживала отстраненность, которая исходила из ее телесного симптома.


    Исцеление


    Исцеление в медицинском смысле означает уменьшение боли или устранение причины симптомов. Это важное определение, но оно может маргинализировать другие части нас, в том числе, в особенности, большое U. Рефлексия над сущностью одного из параллельных миров симптома может быть целительной, в смысле воссоединения вас с вашей основополагающей самостью, большим U, которое связывает воедино ваши различные переживания.

    Установление контакта с глубочайшим U может непосредственно воздействовать на тело, или на то, как вы используете беспокоящую вас область. В самом широком смысле, большое U — это «лекарство»; это — сущность или «путь». Оно представляет собой своего рода фундаментальную «карту» всей ситуации. Это — здоровье, скрытое за болезнью. Возможно, это то, что имел в виду Лао Цзы в цитате, приведенной в начале данной главы:

    Имей я хоть немного здравого смысла,

    Я бы шел по главной дороге,

    и только боялся бы сбиться с нее.

    В следующей главе, мы будем рассматривать то, почему мы сбиваемся с пути.


    Узелки на память


    Кадуцей — это жезл, вокруг которого обвиваются две змеи.

    Кадуцей символизирует исцеление, само-отражающуюся пилот волну, или U.

    Большое U проявляется как сумма векторов или как сущность наихудшего.

    Используйте эту сущность как «лекарство»


    14. Параллельные миры в медицине

    Имей я хоть немного здравого смысла,

    Я бы шел по главной дороге,

    и только боялся бы сбиться с нее.

    Легко держаться главной дороги,

    но люди любят сбиваться с пути.

    (Лао Цзы, Дао Де Цзин[115])

    В предыдущей главе, я использовал эту цитату из Лао Цзы для того, чтобы подчеркнуть, что нам нужно находить нашу «главную дорогу», Путь, исцеление или сущность болезни, большое U. Но в этой цитате содержится и вторая мысль, которую я хочу исследовать в данной главе — в именно, что «люди любят сбиваться с пути». Почему мы «любим сбиваться с пути»? Почему мы, в некотором смысле, делаем «беспокойными»? Чтобы ответить на эти вопросы, я хочу исследовать геометрию симптомов.

    Представьте себе, если можете, что вы, вместо того, чтобы быть человеком, были бы всей вселенной. Чтобы тогда для вас означало осознание? Как бы вы само-рефлексировали? Чтобы возникала непосредственная осведомленность, вы должны были бы обладать какой-то неявной формой двойственности. Ваше внимание должно было бы привлекать нечто о вас самом; что-то должно было бы «доставать» вас. Для того, чтобы действительно привлекать ваше внимание, нечто должно было бы казаться очень неправильным, или допекать вас. Возникает чувственное осознание, и раньше, чем вы об этом узнаете, «жучок» вызывает зуд. Тогда вы чувствуете себя вынужденным чесаться и размышлять об этом зуде, нравится вам это или нет. Внезапно, вы — уже не просто спокойная, гармоничная, неизменная вселенная, а вселенная, которая эволюционирует в «жучки», зуды, и руки, чтобы чесаться.

    Как я показывал в Главе 3, «Осознание пути», «жучки» имеют решающее значение для направляющего сознания. Возможно, именно поэтому нам нужно время от времени (или весьма часто) «сбиваться с пути» — если использовать выражение Лао Цзы. «Жучки» и зуд заставляют чесаться и, в конечном счете, ведут к осознанию того, кто мы на самом деле, или кем мы можем быть. В этот момент зуд прекращается. Я думаю, что большинство из нас лишь ненадолго задумались бы: «кому нужны ‘жучки’?», прежде чем заскучать. И тогда все началось бы снова. Сознание — это процесс, который требует «жучков».

    Иногда, «жучок» — это только сновидение, иногда — симптом, человек, или событие в мире. Суть в том, что, по крайней мере, вовремя физической жизни, зуд или раздражение носит созидательный характер. Возможно, именно поэтому астрофизик Стивен Хоукинг сказал, что вселенная побуждает себя к существованию «щекоткой» из вакуума поля нулевой энергии (цитируется в Главе 4).


    Слава «Богу» — «жучок» бессмертен


    Пустота или гармония может не быть конечной целью, как в некоторых духовных традициях. В действительности, из-за принципа неопределенности не существует абсолютной пустоты без «щекотки». Это соответствует тому, что мне известно о людях. Пустота — это кратковременное состояние, но «жучки» есть всегда. Отдельного человека или группу всегда обязательно будет что-то или кто-то «доставать». В ваших взаимоотношениях постоянно будет появляться что-то новое, требующее обдумывания — возможно, потому, что эти взаимоотношения стремятся познавать себя, потому, что большое U пытается достигать осознания. Отстраненность и «просветление», в принципе, представляют собой кратковременные состояния знания вашего большого U. Они принципиально не могут длиться долго.

    Симптомы исчезают, но опять возникает что-то еще. Исцеление — кратковременная вещь. Каждый из нас — это любопытный космос, пытающийся познавать себя. Настоящий фасилитатор — то есть, тот, кто любит следовать природе — следует «жучкам» собственного тела, своих отношений, группы, и мира. Они «достают» его, и тогда он перевоплощается в их сущность, или большое U, и «жучки» становятся его учителями. «Жучки», по-видимому, бессмертны. Поэтому симптомы остаются или возвращаются не просто потому, что вы олух. Это происходит потому, что вы — вселенная в процессе сознания. Иными словами, происходит отклонение от пути, мы любим сбиваться с пути и нуждаемся в этом. В некотором смысле, что-то глубоко в нас хочет раздражаться и сбиваться с пути, чтобы познавать себя.


    Оживление симптомов


    В предыдущей главе я высказывал предположение, что симптомы связаны с трудными параллельными мирами, и что сущность этих миров может вести к переживаниям хорошего самочувствия, и, иногда, кратковременному исцелению. Теперь я хочу исследовать отклонения и подходить к этому большому U путем оживления параллельных миров и их сложения. Это значит, что я буду просить вас воображать каждый из этих миров, включая мир самого потрясающего целительного лекарства — даже если вы пока еще не нашли его в действительности. Я буду просить вас рисовать это лекарство и оживлять его, наделять его vis viva — «жизненной силой».


    Анимистическая и художественная сила мифа и современной медицины


    Вы готовы? Тогда спросите себя, на что похожа ваша повседневная самость? Запишите это, и назовите это #1. (Например, в настоящий момент, у меня очень занятая повседневная жизнь). Как выглядит ваша самая необычная самость? Запишите это, и назовите это #2. (Что касается меня, то я часто бываю очень энергичным. Для мня необычно быть усталым, каким я себя чувствую сейчас).

    Назовите симптом, который вам хотелось бы исследовать — тот, что вы ощущаете сейчас, или ощущали в прошлом. Выберите другой симптом из недавнего времени, если только вы не хотите сосредоточиваться на том же самом. (Например, в моем случае, найти симптом легко. Несколько часов назад я выпил немного воды из бутылки, и теперь меня тошнит. Возможно, у меня небольшое отравление. Я посмотрел на дату на бутылке, и увидел, что мне следовало ее выбросить 7 месяцев назад. Жалко, что я не посмотрел на дату, прежде чем пить ту воду!)

    Пожалуйста, ощутите или вспомните ощущение симптома в его наихудшем виде — или вообразите, каким он мог бы быть — и опишите самую беспокоящую энергию симптома или воображаемую беспокоящую энергию. Сделайте запись, и назовите это #3. (В моем случае, это легко. Самая беспокоящая энергия представляет собой нарастающее ощущение приближающегося приступа диареи или пищевого отравления. Я ощущаю сильное бурление в животе).

    Теперь, сделайте движение руками, выражающее энергию симптома, а потом вообразите марионетку, которая могла бы представлять #3 — эту энергию симптома. Ощутите симптом, и позвольте энергии сделать рисунок. (В моем случае, это легко. На рис. 15 показано, что я ощущаю в своем животе!)

    (Рисунок 14.1. Демон диареи)

    Какое реальное или воображаемое лекарство (или какой метод лечения) помогает устранять этот симптом? Если вы не принимаете никаких лекарств, то что могло бы помочь лучше всего? Опишите это.(Например, вы могли бы подумать о йоге, дыхательных упражнениях, транквилизаторах, мышечных релаксантах, охлаждающих средствах, каких-то средствах альтернативной медицины энергетических пилюлях, и т. п.). Что касается меня, то ответить на это просто. Мне нужно большое количество очень холодной и успокаивающей воды. Я даже представляю себе ЦУНАМИ, вымывающее этого демона диареи из моей пищеварительной системы.)

    Сделайте запись об этом лекарстве или методе, и назовите его #4. Почувствуйте его природу, и сделайте движение руками, выражающее его энергию. Затем вообразите марионетку или картинку, которая могла бы представлять это лечение. (Мое лекарство выглядело бы как волна со своего рода головой внутри нее. См. рис. 14.2)

    (Рисунок 14.2. Лекарство цунами очищает все)

    Создавайте свои марионетки — #3, симптом, и #4, лекарство, и беседуйте с ними. (Спасибо Эми за эту идею марионеток). Возьмите цветные карандаши и плотную бумагу, и создавайте эти марионетки, чувствуя их энергии, и позволяя этим энергиям создавать марионеток из листов бумаги. (На худой конец, рисуйте их на бумаге). Возьмите один листок бумаги, и, используя его как марионетку, выражайте ее энергию. Затем, делайте то же самое с другим листком бумаги. Пусть эти два листка некоторое время беседуют друг с другом. Им не нужно решать проблемы, пусть просто познакомятся.

    (В моем случае, цунами сказало: «Берегись, твое время почти вышло. Я затоплю тебя». Однако, мой демон диареи, защищаясь, отвечал: «Это несправедливо, я всего лишь хочу полной свободы, чтобы вырваться!» Цунами начало думать: «Гм, у нас действительно много общего — течение и свобода!»)

    (Рисунок 14.3. Берегись, я затоплю тебя! — Это несправедливо!)

    Теперь, когда у вас есть ощущение этих энергий, отложите свои картинки или марионетки, чтобы вы могли добавить к этому опыту движение. Используйте свой ощущающий землю квантовый компас, чтобы найти направления параллельных миров, соответствующих вашей обычной и необычной самости, симптому, и лекарству. (Опять же, если вам трудно ходить, вы можете делать это слегка перемещая туловище в разных направлениях, и намечая пути на бумаге). Вспомните переживания #1 — #4, и найдите исходную точку *. В этой точке, почувствуйте #1, свою повседневную самость. Ощущая ее в своем теле, поворачивайтесь, и, найдя направление, в котором ее тянет, пройдите несколько шагов в этом направлении. В конце этого пути, ощутите в своем теле #2, свою самую необычную самость; позвольте ей поворачивать вас, найдите ее направление, и пройдите туда несколько шагов. Проделайте то же самое с #3, энергией вашего симптома, и #4 — лекарством или методом лечения. Отметьте свою конечную точку **. (Опыт моего пути показан на рис. 14.4)

    (Рисунок 14.4. Пути и параллельные миры диареи. Надписи на рисунке, сверху вниз: #4 Путь лекарства; #3 Энергия симптома; #2 Необычный путь; #1 Обычный путь)

    Наконец, найдите их суперпозицию и большое U следующим образом: Вернитесь к начальной точке (*), и двигайтесь оттуда к конечной точке (**). Идите медленно и ощущайте смысл этого большого U (жирная черная линия) и его направления. Доверяйтесь своему опыту и интуиции, ее небольшим проблескам, которые случаются, когда вы идете, даже если они кажутся иррациональными. Пройдите этот путь снова, и используйте свое осознание и свое удивление, чтобы исследовать ритм этого большого U. Позвольте ему управлять вами. Теперь проходите этот путь еще раз, и напевайте этот ритм вслух или про себя. Позвольте пути большого U перемещать вас в своего рода танце, и позвольте возникнуть истории об этом. Напевая, ощущая, и выражая это большое U в движении, почувствуйте его «мифическую направляющую силу», и сделайте ее быструю зарисовку в виде марионетки. (Вектор моего большого U изображен на рис 14.5)

    (Рисунок 14.5. Оммм, Большое U)

    С точки зрения большого U, исследуйте, каким образом могут быть важны все четыре пути. Каким образом ваше большое U «включает в себя» вашу повседневную самость, вашу самую необычную самость, энергию вашего симптома, и лекарство? (В конце концов, ваша конечная фигура представляет собой результат суперпозиции различных векторов и чувств, и, в принципе, включает в себя их все). В частности, каким образом необходим симптом? Исследуйте, действительно ли, и каким образом, точка зрения большого U включает в себя, понимает, и оценивает по достоинству энергию симптома и его «лекарство». Исследуйте, как это большое U хочет влиять на вашу повседневную жизнь, ваши дружбы, вашу работу, и т. д. (Я не хочу вдаваться в подробности моего опыта хождения, показанного на рис. 14.4, или опыта моего большого U, рис. 14.5. Результирующий вектор большого U направлен на полночь на вершине мира — северном полюсе. Как вы можете видеть, опыт и рисунок большого U включает в себя чувство этого полюса, своего рода медитативную фигуру с общими чертами жизни. Фигура напевает про себя «Омммм». Я заметил, что эта фигура большого U включает в себя угловатое качество симптома, демона диареи — которое проявляется в прямых рте и шляпе — а также округлость или текучесть цунами — моего так называемого «лекарства»).

    Наконец, если возможно, ощутите свое большое U в области симптома. Энергия этого большого U может быть целительной в аллопатическом смысле. (Моя была. Я быстро сходил в туалет, и на этом все кончилось). Возможно, ваш симптом напоминает вам об энергией, с которой вы часто бываете не в ладах, но которую вам, в действительности, нужно использовать с большим осознанием. Эта энергия «обратного света», этот «тупик», возможно, находится не только в вашем теле, но также проецируется или обнаруживается в людях, которые вам меньше всего нравятся. Это нелокальная энергия, общая для всех (здесь я не хочу вдаваться в подробности, касающиеся лично меня!). Помните, что вследствие нелокальности, сущность одной части вас, в принципе, является сущностью всего.

    Наконец, примите свое лекарство! Если это — реальное лекарство, которое вы принимаете, тогда нарисуйте на упаковке или флаконе лекарства фигуры. (Сделайте то же самое со всем содержимым вашей аптечки). На одной стороне изобразите дух лекарства, а на другой — демона, против которого оно действует. На колпачке флакона нарисуйте свое большое U (см. рис. 14.6) Теперь прием вашего лекарства — это медитация и замечательный способ вспоминать самого себя, все свои различные направления! И если вы работаете в фармацевтической компании, учтите это. Оставляйте место на упаковках, чтобы люди рисовали свои персонажи!

    (Рисунок 14.6. Новая упаковка лекарства)

    Симптомы могут быть самым быстрым путем к сознанию. Это означает наименьшие усилия — не обязательно наименьший зуд.


    Узелки на память


    В определенном смысле, что-то в нас любит сбиваться с пути, или почему-то нуждается в этом.

    Докучающие вам телесные проблемы могут источниками вашего лечения.

    Разрисовывайте все бутылочки с лекарствами и витаминами


    15. Стрессовые поля, математика, и миф

    «Лучше всего стирать всю личную историю, так это сделало бы нас свободными от стесняющих нас мыслей других людей»

    (Дон Хуан в книге Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан»)

    Телесные проблемы связаны с тем, что в медицине именуется стрессом, в психотерапии — комплексами, а в физике определяется как поля. В Главе 9: «Время: выбор шамана», я обсуждал различные способы, которыми в КЭД электроны движутся через поля. Эти различные методы избегают опыта цикла уничтожения и создания, типичного и для психологических, и для физических полей. Как я говорил, у шамана есть выбор. Он может сохранять свою неизменную самотождественность, и «уничтожаться» своей «антиматериальной» противоположностью, либо может отделяться от своей нормальной самотождественности и времени, использовать чувственное осознание, и двигаться свободно от времени через стрессовые поля и из них.

    В предыдущей главе мы видели, что работа с векторами создает еще одну возможность. Сталкиваясь с симптомами, вы можете ослаблять свое обычное самоотождествление, использовать осознание пути, и находить свое большое U, чтобы иметь дело с трудными энергиями. Следуете ли вы своему чувственному осознанию, и выходите из времени, прослеживая сущность беспокоящей вас энергии, или же используете осознание пути и векторы, находя большое U, мир телесных проблем и стресса, в определенном смысле, становится миром возможностей, подобных сновидению. Вы можете без ущерба или травмы выбирать, двигаться ли с большим U вперед или назад во времени, либо из времени. Теперь я хочу более подробно рассмотреть природу полей, и показать, как они связаны с тем, что психологи называют «комплексами». Следуя своим глубочайшим направлениям, шаман может не осуждать, а принимать проблемы и поля, и течь вместе с ними. Изучение комплексов и их связей с полями будет вести к совершенно новым, а также древним методам свободы от стресса.


    Химия и комплексы


    До возникновения квантовой теории, до объяснения Фейнманом принципа наименьшего действия и квантовых полей, психологи называли самые сильные психологические поля «комплексами». Возможно, они произвели слово «комплекс» от латинского слова complecti, которое означает «плести», «сплетать» (см. рис. 15.1). Но более вероятно, что ранние психологи прошлого века следовали химикам XVIII и XIX вв., использовавшим термин «комплекс» для группы ионов, слабо связанных друг с другом.

    (Рисунок 15.1. “Complecti”)

    Ион представляет собой атом или группу атомов, которые приобретают электрический заряд в результате потери или получения одного или более электронов. Помните атомы? С прибавлением дополнительных электронов или потерей собственных, атом становится электрически заряженным, и притягивается или отталкивается другими атомами. Так, например, из ионов натрия и хлора образуется поваренная соль (или хлорид натрия) (см. рис. 15.2). Комплексом в химии называется группа ионов, связанных друг с другом посредством электрических зарядов.[116]

    (Рисунок 15.2. Поваренная соль: в ионной связи электроны поделены между атомами, имеющими слишком много или слишком мало электронов[117])


    Психологические комплексы


    В конце XIX в., Фрейд, Юнг, Адлер, и другие развивали идею «комплекса», и использовали ее в качестве метафоры в психологии. Юнг использовал этот термин для обозначения «преувеличенных чувств» и «чувственно окрашенных ассоциаций». Он обнаружил, что комплексы можно измерять с помощью секундомера.[118] Такие слова, как мать или отец могли регистрироваться как задержанные ассоциации (этот метод был предтечей проверки на «детекторе лжи»). Позднее, Юнг объяснял, что комплексы организуются «архетипами», которые проявляются в базовых образах или формах. Во многом подобно химическим комплексам, связанным электрическими полями, комплекс Юнга представлял собой группу воспоминаний, чувств, и интерпретаций, связанных с архетипом (например, «отцовский комплекс»).


    Комплекс — это восприимчивость к полю


    Представляется вероятным, что Юнг и Фрейд, которые оба изучали медицину, связывали слово «комплекс» с химией, с электрическими зарядами или полями. В известном смысле, психологические комплексы представляют собой восприимчивости к поляризации, к полям «электрического» типа. Я представляю себе поля имеющими и реальную, и нелокальную природу, как физическими, так и психологическими. Точно так же, как вокруг химических комплексов или ионных групп имеется электрическое поле, людей тоже окружают поля. Поля связаны с такими структурными паттернами, как «сплетение» — слово, от которого происходит термин «комплекс» (см. рис. 15.1).

    Многие психотерапевты подходят к комплексам, как к «локальным» полевым эффектам, полагая, что они происходят от сильнодействующих событий прошлого. Сами термины «материнский комплекс» и «отцовский комплекс», или комплексы Электры и Эдипа относятся, в основном, к личным переживаниям. Подобные термины скрывают их математическую, структурную, физическую, и универсальную природу. Работа с комплексами, несомненно, означает их понимание, но что-то от их интенсивности и поляризующей природы, по-видимому, продолжает окружать человека.

    В любом случае, и физические, и психологические поля как локальны, так и нелокальны, они носят личный характер и находятся в данном месте, и, в то же самое время, оказываются имеющими связи с отдаленными местами. Вместо того, чтобы говорить о «наличии комплекса», я предпочитаю говорить о «восприимчивости к определенным полям». Это означает замечать поля в себе, в других, и «в воздухе». Поля реальны; то есть, их можно измерять в терминах сил. Но поля также являются воображаемыми; то есть, их можно сновидеть как частицы и могущественные фигуры. С одной точки зрения, восприимчивости к полям представляют собой проблемы, но с более сочувственной точки зрения (или точки зрения большого U) — это дары. По-видимому, некоторые люди с рождения восприимчивы к определенным полям. Когда-то, мы все были восприимчивы к полю земли, которое представляет собой сочетание гравитационных, электромагнитных, и духовных элементов. Мы нуждались в такой восприимчивости, чтобы избегать опасностей и находить пищу.


    Комплексы Юнга


    Важно «работать над» полями — забирать назад проекции — а также учиться танцевать с полями. Сам Юнг был таким «танцором». Я вспоминаю историю о нем, которую мне рассказывала Барбара Хана, которая была одним из моих аналитиков в Цюрихе. Когда Юнгу было 78 лет, он выступал с одной из своих последних лекций в церкви в Базеле; лекция была посвящена психологии религии. Одним из его главных увлечений было объяснение теологии церковникам, так как его отец был священником. У Юнга было то, что он называл «отрицательным отцовским комплексом», и потому он всегда продолжал «убеждать» своего отца (подобно всем нам, у кого есть отцы и матери и недостающие родители).

    Барбара Хана ездила с ним в Базель, чтобы учиться у него и заботиться о нем (за несколько лет до этого он перенес инфаркт). И после окончания лекции, они спускались по ступеням церкви. Юнг явно устал, но вместо того, чтобы подумать о себе и пойти домой, он решил остановиться на лестнице и объяснять связь между Богом и Самостью священнику, который с ним не соглашался. Вскоре после этого, Барбара Хана спросила Юнга, почему он тратил так много сил на этот спор. «Карл Густав!» — увещевала его она. «То вы делаете?! Почему, спустя все эти годы, вы тратите так много времени, говоря со своим отцом?? Карл Густав! Вы должны быть осмотрительнее!». Но тогда, сказала она мне, Юнг, обессиленный, повернулся и сказал «Мне только 78! Эти вещи невозможно исчерпать. Со временем, они становятся чем-то большим». Проблема отца Юнга была не просто «проблемой», а полевым процессом.


    Комплексы, поля, и погодные системы


    Поля создают поляризации и силы, которые воздействуют на физические объекты, и могут быть разрушительными для тела. Давайте их исследуем. Вместо того, чтобы просто говорить о полях, позвольте мне спросит вас, дорогой читатель: Каковы наихудшие полевые ситуации, которых вы избегаете, и которые вас привлекают? Какова самая трудная для вас ситуация? Какого рода ситуацию или телесные стрессы вы ощущаете, когда находитесь в этих полях? Что именно вы ощущаете в своем теле? В некотором смысле, вы можете быть в чем-то подобным электрону, который тянут и толкают туда-сюда электрические или электромагнитные поля природы.

    Что обычно происходит с вами, когда вы сталкиваетесь с такой ситуацией? Как вы себя ведете? Одни люди ощущают «перегрузку», другие говорят, что они испытывают «стресс», сильное давление, чувствуют головокружение, или мерзнут. Одна женщина говорила, что когда она чувствует себя ненужной, ей хочется умереть. Некоторые люди говорят, что они заболевают, если чувствуют, что не нравятся другим.

    В некоторых местах или вокруг некоторых людей поля так сильны, что вы буквально ощущаете их физическое воздействие. Мы можем ощущать поля как невидимые защитные или отталкивающие барьеры. Поля часто бывают связаны с «настроениями». Отдельные люди, пары, и целые страны могут пребывать в оптимистическом или пессимистическом настроении или поле. Более того, поля и настроения нередко проецируются на погодные системы. Облачные дни представляют собой тяжелые поля, и вызывают у многих людей «подавленное» настроение. Солнечная погода заставляет большинство людей чувствовать «легкость». Побережье океана в Орегоне и Северной Каролине часто бывает туманным. Американские индейцы, живущие в этом районе, говорят о богах, появляющихся из этих туманных полей. Индейцы юкки, коренные жители Западного Побережья, говорят о творце по имени «одинокий ходок», или, на их языке винту — «Таико-Мол».[119] Он был создателем мира, и его история показывает, как поля могут создавать мир.

    Согласно различным вариантам этой истории, в начале была только вода, и над ней был туман.[120] А на воде была пена. Ничто двигалось кругами и кругами, и их него, в воде, исходил голос. (В начале осведомленность присутствовала в своего рода вакууме). Нечто быстро появилось в воде, и оно называлось Таико-мол, идущий по пути. Он плавал на воде и пел. В других вариантах истории, он стоял в пене, и разрушал пену. Таико-мол непрерывно говорил сам с собой. Он говорил: «Будем делать это так! Нет, будем делать это вот так!» Идущий по пути основал землю и ее направления. Вот как, с точки зрения этой этнической группы, появился мир.

    В Китае, поля бури персонифицировались (и до сих пор персонифицируются) в виде драконов. Китайцы, японцы, и корейцы называют погоду Великим Драконом. Дракон создает гром, и его дух живет в реках, из которых он возникает. Китайские императоры именовались Сыновьями Дракона или «драконолицыми». На рис. 15.3 показано, почему мы боимся грома и штормовых «полей».[121] Неудивительно, что мы избегаем людей, которые выглядят сердитыми!

    (Рисунок 15.3. Китайская сила дракона; бурная погода. Надпись на фотографии: изображение дракона в Миошинджи, Киото)

    Гром представляет один из могущественных скандинавских богов — Тор. Подобно физическим полям в КЭД, Тор — и создатель, и разрушитель. У Тора, которого иногда изображают в короне, есть особый молот, который возвращается после броска, двигаясь вперед, а потом назад во времени. По существу, боги погоды существуют по всему миру.[122]

    Древний индуизм говорит о «поле Майи» — пылающей области, окружающей весь мир. В самом центре мирового поля огня «майи», или иллюзии, кружится Натараджа — танцующий Шива (см. рис. 15.5). Натараджа, иногда изображаемый как мужчина, а иногда — как женщина, блаженно кружится, создавая и уничтожая вселенную.

    (Рисунок 15.5. Танцующий Шива — создатель и разрушитель)

    Эта фигура связана со священным словом «АУМ», или «ОМ» — главной мантрой творения, первым проявлением индуистской божественной основы всего бытия (см. рис. 15.6).[123]

    (Рисунок 15.6. Божественная основа, ОМ или АУМ)

    Ранее, я указывал (Глава 9), что в любом поле имеются создание и уничтожение, а с чувственным осознанием — потенциал для освобождения и свободы от времени. Вспомните, что эта идея имеет в своей основе теорию квантовой электродинамики Фейнмана, которая сегодня считается стандартом в квантовой теории поля. Если вспомнить, что сама идея полей (или комплексов и настроений, которые они порождают) происходит от ионных или электрических полей физики, можно было бы сказать, что Натараджа представляет собой раннюю форму вневременного электрона Фейнмана, движущегося вперед и назад во времени, и свободного от обычной реальности. Задолго до КЭД, люди знали, что в каждом поле имеется потенциал для уничтожения, но также для свободы путем пребывания в центре или сущности всего этого.


    Большое U поля


    Сущность или большое U поля земли (человека, мира, или вселенной) персонифицирует Натараджа или его/ее символ ОМ. Эту идею можно лучше всего понять, представляя себе, что мы страдаем, будучи жертвами сил. Но если мы находимся в центре сил, и даже чувствуем, что нуждаемся в этих силах или создаем их, то мы больше не находимся на горящей периферии, уничтожаемой Натараджей — в области периодических переживаний уничтожения и сотворения — но создаем мир. В этом случае, мы — большое U в центре; мы переживаем танец и сотворение жизни. Теперь я хочу сосредоточиться на опыте вашего большого U не только в качестве центра противоположных векторов или сущности трудных частей и полей, но и в качестве творца жизни. Я надеюсь, что вы можете переживать в себе типичного шамана, который идет в центр полей, находит свое большое U, и, в слегка измененном состоянии, использует его, чтобы вести вас в творческих, свободных от стресса путешествиях осознания пути за пределами времени.

    Комплексы и поля стресса представляют собой проблемы для нашего мышления, ориентированного на состояние, и нашего малого u. Но для большого U, комплексы могут быть несущими нас вневременными потоками. Для шамана, комплексы — это движущие его силы земли.


    Уроки дона Хуана


    То, что физики называют противостоящими друг другу полями и частицами, психологи могут называть комплексами и конфликтующими фигурами сновидений. Описанный Кастанедой шаман дон Хуан назвал бы эти поля «Нагуаль». В зависимости от ситуации, дон Хуан имел в виду неведомое, тотемический дух, или главного шамана, который может двигаться через неведомое.[124] То, как дон Хуан использует термин «Нагуаль», типично для фантастических и сущностных терминов, точное значение которых зависит от того, как они используются в том или ином контексте. Сегодня, думая о полях, я представляю себе «Нагуаль», в том смысле, в котором этот термин использовал дон Хуан. Его можно переживать, но трудно объяснить.

    По словам дона Хуана, чтобы следовать текучему пути через Нагуаль, необходимо разрушать свои личные шаблоны. Наши неизменные шаблоны и самоотождествления подобны домам; их могут сносить штормовые ветра. Вы — женщина, рожденная в этой расе или этой группе; вам столько-то лет. Вы — мужчина с таким-то состоянием здоровья или такой-то системой убеждений. Вы — то или это; у вас то или это религиозное воспитание, та или эта ориентация. У вас такие-то образование, культура, интеллект, или способности — все. Но с осознанием, вы можете иметь много больше, что помогает вам справляться с иначе трудными полями.


    Большое U шамана, ведущее через Нагуаль


    Как бы вы описывали себя сегодня, и в каком направлении идет ваша обыденная самость? Ненадолго сосредоточьтесь, и ощутите свою обыденную самость, и позвольте земле сказать вам, в каком направлении идет эта обыденная самость. Запишите это; позднее это может вам понадобиться.

    Какое наибольшее напряжение/силовое поле воздействует на вас в настоящее время? Подумайте немного, и постарайтесь выбрать то, что приходит вам в голову в данный момент; как можно лучше опишите его. Затем представьте себе это поле как погодную систему. Попробуйте увидеть эту систему с лицом, подобным человеческому. Даже нарисуйте ее. Затем исследуйте ощущение этой погодной-полевой системы, и представьте себе некий образ или «существо», стоящее за ней. Нарисуйте его. Ощущайте, проходите, и замечайте его направление. Идя в этом направлении, ощущайте его ритм, и позволяйте направлению тем или иным образом вовлекать вас в танец. Кого или что стремится уничтожать «образ», стоящий за этим танцем, и какого рода вещи он создает? Сделайте запись о его направлении и танце.

    Теперь освободитесь от своей личной истории, от своего текущего самоотождествления, чем бы оно ни могло быть. Попытайтесь быть шаманом — позвольте себе ощущать свою глубочайшую часть, и просить тело найти ее направление. Куда ведет этот путь большого U? Идите туда, и, при этом, чувствуйте свою самость, и позволяйте ей в этом пути сновидеть и быть сновидением. Переходите от роли сновидящего к роли сновидения; позволяйте большому U, так сказать, сновидеть вас, вести вас. Отбросьте свои личные шаблоны, чувствуйте этот глубочайший ритм большого U, и то, как оно танцует/движет/ поет вас. Позвольте себе на несколько минут ослабить свое текущее самоотождествление, и танцуйте танец большого U. Сохраняйте осознанность, и замечайте свой танец сновидения.

    Наконец, продолжая переживать это большое U, исследуйте направления своей обыденной самости и самого трудного поля или комплекса. Если сумеете, постарайтесь переживать возможность того, что вы выдумали или создали свою обыденную самость и «напряженные» поле и направление, которые не давали вам покоя. С позиции большого U, исследуйте направления трудного поля и вашей обыденной самости, пока у вас не появятся какое-то «сочувствие» к ним и телесное понимание их танцев.

    Затем продолжайте сновидеть, с осознанностью замечая, что происходит, и чему вы учитесь. Замечайте, имело ли какой-либо смысл то трудное поле, и какой. Как вы сейчас физически чувствуете себя, и кто вы?

    Стресс может быть обусловлен не комплексами, а нашими фиксированными самоотождествлениями, которые боятся могущественных силовых полей, конфликтуют с ними, или сопротивляются им. Потенциальный путь шамана — это путь вневременных течений природы. Или, проще, как говорит дон Хуан в цитате, с которой начинается эта глава: «Лучше всего стирать всю личную историю…». Тогда наше путешествие, большое U, может использовать наименьшее действие не только применительно ко всей жизни, но и от момента к моменту, проходя через самую необычную бурную погоду.


    Узелки на память


    Психологическим понятиям комплексов и полей, вероятно предшествовали химические представления о комплексных соединениях, общих электронах, и электрических полях.

    Танец Натарджи создает мировое поле, при этом, будучи свободным от него.

    Если меньше ориентироваться на личную историю, и больше — на большое U, демоны стрессовых полей превращаются в реки.


    16. Второй тренинг по состояниям головокружения

    ”… Кружение с твоим союзником изменит твою идею мира. Эта идея — все. И когда она меняется, меняется сам мир.”

    (Дон Хуан, в книге Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан»[125])

    Большое U проявляется в каждый момент как фоновое направляющее влияние, заставляющее вас замечать крохотные заигрывания, а во всей вашей жизни — как общее направление путешествия, идущего через проблемы, телесные симптомы, пиковые переживания, шаманские трансовые состояния, и большие сновидения. В этой главе я покажу, как большое U проявляется в наших взаимоотношениях со вселенной через измененные состояния сознания, связанные с головокружением. Мы будем работать с измененными состояниями сознания, с кружением и круговыми танцами. Круговые движения, подобные тем, что можно найти в боевых искусствах или в ритуалах дервишей, стирают «личную историю» достаточно надолго, чтобы ощутить новый центр, способный создавать полезные прозрения в трудных ситуациях. Само кружение — один из наших величайших союзников.


    Новый взгляд на мистицизм


    Вспомним, о чем мы говорили в третьей главе — «Осознании Пути» — о большом U, как о мистическом опыте с различными свойствами. Уильям Джеймс говорил, что такой опыт невыразим, его трудно описать словами. Он также замечал, что мистический опыт мимолетен, его невозможно удержать. Он носит умозрительный характер: вы что-то знаете, но не вполне можете это выразить. Такие переживания заставляют малое u чувствовать себя пассивным, подвластным некой внешней силе. К этому я добавлял, что большое U также нелокально и представляет собой суперпозицию — я имею в виду, что оно сочувственно, оно заключает в себе и охватывает все наши части. Большое U — это великий земной учитель, союзник шаманов. Будучи сочувственным, большое U охватывает и окружает все.[126] Поэтому неудивительно, что кружение и круговые танцы использовались многими народами во всем мире для того, чтобы ощутить связь с природой и вселенной.


    Кружение в мифологии и духовных традициях


    В своей книге «Скрытый Танец» Эми Минделл указывает, что для разрешения своих наиболее важных проблем, для того, чтобы подстраиваться к ритмам природы, чтобы знать, когда охотиться и сеять, наши предки устанавливали связь со вселенной посредством ритуальных круговых танцев, хороводы. Эти круговые или спиральные танцы отражали смену времен года и ритмы вселенной, и участвуя в них, наши предки старались наладить хорошие отношения с «полями», с погодой, для того чтобы создать лучшие условия для своей жизни и жизни сообщества.


    Санто Дайме


    Мы испытали силу круговых танцев как средства излечения отдельных людей и сообществ вместе с коренными жителями Амазонии, обитающими в лесах неподалеку от Манаоса. Эти бразильские аборигены, практикующие религию Санто Дайме, твердо верят в духовную пользу своего священного чая — айяхуаска, с питьём которого они соединяют элементы шаманизма, христианства и практик племени Йоруба.

    Практикующие всю ночь танцевали по кругу со всеми членами своей общины. Там были старые люди, чья жизнь уже подходила к концу, равно как и дети, еще только учившиеся ходить — все вместе, члены общины совершали коллективную церемонию исцеления. Опыт, который я там получил, помогает мне и по сей день.


    Дервиши


    Пожалуй, наиболее известны круговые танцы суфийских дервишей — исламских мистиков, последователей Руми (1207–1273). Не будучи ни суннитами, ни шиитами, они считают суфизм сущностью всех религий. Для них ислам и Аллах представляют собой проявления естественного порядка. Суфии практикуют кружение для постижения бога и вселенной. Согласно их философии, центральной опорой вращающейся вселенной служит священная гора Меру, вокруг которой движется Индийский Океан.[127] Этот символ подразумевает, что верующий становится горой, позволяя жизни (как океану) течь вокруг себя.

    Мое личное знакомство с силой ритуалов дервишей показало мне, что кружение прерывает обычное самоотождествление человека и делает возможным поразительный опыт того, что я переживал как «вселенную». Во время вращения ваше тело находит способ изменить «центровку», как если бы Вы были горой, вокруг которой движутся все события.


    Танцующий Шива


    Помните Натараджу из главы 15? Этот танцующий Шива кружился в кольце огня, символизируя свободу от мира Майи. Он был спокойным, почти блаженным. Эти образы и идеи показывают возможность покоя в движении, сосредоточенности в хаосе творения и уничтожения.


    Квантовое вращение


    Согласно квантовой физике, любая частица вселенной характеризуется спином[128] Сходным образом, каждый человек тоже имеет «спин» или способ существования. В упражнении, которое Вы найдете в конце этой главы, некоторые люди будут буквально вращаться по часовой стрелке, в то время как другие, по видимому, способны кружиться только против часовой стрелки. И скорость вращения каждого будет разной. Люди, как и частицы, обладают весьма разными характеристиками вращения!

    Когда вы вращаетесь, ваш процесс или мудрость тела становится учителем. Каждый из нас имеет специфический спин, связанный с нашим телом и нашим взаимоотношением со вселенной. Мы будем искать именно это взаимоотношение.


    Вращение в китайских боевых искусствах


    Эта взаимоотношение занимает центральное место в китайском боевом искусстве, именуемом Бакуа Чанг. Вообще, изучение боевых искусств возможно только для самых преданных учеников, так как эти искусства касаются не того, как сражаться и побеждать, а того, что я называю большим U, и его использования во взаимоотношениях, связанных со столкновением и конфликтом. В последнее время меня больше всего интересовали корни метода Бакуа (или Пак’куа), который древнее метода Тай Цзы.[129] Это даосское искусство, основанное на ходячей, которая состоит в движении по кругу из триграмм.

    Для того, чтобы понять общий смысл кружения при конфликте, попробуйте представить себе схватку с тем, кто безостановочно кружится! Без подготовки, у вас может головокружение, и вы окажетесь в замешательстве! А теперь представьте себе метафорическое использование вращения или движения по кругу в конфликте. Если вы «кружитесь», когда кто-либо вас в чем-то обвиняет, то ваша защита могла бы заключаться в том, что вы то соглашаетесь: «Да, конечно, ты прав», то, напротив, говорите: «Нет, ты неправ». Вы то поддаетесь, то атакуете, поддаетесь, снова атакуете и т. д. Вы не просто отождествляетесь со своей обыденной самостью, а постоянно меняете «направления» и вращаетесь. Мастер Бакуа, в каком-то смысле, находится в Дао вместе с тем, что происходит, он подобен вселенной, движущейся за возникающими изменениями. Он использует свое большое U, чтобы двигаться через поля стресса.

    В методе Бакуа используются восемь триграмм из И-Цзын, или Книги Перемен, которая описывает древнюю систему космологии и философии, и представляет собой самый древний из китайских классических текстов. Согласно исследователю и учителю духовных боевых искусств Брюсу Францису,[130] существуют два основных подхода к изучению Бакуа: методы «врожденной» и «приобретенной» энергии,[131] и оба они связаны с использованием триграмм.

    Метод «врожденной» энергии (по китайски “hsien tien”) — это медитативный или внутренний метод, который включает в себя только хождение по кругу. Цель этого метода состоит в том, чтобы перезарядить вашу «первую батарею», или возобновить вашу изначальную энергию, которой вы обладали, находясь в чреве матери. Считается, что эта энергия приходит из Космоса, и ее можно почувствовать в процессе медитативного хождения вокруг восьми триграмм. (Более подробно о даосизме и восьми триграммах рассказано в Приложении 8). Двигаясь по кругу, практикующий переживает различные направления и энергии земли и вселенной, и визуализирует или чувствует вращающую его Вселенную. Согласно этому методу, таким образом хождение по кругу оптимизирует первоначальные силы, которые мы получили от вселенной.

    (Рисунок 16.1. Практикующий Бакуа Чанг ходит по кругу, образованному триграммами)

    В отличие от метода хождения по кругу, в методе «приобретенной» энергии (или “hou tien”) делается акцент на “боевом применении, а не на медитативных аспектах. Это прямолинейный метод, а не хождение кругами». Здесь обучающийся практикует различные боевые позы, связанные с определенными триграммами. В то время как метод «врожденной» энергии соединяет тело с изначальной энергией, исходящей с небес, данный метод направлен на поддержание этой энергии с помощью упражнений, практики боевых поз, отдыха, правильного питания и т. д.


    Первый и второй тренинг


    Я рассматриваю различные методы с точки зрения первого и второго тренингов; эта идея появилась у меня после беседы с мастером Дзен Кейдо Фукушима из Киото.[132] На мой взгляд, метод «приобретенной» энергии — это «первый тренинг», относящийся к методам и структурам. По контрасту с этим, метод «врожденной» энергии представляет собой разновидность «второго тренинга», делающего акцент на внутренней работе и духовной позиции. Второй тренинг касается нашего изначального взаимоотношения со вселенной, тогда как первый тренинг связан с сознательным обучением, с фактами и методами. В действительности, второй тренинг необходим до, во время и после завершения обучения.

    Во время второго тренинга, вы учитесь воспринимать силы жизни, которые управляют вами в одиночестве, во взаимоотношениях, в мире; когда вы спокойно сидите, летите по воздуху, или приземляетесь; вы учитесь устанавливать связь с этими силами. В обычном состоянии, вы, скорее всего, отождествляетесь с малым u, с тем, что вы делаете, и со своими обязанностями во времени и пространстве. Вы чувствуете, что должны что-либо «делать». Ночью мы отдаем себя вселенной и, так сказать, «кружимся».

    В двенадцатой главе мы сосредоточивались на обретении этого чувства освобождения посредством «вынюхивания» и «снохождения»; в предыдущей главе мы использовали свое ощущение направления и глубочайшей части самих себя в теле. Теперь мы будем использовать вращение. Если вам трудно стоять или кружиться, то вы можете сидеть (или лежать), и делать круговые движения головой или даже только глазами. Цель предлагаемого ниже упражнения состоит не в том, чтобы почувствовать головокружение, а в том, чтобы осторожно вращаясь, приблизиться к моменту головокружения с осознанностью. В этой точке между мирами, где вы чувствуете, что можете потерять равновесие, используйте свое чувственное осознание, чтобы улавливать и отслеживать пытающиеся возникать фантазии и переживания,

    Пожалуйста, будьте осторожны, выполняя это упражнение. Некоторым людям достаточно совсем немного покрутиться, чтобы почувствовать головокружение, в то время как другим приходится кружиться быстро и долго. Вас будет направлять ваше тело. Попробуйте кружиться до тех пор, пока не ощутите какую-то связь со вселенной. Затем, перед самым началом головокружения, сохраняйте как можно более ясный ум, и, продолжая движение, с осознанностью улавливаете возникающие переживания. Вы будете, так сказать, видеть сны наяву. Фантазии, возникающие в этой точке, могут быть очень важными.


    Вращение со вселенной


    Хороший метод для начинающих состоит в том, чтобы записывать, как вы сегодня переживаете свою обычную самость. Ощущайте направление этой обычной самости. Кто вы сегодня?

    Затем задайте себе главный вопрос, который занимает ваш ум. Возможно, вы хотите знать, что вам следует делать дальше. Ощутите землю вокруг себя, и позвольте ей указать вам направление этого «главного вопроса».

    Теперь вы можете отложить эту информацию в сторону, и, если возможно, встать и приготовиться кружиться на месте. Вот несколько советов насчет того, как это делать. Поставьте левую ногу в одно место, и крутитесь вокруг нее с помощью правой ноги. Держите глаза полуоткрытыми, и сперва двигайтесь медленно — не быстрее, чем нужно для того, чтобы почувствовать приближение головокружения. В этот момент, перед тем как голова закружится, будьте готовы. Продолжая двигаться, сохраняйте осознанность, и ощущайте вселенную, замечая любые переживание, которые пытаются у вас возникать.

    Возможно вы почувствуете что вами движет какая-то сила. Замечайте/ощущайте, так сказать, «диалог» вашего тела с «силами» вселенной. В процессе движения, чувствуйте и представляйте себе эти силы, и следуйте своему телу и своим фантазиям, доверяя своему телесному чувственному осознанию заботу об общей ситуации. Следуйте ритму и движению, которые заставляют вас чувствовать себя лучше всего. Доверяйте своему телу и мимолетным переживаниям, возникающим фантазиями и чувствам.

    Замечайте эти переживания, и описывайте их одной фразой. Продолжая кружиться, позвольте возникнуть короткой истории, и расскажите ее себе в нескольких фразах. Танцуя эту историю, чувствуя ее, исследуйте параллельные миры вашей обычной самости и вашей проблемы. Замечайте любые возникающие переживания и прозрения.

    Наконец, убедитесь, что вы используете свой «танец осознания» с пользой для своей обыденной жизни. Все еще кружась, взгляните на вопрос, который вы задавали в начале этого упражнения, и позвольте своему танцу ответить на этот вопрос. Затем продолжайте свой танец, позволяя ему двигаться туда, куда он хочет. Назовите этот танец, и спросите его о ваших задачах на будущее. Ваше тело подскажет вам, когда нужно перестать танцевать. Запомните природу этого заключительного танца, его продолжительность, ритм, пространство, ощущение, и историю.

    Например, одна престарелая клиентка спрашивала меня, каким должен быть ее следующий шаг и как ей справиться с проблемами в бизнесе. Она начала крутиться, и, в момент появления головокружения, почувствовала, что ей управляет невидимая сила. Сначала она сердилась на эту силу, которая ей помыкала, однако «та» приказывала ей «подчиниться». Она так и сделала, и к своему удивлению начала получать удовольствие от переживания слегка измененного состояния сознания. Внезапно, она уловила фантазию. Она увидела, как сила ведет ее в пещеру, куда к ней должны будут приходить люди, поскольку она стала прорицательницей, способной отвечать на их вопросы.

    После завершения процесса она рассказала мне, что это переживание взволновало ее, потому что она хотела уйти из бизнеса, но до сих пор не могла это признать. Ее следующий шаг заключался в том, чтобы быть более духовной. Она была призвана прислушиваться к «пещере»!


    Секрет сновидения


    Почувствуйте силы земли и вселенной. Для многих людей они часто бывают новыми и неожиданными. Вспомните свое малое u, и историю, которую вы только что узнали. Вспомните ощущение связи с тем, что движет вами на земле. Каким образом эта история пыталась возникнуть до этого? В чем она характерна для чего-то очень фундаментального для вас — возможно, одного из аспектов вашего личного мифа? Очевидно, что когда наше временное самоотождествление ослаблено, когда мы испытываем головокружение или видим сны, мы можем лучше ощущать большое U как силу вселенной, движущую нами в наших жизнях.

    Запишите, каким образом опыт вращения хочет изменять мир вашей повседневной самости. Встраивайте свою повседневную самость в историю большого U, и не переставайте сновидеть эту историю, пока она не будет, наряду с большим U, включать в себя и малое u. В приведенной выше истории, мудрость пещеры призывала обычную личность быть более духовной во всем, что она делает.

    Смысл этих телесных переживаний заключается в том, чтобы исследовать не только творческий потенциал тела, но и вашу взаимосвязь со вселенной, и, затем, использовать эту взаимосвязь на земле. Большое U меняет ваше ощущение мира и обыденной жизни. Об этом лучше всего сказал Дон Хуан в цитате, предваряющей эту главу:

    «Кружение с союзником изменит твою идею мира. Эта идея — все; и когда она меняется, меняется и сам мир».


    Узелки на память


    Круговые движения стирают «личную историю» достаточно надолго, чтобы почувствовать в себе новый центр, который может создавать полезные озарения в сложных ситуациях.

    Большое U — это история, танец, и связанное с землей или космосом переживание, возникающее в момент головокружения.

    Второй тренинг — это обучение ощущать сновидение вселенной, воплощающее в жизнь наши большое U и историю.



    Примечания:



    1

    В оригинале «earth-based psychology”, буквально «психология, основанная на чувстве земли» (пер.)



    11

    Судя по всему, отождествление частей тела с направлениями земли широко распространено. Согласно книге Ребекки Солнит «Практическое руководство для желающих заблудиться» (Field Guide to Getting Lost), индейцы винту в Калифорнии говорят о западной и восточной руках, в зависимости от направлений движения (Спасибо Сьюзен Косен за эту информацию). Вследствие почти универсальной связи разума коренных народов с землей, которой они поклонялись как чувствующему существу, представляется весьма вероятным, что отождествление тела с направлениями более широко распространено, чем в настоящее время задокументировано в литературе.



    12

    Вместе с Эдвином Тэйлором, Джон Уиллер написал книгу «Исследование черных дыр: Введение в общую теорию относительности». В числе его студентов были известные ученые — астрофизик Ким Торн и физики Ричард Фейнман и Хью Эверетт — автор интерпретации квантовой теории в терминах «множественных миров»



    13

    Это еще один излюбленный термин Минделла — осознанность или ясность (lucidity) означает осознание не только содержания, но и состояния сознания: например, в осознанном сновидении человек осознает не только содержание сновидения, но и тот факт, что он спит и видит сон. Осознанность непосредственной осведомленности означает, что вы отдаете себе отчет в том, что непосредственно осведомлены о чем-либо (пер.)



    110

    Gia-Fu Feng & Jane English, глава 53



    111

    Непереводимая игра слов: английское слово «болезнь» (disease) состоит из отрицательной или разделительной приставки dis- и корня ease, означающего «легкость». Сходным образом построено русское слово «недуг» (синоним болезни), состоящее из отрицательной приставки не- и корня дуг (от дюжить = мочь), а также практически вышедшее из употребления слово немочь и происходящие от него слова «занемочь = заболеть», «изнеможение», и т. п. (пер.)



    112

    В русском переводе — «Сила Безмолвия» (пер.).



    113

    Есть много способов добираться до сути опыта. Мы можем догадываться о ней, ощущать ее, и спрашивать, чем она была то того, как стать столь значительной, двигаться с ней, двигаться более медленно, и т. д. Каждый сущностный подход представляет собой приближение к большому U, которое, в принципе, является суммой всех параллельных миров. Сущность любого из этих миров, в то же самое время, представляет собой сущность, или большое U, других.



    114

    Эта фраза может служит наглядным примером трудности и, порой, невозможности адекватного перевода терминологии Минделла, о чем я уже писал в Предисловии к переводу книги «Сила Безмолвия». В данном случае, «чувственное осознание» (sentient awareness), как обычно, означает непосредственную осведомленность о теле. Просыпаясь утром, вы непосредственно осведомлены о том, что вы живы, и что у вас есть тело. Лишь позднее, эта непосредственная осведомленность становится сознательным восприятием рук, ног, туловища, головы, и т. д. «Осознанность» (lucidity), у Минделла, обычно, означает осознание не только содержания, но и состояния ума — то есть, всего происходящего внутри вас; в данном случае, это ваше осознание своей непосредственной осведомленности о тонких телесных сигналах, и всего, что они в вас вызывают. Важно то, что и чувственное осознание, и осознанность происходят без участия эго (или «малого u»). «Субъектом» чувственного осознания является само это осознание или непосредственное переживание — здесь нет типичного для обыденного ума явного субъект-объектного деления. В случае же осознанности, в роли субъекта выступает предельный результат само-рефлексии, а ум и эго оказываются в числе объектов(пер.).



    115

    Gia-Fu Feng & Jane English, глава 53



    116

    Комплексами называются химические соединения, образованные за счет так называемых «координационных» связей. В таких связях атомы не теряют и не приобретают электроны, становясь ионами, а только деформируют электронные облака друг друга с образованием электрических диполей, которые ведут себя подобно ионам. Координационные связи отличаются и от ионных, и от ковалентных связей, в которых соединение атомов достигается за счет образования общего электронного облака (пер.).



    117

    Точнее, между атомами, у которых внешние электроны более сильно и менее сильно связаны с остальным электронным облаком и ядром. В результате потери или приобретения одного или более электронов, электронные облака таких атомов (превращающихся в ионы) становятся более устойчивыми.



    118

    Jung, 1969, стр. 114-118



    119

    Ребекка Солнит говорит о непосредственной осведомленности этих людей о направлениях (стр. 17)



    120

    Материал, на котором основываются мои слова «был собран с 1901 по 1906 г. в ходе этнологического и археологического обследования Калифорнии, проводившегося факультетом антропологии Калифорнийского Университета» http:// www.sacred-texts.com/nam/ca/scc/scc02.htm



    121

    Из Национального Музея Киото. См. http://www.onmarkproductions.com/html/dragon.shtml



    122

    В Древнем Египте, главных богов погоды, или богов поля-настроения, связывали с богиней воды Шу, и богом сухого воздуха Тефнатом. Оба божества были детьми солнечного бога.



    123

    В верхней правой части АУМ имеется точка, представляющая осознание или внимание. Луна под ней отражает это осознание. Символ под точкой и полумесяцем представляет три уровня реальности — бодрствование, сон, и сон без сновидений. (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Nataraja). На мой взгляд, эти символы представляют основные принципы осознания, отражений, и следующей из них глубокой демократии уровней.



    124

    Более подробно о Нагуале можно прочитать в моей книге «Тело шамана»



    125

    Стр. 266



    126

    Непереводимая игра слов: английский глагол encircle означает «окружать», а также «обращаться по кругу», как, например в предложении The Moon encircles the Earth (Луна обращается вокруг Земли). Отсюда понятно, почему в следующем предложении говорится о кружении и круговых танцах (пер).



    127

    Индуизм тоже повествует о Горе Меру — доме богов в центре вселенной. (В эзотерической Тантре, как и в суфизме, гора Меру считается центральной опорой и осью вселенной, соединяющей имманентные и трансцендентные миры [пер. ])



    128

    В физике, спин — это угловой момент, внутренне присущий микроскопическим частицам. Это квантово-механический феномен; его невозможно увидеть. В то время как угловой момент больших объектов происходит от их вращения, спин представляет собой просто один из аспектов природы частиц.




    129

    По-видимому, методы «Бакуа» попали в Китай из Монголии или Сибири. См. http://en.wikipedia.org/wiki/Baguazhang



    130

    Bruce Kumar Franzis (in Chapter 6, “Ba Gua: Fighting Considerations and Applications”).



    131

    В оригинале: pre-birth и post-birth, буквально, «дородовой» и «послеродовой» методы (пер)



    132

    Я благодарен за идею второго тренинга Кейдо Фукушиме, главному настоятелю монастыря Тофукуджи в Киото и главе секты Ринзай. Во время нашей беседы, он рассказывал Эми и мне, что дзенские монахи проходят свой первый тренинг в монастыре, занимаясь медитацией и размышлением над коанами. После этого они покидают монастырь, и получают свой второй тренинг, живя в мире. Учитель «проверял», справились ли монахи со своим вторым тренингом, только после того, как они, проведя несколько лет в мире, возвращались в монастырь. «Проверка» состояла просто в совместном чаепитии. Никакого формального метода проверки результатов второго тренинга не существовало.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке