• 20. Мудрость группы
  • Мировые проблемы
  • Смерть организации, жизнь сообщества
  • Определение организаций
  • Большое U как целитель
  • Подготовка фасилитатора
  • Работа с насилием
  • Ваша работа
  • Узелки на память
  • 21. Путь Чёрного Лося
  • Сообщество как тотемный столб
  • Видение Чёрного Лося
  • Второй тренинг по работе с организациями
  • Узелки на память
  • 22. Заключение: Мать Вселенной
  • Ответ Эйнштейну
  • IV. Старшинство и пути мира

    20. Мудрость группы

    «К нему — тому, кто держит в своих руках Великий Образ (невидимого Дао), обращается весь мир. Люди обращаются к нему, и не получают никакого вреда, но (находят) мир, покой, и чувство легкости.

    Музыка и яства заставят случайного гостя (на время) остановиться,

    Но ходя Дао, исходящее из уст, кажется безвкусным и не имеет аромата, хотя оно кажется не стоящим того, чтобы смотреть на него или слушать его, его польза неисчерпаема»

    (Дао Де Цзин, глава 35[147])

    Книга Дао Де Цзин права. Говорение о Дао, или его аспектах, наподобие большого U, кажется безвкусным по сравнению с переживанием Дао. И все же, в любом сообществе, тот, кто получает доступ к своему большому U, делает «недеяние», «имеет чувство легкости», и создает нечто более увлекательное, нежели покой. Как говорится в Дао Де Цзин, в этих особых обстоятельствах, все происходит с «музыкой». Другие вступают на путь.

    Однако, судя по моему опыту с всевозможными организациями, с семьями, командами, городами, и нациями, малое u руководит, и постоянно сталкивает и раздражает других людей. Чтобы быть глубоко демократичными, нам лучше находить способ утверждать малое u — их все! Из законов физики следует необходимость в разнообразии; мы имеем разные атомы-элементы, разные векторы, стоящие за частицами, из которых состоят наши атомы. То же и в психологии. Нам необходимо утверждать разнообразие. Но глубокая демократия подразумевает, что для того, чтобы утверждать разнообразие, необходимо иметь метапозицию. Эта метапозиция — большое U; оно может превращать любую организацию в сообщество.[148]

    Мир нуждается в старейшинах, которые ищут большое U, и не забывают о важности малых u. Уроки этой книги можно сжать в одно «предписание»: находите песочную картину организации, схему, которая включает в себя все, и следуйте ей. Когда мы этого не делаем, природа предсказывает, что все, что маргинализирует отдельный человек или предприятие, будет оказывать противодействие, и уничтожать все, что хочет делать организация. Природа настаивает на всех историях, всех путях, и людях.


    Мировые проблемы


    Большинство наших малых u противятся разнообразию; вот почему все наши группы, команды, организации, и нации предпочитают популярность отрицательной обратной связи, богатство — бедности, и инициативу — лености. Сточки зрения большого U, важны все эти направления малых u общепринятой реальности, поскольку они делают друг друга относительными, а открытие большого U — таким интересным. Более того, без малых u, мы, не могли бы иметь никакого чувства прямых и обратных направлений в пространстве и времени. Независимо от того, признаем мы демократию или нет, все мы — наши страны, предприятия, и организации — согласны в одном: придерживаться тождественности и избегать многообразия, или маргинализировать его в самих себе, командах, и целых группах. Однако, несмотря на это отвращение к разнообразию, все мы мечтаем о таком мировом или духовном лидере, который будет заботиться о всех.

    В нашем мире существуют, по крайней мере, несколько легко различимых проблем:

    1. Ожесточенный конфликт. Вследствие нашей однодносторонности, появление другой стороны застает нас врасплох. Эта сторона может выглядеть как другая «группа», или как земля и сама судьба в форме землетрясения, шторма, цунами, и т. п.

    2. Отсутствие глобальной теории. Кроме того, из-за нашей односторонности, у нас нет глобальной теории, объясняющей взаимоотношения между людьми и/или между людьми и космосом.

    3. Отсутствие старших. Даже если бы такая теория была, мы бы все равно нуждались в старших, чтобы ее практиковать. Эта книга была попыткой создать такую теорию, и предложить второй тренинг или тренинг «старшинства».

    Нам нужны глобальная теория, основанная на методах тренинга первого уровня, для обучения необходимым навыкам, и тренинг второго уровня для использования этих навыков. Независимо от методов и теорий, которые мы применяем, без второго тренинга, наши усилия, направленные на изменение мира, будут сводиться лишь к лишенным сочувствия маргинализации и угнетению.


    Смерть организации, жизнь сообщества


    Всякая проблема организации индивидуальна в том, что касается содержания. Но процесс, связанный с проблемами, судя по всему, носит общий характер. Любая проблема указывает на потребность в большом U, поскольку с его точки зрения, то, что малое u называет проблемой, в действительности, представляет собой маргинализированный путь — «обратный свет».[149] Так, организации, боящиеся финансовых проблем или конфликтов, заставляют всех нас вспоминать наши собственные большие U и большие U организаций. Неопределенность, обусловленная изменением, будь то внутри или вне организации, является естественной и «нормальной», но ее может снимать только какая-то форма тренинга подвижности, сосредоточенная на открытии, исследовании, и прохождении даже самых неудобных векторов. Группа, которая ищет и находит свой главный путь, свое большое U, будет функционировать как коллективная команда, движимая дружбой и вдохновением. Большое U — это глубочайшая причина бытия, это реальная «миссия» группы. С точки зрения большого U, страх смерти группы, или ее кажущаяся смерть, становится возможностью для возрождения. На сам этот идеал — лишь точка в движущейся реке. Подобно отдельным людям, группы должны бояться своей гибели по отношению к другим, и бороться за жизнь, прежде чем отказываться от этих воззрений малого u, чтобы исследовать точки зрения, которые связывают их с верховным старейшиной меж-организационного процесса — большим U.

    Что бы мы не делали, как отдельные люди, все, кто живут сегодня, примерно через 120 лет будут мертвы. Организации могут существовать более короткие или длинные периоды времени, но до сих пор, ни одна из них не оказалась бессмертной. Однако, векторы, которые нами движут, существуют в других временных измерениях. Большое U, стоящее за представлением, способствующим сообществам и организациям, может быть вечным, хотя их люди и внешние формы меняются.


    Определение организаций


    Давайте будем называть «организацией» группу людей, связанных общей целью или заинтересованностью — скажем, той или иной деятельностью. Каждая организация характеризуется такими структурами общепринятой реальности (ОР), как ее история, определенная цель, организационные методы, правила, должностная иерархия, политика управления, и т. д.

    Организации, обычно, не отождествляются с тем, что я называю их страной грез и сущностной структурой, однако они есть у всех организаций. По контрасту со специфической природой организаций в ОР, призрачные структуры и связанные с ними общественные чувства создают, а также расстраивают сообщество. Общественная атмосфера, или атмосфера чувств организации представляет собой поле, отчасти создаваемое взаимоотношениями между ролями и призрачными (или побочными) ролями (например, ролями, о которых говорят — вроде «другой» группы — но с которыми не отождествляются). Подобно тому, как отдельные люди видят сны о себе и других, роли группы состоят из частей, с которыми она отождествляется, и «других».

    Поскольку я посвятил обсуждению процессов сообщества другие книги, здесь я ограничусь кратким резюме… На рис. 20.1, я изобразил различные роли страны грез. Например, как правило, имеется какой-то доминирующий персонаж — начальник, «босс», главный администратор, и т. д. Затем, имеются другие персонажи, которые «не должны присутствовать» — например, преступник, вор, и т. д. Это главный вектор и вектор «обратного света», к которым соскальзывают все люди, но которые, по существу, представляют собой нелокальные, разделяемые формы опыта, обнаруживающиеся в любом сообществе.

    (Рисунок 20.1. Сообщество: Большое U нельзя видеть непосредственно; оно представляет собой своего рода скрытое видение, центр, сумму, и фоновую «пилот-волну», стоящую за ролями (например, начальник) и призрачными ролями (например, вор), в которые мы втягиваемся. Надписи: слева — вор, справа — начальник)

    Все группы говорят о хороших и плохих людях или событиях, будущем и прошлом, угнетателе и угнетенных (ролях). Эти роли и призраки подобны маскам, плавающим в воздухе в ожидании своего разыгрывания. В то или иное время, каждый из нас отождествляет себя и других с одной из этих масок, обычно забывая, что роли носят и реальный, и воображаемый характер. Американские индейцы и представители коренного населения повсюду в мире относились к ролям более мудро; они надевали маски и перевоплощались, танцуя, чтобы выражать различных животных и духов земли, движущих их сообщества. Хотя сегодня большинство ролей и призрачных ролей маргинализируются, они по прежнему требуют нашего внимания. Всякий раз, когда мы устраиваем вечеринки, у ролей всегда должно быть место, чтобы «танцевать». Люди приходят и уходят, но роли — это «духи времени»; то есть, они медленно изменяются в течение длительных периодов времени.

    У сущности любой организации столько же названий, сколько существует культур. В древности, люди могли называть эту сущность, или большое U «гением» — духом данного места или клана. В книге И Цзин говорится о «колодце»: «можно изменить город, но не колодец» — источник жизни. В до-колониальные времена, сообщества танцевали свои призрачные роли, и, возможно, были ближе к колодцу — своим глубинным источникам. Моя идея, что деловые предприятия организуются большим U, или тем, что Бом назвал пилот-волной, использует другие метафоры для этих «источников» или «духов», которые нас питают и направляют. Сегодня мой основной опыт сущностей организаций — это большое U как путь.

    Так или иначе, на рис. 20.1, я изобразил под различными лицами сущность организаций в волноподобной и векторной форме. Хотя о большом U можно думать как о представлениях или цели группы, его глубочайшие процессы невыразимы и трудно поддаются формулировке. Даже заявленные представления или цели организации редко бывают ее «реальным» большим U. Возможно, именно из-за этого несоответствия, «представления» бывают столь же раздражающими, сколь и вдохновляющими. Например, простое заявление, что вы заинтересованы в демократии, вовсе не гарантирует, что вы демократичны (по крайней мере, в смысле глубокой демократии).


    Большое U как целитель


    Чтобы поддерживать устойчивое предприятие, теория организации должна включать в себя все ее структуры ОР, а также опыты страны грез и большого U. Это легче говорить, чем делать в общественных ситуациях, поскольку большое U — это нечто гораздо большее, чем интеллектуальное представление. Чтобы понимать его в какой-либо степени — чтобы понимать смысл суммы всех опытов ОР и страны грез организации — необходимы осознанность и какая-то форма второго тренинга. Эта сумма, подобно суперпозиции ролей или призраков страны грез, представляет собой связанный с землей направленный путь; это чувство большого U. Нам необходимо большое U, чтобы помогать нам «исцелять», в смысле разрешения наших разрывов и конфликтов. Как ни трудно описывать большое U, оно — огромная сила, то, что притягивает нас к некоторым сообществам, и заставляет нас надеяться на исполнение наших высочайших мечтаний. Хотя мы обычно ожидаем, что это большое U создают другие, для его актуализации необходимы усилия и осознание каждого. Однако, для большинства целей было бы помощью, если бы большое U мог актуализировать хотя бы один человек из ста. Вследствие силы большого U, этот один человек может быть полезным, даже не обладая сколько-либо высоким положением в обществе. Вспомните, например, о Жанне д’Арк. Эта юная «Орлеанская дева» слушала голос св. Михаила, и побуждала Францию преодолевать невозможные ситуации.

    Можно достигать большого U с помощью квантовой теории, сновидений, духовных верований, созерцания, кружения, или ходячих медитаций, которые я предложил в этой книге. Во времена великих испытаний, большое U возникает спонтанно, как высшее и целительное видение, вроде видений Чёрного Лося.[150] (Я буду подробно говорить об этих видениях в следующей главе). В конце этой главы я выскажу предположение о том, как выполнение разновидности упражнения «наблюдателя и наблюдаемого» может помогать вам находить план организации.

    В редких случаях, название организации может давать нам намек относительно ее большого U. Это напоминает мне о «Наропа» — большом американском буддистском университете, доля которого мы с Эми работали некоторое время назад. Я не буду вдаваться в подробности нашей работы там, но упомяну о разрешающем подходе, который считался очень полезным. Мы изучали организацию Наропа, и обнаружили, что основатель университета, Чогьям Трунгпа Ринпоче, назвал его в честь Наропы — легендарного персонажа, который решил посвятить свою жизнь поискам своего учителя Тилопы. Говоря вкратце, суть истории в том, что куда бы Наропа не направлялся, чтобы найти учителя, он повсюду сталкивался с неприятностями. Один раз его ограбили, в другой — избили, и т. д. Наконец, в последние мгновения его жизни, когда Наропа готовился покончить с собой, его учитель Тилопа внезапно появился в виде синего духа. Тилопа просветил своего ученика, рассказав ему, что он, Тилопа, стоял за всеми видимыми проблемами, с которыми Наропа встретился в своем пути. Тилопа спас Наропе жизнь и сделал его просветленным. Для Эми и меня, суть этой истории состояла в том, что нечто, кажущееся трудностью — это, в действительности, скрытый учитель. Сущность, или большое U этой легенды могло бы быть полезно многим отдельным людям и организациям. На жизненном пути, мы можем встретить только своего учителя. Так или иначе, мы использовали эту историю большого U; она была полезным и могучим союзником. Какими бы простыми ни могли казаться такие идеи, они достаточно мощны, чтобы создавать целые институты, организовывать их, им, в случае необходимости, разрешать конфликты. На самом деле, большое U организаций не «делает» ничего конкретного, скорее, оно ведет их, вдохновляя их членов.


    Подготовка фасилитатора


    Найти большое U Университета Наропа было сравнительно просто. Однако, вы можете находить и использовать векторы любой организации, определяя ее сущность, ее большое U, и направление, подобное сновидению. Большое U — это сущность и сумма всех персонажей страны грез, всех реальных людей, животных, и материальных аспектов, связанных с сообществом.

    Способствовать своему сообществу, своей культуре, городу, или миру, в то же время, будучи их частью, выглядит парадоксальным. В конце концов, как вы можете быть одновременно и частью, и целым? Мой ответ состоит в том, что мы — и часть, и все части, или целое. Мы все способны на своего рода айкидо, Бакуа Чанг, и танцы дервишей. Сочетание первого и второго тренинга направлено на то, чтобы позволять вам, и поощрять вас, по достоинству оценивать свою повседневную самость и малые u (или «я») других людей. В первом тренинге, вы узнаете о ролях и призраках, кромках и горячих точках, и открываете план и центр группы.[151] Второй тренинг сосредоточивается на использовании осознания большого U в качестве мета-навыка для того, чтобы облегчать конфликты путем свободного движения с частями и между ними, оказания поддержки каждому, как если бы он был частью мудрости зигзагообразного процесса организации. Разумеется, вся такая работа должна быть адаптирована к конкретной ситуации и культуре. Далее, я буду использовать одно упражнение тренинга второго уровня, основанное на полярности наблюдателя/наблюдаемого, обнаруженной в Главе 18. Это относительно легкое упражнение, и его можно делать быстро, как до, так и во время взаимодействий в организации.

    Подумайте о группе, которой бы вы хотели помочь. Помните, вы — член мирового сообщества, вселенной всех живых существ, национальных сообществ, города, культурных и семейных групп. Вы можете быть частью делового предприятия или спортивной команды. Выберите одну из этих групп или организаций, и мы сосредоточимся на попытке содействовать ее ситуации. После того, как вы выбрали одну из них, о которой вы хотите знать больше, просто подумайте о членах группы. Кто они, где они, что они делают?

    Расслабьтесь, и думая об этих членах группы, позвольте своим глазам закрыться, и притворитесь, что когда они открываются, вы снова можете видеть группу. Что привлекает ваше внимание в этом сообществе в данный момент? Это что-то или кто-то? Это нечто известное, или что-то, о чем вы, в действительности, не хотите знать слишком много? Если таких вещей несколько, то позвольте своему глубочайшему уму выбрать, на чем сосредоточиться. Что бы это ни было, запишите это. Назовите это «наблюдаемым».

    Теперь спросите себя, кто является наблюдателем этого сообщества? Какая часть вас нужна, чтобы видеть это конкретное «заигрывание»? Не будьте самокритичны, просто отметьте эту часть и запишите ее название. Назовите эту часть «наблюдателем». Теперь, как вы делали в разделе Главы 4 о наблюдателе и наблюдаемом, сложите наблюдаемое «заигрывание» и наблюдателя. Когда вы будете готовы, отметьте исходную точку * (см. рис. 20.3). Встаньте, и позвольте своему телу и земле сказать вам, в каком направлении идет это наблюдаемое заигрывание. В конце этой линии или стрелы, вспомните наблюдателя в себе, и позвольте земле и своему телу провести вас несколько шагов в направлении, связанном с этим наблюдателем. Отметьте конечную точку **.

    (Рисунок 20.3. Путь большого U происходит от суммы наблюдаемого и наблюдателя. Надписи на рисунке, снизу по часовой стрелке: Наблюдаемое; Наблюдатель; U)[152]

    Наконец, максимально используя чувственное осознание, вернитесь к начальной точке (*), и пройдите от нее до конечной точки (**). Ходите по этой линии большого U до тех пор, пока не будете знать смысл ее направления и пути. Развивайте свое осознание пути, и ходите по этой линии большого U, пока не начнете чувствовать ее дух, связанный с землей, ведущий вас путь этой группы. Ходите, пока вы не будете знать эту линию большого U как что-то ведущее вас, и, в то же самое время, как путь группы. Представляйте себе, что вы используете этот путь, или, скорее, чувствуете его, содействуя группе и помогая ей реализовывать ее потенциал в качестве сообщества.


    Работа с насилием


    Я использовал это упражнение с большой группой, в которую входил сам. Конфликтная ситуация этой группы очень типична, и потому я буду обсуждать ее, не слишком вдаваясь в личные подробности организации.

    Некоторое время назад, один человек, которого я буду называть ее главным администратором (ГА), попросил меня помочь в разрешении потенциально насильственной ситуации. Поначалу, я не был уверен, что смогу помочь, поскольку сам был одним из членов группы. Главный администратор не обратил внимания на мои колебания, и принялся описывать ситуацию. Часть организации была разгневана и угрожала насильственными действиями. Входившие в нее люди были «нападающими». Им казалось, что ГО и остальной руководящий персонал невнимательно относились к их положению и привилегиям.

    1. Наблюдаемое. Перед собранием, на которое они пригласили меня в качестве фасилитатора, я использовал метод наблюдателя и наблюдаемого, чтобы приготовиться. В одиночестве, я медитировал над этой организацией. Частью, которая «заигрывала» со мной в момент моей медитации, был «ГА». Я был расстроен, заметив, что чувствую неприязнь к этому человеку; меня раздражал его стиль «а ля Джон Кеннеди». ГО настаивал, что «люди должны не спрашивать, что они могут получить, а говорить, что они могут дать группе». Хотя мне понятна эта основная философия, однако, при отсутствии чувствительности, она маргинализирует многих людей.

    2. Наблюдатель. Когда я задумался над тем, кто во мне наблюдает этого ГА, ответ пришел сразу. Наблюдателем был повседневный человек во мне, который чувствует себя маргинилизируемым! Я мгновенно понял: «Ох ох! У меня та же самая проблема, что и у группы!» С одной стороны, есть моя человеческая повседневная самость со своими обычными потребностями, а с другой стороны, я — ГО, маргинализирующий некоторые из моих потребностей ради блага других. Я нервничал, осознавая, что и ГО, и нападающий были мной, или, скорее, они были нелокальными призрачными ролями во мне и в этой организации. Возвращались истории плохого обращения из моего собственного детства!

    3. Сумма. Так или иначе, я продолжал, и перешел к сложению векторов, связанных с «ГО» и «наблюдателем». Вектор ГО шел в направлении Вашингтона (что для меня означает на юго-восток от Портленда; см. рис. 20.4). Вектор наблюдателя шел в сторону восточного побережья США, где я вырос. Для меня, это направление связано со статуей Свободы. (Для моей семьи, эта статуя была связана с чувством свободы). Суммарный вектор, или путь большого U, шел в сторону Кении. Идя в этом направлении, я ощущал, что мной движет память об опыте, который мы с Эми пережили в Кении. Я ощущал своего рода шаманский транс, в котором я был погружен в сердечный опыт сообщества.

    Я чувствовал себя так хорошо, проходя по этому пути большого U, что едва мог дождаться встречи с членами той организации. Я ощущал сочувствие не только к маргинализируемым людям, но и к ГО, и его целям в духе Кеннеди! Когда я действительно встретился с членами организации на их конференции, то сначала нервничал. Я вспоминал свое большое U, глубокий душевный опыт сообщества в Кении. Когда мы начали совместный процесс большой группы, я на мгновение закрыл глаза, и ощутил нечто, тянущее меня к шаманам в Кении. Я представил себе и кратко высказал вслух то, как я сам был и ГО, и нападающими — они все были мной. В норме, я не мог бы или не стал этого делать; вероятно, такую возможность давало мое собственное поле и поле группы.

    Так или иначе, но этот поступок, по-видимому, сделал процесс большой группы более коротким и легким. Начало процесса характеризовалось очень напряженной атмосферой. После моего высказывания, люди испытывали ко мне симпатию. Даже те, кто до этого спорили, ненадолго остановились. «Бедняга, должно быть, тяжело иметь все эти ужасные внутренние конфликты!». Вначале, они не понимали, что я говорил о них!. Вместо этого, они стали увлеченно давать мне советы о том, как разрешить «мои» внутренние конфликты. Выслушав их рекомендации, я сказал им, что переживаю свою самость как группу, и группу как себя. К моему удивлению, все умолкли. Затем тишина прорвалась смехом. Короче говоря, напряженность в атмосфере быстро рассеялась, и сменилась сердечным чувством сообщества. Случилось нечто почти волшебное. Без интеллектуального обсуждения произошедшего, на этом этапе, все просто согласились, что гнева было уже достаточно; теперь «не было смысла спорить», и все сели, чтобы заняться выработкой решения.


    Ваша работа


    Если в предыдущем упражнении вы добрались до большого U сообщества, то, вероятно, тоже знаете, что и наблюдатель, и наблюдаемое — это вы, равно как и группа. Ваша внутренняя работа служит подготовкой для вашей внешней работы. Из-за нелокальности параллельных миров — наблюдателя и наблюдаемого, сновидца и его сновидения — вы, во многих отношениях, представляете собой мир. Нахождение большого U будет помогать вам выходить из под власти малого u, из повседневного времени и пространства, чтобы постигать целое — внутри себя — и потом приносить эту более широкую точку зрения обратно в группу. Большое U — это своего рода энергия, которая делает все остальное.

    Возможно, лучше всего об этом говориться в цитате из Дао Де Цзин в начале этой главы: «К тому, кто держит в своих руках Великий Образ (невидимого Дао), обращается весь мир».


    Узелки на память


    Миру недостает глобальной теории и старейшин, чтобы воплощать ее в жизнь.

    Чтобы помочь организации, находите ее план и большое U.

    Если вы используете большое U, организации становятся сообществами.


    21. Путь Чёрного Лося

    «В конечном счете, ты должен забыть о методе.

    Чем дальше ты продвигаешься,

    Тем меньше остается учений.

    Великий Путь — это, в действительности, Никакого Пути».

    (Морихеи Уешиба (с. 89))

    Самый полезный из известных мне методов работы с политическими и организационными проблемами состоит в нахождении замысла группы, общего направления, которое я называю путем большого U. Когда вы его находите, порой бывает легче его воплощать, нежели говорить о нем. Как говорит Уешиба, это великий путь и, в то же самое время, отсутствие всякого пути. Для подготовки используются методы, но суть заключается в опыте. Пути сообщества непостижимы; они невыразимы, то есть, трудно поддаются однозначной формулировке. Когда мы находим путь, он бывает ноэтическим — знающим и мудрым. Обычно, мы теряем его след, поскольку он носит преходящий характер. Он принадлежит нам и всем; иными словами, он нелокален и появляется везде и в любое время. В контексте данной организационной ситуации, большое U сообщества представляет собой пиковое переживание. Мы чувствуем себя ведомыми им. Это — материал мифов и сказок, песочных картин и медитаций, видений и векторов.


    Сообщество как тотемный столб


    Возможно, лучше всего большое U знают дети. В некотором смысле, им легче его сновидеть. История первого тотемного столба, легенда народа Хайда, раскрывает многие аспекты сущности сообщества. Недавно мы работали для Хайда — коренной народности Хайда Гваи, или Островов Королевы Шарлоты у западного побережья Канады.[153] На одном из их веб-сайтов (спонсируемом Виртуальным Музеем Канады) была опубликована чудесная маленькая сказка, написанная Розой Белл и иллюстрированная Кристианом Уайтом — «Первый Тотемный Столб».[154] Одна легенда не может служить основой для обобщений, распространяющихся на все сообщества, но мы можем узнать из нее некоторые важные вещи. Я кратко изложу ее.

    Однажды маленький мальчик «Ста-с» отправился вместе с со своим отцом ловить рыбу в море. Внезапно, мальчик увидел в воде удивительную картину. Родитель и ребенок смотрели в воду и видели изображение своей общины. Это изображение представляло обычную повседневную картину их общины, но с одним дополнительным элементом — тотемным столбом. Это был высокий деревянный столб с вырезанными на нем фигурами многих животных — огромным медведем у основания, лососем, лисом, и орлами на верхушке. Вернувшись на свои острова, они рассказали о своем видении другим людям. В итоге, Хайда построили свой первый тотемный столб (см. рис. 21.1 — изображение людей, сидящих вокруг костров, и возвышающегося над ними тотема). В этой истории есть несколько важных элементов.

    Ребенок. Первый из них состоит в том, что видения были у ребенка. В этой истории, маленький мальчик первым видит в море образ своей общины. Услышав о видении, Хайда обрадовались; они пели и танцевали всю ночь до рассвета.

    Времена. Однако, в действительности, времена общепринятой реальности (не описываемые в этой сказке) более сложны. Подобно всем коренным народностям, в течение нескольких последних столетий, Хайда сильно пострадали от жестокой колониальной политики, подкреплявшей господство главенствующей европейской религии и культуры. Судя по тому, что я слышал, традиции тотемных столбов несколько сот лет. Такие символы большого U появляются во времена, когда сообщества находятся под угрозой, в то время, когда Хайда пытаются снова находить свою культуру, свои корни. Подобно тому, как у отдельных людей, когда их жизнь находится под угрозой, могут быть целительные сновидения, сообщества, стоящие на грани гибели, получают великие видения.

    Суперпозиция. В истории, существовало сообщество людей, но не столб. Тотемный столб, буквально, представляет собой сумму многих персонажей страны грез, «наложенных» друг на друга. Как я уже упоминал, у основания столба находится огромный медведь, затем мы видим лосося, лиса, а на верхушке — орлов. На верхушке находится «сторожевой пост». Как рассказывали мне некоторые из хайда, когда-то люди воображали, что верхушки столбов присматривают за соответствующими семьями, кланами, и общинами, и заботятся о них. Высоко возвышаясь над землей, тотемный столб, сделанный из твердого дерева, наблюдает за людьми, ловящими рыбу в море и работающими на суше. Хотя на столбе имеется много фигур, он сделан из одного дерева. Как таковой, столб представляет собой символ «заботы», суперпозиции, и бдительной осведомленности большого U о всех существах.[155]


    Видение Чёрного Лося


    В возрасте 9-ти лет, у старейшины племени Оглала Сиу по имени Черный Лось были знаменитые целительные видения сообщества. До того, как их поместили в резервацию Пайн Ридж в Южной Дакоте, сиу населяли равнины североамериканского Среднего Запада.[156] Книга «Говорит Чёрны Лось» начинается с описания сил, стоящих за всем сущим; «четырех углов вселенной» — севера, юга, востока, и запада — которые, по словам Чёрного Лося, в действительности, представляют собой «один дух». Направления были «Предками», в которых нуждался Черный Лось, поскольку, как он говорил, «в одиночку, человек ничего не может сделать».[157]

    От этих «Сил Мира» Черный Лось, будучи девятилетним ребенком, получил дар и особое видение «Предков», племенного круга. Они говорили Черному Лосю: «Вот твое племя». И голос говорил: «Смотри, они отдали тебе центр племенного круга, чтобы его оживлять». Далее Черный Лось говорит о «священных обязанностях человека». Я резюмирую эти обязанности:

    возрождать племя,

    «лелеять племя»,

    «побуждать племя жить»,

    побуждать его «одеваться листвой», «расцветать», и «пышно расти»,

    побуждать народ «идти священным образом»,

    побуждать народ идти «так, как угодно Силам»,

    помогать племени возвращаться в священный круг и находить верный красный путь, защищающее дерево»[158]


    Черный Лось напоминает нам о значении старейшинства. Он говорит, что для того, чтобы возвращать к жизни людей и культуру, мы должны находить и проходить «красный путь». Красный путь символизирует древнюю духовную традицию чувствования направлений, связанных с землей — «четырех углов вселенной, «Предков» — и следования им. Чувственное осознание земли было его личным учителем и проводником сообщества, показывавшим ему, что делать. Занимать «центр племенного круга, и помогать народу идти его путем, то есть, «идти священным образом… так, как угодно Силам».

    Видение, которое увидел в воде ребенок из легенды племени Хайда, и сновидение Черного Лося напоминают нам о связанных с землей осознании, геометрии, и мудрости наших туземных братьев и сестер, о туземной природе в нас самих. Перечитывая Чёрного Лося при подготовке окончания этой книги, я осознавал, что надеюсь внести свой скромный вклад в понимание и обновление собственной связи и связи всех людей с силами земли как центром нашего «племени». Коль скоро вы знаете и чувствуете большое U сообщества, вы знаете землю, общую основу всех людей. В принципе, большое U будет учить вас тому, что вам нужно знать, чтобы работать с организациями, с миром.


    Второй тренинг по работе с организациями


    Векторная работа в сочетании с навыками «первого тренинга» по групповому процессу, описанными в моей книге «Глубокая демократия открытых форумов» помогала нам в работе с сообществами коренного населения, американскими военными, международными деловыми предприятиями, религиозными группами, высшими школами, государственной администрацией, спортивными командами, научными лабораториями, и университетами. Я предложил много техник первого тренинга, и кратко описал некоторые из них в предыдущей главе. Все описанные в этой книге методы внутренней работы и работы с взаимоотношениями, включая нахождение сути самого трудного пути, прохождение основных групповых переживаний и различных земных направлений, связанных с людьми и частями сообщества, являются очень полезными.

    Но эти методы лучше всего применять с большим U. Не существует одного способа выполнения второго тренинга или обучения нахождению большого U. Возможно, это то, до чего человек дорастает, по крайней мере, на короткие промежутки времени. Подобно тому, как к вершине горы ведет много путей, важен любой метод второго тренинга, которые позволяет человеку частично отстраняться от конфликтов группы, и следовать по пути, которым можно поделиться с другими. Здесь могут быть полезны медитация, внутренняя работа, прохождение векторов, кружение для познания своего собственного большого U, и сочувствие ко всем направлениям. Второй тренинг столь же важен, как навыки первого тренинга, поскольку эти навыки трудно использовать в ситуациях крайних внутренних и организационных конфликтов. Когда вы чувствуете боязнь или робость, неуверенность или неопределенность, вам нужна большая сила, чем принадлежащие к общепринятой реальности силы людей и институтов, с которыми вы должны иметь дело. Именно поэтому, основной момент работы с сообществом состоит в том, чтобы, как говорит Чёрный Лось, следовать «четырем углам вселенной».

    В Главе 7, я обсуждал сочувствие большого U не просто как сознательную позицию, а как опыт тренинга второго уровня. Сочувствие означает не просто быть внимательным к кому-либо. Сочувствие предполагает открытость к земле как направляющему ориентиру. Это позволяет вам двигаться зигзагом, углубляясь в одно направление, а затем тщательно чувственно исследуя другое. Использование чувственного осознания большого U заставляет групповые процессы казаться более безопасными, поскольку точки зрения становятся возможностями в большей схеме вещей. Сочувствие позволяет вам двигаться зигзагом, и, как говорил Фейнман «разнюхивать все пути». Помните учения шамана дона Хуана. Временно приглушайте свою личную историю, и становитесь сновидением.

    Далеко не будучи обязанностью, работа с сообществом может быть и пиковым переживанием. В известном смысле, каждый опыт большого U может считаться пиковым переживанием, поскольку представляет собой путь наименьшего действия, самый легкий путь через трудные времена. Это путь, и, как говорит Уешиба в цитате, с которой начинается эта глава, «Великий Путь — это, в действительности, никакого пути» вообще. Это направляемый землей, подобный сновидению вектор, идущий через реальные и воображаемые пространства и времена. Это волна и опыт песни. Находите и пойте его в одиночестве и посреди сообщества.

    Это напоминает мне слова Черного Лося:

    «Тогда ко мне пришла песня силы,

    и я пел ее там, посреди того ужасного места, где я находился…

    Я буду побуждать к жизни хороший народ»[159]


    Прочитав слова Черного Лося, я осознал, что делясь священными видениями свой культуры, он создавал новую традицию. Рассказывая нам о той «силе», что вызывает к жизни народы, он надеялся сохранить свои видения, чтобы они могли помогать не только его соплеменникам, но и всем людям. Он говорил: «Моя история — это история всякой жизни»


    Узелки на память


    Когда сообществу грозит опасность, большое U является детям, которые, по существу, могут «смотреть в воду».[160]

    Большое U — это тотемный столб, одно дерево с многими духами.

    Большое U сообщества — это голос четырех Предков.

    Большое U — это история жизни; оно поет, танцует, и обновляет сообщество.


    22. Заключение: Мать Вселенной

    Существовало нечто неясное

    Рождённое прежде неба и земли.

    Безмолвное, пустое,

    Неизменное в своём одиночестве,

    Неутомимо движущееся по кругу,

    То, что можно назвать матерью всего сущего под небесами

    (Дао Де Цзин)

    Теперь, просмотрев предыдущие главы, мне остается лишь поблагодарить всех своих духов-помощников. В первую очередь я хочу поблагодарить людей, шедших этим путём до меня. Ричарда Фейнмана за то, что он объяснил, что материальный мир является «суммой историй». Ричард, знал ли ты, что твои идеи будут столь полезны в описании геометрии нашей человеческой натуры? Спасибо Карлу Густаву Юнгу, а также моим сестрам и братьям-юнгианцам, которые помогли мне понять, что жизнь носит целенаправленный характер и наполнена смыслом. Спасибо тем, кто занимается процессуальной работой, за поддержку идеи о том, что мы представляем собой движение, а не просто статичные состояния. Теперь мы можем говорить, что жизнь — это сумма многих историй, происходящих одновременно, и для той части нас, которую составляет малое u, жизнь означает возможность каждый раз находить один путь среди многих. Спасибо тебе, Карлос Кастанеда, или, скорее, Дон Хуан. Ты напомнил мне, что у Земли есть сердце, руки и ум, опекающие и направляющие нас.

    Сегодня я знаю, что если что-то возможно, то оно действительно происходит в наших жизнях, в наших сновидениях, и на этой магической Земле. Наша цельность, наше большое U, представляет собой сумму всех этих событий. Далеко не будучи статичным опытом, это большое U — мудрость и руководство, стоящие за тем, что кажется безумием жизни. Это U — танцор, который движется зигзагами и ценит каждое событие. В тишине ночи, это U, неотличимое от голоса Земли, подсказывает нам, когда выбрать тот или иной путь. Спасибо представителям коренных народов Земли, которые напомнили мне, что все мы — Ее дети. Я всегда буду прислушиваться к Прародителям — Востоку, Югу, Западу и Северу.

    Оглядываясь назад, на то, как складывалась книга «Гео-психология», я чувствую, что нечто неизвестное вело или продвигало меня через различные зигзаги и главы. Это те пути, которые я проходил вместе с вами, дорогой читатель, разнюхивая каждый из них, чтобы находить верное направление. Теперь, оглядываясь на эти главы, я снова проходил их как пути, переживая каждый из них. Так я нашел большое U — направления, которые вы можете видеть на рис. 22.1.

    (Рисунок 22.1. Природа: направление этой книги; Джонни Митчелл, «Времена года идут по кругу». Надписи на рисунке, снизу по часовой стрелке: Психология; Физика; Коренные американцы; Внутренняя работа; Работа с телом; Взаимоотношения; Работа с миром; U, Джони Митчелл)

    Я медитировал над своими исходными мотивациями и проходил их векторы: мой интерес к будущему психологии, к ее тесной связи с физикой и мудростью коренных народов, в особенности, с ритуалами американских индейцев. Затем я раздумывал над тем, как я мог бы донести идею руководства земли до обычных людей, и обнаружил, что в этом помогают многие упражнения внутренней работы из моих сновидений. Ощущение внутренней работы направлено на Северный полюс, мир одиночества и единения со вселенной. Это казалось слишком далеким от людей, и размышления о вас, дорогие читатели, помогли мне повернуть к югу, к мирам работы с телом и взаимоотношений. Вы побудили меня применить фундаментальные принципы чувственного осознания к дружбе. Ставшие результатом этого главы об отношениях привели меня к силе шаманов, с которыми мы встречались в Африке. Кружение в одиночестве даёт удивительные ощущения, но в компании с другим человеком приносит надежду, которую можно найти только в сновидениях.

    Затем я задумался, какой смысл имеют внутренняя работа, здоровье, или хорошие отношения, если вам предстоит погибнуть на войне? Земля привела меня к повторному исследованию работы с миром, на этот раз, с использование векторов. Я был поражен, осознав, что за тем, что могло бы показаться адом, стоит пиковое переживание, пытающееся перестраивать мир организаций. Я был взволнован, узнав на своих семинарах, которые мы проводим по всему миру, что даже самым экстровертированным руководителям организаций и общественным деятелям было интересно кружиться, чтобы почувствовать свою связь с гравитацией — потом они могли бы использовать этот опыт в группах. Когда я проходил вектор работы с миром, описанной в этой книге, он шел на восток, по направлению к Нью-Йорку. Теперь, идя в этом направлении, я могу чувствовать оптимизм восходящего солнца. Почему? Я хотел объединить психологию и физику, работу с миром и духовность американских индейцев, четырёх Прародителей Черного Лося, и боевые искусства.

    Сейчас я стою в конце вектора работы с миром, в точке **. Я вернусь к своей исходной точке*. В этот раз, я не буду двигаться зигзагом, как делал до этого, а просто полечу как птица от начальной точки* к конечной **. Переживание линии большого U очень иррационально. Что я обнаружу в качестве суммы всех этих глав и идей? Большое U идет в направлении центра северной Канады, к Арктике и северному полюсу. И я вдруг понимаю, что этот вектор аналогичен вектору Эми (см. Главу 10). Ее большое U для музыкальной пьесы, над которой она работала, шло вслед за певицей Джони Митчелл к северным территориям Канады. Я думаю о Джони. Вспоминаю одну из ее песен, которой меня научила Эми — «Круговая игра».

    «А времена года всё идут по кругу».

    Напевая эту песню сначала про себя, а потом и громко вслух, я начинаю понимать, что песня выражает мой интерес к периодическим психологическим силам перемен, к физике вращения, времени и направления. Нежная и тихая северная отдаленность этой песни напоминает мне о связанной с землей духовности американских индейцев и австралийских аборигенов, о чувстве, которое стоит за тем, что я называю квантовым компасом. Ее «Круговая Игра» — это большое U, которое дает мне ощущение того, что все взаимосвязано. Духи, люди, частицы — все исследуют пути, двигаясь в соответствии с земной, и в то же время, невидимой глазу великой космической схемой.


    Ответ Эйнштейну


    Джони напоминает мне о космосе Эйнштейна. Я слышу, как Эйнштейн задаётся вопросом о его устройстве: «Я хочу познать Бога, всё остальное — частности». И я слышу ответ, мой ответ: «Альберт, ‘Бог’ — это сумма всех частностей». Бог там, далеко, в невообразимых частностях нашей и иных вселенных, но в то же время ‘Бог’ проявляется как наше ясное чувственное осознание пути. ‘Бог’ — это не только что-то подлежащее пониманию, но и то, что можно чувствовать — притяжение звезды в ночном небе, и необъяснимое побуждение идти тем или другим путем.


    То, что Эйнштейн называл Богом, Юнг называл бессознательным, Лао Цзы именовал «Путём» или «Несказанным Дао», а коренные народы ощущают как чувствующую землю или Великий Дух. Буддисты говорят об «изначальной природе» или «Уме Будды». Дэвид Бом представлял себе «это» как пилот-волну. Названия, которые мы даем этому ноэтическому разуму, и проистекающее из них математическое выражение, зависят от нашей культуры, от времени, в которое мы живём, и от настроения, в котором мы пребываем.

    Лейбниц называл это «Vis viva» или силой жизни. В середине ночи мое тело ощущает эту силу, как постигающее осознание. В состоянии медитации или сновидения, тело воспринимает большое U как то давно искомое ощущение, когда кажется, что тебя несёт, словно корабль по волнам. После того, как я узнаю это U, все кажется «правильным»; без него, различные перипетии жизни кажутся безумными. Мне нравится безумная мудрость учителя тибетского буддизма Трунгпы. Плещись вместе с водой, лети с ветром, сначала туда, потом сюда. Это большое U — не символ статичной целостности; это динамическое равновесие, которое можно находить лишь с помощью осознания, простодушия или храбрости. Чувственный опыт водит нас взад и вперед с осознанием пути, двигаясь то туда, то сюда, как в «круговой игре», через сезоны солнечной и дождливой погоды… и всё это складывается в то, кто мы есть. Когда вы связаны с опытом такого большого U, то, в действительности, вовсе не движетесь зигзагом. Это только кажется со стороны. Если смотреть изнутри большого U, то вы, на самом деле, почти не движетесь. Вместо этого, вы приходите, не идя.

    Но это состояние никогда не длится долго. Это напоминает мне о даоске и её «жучке», о которых я рассуждал в предыдущих главах. Единство рождает двойственность и воссоздаёт вселенную, время и пространство повседневной реальности. После чувства завершения, вдруг снова появляется нечто раздражающее — именно тогда, когда вы думаете, что наступил момент покоя. Этот чертов «жучок» заставляет нас начинать песочную картину снова. Но без него не было бы никакой относительности, никакой двойственности, и никакого осознания. В тот момент, когда вы находите «путь», «жучок» всегда меняет его на противоположный. Не забывайте об обратном свете, скептике, общепринятой реальности и малом u.

    Малое u выражает недовольство: «Эй, что ты имеешь в виду, когда говоришь, что почти не двигаешься, и приходишь, не идя? Подожди минутку, не спеши, ты не можешь так закончить! Это еще не всё».

    Времена года идут по кругу, и внезапно ты оказываешься на том же месте! Завершения, как и начала, ценятся только в общепринятой реальности. Помните о малом u, оно принадлежит к большой картине. Оно говорит: «Эй, о чем это ты говоришь? А смогу ли я этим заработать на жизнь?» Мой ответ ему: «Прошу прощения, тебе не надо думать об этом большом U. Просто делай именно то, что тебе нужно, и что ты хочешь делать в данный момент».

    Мы нуждаемся в этом малом u. Остальное случится само собой; оно должно случиться, коль это закон природы. Забудьте обо всем, кроме своей повседневной работы, боритесь с собой и другими, проклинайте бестолковых государственных деятелей, смотрите телевизор, ешьте вкусную еду. Без всяких усилий, с наименьшим действием, однажды ночью вы проснетесь и поймете, что эта жизнь — сцена для проявления большого U. Тогда вы в течение минуты или двух будете знать, что ваша повседневная самость — потенциальная мать вселенной. Это малое u — шанс вселенной быть рожденной на земле. Порой Вы думаете о себе как о случайном ребенке бессмысленной и неизвестной вселенной. Но с другой точки зрения, вы — мать вселенной! Вы даете её направленной природе шанс реализоваться в повседневной жизни. Таким образом вы можете приносить звезды на землю. Пожалуйста, делайте это для себя и для остальных нас!

    Да, вселенная — наша мать. И, в силу само-отражения, мы можем быть тем же для нее.



    Примечания:



    1

    В оригинале «earth-based psychology”, буквально «психология, основанная на чувстве земли» (пер.)



    14

    Сходную идею высказал физик Амит Госвами в своей книге «Самосознающая вселенная»



    15

    Тем временем, я хочу предложить небольшую иллюстрацию того, как непосредственная осведомленность может «создавать и поддерживать вселенную». Согласно квантовой теории, «квантовые объекты» («микрочастицы»), возникающие в результате одного «квантового события», считаются «скоррелированными», в том смысле, что их измеримые свойства («квантовые числа») связаны соотношениями, не зависящими ни от каких других факторов. Например, в знаменитом мысленном эксперименте Эйнштейна-Подольского-Розена (недавно экспериментально подтвержденном А. Аспектом) говорится о двух «скоррелированных» фотонах, возникающих при аннигиляции электрона и позитрона. Парадокс квантовой нелокальности, обусловленной наличием у квантовых объектов волнового аспекта, состоит в том, что измерение одного из скоррелированных объектов, редуцирующее или «схлопывающее» его волновую функцию к ее «собственному значению» (в результате чего он определяется как локализованная «частица), вызывает мгновенное «схлопывание» волновой функции второго объекта независимо от сколь угодно большого расстояния между ними. Можно сказать, что «скоррелированные» квантовые объекты «нелокально осведомлены» о состоянии друг друга, причем эта нелокальная осведомленность не зависит не только от пространства, но и от времени (не лишне напомнить, что эксперимент Э-П-Р был предложен в качестве довода против квантовой теории, поскольку он предполагает передачу влияния быстрее скорости света, противоречащую теории относительности). Далее, согласно современной астрофизике, вся материальная вселенная возникла в результате одного квантового события (Большого Взрыва), и, значит, вся материя вселенной (включая материю наших тел) на квантовом уровне связана нелокальными связями и непосредственно осведомлена о самой себе; можно даже сказать, что вселенная образована сложной системой нелокальных связей. Более того, эти квантовые корреляции или нелокальные связи не возникли в результате Большого Взрыва, а лишь отражают свойства предсуществовавшей квантовой реальности, или «волновой функции вселенной», которая, по мнению С. Хоукинга, существовала и до Большого Взрыва «в мнимом времени». Как следует из общей теории систем и теоремы Гёделя, в любой достаточно сложной системе спонтанно возникает свойство само-рефлексивности (или самоописания). Именно акт само-рефлексии мог сыграть роль измерения, «редуцировавшего» предсуществовавшую «совокупную волновую функцию», и вызвавшего Большой Взрыв и возникновении материальной вселенной (пер.)



    16

    В основе моего рисунка лежит песочная картина, приведенная в книге Дэвида Маклэгана «Мифы о сотворении мира»



    147

    Перевод Джеймса Легге



    148

    Согласно словарю «Майкрософт Энкарта», слово «сообщество» происходит от латинского communis, или «общий». По моему мнению, суть организаций заключается в их «гражданах», в сообществе больших U.



    149

    «Обратный свет» — это векторное описание того, что я назвал «террористом» в книге «Год I», и «самой неудобной побочной ролью» в книгах «Лидер как мастер боевых искусств» и «Глубокая демократия открытых форумов».



    150

    Об этих видениях сообщается в книге «Говорит Чёрный Лось»



    151

    Более подробно о работе с миром говорится в книге «Глубокая демократия открытых форумов» (в русском переводе — «Сидя в огне»)



    152

    В тексте оригинала допущена ошибка, поскольку рисунок не соответствует описанию. При переводе я исправил эту ошибку, руководствуясь приводившимся ранее описанием сложения векторов наблюдаемого и наблюдателя (пер.)



    153

    В главе 18 я упоминал о народе Хайда, и о том, как я использовал Барабан Хайда, чтобы справиться с черным медведем. Если удастся, однажды посетите Хайда Гваи, и изучите природу тотемных столбов из Музея Британской Колумбии. Дальнейшую информацию о тотемных столбах можно найти на сайтах Королевского Музея Британской Колумбии:

    http://www.virtualmuseum.ca/Exhibitions/Inuit Haida/haida/english/language/story3.html;

    http://www.royalbcmuseum.bc.ca/totems/totems1b.html



    154

    http://www.virtualmuseum.ca/Exhibitions/Inuit Haida/haida/english/language/story3.html. Кроме того, посмотрите главную страницу этого сайта. Авторские права принадлежат Виртуальному Музею Канады.



    155

    Мы использовали это большое U в качестве метанавыка во всем, что мы делали с Хайда. В результате, мы благодарны за то, что многое узнали у них о море, земле, и небе.



    156

    «Говорит Чёрный Лось», в пересказе Джона Г. Нейдхарта



    157

    Там же, стр. 2



    158

    Там же, стр. 27, 34, 37, 40, 54, 55, 82, 147, 202



    159

    «Говорит Черный Лось», стр. 260



    160

    То есть, предвидеть будущее. В русском языке тоже есть присказка «как в воду смотрел», указывающая на такую способность. Вообще, способность маленьких детей видеть картины возможного будущего издавна использовалась в духовных традициях всего мира (пер.)








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке