• Митрополит Виталий (Устинов) – последний Первоиерарх РПЦЗ с дореволюционными корнями
  • Духовное просвещение в среде русской эмиграции
  • Четвертый Всезарубежный Собор – курс на объединение с Церковью в Отечестве («за» и «против»)
  • Глава 6

    Заключительный этап самостоятельного бытия РПЦЗ

    Преемником упокоившегося в 1985 г. митрополита Филарета (Вознесенского) в служении Первоиерарха и Председателя Зарубежного Синода стал митрополит Виталий (Устинов). Перемена в высшем управлении РПЦЗ совпала с началом преобразований в СССР, которые в конечном счете привели к его распаду и падению коммунистического режима Многим православным, как внутри России, так и в диаспоре, в том числе в духовенстве и пастве РПЦЗ, казалось, что поскольку причиной разделения некогда послужили политические события – установление богоборческой власти в России, то с ее падением возникнут предпосылки для объединения РПЦ МП и РПЦЗ. Но в Архиерейском Синоде РПЦЗ возобладало не примирительное, а настороженное отношение к Московской Патриархии У некоторых иерархов возникла надежда, что с падением советского режима изгладится у верующего народа и авторитет Патриархии, а церковная власть в России перейдет к епископам-эмигрантам, не имевшим ничего общего с атеистическим режимом Поэтому в мае 1990 г Зарубежный Синод принял решение об открытии своих приходов и епархий на территориях бывшего Советского Союза.

    Митрополит Виталий (Устинов) – последний Первоиерарх РПЦЗ с дореволюционными корнями

    Будущий митрополит Виталий, в миру Ростислав Петрович Устинов, родился в Санкт-Петербурге 18 марта 1910 г в семье морского офицера Петра Устинова и Лидии Андреевны (урожденной Стопчанской), дочери жандармского генерала, проходившего службу на Кавказе.

    Через некоторое время семья переехала в Севастополь. Там Ростислав провел первые годы своей жизни Вот что позже вспоминал владыка Виталий об этом времени, а также и о перемене, принесенной революцией: «Я застал царскую Россию … Я помню ее в деталях, а главным образом я помню ее дух … в царское время все было спокойно и благочестиво Бывало, выйдя в сад, слышишь перезвон церковных колоколов Так хорошо и сладко было на душе, будто небо спускалось на землю, и чувствовался непонятный, глубокий мир Запомнил я все это скорее не просто памятью, а сердечной памятью» Или: «Вспоминается интересный случай Я точно помню, как бабушка взяла газету и сказала следующие слова: «Это конец России!» На передовой странице крупными буквами было написано, что государь отрекся от престола. • Я помню эту незабываемую разницу, когда грянула революция Все переменилось Небо изменилось На всех напал мистический страх Все потеряли душевный мир...»

    В 1920 г, во время Гражданской войны в России, Ростислав Устинов был определен в кадетский корпус, основанный генералом Врангелем В конце года корпус эвакуировали в Константинополь (Стамбул), а затем – в Югославию (при эвакуации корпус насчитывал 650 кадетов).

    В 1923 г мать будущего святителя вызвала своего сына в Константинополь, откуда с ним переехала в Париж, где поместила его во Французский колледж имени святого Людовика в городе Ле Ман. По окончании колледжа Ростислав проживал с матерью в Каннах.

    В 1934 г Ростислав Петрович Устинов был призван отбывать воинскую повинность и был зачислен в 9-й кирасирский (конный) полк Дослужившись до чина бригадира, он отказался продолжить военную карьеру в качестве офицера и решил, покинув мир, поступить в монастырь.

    В 1938 г он поступил в монастырь преподобнаго Иова Почаевскаго в Ладомировой на Карпатах (тогда – территория Чехословакии). В 1939 г. послушник Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, а через год – в малую схиму.

    В 1941 г в городе Братиславе о Виталий был рукоположен архиепископом РПЦЗ Берлинским и Германским Серафимом (Ляде) в сан иеромонаха с поручением ему, оставаясь насельником монастыря, служить в двух селах на границе Чехословакии с Польшей.

    Вторая мировая война принудила монашеское братство покинуть Ладомирову и эвакуироваться в Германию. Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обеспокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков-карпатороссов – двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. Им предложили уехать с братством, так как отец Виталий решил в праздник Преображения отслужить на приходе в Медвежьем В эту поездку он забрал двух послушников с собой Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне – недавно почивший Первоиерарх РПЦЗ(Л) митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор.

    Иеромонах Виталий оказался в Берлине, где вместе с архимандритом Нафанаилом (Львовым) развил широкую миссионерскую деятельность в среде русских беженцев и военнопленных Новое наступление советских войск заставило отцов Нафанаила и Виталия обосноваться в северной части Германии, в Гамбурге, где они сосредоточились на спасении тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР.

    Обосновавшись в Гамбурге, игумен Виталий занялся устройством церковной жизни при лагере Фишбек Этот лагерь в течение нескольких лет был одним из центров русской православной жизни в Европе. Оттуда вышло много будущих служителей РПЦЗ В лагере размещался Успенский храм, настоятелем которого был отец Виталий Он вообще стал ключевой фигурой Фишбека Очевидцы вспоминают будущего митрополита Виталия, разъезжавшего по многочисленным делам на мотоцикле, с развевающейся по ветру наметкой монашеского клобука Множество русских были обязаны отцу Виталию спасением жизни В Фишбеке сразу же была основана барачная церковь с ежедневным кругом богослужений, курсы псаломщиков и даже годовой курс богословских наук для двенадцати юношей Одновременно с этим игумен Виталий собрал там и небольшую монашескую братию, а также основал типографию, которая стала печатать для всех лагерных церквей Германии «Великие сборники» (краткие своды основных богослужений), молитвословы и периодические «Почаевские листки».

    С 1947 по 1951 г архимандрит Виталий являлся настоятелем лондонского прихода РПЦЗ, где поочередно служил в одном храме с будущим митрополитом РПЦ МП Антонием (Блумом) Позже, говоря о своем опыте миссионерской деятельности, в том числе и в Англии, владыка Виталий писал: «Я лично убежден, что в нашу задачу в рассеянии входит не только окормлять наш русский народ, оберегать его от денационализации, но также и известное миссионерство среди инославных У меня есть внутреннее стремление к миссионерству среди иностранцев За наше пребывание в Лондоне нам удалось перевести в православие около десяти человек англичан, что кажется мало, но все они стали искренними православными людьми Лучший из них перевел на английский язык сокращенное «Добротолюбие» (речь идет об известном переводчике и миссионере архимандрите Лазаре Муре) За эти годы у нас выработалась очень хорошая система миссионерства Мы все время разъезжаем, оставаясь иногда продолжительное время в том или ином пункте, но, зная, как велика слабость и удобопреклонность к падению человека, мы большую часть времени проводим в общежительной жизни, в которой мы спасаемся, как в некоей раковине, от морских хищников страстей наших Одним словом, мы привыкли жить среди народа и в то же время вести монастыфский образ жизни».

    12 июля 1951 г, в день св апостолов Петра и Павла, о Виталий был рукоположен в сан епископа Сан-Паулосского, викария Бразильской епархии Молодой архиерей отлично знал, с какими трудностями предстоит ему столкнуться лицом к лицу В слове при наречении во епископа он отмечал: «Господь призывает меня служить в апостольском чине Его святой Церкви Но в каких условиях живет Она! Мир, в котором так сиротливо живет теперь Православная Церковь, утратил свою духовную девственность Лжеучители и лжехристы обтекли всю подсолнечную и каждому народу рассказали о Христе по своим лжеучениям, так что осталось только одно имя Спасителя, которым они прикрывают вымышленного Христа, и в нашей ревности мы почти вправе воскликнуть: лучше было бы им совершенно ничего не знать о Христе, ибо научать легче, чем переучивать Вот перед какими трудностями стоит наше епископство Православной Русской Зарубежной Церкви И на этот крестный путь архиерейства вступаю и я Много мне нужно помощи, а наипаче нужна сугубая благодать Божья, благодать премудрости и разума, которые помогли бы мне раскрыть в моей душе широкий диапазон от предельной снисходительности до непреклонности мученичества Помолитесь обо мне, преосвященнейшие владыки, и ты, православный христолюбивый народ, чтобы Господь исполнил меня этими духовными богатствами. Это общее наше дело». В Сан-Пауло молодой епископ открыл свою типографию и устроил небольшой приют для мальчиков, которые обучались прислуживать за богослужением.

    В 1955 г епископ Виталий со своей братией был переведен в Эдмонтон в Канаду В 75 милях от города он основал Свято-Успенский скит Будучи вскоре назначен правящим епископом Монреальским и Канадским, владыка Виталий устроил монашеский скит в Мансонвилле.

    В Монреале епископ Виталий приобрел и благолепно обустроил крупный собор Прекрасный дом его монастырского подворья и резиденции находился недалеко от собора В этом подворье также была устроена типография, выпускавшая богослужебную, вероучительную, церковно-историческую литературу и периодическое издание «Православный вестник».

    Сделанный им в 1967 г. доклад Архиерейскому Собору об экуменизме никогда не оставлял сомнений в том, что архиепископ Виталий непримиримо настроен по отношению к «официальному православию» и ко всем новшествам, которые оно тогда уже повсеместно вводило.

    После смерти Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета в 1985 г возникла необходимость провести внеочередной Архиерейский Собор – как для избрания нового главы Церкви, так и для обсуждения духовно-административных вопросов На этом Соборе 22 января 1986 г. Первоиерархом РПЦЗ был избран по жребию из двух кандидатов архиепископ Монреальский и Канадский Виталий Став митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским, он сохранил за собой и управление Канадской епархией.

    Настолование (возведение на первосвятительскую кафедру) нового митрополита было совершено 25 января 1986 г В слове приветствия, с которым обратился к новому Первоиерарху архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич), в частности, говорилось: «Мой долг приветствовать тебя от имени нашего епископата Ты сам, Владыко святый, должен был заметить, как после смерти блаженнопочившаго святителя нашего митрополита Филарета епископат как бы возродился, почувствовал новые силы, уверенность в своих действиях и объединился вокруг тебя».

    Курс РПЦЗ при митрополите Виталии отличался внутренней противоречивостью В первые годы его критиковали за фактическое упразднение Синодальной канцелярии, в течение 55 лет возглавлявшейся епископом Григорием (Граббе), а также за «Бостонский раскол» и ухудшение отношений РПЦЗ с греками – «старостильниками» Архиерейский Собор РПЦЗ в 1990 г под председательством митрополита Виталия принял решение о легализации канонических структур этой Церкви на постсоветском пространстве и принятии под свой омофор раскаявшихся клириков Московской Патриархии Именно настоянием митрополита Виталия вопреки мнению архиепископа Марка Берлинского Синод РПЦЗ принял решение рукоположить суздальского архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа.

    Когда пал «железный занавес», митрополит Виталий стал вести широкую переписку с верующими в России К нему в письмах, а иногда и по телефону обращались священники, монахи и миряне, ученые и простецы, молодые и старые, и он всем по возможности отвечал Владыка щедро посылал духовную литературу и иконки Русской Зарубежной Церкви в Россию Митрополит был доступен и для приезжавших из России паломников и гостей: он тепло встречал и некоторых буквально не отпускал часами, беседуя о положении дел в России.

    Митрополит, уже одержимый старческой немощью, каждый день неизменно вставал в 4. 30 утра и звонил в колокол, созывая всех живущих в Синодальном доме в храм на утреннюю молитву.

    Престарелый митрополит Виталий несколько раз порывался приехать в Россию, но всякий раз его удерживало ближайшее окружение (прежде всего личный секретарь Л. Д. Роснянская), предполагавшее, что «в этой страшной бандитской стране старца просто убьют» Российские преосвященные, и прежде всего епископ Суздальский Валентин, настойчиво приглашали митрополита приехать в Россию и даже перенести в Суздаль управление Зарубежной Церковью и Синод Однако недоброжелатели внушили владыке Виталию мысль, что его заманивает туда КГБ, чтобы убить.

    В начале 1990-х, когда в России наблюдался массовый переход общин из РПЦ МП в РПЦЗ, и она почтительно воспринималась обществом как законная преемница «белой» Русской Церкви, митрополит Виталий имел все шансы въехать в страну на «белом коне» Эти шансы стали постепенно улетучиваться уже в 1992 г, когда при помощи нехитрых провокаций, связанных с фашистской общественной организацией «Память», РПЦЗ удалось скомпрометировать Окончательно возможности были утрачены в 1994 г., когда, после серии противоречивых указов из Нью-Йорка и сменившей их полной растерянности зарубежного священноначалия в вопросе о том, как же строить церковную жизнь епархий РПЦЗ в России, российские архиереи были вынуждены разорвать административное подчинение Синоду РПЦЗ и встать на путь автономного самоуправления.

    С середины 1990-х гг. все отчетливее проявлялись старческие немощи митрополита Виталия (прежде всего расстройство памяти) Параллельно в епископате РПЦЗ набирала силу группа сторонников вхождения в РПЦ МП, разочарованная попытками создания канонических структур РПЦЗ в России Тем не менее владыка Виталий продолжал оказывать консервативное влияние на Архиерейский Собор и до конца своих дней оставался категорическим противником «воссоединения».

    В период управления РПЦЗ митрополитом Виталием был канонизирован целый сонм святых Это Собор Преподобных Оптинских Старцев и преподобный Паисий Величковский (1990 г.), святители: Иоанн Шанхайский, Иннокентий Московский и Николай Японский (1994 г.), святитель Иона Ханько-усский (1996 г.), св. мученик иерей Максим Горлицкий (1998 г.).

    Однако вскоре последовали грозные знамения, которые нельзя было не увидеть и не оценить В 1998 г, через год после убийства брата Иосифа и исчезновения Иверской мироточивой иконы, сгорел дотла митрополичий кафедральный Монреальский собор, служивший основным местом пребывания иконы во время богослужений В том же году, в самый день 16-й годовщины явления мироточивой иконы, митрополит Виталий упал, сломал правую руку и после этого не мог полноценно совершать архиерейские богослужения и долгое время был не в силах даже креститься.

    В юбилейном 2000-м году от Рождества Христова митрополит Виталий возглавил Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, одобрил и подписал соборные решения о поддержке позитивных перемен в Московской Патриархии На том же Соборе было принято решение о создании нескольких комиссий по изучению путей Русской Церкви в прошлом и будущем Соборные решения 2000 г были подписаны пятнадцатью архиереями во главе с митрополитом Виталием, несмотря на несогласие последнего с намеченным планом установления тесных контактов с РПЦ МП.

    В июле 2001 г группой архиереев – сторонников единства с РПЦ МП – были устроены торжества и банкет в честь 60-летия священнослужения, 50-летия архипастырства и 15-летия первоиераршества митрополита Виталия и одновременно его пышные проводы на покой. Действительно, теперь митрополит Виталий как непримиримый противник соединения и олицетворитель старого, непримиримого к экуменизму и сергианству курса Зарубежной Церкви стал ненужным На заседании Синода митрополит Виталий, которому исполнился тогда 91 год, заявил, что желает уйти на покой и передает свои полномочия своему заместителю, архиепископу Лавру В октябре того же года Архиерейский Собор РПЦЗ избрал Лавра новым Первоиерархом, однако, под давлением окружения, митрополит Виталий не признал этого избрания и 24 октября 2001 г удалился в свой скит в Мансонвилле Обстоятельства отъезда владыки Виталия из Нью-Йорка, а также попытки нового руководства РПЦЗ получить над ним контроль сопровождались физическим насилием над старцем, что вызвало сочувствие к нему многих клириков и мирян РПЦЗ.

    В Мансонвилле при участии епископа Каннского Варнавы (Прокофьева) митрополит Виталий положил начало новой юрисдикции – РПЦЗ(В). Он снял запрещение с епископа Варнавы и рукоположил вместе с ним епископов Сергия, Владимира и Варфоломея К сожалению, возвратив себе полномочия Первоиерарха, митрополит Виталий не принес публичного покаяния за свои ошибки, допущенные им при участии в Соборах РПЦЗ

    2001 г, 2000 г и 1994 г На Соборе 1994 г РПЦЗ приняла еретическое учение греческого митрополита Киприана В Рождественском послании 1986 г фактически отменялась анафема ереси экуменизма и экуменистам, принятая в 1983 г Возможно, этому препятствовало ближайшее окружение митрополита – секретарь епископа Варнавы парижский протоиерей Вениамин Жуков и многолетний секретарь самого владыки Людмила Роснянская.

    Последние годы своей жизни старец-митрополит почти безвыездно провел в Спасо-Преображенском скиту в Мансонвилле, где ходил на службы и принимал гостей Иногда он произносил простые поучения о молитве, делился воспоминаниями Фактически митрополит был уже не способен заниматься церковными делами Постоянной квалифицированной медицинской помощи владыке не оказывалось, но, несмотря на это, он до последних дней сохранял бодрость.

    Утром в понедельник отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 25 сентября 2006 г. в 10.45, в больнице Провиденс квебекского городка Магог четвертый Первоиерарх РПЦЗ Блаженнейший Митрополит Виталий мирно отошел ко Господу.

    Отпевание и погребение Блаженнейшего митрополита состоялось в четверг 15/28 сентября в храме Спасо-Преображенского скита в Мансонвилле Заупокойную литургию и отпевание совершал епископ Владимир, которому сослужили: митрофорный протоиерей Вениамин Жуков, протоиерей Константин Федоров, протоиерей Николай Семенов, иерей Андрей Кенсис, иерей Кирилл Барташевич, иерей Андрей Ломов, иерей Андрей Грицко В службе также принимали участие дьяконы: Иоанн Кочергин, Алексей Фимин и Сергий Агу, а также иподьякон Анатолий Ган со множеством других прислужников как из Монреаля, так и из других духовных центров РПЦЗ.

    Проститься с любимым Первоиерархом съехалось множество народа из разных стран света: России, Европы, Америки Кончина митрополита Виталия не оставила равнодушными ни верных до сего дня его послушников, ни тех, кто избрал иной путь.

    Среди прочих проводить в последний путь митрополита приехала матушка Исихия из Свято-Владимирского женского монастыря в Калифорнии С собой она привезла чудотворную Владимирскую икону Божией Матери.

    Такой блаженной христианской кончиной увенчалась долгая жизнь человека, связавшего своей жизнью несколько эпох, ставшего для целых поколений настоящим проводником спасения во Христе.

    Митрополит Виталий возглавлял РПЦЗ на заключительном этапе ее самостоятельного существования Стратегия РПЦЗ при владыке Виталии отличалась внутренней противоречивостью Это объяснялось разделением мнений в среде самой РПЦЗ по вопросу возможности объединения с РПЦ МП Несмотря на многочисленные уступки сторонникам объединения, митрополит оказывал консервативное влияние на Архиерейский Собор и до конца своих дней оставался категорическим противником воссоединения.

    Духовное просвещение в среде русской эмиграции

    После революции 1917 г. могли полноценно действовать и развиваться только те русские богословские школы, которые находились за границами СССР.

    В диаспоре крупнейшим православным образовательным и научным центром по праву считается Парижский богословский институт, организованный на Свято-Сергиевском подворье по благословению митрополита Евлогия (Георгиевского). Инициатива создания этого учебного заведения принадлежала Русскому студенческому христианскому движению (РСХД) Крупную субсидию на обустройство Свято-Сергиевского богословского института выделил председатель Всемирного комитета YMCA (Христианской ассоциации молодых людей) д-р Мотт. Владыка Евлогий вспоминал: «Он придавал огромное значение… созданию богословского института – единственной русской богословской школы за границей. В России большевики закрыли все духовные академии и семинарии, богословское образование прекратилось; образовалась пустота, которую наш институт хоть в минимальной мере мог заполнить».

    1 марта 1925 г был освящен храм преп Сергия на подворье, и после Пасхи было принято 10 человек, с которыми велись подготовительные занятия Осенью началось систематическое преподавание, а 30 апреля 1926 г институт был официально открыт Для управления институтом митрополит Евлогий пригласил из Сербии епископа Вениамина (Федченкова), который в дореволюционной России возглавлял Тверскую семинарию Он пользовался большой любовью студентов и придал всей институтской жизни, по словам владыки Евлогия, «строгое монашеское направление»: для студентов обязательным было ежедневное посещение богослужений в храме преподобного Сергия, воспитанники одевались в подрясники, за трапезой непременно читались прологи и жития святых.

    Первыми студентами института оказались люди самых разнообразных занятий и биографий. Митрополит Евлогий вспоминал: «Важно было одно: большинство поступающих были люди убежденные, идеалисты, через Церковь пришедшие к решению посвятить себя церковному служению Полумонашеским строем они не тяготились, напротив, чувствовали себя в нем, как в своей стихии Некоторые из воспитанников еще студентами приняли монашество, стали прекрасными монахами-миссионерами, монахами-пастырями, подвизающимися в миру, попадая иногда прямо из института в какой-нибудь приход в отдаленном захолустном углу нашего эмигрантского рассеяния».

    С небольшим перерывом епископ Вениамин руководил учебным процессом до 1930 г, когда после разрыва с митрополитом Евлогием, перешедшим вместе с институтом в юрисдикцию Константинопольской Патриархии, он оставил свою должность Следующим инспектором института стал протоиерей Сергий Булгаков. О нем в воспоминаниях митрополита Евлогия написано следующее: «Отец Сергий имел большое влияние на студентов. Он стал их духовником, другом, советчиком, и авторитет его в студенческой среде огромен Но административные, инспекторские обязанности не соответствуют философскому складу отца Сергия – он более философ, нежели администратор».

    Финансовое содержание богословского института целиком зависело от пожертвований эмигрантов, подавляющее большинство которых были крайне бедными, а также от помощи YMCA и других международных организаций Материальная зависимость от YMCA давала повод консервативно настроенным эмигрантам обвинять руководство института в связях с масонством.

    Преподавателями Свято-Сергиевского института стали лучшие богословы и философы русского зарубежья: архимандрит Киприан (Керн), Г. В. Флоровский, С. С. Безобразов, впоследствии епископ Кассиан (с 1947 по 1964 г – ректор) Для прочтения отдельных лекций приглашались Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк. В послевоенные годы среди лучших профессоров были Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, позже принявшие священный сан и переехавшие (по примеру протоиерея Георгия Флоровского) в США, составив ядро Свято-Владимирской академии.

    За первое десятилетие своего существования богословский институт окончили 133 студента, 52 из них стали священнослужителями В послевоенные годы парижский Свято-Сергиевский институт стал постепенно утрачивать свою русскую ориентацию. В настоящее время преподавание в нем ведется на французском языке; студенты и преподаватели принадлежат к разным христианским конфессиям, что не возможно было представить при его основании.

    В послевоенные годы единственной пастырской школой РПЦЗ стала Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле под Нью-Йорком, основанная в 1948 г В семинарии обучаются студенты из разных частей мира После пяти лет обучения выпускники получают степень бакалавра богословия.

    Постоянно действующие духовные учебные заведения унаследовали все лучшие традиции российских дореволюционных духовных школ. Наряду с этим многие священнослужители РПЦЗ проходили первоначальную богословско-пастырскую подготовку в своих приходах, будучи мирянами Затем сдавали соответствующие экзамены и посвящались в степени священства Это всегда было связано с разбросанностью приходов Зарубежной Церкви по всему миру.

    РПЦЗ постоянно вынуждена уделять пристальное внимание и миссионерской работе среди других конфессий, разрабатывая и издавая огромное количество апологетической литературы.

    Четвертый Всезарубежный Собор – курс на объединение с Церковью в Отечестве («за» и «против»)

    В 1988 г. РПЦЗ и РПЦ МП одновременно и торжественно праздновали 1000-летие Крещения Руси В это время в СССР начались позитивные изменения в церковно-государственных отношениях Были отменены некоторые требования, стесняющие свободное исповедание веры: например, предъявлять документы при таинствах крещения и венчания На прилавках книжных магазинов появилась если не религиозная литература, то некоторые материалы по истории Церкви Наряду с сугубо церковными празднествами прошла масса научно-практических конференций и других мероприятий, посвященных тысячелетнему юбилею русского православия Поместный Собор РПЦ МП причислил к лику святых Патриарха Тихона и ряд подвижников Русской Церкви Церкви в СССР постепенно стали возвращать храмы и монастыри.

    Эти перемены дали некоторую надежду на возможное объединение с Зарубежной Церковью. Члены Поместного Собора 1988 г. в обращении «К чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью» призвали представителей РПЦЗ к диалогу «Такой диалог, – говорится в Обращении, – милостью Божьей мог бы привести нас к столь желаемому восстановлению церковного общения, помог бы разрушить разъединяющие ныне нас преграды. Заверяем вас, что никоим образом мы не хотим ни стеснить вашу свободу, ни получить господство над наследием Божьим (1 Пет. 5, 3), но всем сердцем стремимся к тому, чтобы прекратился соблазн разделения между единокровными и единоверными братьями и сестрами, чтобы мы могли в единомыслии единым сердцем возблагодарить Бога у единой Трапезы Господней» Однако надеждам на скорое развитие диалога не суждено было сбыться В 1990 г Архиерейский Собор РПЦЗ вынес решение об открытии приходов своей юрисдикции на территории бывшего СССР (подробнее об этом см. в Приложениях).

    В ответ на новую тактику Архиерейского Синода РПЦЗ руководство РПЦ МП издало обращение «К архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви», в котором призвало стремиться к единству Церкви и не создавать новых препятствий для его достижения.

    «И сейчас, – гласило это обращение, – мы по-прежнему готовы все понять и все простить. Даже несмотря на то, что руководство Русской Зарубежной Церкви усилило существующее разделение, образуя параллельную иерархическую структуру и способствуя созданию новых приходов на канонической территории Московского Патриархата, мы вновь протягиваем им руку, призывая к открытому и честному диалогу по всем вопросам, вызывающим разногласия между нами… Мы призываем всех наших православных соотечественников искать мира и любви между собой, оставив все то, что не может, а следовательно, и не должно служить причиной разделения у исповедующих одну спасительную правую веру» В октябре 1991 г. в аналогичном обращении к участникам Конгресса соотечественников прозвучали следующие слова Патриарха Алексия II: «Внешние оковы агрессивного безбожия, долгие годы связывающие нас, пали Мы свободны, и это создает предпосылки для диалога, ибо именно свобода нашей Церкви от гнета тоталитаризма была тем условием встречи с заграничными братьями и сестрами, о котором неоднократно говорило Священноначалие Русской Зарубежной Церкви Сегодня нужно преодолеть горечь, раздражение, личную неприязнь. Со всей искренностью говорю: мы готовы к диалогу...»

    Определенным этапом в развитии такого диалога стали начавшиеся в 1993 г регулярные собеседования между представителями Московского Патриархата во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном (Галинским) и священниками Берлинской епархии РПЦЗ во главе с архиепископом Марком (Арндтом) Всего прошло девять собеседований В совместном заявлении участников девятого заключительного собеседования, прошедшего в декабре 1997 г., было отмечено: «Все мы воспринимаем себя как чада духовных устоев Русской Церкви Она есть Матерь-Церковь для всех нас. Мы согласны в том и отмечаем, что благодатность Таинств, священства и церковной жизни не должна ставиться под вопрос Если в настоящий момент нет евхаристического общения клира Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, то этим не утверждается «безблагодатность» другой стороны» Важной вехой на пути к единству стал юбилейный Архиерейский Собор РПЦ МП, состоявшийся в Москве в августе 2000 г, на котором были причислены к лику святых Новомученики и Исповедники Российские, прославленные в Зарубежной Церкви в 1981 г.

    24 сентября 2003 г в Генеральном консульстве России в Нью-Йорке состоялась встреча Президента Российской Федерации В. В. Путина с Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ митрополитом Лавром В. В. Путин передал митрополиту письмо от Патриарха Алексия II и пригласил владыку Лавра посетить Россию.

    В ноябре 2003 г по приглашению Московского Патриархата Москву посетила делегация РПЦЗ, в том числе архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион и епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл В ходе визита состоялась встреча зарубежных иерархов с Патриархом Алексием II и членами Священного Синода РПЦ МП При этом была ясно выражена воля сторон к установлению молитвенно-евхаристического общения.

    Вопрос о каноническом единстве обсуждался на Архиерейском Соборе РПЦЗ, который состоялся 13–17 декабря 2003 г. В послании этому собору Патриарх Алексий II отметил, что слова и действия как представителей РПЦЗ, так и представителей Московского Патриархата не всегда соответствовали высокому призванию Церкви, что «определялось внешними обстоятельствами церковной жизни, а иногда и прямым давлением нецерковных сил… Господь уберег Свою Церковь от уклонения в ереси. Сохранил догматическое единство и апостольскую преемственность рукоположений Врагами раздиралась внешняя риза церковная, но Тело Христово сохранило сокровенное единство. Приступая к чаше Святой Евхаристии, люди Божьи в России и за ее пределами приобщались к единому источнику животворящей благодати… уже сейчас Русская Православная Церковь в Отечестве и Русская Зарубежная Церковь по существу разделяют и отстаивают перед лицом всего мира единое восприятие духовных и нравственных ценностей» Архиерейский Собор РПЦЗ откликнулся на эти слова Патриарха: «Сохраненное в глубинах подлинное церковное единство нам следует явить Тело Христово есть Церковь, и Таинство во всех таинствах есть одно – Тело Христово На нас возложена ответственность: вопреки всем препятствиям, могущим встретиться нам на пути преодоления преград, раскрыть свои сердца для восприятия Божьего промышления о Церкви Своей» В декабре того же года состоялось Всезарубежное пастырское совещание РПЦЗ, которое обсудило возможность установления церковного единства.

    Важность единства Церкви в Отечестве и Церкви Заграницей отметил в одном из свих публичных выступлений Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр: «Объединение избавит нашу Церковь от самоизоляции и неизбежно связанных с ней раздроблений и разделений, с одной стороны, и, с другой стороны, от растворения ее в инославной среде» Митрополит осудил тех членов РПЦЗ, которые сомневаются в благодатности Церкви в Отечестве: «Вместо любви к Богу и любви к ближнему, вместо любви к нашей Родине – России они насаждают в своих сердцах ненависть и презрение. Упорствующие в таком мнении впадают в ересь неофарисейства».

    Знаменательным событием во взаимоотношениях между РПЦЗ и РПЦ МП стал визит в Россию делегации РПЦЗ во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром 14–28 мая 2004 г Официальный визит Первоиерарха РПЦЗ стал первым за годы разделения и явился значительным шагом к единству В ходе визита состоялась встреча Патриарха Алексия II с митрополитом Лавром Символическим событием данного визита стала закладка храма на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне, которая состоялась 15 мая В последующие дни делегация РПЦЗ посетила важнейшие святыни Москвы и побывала в городах Екатеринбурге, Алапаевске, Нижнем Новгороде, Диве-евском монастыре, Курске и Санкт-Петербурге 27 мая состоялась заключительная встреча митрополита Лавра с Патриархом Алексием II В тот же день в Ново-Огареве прошла встреча Президента Российской Федерации В. В. Путина с главами обеих Церквей.

    Как отмечалось выше, важным этапом в деле восстановления канонического общения стала работа комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и аналогичной комиссии со стороны РПЦЗ Перед комиссиями была поставлена задача выработать совместное понимание:

    • принципов взаимоотношений Церкви и государства, соответствующих учению Церкви;

    • соответствующих традициям Церкви принципов взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями;

    • статуса Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви;

    • канонических условий для установления евхаристического общения.

    Комиссии завершили работу в ноябре 2006 г За это время были выработаны проекты документов, определяющих канонический статус РПЦЗ в составе Московского Патриархата, отношение сторон к проблемам взаимоотношений Церкви и государства, Православной Церкви и инославия Все эти документы впоследствии были одобрены Священным Синодом РПЦ МП и Архиерейским Синодом РПЦЗ.

    Одновременно с проведением переговоров обе Церкви осуществили ряд совместных начинаний, свидетельствующих, что объединение находит живой отклик среди православной паствы Так, например, весной 2005 г представители РПЦЗ принимали участие в перезахоронении на кладбище Донского монастыря останков генерала А И Деникина и философа И А Ильина с их супругами, а в 2006 г. – в перезахоронении останков императрицы Марии Федоровны Начиная с 2005 г представители РПЦЗ принимали активное участие в работе Всемирных Русских Народных Соборов.

    В марте 2006 г после долгих дискуссий и многочисленных приходских и епархиальных собраний в РПЦЗ была обнародована программа IV Всезарубежного Собора в Сан-Франциско и список делегатов.

    Патриарх Алексий II в преддверии Собора направил Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Лавру письмо с выражением поддержки усилий, «направленных на воссоединение с Церковью в Отечестве», подчеркнув, что «чем дальше будет уходить время, тем меньше Русская Зарубежная Церковь будет оставаться русской Поэтому нынешнее время, может быть, уже последнее для того, чтобы соединить в одной Церкви две ветви русского народа».

    Но еще до начала Собора секретарь Синода РПЦЗ епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) в одном из интервью сказал: «Такое впечатление, что чаяния скорейшего объединения не оправдываются Желание достичь единства поскорее приводит к тому, что за счет этого страдают сами принципы, во имя которых начались эти переговоры. Верующие люди находят, что с нашей стороны было сделано больше уступок, чем с противоположной. Это не бухгалтерский подсчет «пунктов», это острое чувство, которое ими владеет».

    Другой епископ, возглавляющий многочисленную епархию РПЦЗ в Украине, Агафангел Таврический и Одесский опубликовал заявление, в котором подчеркнул, что предшествующий Собору диалог убедительно свидетельствует, что нет никаких новых аргументов в пользу объединения РПЦЗ и РПЦ МП, кроме численного состава, имущественного положения и положительного отношения к объединению нынешних властей России По мнению епископа Агафангела, следовало сначала договориться о принятии и утверждении обеими сторонами основных принципов, на которых может быть построено единство Русской Православной Церкви.

    Итак, отношение к объединению в среде РПЦЗ было явно неоднозначным.

    Собор открылся 7 мая 2006 г На первом заседании митрополит Лавр подчеркнул, что речь идет не о «соединении» или «слиянии», а о примирении и взаимном признании друг друга и об установлении евхаристического общения «при сохранении нашей административной самостоятельности» Митрополит Лавр заявил, что РПЦЗ не собирается отступать от своих принципиальных позиций, в частности, в вопросе неприятия экуменизма.

    Возражений объединяться на первом заседании не прозвучало Официальные протесты от Леснинского Свято-Богородицкого монастыря во Франции и послание Общества ревнителей памяти митрополита Антония (Храповицкого), подписанное 1200 прихожанами РПЦЗ, оглашены не были.

    Особого внимания заслуживает доклад архиепископа Берлинского и Германского Марка, в котором он признал ошибочной деятельность Архиерейского Синода РПЦЗ по открытию параллельных епархий и созданию иерархии в России в 1990-е гг. Через два дня в работе Собора обозначился существенный перелом – после доклада священника Виктора Доброва о текущей экуменической деятельности РПЦ МП В процессе дальнейшей работы делегаты были ознакомлены с содержанием выработанного на встречах согласительных комиссий РПЦЗ и РПЦ МП «Акта о каноническом общении».

    В результате была принята резолюция IV Всезарубежного Собора по вопросу уврачевания раны разделения внутри Русской Церкви. Еще до начала прений по резолюции епископ Штуттгартский Агапит сказал, что этим созданы условия для созыва будущего Всероссийского Собора Если такой Собор, отмечалось далее, примет резолюцию о восстановлении евхаристического общения с РПЦ МП, Зарубежная Церковь сможет участвовать в будущем Всероссийском Соборе как полноправный его участник и дать отчет о своей деятельности в ХХ в Епископ же Одесский Агафангел сказал, что РПЦ МП и РПЦЗ – по-разному устроенные институты: священноначалие РПЦ МП продолжает исповедовать сергианство и экуменизм Следовательно, нельзя подчиниться такому руководству и не следует включать в резолюцию обещания, что «Акт о каноническом общении» будет принят Окончательный текст резолюции был принят большинством голосов делегатов (129 – за, 6 – против, голосование проходило по абзацам).

    Несмотря на то что резолюция Собора обязывала РПЦ МП сохранить за РПЦЗ самоуправление и отказаться от участия в экуменическом движении и вообще передавала урегулирование остающихся неразрешенными церковных вопросов будущему Поместному Собору Единой Русской Церкви, в Москве приветствовали принятие этого документа Секретарь комиссии РПЦ МП по диалогу с РПЦЗ протоиерей Николай Балашов сказал в интервью «Интерфаксу» в тот же день, 11 мая, что такое решение открывает путь к скорому исцелению длительного, продолжавшегося белее восьми десятилетий разделения между Русской Церковью в Отечестве и ее зарубежной частью. В интервью другому информагентству (РИА «Новости») о Николай заявил, что «восстановление единства Русской Церкви не займет много времени, подразумевая под единством евхаристическое общение Все вопросы, которые должны быть разрешены для устранения препятствий к единству, были рассмотрены комиссиями РПЦ МП и РПЦЗ за два года их совместной работы, начиная с осени 2004 г Оставались неразрешенными некоторые практические и церковно-канонические вопросы, в первую очередь статус приходов Зарубежной Церкви на территории России».

    Российские СМИ много внимания уделяли освещению объединительных процессов между РПЦ МП и РПЦЗ – принимая за выражение такового успеха резолюцию Собора Тема объединения Церквей нашла отражение не только в информационных выпусках новостей, но и в ряде специальных передач и «круглых столов» в российском телеэфире Общество проявляло к ней неподдельный и крайне высокий интерес.

    Зарубежные, прежде всего американские, СМИ были более сдержанны Представители же других православных юрисдикций осторожничали в высказываниях Их внимание в основном акцентировалось на том факте, что разделение РПЦ МП и Зарубежной Церкви не касалось догматических и обрядовых сторон, а касалось только политических условий, которые сейчас практически исчезли.

    В Соборе так и не принял участие архиерей РПЦЗ епископ Ирийский Даниил, который ранее крайне негативно высказывался о возможности воссоединения После получения предваряющих документов он заявил: «Присланные документы намного превосходят мои худшие опасения, и я вряд ли смогу лично участвовать в соборном обсуждении этих вопросов».

    Особенно оживленную дискуссию среди участников Собора вызвал доклад священника Виктора Добронравова об экуменической активности РПЦ МП После подробного анализа этого вопроса докладчик призвал направить работу согласительной комиссии так, чтобы «вынудить Московскую сторону соборно осудить документы, принятые на 9-й Ассамблее ВСЦ в Порто Алегре, а после этого требовать от РПЦ МП официального выхода из ВСЦ в соответствии с Определением Архиерейского Собора РПЦЗ как непременного условия нормализации отношений» Большинство делегатов Собора поддержали это предложение.

    В последний рабочий день Собора, 13 мая, делегаты рассмотрели проекты резолюций соборного послания и послания о служении и миссии РПЦЗ в современном мире.

    Происшедший вслед за Собором Архиерейский Собор РПЦЗ ратифицировал соборную резолюцию, и, кроме того, выпустил особое «Послание боголюбивой пастве». В Послании был подведен итог работы обоих Соборов (Всезарубежного и Архиерейского) и подчеркивалось, что «достигнуто общее согласие поэтапного развития канонического и евхаристического общения между разрозненными частями единой Русской Церкви» Высказывание это никак не уточнялось и было посвящено общим призывам к мирному сосуществованию.

    Итоги IV Всезарубежного Собора убедительно продемонстрировали: несмотря на то что большинство делегатов высказались за возможность объединения, за кадром осталось достаточно внушительное количество священнослужителей и верующих, которые считали, что время объединения еще не наступило Особенно много противников объединения оказалось в епархиях РПЦЗ, открытых в 1990-е гг в России Материалы Собора можно рассматривать как своеобразный отчет РПЦЗ о своем самостоятельном развитии и деятельности на протяжении 80 лет.

    Про этот Собор РПЦЗ можно однозначно сказать, что это был последний подобный Собор в ее истории Несмотря на то что идейные, канонические и догматические позиции РПЦЗ четко определились уже тогда, когда Архиерейский Синод этой Церкви заявил о начале объединения с РПЦ МП, среди рядового духовенства и мирян Зарубежной Церкви не было всеобщей поддержки действий своего священноначалия Собор показал, насколько сильны противо-объединительные настроения Вероятно, на участников Собора повлиял негативный образ России, сложившийся в те годы на Западе Как и раньше, в эпоху холодной войны, умонастроения в РПЦЗ определялись во многом факторами политическими, а не церковными Тем не менее в результате соборных деяний РПЦЗ вплотную приблизилась к воссоединению с Церковью в Отечестве. Для достижения этого со стороны Зарубежной Церкви были поставлены два условия:

    1 РПЦ МП должна прекратить свое членство во Всемирном Совете Церквей.

    2. Созвать Поместный Собор.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке