• Легковерие
  • Легкомыслие
  • Леность
  • Лжеправедник
  • Лжеучитель
  • Литургия
  • Лицемерие
  • Ложь
  • Лукавство
  • Любовь Божия
  • Любовь к ближним
  • Любовь к ближнему выше поста
  • Любовь к Богу
  • Любовь к врагу
  • Любовь к животным
  • Любовь к иноверцу
  • Любовь к падшему
  • Любовь к птицам
  • Любовь к Родине
  • Любовь к родителям
  • Любовь ко Христу
  • Любовь к старцу
  • Любопытство
  • Л

    Легковерие

    370. Чтобы ученики не всему верили, что видят, авва Илия рассказал, что однажды он видел, как один человек у себя в одеждах спрятал тыкву с вином; когда же его проверили, то тыквы не оказалось

    См. также: Демонские козни; Недоверие к себе

    Авва Илия рассказывал: "Увидел я, что один взял себе под мышку тыкву с вином. Чтобы пристыдить бесов (ибо это был призрак), я сказал брату: "Сделай милость, подними это." Когда он приподнял свою одежду, оказалось, что там у него ничего нет. Это я сказал вам для того, чтобы вы не всему верили, хотя бы сами все видели или слышали. Особенно же наблюдайте за помыслами, пожеланиями и мыслями, зная, что их часто внушают демоны, чтобы осквернить душу помышлением о вещах бесполезных и отвлечь ум от размышления о своих грехах и о Боге." (Достопамятные сказания. С. 87 № 4).

    371. Совет аввы Пимена не обличать даже в том, что сам видел; ибо в виденном можно обмануться

    См. также: Недоверие к себе; Обличение

    Авва Пимен говорил: "В Писании сказано: "Яже видеста очи твои, глаголи," — а я советую вам не говорить даже и о том, что осязали вы своими руками. Один брат был обманут точно таким образом. Представилось ему, будто брат его грешит с женщиной. Долго боролся он сам с собой, наконец, подошел, толкнул их ногой, думая, что это в самом деле они, и сказал: "Полно вам, долго ли еще?" Но оказалось, что то были снопы пшеницы. Потому-то я и говорю вам: не обличайте, если даже и осязаете своими руками." (Достопамятные сказания. С. 212 № 114).

    Легкомыслие

    См. также: Насмешка № 606.

    Леность

    См. также: Блаженство вечное № 42; Демонская брань № 213; Подвиг № 726.

    Лжеправедник

    См. также: Кончина лжеправедника и праведника № 328.

    Лжеучитель

    См. также: Старец неискусный №№ 11001102.

    Литургия

    См. также: Благодать № 38; Боговидение № 74; Кощунство № 351; Молитва за умерших № 476; Пресвитер №№ 900902; Утешение № 1169.

    Лицемерие

    См. также: Кончина грешника № 326; Старец неискусный № 1102.

    372. Друг блаженного Онисифора Печерского лицемерно казался праведником, на самом же деле вел порочную жизнь; за это он был поражен внезапной смертью и от тела его исходил ужасный смрад

    См. также: Ангел; Наказание; Делание внешнее

    Был у блаженного Онисифора Печерского духовный сын и друг по любви, некто из черноризцев. Он лицемерно подражал житию этого святого: представлялся постником, притворялся целомудренным, втайне же ел и пил и худо препровождал лета своей жизни, И утаилось это от того духовного мужа, и никто из братии не узнал этого. Однажды совсем здоровый он умер без видимой причины. От его тела шел такой смрад, что никто не мог и приблизиться. Страх напал на всех. Насилу вытащили его, но отпевать не могли: положили тело особо и, встав поодаль, творили обычное пение; иные же затыкали ноздри. Схоронили, положили его внутри пещеры, и оттуда исходил такой смрад, что бессловесные твари отбегали от пещеры подальше. Много раз слышался и горький вопль, как-будто кто-то мучил умершего брата. И явился святой Антоний пресвитеру Онисифору и с угрозами говорил ему: "Что это ты сделал? Зачем положил здесь такого скверного, многогрешного, какого еще никогда не было положено! Он осквернил это святое место." Очнувшись от видения, Онисифор пал ниц и молился Богу, говоря: "Господи! Для чего Ты сокрыл от меня дела этого человека?" И, приступив, Ангел сказал ему: "Это было в назидание всем согрешающим и нераскаянным, чтобы, видев это, покаялись." И, сказав это, сделался невидим. Тогда пресвитер пошел и возвестил все это игумену Пимену. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 27).

    Ложь

    373. Блаженный Иоанн узнал, что среди посетивших его монахов был диакон, и когда тот, скрываясь от всех, стал это отрицать, кротко обличил его

    См. также: Прозорливость; Сан священный

    Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего просили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли кого с нами из клириков? Когда мы отвечали, что нет, он, осмотрев всех, понял, что между нами есть клирик, но скрывается. (С нами, действительно, был один диакон, но об этом никто не знал, кроме его брата, которому он по смирению запретил говорить об этом, почитая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным и имени христианина, не то что этого сана). Указав на него рукой, преподобный сказал всем: "Вот диакон." Когда он, желая скрыть свое звание, продолжал отрицать это, святой, взяв его за руку, облобызал и, вразумляя, сказал: "Чадо! Не отметай благодати Божией и не лги, отрицаясь от дара Христова. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по великому делу. Если даже для доброй цели говорят ложь, то это непохвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола (Ин. 8, 44)." Обличенный молча принял кроткое обличение старца. (Лавсаик. С. 132).

    Лукавство

    См. также: Падение № 702.

    Любовь Божия

    374. Об удалении людей от Божией любви и люблении вражьих скверн

    См. также: Неразумие

    Однажды, проходя с братиями через Египет, авва Макарий услышал слова отрока, который говорил своей матери: "Матушка! Один богач любит меня, а я ненавижу его, а такой-то бедный ненавидит меня, а я люблю его." Услышав это, авва Макарий удивился. Братия спросили: "Что значат эти слова, что ты, отец, им удивился?" Старец отвечал им: "Действительно, Господь наш богат и любит нас, а мы не хотим Его слушать, а враг наш, диавол, беден и ненавидит нас, а мы любим его скверны!" (Достопамятные сказания. С. 148 № 24).

    Любовь к ближним

    См. также: Бесстрастие № 26; Благодать № 38; Ближний №№ 4447; Больной № 113; Воздержание № 154; Воля своя № 167; Дружба № 249; Еретик № 264; Милосердие №№ 428429; Милостыня №№ 449455; Миролюбие № 464; Мудрость №№ 536540; Мужество № 566; Награда № 584; Нищий № 674; Осуждение № 683; Падение № 701; Самоотречение № 966967; Самопожертвование №№ 968, 971, 977; Страннолюбив № 1103; Терпение № 1138; Трудолюбие № 1158.

    375. Авва Агафон не выпустил брата из келии, пока не убедил принять понравившийся тому нож

    См. также: Самопожертвование

    Однажды братия в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: "Мы не знаем, что такое любовь. Вот образец любви: у аввы Агафона был ножик, необходимый ему для рукоделия. Пришел к нему брат и, увидев ножик, похвалил эту вещь. Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтоб он принял ножик в подарок, и не дал брату выйти из келии, пока ни уговорил его принять понравившуюся ему вещь" (Еп. Игнатий. Отечник. С. 56. № 4).

    Епископ Игнатий: "Надо принять в соображение, какого труда стоило вновь приобрести в глубокой пустыне орудие, необходимое для рукоделия, составлявшегои часть келейного подвига, и единственное средство к содержанию себя. При таком только соображении можно оценить должным образом поступок старца, строго внимательного к себе, дорожившего своим безмолвием."

    376. Авва Агафон, подобрав на улице больного странника, в продолжение четырех месяцев ухаживал за ним, пока тот не выздоровел

    Поведали об авве Агафоне, что он, придя однажды в город для продажи своего рукоделия, увидел там больного странника, лежащего на улице. Никто не принял на себя попечений о нем. Старец остался при больном. На средства, полученные за свое рукоделие, нанял хижину, оставшиеся деньги употребил на нужды больного. Так провел он четыре месяца до выздоровления странника и только после этого вернулся в свою келию. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 56. № 6).

    377. Авва Агафон, найдя на дороге прокаженного, исполнял все его прихотливые просьбы, после чего прокаженный произнес ему благословение и стал невидим, ибо это был Ангел, пришедший испытать его

    См. также: Ангел.

    В другой раз шел авва Агафон в город для продажи скромного рукоделия и на дороге увидел лежащего прокаженного. Тот спросил его: "Куда идешь?" — "Иду в город, — отвечал авва Агафон, — продать свое рукоделие." — "Окажи любовь, снеси и меня туда." Старец поднял его, на своих плечах отнес в город. Прокаженный сказал ему: "Положи меня там, где будешь продавать свое рукоделие." Старец так и сделал. Когда он продал одну вещь, прокаженный спросил его: "За сколько ты это продал?" — "За столько-то," — отвечал старец. Прокаженный попросил: "Купи мне хлеба." Когда старец продал другую вещь, прокаженный спросил: "Это за сколько продал?" — "За столько-то," — отвечал старец. "Купи мне еще хлеба." Старец купил. Когда едва распродал свое рукоделие и хотел уйти, прокаженный спросил: "Ты уходишь?" — "Ухожу," — отвечал авва. Прокаженный сказал: "Окажи любовь, отнеси меня туда, откуда принес." Старец исполнил и это. Тогда прокаженный сказал: "Благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли." Авва оглянулся на прокаженного — и не увидел никого. Это был Ангел Господень, пришедший испытать старца. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 57. № 7).

    378. Патриарх Александр выкупил за 85 златниц своего служителя, укравшего у него несколько златниц и бежавшего в пустыню, где его пленили варвары

    Был в Антиохии Патриарх, по имени Александр, особенно милостивый и сострадательный ко всем. Один из его письмоводителей украл у него несколько златниц и бежал в египетскую Фиваиду. Там в пустынном месте варвары схватили письмоводителя и завели в глубину своей страны. Блаженный Александр, узнав об этом, выкупил пленника, дав за него восемьдесят пять златниц. Когда пленник возвратился, Патриарх оказал ему столько благодеяний, что некоторые из граждан говорили: "Благость Александра не может быть побеждена никаким согрешением." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 72. № 1).

    379. Старец отдал продавцу лука чистую пшеницу вместе с его луком

    См. также: Самоукорение; Старец

    Ученик аввы Феодора рассказывал: "Однажды пришел к нам продавец лука и насыпал мне целую чашу. Старец сказал: "Насыпь пшеницы и дай ему." У нас было две меры пшеницы: одна мера — чистой, а другая — нечистой. Я насыпал ему нечистой. Старец посмотрел на меня пристально и печально. От страха я разбил чашу и пал перед старцем, прося прощения. Но старец сказал мне: "Встань, не твоя в том вина, а я согрешил, поручив тебе это дело." Старец насыпал себе полную пазуху чистой пшеницы и отдал продавцу вместе с его луком." (Достопамятные сказания. С. 285 № 20).

    380. Побуждаемый любовью отшельник понес соседу хлеб; по дороге поранил палец и заплакал; явившийся Ангел утешил его

    См. также: Ангелы; Награда; Ревность

    Был один отшельник, имевший под своим смотрением другого отшельника в келии за десять миль от него. И сказал ему однажды помысл: "Позови брата, чтобы пришел и взял хлеб." И стал он раздумывать: "Из-за хлеба утружду я брата идти десять миль, лучше отнесу ему половину хлеба." И, взяв, пошел в келию брата. На пути повредил палец на ноге, и когда пошла кровь, он, стеная, начал плакать от боли. И вот пришел Ангел, говоря ему: "Что ты плачешь?" Говорит ему отшельник: "Палец поранил и чувствую боль." Сказал ему Ангел: "Надо ли из-за этого плакать? Не плачь. Ибо шаги, которые ты делаешь ради Господа, исчисляются и за великую цену считаются перед лицом Господа. И чтобы ты знал, вот перед тобой беру кровь твою и возношу к Богу." Тогда с благодарностью завершил он путь и, отдав монаху половину хлеба, рассказал ему о человеколюбии Божием и возвратился в свою келию. Через день опять, взяв половину хлеба, пошел к другому монаху. Случилось же, что и этот, другой, возревновал сделать так же. Встретились же они друг с другом на дороге. И начинает первый, сделавший доброе дело, говорить ему: "Имел я сокровище, и ты захотел похитить его." Говорит же ему другой: "Где написано, что тесные врата для тебя одного отверзты? Допусти и нас войти вместе с тобой." И, когда они спорили, вдруг является Ангел Господень и говорит им: "Спор ваш, как благоухания вошел к Господу." (Древний патерик. 1874. С. 386 № 39).

    381. Старец с учеником уступили другому старцу верблюда, который был нужен им самим

    См. также: Самопожертвование

    Один из старцев скита послал своего ученика в Египет за верблюдом, чтобы отвезти сделанные им корзины. Когда ученик вел верблюда, другой старец, встретившись с ним, сказал: "Если б я знал, брат, что ты едешь в Египет, то я попросил бы тебя привести и для меня верблюда." Брат передал это своему старцу. Этот, движимый великой любовью, сказал ученику: "Пойди, сын мой, отведи верблюда к нему и скажи: мы еще не готовы, исполни свою нужду. Ты пойди с этим верблюдом в Египет и снова приведи к нам его, чтобы отвезти и наши сосуды." Брат поступил так, как было приказано. Пошел к старцу и передал ему: "Отец мой сказал: так как мы еще не готовы, возьми верблюда и исполни твою нужду." Старец навьючил верблюда и пошел в Египет. Там, когда он снял поклажу, брат взял верблюда, чтобы опять отвести его в скит. Отправляясь в путь, он сказал старцу: "Молись обо мне." Старец спросил, куда он идет. "Иду в скит, — отвечал брат, — чтобы привезти сюда наши корзины." Старец, услышав это, пришел в умиление, пожалел о случившемся и сказал со слезами: "Простите меня, сладчайшие! Любовь ваша похитила плод у меня." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 468. № 59).

    382. Старец уступил соседу веревки, в которых сам нуждался

    См. также: Самопожертвование

    Один старец, когда сделал свои корзины и уже перевязал их веревками для отправки, услышал, что сосед его говорил: "Что мне делать? Торговый день приблизился, а мне нечем связать мои корзины." Старец немедленно развязал свою поклажу, а веревки принес соседу, говоря: "Вот! Эти у меня лишние. Возьми и перевяжи свои корзины." По великой любви он сделал так, чтоб дело брата было окончено, его же собственное дело осталось незавершенным. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 468. № 60).

    383. Старец отдал соседу ручки для корзин, оставив свою работу неоконченной

    См. также: Самопожертвование

    Рассказывали о некоем брате, что, когда он сделал уже корзины и приделал к ним ручки, услышал, что сосед его, монах, говорит: "Что мне делать, скоро торговый день, а у меня нет ручек для корзин?" Тогда брат отвязал ручки от своих корзин и отнес их брату, говоря: "Вот эти у меня лишние, возьми и приделай к своим корзинам." Таким образом дал ему возможность доделать работу, а свою оставил неоконченной. (Древний патерик. 1874. С. 377 № 19).

    384. Святитель Макарий предпринял путешествие в Александрию, чтобы принести больному пастилы

    См. также: Самопожертвование

    Авва Петр рассказывал о святом Макарий. Пришел он некогда к одному отшельнику, нашел его больным и спросил, не хочет ли он съесть чего-либо, хотя в келии у больного ничего не было. Больной отвечал: "Хочу пастилы." Мужественный старец не поленился сходить в Александрию, чтобы достать больному желаемое. Об этом чудном подвиге никто не знал. (Достопамятные сказания. С. 144 № 8).

    385. Подвижник молился, чтобы демон оставил бесноватого и перешел в него, что и произошло; но за его любовь Бог изгнал через несколько дней демона из подвижника

    См. также: Беснование; Самопожертвование

    Видя некоего бесноватого, который не мог поститься, подвижник, движимый любовью к Богу и ища не своей, а ближнего пользы, молился, чтобы демон перешел к нему, а больной освободился от него. И вот молитву его услышал Бог: вместо того демоном был обременен он. Подвижник продолжал пост, упражняясь в молитве и подвигах. За это, а преимущественно — за его любовь через несколько дней Бог изгнал из него демона. (Древний патерик. 1914. С. 52 № 4).

    386. Авва Феодор отложил приготовление своих хлебов, пока не помог ближним

    См. также: Самопожертвование

    Авва Феодор Еннатский рассказывал о себе: "Когда в юности я жил в пустыне, однажды пошел в хлебню приготовить себе два пшеничных хлеба и застал там брата, который тоже хотел испечь хлеб, но не имел никого, кто бы ему помог. Я оставил свое дело и пособил ему. Но только что закончил с ним, как пришел другой брат, и этому я помог испечь хлеб. После того пришел третий, и я сделал то же. Так делал я для каждого из приходящих и приготовил шесть хлебов. Наконец, когда уже больше никто не приходил, испек я и свои два хлеба." (Достопамятные сказания. С. 288 № 1).

    387. Корнилий, оставив общество дурных людей, помог женщине выкупить ее мужа, посаженного в темницу за долги, и этим угодил Богу

    См. также: Милосердие

    Удалившись от мира, преподобный Феодул взошел на столп близ Эдеса и тридцать лет провел на нем в посте и молитве. Перед кончиной ему однажды пришла мысль просить Бога, чтобы Он указал ему тех, которые в этой жизни преимущественно, по сравнению с другими, угодили Ему. Молитва его дошла до Бога, и Феодул услышал голос: "Корнилий, который родом из Мимон, тот стоит на высоте духовного совершенства и Царства Небесного достоин. Найдешь же ты его близ Дамаска, в селении, именуемом Пандуро." Феодул тотчас отправился искать этого Корнилия и нашел. Упав к его ногам, Феодул стал умолять, чтобы он открыл ему свою жизнь. "Грешник я, — отвечал Корнилий, — и никакого хорошего дела не сделал." Старец не переставал просить. Тогда Корнилий сказал: "Воспитан я, отче, в обществе дурных людей, но теперь, благодаря Богу, дал обещание жить целомудренно и быть милостивым, насколько можно, и забочусь об этом." — "Скажи мне и остальное о своей жизни," — не переставал умолять Феодул. Тогда Корнилий сказал: "Не так давно, отче святый, был со мной следующий случай. Некая женщина, славная родом, богатая и целомудренная, вступила в брак с одним человеком, который оказался нестоящим ее. Он вскоре истратил не только ее имение, но и много задолжал у людей. Заимодавцы бросили его в темницу, в которой он и пробыл долгое время. Это причиняло его жене самые тяжкие страдания. Не имея денег, она вынуждена была выпрашивать милостыню для того, чтобы накормить мужа, а также день и ночь искала человека, который бы взялся выкупить его, и не находила. Женщине этой пришлось встретиться и со мной, и я, узнав о ее положении, сжалился над ней и, желая помочь, спросил: "Сколько должен твой муж?" Она отвечала: "Четыреста пенязей." А так как у меня в то время было только двести тридцать пенязей, то я, чтобы дополнить недостающее, продал некоторые из своих вещей, вырученными деньгами дополнил недостающую сумму и передал все бедной женщине, сказав, чтобы та шла с миром, освободила своего мужа из темницы и помолилась всем сердцем обо мне, грешном, чтобы помиловал меня Господь на Суде Своем." Слыша это, Феодул прославил Бога, возвратился на свой столп и после, недолго пожив, отошел ко Господу. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 233).

    388. Блудница, спасшая в юности человека от самоубийства, во время болезни покаялась и была крещена Ангелами

    См. также: Ангелы; Ближний; Блудница; Крещение; Самоубийство

    В Александрии египетской после смерти родителей осталась одна девица с большим богатством. Однажды, гуляя в своем саду, она увидела человека, приготовившего петлю, чтобы удавиться. "Что ты делаешь?" — в ужасе спросила девица. Несчастный отвечал ей: "Оставь меня, я пребываю в великой скорби!" Девица сказала: "Поведай мне ее причину, и я, насколько могу, помогу тебе." Он отвечал: "Я весь в долгах, и заимодавцы не дают мне покоя, требуя, чтобы я уплатил свой долг. Нет, лучше умереть, чем жить злой жизнью!" Дева сказала: "Иди за мной, что есть у меня, — возьми и уплати свой долг. Только умоляю, не губи себя!" Он взял деньги, уплатил долги и стал свободным. А девица со временем обеднела и, не видя ниоткуда помощи и нравственной поддержки, впала в грех. По прошествии года она сильно заболела, смирилась, пришла в себя и сказала своим соседям: "Бога ради, попекитесь о моей душе! Попросите Патриарха, чтобы он крестил меня и сделал христианкой." Но никто не сжалился над ней, все говорили: "Недостойна помощи эта блудница!" И вот, когда она осталась одинокой, скорбела и молилась о себе, Господь явил ей Свое милосердие. Он послал ей Ангела в образе человека, которого она спасла от смерти, и тот сказал ей: "Что скорбишь, госпожа моя?" Она отвечала: "Хочу стать христианкой и креститься, но никто не хочет доложить обо мне Патриарху." Ангел сказал ей: "Подлинно ли ты этого желаешь?" — "Да, воистину, от всего сердца желаю," — отвечала девица. Ангел сказал ей: "Не унывай! Я приведу к тебе неких мужей, и они донесут тебя до церкви." И тут явились еще два Ангела и донесли ее до церкви. Там девица увидала и Патриарха, и пресвитеров с диаконами и была крещена ими во имя Святой Троицы. О чудо милосердия Божия! Ведь это были Ангелы Божии. Когда дело разъяснилось и все узнали о милости Господа, епископ призвал девицу и сказал ей: "Не утаи от меня и откровенно скажи, какое доброе дело ты сотворила перед Богом?" Она ответила: "Какое же, Владыко, может быть доброе дело от блудницы? Разве только то, что однажды Господь привел мне спасти от смерти человека, которого мучили заимодавцы, и он хотел наложить на себя руки. Я отдала ему все свое имение, он им уплатил свои долги и таким образом был спасен." И, к удивлению всех, девица после этих слов тотчас скончалась. Тогда все прославили Бога и Патриарх воскликнул: "Праведен еси, Господи, и правы суды Твои! И слава Тебе, творящему великие чудеса!" (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 604).

    389. Старец не разрешил монаху больше одного раза напоминать о долге, чтобы не опечалить должника

    См. также: Долг; Должник

    Монах спросил старца: "Если брат должен мне немного денег, то позволишь ли мне попросить у него их возвращения?" Старец ответил: "Скажи ему один раз со смирением." — "Если я скажу ему один раз и он ничего не даст мне, что тогда мне делать?" — "Более одного раза не проси." — "И что же мне делать, когда я не могу победить своих помышлений, понуждающих беспокоить брата о возвращении денег?" — "Предоставь помышлениям угнетать себя, но ничем не опечаль своего брата, потому что ты — монах." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 470. № 64).

    390. Любовь к ближним выше заучивания, переписывания Писания и чудотворений

    Некогда три инока, не имевшие в сердцах своих любви к ближним, пришли к одному опытному в духовной жизни старцу и стали хвалиться своими делами. Первый сказал: "Я выучил наизусть Ветхий и Новый Заветы, что мне будет за это?" Старец отвечал: "Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет." За первым второй приступил и тоже спросил: "А я, отче, все Священное Писание переписал для себя!" Старец сказал: "И тебе нет пользы." Тогда третий воскликнул: "А я, отче, чудеса творю!" — "И тебе нет пользы, — сказал и этому старец, — ибо и ты любовь отогнал от себя." Потом, обратившись ко всем, сказал: "Если хотите спастись, имейте ко всем любовь и милости прилежите и тогда спасетесь." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 395).

    391. Во время голода ради любви к ближним святитель Ефрем оставил пустынную келию и вышел на подвиг служения ближним

    См. также: Подвиг.

    Когда настал сильный голод в городе Едессе, святой Ефрем, этот божественный муж, сжалившись над поселянами, погибавшими от голода, пришел к богатым гражданам и сказал им: "Отчего вы не имеете сострадания к погибающим людям и гноите свое богатство к осуждению душ ваших?" Они, придумав будто бы благовидную отговорку, сказали святому: "У нас некому доверить раздачу хлеба голодным, потому что все занимаются торговлей." Добродетельный Ефрем сказал им: "Отныне я буду вместе с вами попечителем о бедных." Взяв у них серебро, он устроил дома с разными отделениями, поставил в них до трехсот кроватей, заботился о больных и кормил голодных, погребал умиравших, а у кого была еще надежда на жизнь, за теми ухаживал. Одним словом, всем, кто прибегал к нему, он каждодневно давал пристанище и продовольствие из того, что ему доставляли. По прошествии года, когда настало благоденствие, и все пошли по своим домам, этот достославный муж, не имея уже дела для себя, опять вернулся в свою келию и спустя месяц умер, наследовав блаженную землю кротких. Сверх других его подвигов Бог напоследок доставил ему и это служение для получения славнейших венцов за кротость нрава. (Лавсаик. С. 242).

    392. Авва Аполлон до глубокой старости проходил подвиг служения больным

    См. также: Подвиг.

    Авва Аполлон в продолжение двадцатипятилетнего пребывания на Нитрийской горе подвизался таким образом: покупал в Александрии на деньги, приобретенные собственными трудами, все необходимое для врачебных и келейных потребностей. Он опекал всю братию во время болезни. Бывало, с раннего утра до девятого часа ходит он около обители и монастырей по всем кущам. Отворяет двери и смотрит, не лежит ли кто. С собой он носил изюм, гранаты, яйца, пшеничный хлеб — все, что бывает нужно больному. Такой образ жизни раб Христов вел до глубокой старости. Перед смертью он передал все свои вещи другому, подобному себе, упросив его проходить это служение. (Лавсаик. С. 40).

    393. Авва Пимен любовью и смирением покорил огорченного старца

    См: также: Ближний; Мудрость; Терпение.

    До прихода аввы Пимена с учениками в Египет жил там один старец, который имел большую известность и был уважаем. Но люди оставили его и стали ходить к авве Пимену, когда он с братией пришел из скита. Это огорчило Пимена. Он сказал братиям: "Что нам делать с тем великим старцем? Прискорбно, что все оставили его и обратились к нам, людям ничтожным. Как бы нам утешить старца? Приготовьте снеди, — сказал Пимен, — и возьмите меру вина, пойдем к старцу и разделим вместе с ним трапезу. Может быть, через это утешим его." Взяли пищу и отправились. Когда постучались в дверь к старцу, ученик его, услышав, спросил: "Кто вы?" Они отвечали: "Скажи авве, что Пимен желает принять благословение от него." Когда ученик сказал об этом старцу, тот отвечал: "Уходи, мне недосуг." Авва же Пимен и братия стояли на жаре и говорили: "Не уйдем отсюда, пока не удостоимся видеть старца." Старец умилился их смирению и терпению и отворил им свою келию. Они вошли и вместе пообедали. Во время обеда старец сказал им: "Истинно говорю вам, много я слышал о вас, но на деле вижу в вас во сто раз более." С того дня они подружились. (Достопамятные сказания. С. 187 № 4).

    394. Старец принял на себя половину предполагаемого греха брата, и только после этого тот решился жить вместе с ним

    Жили два брата. Один из них был старец, другой — молодой. Старец предложил молодому жить вместе. Тот отвечал: "Я — грешен, мы не можем жить вместе." Старец сказал: "Можем." И снова стал просить его о том же. Старец был самой чистой жизни и не хотел даже слышать, что монах может иметь когда-либо лукавое помышление. Молодой сказал ему: "Дай подумать в течение этой недели, потом опять поговорим." Когда по прошествии недели старец пришел к нему, он, желая испытать старца, сказал: "Авва! На этой неделе я впал в великое искушение." Старец спросил: "И хочешь покаяться?" Когда молодой монах выразил желание покаяться, старец сказал: "Половину этого греха я принимаю на себя." Тогда молодой согласился: "Теперь мы можем жить вместе." И они пребывали вместе до своего переселения в вечность. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 469. № 62).

    395. Отшельник повелел изгнать из обители падшего брата; авва Пимен, узнав об этом, призвал к себе брата и был с ним очень ласков; он пригласил отшельника и притчей о мертвеце вразумил его

    См. также: Осуждение.

    В неком общежитии один из братий подвергся греховному искушению. Жил в тех местах отшельник, не выходивший из келии много лет. Отец общежития пришел к старцу и поведал ему о брате, подвергшемся искушению. Старец повелел изгнать его из обители. Брат, выйдя из общежития, защел в пещеру и там предался плачу. Случилось проходить тут братиям, шедшим к отцу Пимену. Они услышали плач и, войдя в пещеру, нашли брата в великой скорби. Они упрашивали его пойти вместе с ними к отцу Пимену, но он не захотел, а сказал: "Оставьте меня, пусть уж лучше здесь умру." Братия, придя к отцу Пимену, рассказали ему об этом. Авва упросил их сходить к брату и сказать, что авва Пимен зовет его. Брат пришел. Увидев его очень печальным, старец встал, заключил его в свои объятия, обошелся с ним очень приветливо и упросил его вкусить с ним пищи. Между тем авва Пимен послал одного из живших при нем братии к отшельнику со следующим приглашением: "С давних лет желаю видеть тебя, слышав о тебе, но, по общей лености нашей, мы доселе не виделись друг с другом. Ныне же по усмотрению воли Божией и по встретившейся нужде прийти тебе сюда приди и увидимся." Этот старец давно не выходил из своей келии. Услышав такое приглашение, он сказал сам себе: "Если б Бог не возвестил старцу, то он не послал бы за мной." Он встал и пришел к авве Пимену. Они радостно приветствовали друг друга и сели. Пимен сказал старцу: "В одном месте жили два человека и оба имели по мертвецу. Один из них оставил своего мертвеца и пошел плакать над мертвецом другого." Эти слова привели старца в умиление, он вспомнил о своем поступке, а авва Пимен сказал ему: "Высокий, высокий! Ты на Небе, а я на земле." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 338. № 71).

    396. Ради молитв заболевшего брата два других сжали поле, которое они нанялись убрать втроем; по окончании работы они принудили неработавшего брата взять часть заработанного

    Однажды три брата отправились на жнитво и нанялись убрать отведенное им поле. Один из них с первого дня почувствовал себя больным и вернулся в свою келию. Два остались жать. Один из них сказал другому: "Брат! Ты видишь, что третий брат наш заболел, воодушевись ревностью, — воодушевлюсь и я ею в надежде на Бога. За молитвы брата нашего вдвоем сделаем дело, за которое взялись втроем, выжнем участок." Когда, таким образом, они выжали все поле и пришли получать плату за труд, то пригласили заболевшего брата, сказав ему: "Приди, брат, получи плату за свой труд." Он отвечал им: "Какую плату, когда я не жал?" Они сказали на это: "Твоими молитвами совершена жатва, приди получи плату." Из-за этого у них возник спор. Он говорил: "Не возьму денег, потому что я не работал." Они не хотели успокаиваться, пока тот не возьмет своей части. Не договорившись, все трое пошли судиться к некоему великому старцу. Первый брат рассказал старцу: "Мы пошли втроем жать поле за плату. Когда пришли на место жатвы, я в самый первый день заболел и возвратился в келию, не в состоянии даже в течение одного дня принять участие в работе. Ныне они принуждают меня, говорят: "Брат, приди получи плату за работу, которую ты не делал." Другие два брата пояснили: "Если б мы жали втроем, то лишь с великим трудом могли бы выжать такой участок. За молитвы же нашего брата мы вдвоем убрали поле скорее, чем могли бы убрать втроем, потому и сказали ему: "Приди получи причитающуюся тебе плату." А он не хочет сделать этого." Старец, услышав такой спор, удивился и сказал одному из своих монахов: "Ударь в било, чтоб братия, находящиеся по келиям, сошлись все сюда." Когда они пришли, старец сказал им: "Придите, братия, послушайте праведный суд." Потом он пересказал им все слышанное от братии и присудил первому брату взять причитавшуюся ему плату, употребить ее по своему усмотрению. И вышел этот брат печальным и плакал. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 521. № 147).

    397. Любовью, кротостью и незлобием преподобный Авраамий обратил многих язычников ко Христу

    См. также: Кротость; Незлобие; Терпение.

    Преподобный Авраамий жил среди язычников, из которых одни ругали его и вынудили уйти, а другие надоедали ему постоянными просьбами о помощи. Тем, что получал от православных, Авраамий делился с ними и через это, сказано, "освобождался от ругательных мучений." И чем же все кончилось? Язычники, пораженные человеколюбием преподобного, построили христианскую церковь и сами стали христианами. А Авраамия умолили быть у них священником. Так кротость и незлобие победили зло и ненависть и умножили стадо Христово. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 486).

    398. Принять гостя с любовью для старца было выше, чем исполнить полностью все дневное правило

    См. также: Гостеприимство

    Брат посетил старца и, уходя от него, сказал: "Авва! Прости меня, я помешал тебе совершить твое правило." Старец отвечал: "Мое правило — принять тебя по заповеди странноприимства и отпустить с миром." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 506. № 119).

    399. Для пользы Церкви блаженный Афраат оставил уединение и пришел в город для утверждения жителей в Православии

    См. также: Ересь; Церковь

    Воспитанный в тиши и решивший жить в уединении авва Афраат, как говорится, был далеко от стрел мирской суеты. Но, увидев жестокость еретической брани (ересь Ария), пренебрег собственной безопасностью и, оставив на время уединение, сделался предводителем сонма благочестивых (православных), всегда приобретавших победы жизни словом и чудесами, но никогда не побеждаемых. Император Валент, увидев его, когда он шел к месту воинского учения, где тогда собрались почитатели Троицы (некто, увидев его идущим по берегу моря, указал на него Валенту, смотревшему в окно), спросил, куда он направляет свой путь. Тот отвечал, что идет сотворить молитву за вселенную и за царство. Валент снова спросил: "Зачем же ты, избравший уединенную жизнь, оставил уединение, без опасения идешь на площадь?" Афраат, говоря обыкновенно притчами в подражание Господу, отвечал: "Скажи мне, государь, если бы я был девой и, будучи скрыт в каком-либо потаенном тереме, увидел, что огонь объял дом моего отца, что бы ты посоветовал мне делать? Сидеть в своем тереме и спокойно смотреть, как огонь истребляет дом? Но, таким образом, и я сделался бы жертвой пожара. Если же скажешь, что я должен был бежать, носить воду, тушить огонь, то не укоряй меня, когда я именно это и делаю. Если же ты укоряешь меня за то, что я оставил уединение, то не справедливее ли было бы тебе укорить себя за то, что ты внес огонь в дом Божий (Валент всеми мерами насаждал арианство), а не меня, вынужденного тушить этот огонь? Что необходимо идти на помощь отцовскому дому, в этом ты со мной согласен, А то, что Бог есть Отец наш, что Он ближе земных родителей, ясно даже и для совершенно не сведущего в вещах божественных. Итак, собирая питомцев благочестия и доставляя им божественную пищу, мы не удаляемся от цели и не делаем ничего против прежде принятого намерения." Когда он сказал это, Валент замолчал, признав оправдание правильным. (Блж. Феодорит. История боголюбцев. С. 100).

    Любовь к ближнему выше поста

    400. Дерево, склонившись по молитве старца-странноприимника, показало превосходство его делания над постом отшельника

    См. также: Гостеприимство

    Рассказывали о некоем старце, жившем в Сирии близ дороги. Делание его состояло в том, что он во всякое время дня и ночи принимал монахов, приходивших из пустыни, и с любовью предлагал им трапезу. Однажды пришел к нему отшельник. Старец просил его вкусить пищи, но отшельник отказался, сказав: "Сегодня я пощусь." Поститься тогда значило вовсе не употреблять пищи. Старец огорчился и сказал: "Помолимся Богу! Вот дерево. Последуем воле того из нас, по молитве которого оно наклонится." Отшельник преклонил колена и помолился, но ничего не произошло. Потом преклонил колена и старец-странноприимец, вместе с этим тотчас наклонилось дерево. Увидев это, они возрадовались и прославили Бога. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 506. № 120).

    401. Египетские старцы допускали нарушение поста ради гостеприимства

    См. также: Гостеприимство; Пост

    Авва Кассиан рассказывал: "Некогда пришли мы, я и святой Герман, в Египет к одному старцу. Когда он принял нас с любовью, мы спросили его: "Почему вы, принимая чужестранных братии, нарушаете правило поста, соблюдаемое у нас в Палестине?" Старец отвечал: "Пост всегда со мной, а с ними я не могу быть всегда. Пост, хотя полезен и необходим, однако ж он в нашей воле, а исполнение дел любви обязательно, ибо требуется Законом Божиим. В вашем лице принимая Самого Христа, я должен служить вам со всем усердием. А упущение против правила поста могу восполнить, когда отпущу вас. Ибо не могут…сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститисяЕгда отимется от них жених, и тогда постятся… (Мк. 2:19–20; Мф. 9:15). (Достопамятные сказания. С. 123 № 1).

    402. Авва Моисей нарушил заповедь о посте ради гостеприимства и был оправдан клириками

    См. также: Гостеприимство

    Некогда в скиту дано было братиям повеление поститься всю неделю. В это самое время пришли к авве Моисею братия из Египта. Старец сварил для них немного кашицы. Соседи, увидев дым, сказали клирикам: "Моисей нарушил повеление, варил у себя кашицу." Клирики отвечали: "Когда придет, мы скажем ему об этом." Когда наступила суббота, клирики, зная высокую жизнь аввы Моисея, сказали ему перед всем народом: "Авва Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию!" (Достопамятные сказания. С. 157 № 5).

    403. Подвижник Маркиан убедил пустынника Авита ради любви вкусить пищу ранее положенного времени

    См. также: Пост; Рассудительность; Самоукорение

    Однажды пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел его навестить. Когда они насладились беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, а Евсевий (ученик Маркиана) вошел к ним, неся кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: "Пойди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы." Он же отвечал: "Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи." Великий Маркиан сказал: "Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера." Когда и этими словами он не убедил чудного Авита, то вздохнул и сказал: "Я очень беспокоюсь и душевно мучаюсь: ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного." Но чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него приятнее было бы употребить мясо, чем услышать это (о Маркиане). Тогда великий Маркиан сказал: "И мы, любезный, проводим жизнь, подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи, но вместе с тем знаем, что дело любви дороже поста. Первое есть дело Божественного законоположения, последнее же — нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле." Так рассуждая, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились телом, но не духом. Итак, как не подивиться мудрости этого мужа, по которой он знал и время поста, и время любомудрия, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей, какая какой должна уступать и какой по временам предоставлять преимущество. (Блж. Феодорит. История боголюбцев. С.56).

    Любовь к Богу

    См. также: Кончина праведника № 344; Мученичество № 572; Отречение от монашества № 692; Родители №№ 955, 957; Свет Божественный № 995; Твердость № 1125.

    404. Авва Антоний больше аввы Аммуна любил Бога, и поэтому его имя больше прославлялось между людьми

    Авва Аммун Нитрийский пришел к авве Антонию и говорит ему: "Я больше тебя тружусь, почему же твое имя больше прославилось между людьми, чем мое?" Авва Антоний ответил: "Потому, что я больше люблю Бога, чем ты" (Достопамятные сказания. С. 42 № 1).

    405. Непоколебимость женщины с ребенком, желавшей умереть за Христа, побудили военачальника отказаться от исполнения приказа Юлиана

    См. также: Мученичество; Непоколебимость; Смерть за Христа; Твердость; Христианин истинный.

    При императоре Юлиане Отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане для совершения богослужений стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех собиравшихся там умертвить. Начальник был человеком добрым и, щадя христиан, предупредил их о царском повелении. Между тем рано утром увидел он одну женщину, которая с ребенком на руках быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат императора. Начальник повелел взять ее и привести к себе. Когда ее привели, он спросил: "Убогая жена, куда так рано спешишь?" Она отвечала: "В поле, где христиане собираются." Начальник сказал: "Да разве ты не слышала, что туда придет посланный от царя и всех, кого застанет там, убьет?" — "Слышала, — отвечала женщина, — потому и спешу, чтобы умереть за Христа." — "Да зачем же, если так, младенца несешь с собой?" — "Затем и несу, — отвечала она, — чтобы и он мучения сподобился." Услышав это, начальник отпустил своих воинов, пошел к царю и сказал: "Если велишь мне умереть, я готов, но исполнить твоего приказания относительно христиан не могу." И рассказал о своей встрече с женщиной. (Прот. В. Гурьев. Пролог).

    406. Из-за любви к Богу юноша-ювелир добавил своего золота в крест, изготовленный им по заказу вельможи; когда вельможа узнал об этом, то усыновил его

    Один юноша владел ювелирным искусством — делал из золота разную утварь. Некий богатый вельможа призвал его к себе, дал ему много золота и повелел сделать из него крест для церкви. Возвратившись от вельможи, юноша задумался и сказал самому себе: "Великую награду получит вельможа от Господа за столь большое пожертвование. Почему же вместе с ним и мне не сделаться участником в награде от Господа? Положу в крест хоть немного и своего золота и буду надеяться, что и мою жертву примет Господь так же, как принял две лепты евангельской вдовицы." И с этими словами вложил в крест и своих десять златниц. Когда крест был готов, юноша принес его вельможе. Тот положил крест на весы. Увидев, что он тяжелее выданного им золота, заподозрил юношу в краже и сказал: "Зачем ты украл золото, заменив его каким-то другим металлом?" — "Сердцеведец Бог видит, что я ничего из твоего золота не присвоил себе, но я возревновал о той награде, которая будет тебе, и пожелал сам быть в ней участником, потому и со своей стороны вложил в крест десять златниц, веруя, что Бог примет их так же, как принял две лепты евангельской вдовицы." Вельможа изумился и сказал юноше: "О, сын мой, неужели на самом деле ты поступил так?" — "Ей, владыко, — отвечал юноша, — как рассказал тебе, так и поступил." Тогда вельможа воскликнул: "Итак, если ты подлинно из любви к Богу отдал Ему свое добро, желая иметь от Него вместе со мной часть награды, то знай, что с этого же дня я усыновляю тебя и делаю наследником всего моего имения." Слова эти вельможа не замедлил привести в исполнение. И он, и юноша, пожив вместе в любви и мире, оба получили спасение. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 17).

    407. Аввы Пимен и Анув отказались от свидания с матерью из-за любви к Богу

    После того, как авва Пимен и авва Анув удалились в пустыню, мать захотела видеть их. Она часто приходила к их келии и уходила, не достигнув желаемого. Выждав удобную минуту, она неожиданно явилась перед ними в то время, как они шли в церковь. Увидев ее, монахи поспешно возвратились в келию и заперли за собой дверь. Она встала перед дверью и с плачем призывала их. Тогда авва Анув подошел к авве Пимену и спросил: "Что нам делать с нашей матерью, которая плачет у дверей?" Авва Пимен пошел к дверям; услышав, что она продолжает плакать, он, не отворяя дверей, сказал ей: "Зачем ты так кричишь и так плачешь, будучи уже истощена старостью?" Она, узнав голос сына, закричала еще сильнее, говоря: "Потому что я хочу видеть вас, сыновей моих! Что из того, если я увижу вас? Не мать ли я вам? Не я ли родила вас? Не я ли вскормила вас? Я уже вся седая! Когда я услышала твой голос, внутри у меня задрожало!" Пимен сказал ей: "Сейчас ли хочешь видеть нас или в Будущем Веке?" Она отвечала: "А если сейчас не увижу вас, сыновей моих, то увижу ли потом?" — "Если с благодушием откажешься от свидания здесь, то увидишь там." Этими словами она утешилась и пошла с радостью, говоря: "Если увижу вас там, то здесь уже не хочу видеть." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 319. № 7).

    408. Авва Иоанн 24 года не видел свою сестру; уступая ее просьбам, он пришел к ней, но не был узнан; сотворив молитву, он ушел обратно в монастырь, ибо любовь к Богу в нем превосходила любовь к родным

    См. также: Монах

    Авва Иоанн, живший в горе, называемой Каламон, имел сестру, которая с детства посвятила себя святому подвижничеству. Она воспитала своего брата авву Иоанна и внушила ему, чтобы он, оставив суету мира, принял монашество. Вступив в монастырь, он не выходил из обители в течение двадцати четырех лет и не виделся с сестрой. Она же очень хотела увидеться с ним. Потому часто писала ему письма, в которых просила посетить ее прежде исшествия из тела, чтоб ей присутствием его утешиться в любви Христовой. Иоанн извинялся, не желая выйти из монастыря. Честная раба Божия, сестра его, написала очередное письмо, в котором было сказано: "Так как ты не хочешь прийти ко мне, необходимо мне прийти к тебе, чтобы по прошествии столь долгого времени я удостоилась поклониться святой твоей любви." Иоанн, прочитав это, очень опечалился и так рассуждал сам с собой: "Если я позволю сестре прийти ко мне, это даст повод и другим родственникам и знакомым навещать меня." Он решил, что лучше сам посетит сестру. Пошел к ней, взяв с собой двух братий, иноков своего монастыря. Когда они пришли к дверям уединенного дома, в котором жила сестра, Иоанн сказал громким голосом: "Благословите, примите странников!" На голос вышла его сестра, отворила дверь и не узнала брата. Он не сказал ни слова, чтоб не выдать себя голосом. Монахи, бывшие с ним, сказали ей: "Просим тебя, госпожа и мать, повели нам дать воды для утоления жажды, потому что мы устали с дороги." Им подали воды, и они попили. Потом, сотворив молитву, возблагодарив Бога и простившись с рабой Божией, возвратились в монастырь. По прошествии нескольких дней Иоанн опять получает от сестры письмо, в котором она приглашает его прийти к ней для свидания прежде ее кончины для совершения молитвы в ее келии. Он написал ей ответ и послал его с монахом своего монастыря. В ответе было сказано: "По благословению и милости Христа моего я приходил к тебе, и никто не узнал меня. Ты сама выходила к нам, подала воды, я принял ее из твоих рук и пил, и, возблагодарив Господа, возвратился в монастырь. Довольно для тебя, что ты видела меня. Более не стужай мне, но моли о мне непрестанно Господа нашего Иисуса Христа." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 298).

    409. Ученик из-за любви к Богу и старцу отказался от посещения матери

    См. также: Любовь к старцу; Старец

    Однажды старец со своим учеником Марком, выйдя из скита, пошел на Синайскую гору и там остался. Мать Марка отправила к нему посыльного и со слезами умоляла его отпустить ее сына, чтобы посмотреть на него. Старец отпустил Марка. Марк приготовил милоть (одежду), чтобы идти к матери, и пришел проститься со старцем, но вдруг начал плакать — и не пошел. (Достопамятные сказания. С. 167. № 4).

    410. Из-за любви к Богу преподобный Макарий отказался выйти к своему отцу

    Двенадцати лет от роду преподобный Макарий Унженский тайно покинул родителей и ушел в Печерский монастырь. Родители искали своего сына повсюду, тосковали и плакали неутешно. Спустя три года отец, случайно узнав от одного из печерских иноков о местопребывании сына, пришел в обитель и со слезами умолял архимандрита показать ему сына-инока. Дионисий вошел в келию и сказал Макарию: "Отец твой хочет видеть тебя." Но Макарий отвечал: "Отец мне Господь Бог мой, а после Господа отец мне ты, учитель мой!" Родитель Макария, стоя у окна келии и слыша голос сына, с радостью и со слезами сказал: "Сын мой, покажи лицо твое мне, отцу твоему!" Макарий отвечал родителю: "Невозможно нам видеться здесь, ибо Господь говорит в Евангелии: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф. 10:37). Иди с миром домой. Ради любви твоей я не хочу лишиться любви Господа моего." Родитель стал плакать и говорить: "Разве я не радуюсь о твоем спасении? Желаю видеть лицо твое и немного побеседовать с тобой!" Но инока не тронули слезные просьбы родителя. Схватив руку сына, отец облобызал ее и сказал: "Сладкий сын мой, спасай свою душу и молись о нас Господу, да и мы будем спасены твоими молитвами!" Родитель ушел домой и рассказал супруге своей о сыне. Они радовались и славили Господа. (Троицкий патерик. С. 347).

    411. Имея любовь к Богу, авва Феодосии был совершенен в обращении с людьми

    См. также: Бесстрастие

    Божественный Феодосии так пронзен был сладкой стрелой любви и так связан ее узами, что делом исполнял высокую божественную заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… (Мф. 22:37. Мк. 12:30. Лк. 10:27). А это могло быть не иначе, как через устремление всех естественных сил души не к каким-либо настоящим вещам, но единственно к возжеланию Создателя. Таким образом, он и тогда, когда умолял, был многим страшен и тогда, когда укорял, — любезен и во всем приятен. Кто настолько полезен, как он, даже при обращении со многими? Кто столь искусен собирать чувства и обращать их внутрь так, чтобы среди самих волнений пребывать в большей тишине, нежели среди пустыни, и быть одинаковым в многолюдстве и уединении! (Афонский патерик. Ч. 1. С. 428).

    412. О богоугодной жизни аввы Виссариона

    Авва Виссарион родился в Египте. В отроческих летах научился священным книгам, и Божественный свет воссиял в его сердце: он возлюбил Бога всей душой с самого юного возраста и никогда не осквернил преподанного ему Святого Крещения никаким греховным делом. Сохранив в себе красоту образа Божия, он удалился в пустыню и добился особенной благодати от Бога, Который совершал посредством его необыкновенные знамения, подобные знамениям, совершенным великими пророками. Проведя жизнь в богоугождении и достигнув глубокой старости, он отошел в Горние обители. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 78. № 1).

    413. За любовь к Богу и ближним священник получил исцеление от святого Архангела Михаила

    См. также: Архангел Михаил; Болезни; Исцеление

    Жена петербургского протоиерея Ольга Ивановна Беляева сообщила о следующем событии из жизни своего отца, ныне покойного протоиерея Иоанна Беляева. Отец Иоанн по душе своей был очень добр и милостив к бедным, смиренен и кроток сердцем и ближнего своего, действительно, любил, как самого себя. С молодых лет он страдал неизлечимой болезнью — астмой и грудной жабой. Приступы жестокой болезни были столь часты, что смерть грозила ему ежеминутно. В один из великих праздников он шел в храм Божий для служения Божественной литургии. На пути от дома к храму лежал огромный камень. Подойдя к нему, отец протоиерей почувствовал себя плохо и без сознания упал на него. В тот же момент он увидел перед собой Архистратига Михаила с огненным мечом и копьем, который сказал ему: "За твою любовь к Богу и ближним я умолил Всевышнего о даровании тебе совершенного здравия." При этом он своим копьем прикоснулся к его плечу и все внутри него наполнилось чувством жизни; в совершенном здоровье он встал и пошел служить Божественную литургию. С этого дня и до глубокой старости он не чувствовал сердечных приступов и умер совершенно от другой болезни. (Троицкие листки с луга духовного. С. 98).

    Любовь к врагу

    См. также: Великодушие № 114; Незлобие №№ 631632.

    414. Инок спас своего недоброжелателя от смерти

    Братия, путешествуя и заблудившись, спросили встречных, как найти им дорогу. Те же, будучи злодеями, указали им дорогу в пустынные места, а один пошел за ними, чтобы ограбить их, и советовал перейти через ров. Когда же он начал переходить, крокодил устремился на разбойника, но раб Божий стал кричать злодею, указывая ему на зверя. Тот, спасшись, благодарил его и удивлялся его любви. (Древний патерик. 1874. С. 371. № 33).

    415. Из-за вражды одного брата старец оставил монастырь и затворился в келии, когда же братия пришли звать его обратно, он принял с любовью враждовавшего с ним и вернулся обратно

    См. также: Незлобие

    Рассказывал об авве Мотие его ученик авва Исаак. Старец сперва построил монастырь в Гераклее. Потом пошел он в другое место и там построил еще один монастырь. Но, по действию диавола, нашелся тут один брат, который возводил вражду на старца и оскорблял его. Старец ушел в свое село, построил там себе еще один монастырь и заключился в нем. Спустя некоторое время пошли к нему старцы того монастыря, из которого он удалился, взяли с собой и брата, который огорчал его. Они направились с тем, чтобы просить его возвратиться в их обитель. Когда они пришли к тому месту, где жил авва Мотий, то оставили близ него свои милоти (одежду) и брата, который огорчал старца. Как только они постучались, старец приставил небольшую лестницу, начал всматриваться, узнал их и спрашивает: "Где же ваши милоти?" Они отвечают: "Вон там-то и с таким-то братом." Старец, услышав имя брата, который оскорблял его, обрадовался, взял топор, разломал двери и побежал туда, где был брат. Первым поклонился ему, обнял его и привел в свою келию. Целых три дня он утешал их, чего прежде, по своему обыкновению, не делал. Наконец, отправился вместе с ними в монастырь. (Достопамятные сказания. С. 170. № 2).

    416. Мученик подарил женщине, предавшей его, золотой перстень

    Христианин был предан своей рабой на мучение. Перед смертью, увидев рабу, предавшую его, он дал ей золотой перстень, говоря: "Благодарю тебя, что была ты для меня виновницей стольких благ." (Древний патерик. 1874. С. 370. № 31).

    Любовь к животным

    417. Старец отличался необычайным милосердием не только к людям, но и к животным

    См. также: Кротость; Незлобие; Нестяжательность

    В Александрии, в Эннате, мы пришли для назидания в монастырь аввы Иоанна. Здесь нашли мы дряхлого старца, прожившего около восьмидесяти лет в монастыре. Он был так милосерд не только к людям, но и к бессловесным животным, что нам не приходилось встречать другого, подобного ему. Что делал старец? У него не было другого занятия, кроме следующего. Встав рано, он отправлялся кормить собак, живших в Лавре. Потом насыпал муки малым муравьям и пшеницу большим, размачивал сухари для птиц. Проводя так жизнь в монастыре, он не оставил ни свечи, ни блюда — словом, ничего из земных вещей. Никогда, даже и на один час, он не завладевал ни книгой, ни деньгами, ни одеждой, но все раздавал нуждающимся, устремив все заботы на грядущие блага Вечной Жизни. (Луг духовный. С. 218).

    Любовь к иноверцу

    418. Любовь старца отвратила манихея от его заблуждения

    См. также: Еретик

    Был в Египте старец, живший в пустынном месте. Вдали от него жил другой старец — манихей, которого принадлежавшие к его секте называли пресвитером. Манихей, желая посетить одного из своих единомышленников, отправился к нему. Ночь застигла его в том месте, где жил православный и святой муж. Манихей хотел постучаться в двери келии и попроситься на ночлег, но медлил; он понимал, что старец знает о его ереси, и потому смущался, предполагая отказ в приеме. И все-таки нужда заставила постучаться. Старец отворил дверь, узнал его, принял радостно, угостил трапезой и уложил спать. Манихей улегся и размышляя о приеме, удивлялся, говоря сам себе: "Он не выразил никакого подозрения по отношению ко мне! Поистине он раб Божий." Встав рано утром, манихей упал к ногам старца и сказал: "С этого часа и я — православный и не отступлю от тебя." Он остался жить при старце. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 507. № 122).

    Любовь к падшему

    419. Из-за любви к падшему авва Лот взял на себя половину греха брата

    См. также: Покаяние.

    Некто рассказывал, что один брат, впавший в грех, пришел к авве Лоту. В смущении он входил и опять выходил из келии и не мог усидеть. Тогда авва Лот спросил: "Что у тебя, брат?" Тот отвечал ему: "Я совершил большой грех и не могу открыть его отцам." Старец сказал ему: "Исповедай свой грех мне, и я возьму его на себя." Тогда брат сказал старцу: "Я пал в блуд и неистово стремился достичь его." — "Не унывай, — сказал ему старец, — еще есть покаяние. Пойди, оставайся в пещере и постись по два дня, а я принимаю на себя половину твоего греха." По прошествии трех недель старцу было открыто, что Бог принял покаяние брата, и брат пребыл в послушании у старца до самой своей смерти. (Достопамятные сказания. С. 135).

    Любовь к птицам

    420. Преподобный Пафнутий любил грачей и охранял их; сын воеводы, подстреливший птицу, застыл в повернутом положении

    См. также: Исцеление; Наказание.

    Место, где была обитель преподобного Пафнутия Боровского, было окружено густым лесом. Множество грачей гнездилось там. Любвеобильный игумен не дозволял губить птиц или трогать птенцов. Однажды сын городского воеводы, проезжая мимо, пустил в них стрелу и убил одну птицу. Он был рад своей ловкости и, обернувшись, хвалился перед своими спутниками. Но вдруг почувствовал, что голова его так и осталась повернутой. Он никак не мог вернуть ее в естественное положение. Видя в этом наказание Божие, сын воеводы пошел к преподобному и просил у него прощения. Преподобный с улыбкой сказал ему: "Отомстил тебе Бог за кровь неповинной птицы." И, отслужив молебен, осенил его крестом, после чего голова встала на свое место. (Троицкий патерик. С. 241).

    Любовь к Родине

    См. также: Родина №№ 952953.

    Любовь к родителям

    421. О любви к матери святителя Иоанна Златоуста

    См. также: Родители

    Святитель Иоанн Златоуст, лишившись в молодых годах отца, ушел в Афины. Изучив там книжную премудрость, он возвратился на родину в Антиохию, решил покончить с миром и принять иноческий образ. Задуманное, однако, нескоро ему удалось привести в исполнение и вот почему. Его мать Анфуса, узнав о его намерении, чрезвычайно огорчилась и решила остановить его. Призвав его к себе, она, обливаясь слезами, сказала ему: "Божиим изволением суждено, чадо, тебе сиротство, а мне вдовство. Ты знаешь, ничто не могло заставить меня вступить во второй брак и привести другого мужа в дом твоего отца. Но как трудно мне было пережить эти годы! Во вдовстве я пребывала, как в буре или в печи огненной, перенося всевозможные искушения, и только ты один был в это время моим утешением, ты, в котором я видела образ твоего родителя. Вот и имение его все сохранено мной, и все приготовлено для тебя на годы твоего мужества. Пожалей же меня, останься со мной и похорони. Тогда можешь свое желание привести в исполнение." Иоанна тронули мольбы матери, он отложил свое намерение стать иноком, дождался ее смерти и сам похоронил ее. Только после этого, раздав свое имение, освободив рабов, он ушел в монастырь и принял постриг. Итак, ревнители благочестия, имеющие родителей! Не спешите оставлять этот грешный мир и бежать в пустыню. Ваша обязанность успокоить родителей и содержать их во время старости — это ваша прямая, святая и великая обязанность уже только потому, что внушается самим голосом природы, потому и исполнять ее мы должны прежде всего. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 140).

    Любовь ко Христу

    422. За любовь ко Христу отец сделал старшего сына Авива наследником своих богатств; Авив разделил богатство между братьями, а свою часть раздал бедным; вскоре он заболел и скончался в мире

    См. также: Милосердие; Христос.

    Один из отцов рассказал нам: "У некоего мирянина был сын, отличавшийся благочестием, целомудрием и воздержанием во всем. Вина он не пил, душа его стремилась к отшельнической жизни. Отец хотел его пристроить к какому-нибудь делу, но сын не соглашался на это. Между братьями он был старшим. Так как взгляды и стремления отца и сына расходились, то отец постоянно укорял его, ставя ему в вину само его воздержание. "Ты бы взял пример хоть с братьев своих и принялся бы за дело," — говорил отец. Сын все переносил молча. Между тем все знавшие его любили его за благочестие и скромность. Приблизилась кончина отца. Некоторые родственники и близкие друзья, вообразив, что отец ненавидит своего старшего сына, так как тот часто порицал его, собрались и рассуждали между собой: "Как бы он не лишил наследства этого раба Божия. Пойдем попросим за него." А старик был богат. Вот приходят к умирающему и говорят: "Мы хотим кое о чем попросить у тебя." — "В чем же состоит ваша просьба?" — спросил тот. — "О господине Авиве, как бы ты не забыл его в своем завещании." — "Это вы за него-то просите меня?" — "Да…" — "Позовите-ка его ко мне." Все думали, что он начнет его бранить по обыкновению. Когда явился старший сын, отец бросился к его ногам со слезами. "Прости меня, чадо, — восклицал умирающий, — и молись за меня Богу, чтобы простил меня, если я чем-либо огорчил тебя. Ты искал Христа, а я предавался мирским заботам." Потом позвал к себе других сыновей и, указав на старшего брата, сказал: "Вот вам господин и отец! Скажет он: "Вот ваше" — и будет ваше. Скажет: "Нет вам ничего" — и ничего не будет у вас!" Все были поражены этим. Отец тут же скончался. Авив отдал братьям что каждому причиталось из наследства. Получив свою часть, он все раздал бедным, не оставив себе ничего. Вскоре приступил он к устройству келии и, окончив работу, заболел и умер. "Вот какой кончины сподобился он — кончины, достойной той любви, какой он возлюбил Христа!" — говорили все." (Луг духовный. С. 250).

    Любовь к старцу

    См. также: Любовь к Богу № 409.

    Любопытство

    См. также: Святой № 1001.

    423. Человек, из любопытства пожелавший узнать, что делается в келии Акепсима, был наказан параличом

    Некто из неблагонамеренного любопытства пожелав узнать, что делает подвижник Акепсим, дерзнул влезть на дерево, посаженное вблизи его келии, но тотчас же пожал плоды своей дерзости. Паралич сковал верхнюю половину его тела. Он с покорностью явился к блаженному и признался в своем поступке. Тот сказал ему, что он возвратит себе здоровье, когда будет срублено дерево. Акепсим приказал срубить дерево для того, чтобы другой кто-нибудь не сделал того же, что сделал этот любопытный, и не потерпел бы подобного наказания. После того, как дерево срубили, действительно, последовало освобождение от наказания. Такую-то благодать получил от подвигоположника этот блаженный муж! (Блаж. Феодорит. История боголюбцев. С. 143).








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке