Загрузка...



  • Царствие Божие
  • Целомудрие
  • Церковь
  • Ц

    Царствие Божие

    1188. Искание единого на потребу принесло клирикам достаток во всем

    См. также: Храм.

    Два человека, бывшие соседями, добывали себе хлеб насущный шитьем одежд. Один из них имел много детей, жену, содержал, кроме них, отца и мать и имел обыкновение каждый день ходить в церковь. Он без нужды, с помощью Божией прокармливал свою многочисленную семью. Сосед же его несравненно лучше знал свое ремесло, в церковь не ходил, а работал даже и в праздники; но и одного себя прокормить не мог. Этот последний и позавидовал первому и раз с гневом сказал ему: "Откуда и как богатеешь ты? Я несравненно больше тебя тружусь, а все-таки обнищал. Отчего так?" Первый и говорит ему: "Я оттого богатею, что каждый день хожу в церковь и на пути в нее нахожу потерянное на дороге золото. И если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото делить с тобою пополам." Бедный клирик поверил и также стал ежедневно посещать церковь. Что же? Хотя он никогда никакого золота на дороге не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. Тогда первый сказал ему: "Видишь ли, брат, сколько хождение в церковь принесло пользы и душе твоей и тебя как обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил на пути, посещал церковь, а посещал потому, что веровал словам Господним: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33), и они оправдались на мне. И если я и сказал тебе о находимом мною золоте, то и в этом, как видишь, не погрешил, ибо подлинно, чрез хождение в церковь оба мы, и ты и я, приобрели все нужное нам." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 813).

    1189. Юноша, добровольно отказавшийся от родительского богатства, чтобы быть со Христом, был сторицею вознагражден еще в этой жизни: Господь послал ему знатную и богатую невесту

    См. также: Жених; Милосердие; Надежда; Родители; Христос.

    Раз одному из святых отцов пришлось быть в Константинополе. Когда он был в церкви, подходит к нему неизвестный ему человек и, поздоровавшись, начинает беседу о спасении души. "Воистину блажен тот, — сказал он, — кто всю свою надежду полагает на Бога и всего себя Ему поручает." И затем продолжал: "Я сын богатого человека, который при жизни был необыкновенно милостив к бедным. Раз он, позвав меня, показал мне все свои сокровища и сказал: "Сын мой, что ты хочешь, чтобы я тебе после себя оставил: все свое богатство или Христа?" Я отвечал: "Христа, ибо земные сокровища тленны и скоропреходящие. После этого отец мой еще милостивее стал и роздал все свое имение. После его смерти я стал бедняком и всю свою надежду только и возлагал на Господа. Что же произошло? Был в нашем городе богатый, но вместе с тем благочестивый человек, имевший и такую же жену. У них была единственная дочь. Когда она достигла возраста невесты, благочестивая мать сказала мужу: "У нас есть дочь, и богатства у нас много, значит, мы должны искать ей жениха не богатого, а кроткого и богобоязненного, который бы осчастливил ее и сохранил наше имение." Муж отвечал: "Верно говоришь, я думаю, надо предоставить выбор Самому Богу. Пойдем в церковь, помолимся усердно, кого первого пошлет Господь в церковь, тот пусть и будет мужем нашей дочери." Пошли, помолились и стали ожидать входящего. Тут я и вошел. Они послали вскоре раба звать меня к себе. Когда я пришел, они стали расспрашивать, кто я и откуда родом. Когда же я назвал им имя своего отца, которого они хорошо знали, и услышали, что я не женат, то прославили Бога и воскликнули: "Сам Христос избирает тебя мужем нашей дочери. Возьми ее и имение наше и живи, имея страх Божий." Я согласился и стал мужем их дочери, а вместе с ней получил и их имение. И теперь забочусь только о том, чтобы во всем поступать так, как поступал мой благочестивый отец." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 570).

    Целомудрие

    См. также: Девство №№ 207, 209; Доброделание № 246; Женщина мудрая № 269; Мудрость №№ 560561; Мужество № 565; Праведник № 866; Пресвитер № 902; Самоотвержение № 965; Чистота № 1220.

    1190. Преподобный Николай, будучи воином, за сохранение целомудрия был спасен от смерти во время битвы, о чем ему было открыто в видении

    См. также: Блудная брань; Искусительница; Видение; Воин; Твердость

    Преподобный Николай, память которого Святая Церковь совершает 24 декабря, до поступления в монашество служил в греческом войске. Человек он был богобоязненный, благочестивый, целомудренный, что и доказал делом. Находясь некогда в походе против болгар, он остановился на ночлег в гостинице и там был склоняем на грех дочерью гостиника. Поборов в себе нечистую страсть, он описал смущавшей его всю мерзость ее поступка, отклонил ее от греха и на прощание сказал: "Не видишь ли, что я иду на кровопролитную брань, подумай, могу ли я теперь осквернять себя и прогневлять Бога?" И затем, встав с постели и помолившись Богу, отправился в путь. В следующую ночь во сне ему представилось, что он находится в неком прекрасном месте. Стоявший рядом с ним сильный и величественный муж сказал ему: "Посмотри вокруг и скажи, что увидишь?" — "Ей, Господи, — отвечал Николай, — вижу с одной стороны, что греки болгар рубят." — "Посмотри, — сказал затем явившийся, — с другой стороны, там что?" — "Там болгары секут греков." Битва после этого казалась как бы оконченной и явившийся продолжал: "Посмотри внимательнее на поле битвы, не заметишь ли на нем чего-нибудь особенного?" Николай стал вглядываться и увидел, что вся земля сплошь покрыта мертвыми телами и только одно место среди них оставалось незаполненным. Оно было настолько мало, что казалось оставленным только для одного человека. Явившийся сказал: "Что ты думаешь об этом?" — "Невежда и препрост я, Господи, не понимаю," — отвечал Николай. Явившийся сказал: "Свободное пространство между мертвыми — твое место. Здесь, если бы тебя убили, ты должен был бы лечь вместе с другими. Но поскольку в прошедшую ночь ты сохранил свое целомудрие и победил блудного змея, то тем сам себя избавил от смерти и с телом вместе спас душу." Видение кончилось. Вскоре после этого начались битвы у греков с болгарами, и сначала победа была на стороне греков, затем болгары начали наступать и побили греков великое множество, в живых осталась самая малость. Среди спасшихся был и Николай. Возблагодарив Бога за свое спасение и оплакав павших товарищей, он водворился в монастыре и всю остальную жизнь провел в служении Господу. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 307).

    1191. Подвиг мученика Магистриана, спасшего деву от растления ценой своей жизни

    См. также: Мудрость; Самопожертвование

    В Коринфе была одна благороднейшая и прекраснейшая дева, подвизавшаяся в добродетельной жизни. Во времена гонителей ее оклеветали перед судьей-язычником, будто она худо отзывалась о тогдашних временах, о царях и идолах. Ее красоту торгующие развратом выставили на обозрение женолюбивому и нечестивому судье. Нечестивец обратил против нее все свои ухищрения, но не сумев склонить на свою сторону рабу Божию, подверг ее различным мучениям. Потерпев и здесь неудачу и не имея сил отклонить ее от исповедания Христа, пылавший страстью варвар отослал целомудренную деву в бесчестный дом. Узнав об этом, распутные люди, подобно коршунам, бросились в непотребный дом, предлагали деньги за сквернодействие и хотели склонить ее к растлению. Но целомудренная дева не внимала их обольстительным речам и упрашивала их оставить свои намерения. "У меня в сокровенном месте, — говорила она, — зловонная рана, и я боюсь, чтобы вы не возненавидели меня за причиненный вред. Дайте мне несколько дней, и тогда я позволю вам даром владеть мной." Они поверили этим словам, и блаженная на какое-то время удалила от себя неистовых. Сама же обратилась к Богу с усердными молитвами и сокрушенной мольбой преклонила Его к милосердию. Бог-сердцеведец видел, как целомудренная дева берегла свою непорочность, и, как Хранитель всех людей, устроил в эти дни следующее. Некий юноша по имени Магистриан, прекрасный внешне, благочестивый душой, воспламененный Богом духовной ревностью до презрения смерти, под предлогом распутства глубоким вечером вошел к содержателю дома и, дав ему пять златниц, сказал: "Позволь мне пробыть ночь с этой девой." Войдя с ней в особую комнату, он сказал ей: "Встань и спасайся." Сняв с нее одежду, надел на нее свое платье, тунику, плащ и все мужское и сказал ей: "Закройся полой плаща и выйди." Она так и сделала. Оградив себя знамением креста, вышла из этого места нерастленной, неоскверненной. Она была спасена благодатью Христа и старанием юноши, который собственной кровью освободил ее от бесчестного растления. На следующий день все было узнано и Магистриана привели к жестокому судье. Нечестивый подверг славного мученика Христова допросу и, узнав все, приказал бросить его зверям. Он сделал его вдвойне мучеником Христовым, потому что он и за свою бессмертную душу подвизался мужественно, и за славную и блаженную деву доблестно перенес страдания, потому и от Христа удостоился двоякой чести и славных венцов. (Лавсаик. С. 302).

    1192. Святая мученица Фомаида была усечена своим свекром, но сохранила целомудрие

    См. также: Мужество; Чистота; Супружеская верность; Твердость; Блудная брань

    Святая мученица Фомаида родилась в городе Александрии от благочестивых родителей, давших своей дочери истинно христианское воспитание. На пятнадцатом году они выдали ее замуж за одного юношу-христианина. В доме своего мужа святая Фомаида жила честно, всеми уважаемая за целомудрие, кротость, незлобие и другие добрые черты характера. Вместе с молодыми под одной крышей жил и отец мужа святой Фомаиды, ее свекор. Прельщаясь красотой своей снохи и разжигаясь плотским вожделением, он по действу сатаны замышлял по отношению к ней недоброе, искал удобного момента для греховного пребывания с ней. Святая же Фомаида по своему целомудрию не предполагала существования у свекра нечистых помыслов. Она держала себя с ним с особенной строгой стыдливостью. Муж святой Фомаиды был рыболовом. Однажды ночью пришли его товарищи и увели с собой на ловлю. Воспользовавшись уходом сына, отец пришел к святой Фомаиде и стал склонять ее на грех. Столь неожиданная опасность привела ее в ужас, и она начала сопротивляться безумному, говоря: "Что ты делаешь, отче? Сотвори крестное знамение и уйди, твой замысел внушен тебе сатаной." Но свекор не внимал ее увещаниям и старался склонить к греху бесстыдными словами и действиями. Святая же Фомаида, исполненная страха Божия и целомудрия, оказывала свекру решительное сопротивление. Она молила и побуждала его оставить беззаконное и нечестивое желание. Но чем сильнее она противостояла ему, тем настойчивее он понуждал ее, разжигаясь, как огнем, нечистой похотью. Над одром на стене висел меч. Сняв его, он начал устрашать святую Фомаиду: "Если не послушаешь меня, то я этим самым мечом отсеку тебе голову." Она же отвечала: "Если даже рассечешь меня на части, то я все-таки никогда не соглашусь на такое беззаконное дело." Разъярившись после этих слов, свекор с силой ударил сноху мечом и рассек надвое. Блаженная Фомаида предала свою душу в руки Божий и приняла славный мученический венец за свою чистоту и целомудрие. Она боролась с грехом до пролития собственной крови и положила душу свою за закон Божий, соглашаясь лучше умереть, чем прогневить Бога — осквернить свое тело и ложе своего мужа. Убийцу же тотчас постигло наказание Божие: он потерял зрение и, бросив меч, искал дверь, желая выйти из дома и убежать, но, ощупывая стены, никак не мог найти выход и поэтому принужден был оставаться в комнате. Между тем пришли другие рыбаки и стали звать его сына на ловлю. Отец же отвечал: "Мой сын ушел уже ловить рыбу, покажите мне двери, потому что я не могу их найти." Они, отворив дверь, вошли и увидели его с окровавленными руками и одеждой, старавшегося ощупью найти выход, и лежащую в крови рассеченную надвое жену. От этого зрелища они пришли в ужас и спрашивали: "Что это значит? Кто и для чего совершил подобное злодеяние?" Убийца был предан суду и наказан через усекновение мечом, А к телу убиенной стекалось множество жителей Александрии. Все они дивились столь невероятному и ужасному событию и восхваляли целомудрие святой Фомаиды.

    В это время в Александрии находился преподобный Даниил Скитский. Он сказал своему ученику: "Сын мой, пойдем и взглянем на святую отроковицу." Исполнив свое желание, они отправились в октодекатскии монастырь. Монахи этого монастыря с честью встретили преподобного отца, приветствуя его. Рассказав им о страданиях святой Фомаиды, он дал им такое повеление: "Идите и принесите сюда ее честное тело, ибо оно должно лежать не с мирскими людьми, а с честными отцами." Некоторые из братии смутились повелением положить тело женщины с отцами. Преподобный сказал им: "Отроковица, которую вы не желаете принести сюда, есть мать мне и вам. Ведь она умерла за свое целомудрие." Тогда монахи не осмелились больше противиться святому отцу и, взяв тело святой Фомаиды, погребли его с честью в монастырской усыпальнице. Простившись после этого со всеми отцами, преподобный удалился с учеником в скит.

    Один брат в его монастыре испытывал сильные плотские искушения. Придя к преподобному Даниилу, он рассказал ему о своей борьбе с плотскими страстями. Преподобный приказал ему: "Иди в октодекатскии монастырь и помолись там в монастырской усыпальнице: "Боже, молитвами мученицы Фомаиды, помоги мне и избавь меня от блудной похоти!" Надейся на Бога, и ты избавишься от искушений," — прибавил преподобный отец. Брат пошел и в точности исполнил все, что велел ему преподобный Даниил, и, действительно, совершенно освободился от плотских искушений. (Алфавитный патерик. Л. 229).

    1193. Жена, желая сохранить целомудрие, пронзила себя мечом

    См. также: Решимость.

    Гонитель Магнентин имел преступные связи со многими язычницами и старался завести такие же связи с христианками. Но те предпочитали умереть, чем предать свое целомудрие. В одном городе Магнентину понравилась жена советника при градоначальнике. Устрашенный муж сказал Магнентину: "Пошли и возьми ее." За ней присланы были солдаты, но она сказала им: "Подождите немного, я займусь своими нарядами." Она пошла в спальню, взяла меч и пронзила им свое чрево. Слушайте и устыдитесь девы, признающие себя Христовыми невестами и изменяющие Ему своими нечистыми вожделениями. (Лавсаик. С. 303).

    1194. Разбойник, обреченный на казнь, находясь в темнице вместе с купцом, видя твердость в сохранении целомудрия купца и его жены, рассказал им, где скрыты его богатства, и просил после его смерти взять их себе; на эти богатства жена выкупила своего мужа из темницы

    См. также: Супружеская верность

    Некий купец плыл с товарами в Африку. Дорогой корабль разбился и потонул, и купец остался ни с чем. Заимодавцы бросили его в темницу. Оставшееся имение было продано, и купец с женой остались только с тем, что на них было. Жена купца стала заниматься поденной работой, которой кормила себя и мужа. Однажды, когда она была с мужем в темнице, туда для раздачи милостыни пришел некий вельможа, пленился необыкновенной красотой жены и пригласил ее к себе. Женщина, думая, что он хочет дать ей милостыню, поспешила к нему. Вельможа, узнав о ее положении, сказал ей: "Я заплачу за твоего мужа весь долг, только согласись быть моей." Жена отвечала: "Господин! Ты знаешь, что жена не властна над своим телом, но муж (1 Кор. 7, 4). Поэтому позволь мне о твоем предложении сказать мужу." Вельможа согласился. Купец заплакал и сказал жене ответить вельможе так: "Мы с мужем ради освобождения не только не желаем блуда, но и слышать о нем не хотим. Господь все видит и Сам освободит нас." Жена передала слова мужа вельможе. А нужно заметить, что в то время сидел в темнице один разбойник, приговоренный к смерти. Он слышал разговор между мужем и женой и, вздыхая, сказал: "В какой скорби пребывают здесь в темнице эти муж и жена! Они не хотят купить освобождение блудной ценой и остаются верными Богу. А я что делаю? Я никогда и не помыслил о Боге и повинен во многих убийствах." И с этими словами он позвал купца и его жену и сказал им: "Знайте, что я — разбойник, много зла и убийств совершил и через несколько дней положу на плаху свою голову. Но, видя ваше целомудрие, я умилился и потому после моей смерти прошу исполнить мою волю. В таком-то месте вы найдете золото и все, сколько есть, возьмите себе, уплатите долг ваш и помолитесь Господу, чтобы простил меня." Вскоре прибыл начальник города и повелел обезглавить разбойника. Муж и жена нашли после его смерти завещанное им золото и уплатили свой долг. Так Господь наградил их за то, что сохранили Его заповедь. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 755).

    1195. Инок, находясь в городе на лечении, жил у одной благочестивой женщины; воспылав к ней нечистой страстью, он готов был совершить грех; женщина же своей твердостью предотвратила грех; будучи истинной христианкой, она не соблазнилась немощью инока, но убедила его закончить лечение и затем отпустила с миром

    См. также: Блудная брань; Женщина мудрая; Соблазн; Твердость

    Одного инока укусила змея, и он пришел в город лечиться. Его приняла к себе в дом благочестивая и богобоязненная женщина и стала лечить. Лишь только немного успокоилась боль, диавол стал внушать иноку блудные помыслы. Однажды он схватил ее за руку. "Нет, отец! — сказала женщина, — Побойся Христа! Вспомни о скорби и тяжести раскаяния, которые ты испытаешь в своей келии, вспомни о воплях и слезах, которые предстоят тебе." Вот это и многое другое говорила женщина, и брань оставила инока. От стыда он не мог взглянуть на нее и хотел бежать из дому. Но женщина, проявив жалость к иноку ради Христа, сказала ему: "Не стыдись и не уходи, отец! Тебе еще надо подлечиться. А то был не помысл твоей чистой души, а козни злобного диавола." Окончив лечение, она без всякого соблазна отпустила его с миром. (Луг духовный. С. 253).

    1196. Подвиг преподобного Моисея Угрина

    См. также: Твердость; Терпение.

    Преподобный Моисей Угрин в молодости был взят в плен и отведен в Польскую землю. Вели его, закованного по рукам и ногам в тяжкие железа, и крепко стерегли, потому что был он крепок телом и прекрасен лицом. И увидела его, прекрасного и юного, одна молодая вдова. Была же она из знати той земли, имела большое богатство и власть. И запала ей в душу его красота, и уязвилось ее сердце страстным желанием. Чтобы склонить к тому же и преподобного, она стала увещевать его льстивыми словами: "Зачем ты напрасно переносишь такие муки, когда имеешь разум, который мог бы избавить тебя от этих мук и страданий." Моисей ответил: "Так Богу угодно." Она же сказала ему: "Если покоришься мне, я избавлю тебя и сделаю великим во всей Польской земле. И будешь ты владеть мной самой и всей моей областью." Почувствовал блаженный ее нечистое желание и сказал ей: "Будь уверена, я не исполню твоей воли. Я не хочу ни власти, ни богатства, для меня лучше всего — чистота душевная, а также и телесная. Не погублю я труда пяти лет, которые Господь сподобил меня терпеть в этих оковах. Я не заслужил таких мук и потому надеюсь избавиться за них от мук вечных." Когда полячка поняла, что лишается такой красоты, то по диавольскому внушению подумала: "Если я выкуплю его, он поневоле покорится мне." И послала она к тому, кто держал Моисея, чтобы тот взял у нее деньги, сколько хочет, только продал бы ей юношу. Он же, почувствовав, что время благоприятное для приобретения богатства, взял у нее около тысячи и отдал ей Моисея. И насильно, без всякого стыда повлекла она блаженного на дело небогоугодное. Теперь эта женщина получила власть над ним и повелела ему сочетаться с собой. Она освободила его от оков, одела в многоценные одежды, накормила сладкими кушаньями и объятиями и всякими любовными обольщениями стала понуждать на свою похоть. Преподобный же, видя ее неистовство, стал еще прилежнее молиться, еще крепче держать пост. Он предпочитал ради Бога есть сухой хлеб и пить воду с чистотой, чем многоценное кушанье и вино со скверной… И в такую ярость пришла полячка, что хотела уморить его голодом. Но Бог не оставляет рабов Своих, надеющихся на Него. В те дни пришел со Святой Горы один инок, саном иерей. По наставлению Божию он пришел к блаженному и облек его в иноческий образ. Много поучал он его о чистоте, о том, как бы избавиться от этой скверной женщины, чтобы не предать себя во власть врага, и когда ушел, стали искать его и нигде не нашли. Тогда полячка, потеряв всякую надежду, пришла в отчаяние и подвергла Моисея таким истязаниям: велела растянуть его и бить палками, так что и земля напиталась кровью. Сильно печалилась вдова и думала о том, как бы отомстить за свой срам. Однажды она велела насильно положить его с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этой прелестью не могла привлечь его на свою сторону. Блаженный говорил ей: "Напрасен твой труд. Не думай, что я безумный или не могу этого сделать: я из страха Божия гнушаюсь тебя, как нечистой." Услышав это, полячка велела давать ему по сто ударов каждый день, а потом обрезать тайные члены, говоря: "Не пощажу его красоты, чтобы не насытились ею другие." И лежал Моисей, как мертвый, истекая кровью, едва дыша. Вскоре поднялся великий мятеж во всей земле Польской, народ побил своих епископов и бояр, как и в летописи рассказано. Тогда убили и эту вдову. Преподобный же Моисей, оправившись от ран, пришел к Пресвятой Богородице в святой Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания, как победитель и храбрый воин Христов. (М, Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 106).

    1197. О целомудренной жизни блаженной княгини Евдокии (Евфросинии).

    См. также: Клевета; Подвиг тайный

    Блаженная княгиня Евдокия, в инокинях Евфросиния, оставшись вдовой после своего мужа, великого князя Димитрия Иоанновича Донского, строила церкви и монастыри и проводила святую жизнь. Но неразумные люди по диавольскому внушению смущались, глядя на нее, и говорили: "Неужели она, будучи самовластной и живя в такой неге, может прожить целомудренно?" Об этом слышали и ее дети, услыхала и она сама. И вот однажды, когда заметила, что один из сыновей ее был смущен худой молвой, позвала его и остальных сыновей и с плачем сказала им: "Любезные дети, не смущайтесь. Всякую клевету и поношения я с радостью приму. Но, видя одного из вас сомневающимся, я открою свою тайну." И, раскрыв малую часть груди, показала, как от сурового воздержания кожа ее почернела и как бы сожжена огнем, а плоть приросла к костям. Сыновья ужаснулись. Княгиня запретила им говорить об этом и просила не преследовать поносивших ее. И с тех пор, говорится в ее Житии, "наипаче подвизашеся прилежными к Богу молитвами." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 803).

    1198. Преподобный Макарий чудесно избавил от плена целомудренную женщину

    Во время нашествия на город Унжу татарами была захвачена одна женщина, красивая собой, но строго целомудренная. Три дня от невыразимой скорби она ничего не ела и не спала, умоляя преподобного Макария об избавлении ее от греха и плена. На четвертую ночь заснула она и видит, — у ее головы стоит благолепный старец и говорит: "Не скорби, я — Макарий Желтоводский. Встань и иди за мной." Она вскочила, поняла, что развязана, и уже наяву увидела перед собой старца в таком виде, как писали преподобного на иконах. Она пошла за ним вслед. Когда начало светать, старец стал невидим, а она очутилась недалеко от Унжи. (Троицкий патерик. С. 352).

    Церковь

    См. также: Исцеление № 291; Любовь к ближним № 399; Раскол №№ 939940.

    1199. Причастие, присланное еретиком, сразу же сгорело в огне

    См. также: Ересь; Причастие; Чудо

    На расстоянии 30 миль от киликийского города Эгов жили два столпника, в шести милях один от другого. Один из них принадлежал к Святой Кафолической и Апостольской Церкви, а другой, больше пробывший на столпе близ селения Кассиодора, был последователем ереси Севера. Еретик возводил на православного разнообразные обвинения, стараясь привлечь его к своей ереси. Распространяя о нем молву, он решил добиться его осуждения. Православный подвижник, как бы озаренный свыше, просил еретика прислать ему частицу Причастия. Тот обрадовался, как-будто уже совратил собрата в свою ересь, немедленно послал ему просимое, ничего не подозревая. Православный, приняв частицу, раскалил сосуд и положил ее туда, и она немедленно исчезла в жару пылающего сосуда. Затем, взяв частицу Святого Причастия Православной Церкви, он сделал то же самое, и мгновенно раскаленный сосуд охладился, а Святое Причастие осталось целым и невредимым. Он благоговейно его хранил. (Луг духовный. С. 38).

    1200. Последователь Нестория по молитвам старца-отшельника сподобился видеть ад и ересиархов, пребывающих в нем

    См. также: Ад; Богородица; Вера; Еретик

    Старец, великий перед Богом, по имени Кириак, жил в Лавре Каламонской около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат по имени Феофан из страны Дора и спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: "Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. Не будь этого — я бы остался с тобой!" Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. "Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица." — "Отче, — возражал брат, — да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не знаю, как мне, несчастному, и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная." Старец радостно выслушал слова брата. "Оставайся в моей келии, — сказал он. — Я уповаю на Бога, Он по Своему милосердию откроет тебе истину." И, оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: "Пойди и познай истину!" Взяв его, повел в место мрачное, смрадное, испускающее пламя, и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлинария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: "Вот это место уготовано еретикам и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следует их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь такого наказания, обратись к Святой Кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: если бы и всеми добродетелями украсился человек, но коль он неправо верует, то попадет в это место." При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат рассказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. Оставшись в Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире. (Луг духовный. С. 32).

    1201. Авва Иаков, имевший благодать смиренномудрия, чудесно был вразумлен в видении, что спасаются в Православной Церкви

    См. также: Видение; Дерзновение; Ересь

    В Келлиях был некто авва Иаков-младший. Его отец по плоти был ему и отцом духовным. В Келлиях было две церкви: одна — для православных, к которой и он принадлежал, а другая — для апосхистов. Авва Иаков имел благодать смиренномудрия, за что был любим всеми, как православными, так и апосхистами. Православные говорили ему: "Смотри, авва Иаков, чтобы не обольстили тебя апосхисты и не увлекли в общение с собой!" И апосхисты также говорили ему: "Знай, авва Иаков, что ты, сообщаясь с дифизитами, губишь свою душу, ибо они — несториане и клевещут на истину!" Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, слушая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец, овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келии, которая была в уединении вне Лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью. Египетские отцы имеют обыкновение сберегать до смерти левитон и куколь, в которых принимают святой монашеский образ, и в них погребаться. В продолжение жизни они надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Тайн и тотчас же после этого снимают. Авва Иаков, уединившись в келии и стоя на молитве перед Богом, настолько изнурил себя постом, что, наконец, пал на землю и лежал распростертым. Он рассказывал, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в мыслях. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит Отрок с веселым лицом и говорит ему: "Авва Иаков, что ты здесь делаешь?" Иаков вдруг осиялся светом. Он почувствовал в себе силу от видения Отрока и отвечал ему: "Господи, Ты знаешь, что со мной делается! Одни говорят мне: "Не оставляй Церкви (Православной)." Другие говорят мне: "Дифизиты тебя прельщают." Недоумевая и не зная, что делать, я решился на такой подвиг." Господь отвечает ему: "Хорошо там, где ты." И тотчас при этих словах авва Иаков увидел себя перед дверьми святой церкви православных последователей Халкидонского Собора." (Достопамятные сказания. С. 276. № 1).

    1202. Старец, посещавший еретические храмы, только тогда избавил свою душу от мук, когда изъявил желание быть похороненным по православному обряду

    См. также: Ересь; Православие

    Один монах, живший в монастыре святого Феодосия, хотя был и православным, но, по своей простоте мало обращая внимание на различия вер, часто выходил из келии и отправлялся в церкви либо египтян, либо армян и других еретиков и там постоянно до конца выстаивал их службы, нисколько не думая о том, что это грешно. Этому иноку однажды явился Ангел и спросил его: "Скажи мне, старец, когда ты умрешь, то какой хочешь обряд погребения чтобы совершался над тобой — египетский, армянский, какой другой еретической секты или православный?" Старец отвечал: "Не знаю." Тогда Ангел сказал ему: "Так размысли о себе, через три недели я приду к тебе, и тогда мне скажешь." После явления Ангела инок пошел за советом к одному прозорливому старцу и передал ему слова Ангела. Тот, выслушав их, внимательно посмотрел на гостя и сказал: "Да уж не ходишь ли ты в церкви иноверных?" — "Да, — отвечал инок, — где застану пение, там и слушаю его — армянское ли, египетское или другое какое еретическое — мне все равно." Прозорливец тогда воскликнул: "Горе тебе, брат, хотя ты и считаешь себя православным! Горе тебе будет за твое хождение в церкви к тем, которых отметают правила Соборов и святых отцов! Образумься скорее, и когда придет к тебе Ангел, тотчас скажи ему: "С этого времени хочу быть православным!" Прошло три недели, и Ангел действительно явился иноку и спросил: "Ну что? Ты размыслил о себе?" — "Да, хочу быть православным," — отвечал старец. "Хорошо ты это сделал, — сказал ему Ангел, — ибо теперь только и освободил свою душу от муки." После этих слов Ангела старец тут же скончался. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 231).

    1203. Еретики не могли своей молитвой отворить двери храма; во время же молитвы православных раздался гром и двери храма разверзлись сами собой

    См. также: Ересь; Молитва праведника

    Греческий царь Валент, по вере еретик-арианин, закрыл православные церкви в своем государстве, отдал их во власть ариан и приказал изгнать всех православных епископов. Те сказали царю: "Прежде чем привести в исполнение свое повеление относительно нас, позволь Василию Великому войти в собеседование о вере с арианами. Если они победят Василия, то мы беспрекословно покоримся тебе." Царь согласился и пригласил Василия в Никею. Василий, сказав Валенту, что его с арианами рассудит Бог, повелел запереть двери одной из церквей и призвал ариан: "Хотите убедиться, чья вера правая, через эти двери? Если по вашей молитве они отверзутся сами собой, будем знать, что правда на вашей стороне. Если же отверзутся по нашей молитве, то тогда все должны будут признать, что православно веруем мы, а не вы." Ариане согласились, с утра до вечера молились они об отверзении дверей, но "не бысть, как сказано, ни гласа, ни послушания." Затем настала очередь православных. Святой Василий с клиром и православным народом подошел к церкви, преклонил колена и стал молиться. "И внезапу бысть гром велик, и отверзошася двери церковныя." Все ужаснулись и прославили Бога. Царь повелел возвратить церкви православным, наградил Василия великими дарами и отпустил с миром. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 333).

    1204. Авва Феодул видел над иноком-еретиком черного голубя — свидетеля веры еретика

    См. также: Вера; Видение; Ересь

    Авва Феодул рассказывал: "Есть здесь недалеко от Фара, как раз посредине между святой Софией и святым Фавстом, гостиница. При ней был и гостиник. Однажды он просил меня прийти в гостиницу и на несколько дней заменить его. Придя в гостиницу, я встретил остановившегося там инока, родом сирийца. Он не имел ничего, кроме власяницы, плаща и нескольких хлебов. Стоя постоянно в одном углу, он день и ночь проводил в славословии и ни с кем не говорил. Настал воскресный день. Я подошел к нему и сказал: "Брат, не сходишь ли ты к святой Софии, чтобы причаститься Святых и Божественных Тайн?" — "Нет!" — отвечал он. "Отчего же?" — спрашиваю его. "Я принадлежу к последователям Севера и не состою в общении с Церковью." Услышав, что он не принадлежит ко Святой Кафолической и Апостольской Церкви, а вместе с тем видя его прекрасное поведение и добродетель, я ушел со слезами в свою келию, запер дверь и, упав ниц перед Богом, три дня молился со слезами: "Господи Христе, Боже наш, преклонивый небеса по неизреченному и бесконечному человеколюбию и сошедый нашего ради спасения, воплотивыйся от Владычицы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, открой мне, кто истинно и право верует, мы ли, чада Церкви, или последователи Севера?" На третий день Кто-то незримый сказал мне: "Иди, Феодул, и увидишь веру его." Придя наутро, я сел против него, надеясь увидеть что-либо по слову, бывшему ко мне. Я сидел около часа, пристально смотря на него. Он стоял и пел песнопения на сирийском языке. И вот — Бог мне свидетель! — вижу, чада мои, голубя, парящего над его головой, почерневшего как бы от сажи в трубе, истрепанного. Безобразный голубь обозначал их веру." Вот что, обливаясь слезами и глубоко вздыхая, поведал этот поистине блаженный муж. (Луг духовный. С. 128).

    1205. Чудесное обращение еретички к Святой Церкви

    См. также: Богородица; Ересь

    Пресвитер Анастасий, ризничий церкви Святого Воскресения Христа, Бога нашего, рассказывал, что однажды в ночь под воскресенье Космиана, жена патриция Германа, придя одна, желала поклониться Святому и Животворящему Гробу Господа нашего Иисуса Христа — Истинного Бога. Она уже приблизилась к вратам святилища, и вот навстречу ей невидимым образом вышла наша Владычица Пресвятая Богородица в сопровождении других жен. "Ты не принадлежишь к нам, не наша, поэтому и не входи сюда," — сказала Богоматерь. Космиана действительно принадлежала к секте Севера. На настойчивые мольбы о дозволении войти ко Святому Гробу Богоматерь отвечала: "Поверь Мне, женщина, что ты не войдешь сюда, если не присоединишься к нам." Поняв, что уклонение в ересь возбраняет ей доступ к святыне, которой она не увидит, пока не обратится к Святой Кафолической и Апостольской Церкви Христа, Бога нашего, Космиана тотчас позвала диакона. Когда диакон пришел со святой Чашей, она причастилась Святого Тела и Крови великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а затем удостоилась беспрепятственно поклониться и Святому Животворящему Гробу Господню. (Луг духовный. С. 63).

    1206. Чудесное обращение военачальника-еретика

    См. также: Ересь

    Пресвитер Анастасий рассказал о следующем происшествии. Гевемер, сделавшись палестинским военачальником, прежде всего явился поклониться Святому Христову Воскресению. Лишь только он хотел войти в храм, как увидел барана, бросившегося на него, чтобы ударить рогами. В сильном испуге он отступил назад. Стоявшие здесь Азарий, хранитель Святого Креста, и храмовые служители спросили его: "Что с тобой, господин? Отчего ты не входишь?" — "Зачем вы пустили сюда этого барана?" — спросил военачальник. Все были поражены. Осмотрели храм Святого Гроба и ничего не нашли. "Тут нет ничего, входи же!" Гевемер снова попытался войти, — и снова то же явление: баран устремился на него и не дал ему прохода. Это повторялось не раз. Видение было только одному Гевемеру, другие совсем ничего не видели. "Поверь мне, господин, — сказал тогда хранитель Святого Креста, — у тебя что-нибудь есть на душе. Это и возбраняет тебе доступ к Святому и Животворящему Гробу нашего Спасителя. Ты хорошо сделаешь, если исповедуешься пред Богом. Милостивый и Человеколюбивый, желая твоего спасения, Он явил тебе это знамение." — "О, на мне много тяжких грехов пред Господом," — воскликнул Гевемер, проливая слезы. И, упав пиц, он долго плакал и исповедовал свои грехи пред Богом. Поднявшись, он снова хотел было войти и — не мог: явившийся баран с еще большим рвением преграждал ему доступ к святыне. "Видно, есть еще какая-нибудь преграда," — сказал хранитель Креста. "Не потому ли я не могу войти, что не состою в общении со Святой Кафолической и Апостольской Церковью, а принадлежу к секте Севера?" — подумал военачальник. Он попросил хранителя Святого Креста, чтобы сподобил его причащения Святых и Животворящих Тайн Христа Бога нашего. Пришел диакон со святой Чашей, и он, причастившись, присоединился к Церкви. После того беспрепятственно поклонился Святому Гробу. (Луг духовный. С. 65).

    1207. Вступив в общение с еретиками, ремесленник совершил этим духовный блуд

    См. также: Ересь

    Авва Феодор, игумен Старой Лавры, рассказал: "В Константинополе были два брата, серебряники по ремеслу, родом сирийцы. Однажды старший брат говорил младшему: "Пойдем побываем в Сирии и приобретем во владение родительский дом." — "Зачем уходить обоим? Можно ли нам бросить свое дело?" С общего согласия они решили, чтобы отправился младший брат. Спустя немного времени после его отъезда оставшийся в Константинополе видит сон. Благолепный старец говорит ему: "Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?" Проснувшись, он был очень огорчен и сказал сам себе: "Это я виноват, зачем отпустил его одного?" Спустя какое-то время снова видит во сне того же мужа, который говорит те же слова: "Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?" И снова почувствовал он великую печаль. Но вот в третий раз явившийся говорит ему: "Знаешь ли, что брат твой покинул законную жену и связался с женой корчемника?" Тогда срочно написал он из Константинополя брату в Сирию: "Тотчас же бросай все и возвращайся в Византию." Получив письмо, тот, оставив все, явился к брату. Он повел его в Соборную Церковь и начал горько укорять: "Хорошо ли это, что ты впал в блуд с женой корчемника?" Тот, выслушав брата, начал клясться именем Бога Вседержителя: "Я не понимаю, что ты говоришь, я не предавался распутству, не вступал ни с кем в незаконную связь и никого не знал, кроме законной жены." Старший брат, выслушав это, спросил: "Не сотворил ли ты еще чего-либо более тяжкого?" Тот отрекался: "Ничего не сделал я незаконного… Правда, я встретил в нашем селении монахов из секты Севера и, не зная, что это худо, имел с ними общение. Но другого ничего за собой не знаю." Тогда старший брат понял, что блуд означает измену Святой Кафолической Церкви. Брат впал в ересь акефала Севера, поистине корчемника, опозорил себя и унизил высоту Православия." (Луг духовный. С. 228).

    1208. Лютая смерть притеснителя Церкви и пастырей

    См. также: Кончина грешника

    Один христолюбец поведал следующее об императоре Анастасии. После того, как он изгнал Константинопольских Патриархов Евфимия и Македония и отправил их в ссылку к Понту в Евхаиты по делу о Соборе отцов, бывшем в Халкидоне, сам император Анастасий видел во сне прекрасного мужа, одетого в белую одежду. Явившийся стоял против него, держал в руках исписанную книгу и читал ее. Перевернув пять листов, он прочитал имя императора и сказал ему: "За твое зловерие я изглаждаю четырнадцать лет," — и изгладил своим перстом. Спустя два дня вдруг сверкнула ослепительная молния и раздался страшный удар грома. Анастасий в ужасе испустил дух с невыразимой тоской. Это — воздаяние за то, что нечестиво поступал он против Святой Церкви Христа, Бога нашего, и отправлял в ссылку ее пастырей, (Луг духовный. С. 50).

    1209. Огненные языки, исшедшие от богоявленской воды, убедили женщину в истинности Православной Церкви

    См. также: Благодать; Вода святая; Отступничество

    Молодая женщина, совращенная в детстве своей бабушкой в раскол, вышла замуж за православного. О своем возвращении в лоно Православной Церкви она рассказывала следующее: "Наступил канун Крещения Господня, или сочельник. В этот день мой муж неизменно бывал в храме, получал там святую богоявленскую воду и с великой радостью возвращался домой, неся с умилением, как он выражался, "великий дар Неба." В день того памятного сочельника я страшно загрустила. У меня появилось непреодолимое желание увидеть мужа. Часа в два дня показалась наша серая лошадь. В санках сидел мой муж, в руках у него был голубой кувшинчик. Я, не отдавая себе отчета, поспешила в переднюю встретить мужа, который, входя с необыкновенным благодатным воодушевлением и радостью, запел "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи" и открыл крышку кувшина. В тот момент над кувшином появились три огненных языка, исшедших из воды. Песнь в устах певца замолкла. Он рыдал, как дитя, от радости и умиления. Видя такое великое чудо благодати, почивающей во святой богоявленской воде, я познала душой и сердцем, что Святая Истина пребывает только в Единой Святой Апостольской Церкви, от которой я уклонилась по действию диавола. В тот же момент в глубине души я решила вернуться в лоно Святой Православной Церкви и сказала о том своему мужу. Радости его не было предела. Вечером мы с мужем поехали в свой приходской храм, где я и была присоединена к Святой Православной Церкви. Состояние моей души было столь радостно, что подобная радость, думаю, возможна только на Небе. Началось в храме чтение великого повечерия, каждое слово слышимых мной святых псалмов как бы острым резцом глубоко врезалось в мою грешную душу. И особенно запечатлелись во мне тогда слова: грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! (Пс. 24, 7). Тут только я поняла всю тяжесть своего отступничества от Святой Православной Церкви и до этого дня с упованием на милосердие Божие прошу прощения и помилования за свой великий и тяжкий грех." (Троицкие листки с луга духовного. С. 122).








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке