3.4 Разум и сердце

3.4.1 От противоположности – к подобию Творцу

Единение с Творцом означает единство с Его свойствами. Если ты хочешь быть таким же, как Он, выполняй те же действия. В материальном мире один предмет настолько близок к другому или далек от него, насколько короче или длиннее расстояние между ними.

В духовном мире, где нет места и расстояния, а есть одни только желания, близость измеряется единством свойств. Чем больше разница в свойствах, тем дальше один от другого. Так же как топор отделяет часть от целого, так же разница в свойствах отдаляет одного от другого. Таким образом, единство свойств сближает, а их различие отдаляет. Если один желает чай, а другой кофе, то их желания еще кое-как можно объединить. Но между желаниями чая и бифштекса нет ничего общего.

Если двое людей испытывают друг к другу ненависть, ясно, что они далеки друг от друга, как запад от востока. И наоборот, взаимная любовь сближает обоих настолько, что они сливаются в единое целое, несмотря на расстояние между ними. Как видим, расстояние не играет никакой роли. Главное, что оба хотят доставить друг другу только хорошее, и понятия об этом у обоих одинаковы. Если же один любит и ненавидит одно, а другой – совершенно противоположное, то они далеки друг от друга и испытывают взаимную неприязнь.

Когда творение любит то, что любит Творец, и ненавидит то, что ненавистно Творцу, то они представляют собой единое целое. Если же только часть свойств творения сходны со свойствами Творца, то они едины только в этой части сходства и противоположны в остальном. Но полярного отдаления между ними тоже нет.

Итак, только общие желания объединяют, а противоположные отдаляют. Творения рождаются абсолютно противоположными Творцу. Но постепенно, с помощью исправления, которое необходимо им, творения начинают приобретать общие с Творцом свойства и, следовательно, приближаться к Нему. По мере исправления наших желаний мы все больше и больше становимся подобными Творцу и все полнее сливаемся с Ним общими желаниями. Все выше и выше поднимаемся по духовным ступеням сфирот, парцуфим и миров навстречу Источнику, из которого мы вышли.

Таким путем, от полной противоположности Творцу, через частичное и все более увеличивающееся подобие Ему, мы, наконец, становимся как Творец. Полностью сливаемся с Ним в одно целое, выполнив этим Цель творения. Не только ощутив на себе доброту Творца и Его способность творить добро, но и приобретя такую же возможность отдавать все это вновь Творцу, как Он сам это делает постоянно.

Но чтобы дойти до такого состояния, творения прежде всего должны узнать, кто такой Творец, каковы Его свойства, а уже затем менять свои свойства на подобные Творцу. А главным свойством Творца является отдача, а не получение. У Творца вообще нет понятия «ради себя». Он не должен наполнять свои желания и Ему не от кого получать. Он – Совершенство и Вечность и находится над всеми.


3.4.2 Духовное должно стать единственным и главным

Наша работа по единению свойств с Творцом делится на две части: моха вэ-либа(разум и сердце).

Первым исправлением является правило: перестать думать о себе, то есть нужно отключить наш мозг. Но как же мы перестанем думать о себе, когда только этим и занимаемся. Это может сделать свет АБ-САГ, который приходит свыше и исправляет наши качества. Человек перестает думать о себе, о пользе для себя любого действия, которое он совершает, и переносит желания с себя на Творца. Это и есть работа мозга и приобретение свойств Бины. Первое исправление – получение свойств «отдача ради отдачи».

Но человек все же должен работать для своего существования и для существования детей и семьи. Считается, что работа для жизненной необходимости не является работой для себя. Почему же Творец создал нас такими, что мы 99.9% работы и забот посвящаем только себе? Это сделано для и во имя будущего исправления, то есть для работы ради духовного, ради и во имя Творца. Только сам человек может решить, сколько времени он должен посвящать необходимым жизненным затратам, а сколько – духовному.

У каждого свои понятия о жизненной необходимости. Порой человек начинает думать, что с радостью отказался бы от еще нескольких часов работы, если бы это было возможно. Такие мысли засчитываются как духовное действие. Важно, что человек делает в свободное от необходимой работы время. Занимается ли духовным или тратит его зря. Заниматься духовным нужно тоже с радостью, с возвеличиванием Творца, с надеждой приобретения совершенства и вечности, а не вынужденно, с целью наполнить себя дополнительными наслаждениями.

Духовный путь начинается с того, что в этом мире человеку дается желание получения всех материальных наслаждений: быть богатым, счастливым, преуспевающим, иметь все почести, приобретать знания. А потом во имя духовного он должен быть готовым всем этим пожертвовать. Только когда для человека духовное становится единственным и главным, можно к нему приблизиться.

Конечно, мысли о существовании семьи, детей, об их здоровье и благополучии не должны оставлять человека никогда. Они как бы сопровождают его на пути к духовному. Только сам человек решает, что ему важнее и необходимее. Невозможно одновременно думать о двух вещах и одинаково ощущать их. Если я думаю о Творце, то очень тяжело думать еще о чем-то. Это не относится к начинающим, чьи головы еще заняты различными мыслями. Их мысли скачут, новички думают то о материальном, то о духовном.

Но тот, кто уже находится в духовном и чей мозг полон любовью к Творцу, не может одновременно с мыслями о любви к Творцу думать о любви к жене. Это чувство следует за главным. Но когда кли человека становится все более широким, то оно может вместить в себя и связать одновременно и наш и духовный мир. Можно любить всех без исключения. Одно не противоречит другому, в природе нет противоречий. Все зависит от нашего отношения к чему-либо.

Поэтому важно, когда есть противоречия и помехи, не сойти с дороги, не пытаться убежать, а использовать все себе на пользу и ждать, пока кли не станет достаточно широким. Нет ничего в этом мире, что может сделать человеку плохое, если он работает на духовное. Просто мы не понимаем этого во время своего развития, потому что находимся в несбалансированном состоянии. Все раскрывается потом.

Мужчина, занимающийся Каббалой, или женщина, интересующаяся ею, вдруг обнаруживают, что меняется их отношение к детям, к супругу, уменьшается чувство любви к ним. Но все это временно. Семья должна понять и терпеливо ждать. Те неоценимые каббалистические знания, которые получают взрослые, переходят к детям и начинают развиваться и набирать силу внутри семьи.

Мама, интересующаяся Каббалой и уменьшившая на две трети свою любовь и заботу о детях, возвращает это им в духовно-каббалистическом совершенстве. Духовные законы настолько глобальны, что окружают всю действительность своей вечностью и совершенством. Но мы в нашем мире этого не видим и не можем проанализировать.

Что должна делать женщина, чье сердце разрывается между работой, семьей и духовным? Прежде всего, выполнить то, что наиболее жизненно необходимо и считать, что оно приплюсовывается к ее духовному. Муж и отец в семье тоже должен так рассуждать. Нельзя оставить работу и не содержать семью, нельзя не есть и не спать, не заниматься детьми. По мере возможности нужно это выполнять.

Приверженность человека к духовному проверяется на тех единичных свободных часах, которые он обязан уделить духовному развитию. Тогда и часы необходимой работы засчитываются ему как духовные. Но главное – максимальное качество часов, использованных для духовного.

Женщина, уделяющая пару свободных от семейных забот часов духовному, выигрывает больше мужа в силу разницы положения в жизни и семье и потому, что ей требуется меньше исправления, чем мужчине.


3.4.3 Только из этого мира можно достичь духовного

Что значит не думать о себе? Выясним, прежде всего, что понятие «о себе» означает привязанность к этому миру и к своему телу, которое считается мертвым духовно и не имеет отношения к вечности. Я обязан заботиться о своем теле, потому что я «одет» в него, я должен предоставить ему все необходимое. Но главной моей заботой должно быть то, на что одето тело, – моя душа. Ей надлежит быть в постоянной связи со своим Источником – Творцом, что выходит за рамки желаний, находится над ними, то есть выше разума и всех обычных животных устремлений.

Одно не уничтожает другое, только отличается по свойствам. Существует рядом, не живя за счет другого, а только помогая. Я против того, чтобы ученик был выжат, как лимон. Он должен быть здоров и не спать на занятиях. Очень важно, как он организует свое пребывание дома и на занятиях. И в этом ему большим помощником должна стать жена.

Все свойства Творца символизируют отдачу ближнему. Свойства творения полностью противоположны Творцу. И не надо этого стесняться. Чем больше мы раскроем разницу между нашими свойствами и свойством Творца, тем сильнее надежда получить свет Творца после исправления наших свойств. Нельзя стать праведником, не побывав грешником. В чем человек сначала проигрывает, в том он потом и выигрывает. Насколько вначале человек не может и пальцем пошевелить ради ближнего, настолько в исправленном виде сможет получить ради Творца.

Даже когда мы пытаемся сделать что-то ради ближнего, мы делаем это, чтобы иметь какую-то выгоду для себя. Иначе творение не могло бы существовать. И каждый раз надо пытаться делать что-то ради кого-то, чтобы еще и еще раз убедиться в том, что мы не способны на это. Но заранее говорить об этом нельзя, нужно пытаться снова и снова выполнять действия на отдачу.

Когда человек раскроет, что не в его силах сделать что-либо ради ближнего, а, тем более, ради Творца, то придет к решению изменить свои свойства с помощью Творца, чтобы все его желания были направлены на Творца. В каждом человеке сочетаются две противоположные системы: материальная и духовная. Исправляя себя, человек все больше видит, что одно не противоречит другому, что, только живя в материальном, можно достичь духовного, продолжая доставлять телу жизненно необходимые условия для существования.


3.4.4 Исправление желаний души

Когда человек с помощью Каббалы переходит в духовный мир, перед ним раскрывается душа, духовное ощущение. Душа состоит из 613 желаний. Исправляя каждое из них в отдельности ради отдачи, человек совершает Заповедь, а Свет, заполняющий исправленное кли, называется Торой. Каждое новое исправление следующего желания поднимает человека над своим телом по ступеням духовной лестницы навстречу Творцу до своего конечного состояния, Окончательного исправления.

Все 613 ступеней находятся в духовном мире над махсомом, отделяющим наш мир от духовных миров. Но поднявшийся в духовный мир человек одновременно живет и своей нормальной жизнью в нашем мире. О том, как уживаются материальная и духовная системы, для чего необходимо одновременное существование человека в них, какую роль в этом играет семья, дети, работа, все окружение человека, его судьба и удача, какова связь между всеми этими составляющими мы сейчас пока говорить не будем, это мы рассмотрим далее. Но в окончательное исправление входят со всем багажом вместе.

Мы знаем, что в нашем теле даже самая маленькая частица его владеет полной информацией обо всем теле в целом, о том, какие функции она выполняет, за что ответственна. Откуда это происходит? В голове существует информация обо всем, и все устроено так, что налажена связь с каждой точкой тела – настолько, что стоит какой-то частице выйти из строя, как все остальные части тут же узнают об этом и о том, что нужно сделать, чтобы восполнить недостающее. Напротив, отрезанный орган тут же теряет всякую связь с телом и не владеет информацией о его деятельности.

Аналогично и творения, которые находятся в полном отрыве от Творца, не ощущают Его, не имеют никакой связи с Ним, а потому не понимают Творца и Его свойства и совершают противоположные по намерению действия, т.к. свойства Творца и творения различны, и творение не получает свет Творца. Если мы сможем с помощью исправления присоединить себя снова к Творцу, то нам тут же раскроется все о Творце и о Его замысле творения. Наши свойства будут едины со свойствами Творца, и мы сольемся с Ним в одно целое.

А пока мы отдалены от Творца и получаем от Него только маленькую искру жизни, наинизшую жизненную ступень, какая может быть только в нашем мире, у которой нет никакой связи с действительностью. Хотя первоначально душа была создана так, что не отделялась от Творца, но, пройдя путь пяти миров, приобрела эгоистические свойства такой степени, что отделилась от Творца в нашем мире, не имеющем ничего общего с духовным, и ощущает только себя. Таково положение всех творений. Ни одно из них не ощущает другого и его потребностей.

Первое кли, которое создал Творец, называется состоянием Алеф (первое). Это кли наполнено светом настолько, что нет разницы между светом и кли. Но по мере приобретения желания получить душа все ниже и ниже спускается по пяти мирам, все больше отдаляясь при этом от Творца, все меньше и меньше Его ощущая и приобретая эгоистические свойства ощущать только себя. Опустившись под махсом, окончательно отделивший ее от Творца, душа попадает в наш мир и воспринимает только то, что получает с помощью пяти органов чувств и ничего вне себя. Поэтому нам и кажется, что вне нас ничего не существует.

Чтобы снова слиться с Творцом, необходимо стать с Ним одним целым, единым организмом, единой душой. Для этого нам нужно только ощутить Его. Тогда наши келим исправятся и получат свойства отдачи. Мы перестанем думать только о себе и ощутим, что вне нас есть духовный мир и Источник нашего создания – Творец. Мы откроем себя на получение света Творца с помощью заповедей, направленных сначала на ближнего, а затем и на Творца.

Действия, которые мы будем направлять на ближнего, явятся необходимой практикой, чтобы понять, что нет никого, кроме Творца. А потом уже все помыслы, стремления и желания направить только к Нему, чтобы прийти к состоянию, в котором были раньше. Но сейчас мы сами желаем этого состояния и если достигнем, удостоимся в 613 раз большего наслаждения, чем мы испытывали раньше. Человек, дошедший до конца исправления, не только удостаивается света Творца, но и сам становится Источником света.

Перед ним раскрываются таамей (вкусы) Торы и содот (тайны) Торы, то есть то, что находится над кли без всяких ограничений. Человек из творения переходит в разряд Творца. Мы даже представить себе не можем, что это такое. Свет, который мы получаем, – это бесконечность, вечность и совершенство. Не существует ни малейшего желания, которое не было бы наполнено. И тогда свет будет царствовать внутри нашего мира, который будет как бы находиться на духовных силах. Они, не меняя законы этого мира, повернут все происходящее в нем с плохой стороны на хорошую.

Чем больше человек продвигается навстречу махсому, несмотря на то, что его решения до сих пор эгоистичны, тем все больше он приобретает духовных свойств, которые пока еще использует ради получения. Изучая Каббалу, человек умом начинает понимать строение духовных миров и может уже использовать эти понятия, хотя и ради получения, но уже с другой точки зрения. Такое видение помогает человеку контролировать свои мысли и желания, смотреть на них уже как бы со стороны. Когда он больше привержен духовному, то находится в подъеме, что уже как-то связывает его с Творцом. Отход назад, к материальному, приводит к падению и отрыву от Творца.

Весь жизненный путь человека устроен так, что прямо или косвенно он ведет его к Цели творения. А это можно сделать только, когда человек страдает от ненаполненных желаний, когда он пуст. Чего только не предпринимает человек в погоне за достижением желаемого, чтобы в конце-концов выйти на путь, ведущий к цели! Все, что не ведет к цели, доставляет множество страданий. Если человек не раскрывает себя навстречу сигналам сверху, не изучает Каббалу, уходит от страданий, то замедляет свой путь развития. И наоборот, человеку, стремящемуся к наполнению своих келим, каждый раз показывают, насколько они пусты, и раскрывают перед ним все большие и большие незаполненные желания.

Развитие согласно Цели творения и с помощью Каббалы делает путь каждого более гладким и красивым, продвигая человека вперед. Если же он не руководствуется Целью творения, то живет подобно животному и безмерно страдает. Эти страдания рано или поздно заставят человека повернуть на правильный путь. Чем ближе человек к Творцу, тем помехи становятся все более сильными и жестокими. И героями являются те, кто проявляет наибольшее терпение и продолжает идти вперед даже без видимых результатов.

Изучение Каббалы раскрывает человеку, насколько его мысли находятся в желании получать для себя. Но такие мысли принимаются Творцом, потому что из этого состояния человек постепенно перейдет в состояние «лишма», т.к. сам желает этого. Каббала является тем концом веревки, за который может ухватиться каждый и прийти к единению свойств с Творцом. Расстояние между этим миром и миром Бесконечности представляет собой всю остальную часть веревки, на втором конце которой стоит сам Творец и притягивает человека к себе, раскрывая перед ним тайны Торы.

2000 год








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке