• Религия
  • Власть
  • Социальная структура общества
  • Глава 8

    Религия, власть и социальная структура общества

    Религия у этрусков всегда была тесно переплетена со светской жизнью. Мы сравнительно мало знаем о политической организации городов-государств, однако располагаем некоторыми свидетельствами, помогающими нам лучше понять этрусскую религию. Помимо этрусских текстов и изображений, иллюстрирующих религиозные обряды, существуют и римские источники информации. Римляне питали огромный интерес к религиозному аспекту жизни этрусков, оказавшему серьезное влияние и на римские традиции, в том числе на различные церемонии и обряды, относившиеся к искусству прорицания.

    Религия

    В античности этруски приобрели репутацию чрезвычайно религиозного народа. Мы располагаем сведениями об этрусском учении о богах и месте человека в мире, а также о различиях между религиозными установками этрусков и их современников, греков и римлян.

    Греки признавали силу всемогущей судьбы и любили по всякому поводу советоваться с оракулами богов, использовали они и другие формы прорицания. Однако греки считали человека мерилом всего сущего и превозносили человеческий фактор, в то время как римляне придерживались легалистической концепции взаимоотношений между богами и людьми. Эти концепции этрускам были непонятны и чужды. В них жила глубокая, почти фаталистическая вера в судьбу и непреложность божественной воли, в предопределенность жизни людей и целых народов. По мнению этрусков, высшим предназначением человека было истолковывать волю богов и жить в полном соответствии с нею.

    Ритуалы должны были выполняться скрупулезно, поскольку этруски верили, что воля богов выражается в мире людей с помощью предзнаменований, обязанностью человека было эти предзнаменования отслеживать и правильно их толковать. Об отношении этрусков к предзнаменованиям говорил Сенека: «В то время как мы[7] верим, что молния есть следствие столкновения туч, они[8] убеждены, что тучи сталкиваются с целью произвести молнию, поскольку этруски приписывают все происходящее богам. Они верят не в то, что вещи имеют значение, поскольку они случаются, а наоборот, что они происходят, потому что обязательно должны иметь некое значение». В самом деле, большая часть интеллектуальных усилий этрусков была направлена на то, чтобы вопрошать божества и интерпретировать знаки судьбы. В античности этруски были известны скрупулезным отношением к корректному совершению обрядов и искусством прорицания, благодаря которому они могли управлять своими настоящими и будущими действиями.

    Этруски верили, что обладают знанием, полученным свыше. По преданию, в один прекрасный день пахарь из Тарквинии увидел, как из борозды перед ним поднялась фигура; по внешнему облику это был мальчик, но он обладал мудростью провидца. Этого странного мальчика назвали Тагесом. Вокруг него сразу собралась толпа, которой он изложил основы искусства прорицания, слова его были немедленно записаны. А нимфа Вегойя открыла Аррунсу Вельтумну из Клузия (современный Кьюзи) секрет сотворения мира и непреложные законы границ. Это предание тоже было записано и дошло до нас в латинском переводе, сделанном в I веке до н. э.

    Вся эта информация, а также накопленный за долгое время опыт были включены в священные книги этрусков, рассказывающие о ритуалах и прорицаниях. Этрусские жрецы обучались в соответствии с этой традиционной доктриной – Этрусским учением, как называли ее римляне, – и руководствовались ею, истолковывая знамения богов. Римляне нередко консультировались с этрусскими гаруспиками по поводу различных тревожных предзнаменований. Так, в 56 году до н. э. рядом с Римом люди услышали странный шум. Гаруспики перечислили богов, которых следовало умилостивить, и назвали причину их гнева – нарушение ритуалов, осквернение священных мест, несоблюдение клятв и убийство послов.

    Помимо толкований предзнаменований этрусские жрецы прорицали волю богов различными способами, в основном наблюдая за громом и молнией, изучая внутренности жертвенных животных, особенно печень, считавшуюся средоточием жизни, и следя за полетом птиц. Для наблюдения за знамениями этруски делили небесный свод на шестнадцать частей, при этом наблюдатель должен был стоять лицом к югу. Восемь частей слева от него, к востоку, считались благоприятными, а те, что находились к западу от прорицателя, – несчастливыми. Толкование зависело от того, в какой именно части небесного свода сверкнула молния, от типа молнии, ее направления и точки удара. Молнию могли послать девять богов, но всего разновидностей молний было одиннадцать, поскольку в распоряжении Юпитера было три вида молнии. По убеждению этрусков, по молнии можно было предсказать судьбу как человека, так и города, и вызвать ее можно было даже посредством молитв и ритуалов.

    Небесный свод населяли шестнадцать богов. Их имена соответствуют тем, что написаны на шестнадцати отсеках бронзовой модели печени барана, найденной в Пьяченце, которая могла быть своеобразным пособием для гаруспика. Эта модель показывает, что печень, разделенная на участки, подобно небесному своду, и используемая при прорицании, считалась микрокосмом вселенной. Всего на печени из Пьяченцы сорок участков, на которых написаны имена богов, о которых есть сведения и в римских источниках. Были там и безымянные божества Dii Superiores и Involuti, олицетворявшие, судя по всему, судьбу. Им не мог противостоять даже сам Юпитер, их совета он должен был испрашивать, прежде чем послать свою последнюю, третью молнию. Существовал также Dii Consentes или Complices – совет из двенадцати богов, с которым Юпитер советовался, прежде чем послать вторую молнию.

    Этрусские имена некоторых богов мы узнаем из надписей на приношениях, а также на зеркалах. Сцены, выгравированные на оборотной стороне зеркал, изображают хорошо узнаваемых богов, этрусские имена которых написаны ниже. Изображения эти показывают, что этруски были хорошо знакомы с греческой мифологией, иногда, впрочем, они изображали свои варианты известных событий, не всегда верно толкуя их. Изображались и предания самих этрусков, например история Тагеса. В сцене, выгравированной на зеркале, мы видим крылатую фигуру; как явствует из надписи рядом, это Калхас во время акта прорицания.

    Главного бога, Юпитера, этруски называли Тин или Тиния, его супругу Юнону – Уни. Она являлась верховным божеством города Вейи, где жречество было наследственным. Эти два бога в сочетании с Минервой (этрусской Менрвой) образовывали Капитолийскую триаду. Нептуна называли Нетунс, он являлся верховным богом Ветулонии. Марса называли Марис, а Венеру – Туран, имя это восходит к слову turannos, известному в Малой Азии, которое может означать «госпожа» или «хозяйка». Вулкана называли Сетланс, ему поклонялись в Перудже. Меркурий, провожавший души в загробный мир, превратился в Турмса. Бахус носил странное имя Фуфлунс, возможно, это искаженная греческая форма имени бога «Библинос». Некоторые греческие имена почти не изменились. Аполлона называли Апулу или Аплу, а его сестру Артемиду – Артумес или Аритими. На этрусском языке имя греческого героя Геракла звучало как Геркле, а на латыни – Геркулес. Нам также известны имена некоторых местных божеств. Греческие источники упоминают Левкотею или Эйлейтию – богинь, которым поклонялись в Пирги. В древних Вольсиниях царил культ Нортии, в этом городе ежегодно в стену храма вбивался гвоздь, обозначавший течение времени, это был храм Вольтумна, которого Варрон называл главным богом Этрурии. Именно в этом храме каждый год собирались представители двенадцати этрусских городов.



    Рис. 42. Погребальный саркофаг со статуей гаруспика. Археологический музей Вольтерры.


    Этрусские жрецы выбирались из числа знати, из надгробных надписей мы знаем о продвижении этих людей по служебной лестнице. На саркофаге из Вольтерры помещено изваяние гаруспика (рис. 42). Он облачен в мантию с каймой, застегнутую фибулой, и высокую коническую шапку, иногда жрецы держат в руке изогнутый посох, Шиш римского авгура. Некогда гаруспики обладали грозной репутацией, но ко II веку до н. э. в Риме они приобрели дурную славу. Катон заметил, что не может понять, почему один «прорицатель не смеется, когда видит другого прорицателя». И все же римский сенат принял меры к сохранению Этрусского учения, а в I веке до н. э. члены знатных этрусских семей, таких как Тарквитии, переводили этрусские тексты на латынь и передавали свои знания от отца к сыну. Знатные римляне имели этрусских гаруспиков в своем личном окружении, один из них, Спуринна, предупреждал Юлия Цезаря о Мартовских идах. К I веку н. э. была основана коллегия, в состав которой входили шестьдесят гаруспиков. Еще в правление Константина, в начале IV века н. э., в храме Вольтумна продолжались собрания жрецов. А в 410 году н. э., когда умолкли оракулы Греции и империя вот уже сто лет как приняла христианство, этрусские гаруспики предложили призвать божественную молнию, чтобы отбросить Аларика от стен Рима.

    Мы почти ничего не знаем о ритуалах, проводимых в храмах, но редкие изображения жертвенных животных, которых ведут к алтарю, где пылает огонь, очень похожи на греческие и римские изображения. Подобные жертвы призваны были умилостивить богов, с их помощью испрашивали божественную волю. Этруски уделяли жертвоприношениям большое внимание, похоже, что существовал даже особый календарь для подобных ритуалов, а алтари и храмы освящались по определенным правилам.

    В гробницах нередко встречаются изображения сцен свадебных или похоронных обрядов. На барельефе в Кьюзи изображена пара, сидящая лицом друг к другу, над их головами простерт покров, символ супружеской связи, а рядом стоят жрец и флейтист. В сценах погребения мы видим тело, лежащее на высоком ложе, оно окружено плакальщиками, прощающимися с усопшим.

    Часто встречаются изображения погребальных игр, в основном это легкоатлетические состязания. В гробнице Авгуров в Тарквинии, датируемой концом VI века до н. э., рядом с изображением обычного кулачного поединка, мы видим человека с завязанными глазами и с палкой в руке, на него нападает злобный пес, которого держит на поводке человек в маске, его имя – Phersu – написано рядом. Это слово на латыни звучит как persona и означает маску, актера или роль, которую он исполняет, из латыни это слово вошло в несколько европейских языков. Упомянутую сцену интерпретируют по-разному. Некоторые видят в ней изображение мифа о Геркулесе, другие считают, что она может отражать воспоминания о древних ритуалах, включавших человеческие жертвоприношения. Возможно, это были своего рода гладиаторские бои, которые этруски проводили в Кампании, откуда они пришли в Рим. Впервые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 году до н. э. на погребальных играх в память отца консула.

    Трудно описать или объяснить рационалистически этрусские верования, касавшиеся загробной жизни. Даже в виллановианские времена, когда усопших кремировали, их прах иногда помещали в урны в виде хижин, тем самым выражая веру в комфортное продолжение земной жизни после смерти. Этруски, видимо, считали, что даже кремированных усопших должна была окружать привычная обстановка, поэтому нередко в гробницах они устанавливали на кресло перед столом канопические урны с крышками в виде человеческих голов, хотя сама форма погребального обряда должна была олицетворять освобождение от земных уз. Гробницы, интерьер которых воспроизводит обстановку дома, вызывают схожую мысль: этруски, возможно, верили, что дух мертвого в некотором смысле обитает в гробнице, и в то же время они не сомневались в том, что душа отбывает в загробный мир. Начиная с IV века до н. э. в настенных росписях гробниц ощущается чувство страха перед смертью, в изображениях появляется Харун. Это несколько видоизмененное имя перевозчика, который, как верили греки, переправлял души умерших через реку Стикс. Были греческие прототипы и у демонов из загробного мира; таких демонов изобразил в Дельфах Полигнот.

    В Этрурии Харун присутствуют во всех сценах, связанных с отбытием усопшего в загробный мир. Это гротескная фигура с отталкивающим лицом, часто написанная зеленой или синей краской, с крыльями и молотом в руках. Его часто изображали в сопровождении крылатых женских фигур – Ванф, сжимавших в руках факелы или змей. В гробнице Голини изображена сцена пиршества в загробном мире, на котором присутствует Гадес (или Плутон, на латыни – Орк) и Персефона (латинская Прозерпина). В одной из камер гробницы Орка в Тарквинии снова появляются эти владыки подземного мира, а вместе с ними фигуры из гомеровского эпоса, включая Тиресия и Тесея, которому грозит ужасный демон Тухулка со змеями в руках. Скорее всего, эти изображения можно считать проявлением воображения этрусских художников, а не отражением этрусской концепции загробной жизни. Следует отметить, что многие из отбывающих в последнее путешествие душ и сопровождающие их Ванфы держат в руках свитки, в этих изображениях может отражаться как идея Судного дня, так и вера в спасительное могущество ритуала.

    Власть

    Мы уже видели, насколько тесно религия в Этрурии переплелась со светской жизнью, поэтому знамения, приписываемые богам, можно было расценивать как руководство к действию в политической сфере.

    Ежегодно представители двенадцати городов Этрурии собирались в храме Вольтумна, который, как мы знаем, был расположен на территории древних Вольсиний (Орвието). Здесь представители полисов обсуждали военные и политические вопросы. В этом этрусские города, вероятно, следовали примеру союза двенадцати греческих городов в Малой Азии. На протяжении столетий ситуация менялась, тот или иной этрусский город достигал расцвета или, напротив, приходил в упадок, вследствие чего политическое лидерство переходило от города к городу. Связь между этрусскими государствами должна была быть прежде всего религиозной; можно предположить, что, подобно грекам, собиравшимся в Дельфах или Олимпии для проведения панэллинских празднеств, этруски также собирались в Вольсиниях, чтобы принять участие в играх и большой ярмарке, а представители городов-государств обменивались здесь мнениями и вырабатывали планы общих действий. На этих собраниях избирались официальные лица. Некогда здесь, возможно, выбирали и царя, а позднее жрецов.

    Вряд ли между этрусскими полисами существовало такое острое соперничество, какое бытовало между греческими городами-государствами, но они все же с трудом объединялись для совместных действий. В большинстве войн этрусские полисы сражались в одиночку или же заключали временные союзы с другими государствами, независимо друг от друга вступали в соглашения с Римом, заключая с ним перемирия. В целом можно говорить о том, что этрусские полисы образовывали свободную конфедерацию автономных городов-государств, связанных религиозными узами, общим языком и в некоторых случаях обоюдными интересами.

    В то время, когда политическая организация италийских народов была все еще в основе своей племенной, в Этрурии процветала система городов-государств, напоминающих образования Греции или Великой Греции. Хотя в античных источниках и упоминается двенадцать городов Этрурии, точный список этих городов неизвестен, впрочем, вряд ли он оставался неизменным на протяжении столетий. По современной оценке, в этот список могли входить Цере (Черветери), Тарквинии (Тарквиния), Вульчи, Рузеллы (Руселлы), Ветулония, Вольсинии (Орвието), Клузий (Кьюзи), Перузия (Перуджа), Кортона, Арретий (Ареццо) и Волатерры (Вольтерра), а когда пали Вейи, их место заняла Популония.

    Античные источники и эпиграфические свидетельства дают нам не более чем общие наброски картины политического развития этрусских государств. В ранние периоды существовали монархии, этот институт, вероятно, возник сразу же, как только оформились государства. Царя называли лукумоном (на этрусском – lauchme или lauchume). По аналогии с другими государствами цари, возможно, сосредотачивали в своих руках религиозную, военную и судебную власть.

    Римляне переняли некоторые наиболее яркие этрусские традиции, включая инсигнии – символы царской власти, которые впоследствии стали символами римских магистратов. По утверждению Ливия, принимая царский сан от двенадцати ликторов, Ромул следовал этрусским традициям, а курульное кресло и toga praetexta, также пришедшие из Этрурии, были среди регалий римских магистратов. После установления республики у ликторов появились фасции – пучки прутьев с воткнутыми в них топориками, которые они несли перед консулами. Дионисий Галикарнасский рассказывает, как Луций Тарквиний Старший одержал победу над этрусками и те преподнесли ему символы царской власти – «золотую корону, трон из слоновой кости, скипетр с орлом на набалдашнике, пурпурную тунику, украшенную золотом и расшитую пурпурную мантию». Античные авторы могут ошибаться в деталях, но в целом римский церемониал вряд ли сильно изменился со времен Тарквиниев. Археологические раскопки наглядно подтверждают, что этруски в самом деле использовали многие из приписываемых им регалий.

    В гробнице Ликтора в Ветулонии (VII век до н. э.) была найдена маленькая железная модель фасций. Это топорик с двумя лезвиями, подобно тому, которым потрясает Авеле Фелюск, изображенный на стеле (рис. 34). Расписанная пластина из Черветери, датируемая концом VI века до н. э., изображает сановника, возможно царя, сидящего на складном кресле, украшенном слоновой костью. Впоследствии это кресло превратилась в курульное кресло римских магистратов. На сановнике короткая пурпурная накидка, в руке он держит жезл. Такой же жезл, но с фигуркой животного на набалдашнике, держит человек, изображенный на табличках Бокканеро. Подобные регалии римских магистратов и полководцев, шествующих в триумфальных процессиях по улицам Рима, долгое время оставались неизменными, копируя свой античный прототип, в отличие от одежд, более подверженных влиянию времени.

    В III веке до н. э. этруски из знатных семей носили длинные одеяния с каймой, похожие на toga praetexta, белую тогу с пурпурной каймой, которую носили римские магистраты и свободнорожденные мальчики. В гробнице Франсуа в Вульчи, роспись которой датируется IV веком до н. э., изображена фигура Нестора, облаченного в длинную пурпурную накидку – этрусское представление о царском облачении, а Вел Сатис одет в великолепную пурпурную тогу, расшитую фигурами танцующих воинов, – это одеяние очень напоминает toga picta, в которую облачались полководцы во время своих триумфальных шествий по улицам Рима в дни республики.

    Тем временем в Средиземноморье политическая власть переходила от монархии в руки знати. Так, последний царь был изгнан из Рима в 509 году до н. э. Возможно, те же процессы происходили и в Этрурии, где главную роль стал играть класс людей, останки которых впоследствии упокоились в роскошных гробницах. К концу V века до н. э., к общему возмущению этрусских государств, в Вейях, переживавших кризис, была восстановлена монархия.

    К этому времени политическая власть в Этрурии, возможно, в целом перешла к знати (principes), которую составляли члены аристократических семей. Этот класс созывал собрание, подобное римскому сенату, которое делегировало властные полномочия магистратам, ежегодно избираемых из участников собрания. Из многочисленных надгробных надписей, датируемых в основном периодом после завоевания Римом, мы узнаем названия должностей, которые при жизни занимал покойный. В надписях встречаются слова purth, zilath и maru; резонно предположить, что чиновники, занимавшие эти должности, формировали нечто вроде коллегий, подобно римским, однако точное значение этих названий нам неизвестно. Мы знаем только, что эти должности можно было занимать в довольно юном возрасте и не единожды. Надгробная надпись в Вульчи рассказывает о мужчине, который семь раз был zilath и один раз занимал должность purth; скончался он в возрасте семидесяти двух лет. Вторая надпись, относящаяся, по всей вероятности, к его сыну, говорит о молодом человеке, умершем в возрасте двадцати пяти лет, к этому времени он уже состоял в должности zilath. На надгробных рельефах в Вольтерре и других городах мы видим изображения высокопоставленных людей. Они отправляются в загробный мир, одни слуги несут перед ними связки прутьев и трубы, другие – скамеечки и письменные принадлежности, символы судебного поста.

    Недостаточно информации, которая могла бы помочь нам в определении положения других классов. Число правящих семей (gentes), было велико, и пропасть, отделявшая их от остального общества, всегда оставалась достаточно широкой. Это межклассовое разделение до некоторой степени смягчалось распространенной системой клиентелы, при которой знатный человек оказывал покровительство свободному бедняку в обмен на верную службу. Хотя аристократическое общество существовало в Этрурии достаточно долго, социальные перевороты начались лишь в конце IV века до н. э., когда из Ареццо (Арретия) была изгнана знатная семья Цильниев.

    Пятьдесят лет спустя, в 265 году до н. э., после падения этрусских городов, произошла еще одна социальная революция, на этот раз в древних Вольсиниях, и, хотя деталей мы не знаем, суть произошедшего нам ясна: знать отказалась от большей части своей власти, отпустила на волю некоторых рабов и позволила им войти в собрание. Те немедленно воспользовались ситуацией, инициировав передел собственности, отвергнув позволение знати присутствовать на собрании, и потребовали разрешить межклассовые браки. Знать обратилась за помощью в Рим, однако планы их были раскрыты и многие знатные люди были убиты еще до того, как прибыли римляне. Ни одна история не могла бы яснее рассказать о глубоком расслоении этрусского общества в тот период.

    Социальная структура общества

    Как и все сильные аристократические государства, этрусское общество основывалось на крепко сплоченной системе кланов. Как надгробные надписи в семейных склепах, так и отдельные памятники говорят о глубоком семейном чувстве. Одна из наиболее показательных в этом отношении надписей содержится в свитке, который держит Ларс Пуленас из Тарквинии, здесь мы находим имена его отца, дяди, деда и даже прадеда.

    На основании надгробных надписей, обнаруженных в семейных захоронениях, была воссоздана генеалогия целых поколений. В отличие от греков, но подобно римлянам, этруски писали личное имя, за которым следовал патроним или имя, произошедшее от отцовского, поэтому фамильное имя передавалось от отца к его детям. Однако, в отличие от римлян, этруски часто писали на гробницах имя не только отца, но и матери. Одна из таких надписей гласит: «Larth Arnthal Plecus clan Ramthasc Apatrual» – «Ларс, сын Аррунса Плеко и Рамты Апатронии».

    Несомненно, этрусские женщины, в отличие от гречанок и римлянок, занимали в обществе определенное положение. Вспомним Лартию, погребенную в гробнице Реголини-Галасси в середине VII века до н. э.; нередко для женщин в гробницах отводилось почетное место. Можно также обратиться к историям об этрусских женщинах – в основном это жены Тарквиниев, – которые вышли из-под пера римских авторов. Римлянам чрезвычайно трудно было представить себе поведение женщин, настолько расходившееся с их собственными представлениями.

    Танаквиль, этрусская высокорожденная особа, супруга Луция Тарквиния Старшего, была весьма искусна в толковании предзнаменований и предсказала своему мужу блестящее будущее. После смерти супруга она отстранила своего сына от власти с тем, чтобы царем стал ее зять, Сервий Туллий. Истории, рассказанные о молодых Тарквиниях и их женах, поистине удивительны. Жена Тарквиния Великолепного, упрямая и жестокая Туллия, не только направила свою колесницу на Форум, переехав при этом тело своего мертвого отца, но и первая провозгласила Тарквиния Великолепного царем.

    Одна из самых показательных историй, демонстрирующих различие социальных обычаев этрусков и латинских народов, – начало трагического предания о Лукреции. Сыновья Тарквиния Великолепного и их друзья из знатных римских семей предавались увеселениям недалеко от города. Однажды вечером разговор зашел о добродетели жен, и тут же решено было отправиться в Рим, чтобы посмотреть, что делает каждая из супруг в отсутствие мужей. Этрусских дам застали за роскошным пиршеством, где они весело проводили время со своими друзьями, в это время лишь Лукреция сидела дома со своими служанками и мирно пряла.

    То, что этрусские женщины пользовались в обществе относительной свободой, хорошо видно, в частности, из настенных росписей в гробницах. Женщины изображались обедающими со своими супругами (при этом чета возлежала на одном ложе), они нередко присутствовали на играх, занимая иногда почетные места. Подобные вольности шокировали греков, которые не уставали рассказывать самые непристойные анекдоты об этрусской распущенности. Античный автор Теопомп, славившийся своим злоязычием, рассказывал о прекрасных этрусских женщинах, которые выполняли упражнения обнаженными, обедали с мужчинами, которые не являлись их мужьями, были невоздержанны в употреблении крепких напитков и столь неразборчивы в связях, что производили на свет детей, не зная при этом, кто является отцом. Этрусские мужчины не стыдились совершать половые акты публично, более того, предпочитали гомосексуальные отношения.

    Плавт также писал, что этрусские женщины не стыдятся зарабатывать себе приданое проституцией. Однако дошедшие до нас этрусские памятники свидетельствуют о том, что обвинения Теопомпа – это не более чем пересказ сплетен. Надгробные надписи полны гордости за семью, а изваяния любящих пар на саркофагах олицетворяют чистый идеал супружеской любви.

    Труднее оспорить слова тех, кто обвиняет этрусков в чрезмерной любви к роскоши. Несомненно, этрусская знать наслаждалась показной роскошью не только в домашней обстановке, но даже и в военных лагерях. Вот что говорит об этом Дионисий: «Вкусы у тирренов самые изысканные, они всюду носят с собой не только необходимые им вещи, но также и драгоценные предметы разного рода, предназначенные для удовольствия и роскоши».

    После утраты Этрурией политической независимости этрусская знать лишилась политической власти, что незамедлительно отразилось в искусстве: важные дородные фигуры на эллинистических саркофагах в значительной мере утратили свою живость и веселость. Самая справедливая оценка этрусков прозвучала из уст Диодора, жившего в I веке до н. э. «Этруски, – писал он, – утратили доблестную стойкость, столь высоко ценимую ранее, а вследствие своего пристрастия к пиршествам и изнеженным удовольствиям они лишились славы, которую их предки завоевали на поле брани».

    О других классах этрусского общества мы знаем не так много. Так, нам неизвестен точный статус людей, работавших на земле, – были ли они крепостными или рабами, неизвестен способ освобождения рабов и положение, которое они могли занимать после освобождения. Мы не знаем, кем были те люди, что подняли социальное восстание в древних Вольсиниях. Известно, что в Этрурии, как и в Риме, существовала так называемая клиентела – знать оказывала покровительство свободным, но бедным людям. Слово etera, встречающееся в надгробных надписях, обнаруженных в крупных семейных захоронениях, возможно, означала «клиента». Слово lautni, также обнаруженное в текстах надписей, вероятно, является аналогом латинского слова libertus (вольноотпущенник). Помимо этих слоев общества существовал класс рабов, в которых у этрусков недостатка не было и которые не захоранивались в семейных гробницах. Рабами могли быть хорошо одетые музыканты и танцоры, которых мы видим на росписях в гробницах и других памятниках, актерские труппы, которыми владел царь Вей, повара, изображения которых вместе с написанными рядом именами были обнаружены в гробнице Голини, а также многие другие.



    Рис. 43. Вставной зуб и золотой мост.


    Иногда встречаются упоминания отдельных ремесленников, например Вулки из Вей, или жрецов. Судя по вотивным приношениям в виде терракотовых моделей конечностей, внутренностей и других частей тела или спеленатых младенцев, этруски должны были разбираться в медицине. И действительно, у Теофраста встречаются упоминания о медицинских познаниях этрусков, он также говорит о том, что в античности для лечения различных заболеваний нередко использовались минеральные источники. Практиковалось и лечение зубов, об этом свидетельствуют образцы золотых мостов и вставных зубов, обнаруженные в ряде гробниц (рис. 43). Видя те богатства, которыми этруски наполняли гробницы умерших, уместно вспомнить, что, согласно Двенадцати таблицам Рима (своду законов, датируемому V веком до н. э.) золото, используемое для спайки зубов, являлось единственной формой драгоценного металла, которую римлянам позволялось унести с собой в могилу.

    О физических характеристиках этрусков известно мало. Судя по цифрам, фигурирующим в текстах нагробных надписей, средняя продолжительность жизни этруска, будь то мужчина или женщина, составляла примерно сорок лет. Средний рост мужчины равнялся 164 сантиметрам. Ученые предпринимали попытки установить этнические связи этрусков, используя для этого различные методы – от измерения черепов и скелетов до изучения групп крови нынешних обитателей региона, однако ни один из методов не оправдал себя полностью. Чтобы получить представление об облике этого народа, лучше всего взглянуть на многочисленные портреты из гробниц, демонстрирующие широкое разнообразие физических типов, и не делать поспешных заключений относительно их расового происхождения.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке