• ДИАГНОЗ
  • РЕЦЕПТЫ
  • ПЕРЕХИТРИТЕ ПРИВЫЧКИ УМА
  • РАСТВОРЕНИЕ СЦЕНАРИЕВ
  • ГЛУБОКОЕ «НЕТ»
  • РАЗБУДИТЕ ТИГРА
  • КРИЗИСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
  • ТАЙ-ЧИ НЕСЧАСТЬЯ
  • ЛУННЫЙ ДНЕВНИК
  • ДЫХАНИЕ ПО-СОБАЧЬИ
  • ПРИНЯТИЕ НЕГАТИВНОГО
  • ОБЛАКО БЛАЖЕНСТВА
  • СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ
  • УЛЫБКА ИЗ ЖИВОТА
  • РАЗРУШЬТЕ ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ
  • СОБСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
  • СМЕХ ВСЕМ ТЕЛОМ
  • МАНТРА «ДА»
  • ПУТЬ ХИТРЕЦА
  • НАБЛЮДАЙТЕ ИНТЕРВАЛЫ
  • ЗАМЕТИТЬ ТРИЖДЫ
  • ЗАКОН УТВЕРЖДЕНИЯ
  • 6. НАСТРОЕНИЯ

    Искусство эмоциональной гармонии.

    ДИАГНОЗ

    ...С помощью страдания вы получаете множество вещей, которых не может дать счастье. По сути, счастье отнимает у вас эти вещи. Счастье отнимает у вас всё, что вы когда-либо имели, всё, что вы когда-либо представляли из себя; счастье вас разрушает! Страдание питает ваше эго, а счастье в самой своей основе представляет собой состояние отсутствия эго.

    В этом проблема, сама суть проблемы. Именно поэтому людям кажется, что очень трудно быть счастливыми. Именно поэтому миллионам людей в мире приходится жить в страдании. Страдание даёт вам очень, очень кристаллизованное эго. Хотя и несчастные, но вы есть. Когда вы счастливы, вас нет. Страдание вас кристаллизует; в счастье вы рассеиваетесь.

    Если это понять, всё будет совершенно ясно.

    Страдание делает человека особенным. Счастье — явление повсеместное, в нём нет ничего незаурядного. Деревья счастливы, животные счастливы, птицы счастливы. Счастливо всё существование — кроме человека. Будучи несчастным, человек становится очень необычным, незаурядным.

    Страдание придаёт вам способность привлекать к себе внимание. Каждый раз, когда вы несчастны, вам уделяют внимание, сочувствуют; вас любят. Каждый начинает о вас заботиться. Кто захочет обидеть несчастного человека? Кто станет испытывать ревность к несчастному человеку? Кто будет противоборствовать несчастному человеку? Это было бы слишком подло.

    О несчастном человеке заботятся, его любят, ему уделяют внимание. Страдание привлекает огромные капиталовложения. Если жена не несчастна, муж склонен просто забывать о ней. Если она несчастна, муж не может себе позволить ею пренебрегать. Если муж несчастен, вся семья, — жена, дети — окружают его, беспокоятся о нём; это приносит большое утешение. Человек чувствует, что не одинок, что у него есть семья, друзья.

    Когда вы больны, в депрессии, в страдании, друзья приходят вас навестить, успокоить, утешить. Когда вы счастливы, те же самые друзья начинают вам завидовать. Если же вы по-настоящему счастливы, то найдёте, что весь мир обернулся против вас.

    Никому не нравится счастливый человек, потому что счастливый человек ранит эго окружающих. Люди начинают чувствовать: «Так вот что, ты стал счастливым, а мы всё ещё ползаем в потемках, страдании и аду. Как ты смеешь быть счастливым, когда мы все остаемся в таком страдании!»

    И, конечно, мир состоит из несчастных людей, и никто не храбр достаточно для того, чтобы позволить всему миру обратиться против себя; это слишком опасно, слишком рискованно. Лучше цепляться за страдание. Оно позволяет человеку оставаться частью толпы — индуистской, мусульманской, христианской, арабской, японской.

    Счастье? Знаете ли вы, что такое счастье? Индуистское ли оно, христианское или мусульманское? Счастье — это просто счастье. Человек переносится в другой мир. Он больше не часть мира, созданного человеческим умом, он больше не часть прошлого, уродливой истории. Он вообще больше не часть времени. Когда вы по-настоящему счастливы, блаженны, время исчезает, пространство исчезает.

    Альберт Эйнштейн сказал, что в прошлом учёные думали, что есть две реальности — время и пространство. Но он сказал, что эти две реальности не две разные реальности — это два лица одной и той же. Поэтому он изобрёл слово spaciotime — времепространство, слитно. Время — это не что иное, как четвёртое измерение пространства.

    Эйнштейн был не мистиком, иначе он представил бы и третью реальность — нечто трансцендентальное (Трансцендентальный (англ. transcendental) — выходящий за пределы. — Прим. ред.), ни время, ни пространство. Эта реальность также существует, и я называю её «свидетелем». И если есть все три, вы получаете полную троицу. Вы получаете всю концепцию тримурти, трёх лиц Бога. Тогда у вас есть все четыре измерения. Реальность четырёхмерна: три измерения пространства, четвёртое измерение — время.

    И есть нечто, что нельзя назвать пятым измерением, потому что на самом деле оно не пятое измерение, и его нельзя отнести к третьей реальности; это — целое, это трансцендентальное. Когда вы блаженны, вы начинаете двигаться в трансцендентальное. Оно не социально, не традиционно; оно вообще не имеет ничего общего с человеческим умом.

    Просто загляните в собственное страдание, и вы сможете установить, какие оно имеет причины. И затем загляните в те мгновения, когда — изредка — вы позволяете себе быть в радости, и отметьте, каковы различия.

    Вы увидите несколько вещей: будучи несчастливым, вы остаетесь конформистом. Общество это любит, люди вас уважают, вы очень респектабельны. Вы можете даже сделаться святым; все ваши святые так несчастны. Страдание написано огромными буквами у них на лицах, у них в глазах.

    Поскольку они несчастны сами, они против всякой радости. Они осуждают радость как гедонизм; они осуждают всякую возможность радости как грех. Они несчастны, и им хочется видеть несчастным весь мир. Фактически, только в несчастном мире они могут считаться святыми! В счастливом мире их бы госпитализировали и оказали бы им психиатрическую помощь, потому что они патологичны.

    Я видел многих святых, я рассматривал жизни ваших святых прошлого. Девяносто девять процентов из них просто ненормальные — невроз или даже психоз. Но они были почитаемы — и почитаемы за своё страдание, помните.

    Великие святые совершали долгие посты, просто истязая себя. Но это не очень разумный поступок. Всего несколько дней, первую неделю, это трудно; во вторую неделю это очень легко; на третью неделю становится трудно есть. На четвертую неделю вы совершенно об этом забываете. Тело наслаждается тем, что поедает само себя, и чувствует себя менее тяжёлым, очевидно, освобождённым от всяких проблем пищеварения. И вся энергия, которая постоянно использовалась пищеварением, становится доступной для головы. Вы можете больше думать, больше концентрироваться и забыть тело и его потребности.

    Но эти вещи просто созданы несчастными людьми и несчастным обществом. Загляните в своё страдание, и вы найдёте в нём определённые фундаментальные основы. Страдание приносит уважение. Люди становятся к вам дружелюбнее, сочувственнее. Если вы несчастны, у вас будет больше друзей. Это очень странный мир, в котором в самой основе что-то неправильно. Так не должно быть — больше друзей должно быть у счастливого человека. Но будьте счастливы, и люди станут вам завидовать, они перестанут быть друзьями. Они почувствуют себя обманутыми; у вас есть что-то, недоступное для них: «Почему вы счастливы?». Поэтому веками мы учились тонкому механизму подавления счастья и выражения страдания. Это стало нашей второй натурой.

    Вы должны отбросить весь этот механизм. Научитесь быть счастливыми, научитесь почитать счастливых людей, уделяйте больше внимания счастливым людям. Тем самым вы сослужите человечеству великую службу. Не сочувствуйте слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помогите, но не сочувствуйте. Не внушайте ему идею, что страдание — это что-то стоящее. Пусть он хорошо поймёт, что, хотя вы ему и помогаете: «Это не из уважения к страданию, это просто потому, что ты несчастен». И вы не делаете ничего другого, кроме как стараетесь вывести этого человека из состояния страдания, потому что страдание уродливо. Пусть этот человек чувствует, что страдание уродливо, что быть несчастным — не нечто добродетельное, что он не служит человечеству никакой великой службы.

    Будьте счастливы, почитайте счастье и помогайте людям понять, что счастье является целью жизни — сатчитананд. Восточные мистики говорили, что у Бога есть три качества. Он — сат, истина, бытие. Он — чит, сознание, осознанность. И, в конце концов, высочайший пик — ананд, блаженство. Где бы ни было блаженство, там есть Бог. Каждый раз, когда вы видите блаженного человека, почитайте его, он свят. И каждый раз, когда вы сталкиваетесь с собранием, в котором чувствуется блаженство, праздник, считайте это собрание священным местом.


    РЕЦЕПТЫ

    ПЕРЕХИТРИТЕ ПРИВЫЧКИ УМА

    ...Вам грустно? Танцуйте, или пойдите и встаньте под душ, и вы увидите, что грусть исчезает из тела, по мере того как исчезает перегрев. Чувствуйте, как льющаяся на вас вода смывает с вашего существа печаль, точно как пот и пыль — с тела. Наблюдайте, что происходит.

    Попытайтесь поставить ум в такую ситуацию, чтобы он не мог действовать по-старому.

    Подойдёт что угодно. Фактически, все техники, разработанные за много веков, — не что иное, как способы отвлечь ум от старых образцов.

    Например, если вы испытываете гнев, просто сделайте несколько глубоких вдохов. Глубоко вдыхайте и глубоко выдыхайте, всего две минуты, и затем посмотрите, куда делся гнев. Вы привели ум в замешательство, он не может сопоставить одно с другим. «С каких пор, — спрашивает ум, — человек может глубоко дышать в гневе? Что случилось?»

    Таким образом, делайте что угодно, но никогда этого не повторяйте. В этом суть. Иначе, если каждый раз, когда вам станет грустно, вы будете принимать душ, ум сделает привычкой и это. На четвёртый или пятый раз ум научится: «Так, всё понятно. Тебе грустно, вот почему ты принимаешь душ». Тогда душ станет неотъемлемой частью вашей грусти.

    Нет, никогда этого не повторяйте. Просто продолжайте с каждым разом сбивать ум с толку. Будьте изобретательны, проявите воображение.

    Например, ваш партнёр что-то говорит, и это приводит вас в гнев. Обычно вам хочется его ударить или чем-то в него швырнуть. На этот раз отступите от обычного: подойдите и обнимите его! Поцелуйте его от души, и пусть это собьет с толку заодно и его. Это озадачит и ум, и партнёра. Внезапно всё становится не так, как прежде. Тогда вы видите, что ум — это механизм; что, столкнувшись с чем угодно новым, он просто приходит в растерянность, он не умеет справляться с новым.

    Откройте окно и впустите порыв нового ветра.


    РАСТВОРЕНИЕ СЦЕНАРИЕВ

    ...Вы можете высвобождать эмоции тысячу и один раз, но если основной сценарий не изменится, они будут снова накапливаться. Нет ничего плохого в том, чтобы высвобождать энергию, — это хорошо, но это не окончательное решение проблемы.

    Восточные методы принципиально отличаются от западных.

    Они не катарсические; напротив, они заставляют вас повернуться к вашему сценарию лицом. Их не заботит сдерживаемая энергия. Их заботит сценарий, внутренние механизмы, которые создают энергию, которые её подавляют и приводят вас в гнев, печаль, депрессию и невроз. Этот сценарий должен быть разрушен. Высвободить энергию очень просто; разрушить сценарий трудно. Это тяжёлая работа.

    Попытайтесь что-то сделать, чтобы изменить сценарий.

    ...Каждый день, пятнадцать минут, в любое время, когда вы хорошо себя чувствуете, выберите время, запритесь в комнате и придите в гнев — но не высвобождайте. Продолжайте это усилие, почти сойдите с ума от гнева, но не высвобождайте его. Никакого выражения... даже не бейте подушку. Подавите его, как только возможно, — вы меня понимаете? Это прямая противоположность катарсиса.

    Если вы чувствуете, что в желудке возникает напряжение, словно что-то вот-вот взорвётся, втяните желудок, сделайте его как можно более напряжённым. Если вы чувствуете, что напряжены плечи, напрягите их ещё больше. Пусть всё тело будет как можно более напряжённым, почти как вулкан — кипящим внутри, без всякого высвобождения.

    Это главное, что нужно помнить: никакого высвобождения, никакого выражения. Не вопите — иначе желудок расслабится. Ничего не бейте — иначе плечи расслабятся от напряжения.

    Пятнадцать минут накаливайтесь, словно доводя себя до кипения. За пятнадцать минут доведите напряжение до кульминации. Заведите будильник, и как только время пошло, прилагайте все возможные усилия.

    Когда зазвонит будильник, сядьте в молчании, закройте глаза, просто наблюдайте, что происходит. Расслабьте тело.

    Делайте это две недели. Это «накаливание» системы заставит сценарии расплавиться...


    ГЛУБОКОЕ «НЕТ»

    ...Попробуйте этот метод; его нужно выполнять каждый вечер шестьдесят минут. Сорок минут просто будьте негативны так интенсивно, как только сможете. Закройте двери, обложите комнату подушками, отключите телефон и скажите всем, чтобы в течение часа вас никто не беспокоил. Повесьте на дверь записку, чтобы на час вас оставили в покое. Пусть свет будет как можно более тусклым. Включите какую-то мрачную музыку и почувствуйте себя мёртвым.

    Просто сидите и чувствуйте негатив. Повторяйте «нет», словно мантру. Вообразите сцены из прошлого: когда вы чувствовали себя очень, очень безжизненным и мёртвым и хотели совершить самоубийство, и жизнь была лишена всякого вкуса — и преувеличьте это. Воссоздайте вокруг себя всю ситуацию. Ум попытается вас отвлечь, он скажет: «Что ты делаешь? Какая красивая ночь, какая полная луна!» Не слушайте ум. Скажите ему, что всё это обождёт, но настоящее время вы полностью посвящаете негативу. Будьте негативны религиозно! Плачьте, рыдайте, кричите, вопите или ругайтесь — всё, что вам угодно. Но помните одно: не будьте счастливым. Не допускайте никакого счастья. Если вы себя на этом поймаете, тут же дайте себе пощечину! Верните себя обратно в негативное состояние. Начните бить подушки, бороться с ними или набрасываться на них. Ведите себя как можно гаже! Вы найдёте, что все эти сорок минут оставаться в негативе будет очень, очень трудно.

    Вот один из основных законов ума: что бы вы ни делали, попытайтесь делать это сознательно, и либо вы этого делать не сможете, либо, оставаясь сознательным, почувствуете себя отдельным. Вы это делаете, но всё же остаетесь свидетелем; вы в этом не теряетесь. Возникает дистанция, и эта дистанция очень красива. Но я не говорю создавать эту дистанцию. Это побочное следствие — не нужно об этом беспокоиться.

    Через сорок минут внезапно выпрыгните из негативности. Отбросьте подушки, включите свет, поставьте какую-нибудь красивую музыку и двадцать минут танцуйте. Просто говорите: «Да! Да! Да!» — пусть это будет для вас мантрой. Затем примите хороший душ. Это искоренит всю негативность и даст вам новый проблеск того, как говорить «да». Это полностью вас очистит. Не войдя глубоко в «нет», никто не может достичь вершины «да». Вам нужно научиться говорить «нет», и тогда из этого «нет» придёт «да».


    РАЗБУДИТЕ ТИГРА

    ...Жизнь — такое бесконечное явление; управлять ею невозможно. Если вы действительно хотите ею управлять, вам придётся свести её к минимуму; тогда вы сможете управлять. Иначе жизнь дика. Она так же дика, что и облака, что и дождь, что и ветер, что и деревья, что и небо.

    Начните делать по вечерам одну медитацию. Просто почувствуйте себя так, словно вы совсем не человеческое существо. Можете выбрать любое животное, какое вам нравится. Если вы любите кошек, это может быть кошка. Если вы любите собак, хорошо... или будьте тигром — тигром или тигрицей! — кем вам заблагорассудится. Но выберите кого-то одного и потом его придерживайтесь. Станьте этим животным. Передвигайтесь по комнате на четвереньках, станьте этим животным.

    В течение пятнадцати минут наслаждайтесь этой фантазией, как только можете. Лайте, как собака, и делайте всё, что обычно делает собака, и делайте это по-настоящему. Наслаждайтесь этим, ничего не контролируйте. Собака ничего не может контролировать; собака — это значит абсолютная свобода! Поэтому, что бы ни пришло в этот момент, делайте это. В этот момент не вносите человеческий элемент контроля. Будьте собакой с настоящим собачьим усердием! Пятнадцать минут носитесь по комнате, лайте, скачите. Продолжайте это семь дней — это поможет.

    Слишком большая изощрённость и слишком большая цивилизованность могут вас искалечить. Вам нужно немного больше животной энергии. Слишком много цивилизованности — это парализует. Она хороша в небольших дозах, но когда её слишком много, это опасно. Человек должен сохранять способность быть животным. Если вы сможете научиться быть немного более диким, все ваши проблемы исчезнут. Начните сегодня же вечером — и наслаждайтесь этим!


    КРИЗИСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

    ...Когда снаружи приходит что-то подобное давлению, — а это случается в жизни много раз, — войти прямо в медитацию становится трудно. Поэтому перед медитацией в течение пятнадцати минут вы должны что-то делать, чтобы обнулить это давление; только тогда вы сможете войти в медитацию, никак иначе.

    Пятнадцать минут просто сидите в молчании и думайте, что весь мир есть сон, — это так и есть! Думайте о том, что весь мир есть сон, и что в нём нет ничего по-настоящему важного. Это первое.

    И второе — помните, что рано или поздно всё исчезнет, включая вас. Вы были не всегда и не всегда будете. Ничто не постоянно.

    В-третьих, помните, что вы — только свидетель. Всё вокруг — лишь преходящий сон, фильм.

    Помните эти три вещи — этот мир есть сон, и всё в нём исчезнет, даже вы. Приближается смерть, и единственная реальность, которая есть, это свидетель, поэтому вы — только свидетель. Расслабьте тело, свидетельствуйте пятнадцать минут и затем медитируйте. Тогда вы сможете войти в медитацию без всяких затруднений.

    Но как только вы начинаете чувствовать, что войти в медитацию стало легко, прекратите; иначе это войдёт в привычку. К этому средству нужно прибегать только в специфических условиях, когда войти в медитацию трудно. Если вы будете его использовать каждый день — это не хорошо, оно утратит эффективность и перестанет работать. Поэтому используйте его только как лекарство. Когда ситуация тяжела или опасна, используйте его, чтобы расчистить путь и расслабиться.


    ТАЙ-ЧИ НЕСЧАСТЬЯ

    ...Когда вы чувствуете, что становитесь несчастным, войдите в несчастье медленно, не торопитесь; совершайте медленные движения, движения тай-чи.

    Если вам грустно, закройте глаза, и пусть фильм будет замедленным. Двигайтесь медленно, и пусть ваш обзор будет широким, всевключающим; наблюдайте, что происходит. Очень медленно, чтобы можно было увидеть в отдельности каждое действие, каждый фибр. Если вы приходите в гнев — приходите в него очень медленно.

    Всего несколько дней совершайте медленные движения; замедлите темп также и в других вещах. Например, если вы идёте — идите медленнее, чем ходили до сих пор. Когда вы едите, ешьте медленно и жуйте дольше. Если обычно у вас на это уходит двадцать минут, теперь пусть уходит сорок; замедлитесь в два раза. Если вы открываете глаза быстро, теперь открывайте медленно; принимайте душ в два раза медленнее, чем обычно; замедлите всё.

    Когда вы замедляете всё, автоматически замедляется весь ваш механизм. Механизм один — и один и тот же механизм действует, когда вы ходите, говорите, чувствуете гнев. Разных механизмов нет; это только один органический механизм. И если вы замедлитесь во всём, то будете удивлены: ваша грусть, ваше несчастье, ваш гнев, ваша насильственность — всё замедлилось.

    Это создаёт поразительный опыт: ваши мысли замедляются, ваши желания замедляются, все ваши старые привычки замедляются.

    Например, если вы курите сигареты, ваша рука движется очень медленно... опускается в карман... достаёт сигарету... подносит сигарету ко рту... вынимает спички. Вы делаете это так медленно, что на одну сигарету уходит почти полчаса! Вы будете удивлены, — вы никогда раньше не могли видеть, как делаете все эти вещи.


    ЛУННЫЙ ДНЕВНИК

    ...На некоторых людей может очень сильно влиять луна, поэтому наблюдайте её и используйте. По меньшей мере, два месяца каждый день делайте записи, и пусть записи будут связаны с луной. Начните с новолуния и продолжайте записывать, как вы себя чувствуете целый день, затем — на следующий день, на третий день, на четвёртый день, и так каждый день до полнолуния. Когда луна начнёт убывать, продолжайте вести записи. Вы сможете заметить ритм — ваши настроения движутся в соответствии с луной.

    Как только вы знаете свой точный график, при помощи этого графика можно делать многое. Вы можете знать заранее, что будет завтра, и к этому подготовиться. Если вы знаете, что завтра вам станет грустно, наслаждайтесь грустью. Тогда нет надобности бороться с ней; вместо того чтобы бороться, используйте её, потому что грусть тоже можно использовать.


    ДЫХАНИЕ ПО-СОБАЧЬИ

    ...Когда вы чувствуете, что живот сжимается в узлы, ходите и мелко дышите, как собака. Пусть язык свешивается; весь проход в живот будет открыт. Мелкое дыхание может быть очень важным. Если вы мелко дышите полчаса, ваш гнев потечёт очень красиво. В него будет вовлечено всё ваше тело.

    Попробуйте это иногда у себя в комнате. Можете взять зеркало и лаять и рычать на него! Через три недели вы почувствуете, что процесс идёт очень, очень глубоко. Как только гнев будет расслаблен, и его не станет, вы будете свободны.


    ПРИНЯТИЕ НЕГАТИВНОГО

    ...Человеку нужно научиться ладить и с негативными частями своего существа, только тогда он становится целым.

    Мы все хотим жить только в позитивной части; когда вы счастливы, вы это принимаете, а когда несчастливы — отвергаете. Но вы — то и другое. Когда всё течёт гладко, вы чувствуете себя прекрасно; когда всё замирает и становится застойным, вы чувствуете себя так, словно вы в аду. Но то и другое следует принимать. Именно так устроена жизнь. Жизнь состоит и из ада, и — одновременно — из рая. Разделение между адом и раем — ложное разделение. Нет никакого рая вверху и никакого ада внизу; оба они — здесь. В одно мгновение вы в раю, в другое — в аду.

    Человек должен научиться и негативному аспекту, и в нём расслабиться. Тогда однажды вы будете удивлены тем, что именно негативная часть жизни придаёт ей вкус. Она не лишена пользы; она придаёт жизни остроту. Иначе жизнь была бы тусклой и монотонной. Только представьте: вы чувствуете себя всё счастливее, счастливее и счастливее... Что тогда вы будете делать? Моменты несчастья снова приносят жизни вкус, поиски и приключения. Вы восстанавливаете аппетит.

    Нужно оставаться в своём существе, во всей его тотальности. Все аспекты хорошего и плохого следует принимать. Ни от чего избавиться нельзя; никто никогда ни от чего не избавляется, но постепенно учится принимать всё. Тогда возникает гармония между темнотой и светом, и это красиво. Благодаря этому контрасту жизнь становится гармонией.

    Поэтому попытайтесь проживать и эти моменты. Не создавайте проблем. Не начинайте думать: «Что мне сделать, чтобы прекратилось это беспокойство?» Если вы беспокойны, будьте беспокойным! Когда вы несчастливы, будьте несчастливым и не поднимайте вокруг этого много шума — будьте несчастливым; что ещё вам остаётся?

    Это точно как климат: летом жарко, что вы можете сделать? Пока погода жаркая, примите, что вам жарко, и потейте. Когда холодно, дрожите и наслаждайтесь этим! Постепенно вы увидите взаимоотношения полярных противоположностей. И тот день, когда вы поймёте эту полярность, будет днём великого понимания и откровения.


    ОБЛАКО БЛАЖЕНСТВА

    ...Блаженство — это очень туманная вещь, похожая на облако, неопределимая и постоянно изменяющаяся. Оно ни временно, ни постоянно. Оно вечно. Но оно не мертво; оно очень, очень живо. Блаженство — это сама жизнь, и поэтому оно не статично, оно динамично. Оно постоянно изменяется. В этом парадокс блаженства: оно вечно и всё же изменчиво, с каждым мгновением ново и всё же всегда старо. В определённом смысле оно было всегда; в определённом смысле в каждый момент вы чувствуете экстаз и взволнованность. В каждый момент вас это удивляет. Поэтому оно очень туманно, и его нельзя чётко отнести к категории мгновенного или постоянного.

    Начните чувствовать вокруг себя это облако блаженства.

    Сидя в молчании, почувствуйте, что вас окружает облако. Расслабьтесь в этом облаке, и через несколько дней вы почувствуете, что оно становится реальностью... Потому что оно было всегда; дело было только в том, что вы его не чувствовали. Оно есть. Каждый живёт в облаке блаженства — он должен только это признать, вот и всё. Мы с ним рождаемся. Это сама наша аура, сама наша природа, неотъемлемая природа. Поэтому иногда просто сидите в молчании, в расслаблении и чувствуйте, что теряетесь в окружающем вас облаке блаженства, постоянно изменяющемся, но всё же остающемся с вами.

    Начав в нём теряться, вы будете чувствовать себя более и более блаженно. Будут какие-то редкие мгновения, когда вы потеряетесь полностью, когда облако есть, а вас нет. Это мгновения сатори. Это первые проблески на пути к самадхи; пусть далёкие, но проблески истины.

    Если есть семя, случится и дерево.


    СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ

    ...Если у вас сильное воображение, и вы можете использовать эту способность сознательно, она может оказать огромную помощь. Если не использовать его сознательно, оно может стать барьером. Если у человека есть какая-то способность, он должен её использовать, иначе она становится камнем на пути. Нужно через него переступить и трансформировать в ступень.

    Начните делать три вещи.

    Первое: вообразите себя как можно более счастливым. Через неделю вы начнёте чувствовать, что становитесь очень счастливым, совершенно без причины. Это будет доказательством вашей потенциальной способности. Таким образом, первое, что нужно сделать утром, это вообразить себя невероятно счастливым. Встаньте с постели в очень счастливом настроении — сияющим, искрящимся и полным предвкушения, словно в этот день должно случиться что-то прекрасное, драгоценное. Встаньте с постели очень позитивным и полным надежды, с чувством, что этот день не будет обычным днём — что вас ждёт что-то исключительное и незаурядное, что это «что-то» очень близко. Попытайтесь целый день, раз за разом, это вспоминать. Через семь дней вы увидите, что изменился весь ваш сценарий, весь ваш стиль, вся ваша вибрация.

    Второе: вечером, когда вы засыпаете, представьте себе, что вы падаете в объятия Бога... словно существование вас поддерживает, словно вы засыпаете у него на коленях. Просто визуализируйте это и усните. Важно продолжать воображать, пока не придёт сон, чтобы воображение вошло в сон, и они пересеклись друг с другом. Это второе.

    Третье: не воображайте ничего негативного, потому что если люди, обладающие способностями воображения, воображают негативные вещи, они начинают происходить. Если вы думаете, что заболеете, вы действительно заболеете. Если, когда кто-то к вам приближается, вы думаете, что он будет с вами груб, он будет с вами груб. Само ваше воображение создаёт эту ситуацию.

    Начните упражнения в воображении утром и вечером, но не забывайте, что целый день нельзя воображать ничего негативного. Если приходит негативная мысль, немедленно замените её на что-то позитивное. Скажите ей «нет». Мгновенно откажитесь от неё и отбросьте.


    УЛЫБКА ИЗ ЖИВОТА

    ...Если вы сидите, и вам нечем заняться, просто расслабьте нижнюю челюсть и слегка приоткройте рот. Начните дышать ртом, но неглубоко. Пусть дышит само тело, и это дыхание будет неглубоким, оно будет становиться менее и менее глубоким. Когда вы почувствуете, что дыхание стало очень неглубоким, рот приоткрыт, и челюсть расслаблена, по всему вашему телу распространится расслабление.

    В этот момент начните ощущать улыбку, не на лице, но во всём своём внутреннем существе. Вы это сможете. Это не та улыбка, которая появляется на губах, это экзистенциальная улыбка, которая распространяется изнутри.

    Попробуйте сегодня же вечером, и вы узнаете, что это такое... потому что этого нельзя объяснить. Не стоит улыбаться одними губами, мышцами лица, но улыбайтесь так, словно вы улыбаетесь из живота; улыбается живот. Это улыбка, не смех, поэтому она очень мягка, деликатна и хрупка, словно в животе раскрывается небольшая роза, аромат которой распространяется по всему телу.

    Как только вы узнали, что такое эта улыбка, вы можете оставаться счастливым все двадцать четыре часа. Каждый раз, когда вы чувствуете, что вам недостаёт счастья, просто закройте глаза и поймайте эту улыбку снова, и она будет с вами. Вы можете её поймать столько раз в день, сколько захотите. Она есть всегда.


    РАЗРУШЬТЕ ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ

    ...Всю жизнь многие люди никогда не заходят дальше определённой точки. В гневе вы доходите только до определённой точки; в грусти вы доходите только до определённой точки; если вы счастливы, вы доходите только до определённой точки. Есть невидимая линия, пределов которой никто никогда не преступает, дойдя до неё, всё останавливается. Это стало почти автоматическим: достигнув этой линии, вы в тот же момент отключаетесь.

    Каждого так учили — вам позволено определённое количество гнева, но не более, потому что пойти дальше может быть опасно. Вам позволено определённое количество счастья, но не более, потому что счастье может сводить с ума. Вам позволена грусть только до определённого предела, но не дальше, потому что более сильная грусть может стать суицидальной. Вы получили воспитание; вас и любого другого окружает Великая Китайская стена. Вы никогда не выходите за её пределы. Это ваше единственное пространство, ваша единственная свобода, поэтому, когда вы начинаете становиться счастливым или радостным, эта Китайская стена становится на дороге. Итак, это нужно осознавать.

    Проведите один эксперимент, и он очень поможет. Он называется методом преувеличения. Это один из самых древних тибетских методов медитации. Если вы чувствуете грусть, закройте глаза и преувеличьте грусть. Войдите в неё, как только возможно, выйдите за всякие рамки. Если вы хотите стонать, всхлипывать или плакать, делайте это. Если вы хотите кататься по полу, делайте это, но выйдите за обычные рамки, туда, куда никогда не ходили раньше.

    Преувеличьте, потому что эти рамки, эти постоянные границы, внутри которых вы жили, стали такими механическими, что, не выйдя за их пределы, вы никогда не будете осознанным. Это часть привычек вашего ума, поэтому вы можете прийти в гнев, но не осознаете его, если только не выйдете за эти границы. Тогда внезапно он входит в вашу осознанность, потому что происходит что-то, чего никогда не происходило раньше.

    Итак, делайте это с грустью, с гневом, с ревностью — с чем угодно, что вы в этот момент чувствуете — и со счастьем; со счастьем в особенности. Когда вы чувствуете счастье, не верьте ни в какие границы. Просто возьмите и бросьтесь за пределы границ: танцуйте и пойте... или бегайте. Не будьте скрягой.

    Как только вы научитесь пересекать границы и выходить за пределы рамок, вы окажетесь в совершенно другом мире. Тогда вы узнаете, сколько в жизни упускали.

    Вы столкнётесь с этой Китайской стеной много раз, но мало-помалу начнёте узнавать, как её преодолевать, потому что, на самом деле, её нет; это только верование.


    СОБСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

    ...Делайте это упражнение каждый вечер. Оно состоит из трёх шагов.

    В первые семь дней делайте первый шаг: лягте или сядьте в постели, выключив свет, в темноте. Просто вспомните любой красивый момент из пережитого в прошлом. Любой красивый момент... просто выберите лучший. Он может быть совершенно обычным, потому что иногда незаурядные вещи случаются в очень заурядных местах.

    Вы просто спокойно сидите и ничего не делаете, и дождь падает на крышу. Его запах, его звук... он вас окружает, и что-то «щёлкает»; вы переживаете священное мгновение. Или, однажды, когда вы идёте по дороге, внезапно из-за деревьев на вас падают лучи солнца, и — щелчок! — что-то открылось. На мгновение вы перенеслись в другой мир.

    Как только вы выбрали красивое мгновение, продолжайте семь дней: просто закройте глаза и переживите его заново. Войдите в него в мельчайших деталях. Дождь падает на крышу... «Кап-кап»... его звуки… запах... сама текстура мгновения... Поёт птица, собака... упала тарелка — все эти звуки. Войдите во все подробности, со всех сторон, многомерно, во всех смыслах. С каждым вечером вы будете находить, что входите в более глубокие детали, вспоминая вещи, которые, может быть, даже пропустили в само то мгновение, но которые записаны у вас в уме. Упускаете вы мгновение или нет, ум продолжает записывать. Вы начнёте чувствовать тонкие нюансы, о переживании которых даже не подозревали. Когда ваше сознание сфокусируется на этом мгновении, оно вернётся заново. Вы начнёте чувствовать новые вещи. Внезапно вы начнёте узнавать, что они были, но в то мгновение вы их упустили. Но ум всё это записывает. Это очень, очень надёжный слуга — чрезвычайно способный.

    К седьмому дню вы сможете видеть его так ясно, что почувствуете, что никогда не видели никакого реального мгновения так ясно, как это. Через семь дней сделайте то же самое, но добавьте ещё одно: на восьмой день почувствуйте пространство, которое было тогда вокруг вас. Почувствуйте климат, окружавший вас со всех сторон в радиусе до трёх футов. Почувствуйте, что вас окружает аура того мгновения. На четырнадцатый день вы почти что окажетесь в другом мире, хотя и будете осознавать, что за пределами этих трёх футов существуют совершенно другое время и другое пространство.

    Затем, на третью неделю, нужно добавить ещё одно. Продолжайте переживать то мгновение, пусть оно вас окружает, и теперь создайте воображаемое анти-пространство.

    Например, вы очень хорошо себя чувствуете; на расстоянии трёх футов вас окружает это хорошее самочувствие, эта божественность. Теперь представьте себе ситуацию: кто-то вас оскорбляет, но оскорбление доходит только до этих пределов. Вас окружает ограда, и оскорбление не может в вас войти. Оно приближается, как стрела, и падает, наткнувшись на стену.

    Или вспомните какой-то грустный момент: вам больно, но эта боль доходит до окружающей вас стеклянной стены и падает. Она никогда не касается вас. Вы сможете это увидеть к третьей неделе — если в первые две недели всё сделано правильно — всё доходит до предела трёх футов, и ничто не проникает в вас.

    Затем, на четвертую неделю, продолжайте удерживать с собой эту ауру. Когда вы выходите на рыночную площадь или разговариваете с людьми, постоянно держите это в уме.

    Вы будете очень взволнованы. Вы будете двигаться в мире, сохраняя свой собственный мир, личный мир, который остаётся с вами постоянно.

    Это даст вам способность жить настоящим — потому что, фактически, вас постоянно бомбардируют тысячи и тысячи вещей, и они ловят ваше внимание — если вас не окружает защитная аура, вы уязвимы. Лает собака — внезапно ум тянется в этом направлении. Собака входит в память. Теперь память наполняется собаками из прошлого. У вашего друга есть собака; от собаки вы переходите к другу, затем — к сестре друга, в которую когда-то были влюблены. Теперь начинается весь вздор. Лай этой собаки был в настоящем, но он вас привёл в какое-то другое место в прошлом. Может быть, он приведёт вас в будущее; ничего предсказать нельзя. Что угодно может привести к чему угодно, это очень сложно.

    Таким образом, человек нуждается в окружении защитной ауры. Собака продолжает лаять, но вы остаетесь в себе — спокойным, безмятежным, тихим и центрированным.

    Носите вокруг себя эту ауру несколько дней или несколько месяцев. Когда вы увидите, что она больше не нужна, можете её отбросить. Как только вы научились быть здесь и сейчас, как только вы начинаете наслаждаться красотой этого, безмерным блаженством этого, можете отбросить эту ауру.


    СМЕХ ВСЕМ ТЕЛОМ

    ...Когда вы смеётесь, смейтесь всем телом — вот суть, которую нужно понять. Вы можете смеяться только губами, вы можете смеяться только горлом; это не будет очень глубоко.

    Сядьте на полу, посреди комнаты, и почувствуйте, словно смех исходит от самых подошв ваших ног. Сначала закройте глаза, потом почувствуйте, как волны смеха исходят от самых ног. Они очень тонки. Затем они доходят до живота и становятся более видимыми; живот вздрагивает и сотрясается. Затем донесите их до сердца; тогда сердце чувствует себя таким полным. Затем перенесите их в горло, затем — в губы. Вы можете смеяться губами и горлом, можете производить шум, звучащий, как смех, но это будет не смех и поможет мало. Это будет очередное механическое действие.

    Когда вы начинаете смеяться, представьте себя маленьким ребёнком. Визуализируйте себя как маленького ребёнка. Когда маленькие дети смеются, они начинают кататься по полу. Если захочется, начните кататься. Вся суть в том, чтобы быть тотально вовлечённым. Важен не столько шум, сколько вовлечённость. Как только это получится, вы это поймёте.

    Два или три дня, может быть, вы не сможете почувствовать, получается или нет, но получится обязательно. Принесите смех из самых корней, точно как от самых корней путешествует цветок, прежде чем появиться на ветви дерева. Он появляется на поверхности постепенно. Его нельзя увидеть раньше; лишь когда он появится и расцветёт на самой вершине, вы увидите. Но он пришёл из самых корней, начав свой путь глубоко под землей. Он совершил всё путешествие от самых глубин до поверхности. Таким же образом и смех должен начинаться от ног и затем двигаться вверх. Пусть от него сотрясается всё тело.

    Почувствуйте дрожащую вибрацию и сотрудничайте с этой вибрацией. Не застывайте; расслабьтесь и сотрудничайте с ней. Даже если поначалу вы будете немного преувеличивать, это поможет. Если вы чувствуете, что рука дрожит, помогите ей дрожать сильнее, чтобы энергия начала течь, струиться. Затем начните кататься и смеяться.

    Всё это вечером, прежде чем заснуть. Хватит всего десяти минут, затем усните. Утром, прежде всего, снова — можно делать это в постели. Таким образом, последнее вечером и первое утром. Вечерний смех задаст тон снам. Сны будут более радостными, более хохочущими, и это поможет утреннему смеху; это создаст фон. Утренний смех задаст тон на целый день.

    Что бы вы ни сделали утром, это первое действие задаёт тон на весь день.

    Если первым, что вы делаете, становится гнев, это запускает цепную реакцию. Один гнев ведёт к другому, другой ведёт к третьему. Вы чувствуете себя очень уязвимым — любая мелочь вызывает в вас чувство, что вам причинили боль; всё кажется оскорбительным. Одно ведёт к другому. Смех — это действительно лучшее, с чего можно начать, но пусть он будет тотальным. И целый день, когда бы ни представилась возможность, не упускайте её — смейтесь!


    МАНТРА «ДА»

    ...Я учу вас говорить «да» жизни, любви, людям. Да, есть шипы, но не стоит их считать. Игнорируйте их; медитируйте на розу. И если ваша медитация проникает глубже в розу, а роза проникает глубже в вас, шипы начнут становиться меньше, чем они есть.

    Приходит момент, когда роза охватывает вас полностью, в мире больше нет никаких шипов.

    Начните вкладывать энергию в «да» — сделайте «да» мантрой. Каждый вечер, прежде чем уснуть, повторяйте: «Да... да...» — и сонастройтесь с этим. Раскачивайтесь ему в такт, и пусть оно распространится на всё ваше существо, с головы до пят. Пусть оно в вас проникнет. Повторяйте: «Да... да... да...» Пусть десять минут вечером это будет вашей молитвой, затем усните.

    Рано утром снова, по меньшей мере, три минуты, сядьте в постели и сделайте это. Первое, что нужно сделать, это повторять «да», и затем — глубоко его почувствовать.

    Днём, каждый раз, каждый раз, когда вы начинаете чувствовать негатив, просто остановитесь на пути, где бы вы ни были. Если вы можете громко сказать: «Да... да...» — хорошо; иначе, по крайней мере, вы можете сказать про себя: «Да... да...». Три недели практикуйте «Да».


    ПУТЬ ХИТРЕЦА

    ...Гнев и грусть — это одно и то же. Грусть — это пассивный гнев, а гнев — это активная грусть. Грустному человеку трудно прийти в гнев. Если грустного человека удаётся привести в гнев, его грусть тут же исчезает. Гневному человеку очень трудно быть грустным. Если удастся сделать его грустным, весь его гнев тут же исчезнет.

    Во всех ваших эмоциях продолжается полярность, лежащая в основе всего, — полярность мужчины и женщины, инь и ян, мужского и женского. Гнев — мужской, грусть — женская. Поэтому, если вы сонастроены с грустью, трудно переместиться в гнев, но я хотел бы, чтобы вы это сделали. Вынесите её наружу, проиграйте. Даже если это кажется глупостью — даже тогда. Станьте в собственным глазах шутом, но вынесите её наружу!

    Если вы можете лавировать между гневом и грустью, то и другое станет одинаково легко. У вас будет некоторая дистанция, и тогда вам легко будет наблюдать. Вы сможете встать позади экрана и наблюдать обе эти игры, и тогда вы сможете выйти за пределы обеих. Но сначала вам придётся научиться, легко перемещаться между ними. Иначе вы склонны оставаться грустным, а когда человек отягощён, создать дистанцию трудно.

    Помните, когда две энергии, противоположные энергии, уравновешены в точности пополам, очень легко из них выйти, потому что они борются и обнуляют друг друга, и ни одна из них не имеет над вами власти. Грусть и гнев — это две половины, две равносильные энергии, и они обнуляют друг друга. Внезапно у вас появляется свобода, и вы можете ускользнуть. Но если печали семьдесят процентов, а гнева — тридцать, это очень трудно. Тридцать процентов гнева против семидесяти процентов грусти оставят после себя сорок процентов грусти, и такой возможности не будет; нельзя будет ускользнуть так легко. Эти сорок процентов зацепятся.

    Итак, вот один из основных законов внутренних энергий: всегда позволяйте противоположным полюсам занять равные позиции, и тогда вы сможете из них выскользнуть. Можете себе представить, что двое людей, от которых вы хотите бежать, начинают драться, и это даёт вам возможность. Они так заняты друг другом, что вам не о чем беспокоиться, вы можете ускользнуть.

    Не вносите ум. Просто сделайте из этого упражнение.

    Вы можете сделать это ежедневным упражнением; не дожидайтесь, чтобы недостающая доля негативности пришла сама; забудьте об этом. Каждый день приходите в гнев — это будет легче. Прыгайте, вопите и выбросите гнев наружу. Как только вы научитесь его выбрасывать без всякой причины, это сделает вас очень счастливым, потому что теперь у вас будет свобода. Иначе, даже если гнев управляется внешними ситуациями, вы ему не хозяин. Если вы не можете его вызвать, как вы сможете его отбросить?

    Поначалу это будет выглядеть немного нелепо, странно или невероятно, потому что вы всегда верили в теорию, что гнев создаёт только чьё-то чужое оскорбление. Это не так. Гнев был внутри всегда, кто-то только дал ему повод выйти наружу.

    Вы можете дать себе повод сами: представьте ситуацию, которая вызвала бы в вас гнев, и испытайте его. Обращаясь к стене, выскажите ей всё; и вскоре стена начнёт разговаривать с вами! Просто сойдите с ума полностью. Вы должны привести гнев и печаль в одинаковые позиции, чтобы они были пропорциональны друг другу. Они обнулят друг друга, и вы сможете легко выскользнуть.

    Георгий Гурджиев называл это путём хитреца — привести внутренние энергии в такой конфликт, чтобы они увлеклись друг другом и обнулили друг друга, и вы получили возможность ускользнуть.


    НАБЛЮДАЙТЕ ИНТЕРВАЛЫ

    ...Реальное — в интервале, в паузе между двумя словами, двумя мыслями, двумя желаниями, между двумя эмоциями или двумя чувствами. Любая пауза — между сном и пробуждением или между бодрствованием и сном. В промежутке между телом и душой — в этом интервале. Когда любовь превращается в ненависть — та пауза, когда это больше не любовь, но ещё не ненависть. Когда прошлое превращается в будущее, пауза — когда его больше нет, а будущее ещё не пришло, — это самое небольшое мгновение и есть настоящее, и есть сейчас. Оно так мало, что его нельзя назвать частью времени. Оно неделимо мало; его нельзя разделить. Эта пауза неделима, и в каждое мгновение она приходит тысячей и одним путём.

    Ваши настроения изменяются, от одного к другому, и вы их переживаете. За двадцать четыре часа мы сталкиваемся с этими интервалами столько раз, что просто чудо, как мы продолжаем их упускать. Но мы никогда не смотрим на эту паузу, мы научились трюку не смотреть на паузу. Она так мала, приходит и уходит так быстро, что мы никогда даже не осознаём, что она вообще была. Мы что-то осознаём, только когда его больше нет, когда это стало частью прошлого. Или мы остаемся осознанными, когда что-то приближается, оставаясь частью будущего, но когда это происходит в действительности, — так или иначе, но нам удаётся этого не видеть.

    Когда вы в гневе, вы этого не видите; позднее вы раскаиваетесь. Когда гнев надвигается, вы его чувствуете, и вас беспокоит, что он надвигается снова. Но когда он здесь, внезапно вы слепнете и глохнете, приходите в бессознательность, неосознанность. Эта пауза так мала, что если только вы не абсолютно бдительны, вы будете продолжать её упускать. Она так мала; её можно уловить только в абсолютной осознанности. Когда вы полностью присутствуете — только тогда можно её увидеть. Когда одна мысль уходит из существования, а другая приходит в существование, между ними двумя есть интервал внемысленности. Это и есть то, что требуется.

    Я даю вам ключ. Теперь нужно при помощи этого ключа начать работать над своим существом.

    Засыпая, попытайтесь увидеть паузу, когда вы уже не бодрствуете, но сон ещё не пришёл. Приходит миг, очень тонкий миг, но он не остаётся надолго. Он точно как дуновение, порыв ветра: вот он есть, и вот его не стало. Но если удастся его уловить, вы будете удивлены: вы натолкнулись на величайшее в жизни сокровище.

    Переживая миг паузы, даже неосознанно, вы что-то приобретаете. Нечто от его аромата остаётся и медлит в вашем существе, даже если вы не осознаете. Но, начиная с сегодняшнего момента, станьте бдительным. Постепенно навык приходит.


    ЗАМЕТИТЬ ТРИЖДЫ

    ...В буддизме применяют определённый метод, который называют «заметить трижды». Если возникает проблема — например, если кто-то внезапно чувствует сексуальный порыв или приступ жадности или гнева, — они должны заметить трижды, что происходит. Если это гнев, ученик должен сказать про себя трижды: «Гнев... гнев... гнев...» — просто чтобы полностью его заметить, чтобы он не прошёл мимо сознания — вот и всё. Затем он продолжает делать, что и раньше. Он ничего не делает с гневом, но просто замечает его трижды.

    Это очень красиво. В то мгновение, как вы что-то осознаёте и замечаете, его больше нет. Ничто не может вас захватить, потому что это бывает только в бессознательности. Этот метод делает вас внутри настолько осознанными, что вы отдельны от гнева. Вы можете сделать его объективным, доступным для наблюдения, потому что он там, а вы здесь. Будда говорил своим ученикам применять этот метод ко всему.

    Обычно все культуры и цивилизации учат нас подавлять проблемы, таким образом, что мало-помалу вы прекращаете их осознавать — до такой степени, что можете их забыть и думать, что их не существует.

    Правильный путь этому прямо противоположен. Сделайте их абсолютно осознанными, и благодаря тому, что вы их осознаёте и на них фокусируетесь, они тают.


    ЗАКОН УТВЕРЖДЕНИЯ

    ...Есть великий закон, называемый «законом утверждения». Если вы можете что-то утверждать, глубоко, тотально и абсолютно, это начинает становиться реальностью. Именно поэтому люди живут в страдании, из-за этого закона — они утверждают страдание! Именно поэтому люди счастливы — но лишь немногие, потому что лишь немногие осознают, что делают со своей жизнью. Когда людьми утверждается радость, люди становятся радостными.

    Возьмите это за правило: прекратите утверждать негативное и начните утверждать позитивное.

    Через несколько недель вы будете удивлены тем, что у вас в руках появился волшебный ключ.

    Например, если вам легко становится грустно, каждый вечер, прежде чем уснуть, двадцать раз утверждайте, говорите себе — но глубоко и достаточно громко, чтобы можно было услышать — что вы будете радостным, что это случится, что это вот-вот придёт. Вы пережили свою последнюю грусть... До свидания! Повторите это двадцать раз и затем усните.

    Утром, когда впервые вы осознаете, что сон ушёл, не открывайте глаз: повторите то же самое двадцать раз.

    Посмотрите, как изменится день. Вы будете удивлены; вас будет окружать другое качество. Через семь дней, в продолжение которых вы что-то утверждаете, вы узнаете, какой это приносит результат. Затем постепенно отбросьте всё негативное. Каждую неделю выбирайте одну форму негатива и отбрасывайте. Выберите одно позитивное качество и впитайте его.

    Всё это вопрос нашего выбора. Ад создаётся вашими мыслями, как и рай. «Человек суть то, что он думает». И когда вы это увидели — что мысль может создать ад и рай — тогда может быть совершён окончательный прыжок в не-мысль. Человек может выйти за пределы и ада, и рая. И помните: легче трансцендировать рай, чем ад. Поэтому переместитесь от негативного к позитивному. Это кажется парадоксальным, но легче оставить что-то красивое, чем уродливое. Уродливое цепляется.

    Легче оставить богатство, чем бедность. Легче оставить друга, чем врага. Легче забыть союзника, чем противника.

    Превратите ад в рай, — западные религии никогда не шли дальше этого, но Восток попытался, — затем отбросьте и рай, потому что даже позитивная мысль всё же остаётся мыслью.

    Начните утверждать не-мысль, внемысленность, и тогда случается запредельное.









    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке