Глава 4

Светитесь внутренним пламенем

«Внимание людей отвлечено жадностью и богатством, в своей неосознанности они не могут видеть иные миры. Они полагают, что этот видимый мир — это уже все на свете, что больше ничего нет. В своей самоуверенности они постоянно попадают ко мне в когти».

«Многие люди так никогда и не узнают о том, что есть наука души, и многие люди не могут понять эту науку, даже услышав ее. Просто чудо встретить благородного человека, который может описать глубокую науку души, и редко можно встретить мудреца, который может принимать истину души. Но еще реже можно встретить того, кто знает науку души, кого научил тот, кто сам познал истину, такая встреча — просто сказка».

«Науку души почти невозможно охватить умом, когда ее объясняют непросветленные люди, даже если ее хорошо обдумать. Невозможно постичь азы этого предмета до тех пор, пока его не станет преподавать просветленный человек, потому что этот предмет самый тонкий из тонких. Он находится за пределами логики».

«Милый Начикета, твой интеллект приобретен не через логику, ты способен интуитивно постичь самосознание, когда тебе о нем рассказывают. Начикета, ты по-настоящему терпелив. Если бы только мне всегда встречались такие искренние искатели».

«Я знаю о том, что плоды накопленных поступков прошлого преходящи, а вечное нельзя достичь с помощью преходящего. По этой причине я очистил Огонь Наачикет от преходящего. Таким образом, я нашел вечное через уникальную силу состояния отсутствия выбора».

«Начикета, я вижу, что ты мужественно отверг рай, на котором доступны все чувственные удовольствия, рай, которому поклоняется мир, рай, который есть дар вечного плода ягн, рай, в котором нет страха, рай, которому придают большую важность, который на все лады воспели Веды, рай, который измеряется бесконечностью существования. Я признаю твой глубокий интеллект».

«Терпеливый искатель выйдет за пределы радости и печали, осознавая божественное, то божественное, что скрыто покровом Йогамайи, неуловимой богини, которая есть символ созидательной энергии божественного, которая вездесуща, которая обитает во внутреннем святая святых сердец всех существ, которая живет в темных и тесных джунглях, называющихся миром, которая древня, которую можно увидеть, только приложив большие усилия, которая достигается через Адхьятма-Йогу, учение о науке души».

«Когда смертные поймут тонкую науку души через свой опыт, когда они услышат и охватят разумом учение о религиозности, когда они достигнут высшего брахмана, который есть храм блаженства, тогда они сами пропитаются блаженством».

«Начикета, для тебя открыты двери высшего храма».


Перед тем, как мы рассмотрим сутры, вам следует понять несколько предварительных моментов.

Прежде всего, мы можем видеть только то, что уже скрыто в наших желаниях. Истина невидима для нас, потому что наши глаза могут видеть только то, что мы хотим видеть. В зрении и слухе есть выбор. Мы слышим только то, что хотим слышать, и мы пропустим мимо ушей то, что мы не хотим слышать. И наши глаза не увидят то, что мы не хотим видеть. Итак, каждый человек живет в своем мире, мире своих желаний.

В этом зале много людей, все вы придадите моим словам свой смысл. Каждый человек будет слышать то, что он хочет слышать: он выберет то, что имеет для него смысл, а остальное отбросит. Или он истолкует мои слова так, как ему удобно, чтобы их смысл гармонировал с его желаниями. В этом мире мы способны видеть только то, что скрыто в наших желаниях.

Люди спрашивают меня: «Где Бог?» Это некорректный вопрос. Правильный вопрос звучал бы так: «Есть ли во мне страстное желание божественного?» До тех пор, пока в человеке есть глубокое стремление к божественному, сильная жажда божественного, он не может увидеть божественное, не потому, что оно не существует, а потому, что ваши глаза не хотят видеть его. Даже если бы божественное было перед вами, вы все равно упустили бы его. Даже если бы божественное постучало в вашу дверь, вы бы как-то иначе истолковали этот стук. Вы не смогли бы узнать божественное.

Например, около вас протекает река, но если вас не мучает жажда, вы не обратите внимания на эту реку. Только если вы будете испытывать жажду, вы увидите реку. Только когда вы к чему-то стремитесь, это может стать видимым для вас. Это настолько сложное явление, что, если ваша жажда сильна, тогда вы часто будете видеть даже то, что не существует. А если ваша жажда слаба, тогда для вас не будет видимым даже то, что есть.

Мы живем в мире своих желаний, мы видим и понимаем только то, что позволит нашим желаниям нарастать. На Востоке Йоге уже давно известна эта истина. Теперь психологи Запада также признают эту истину.

За последние полвека западные психологи сделали много открытий. Одно из них заключается в том, что мы способны видеть только два процента того, что окружает нас. Если рядом с нами сто вещей, то мы сможем увидеть только две вещи, пропустив остальные девяносто восемь, потому что выбирают наши глаза, выбирают наши уши, выбирают наши руки и умы.

Итак, вы выбираете, что вам познавать. Вам неизвестна реальность. Если вы крепки в своем выборе, тогда вы создадите вокруг себя мир воображения, который не существует в реальности. Что происходит с людьми, которых запирают в психиатрических лечебницах? Они проецируют мир, которого нет нигде, кроме их умов. Такой мир существует в их умах. Если вы посетите психиатрическую клинику, вы увидите, что там один пациент громко разговаривает с кем-то, хотя он один в палате. Для вас не существует тот человек, с которым ведет беседу пациент, но для сумасшедшего его существование несомненно. Пациент принимает ответы, он спорит, и он не сомневается в присутствии другого человека. Он создал другого человека в собственном воображении. Его воображение замкнулось в себе, так как им овладело какое-то глубокое желание.

Таким образом, в этом мире происходят два явления: люди видят то, чего нет, и люди упускают из вида то, что действительно есть. Это нужно понять в первую очередь.

Если вам не удается увидеть божественное, это просто говорит о том, что в вас нет жажды божественного. Иначе бы для вас существовало только божественное. И в тот день, когда в вас разгорится жажда, все вокруг вас станет уменьшаться, становясь прозрачным, и мы сможете видеть сквозь вещи божественное. Тогда дерево будет видимым для вас, но только как форма божественного. Облака все также будут плавать в небе, но только как формы божественного. Вас, как и раньше будут окружать люди — жены, мужья, дети, друзья, — но все они будут ничем иным, как отражениями великолепия божественного. Божественное станет центром, а все остальное станет его тенью, отражением. Будет существовать только божественное, а все остальное будет постепенно отходить на второй план, теряя для вас свою важность.

Для того чтобы описать это явление, просветленные люди вроде Шанкары назвали этой мир майей, иллюзией. В тот день, когда божественное становится реальным, мир становится нереальным, иллюзией, майей. Но до тех пор, пока мир будет казаться вам реальным, божественное будет казаться вам нереальным. Люди, которые считают этот мир совершенно реальным, спрашивают: «Где божественное?» Им и в голову не приходит, что угол их зрения, образ их жизни, способ мышления, само их мировоззрение таковы, что божественное не может стать реальным для них.

В Германии на основе этой концепции возникла новая школа психологии, школа психологии гештальта. На это стоит обратить внимания. Например, люди смотрят на плывущие в небе облака, а потом воображают, что они что-то видят в облаках, но в облаках на самом деле ничего нет. Кто-то может увидеть Бога Кришну, играющего на флейте — это и есть гештальт. Этот образ живет в человеке и проецируется на облака. Кто-то другой может увидеть в облаках киноактрису, но все это лишь облака. Дети могут увидеть, как по небу летают лошади, слоны, сражающиеся демоны или порхающие феи. Каждый человек будет видеть в одних и тех же облаках разные вещи, так как каждый человек проецирует свои образы из самого себя. Облака играют роль экранов, и все проецируют на эти облака плоды своего воображения.

Вы распространили вокруг себя эту проекцию своего воображения. Какой-то человек может показаться вам красивым, хотя никто больше не соглашается с вами в том, что этот человек красив, но для вас этот человек прекрасен. Возможно, вы почувствуете, что какой-то человек отвратителен, но другому он может показаться очень милым. Итак, вы не живете в действительном мире, вы живете в выдуманном мире. Вы создаете вокруг себя собственные, индивидуальные, субъективные миры из своего воображения. Этот мир постоянно окружает вас: вы думаете, сидите, стоите или ходите согласно этому субъективному миру. Люди, окруженные этими индивидуальными, субъективными мирами, спрашивают: «Где божественное?», но в них нет стремления испытать божественное.

Помните о том, что божественное явит себя вам только в тот день, когда в вас появится сильная потребность в нем. Тогда оно не замедлит появиться ни на одно мгновение. В тот день божественное станет доступным вашему зрению, а все остальное станет майей, иллюзией. Вы видите только то, чего жаждете, как раз ваша жажда и создаст божественное. Слово «создаст» здесь употреблено некорректно, лучше сказать, что вы откроете для себя то, что скрыто внутри вас.

Божественное — это открытие. И божественное не присутствует для вас до тех пор, пока вы не готовы осознать его. До этого момента оно несущественно. До этого момента вы не будете ни видеть, ни слышать, ни ощущать божественное. Несмотря на то, что всякое прикосновение божественно, все видения божественны и все звуки божественны, вам нужно глубокое стремление и невероятное терпение для того, чтобы осознать божественное.

А теперь мы рассмотрим сутры.

Яма сказал Начикете:

«Внимание людей отвлечено их жадностью и богатством, в своей неосознанности они не могут видеть иные миры».

Тот, кто находит смысл в богатстве, не может понять, что в душе, в существе есть какой-то смысл. Это два противоположных явления. Если для вас большую ценность имеют деньги, тогда душа, существо вовсе не может быть ценным для вас. Тот, кто чувствует, что для него ценно путешествие в мирскую славу, гордость и эго, решит, что медитация бессмысленна, потому что движение в медитацию проходит в совершенно противоположном направлении. Весь процесс этого явления другой.

Из-за эго вам приходится распространять свое влияние на других людей, тогда как в медитации вы растворяетесь и исчезаете до такой степени, что вас уже не найти как отдельное существо. Из-за эго вы вынуждены накапливать вещи и власть, которая появляется у вас вместе с ними, и, практикуя такое поведение, вы будете наполняться напряжением, сомнениями и беспокойством. Тогда беспокойство станет вашим предназначением. В результате медитации вы полностью освободитесь от напряжения и тревог и станете такими безмятежными, словно вас уже нет. Вы становитесь несуществующими, вы существуете так, словно вы никто.

Измерения эго и медитации диаметрально противоположны. По этой причине, если для кого-то внешнее путешествие все еще имеет большое значение, то он будет считать пустяком более высокое измерение сознания. Он не будет готов понять его, вместо этого он займется совершенно противоположным явлением.

Возможно, вы видели в какой-нибудь детской книжке карандашный рисунок, который содержал в себе два лица, девушки и старухи, причем черты обоих лиц запечатлены одними линиями. Интересно, что когда вы видите пожилую женщину, вы не можете увидеть молодую женщину, потому что линии лица пожилой женщины привлекут ваше внимание, и вы уже не сможете увидеть лицо молодой женщины, которое скрыто в том же рисунке. Если же вы сначала увидите девушку, тогда вам будет трудно увидеть старуху. Но если вы будете продолжать разглядывать рисунок, девушка исчезнет, и на ее месте появится старуха, потому что ваше мировосприятие беспрестанно меняется. Ничто в мире не бывает постоянным. Или, если вы сначала видели старуху, тогда исчезнет она, а потом проявится лицо молодой женщины, но вся странность дела заключается в том, что вы не можете увидеть два лица одновременно. Вы можете видеть оба лица, но отдельно. Даже если вы увидели обе фигуры, если вы знаете, что обе фигуры скрыты в одном рисунке, вы все равно не сможете видеть обе фигуры одновременно. Стоит вас увидеть одну фигуру, как тотчас же из-за самого этого выбора будут утеряны линии другого рисунка. Стоит вам увидеть второй вариант рисунка, как исчезнут линии первоначального варианта. Вы знаете, что другое лицо все время скрывается в рисунке, но невозможно видеть оба лица одновременно.

Если вы видите в каком-то человеке друга, вы уже не можете видеть в нем врага. Вы сможете увидеть в нем врага завтра, но тогда вам уже не удастся видеть в нем друга. Вы можете в одном человеке утром найти друга, а вечером — врага. И вы знаете, что и друг и враг сокрыты в одном человеке, но не можете видеть в нем и того и другого одновременно.

Утром вы дрались с женой и чувствовали, что она враг, яд, но вечером к вам вернулась любовь к ней. Тогда вы полностью забываете о том, что ваша жена — яд, и она превращается в нектар. Завтра утром она может снова стать ядом, но вы не способны видеть в ней яд и нектар одновременно. В каждый миг вы можете видеть только одно лицо. Невозможно одновременно видеть противоположности.

Другой мир скрыт в этом мире. Божественное скрыто в материи. Божественное скрыто в, каждой частице материи, но до тех пор, пока вы будете гоняться за материальным, вы будете выбирать одну картинку, а другой образ не проявиться перед вашими глазами.

И так дело обстоит не только с вами. Даже просветленные люди испытывают такую же трудность. Когда они начинают видеть брахмана, божественное, тогда они уже не могут видеть преходящее, материальный мир. Они не просто не способны видеть его. Поэтому они называют мир майей, иллюзией. Вы решите, что вам трудно понять это, потому что, когда Шанкара говорит, что этот мир — иллюзия, вы считаете, что он делает философское утверждение, ведь если швырнете камень в ногу Шанкары, из нее хлынет кровь. Если к ноге Шанкары покатится камень, он уберет ногу, чтобы уберечь ее от удара. Шанкара тоже чувствует голод и жажду. Ему нужно пить воду, и для него недостаточно пить божественное; ему нужно есть пищу, и для него недостаточно есть божественное. Вы испытываете затруднение, слыша слова Шанкары о том, что мир есть иллюзия, что он нереален. Вы думаете: «Тогда зачем он пользуется нереальными вещами? Тогда зачем он живет с этими нереальными, иллюзорными вещами? Если мир нереален, тогда с кем говорит Шанкара? Тогда его просто некому слушать».

Вы испытываете такое затруднение, потому что вы ощущаете, что этот мир реален. Божественное не кажется вам реальным. Но Шанкара испытывает свое затруднение. Он видит реальность божественного, потому что для него мир исчез. Если вы бросите в его ногу камень, он почувствует, что камень бросило в него божественное. Но вам трудно понять, что Шанкара отводит ногу от камня не для того, чтобы уберечь ее от удара, а потому, что он спасает божественное в этом камне от соприкосновения с его малозначимой ногой.

Я расскажу вам старую буддистскую историю:


Один буддистский монах сказал своему ученику, что во всем сущем пребывает лишь божественное. Ученик понял его слова буквально, уверившись в таком факте, так как мастер обладал сильным характером, и юный ученик находился под большим впечатлением от него. Ученик верил во все, что утверждал мастер.

Однажды ученик шел по дороге, как вдруг на него бросился обезумевший слон. Погонщик слона кричал всем, чтобы они убирались с пути слона, но юный ученик полагал, что во всем на свете есть божественное, один брахман, то есть слон тоже божественен, поэтому ученик не испугался слона и не отошел с его пути. Но слон обезумел, он и не подозревал о такой мудрой философии. И слон не знал, что этот парень был учеником знаменитого духовного мастера. Обезумевший слон подхватил юношу бивнем и швырнул его на землю. Ученик сильно поранился.

Ученик в грязных лохмотьях пришел к мастеру и, плача, сказал ему:

— Вы неправильно учили меня. Ваш брахман, это ваше божественное, которое есть повсюду, сегодня и не подумало защитить меня!

Мастер ответил:

— Божественное в слоне сошло с ума, а божественное в погонщике слона кричало тебе, чтобы ты освободил дорогу, почему же ты не послушал погонщика и не отошел? И почему ты не послушал голос божественного в себе, который советовал тебе уступить слону дорогу?


Вам будет трудно понять это. Когда вы будете полностью вовлечены в созерцание земного мира, вам будет трудно понять язык внутреннего мира. Возможность непонимания всегда вероятнее возможности понимания.

С точки зрения Шанкары, божественно то, что падает в камне, и божественно то, что хочет отойти, божественно то, чему будет больно, и божественно то, что наносит удар. А с вашей точки зрения, все материально. Камень — это материя, нога — это тоже материя, для вас один кусок материи бьет другой кусок материи. А для Шанкары божественно и то и другое. Для него материя исчезла, и божественное бьет божественное. И если материя может причинить боль материи, тогда почему бы божественному не причинить боль божественному? Но ваше мировосприятие изменилось. Теперь там, где была материя, появилось божественное. Материя исчезла, и на ее месте теперь находится только божественное.

Трудности, которые испытывают несознательные люди и просветленные люди, не сильно различаются. На самом деле, это одна трудность. Глаза несознательных людей сосредоточены на мире, и для них невидимо божественное, а глаза просветленных людей сосредоточены на божественном, и для них не существует материальный мир. По этой причине мирской человек говорит, что божественное не существует.

Так заявляет атеист, а атеист — это в полной мере мирской человек. Он прямая противоположность пробужденного человека. Он говорит, что божественное нереально, что это иллюзия. А просветленный человек — это прямая противоположность атеиста. Он говорит, что мир нереален, и что реально как раз божественное. И реальным может быть только что-то одно, так как человек видит только одно измерение.

Яма сказал Начикете:

«Внимание людей отвлечено жадностью и богатством, в своей неосознанности они не могут видеть иные миры. Они полагают, что этот видимый мир — это уже все на свете, что больше ничего нет. В своей самоуверенности они постоянно попадают ко мне в когти».

Человек, полностью затерявшийся в мире желаний, который одержим самсарой, материальным миром, будет постоянно умирать. Он будет беспрестанно умирать и возрождаться, потому что он цепляется только за видимое.

Тело видимо, а душа невидима. Душа никогда не будет видимой, поскольку душа и есть сам видящий. Она никогда не станет объектом, который можно будет увидеть, она всегда видящий, она всегда тот, кто видит. Душа сама не может стать объектом наблюдения. Тело — это не наблюдатель, а наблюдаемое. Тело — это объект, материя. Душа — это осознанность, знающий созерцатель, сознание, а созерцателя увидеть невозможно.

Тело видимо для вас. Для человека, который верит в то, что истинно лишь видимое для глаз, будет неистинным видящий, который за пределами зрения. Но помните о том, что ваше зрение располагается как раз посредине этих явлений. Впереди глаз есть мир, а позади глаз есть божественное. Тот, кто говорит, что он может доверять только тому, что есть впереди его глаз, не сможет увидеть то, что сокрыто позади глаз, это просто не будет видимым для него. Такой человек будет доверять всему остальному, но только не своему существу.

Наука тоже совершает ту же ошибку, полагая, что реально видимое и нереально невидимое, то есть скрытое в нас сознание, которое может видеть все. Это абсурдное мнение! Весь вывод науки сводится к тому, что наука истинна, а ученый не истинен. Это очень странный вывод.

Мы можем согласиться и поверить в то, что утверждает Эйнштейн, также как мы верим его опытам. А Эйнштейн тоже верит в то, что он вывел из своих лабораторных опытов. Но постепенно разрывается связь с тем, кто проводит опыты, кто сидит в лаборатории и осуществляет все исследование. Глаза сосредоточиваются на внешней реальности, а любая фиксация — это болезнь. Ваше зрение приучается смотреть только вовне. Тогда вы забываете закрывать глаза, вы забываете, что в вас тоже что-то есть.

Яма говорит Начикете, что человек, который считает материю, видимое, единственной реальностью, упустит то, что невидимо, скрыто, таинственно, тонко — то, что всегда неявно, потому что это сам видящий. По этой причине видящий не может стать объектом.

«В своей самоуверенности они постоянно попадают ко мне в когти».

Умирает только атеист, а настоящий теист умереть не может. Вы удивитесь, услышав об этом, потому что вы видите, что теист тоже умирает, и его мертвое тело тоже увозят в крематорий. Но на самом деле, теист не может умереть, потому что теист познал видящего, свидетеля, который бессмертен. Умирает только тело теиста. Но атеист чувствует, что полностью умирает. Несмотря на то, что атеист тоже не может умереть, он чувствует, что умирает именно его суть.

Умирает только нерелигиозный человек. Если вы боитесь смерти, то уясните себе, что вы не религиозны. То, что вы говорите, не отражает то, что вы представляете собой. И не важно, как громко вы можете кричать о том, что вы религиозны. И не имеет значения, сколько вы можете наговорить о том, что вы верите в душу, что вы верите в Бога. Вы можете ходить молиться в храмы и мечети, но и это не играет никакой роли. Если вы боитесь смерти, тогда вы не религиозны. Это и есть действенный критерий.

По-настоящему религиозный человек не будет бояться смерти. Ему не приходится бояться, потому что он знает о том, что смерти нет.


Когда Рамакришна умирал, его жена Шарда стала плакать, и Рамакришна попросил ее замолчать. Его скорая кончина не вызывала сомнений, врачи сообщили ему, что страдает от рака, а в те времена рак не лечили. Рамакришна попросил жену перестать плакать. Но Шарда возразила ему:

— Ты покидаешь меня, я стану вдовой. Ты умираешь, и все же просишь меня не плакать?

— Ты не станешь вдовой! — ответил Рамакришна. — Я не умираю, потому что не могу умереть. Умирает только это тело. Если бы ты была женой лишь этого тела, если бы ты общалась лишь с этим телом, тогда ты была бы в праве плакать. Но если ты общаешься со мной, тогда я только сменю одежду.

Возможно, во всей истории Индии не было другой женщины, которая бы даже после смерти мужа не стала бы вдовой. Такой женщиной была Шарда.

После смерти Рамакришны в доме собрались женщины, они попросили Шарду сломать браслеты и переодеться в одежду вдовы. Шарда отказалась сделать это. Она сказала этим женщинам:

— Рамакришна сказал мне, что он не умрет, поэтому мне не нужно жить вдовой, ломать браслеты и переодеваться в другую одежду.


Рамакришна сказал, что он лишь переодевался в другую «одежду». Для религиозного человека смерть — это не более чем перемена одежды. Это похоже на то, как человек переезжает из ветхого дома в новый дом. Словно вы отбрасываете старую одежду и надеваете новую, словно вы сбрасываете с себя всю одежду и остаетесь голыми.

Нерелигиозный человек будет постоянно попадать в когти смерти, и не из-за смерти, а из-за себя. Но вы боитесь не из-за существования смерти, а только из-за своего незнания смерти.

Яма отмечает важный момент: только нерелигиозный человек оказывается в его когтях. По-настоящему религиозному человеку это не грозит, поскольку он верит в то, что бессмертно. А нерелигиозный человек верит только в смертное.

«Многие люди так никогда и не узнают о том, что есть наука души, и многие люди не могут понять эту науку, даже услышав о ней. Просто чудо встретить благородного человека, который может описать глубокую науку души, и редко можно встретить мудреца, который может принимать истину души. Но еще реже можно встретить того, кто знает науку души, кого научил тот, кто сам познал истину, такая встреча — просто сказка».

Яма говорит, что есть много людей, которые даже никогда не слышали о науке души, а если и слышали, то не могут слушать и понимать ее. Даже если он встречают Будду, они умудряются сбежать от него, они пытаются спастись. Даже когда рядом с ними Махавира, когда он говорит, его слова не достигают их ушей, и их уши плотно закупорены.

Иисус часто говорил в Библии: «Имеющие глаза увидят меня, имеющие уши услышат меня». Но у всех есть глаза и уши. Неужели Иисус все время говорил со слепыми и глухими? Нет, он говорил с людьми вроде вас, с глазами и ушами. Он не обращался к слепым и глухим людям, но все это человечество — это толпа слепых и глухих людей.

Иисуса трудно увидеть. Есть тело Иисуса, которое видимо для всех, и тогда есть душа Иисуса, которая видима только тем, кто пребывает в глубоком безмолвии, в пустоте, кто находится в состоянии медитации. Для них внешняя, физическая форма Иисуса отступает, и становится ясной его сияющее существо, которое полно великолепия и мудрости.

По этой причине об Иисусе всегда будут складываться два мнения. Одно мнение принадлежит слепым людям, которые распяли Иисуса. Они заявили, что он обыкновенный человек, который утверждает, будто он законный сын Бога. Согласно их пониманию они рассуждали правильно, в их словах не было неправды. Эти люди знали, что Иисус был сыном Иосифа и Марии, как же он мог быть сыном Бога? Но говорящий был, вне всяких сомнений, сыном Бога. И это божественное бытие не заканчивается на Иисусе — сын Бога присутствует и в вас.

Однажды ко мне пришел один христианский священник. Он сказал:

— Иисус — единственный законный сын Бога.

Я ответил:

— Каждый человек — единственный законный сын Бога.

— Но как же такое может быть? — недоумевал священник.

— Каждый человек, у которого будет переживание божественного, узнает о том, что он появился из того же божественного источника. В этом настоящий смысл пребывания сыном Бога. Человек рассуждает: «Я искра того же божественного пламени, я луч того же божественного света». Тот, у кого будет переживание божественного, станет рассуждать так: «Я одинок, я единственное существо», потому что он почувствует, что он совершенно одинок. Вокруг него никого не будет. В этот миг вся вселенная исчезнет, и вы останетесь в одиночестве, будете только вы и божественное. Дистанция между вами и божественным тоже исчезнет. Если божественное — это высшее солнце, и если вы его лучи, то в этот миг переживания вы будете единственным лучом.

Но божественное в Иисусе было видимым не для всех, а лишь немногим. Странно, что этими немногими оказались простые, безграмотные крестьяне. Божественное было невидимо для ученых. Как раз эти ученые и распяли Иисуса, несмотря на то, что они были полны знаний, они были знатоками священных книг, и они могли иллюстрировать священные книги. Это были верховные священники, заправлявшие храмами. Первосвященник и совет священников великого храма Иерусалима также дали свое согласие на распятие Иисуса. На самом деле, именно эти люди постарались изо всех сил, чтобы Иисуса распяли.

Теми, кто могли видеть божественное, сияющую форму Иисуса, были простые ткачи, рыбаки, крестьяне, простые и невинные сельские жители. Это были не люди слов или священных книг. Они доверяли Иисусу. Они умели видеть. Часто вы убеждаетесь в том, что, чем больше слоев знаний накапливается на вашем интеллекте, тем меньше ваша способность видеть. Сегодня мир стал менее религиозным, и не потому, что стало больше нерелигиозных людей, а из-за увеличения знаний. Чем вы больше знаете, тем труднее вам будет общаться с божественным.

Яма говорит:

«Многие люди так никогда и не узнают о том, что есть наука души».

Даже если наука души достигает ваших ушей, вы все равно не слышите ее. И даже если она проникает вам в уши, все тщетно.

«Многие люди не могут понять эту науку, даже услышав ее…»

Вы можете услышать науку души, но слышать ее и понимать ее — это два совершенно разных явления. Некоторые люди полагают, что слышать — это все равно что понимать. Некоторые люди прочли Гиту и полагают, что чтение равно пониманию. Но даже если они заучили Гиту наизусть, это ничего не меняет, потому что понимание — это совсем другое.

Понимание означает переживание. Понимание означает осознание. Нужно, чтобы вы осознали услышанное.

Например, вы услышали, что роза источает аромат. Может быть, вы уловили этот запах и запомнили его. А теперь, даже если кто-то разбудит вас и задаст вам вопрос о розе, вы ответите ему, что в розе есть аромат. Но если аромат не коснулся ваших ноздрей, если он никогда не проникал в ваше сердце, если этот аромат не затронул ваше дыхание, если вы никоим образом не испытали аромат, тогда слова «роза источает аромат» будут вашими знаниями, но не пониманием и осознанием.

Знания и понимание — это не синонимы. Понимание — это совершенно иное измерение. Понимание означает, что вы осознали услышанное, переживая его. Вы также прожили его. То, что вы услышали, стало вашим осознанием и опытом.

Знания можно украсть, знания можно уничтожить, можно предложить вашим знаниям контраргументы. Но невозможно отнять у вас понимание. Никакая логика не способна уничтожить ваше понимание, потому что оно взмывает выше всех аргументов.

Вы касаетесь пламени и понимаете, что обожгли себе руки. И теперь даже если все ученые мира скажут вам, что огонь прохладный, и предоставят свои доводы, вы ответите им: «Оставьте себе свои аргументы. Я коснулся пламени, и в результате я обжег себе руки».

Никто не может оказать на вас влияние против вашего опыта, но кто угодно может оказать на вас влияние против ваших знаний, потому что у знаний нет в вас корней.

Во многих лесах Индии растет особое ползучее растение желтого цвета. Оно называется амарбелем. У этого ползучего растения нет собственных корней, но оно расползается по всем окружающим деревьям. Оно полностью зависит от этих деревьев, получая от них питание. Оно эксплуатирует эти деревья. У него нет своего жизненного источника, у него нет сообщения с землей. Знания похожи на этот амарбель. То, что вы называете ученостью, тоже похоже на амарбель, так как у учености нет своих корней, она не связана с жизненными источниками. Оно не проникает в существование.

Понимание подобно дереву, чьи корни глубоко проникли в землю и нашли скрытые источники воды. Такое дерево может жить самостоятельно, и оно не зависит от других растений. Ученый всегда живет за счет авторитета других знаний. Он говорит: «Так написано в Гите — стало быть, это верно. Так написано в Коране — значит, все правильно». Он говорит: «Так сказал Магомет — следовательно, его слова истинны». Но у ученого нет сокровищ из собственного опыта.

Просветленный человек говорит: «Таков мой опыт — следовательно, это верно. И если Коран, Библия, Гита и Веды противоречат моему опыту, значит, они ошибаются. Мои переживания не могут быть неправильными. Мое понимание превосходит все священные книги».

По этой причине говорят, что высшая Веда, высшие знания, скрыты в нас самих. Только те, у кого нет опыта, нет понимания внутреннего мира, зависят от внешних знаний. Высший мастер скрыт в вас. Человеку приходится зависеть от внешнего мастера до тех пор, пока он не станет общаться и взаимодействовать со своим внутренним мастером.

Яма говорит:

Многие люди не могут понять эту науку, даже услышав ее. Просто чудо встретить благородного человека, который может описать глубокую науку души!»

Возможно, вам трудно понять это утверждение Ямы, потому что вы не испытываете недостаток в гуру. Вокруг вас полно яюдей, которые учат. На самом деле, не хватает как раз учеников, но вот гуру хоть отбавляй! Поэтому гуру так борются за учеников, они пытаются выманить учеников у других гуру в свои секты. Стоит какому-то ученику прийти к гуру, как тот сразу же начинает увещевать его никуда не ходить, даже по ошибке, потому что в таком случае он заблудится. Учеников очень мало, и поэтому среди гуру имеет место жесткая борьба и конкуренция. Эта ситуация напоминает базар, на котором много лавок, но очень мало покупателей. Каждый лавочник находится в оппозиции ко всем остальным лавочникам. Существует недостаток товара, такой же недостаток есть и в отношении учеников. В мире очень мало учеников, и много гуру.

Истина в том. Что никто не хочет быть учеником. Никто не хочет испытывать тяготы становления учеником, когда он может в один миг стать гуру! Быть учеником неудобно, потому что быть учеником значит раствориться, исчезнуть, сдаться, отбросить себя. Только тогда вы можете чему-то научиться. Но стать гуру радостно, потому что тогда не нужно сдаваться и растворяться. Напротив, радость доставляет принуждение других людей к сдаче. Гуру может уберечь свое эго, а сдача учеников может укрепить его эго. Чем больше у гуру учеников, тем сильнее его эго. По этой причине гуру беспрестанно считают и вспоминают, сколько у них учеников: «Сколько же сотен тысяч учеников пришло ко мне?» Каждое появление нового ученика питает эго гуру. Все хотят быть гуру, но никто не хочет быть учеником.

Но до тех пор, пока человек не пройдет стадию ученичества, он не способен стать гуру. Тогда все его учительство — это лишь обман. Тот, кто сам не перестал быть, не может помочь другим людям отбросить свои эго. Он может убить учеников, но не может создать их сдачу. Он способен разрушать, но не может создать пустоту в другом человеке.

Поэтому рядом с так называемыми гуру ученики становятся калеками. У них отрублены руки и ноги, их интеллект уничтожен. Они становятся тупыми и посредственными. Их тупость усугубляется, и ученики не открыты высшему озарению. Итак, ваша сдача не означает, что вы становитесь убогими, парализованными, и все же так называемые гуру, в которых до сих пор присутствует эго, могут делать только это.

Мастер — это тот, кто перестал быть. В его присутствии вы можете также перестать быть. Иначе не бывает.

Яма правильно говорит, что редко встречается человек, который может научить вас понимать истину. Он редко встречается по двум причинам: во-первых, очень трудно найти человека, который исчез как эго. Даже если вы встретите такого человека, он может оказаться не один из тех, кто могут общаться с существованием. Из ста человек, которые становятся просветленными, только один сможет сказать, что произошло с ним.

Многие люди становятся просветленными, но они составляют малый процент среди несознательных людей. В этом смысле их очень мало. Из миллионов людей становятся просветленными единицы, а среди ста просветленных людей только у одного получается быть мастером. Все просветленные люди не могут стать мастерами.

Джайны систематизировали это определение. Согласно им, все кевальгьяни, то есть все просветленные люди, не становятся тиртханкарами, мастерами. Достичь просветления — это одно, но помочь другому человеку испытать его — это гораздо более трудное занятие. Истину никогда нельзя заключить в словесное определение; выразить, объяснить, научить людей понимать и осознавать пережитое ими — это дело высокого мастерства.

По этой причине (воспользуемся джайнской терминологией), когда те, кто на протяжении многих жизней накопили необходимые условия и желания стать мастером, кто создали тиртханкара-бандху, энергетическое намерение и склонность стать мастером, кто во многих жизнях научились искусству выражения в словах своих переживаний, когда эти люди в конечном итоге переживают внутреннюю истину, тогда редко кто-нибудь из них способен выразить произошедшее с ним и передать свой опыт другим людям. Иногда проходят столетья, прежде чем кто-то сможет облечь свой внутренний опыт в слова и придать своим словам правильную форму. Человеку нужны века, чтобы научиться переводить свой опыт в живое учение. Это действительно очень трудно.

Солнце восходит утром, но восход редко кто-то видит, потому что человек идет на завод или в контору, или он принимается будить детей, чтобы они пошли в школу. Очень трудно увидеть утреннее солнце. И даже если солнечный свет устремляется вам в глаза, еще не факт, что вы увидите солнце, поскольку, если ваш ум бродить в другом месте, а вы меж тем видите восход солнца, тогда красота восходящего солнца не расцветает в вас. Вы будете продолжать свое движение, словно и не увидели солнце. Среди тысяч людей порой останавливается один человек, и он видит красоту восходящего солнца, и он понимает, что в нем восходит то, что чувствует красоту восходящего солнца. Из тысяч людей, которые переживают красоту восхода, возможно, только один человек способен нарисовать картину восхода, потому что только один из них может быть художником. Также верно, что среди них только один может быть поэтом, у которого получится описать свои переживания в стихотворении.

Но красота солнца земная, мирская. А красота божественного не от мира сего. О божественном не напишешь картин, не сочинишь стихов. Как же передать его форму? Когда появляется переживание бесформенного, высшей истины, тогда из тысяч просветленных мистиков изредка находится тот, кто способен быть мастером.

По этой причине в мире может продолжать заниматься своими делами большая толпа так называемых гуру. Сатгуру, подлинный мастер, появляется раз в несколько столетий. Странное дело, всякий раз, когда появляется настоящий мастер, все так называемые гуру восстают на него.

Если бы в мир вернулся Иисус, то все фальшивые гуру восстали бы на него. Если бы появился Махавира, то все так называемые гуру стали бы его недоброжелателями. Когда появляется Будда, так называемые гуру становятся к нему в оппозицию. Все современные так называемые мастера будут против него, потому что человек, который приносит свое подлинное переживание истины, разрушит деловые интересы всех ложных гуру, которые извлекают финансовую выгоду из своих заимствованных знаний. Итак, когда все так называемые гуру вместе восстают на одного мастера, тогда вы вам нужно внимательно присмотреться к этому мастеру.

Все эти так называемые гуру борются друг с другом, они не находят согласие ни в одном вопросе, но они сбиваются в кучу, наступая на сатгуру, на настоящего мастера. В этом деле они находят согласие. Они откладывают все свои споры и дают свое полное согласие на объединение ради наступления на настоящих мастеров, потому что настоящий мастер разом вырвет сами корни эксплуатации людей.

Редко, просто сказка встретить человека, который может описать глубокую науку души. И даже тот, кто отыскал такого человека, не менее умудрен, потому что как бы трудно ни было выразить внутреннюю истину словами, слушать о ней ни сколько ни легче. Слушать о ней трудно, и даже труднее понять ее, чем выразить ее словами. По этим причинам не только редко находится настоящий мастер, но также редко находится настоящий ученик. Когда встречаются настоящий мастер и настоящий ученик, на мир изливается нектар.

Поэтому Яма говорит:

«Начикета, ты по-настоящему терпелив. Если бы только мне всегда встречались такие искренние искатели».

Эта встреча была мигом блаженства не только для Начикеты, ученика, но и для Ямы, мастера. Когда Будда встречает Сарипутту, когда Махавира встречает Гаутаму, когда Иисус встречает Петра или Иоанна, на мир изливается нектар.

Яма продолжал:

«Науку души почти невозможно охватить умом, когда ее объясняют непросветленные люди, даже если ее хорошо обдумать. Невозможно постичь этот предмет до тех пор, пока его не станет преподавать просветленный человек, потому что этот предмет самый тонкий из тонких. Он находится за пределами логики».

В этой сутре скрыт очень глубокий смысл. Яма Говорит, что без мастера невозможно стать мастером. Вопрос спорный. Большинство традиций говорят о том, что просветление невозможно без мастера. Но есть традиции, уникальные последователи которых утверждали, что просветление никогда не происходит через мастера. Будда — яркий представитель такого взгляда. Перед самой смертью Будда сказал Ананде: «Арра deepo bhava» — будь светом в самом себе. Будда говорит, что никто иной не может дать вам просветление.

В нашем веке Кришнамурти постоянно утверждает, что мастер — это препятствие, что просветление не может случиться через мастера. Кришнамурти на протяжении последних сорока лет постоянно призывает окружающих его людей остерегаться мастеров и обходить их стороной. С другой стороны, есть риши Упанишад, восемьдесят четыре сиддхи и долгая традиция индийских мистиков, таких как Нанак, Кабир и Даду, которые заявляли всему миру, что просветление невозможно без мастера.

Самое интересное в том, что истинны оба утверждения. Любой человек, который признает истинным только одно утверждение, собьется с пути. Таково мое утверждение. Я говорю это потому, что истинны одновременно оба мнения, но, выбрав одно мнение из двух, вы заблудитесь. Человек, который цепляется за идею о том, что просветление невозможно без мастера, собьется с пути потому, что будет слишком сильно цепляться за мастера. А человек, который крепко держится за верование о том, что мастер — это препятствие, заблудится в отсутствии мастера.

Две стадии одного процесса заключаются в том, что вы сначала цепляетесь за мастера, а потом освобождаетесь от него. Есть стадия, во время которой человек должен держаться за мастера, потому что без мастера невозможно начать путь. Позже наступает вторая стадия, во время которой человек должен освободиться от мастера, потому что он уже не может расти рядом с мастером. Мастер подобен лестнице: нужно сначала залезть на нее, а потом освободиться и от лестницы.

Но есть люди, которые говорят, что можно достичь цели только по лестнице, а без лестницы сделать это невозможно. Эти люди правы, поскольку как вы можете двигаться вверх, не поднимаясь по лестнице? Но эти люди придают лестнице такое большое значение, что, сильно привязавшись к лестнице, уже не хотят освобождаться от нее, даже если добрались до самой последней ступени. Вы говорите: «Лестница привела нас сюда, и вообще некорректно даже говорить о том, чтобы освободиться от нее». И вы остаетесь на лестнице, а остаться на лестнице не значит чего-то достичь. Как вы забрались по лестнице на первой стадии, также вы должны освободиться от нее на последней стадии.

Но некоторые люди возражают тем, что, если лестницу, в конце концов, придется оставить, тогда зачем вообще карабкаться по ней? Эти люди останутся на земле. Нужно взбираться по лестнице, но нужно и освобождаться от лестницы. Нужно приближаться к мастеру, но придет время, когда придется оторваться от мастера. Сатгуру, настоящий мастер, — это тот, кто позволяет вам оставаться с ним, пока вы взбираетесь по лестнице. Но прежде чем вы успеваете привязаться к лестнице или цепляться за нее, настоящий мастер разрушит лестницу, он поломает мост между двумя берегами.

Будда призвал Ананду быть светом в самом себе, но он сказал это именно Ананде, который стоял на самой последней ступени лестницы.

Об этом контексте совсем забыли, потому что Ананда стал просветленным только через день после смерти Будды, сразу же на следующий день! Он стоял на последней ступени лестницы, и лестница стала помехой на его пути. Ананда сказал Будде:

— Я не мог стать просветленным, пока ты был в теле. И вот ты покидаешь меня, что же произойдет со мной?

Будда ответил ему:

— Возможно, именно из-за меня ты не можешь стать просветленным, и теперь мне следует уйти.

На следующий же день после смерти Будды Ананда стал просветленным. То же самое случилось с Гаутамой, главным учеником Махавиры. Гаутама не мог стать просветленным при жизни Махавиры.

Сначала трудно быть с мастером, но, когда вы были с мастером, вам еще труднее освободиться от него. Прежде всего, трудно приблизиться к мастеру, потому что для этого нужно отбросить эго, а это трудно и болезненно. Эго ищет пути бегства от мастера.

Большинство слушателей Кришнамурти — это эгоисты, которые хотят получить какие-то разумные доводы для того, чтобы держаться от мастера на расстоянии. Они очень довольны Кришнамурти. Они хотят избежать лестницы, потому что, поднимаясь по лестнице, они будут вынуждены преобразить себя. Слушая Кришнамурти, они уверяются в том, что они самодостаточны, что мастер не обязателен для них, что они могут и сами найти просветление. Кришнамурти, хотя он и был прав, своим истинным утверждением навредил тысячам людей. И Яма говорит то же самое: несознательные люди порождают много трудностей.

Но это произошло не «только с Кришнамурти, ведь Нанак, Кабир и Даду, которые говорили, что просветление не может произойти без мастера, тоже навредили миллионам людей. Но на самом деле, вред причинили не эти мастера. Есть люди, которые всегда будут вредить себе, несмотря на то, что делает мастер.

Последняя категория людей хватаются за своих мастеров и говорят: «Теперь нам ничего не нужно делать». Они цепляются за ноги мастера, потому что верят в то, что без мастера просветление не будет возможно. Словно мастер — это цель. Мастер — это не цель, а средство. Он просто указатель.

Например, я указываю пальцем на луну, а вы, вместо того, чтобы смотреть на луну, вы хватаете мой палец! Палец — это не луна. Тот, кто хватает мой палец, никогда не будет смотреть на луну, он застрянет на моем пальце. Забудьте о моем пальце, отпустите указатель. Палец нужен только для того, чтобы ваши глаза могли смотреть на луну. После этого палец будет уже не нужен. Но люди все равно застревают рядом со своими мастерами.

Много лет ко мне ходит друг. Он большой поклонник Махер Бабы. Примерно тридцать лет назад он полностью сдался Мехер Бабе, а потом уже ничего не делал. Он говорил: «Теперь делать нечего. Стоит только Мехер Бабе пожелать чего-то, как это тотчас же появится». Это замечательная мысль. Но мой друг продолжал лгать и потакать своей слабости к алкоголю. Он продолжал жить, как и раньше, но теперь он завел оправдание, которым скрывал свою слабость: «Стоит только Мехер Бабе пожелать чего-то, как это тотчас же появится. Я все оставил мастеру». Ничего не изменилось. Остались только слова, и они превратились в оправдание, скрывающее средство, и ничто не изменилось даже на йоту. Если бы он действительно оставил все мастеру, тогда вся его жизнь полностью преобразилась бы. Иначе и не бывает. Но его жизнь такая же, как и раньше, когда он жил ради своего эго, его эго не претерпело изменений.

Человек, в котором нет эго, не может злоупотреблять алкоголем. Он не может злоупотреблять им потому, что люди пьют для того, чтобы забыть о проблемах своих эго. Когда в вас нет эго, тогда в вас нет того, о чем нужно забывать, и поэтому у человека без эго нет причин пить алкогольные напитки. Человек, в котором нет эго, никогда не сердится, потому что вы сердитесь, только когда задевают ваше эго.

Поэтому я постоянно говорил моему другу: «Ты сердишься, ты алкоголик, ты не отказался от старых привычек. Ты все также воруешь, мошенничаешь, лжешь. Ты остался тем же, каким ты был до встречи с Мехер Бабой!» Но он без конца твердил, что сдал все мастеру, что теперь для него хорошо, что пожелает мастер.

Итак, есть люди, которые сдают все мастеру, и есть люди, которые убегают от мастера. Но я говорю вам, что вам нужно держаться за мастера, и вам нужно помнить, что со временем вам следует также освободиться от мастера.

Мастер оказывает большую помощь в начале вашего путешествия, и он представляет собой серьезное препятствие в конце путешествия, но мастер важен в начале.

Яма так говорит об этом Начикете:

«Невозможно постичь азы этого предмета до тех пор, пока его не станет преподавать просветленный человек».

Заметьте, что Яма тоже говорит о том, что человек не сможет постичь азы. Посвящение без мастера невозможно, но конец путешествия всегда проходит в одиночестве, и здесь уже никогда никого не бывает.

На первой стадии начальный толчок, воодушевление подобно зажженному светильнику, который подносят к угасшему светильнику. Фитиль угасшего светильника загорается от одного всполоха пламени. Потом первый светильник, от которого перешел огонь, уже не нужен, потому что теперь второй светильник будет сиять самостоятельно. Стоит вспыхнуть фитилю светильника, как будет давать свет уже собственное пламя светильника. Теперь началось его путешествие.

Мастер нужен до тех пор, пока не зажжен внутренний светильник ученика. Но стоит ему засиять, как мастер сразу же перестает быть нужным.

Вы можете понять это в таком ключе: никто не может родиться сам по себе, для этого нужна мать. Но никто также не может оставаться в чреве независимо. Если кто-то решил, что раз уж мать зачала его в своем чреве, если она дала ему жизнь, значит, он останется в чреве, тогда погибнут и мать и ребенок. По посвящение растянется на девять месяцев. В течение девяти месяцев светильник ребенка будет сиять при поддержке света матери, на протяжении девяти месяцев дыхание матери будет и дыханием ребенка, а ее кровь будет циркулировать и как кровь ребенка. В эти девять месяцев ребенок не отделен от матери, поэтому мать поддерживает сердечный ритм ребенка. Но как только тело ребенка развилось до определенной степени, как только светильник готов сиять от своего масла и фитиля, как только сформировался организм тела, и легкие ребенка приготовились дышать самостоятельно, так ребенок сразу же должен выходить из чрева.

Но в этот момент мать тоже, из-за своего невежества, хочет сохранить ребенка в чреве, также как ребенок хочет остаться в чреве. По этой причине в процессе деторождения так много боли, иначе нет никакой причины испытывать боль во время появления ребенка на свет.

Ученые утверждают, что процесс родов может быть переживанием блаженства в той же степени, что и переживание боли. Во Франции провели много экспериментов, которые доказывают, что из родов боль можно полностью устранить. Это очень легкий метод: мать должна желать, чтобы ребенок вышел из нее. Обычно она препятствует его выходу, мешает ему, а весь ее организм выталкивает ребенка. Природа толкает ребенка на свет, а мать пытается помешать этому. Но малыш тоже хочет остаться в материнском чреве, потому что в нем очень спокойно.

Оно почти подобно нирване, лотосовому раю, ведь там нет тревог, нет работы, нет ответственности, нет боли, нет неудобств.

Наука дала развитие многому, но мы все равно не смогли создать другое место, такое же удобное как чрево. Ребенок в чреве также счастлив, как бог Вишну, плывя в кширасагаре, молочном океане. На самом деле, эта картина ничем не отличается от чрева, потому что в нем ребенок тоже плавает в некой жидкости, у которой точно такая же пропорция соли и других химикатов, что и у жидкости, составляющей океанскую воду.

Ученые утверждают, что, поскольку человек произошел от рыбы, на ранних стадиях развития ребенок испытывает потребность в такой же окружающей среды, какая нужна рыбе. Итак, в чреве существует такая же среда, что и в океане. По этой причине беременная женщина начинает есть больше соли, и даже глину. Соль в ее теле постоянно забирает чрево, потому что ему нужно создать такую же водную среду, что и в океане. Ребенок в чреве плавает в такой жидкости, пребывая в кширасагаре, океане.

Но через девять месяцев ребенок будет готов выйти из чрева. Если по какой-то причине ребенок покидает чрево раньше девяти месяцев, это опасно для его жизни, потому что его тело еще не успело развиться. Оно будет наполовину мертво. Преждевременные роды могут быть смертельными для ребенка, он должен пробыть в чреве полные девять месяцев.

Но ребенок тоже хочет остаться в чреве. По этой причине психологи говорят, что ребенок испытывает самую сильную боль в своей жизни именно в момент рождения. Они называют это родовой травмой. Ребенок переживает глубокое потрясение, ведь жить в чреве было очень удобно, а теперь вдруг жизнь превращается из уютной в неуютную. Его первая задача — дышать, а это ребенку очень больно. В первый раз дышать больно тому, кто никогда не дышал самостоятельно. Вне чрева ребенок чувствует, что не в безопасности, что ему неуютно, что он беспомощен. Ребенок хочет остаться в чреве, и мать тоже хочет, чтобы ребенок остался в чреве, в то время как природа выталкивает ребенка — отсюда боль, родовые муки.

Ученые много экспериментировали с родами. Гипнотизеры вводили беременных женщин в глубокий сон и внушали им, что процесс деторождения не болезненный, а полный блаженства, что они должны отпустить ребенка на свет, расслабиться, не сопротивляться, а позволить ребенку легко выйти из чрева. Ученые отмечали, что потом во время родов женщины не испытывали боль.

Во Франции разработали новый метод, который позволяет сотням тысяч женщин рожать без боли. Этот новый метод — лишь первый шаг в нужном направлении. Когда он получит еще больше развития, женщина будет переживать во время деторождения большую радость оргазма. Женщина уже не испытает такую радость от чего-либо, потому что роды — это великий созидательный процесс. Когда в один миг женщина освобождается от тяжести и напряжений девяти месяцев беременности, в ней образуется глубокий покой и невесомость, эти чувства переживают после бури. Но большинство матерей лишены этой радости. Мать хочет удержать ребенка не только в чреве — со временем она будет пытаться также владеть сыном до тех пор, пока он не женится и не приведет в дом молодую жену.

Настоящая причина бесконечного конфликта между свекровью и невесткой начинается в материнском чреве. Жена пытается сделать мужа полностью независимым от матери, поэтому борьба, которая началась в чреве, доводится до кульминации невесткой. Она пытается сделать мужа совершенно свободным от матери, требуя от него полное внимание. Поэтому трудно погасить вражду между свекровью и невесткой, потому что эта трудность берет начало в материнском чреве.

Если мать родит сына естественно и радостно, тогда у нее не возникнет конфликт с невесткой, потому что она будет счастлива оттого, что ее сын будет становиться все более свободным и независимым от нее.

Сродни этим недалеким мамашам, есть также толпа ложных мастеров, которые хотят удерживать учеников и обладать ими. Они похожи на обыкновенных матерей. Тогда уход ученика будет болезненным и для мастера и для ученика. Эти горе-мастера порождают самые разные трудности, страх и жадность в ученике, чтобы помешать ему уйти.

Но фальшивые мастера не познали истину. Если бы они сделали это, то, как только ученик созрел и приготовился продолжать путь самостоятельно, работа подлинного мастера заключалась бы только в словах, которые произнес Будда: «Будь светом в самом себе. Уходи от меня. Отправляйся в свое путешествие один, забудь обо мне, словно меня и не было никогда».

Настоящая мать всегда будет пытаться сделать сына независимым, а независимый мастер будет пытаться всеми способами освободить от себя ученика, как только ученик станет зрелым.

Ученик должен войти в чрево мастера. Стать учеником значит войти в чрево мастера — не в физическое чрево, а в чрево энергетического поля мастера. Ученик, достигая определенной зрелости, набирается мужества выйти из чрева.

Яма сказал:

«Милый Начикета, твой интеллект приобретен не через логику, ты способен интуитивно постичь самосознание, когда тебе о нем рассказывают. Начикета, ты по-настоящему терпелив. Если бы только мне всегда встречались такие искренние искатели».

Доверия, которое есть у Начикеты, невозможно достичь логическими доводами. Сколько бы вы ни размышляли и не рассуждали, вы не можете стать невинными, размышляя. Вы становитесь хитрыми, лукавыми, когда мыслите. Вы становитесь невинными и простыми, только когда устаете от мышления, когда вы начинаете осознавать, что, размышляя, вы можете только сойти с ума. Тогда вы отложите в сторону всякое мышление. Доверие рождается в тот день, когда вы становитесь невинными.

Помните о том, что вам нужно знать логические доводы внешнего мира. Материю можно познать с помощью работы разума. А поиск знания божественного начинается с помощью доверия. Два путешествия протекают в противоположных направлениях. Для того чтобы познать материальный мир, вам нужно двигать вовне, и чем больше вы думаете, тем лучше для этого. Для того чтобы познать себя, вам нужно двигать внутрь, направление меняется. При движении внутрь, чем меньше логики, тем лучше.

Невинность поведет вас в себя, а сложность поведет вас во внешний мир. Итак, мышление ученого становится очень сложным. По мере того роста образования в различных науках люди будут терять душевное спокойствие, связь с их внутренним существом будет с каждым днем все хуже.

«Милый Начикета, твой интеллект приобретен не через логику».

Но интеллект может выполнить одну работу: он может быть полезным в понимании слов просветленного человека, его нужно использовать только для этого. Как только вы поняли слова, интеллект нужно откладывать в сторону.

«Я знаю о том, что плоды накопленных поступков прошлого преходящи, а вечное нельзя достичь с помощью преходящего. По этой причине я очистил Огонь Наачикет от преходящего. Таким образом, я нашел вечное через уникальную силу состояния отсутствия выбора».

Яма говорит, что он пришел к осознанию божественного, пережив процесс внутреннего огня, когда он обжегся им. В честь Начикета, в память о нем, Яма называет внутреннее пламя Огнем Наачикет.

Вам нужно кое-что понять о внутреннем пламени. Прежде всего, как сказал Яма, этот огонь скрыт в сокровенной сути вашего сердца, он в вас. На самом деле, вы живы благодаря этому пламени. По этой причине, если температура вашего тела упадет ниже определенного уровня, вы станете тотчас же умирать. И если температура вашего тела поднимется выше определенного уровня, вы тоже тотчас же станете умирать. Если тело сохраняет температуру в районе 36,6 градусов Цельсия, вы можете оставаться в теле, в ином же случае вы потеряете связь со своим телом.

Некоторое количество пылающего в вашем сердце огня достигает вашего тела, и оно может жить только при определенном уровне температуры. Если температура будет падать ниже некой отметки, тогда вы станете постепенно терять связь с телом. Если температура будет расти выше некой отметки, ваше тело начнет умирать. И этот огонь в вас.

Вы знаете только одно применение этому огню: как все время жить в теле. Этому огню есть и иное применение, с помощью него можно выходить из тела. Огонь — это энергия. Он может стать средством выхода за пределы тела. Как этот огонь удерживает вас в теле, точно также он может увести вас в бестелесную реальность.

Всегда помните о том, что вам нужно возвращаться по тому же пути, которым вы вышли из тела. Поменяется только направление, но путь останется прежним. Сейчас внутренний огонь течет к телу. Нужно научиться алхимии того, как заставлять огонь течь к душе.

Первый шаг работы с Огнем Наачикет заключается в изменении направления его течения. В настоящий момент он течет вовне и вниз. Этот поток нужно направить вовнутрь и вверх. Такова первая задача.

Во-вторых, вы постоянно дышите, чтобы поддерживать внутренний огонь. Наука соглашается с тем, что без кислорода вы не можете дышать. Что происходит, когда горит свеча? Что такое пламя? Когда горит свеча, в окружающей атмосфере пылает кислород. Если подует сильный ветер, вы начнете беспокоиться о том, как защитить пламя, и вы сможете для его защиты поставить на свечку перевернутый сосуд. Возможно, ветер и не задул бы свечу, но сосуд на свечке быстро погасит пламя, поскольку, как только весь кислород в сосуде кончится, пламя погаснет.

Вам нужно постоянно дышать все сутки напролет. Если вы перестанете дышать даже на несколько минут, вы умрете, потому что вашему дыханию требуется кислород, который поддерживает внутренний огонь. Ваша жизнь будет динамичной лишь в той степени, насколько позволяет глубина вашего дыхания. Чем глубже ваше дыхание, тем более здоровыми и оживленными вы будете. Чем более поверхностным будет ваше дыхание, тем более тупой и безжизненной будет становиться ваша жизнь, так как огонь будет пылать с меньшей силой. А все вы дышите поверхностно. И есть причины на такое поверхностное дыхание.

Ученые говорят, что йога на протяжении столетий учит тому, что человек не сможет жить в полную силу до тех пор, пока не научится дышать глубоко. У того, кто не живет в полную силу, нет достаточного количества энергии для движения. Йога изобрела много дыхательных техник. Они разработаны для того, чтобы ваш внутренний огонь пылал сильнее, чтобы вы использовали избыточный огонь для внутреннего путешествия. Этот огонь — топливо, энергия. Это все равно, что заправить бензином машину, чтобы она поехала. Бензин — это дремлющий огонь, спящая энергия, и вы не можете жить без огня, без топлива.

Вся жизнь течет благодаря внутреннему огню. Деревья живы потому, что они для огня поглощают топливо из воздуха. Птицы и животные живы потому, что они потребляют кислород. Вся жизнь есть этот огонь.

Количество и сила этого внутреннего огня прямо пропорциональны глубине дыхания. Но только дети дышат глубоко. Понаблюдайте за спящим ребенком. Его живот поднимается и опускается, его дыхание доходит до пупка. Понаблюдайте за спящим взрослым человеком. Его грудь поднимается и опускается, но его дыхание не доходит до пупка, оно остается поверхностным. В легких человека есть несколько тысяч пор, из которых менее половины поглощают кислород. Остальные поры наполнены углекислым газом, который может вызвать смерть. Это мертвый газ, в котором нет огня. В ваших телах возникают тысячи болезней только из-за этого мертвого газа. Глубокое дыхание заставляет внутренний огонь разгораться сильнее.

Итак, поймите вторую сутру и второй ключ. Если вы хотите разжечь внутреннее пламя, Огонь Наачикет, тогда, чем глубже вы дышите, тем лучше. По мере углубления вашего дыхания вы воспламеняетесь жизненной силой. На первой стадии динамической медитации вы пытаетесь дышать глубоко десять минут. Внутренний огонь сильно разгорится на этой первой стадии глубокого дыхания, и этот огонь вы сможете потом направить в себя. Иначе вам не хватает энергии для движения вовнутрь.

Третий момент в том, что этот внутренний огонь течет вовне, к физическому телу, а его поток нужно обратить вовнутрь. Но этому потоку вовнутрь преграждают путь два препятствия: первое препятствие выражается в том, что ваш путь преграждает подавленное вами, вы завалили камнями внутренний поток энергии. Нужно убрать их, иначе энергия повернет вспять. По этой причине на второй стадии динамической медитации вам нужно выбросить из себя все свои подавленные эмоции, без всякого стеснения. Вам нужно выбросить все свои сдавленные эмоции, отложив в сторону интеллект. Сколько раз вы подавляли свои слезы? Вы не плакали и не жаловались, и теперь все это лежит в вас камнем. Пока вы вволю не наплачетесь, вы не сможете сдвинуть эти глыбы.

Прошла вся жизнь, а вы еще не смеялись громко, от души, ведь цивилизация не разрешает вам смеяться от души. Если бы вы посмеялись, не сдерживая себя, то почувствовали бы, как в вас разрушился и растворился какой-то блок. Вы не прыгали и не танцевали, потому что с самого детства вам велели вести себя тихо. Из-за этого в мире царит такое сильное напряжение. Если бы детям разрешали прыгать, танцевать и радоваться в полную силу, то здесь не было бы такого напряжения.

Но вы просите детей сидеть тихо! Ребенок будет сидеть тихо, но внутри него будет сильный шум, потому что ребенок очень оживленный. Люди сидят тихо, когда они мертвы, но ребенок жив. Просто в нем жизнь свежая. Его жизненная энергия хочет танцевать, прыгать и бегать как олень, а мы попросили его сидеть тихо. Он попытается сидеть тихо, но энергия в нем будет продолжать вибрировать. Когда ребенка заставят сидеть молча, его динамическая энергия остановится и станет неподвижной. На пути течения его энергии возникнут блоки.

Вам придется вернуться в тот день детства, когда ваш отец велел вам сидеть молча, и вам нужно будет устранить эти блоки. Как только вы устраните эти блоки, ваше детство вернется к вам во всей своей свежести. Энергия снова станет динамичной и сильной. Поэтому вторая стадия динамической медитации направлена на устранение блоков.

Третья стадия динамической медитации предназначена для накопления энергии, чтобы она могла двигаться вовнутрь и вверх. Помните о том, что вода течет вниз, такова ее природа. Если вы хотите, чтобы вода текла вверх, вам придется заставить ее двигаться вверх, накачивая ее. Ваша энергия тоже по своей природе течет вниз. В третьей стадии кричите «ху!», «ху!». Это не обыкновенный звук. Этот звук приводит в движение глубокую область ниже вашего пупочного центра. Это место, в котором рождается и течет вниз ваша сексуальная энергия.

После того, как вы устраните блоки, как разгорится внутреннее пламя, этот звук «ху» увеличивает энергию, заставляя ее двигаться вверх по позвоночнику, через канал кундалини. Чем сильнее вы будете выкрикивать звук «ху», тем интенсивнее из сексуального центра будет течь вверх внутренний огонь. Движение этого огня сродни быстрому движению змеи, которая бросается вперед, расправляя кольца. Этот внутренний огонь, эта жизненная энергия, йога называет кундалини.

В тот день, когда эта энергия достигнет седьмого центра, сахасрары, вершины вашей головы, расцветет лотос вашей жизни.

Вот сутра об Огне Наачикет.

«Начикета, я вижу, что ты мужественно отверг рай, на котором доступны все чувственные удовольствия, рай, которому поклоняется мир, рай, который есть дар вечного плода ягн, рай, в котором нет страха, рай, которому придают большую важность, который на все лады воспели Веды, рай, который измеряется бесконечностью существования. Я признаю твой глубокий интеллект».

«Терпеливый искатель выйдет за пределы радости и печали, осознавая божественное, то божественное, что скрыто покровом Йогамайи, неуловимой богини, которая есть символ созидательной энергии божественного, которая вездесуща, которая обитает во внутреннем святая святых сердец всех существ, которая живет в темных и тесных джунглях, называющихся миром, которая древня, которую можно увидеть, только приложив большие усилия, которая достигается через Адхьятма-Йогу, учение о науке души».

«Когда смертные поймут тонкую науку души через свой опыт, когда они услышат и охватят разумом учение о религиозности, когда они достигнут высшего брахмана, который есть храм блаженства, тогда они сами пропитаются блаженством».

«Начикета, для тебя открыты двери высшего храма».

Когда у человека есть доверие и терпение, когда у него есть стремление и готовность к переживаниям, Яма говорит: «Начикета, для тебя открыты двери высшего храма».

Эта дверь может быть открытой и для вас. Кроме вас никто не ответственен за то, что эта дверь закрыта. Вам нужно упорно, терпеливо, отбросив все желания, направить все свои усилия на изменение направления движения вашей энергии вовнутрь. Возможно, дверь уже открыта. И в тот миг, когда вы только пойдете к двери, вы уже вступите в храм.

А теперь приготовьтесь к утренней медитации.









Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке