• Короткая утренняя медитация
  • Глава 5

    Никогда не умирает тот, кто никогда не рождается

    Услышав ответ Ямы, Начикета попросил его: «Расскажи мне об известном тебе божественном, которое переживают за пределами религии и отсутствия религии, которое вне мира причины и следствия, которое отделено от прошлого, настоящего и будущего, и от всего, что связано с ним».

    Яма ответил: «Я расскажу тебе о высшем звуке, о котором говорили все Веды. Я расскажу тебе о звуке, к которому стремятся все духовные практики, звуке, который есть причина, по которой искатели практикуют брахмачарью — о звуке ОМ».

    «Этот вечно резонирующий звук — высшая реальность. Если у человека случится переживание этого звука, тогда все, чего он пожелает, будет принадлежать ему».

    «Это величайшая поддержка». Это высший покровитель. Если у искателя будет переживание этого звука, он войдет в брахмалоку, измерение божественного».

    «Вечно всезнающая душа никогда не рождается и никогда не умирает. Это ни причина, ни следствие. У души нет возраста, она никогда не рождалась, душа неизменна и вечна. Ничто нельзя ни добавить к ней, ни забрать у нее. Даже когда тело умерло, душа не может умереть».

    «Если убийца верит в то, что он может убить, если тот, кого убьют, верит в то, что его могут убить, то оба они заблуждаются. Душа не может ни убить, ни быть убитой».

    «Душа, которая обитает во внутреннем святая святых сердца всех живых существ, — самая тонкая и самая великая. Славу души может увидеть редкий, безмятежный искатель без желаний, с помощью благодати высшего брахмана, который держит все сущее».


    Прежде всего, вам следует понять одно оригинальное открытие индийских духовных исследователей, только тогда вы сможете осознать эти сутры.

    Глубоко проанализировав этот вопрос, современная наука пришла к выводу о том, что, если мы будем беспрестанно разделять и расщеплять частицу материи, то последнее, что в конечном итоге останется от этой частицы, уже нельзя разделять на части. На сегодняшний день высший элемент (или частицу) нашли в электричестве, это атом. По этой причине, согласно научным данным, все видимое в мире создано из электричества в различных комбинациях. Материя — это всего лишь застывшее электричество, а электричество — это только застывшая материя. Электричество — это основа жизни.

    Восточные мистики открыли главный элемент, но только из другого измерения. Западные ученые все время разделяли материю от молекулы до атома, и от атома до электрона, и они закончили электричеством.

    Восточные мистики провели глубокое исследование этого предмета и достигли самой сути сознания. Они назвали эту глубочайшую точку «звуком».

    Восточные мистики открыли, что все существование — это материализовавшаяся форма звука, шабда. Поэтому на Востоке сделали вывод, что Веды божественны, потому что они шабда. И такое открытие сделали не только мистики Востока, но все, кто искал в измерении существа, нашли то же самое. Библия говорит, что в начале мироздания было «слово», логос. Все было создано этим звуком «шабда».

    Все, кто искали основу жизни, входя в свое существо, обнаружили, что «звук» — это самый основной элемент всего сущего. Те, кто смотрел в суть материи, поняли, что электричество — это основной элемент. Однако интересно заметить, что западная наука утверждает, что звук — это форма электричества, а на Востоке йога говорит, что электричество — это форма звука. Наука и йога соглашаются с тем, что звук и электричество — это не два разных явления. Поэтому это только вопрос о том, как толковать, называть электричество формой звука или звук формой электричества. Но и наука и йога соглашаются в одном: самая малая частица жизни — это либо электричество, либо звук, ведь между ними нет никакой разницы. И наука и йога пришли к такому выводу из совсем разных направлений, и они нашли две формы самого главного элемента существования.

    Если вы начнете заниматься этим вопросом, то в конечном итоге вы непременно придете к электричеству. Материя неживая, электричество тоже неживое. Если поиск начинается с сознания, тогда основные элементы сознания оказываются звуком, словами, мыслью, умом, разумом. Как бы глубоко мы ни зашли, все равно останутся более чистые формы звука. Высшую форму звука на Востоке назвали омкар, ОМ.

    Понятие ОМ используют не только индуисты. Джайны не согласны с индуистами в основах философии, но и те и другие согласны с тем, что звук высшего внутреннего бытия — это ОМ. Буддисты не согласны с индуистами и джайнами в основных положениях, но они нисколько не сомневаются в том, что, когда самадхи достигает высшей точки, когда случается просветление, звук, который переживается внутри человека, есть звук ОМ.

    Мусульмане в конце молитвы используют слово «амен», а христиане и иудаисты использую слово «аминь». Этимологи говорят, что слово «аминь» — это только еще одна форма ОМ, потому что внутренний звук одни понимают как ОМ, а другие понимают как аминь. Что касается звука, то вы можете легко расшифровать и истолковать его, как хотите.

    Например, слушая звук колес поезда, на котором вы едете, вы можете истолковать звук как хотите. Если захотите, вы можете услышать этот звук как мотив песни, и тот, кто любит песни из кинофильмов, услышит этот звук в таком ключе. Если человек — поклонник Рамы, он станет слышать «Рама, Рама» в звуке колес.

    Но высший звук очень тонок. Восточные мистики дали ему название ОМ. Иудейские и мусульманские мистики истолковали его как «омен», который позднее стал «аминь».

    В английском языке есть слова «вездесущий» и «всемогущий» («omnipresent», «omnipotent» — англ.). Этимологам не удается найти корень этих слов, но те, кто понимают науку ОМ, говорят, что эти слова зародились именно от этого звука. «Всемогущий» (omnipotent) означает того, чья сила бытия универсальна так же, как и ОМ. «Вездесущий» (omnipresent) означает того, кто присутствует везде, вечно, как и ОМ.

    Почти все древние языки мира родились из санскрита. Санскрит — это самый древний язык. В английском, литовском, французском, славянском, русском, немецком, итальянском, испанском, швейцарском и датском языках вы найдете много слов с санскритскими корнями.

    ОМ — это главный звук санскрита, все основные звуки включены в ОМ. В санскрите ОМ строится из трех фонетических звуков: А, У и М. Это три основных звука. Из этих трех звуков родился весь язык, все слова произошли от них. ОМ — это основа, в то время как А, У и М — это три ветви, с помощью которых создается вся совокупность звуков и слов. В еврейском языке ОМ описывается как «логос», а в христианской терминологии он называется «словом».

    Эти сутры о звуке ОМ.

    Вам нужно будет очень глубоко понять эти сутры, потому что тот, кто хочет двигаться в себя, может очень легко делать это с помощью звука ОМ. Этот звук уже живет в вас, он резонирует в каждый миг. Этот звук — сама ваша жизнь; вы умрете в тот миг, когда он исчезнет из вас. Этот звук — источник самого вашего существования. Но вы полны таким большим количеством слов, звуков и шумов, что не можете слышать в себе тонкий звук ОМ. Он настолько тонок, так глубок, а вы очень заняты мирскими делами, которые представляют собой лихорадочную деятельность и шум, и ваши уши забиты всем этим. Вы не можете слышать этот тонкий, тихий главный звук.

    Для того чтобы услышать звук ОМ, вашему уму необходимо стать совершенно безмолвным. Вам нужно избавиться от всего внешнего шума, ваш ум должен очиститься от всего своего содержания. Если вы сможете освободиться от внешних шумов, и в вас уже не будет мыслей, тогда вы постепенно начнете переживаться звук ОМ.

    Однако существует опасность, которая привела Индию к ее глубокому фиаско. В тот миг, когда несознательные люди услышали, что звук ОМ высший, что это божественный звук, они начали сидеть сиднем, беспрестанно твердя этот звук. Тот ОМ, что вы твердите — не настоящий основной звук. Высший звук ОМ уже в вас, и вам не нужно произносить его. Любой звук, который вы будете произносить ртом или в уме, будет вашим порождением, такой звук поверхностен. То, что выходит из вас спонтанно, без всяких усилий с вашей стороны, — это основной звук ОМ. Этот звук пробивается наверх, пробиваясь через ваши внутренние слои, и изливается из вас. Звук Ом живет в вас спонтанно, это не результат вашей деятельности. Человек, переживающий ОМ, становится единым с самой основой жизни. Он начинает общаться с высшей реальностью, он достигает высшей свободы.

    Но как только люди на Востоке узнали значение звука Ом, как они тотчас же уселись и стали повторять его. Если вы будете повторять «ОМ, ОМ, ОМ», то ваш ум постепенно наполнится звуком ОМ, но этот звук будет вашим порождением. Именно вы создали этот звук, а все, что вы создаете, не может превосходить вас.

    Как вы можете создать то, что больше вас? Все, что вы можете создать, подобно грязи на ваших ладонях. Вы не можете родить того, кто родил вас, от кого вы получили жизнь. Никто не может родить своего отца, это невозможно. Но те. Кто полагают, что они могут достичь космического звука, распевая звук Ом, пытаются родить своих отцов. Это невозможно, подобное не может случиться. Когда вы постоянно твердите: «ОМ, ОМ, ОМ», наступает опасность того, что ваши действия станут настолько механическими, что вы забудете о том, что этот звук ненастоящий, что он фальшивый.

    Вы все подменили. Вы создали даже ложные мантры. Человек умеет так искусно подражать, что, стоит ему узнать оригинал, как он тотчас же создает его заменитель. Вы не только изготовили бумагу и пластмассовые цветы, но вы также написали на этой бумаге великие мантры. А потом вы ходите и показываете эти бумажные мантры в надежде, что, возможно, с их помощью вы сможете сорвать настоящие цветы жизни.

    Опасность в том, что, повторяя и распевая звук ОМ, вы можете так нашуметь в себе, что так никогда и не услышите тонкий, сокровенный звук. Произнося звук Ом, вы создадите себе препятствие.

    Риши, провидцы Упанишад, говорят, что ОМ — это анахат над, не извлеченный звук. «Анахат над» означает звук, который не был извлечен из прикосновения двух предметов. Например, хлопая в ладоши, я создаю ахат над, созданный звук. Когда сталкиваются два предмета, создается звук. Звуки такого рода не анахат над. Когда двигаются губы, когда язык касается неба, создается звук. Звуки такого рода не анахат над.

    ОМ — это анахат над, звук, который не создался от соприкосновения двух предметов. Это сама природа существования. ОМ никогда не рождался. Помните о том, что все рождающееся умрет. Сколько может существовать то, что создается соприкосновением двух предметов? Оно умрет, только успев родиться. Звук хлопка исчезнет, только вы успеете услышать его. Сколько может прожить крохотная энергия, созданная звуком хлопка обеих ладоней? Но ОМ — это вечный звук, он существует всегда. Он не создается столкновением двух предметов. Он не создается, он уже есть.

    В поисках анахат над можно использовать мантру ОМ, но при этом следует проявлять осторожность. По этой причине в медитационном эксперименте, данном мною вам для выполнения вечером, перед сном, я попросил вас тянуть звук «о», не произнося звук «м». Вы просто гудите звук «о». Однажды вы неожиданно обнаружите, что в вас начал возникать звук ОМ. А ведь вы создавали лишь звук «о», вы только настраивали себя так, чтобы в вас могла возникнуть внутренняя музыка. Когданибудь вы, беспрестанно произнося звук «о», к своему удивлению обнаружите, что ОМ начал возникать в вас. Поймите, что внутри вас произошел новый прорыв. Потом просто ждите, не спешите. Не переставайте гудеть звук «о», и пусть вторая половина звука ОМ случится спонтанно. Когда поток побежит, эти половинки соединятся.

    В тот день. Когда вы обнаружите, что внутри вас что-то возникло, присоединившись с произносимым вами звуком «о», перестаньте тянуть звук «о». С того дня сидите безмолвно, закрыв глаза, и пытайтесь слушать мантру. Не создавайте звук «о». Не тяните мантру, а пытайтесь слушать мантру, которая находится в вас. Не используйте губы, язык и рот, а используйте внутренние уши. Слушайте то, что происходит внутри вас, и вы обнаружите, что звук ОМ постоянно живет в вас. Он не создается вами. Он был в вас, когда вы еще не родились, и он будет в вас после вашей смерти. Ваше существо подобно волне, а ОМ подобен океану, скрытому под волной.

    Иногда искатель из-за своей нетерпеливости спешит. По этой причине я дал вам только половину мантры, а вторая ее половина должна храниться внутри вас, чтобы вы поняли в тот миг, когда вторая половина всплывет из вашей глубины и сольется с первой половиной, что в вас происходит что-то новое, и не вы создали это. В это момент вы должны перестать произносить звук «о» и начать слушать.

    Риши, провидцы Упанишад, слышали мантру ОМ, они не напевали ее. Но вы, в своем нынешнем качестве, должны для начала что-то произносить, чтобы сдвинуть каменный блок и освободить поток.

    Это повторение звука «о» предназначено лишь для того, чтобы сдвинуть каменный блок. Как только камень сдвинется, ручей ОМ потечет. Тогда вам нужно хранить молчание. Не произносите звук «о», не создавайте ахат над, потому что скоро все произойдет само. Если ваши уши будут настроены на этот звук, вы начнете слышать его. Тогда вы удивитесь, обнаружив, что этот звук всегда резонировал в вас. Но почему вы не слышали его? Вы были в другом месте, ваш ум был занят другими делами.

    Помните об одном законе ума: ум осознает только то, на чем сосредоточивает свое внимание, а когда ум полностью занят чем-то, он забывает обо всем вокруг. Например, юноша играет в хоккей на траве. Он ранит ногу, из нее льется кровь, и зрители, сидящие на траве, видят, что у хоккеиста ранена нога, что из нее хлещет кровь, поле окроплено его кровью, но юный игрок не знает о том, что у него ранена нога. У него ничего не болит, он не замечает, что истекает кровью, потому что его внимание полностью сосредоточено на игре в хоккей. Потом звучит свисток, и игра заканчивается. Парень тотчас же обращает внимания на то, что у него ранена нога, что из нее течет кровь, и ему очень больно. Его нога была ранена уже давно, но его внимание было занято другим делом.

    Если ваш дом загорится, и кто-то в этот момент станет приветствовать вас, вы не увидите этого человека и не услышите его приветствие. Хотя ваши глаза будут видеть его, именно вы все равно ничего не увидите. Ваши глаза будут слышать его, но именно вы не будете слышать его, потому что все ваше внимание будет сосредоточено на пожаре, который разрушает ваш дом. Каждый день вы ходите по одной и той же дороге. Вы все время читаете на стенах вывески и объявления, вы постоянно смотрите в витрины разных магазинов, когда идете мимо них. Но в тот день, когда загорится ваш дом, для вас уже не будут видимыми все эти вещи по дороге. Ваши глаза будут открытыми, но ваш ум не будет присутствовать позади глаз. И до тех пор, пока ваш ум не будет связан с глазами, вы не будете ничего осознавать.

    Вы слишком сильно заняты внешними делами. Поэтому ваше внимание недоступно для внутреннего мира. Все усилия йоги направлены на освобождение вас от внешнего мира, чтобы ваше внимание могло течь вовнутрь. Все, чего вы только можете пожелать, доступно вам внутри вас самих. То, что вы все время желаете, но до сих пор не обрели в настоящем, уже в вас. Внутри вас находится то, что вы ищете всю жизнь.

    Когда Будда стал просветленным, кто-то спросил его:

    — Чего ты достиг?

    — Я ничего не достиг, — ответил Будда. — Я просто осознал то, что уже было во мне. Все это всегда было внутри меня!

    Ом беспрестанно резонирует в вас. Это звук самого вашего существа. Это и есть само ваше существо. Давайте не забывать об этом, и с такой мыслью мы рассмотрим сутры.

    Услышав ответ Ямы, Начикета попросил его: «Расскажи мне об известном тебе божественном, которое переживают за пределами религии и отсутствия религии, которое вне мира причины и следствия, которое отделено от прошлого, настоящего и будущего, и от всего, что связано с ним».

    Начикета хочет узнать о божественном, о высшей истине, которая ни рождается, ни умирает, которая находится за пределами прошлого, настоящего и будущего, о вечной истине за пределами времени. Он хочет узнать о том, у чего нет ни начала, ни конца. Начикета попросил Яму объяснить высшую истину, которая находится за пределами всего этого мира, которая превосходит все, что можно видеть или слышать.

    Яма ответил: «Я расскажу тебе о высшем звуке, о котором говорили все Веды. Я расскажу тебе о звуке, к которому стремятся все духовные практики, звуке, который есть причина, по которой искатели практикуют брахмачарью — о звуке ОМ».

    Звук ОМ подобен физической или химической формуле. Весь поиск индийских мистиков направлен на звук ОМ. В одно это слово мы вкладываем суть всего, что есть. Не думайте, что это всего лишь короткое слово, так как ключ может оказаться маленьким, но он способен открыть дверь в огромные дворцы. Дверь всего существования можно открыть маленьким ключом. Но следует знать о том, как правильно использовать ключ. Вы можете стоять у двери, держа ключ в руках, но, если вы не попали ключом в замочную скважину или вообще не нашли сам замок, тогда ключ просто останется у вас в руке.


    Я слышал такую историю. Однажды вечером Мулла Насреддин пришел домой пьяным до полусмерти. Он долго тыкал ключом в замок, но дверь не открывалась.

    Из окна показалась жена, она крикнула:

    — Ты пьяный, что ли? Или ты ключ потерял?

    — Нет, — икнул Мулла. — У меня есть ключ.

    — Может быть, тебе другой ключ бросить, если ты потерял свой? — не унималась жена.

    — Да есть у меня ключ, — повторил Насреддин, — но если у тебя есть другой замок, то брось его мне, потому что я не могу найти замок.


    Недостаточно просто обладать ключом в руке, вы должны также знать о том, где замок, вы должны также знать, как правильно поворачивать ключ, поскольку вы можете все время поворачивать ключ в противоположном направлении. Стоит вам чуть-чуть ошибиться, и все пойдет не так. Чем тоньше эксперимент, тем вероятнее, что вы заблудитесь. Из-за маленькой ошибки вы можете сбиться с пути на тысячи миль.

    Яма ответил: «Я расскажу тебе о высшем звуке, о котором говорили все Веды. Я расскажу тебе о звуке, к которому стремятся все духовные практики, звуке, который есть причина, по которой искатели практикуют брахмачарью…»

    Вам следует понять этот момент: люди, которые озабочены сексуально, обнаружат, что им очень трудно слышать звук ОМ. На это есть причины. Сексуальное желание — это не только желание, но также утечка энергии. Выбрасываемая вами энергия опустошает и ослабляет вас, она приземляет и отупляет вас. Вы становитесь менее чувствительными. А тот, кто хочет услышать звук ОМ, должен перестать злоупотреблять своей энергией. Когда в вас начнет вибрировать больше энергии, когда у вас будет более сильное энергетическое поле, тогда звук ОМ начнет потрясать это энергетическое поле. Но сначала вы будете слышать только это дрожание.

    Ценность полового воздержания не в том, что вы не занимаетесь сексом, а в том, что вы создаете в себе столб энергии, о который может вибрировать звук ОМ, и вы можете услышать дрожание этого звука. Без полового воздержания вам не получить этот столб, и вы подобны дому без стен, в котором все сказанное вами не вернется к вам, а просто затеряется в небе. Без полового воздержания человек как без стен. В нем нет слоя энергии, о который может вибрировать, возвращаться и становиться слышимым внутренний звук ОМ. Человек подобен дому без стен, и если вы издадите в нем звук, то этот звук пройдет сквозь человека и затеряется в небе, в пустом пространстве.

    Половое воздержание — это научный эксперимент, в котором новый слой энергии может начать накапливаться рядом со слоем, который есть ваше тело. Впервые звук ОМ может резонировать в этом слое энергии. Когда вы станете слышать этот резонанс, вам станет ясно, что, должно быть, источник этого резонанса скрыт в вас. Тогда с помощью этого резонанса вы можете двигаться к своему сокровенному источнику.

    По этой причине в древней Индии детей посылали в гурукул, мистическую школу, в которой они, не видя противоположный пол, могли знакомиться с внутренним звуком. Если человек вышел из периода отсутствия половой жизни, не испытав внутренний звук ОМ, то позже ему будет очень трудно гармонировать с внутренним звуком. Это похоже на то, как если бы в стенах вашего дома было много дыр. Вы будете неуверенно двигаться по жизни, и вам будет очень трудно обрести почву под ногами.

    Девочки и мальчики становятся сексуально зрелыми в возрасте тринадцати, четырнадцати лет. Это самое важное время для сексуальной энергии. В эту пору сексуальная энергия в их телах очень сильна. Это необыкновенная энергия, потому что из этой энергии родится жизнь. Это источник жизни. Эта энергия родит детей. Эта энергия принадлежит существованию, поэтому она может создать детей. Это главная энергия существования.

    Вы и представить себе не можете, с каким количеством энергии рождается каждый человек. Из семени, выделяющегося в течение одного полового акта, могут появиться на свет десять миллионов детей. Согласно научным данным, во время полового акта выбрасываются десять миллионов сперматозоидов, и только один из них рождает ребенка. Если бы использовались все сперматозоиды мужчины, то всю Землю можно было бы населить детьми одного мужчины. Обычно в жизни у одного мужчины бывает четыре тысячи совокуплений, а спермы, вырабатывающейся в одном половом акте, достаточно для рождения десяти миллионов детей. Каждый мужчина может в лучшем случае дать жизнь сорока миллиардам малышам. Каждый человек рождается с такой сильной жизненной энергией!

    Эта жизненная энергия необычна. Энергия, скрытая в сперме, не слабее атомной энергии, но даже сильнее. До 1945 года мы не знали о том, что в крохотном атоме, даже не видимом невооруженному глазу, заключена такая гигантская энергия. В один миг город Хиросима со всем своим населением в сто тысяч человек сгорел дотла. И мы впервые узнали о том, что один атом способен убить сто тысяч человек в одно мгновение. Всю нашу планету можно уничтожить несколькими атомными бомбами, но энергия спермы мощнее атомной энергии. Во время эякуляции один человек мгновенно высвобождает жизненную энергию для создания десяти миллионов человек.

    Рано или поздно, когда наука научится управлять энергией клетки спермы, тогда энергия атомной бомбы по сравнению с этим будет казаться крохотной. В тот день, когда мы сможем понять энергию спермы, мы поймем энергию всего сущего. Мы поймем высшую реальность, которая есть источник всей жизни в существовании.

    Если мальчик сможет услышать звук ОМ в возрасте четырнадцати лет, еще до своей первой эякуляции, тогда его жизнь будет другой. После этой эякуляции, и после каждой эякуляции, человеку будет все труднее слышать звук ОМ. В его стенах будут образовываться дыры, и внутренний звук не сможет колебать стены. Звук будет рассеиваться и исчезать в открытом небе.

    Побуждение людей, которые хотели преподать своим детям урок полового воздержания, был очень глубоким. И помните о том, что такие уроки должны начинаться в период, когда половое влечение еще не успело возникнуть в умах детей. С появлением влечения уже не будет смысла давать образование целибата. Напротив, это будет опасным и губительным делом, потому что в этом случае ум станет только извращенным, болезненным, подавленным. Это будет единственным результатом.

    Когда дети ничего не смыслят в сексе, а их тела готовятся к первому сексуальному переживанию, накапливая энергию, им очень легко в этот период настроиться на звук ОМ. И очень легко вести малышей к этому звуку, но для взрослых людей это представляет большую трудность.

    Яма сказал Начикете: «Искатели практикуют половое воздержание и аскетизм для того, чтобы пережить этот звук. Это суть всех Вед. И я говорю тебе, что этот звук ОМ».

    «Этот вечно резонирующий звук — высшая реальность. Если у человека случится переживание этого звука, тогда все, чего он пожелает, будет принадлежать ему».

    Это очень опасная сутра. По этой причине необходимо, в качестве предварительного приготовления, освободиться от всех желаний. Когда вы можете слышать звук ОМ, тогда все желаемое вами будет тотчас же исполняться. Вместе с тем, если переживание звука ОМ случится у вас в вашем нынешнем качестве, когда вы еще не отбросили желания, вами овладеет желание самоубийства.

    Ваша ситуация будет подобно той, в которой находится путешественник, который попал в рай по ошибке. Устав в дороге, путешественник отдыхал под калъпаврикшей, деревом исполнения желаний. Он не знал о том, что сидит под деревом кальпаврикшей, путешественник сел под него просто для того, чтобы отдохнуть в тени. Открыв глаза, путешественник почувствовал голод. Ему пришло в голову, что неплохо было бы поесть, и в сей же миг, к его удивлению, в воздухе поплыли тарелки, полные прекрасных яств, и они приземлились прямо перед ним. Путешественник немного струхнул, но он был так голоден, что наелся до отвала. Покончив с едой, он почувствовал, что место его отдыха опасно. Он размышлял: «Может быть, здесь обитают привидения?» И перед ним мгновенно встали привидения. «Ой, мне конец», — подумал путешественник. И все привидения сразу же прыгнули ему на грудь и стали душить его. «Привидения убьют меня», — подумал путешественник. И его, разумеется, убили.

    Это было дерево кальпаврикшей, дерево исполнения желаний. Если вы сядете под ним, то в сей же миг станут исполняться все ваши желания. С вами произошло бы то же, что и с путешественником, если бы вы сели под кальпаврикшей, вот как сейчас, набитые желаниями. И не думайте, что, если я рассказал вам эту историю, вы поступите как-то иначе, ничего не изменится. Вы поступите также, потому что вы не контролируете свои желания. Вы беспомощны, когда они возникают. В вас безумный ум.

    Яма говорит:

    «Этот вечно резонирующий звук — высшая реальность. Если у человека случится переживание этого звука, тогда все, чего он пожелает, будет принадлежать ему».

    Когда вы знаете звук ОМ, когда вы объединяетесь со звуком ОМ, мгновенно исполняется все, чего вы желаете. По этой причине есть условие о том, что звук ОМ должен появляться только после того, как вы отбросите все желания. Иначе, так как вы наполнены суетными желаниями, вы растеряете космическую энергию в банальных делах. Вы разрушите то, чего достигли. Вы получили бриллиант, но вы купите камни на этот бриллиант.

    По этой причине Яма так активно испытывал Начикету, чтобы выяснить, есть ли у него какие-то желания. Только когда Яма понял, что в Начикете больше не осталось желаний, что Начикета полностью освободился от них, он стал готов поведать ему тайны души, ведь в человеке, который освободился от желаний и полностью ушел в поиск звука ОМ, осталось только одно стремление: испытать божественное, объединиться с высшей истиной, объединиться с океаном и приготовиться раствориться в нем как капля. Это стремление будет удовлетворено, когда человек переживет звук ОМ. Как только звук ОМ начнет вибрировать, тотчас же исполнятся все оставшиеся желания.

    ОМ подобен атомной формуле физиков, которая стала причиной сильного разрушения в руках ученых. Эйнштейн за несколько дней до смерти заявил, что он хотел бы стать в следующей жизни хоть водопроводчиком, но только не ученым, потому что он бессознательно, по своей вине, создал доступную людям формулу такой разрушительной энергии.

    ОМ — это формула мощной созидательной энергии. С помощью нее мы можем достичь изначального источника жизни, из которого рождается вся вселенная. Река жизни начинает свой бег из этого источника, но прежде, чем вы достигнете этого источника, вам нужно с корнями вырвать все свои желания.

    По этой причине я настаиваю на катарсисе во время моих медитаций. Прежде чем войти в медитацию, вы должны пережить глубокий катарсис и избавиться от всех психологических комплексов. Если в вас останутся какие-то болезни, и вы начнете при этом погружаться в медитацию, эти болезни причинят вам сильный вред. Прежде всего, вам необходимо устранить болезни, потому что медитация — это большая сила. Если в вас есть какие-то недуги, то именно они получат мощную энергию медитации, поэтому сначала устраните недуги.

    Ко мне приходят люди, они спрашивают: «Что мы получим, если станем прыгать, кричать и плакать?» Они не знают, что возможно через это. Если умрет кто-то в вашей семье, и вам захочется плакать, но вы не сделаете это, подавив свое желание, тогда вы узнаете, что может произойти. Что может случиться с вами, если вы станете подавлять слезы? Вся ваша жизненная энергия съежится, и вы наполнитесь несчастьем. Вы превратитесь в рану, которая может начать гнить, и до тех пор, пока вы не выплачетесь, вы не освободитесь от раны.

    Утверждения психологов кажутся нам прямой противоположностью наших обыкновенных представлений. Согласно нашему обыкновенному пониманию, женщины чаще мужчин сходят с ума. Но вы удивитесь, узнав о том, что как раз мужчины чаще женщин сходят с ума. Должно быть наоборот. Несмотря на то, что женщины кажутся более безумными, чем мужчины, они не сходят с ума так часто, как мужчины. Их секрет прост: женщины каждый день выражают свое безумие, поэтому оно никогда не накапливается. Мужчины ведут себя очень осторожно, чтобы никто не упрекнул их в глупости. Женщина может плакать и стенать от души, и никто не станет судить ее поступок. Люди просто скажут: «Что поделаешь, она же женщина». Но если станет плакать мужчина, люди скажут ему: «Будь мужчиной! Не плачь как женщина». Эти слова остановят ваши слезы, но такое «мужество» приведет вас к душевной болезни. Если вы станете цепляться за такое мужество, вы окончите свои дни в психиатрической клинике.

    Природа дала глазам мужчины и женщины одинаковую способность. Природа не сделала никакого различия, она снабдила и мужчин и женщин одинаковыми слезными железами. Если бы природа хотела провести здесь какое-то разграничение, тогда она дала бы мужчинам меньше слезных желез, но природа и тем и другим дала одинаковую способность плакать.

    И помните о том, что, если вы будете подавлять свои слезы, то и ваш смех тоже станет подавленным. Это маленький комплекс: тот, кто не может плакать навзрыд, не может и смеяться от души. Он будет также бояться смеяться. На самом деле, он начнет все контролировать, поскольку он боится, что, если он отпустит себя, то препятствия могут разрушиться, и все затаенное может вырваться из его бессознательного.

    Мужчины чаще сходят с ума. Мужчины чаще совершают самоубийство. Женщины реже сходят с ума и кончают с жизнью самоубийством. Женщины много говорят о том, что они убьют себя, но очень мало женщин действительно выполняют свои угрозы. Говоря о самоубийстве, они многое высвобождают из себя. Кстати, психологи говорят; что не нужно тревожиться за человека, который много рассуждает о собственном самоубийстве. Но вот тот, кто никогда не говорит о том, что он убьет себя, опасен. Может покончить с жизнью самоубийством именно такой человек. Он никогда не говорит о самоубийстве, поэтому эта идея не выражается, она постоянно копится в нем.

    Вам не нужно бояться того, кто часто взрывается из-за пустяков. Он не может доставить вам неприятности. Он не может никого убить. Для совершения убийства нужно, чтобы в человеке накопился сильный гнев. По этой причине те, кто вспыхивают из-за пустяков, — это нежные и любящие люди. Но так называемые святые и добродетельные люди, которые никогда не сердятся, которые подавляют свой гнев, — это опасные люди. Держитесь от них на безопасном расстоянии. Это злые люди. Их гневный поступок будет не меньше, чем убийство, потому что они очень много подавили в себе.


    Некоторые люди задают вопрос: «Что произойдет, когда мы будем танцевать и прыгать, кричать и плакать?» Вы накопили эти эмоции за всю жизнь, и это ваша болезнь. Из-за этих подавленных эмоций вы не можете быть естественными. Почему дети такие естественные и невинные? Единственная причина этого в том, что ребенок полностью выражает гнев, когда сердится: он прыгает, плачет, дерется, топает ногой в землю. Понаблюдайте за разгневанным ребенком. Такое впечатление, словно в нем вся энергия мира. У него краснеет лицо, его глаза блестят от гнева, и он начинает колотить вещи. Это маленький ребенок, но, по всей видимости, через него течет большая сила. А через минуту, стоит растаять его гневу, как ребенок уже снова смеется. В этом смехе вы не найдете ни следа гнева, ни его отголоска. Его смех подобен цветку. Мы очень сильно подавлены, как же может тот, кто минуту назад сердился, теперь радоваться в полную силу? Дело в том, что ребенок высвободил свой гнев. И теперь позади не осталось ничего, что могло бы разрушить или отравить его счастье. Гнев растрачен, и ребенок снова смеется. Стоит гневу возникнуть еще раз, как ребенок станет снова сердиться, а потом снова смеяться и радоваться. Все в ребенке будет случаться в полную силу, в тот же миг, он ничего не станет копить. Детство человека заканчивается в тот день, когда он начинает копить, ребенок стал взрослым. Но как же много вы накопили! Поэтому вы такие сложные, вы уже не простые и не невинные.

    Тот, кто не прост, не естественен и не спонтанен, не может гармонировать со звуком ОМ. Поэтому я делаю акцент на катарсисе, на выбрасывании из вас всего, что вы накопили в себе за всю жизнь. Перестаньте подавлять свои эмоции. Но вы боитесь того. Что кто-то увидит, как вы плачете, вы создали себе некий образ, и вдруг смеетесь как сумасшедший? От-вас не ожидали, что вы станете вот так танцевать и прыгать.

    Если вы остановитесь в катарсисе из-за страха того, что скажут о вас люди, тогда я не могу помочь вам. Если у вас нет мужества, если вы боитесь мнений других людей, если вами управляют другие люди, тогда вы не можете идти по пути религиозности. Этот путь только для мужественных и бесстрашных людей.

    В этом медитационном лагере присутствует мой друг. Как-то он пришел ко мне и сказал: «Моя жена тоже приехала сюда. Если я позволю случиться в себе катарсису, если я начну прыгать, танцевать, кричать, тогда по возвращении домой жена устроит мне трепку». В глазах жены он обладал каким-то имиджем, и этот имидж будет разрушен. Но жена тоже боится его, ведь она также приходила ко мне советоваться. Она пришла втайне от мужа и сказала: «Мой муж тоже здесь…!» Они оба боятся друг друга.

    Помните о том, что люди, которых вы боитесь, тоже боятся вас. Если вы отбросите свой страх другого человека, то это поможет ему отбросить свой страх вас. Если один из людей отбросит страх и начнет прыгать, танцевать и кричать, тогда другой человек тоже освободится. Тогда все придет в порядок, и им уже не нужно будет защищать фальшивый образ. Вы только останетесь подавленными, если будете пытаться защитить свой образ. Вы не можете слышать космический звук ОМ, если у вас такая подавленная личность, потому что вы не можете погружаться в себя. Для того чтобы погружаться в себя, вам нужна детская невинность и простота.

    Здесь, в медитационном лагере уподобьтесь в дни проведения занятии маленьким детям. И в качестве дополнения к такому поведению, проснувшись, проведите небольшой эксперимент, лежа в постели, — устройте утреннюю медитацию. Я говорил вам о медитации, которую нужно выполнять, перед тем как лечь спать. Вам нужно выдыхать в полную силу, гудя звук «о» в течение десяти минут, а потом лечь спать. Медленно засыпайте, выдыхая звук «о». А утром, осознав, что вы уже не спите, не открывайте глаза. Потянитесь, как это делают собаки и кошки, расслабьте и вытяните тело, чтобы энергия начала течь по всему вашему телу. Потяните и расслабьте конечности. Потяните и расслабьте все тело, как это делают кошки и собаки. Такое упражнение заставит энергию течь во всему вашему телу. Выполняйте это упражнение две с половиной минуты. Почувствовав, что все ваше тело посвежело, что каждая его клетка пробудилась и наполнилась энергией, следующие две с половиной минуты начните громко и от души смеяться. Не открывая глаз, смейтесь две с половиной минуты. Встаньте с кровати, только выполнив все это, чтобы ваш новый день начался на положительной ноте. Пусть процесс катарсиса запустится в самом начале дня. Так вы хорошо подготовитесь к динамической медитации, которую вы будете выполнять здесь каждое утро.

    Во время выполнения этой медитации смеха не бойтесь того, что может подумать о вас сосед, ведь ваш смех воодушевит и его, так как он тоже боится вас! Добавьте этот эксперимент к утренней медитации, пока вы будете лежать в постели.

    Потом Яма сказал:

    «Это величайшая поддержка». Это высший покровитель. Если у искателя будет переживание этого звука, он войдет в брахмалоку, измерение божественного».

    «Вечно всезнающая душа никогда не рождается и никогда не умирает. Это ни причина, ни следствие. У души нет возраста, она никогда не рождалась, душа неизменна и вечна. Ничто нельзя ни добавить к ней, ни забрать у нее. Даже когда тело умерло, душа не может умереть».

    «Если убийца верит в то, что он может убить, если тот, кого убьют, верит в то, что его могут убить, то оба они заблуждаются. Душа не может ни убить, ни быть убитой».

    Смерть станет выдумкой, как только у вас появится проблеск вашего существа при помощи и поддержке звука ОМ. Тогда вы знаете, что находящееся в вас невозможно уничтожить, потому что это никогда не рождалось. Умрет только то, что родилось. Вы родились не от родителей, так появилось на свет только ваше тело, а вы просто вошли в это тело.

    Ученые полагают, что рано или поздно они смогут создавать людей в пробирках. И кажется, что это не так уж и трудно, ученые добьются этого. Но ученые также полагают, будто в тот день, когда они смогут механически создать эмбрион ребенка, заставив расти его, в тот день, когда для рождения уже не будет потребности в чреве матери и сперме отца, они докажут, что душа не существует. Но эти ученые ошибаются. Даже если им удастся этот эксперимент, они все равно не докажут, что душа не существует. Они докажут лишь, что раньше сначала родители создавали тело ребенка, а потом душа входила в него, а теперь тело ребенка создается научными способами, но душа, как и прежде, входит в это тело. Душа только входит в тело, она не создается, и ее невозможно никогда создать.

    Но даже если ученым удастся создать ребенка в лаборатории, они не создадут душу. Им не следует заблуждаться на этот счет. Ученые просто механически создадут лишь физическое тело вместо того тела, которое естественно создается родителями. Душа войдет в это искусственно созданное человеческое тело в тот день, когда оно будет готово принять душу. Душа никогда не рождается и никогда не умирает. Только тело рождается, и только тело умирает.

    Но в это не нужно верить, не нужно понимать это как доктрину. Вы все поймете, только когда переживет это в себе. Поэтому я не прошу вас верить в то, что душа бессмертна. Я просто призываю вас начать поиски истины.

    Сегодня ко мне пришла одна женщина, она сказала мне, что она агностик. Это хорошо, в этом нет ничего дурного. Каждый человек должен начинать поиски как агностик. Агностик — это тот, кто не верит в то, что он не пережил непосредственно, сам. Быть агностиком не значит отрицать все и вся. Если вы агностик, это не значит, что души нет. Если агностик скажет, что души нет, то он выйдет за пределы агностицизма. Тогда его заявление не основывается на каком-то переживании или исследовании. Тогда его заявление ненаучно и иррационально, потому что до сих пор не смог сказать, исходя из своего опыта, что души нет.

    Все те, кто узнали это явления на своем опыте, сказали, что душа есть. Разумеется, пока у вас не было переживания души, вы имеете право говорить, что вы ничего не знаете о ней, довольно и этого. Но если вы, не исследовав и не пережив душу, настойчиво утверждаете о том, что души нет, тогда вы не подлинный агностик. Тогда вы не рациональны, и вы говорите не как интеллигентный человек. В этом случае вы слепой, суеверный верующий, так как вы просто поверили в то, что душа не существует. Это не ваш опыт. Агностиком быть не плохо, но вот оставаться агностиком плохо.

    Два дня назад ко мне пришел еще один друг. Он сказал:

    — Я атеист, и все теистические вещи для меня бессмысленны.

    — А почему они должны быть осмысленными для тебя? — спросил я. — Зачем ты так тревожишься? Будь доволен собой в своем нынешнем качестве.

    Но нет, он не удовлетворен своим атеизмом, по этой причине он хочет понять, он хочет осмыслить теизм. Иначе, зачем ему нужно было приезжать в медитационный лагерь?

    Я сказал ему, что, если атеизм дал ему радость и блаженство, тогда я тоже готов стать атеистом. Он ответил:

    — В пребывании атеистом нет никакой радости.

    Я сказал другу:

    — Я счастлив, и я приглашаю тебя какое-то время идти по моему пути и принять свое решение. И если ты уверенно скажешь, что ты счастлив, когда ты атеист, тогда я готов последовать по твоему пути. Но я уверенно говорю тебе, что я достиг блаженства, и ты сможешь проверить это, если пойдешь рядом со мной.

    Атеизм бессилен, потому что вы ничего не достигаете через него. Это огульное отрицание. Он только говорит: «Не то, не то, не то», но чего он достигает этим? Чего человек добьется атеизмом? Что можно создать из отрицания?

    Атеизм можно описать так: человек бросает камни на собственное поле, на котором он посадил семена. Если я скажу, что дам ему семена, он ответит, что он не верит в семена, что он верит лишь в камни. Тогда я спросил бы его: «Где же твой урожай? Если ты веришь в камни, то покажи свой урожай, потому что плоды — это доказательство. Где ростки? Где цветы и плоды? Если ты намерен сажать только камни, то решать тебе. Но нужно также пожинать урожай». Разве хоть один атеист до сих пор получил даже один урожай? Если человеку радостно оттого, что он просто сажает камни, тогда все замечательно, и он может продолжать сажать камни.

    Но человек сажает то, что он может пожать. Человек сажает семена, чтобы из них могли вырасти деревья, цветы и фрукты, чтобы могло произойти какое-то наполнение, какое-то удовлетворение, чтобы в жизни могло случиться преображение. Одно лишь интеллектуальное отрицание никогда не приносит никакое преображение. Вы ничего не решите, заявив о том, что просветления нет. Вы не меняетесь, вы не становитесь свободными, вы никуда не движетесь, вы никуда не приходите.

    Но я не говорю, что вы должны верить, не переживая. Я говорю, что до тех пор, пока вы не получили свое переживание, ни соглашайтесь, ни не соглашайтесь. Не узнав, вы можете сказать лишь, что вы не знаете, что вы готовы искать.

    Бессмертие души в рамках теории бессмысленно. Но переживание того, что душа бессмертна, уникально, и эта суть скрыта в вас. Душа была в вас еще прежде, чем вы появились в форме тела, и она будет существовать, даже после того, как родственники и друзья сожгут ваше мертвое тело в крематории. Но для того чтобы познать это переживание, вам нужно двигаться за пределы тела и ума, вам нужно искать сокровенную суть, за которой больше ничего нет. Поиск этого внутреннего центра может происходить через ОМ. Ключ к этой центру — ОМ.

    «Душа, которая обитает во внутреннем святая святых сердца всех живых существ, — самая тонкая и самая великая. Славу души может увидеть редкий, безмятежный искатель без желаний, с помощью благодати высшего брахмана, который держит все сущее».

    Вам следует понять эту последнюю сутру. Она очень сложная и очень спорная. О ней спорят уже тысячи лет, и о ней есть две точки противоположные точки зрения.

    Одна доктрина говорит, что высшую истину можно достичь, приложив свою волю и усилия. Ее сторонники утверждают, что высшую истину можно осознать с помощью своих усилий и упорства, практикуя аскетизм, что истины нельзя достичь через благодать другого человека. Они говорят, что не нужна никакая благодать. Вопрос о благодати не встает. Первая точка зрения говорит о том, что, если истины можно достичь с помощью благодати другого человека, тогда все существование по сути своей абсурдно, это бессмысленное явление. Тогда может случиться так, что тот, кто ищет, может ничего не получить, а тот, кто вообще не ищет, может что-то получить. По этой причине Будда, Махавира и все остальные просветленные люди их традиции утверждают, что вопрос не в чьей-то благодати, что достаточно и собственных усилий. Вопрос о благодати несколько смущает людей, он спорен, поскольку он пахнет подкупом.

    Человек может посещать храм и падать там к ногам статуи Бога, тереться носом о землю или биться головой о ноги статуи. Он может молиться: «Господи, пожалей меня, ты известен как патит-паван, спаситель грешников, а я и есть грешник. Излей на меня свою благодать!» Поступая так, он надеется на милость Бога. Он надеется, что через все это ему как-то удастся получить милость Бога. С другой стороны, человек другого типа может искать всю жизнь, выполняя медитации и практикуя все формы аскетизма, ни разу не произнеся имени Бога. Как следствие, он никогда не может достичь милости Бога. Поэтому Махавира сказал, что Бога нет, потому что, если есть Бог, тогда у людей всегда будет эта трудность с благодатью. Махавира сказал, что достаточно и усилия человека, и человек осознает истину в тот день, когда перестанет делать усилия. В этом аргументе есть свой смысл, свое значение.

    Есть и другая доктрина, противоположная первой, которая говорит, что в руках человека ничего нет, потому что человек очень слаб, беспомощен и невежествен. Все усилия, сделанные невежественным человеком, будут естественно выходить из его невежества. Как могут усилия невежественного, слабого, хрупкого человека стать способом достижения высшей реальности? У человека такие маленькие руки — как же они могут удержать в своих объятиях космическую реальность? Истина так таинственна, редкостна, глубока, а человек так слаб, он пребывает в кромешной тьме, поэтому внутреннее путешествие нельзя предпринять без благодати божественного. И только через божественную благодать человек обретет достаточно силы для того, чтобы идти по пути.

    Эта вторая доктрина тоже говорит о том, что усилия и воля человека только укрепят его эго, и человек почувствует, что он особенный, тот, кто найдет истину благодаря собственным усилиям. Эго — это самое большое препятствие, поэтому не давайте для эго пространство. Итак, вторая доктрина говорит, что только божественная благодать, сострадание Бога, осуществит что-то. Согласно сторонникам этой доктрины, нужно подчеркивать, что эго нельзя никоим образом питать. Во второй точке зрения тоже есть своя правда.

    Истинны обе точки зрения, и в обеих также есть своя опасность. Эго — это опасность для первой точки зрения, а лень и безответственность — это опасность для второй точки зрения.

    Опасность в первой доктрине в том, что искатель может стать эгоистом. По этой причине джайнский монах становится эгоистичнее монахов всех остальных религий. Иначе и быть не может. Джайнский монах никогда никого не приветствует, сложив руки ладонями вместе у груди, так как Бога нет — кого же приветствовать? Кого должен приветствовать монах? Джайнский монах может только благословлять, он не может кланяться или приветствовать вас в намаете. Сам процесс поклона заставляет его чувствовать неловкость. По этой причине ни у одного монаха другой религии нет такого затвердевшего эго, как у джайнского монаха. Причина этого в том, что он доверяет только своим усилиям, для него нет ни благодати, ни сострадания. Для него нет Бога, от которого он мог бы ждать поддержку, и джайнскому монаху приходится полностью полагаться на самого себя. Разумеется, его эго станет очень сильным. Такова опасность этого пути.

    А те, кто верят в благодать божественного, ничего не делают. Они говорят, что просветление случится, когда на них снизойдет благодать Бога. Они не даже рукой и ногой не пошевелят, они ждут, когда за них все сделает благодать божественного. Эти люди становятся ленивыми. Нет сомнений в том, что это скромные люди, но они очень сонные.

    Джайнские монахи и другие люди, верящие только в свои усилия, серьезно относятся к своей деятельности, но у них крепкое эго. В тех, кто верят в благодать, есть скромность. Скромность человека, преданного божественному, не найти в монахе, который ведет аскетическую жизнь. Но человек, преданный божественному, становится ленивым, потому что он полагает, будто просветление случится тогда, когда этого пожелает Бог. Кто он такой, чтобы делать что-либо? Что может произойти через его действия? Опасности в этом.

    Я хочу сказать вам, что в вашей жизни случится великое преображение, если вы сможете реализовать оба этих направления, поняв, что вы будете делать все необходимые усилия, но все будет всегда происходить благодаря благодати божественного. Тогда вы будете только делать усилия, поскольку они приготовят вас к получению благодати божественного. Но в последний миг все всегда будет происходить благодаря благодати божественного.

    Это не значит, что, если кто-то не помнит Бога, то явление не случится. Держать Бога в памяти не значит вызвать благодать. Если вы полностью забудете о Боге и продолжите свои усилия, то и тогда наступит миг, когда вы получите божественную благодать. Бог не сидит на небесах и не смотрит, кто вспоминает о нем, чтобы излить на него свою благодать. Это относится к главному принципу жизни.

    Например, если кто-то нагреет воду до ста градусов, она испарится, верите вы в Бога и поклоняетесь ему или нет. Точно также, когда ваши усилия достигнут ста градусов, вы получите благодать, верите вы в Бога или нет. Но высшее явление придет к вам через благодать. Это должно быть так, потому что человек — только малая часть космической реальности. Необходимо усилие для того, чтобы пережить космическую реальность, но одного вашего усилия недостаточно. Нужно что-то большее, чем ваш усилие, то есть поддержка космоса. Но точно одно: переживание божественного случится только у тех, кто делает усилия.

    Яма говорит, что только редкий садхака, редкий искатель, достигает высшей истины благодаря благодати божественного. Обратите внимания на слово «садхака», оно означает того, кто сделал все возможные усилия. Никогда не забывайте значение благодати, также никогда не забывайте об усилиях. Вы не получите благодать из-за своих молитв, вы получите благодать из-за своих усилий. Молитвы инфантильны, молитвы — это обман. Люди просто стоят с воздетыми руками, они просят о том и этом, просят высшую свободу, просят все, но они не достойны получить это. Вы просите океан, но вы не способны удержать даже пригоршню воды. Хорошо, что океан не слушает ваши молитвы, иначе вы утонули бы в нем. Тогда о безопасности и говорить бы не пришлось. Но океан придет к вам сам в тот день, когда вы будете совершенно достойны его.

    Кабир сказал: «Сначала я почувствовал, что капля упала в океан, но позднее я осознал, что океан упал в каплю. Сначала я думал, что будет очень трудно вновь отыскать каплю, которую однажды потерял в океане. Но позднее эта трудность усугубилась, потому что уже не было возможности отыскать каплю, ведь океан сам упал в каплю». Это абсолютное растворение.

    На первом шаге вы делаете усилия, а на последнем шаге вы получаете благодать. Если вы будете сочетать эти измерения, то высшее блаженство, сознание, великолепие, волшебство не замедлят излиться на вас. Если эти две противоположности наполнят друг друга, если эти два колеса будут двигаться одновременно, тогда колесница вашей жизни непременно достигнет двери высшей свободы, мокши. На сегодня достаточно.


    Короткая утренняя медитация

    Для тех, кто не понимают хинди, это будет особой утренней техникой, которую вы должны начинать с завтрашнего утра. Вечером, как я уже сказал вам, вы должны выполнять упражнение с глубоким выдохом, и на выдохе гудите звук «о» в течение десяти минут. А потом постепенно расслабьтесь и усните.

    Утром, в первую очередь не открывайте глаза, почувствовав, что сон вот-вот покинет вас. Пусть ваши глаза остаются закрытыми. На две с половиной минуты потянитесь всем телом, напрягите и расслабьте тело, словно кошка. Все ваши конечности, каждая клетка вашего тела должна ожить. Две с половиной минуты потягивайтесь, напрягая все части тела — ноги и руки, — а потом расслабляя их. Напрягайте конечности, а потом расслабляйте их. Напрягайте все тело, а потом расслабьте его. Потягивайтесь как кошка. Вспомните, как потягивается кошка, и просто подражайте ей. И не открывайте глаза, что вы могли почувствовать течение внутренней энергии, цельность тела, единый поток телесной энергии.

    После этого две с половиной минуты смейтесь как можно безумнее и громче. Сойдите с ума! И не открывайте глаза, чтобы вы могли почувствовать, как смех движется через каждую клетку тела и оживляет ее.

    Только тогда вы должны открыть глаза и встать с постели.









    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке