Глава 9

Это есть то

Божественное сделало двери органов чувств наружу. Поэтому через чувства вы можете постигать только внешние объекты, а не внутреннее бытие. Благословенный, единственный разумный тот, кто стремится достигнуть божественного состояния, кто обращает глаза и все другие органы чувств внутрь от внешних объектов, и таким образом, осознает свое внутреннее бытие.

Тот: чей интеллект незрел, в поиске внешних удовольствий, попадает в ловушку смерти, которая подстерегает его повсюду. Разумные, те, кто осознают состояние сознания вне смерти благодаря осознанности, отбрасывают все желание поиска временных наслаждений этого мира.

Есть тот, по чьей милости человек воспринимает звук, касание, форму, вкус, запах, и сексуальное наслаждение. Благодаря милости этого Единого человек познает, что все едино, и нет ничего кроме него.

Это — то.

Разумные не печалятся, потому что они познали всепроницающую душу, благодаря которой приходит весь опыт восприятия, как в пробужденном состоянии, так и во время сна.

Тот, кто знает, что божественное так близко от него, божественное, которое приносит плоды деятельности, которое дает всем жизнь, которое управляет прошлым, настоящим, и будущим, благодаря этому знанию никогда не будет осуждать никого.

Это — то.

Тот, кто видит не рожденного, того, кто существовал до возникновения пяти элементов, всевышнего, который вырастает из чистоты, единого, который однажды вошел в самые сокровенные глубины сердца всех живых существ, и с тех пор пребывает там, лишь тот истинно видит.

Это — то.

Тот, кто видит богиню Адити, она жизнь внутри жизни, она живет во всех живых существах, она, однажды войдя в самые сокровенные глубины сердца всех живых существ, уже никогда не покидает сердца, лишь тот истинно видит.

Это — то.

Бог огня хорошо защищен. Он спрятан и живет внутри арани, огня живущего в дереве, подобно тому, как лоно беременной женщины защищено и получает питание, бог огня достоин того, чтобы ежедневно ему поклонялись те, кто в этом нуждается.

Это — то.

Из него рождается бог солнца, и в нем бог солнца исчезает, все боги сдаются ему, никто не может превзойти этого божественного.

Это — то.

Божественное, которое здесь, также там. Божественное, которое там, также здесь. Тот, кто видит божественное в этом мире как множество, будет скитаться здесь от одной смерти к другой.


Чувства человека направлены во внешнее. Так и должно быть. Они не могут быть направлены внутрь. Представьте себе, что ученый делает телескоп для того, чтобы смотреть на отдаленные звезды. Он может видеть далеко, через него можно видеть далекие звезды. Но через него нельзя увидеть того, кто стоит рядом. Телескоп приближает звезды, которые находятся на расстоянии миллиардов километров. Но он не может приблизить ученого, который встанет рядом с телескопом, тесно прижавшись к нему. Телескоп должен видеть отдаленные объекты, но для того, чтобы видеть того, кто смотрит через него, не нужен телескоп.

Чувства предназначены для того, чтобы воспринимать материальные объекты. Но никакие чувства не нужны для того, чтобы постигать себя. Вы можете видеть себя, минуя всякие чувства. Это происходит из-за того, что чувственные органы путешествуют вовне, не вовнутрь. Но это создает огромные трудности: постоянно наблюдая далекие звезды, ученый может забыть о себе. Звезды могут стать для него всем. Постоянно находясь с телескопом и постоянно наблюдая за тем, что вовне, наблюдатель может совершенно забыть о себе. Тот, кто спрятан внутри, и не виден, может остаться незамеченным, и именно это произошло.

Все наши чувства простираются во внешнее. Руками я могу прикоснуться к внешнему миру. Руками я даже могу прикоснуться к собственному телу, потому что оно также вовне. Но руками я не могут прикоснуться к душе, которая спрятана в теле. Руками я не могу прикоснуться к тому, кто действительно прикасается.

Когда я протягиваю руки к вам, я не просто протягиваю руку, я также достигаю вас, скрытый в руке. Именно я хочу достигнуть вас, прикоснуться к вам, именно поэтому я протягиваю руку. Моя рука следует за мной как тень. Мне хочется прикоснуться к вам, и поэтому рука послушна моей воле, она слушается меня. Но когда я прикасаюсь к вам, происходят две вещи одновременно. Это вы — тот, к кому прикоснулись, и я — тот, кто прикоснулся. И есть еще рука, через которую произошло это прикосновение, и ваше тело, к которому прикоснулись.

Глаза видят внешнее, они способны видеть все, но они не могут видеть я, которое скрыто за ними. Уши слышат внешнее. Вкус, прикосновение и запах относятся к внешнему. Чувства созданы так, что мы можем связываться с внешним миром, это приспособление для связи с другими. Но тот, кто сокрыт внутри, предается забвению и остается не вовлеченным в эту связь. Ваше существо скрывается все глубже и глубже. В постоянном процессе познания вещей вы совершенно забываете о познающем. Это первое, о чем идет речь в этой сутре.

Божественное сделало двери органов чувств наружу. Поэтому через чувства, вы можете постигать только внешние объекты, а не внутреннее бытие. Благословенный, единственный разумный тот, кто стремится достигнуть божественного состояния, кто обращает глаза и все другие органы чувств внутрь от внешних объектов, и таким образом высвобождает свое внутреннее бытие.

Здесь нужно понять одну вещь, относительно которой в мире искателей возникает множество заблуждений. Что значит: повернуть глаза внутрь? Можно ли повернуть глаза внутрь? Нет, глаза внутрь повернуть нельзя. Глаза могут видеть только внешнее, они не могут смотреть внутрь. Они не могут видеть того, кто видит, того, кто стоит за ними. Но мистики всегда повторяли: «Поверните назад ваши глаза, поверните реку вспять». «Повернуть вспять» означает лишь то, что вы не направляетесь во внешнее, вы не позволяете вашей энергии уходить через глаза. Если дверь, через которую выходят, закрыта, то наблюдатель, привыкший выходить наружу, вернется к себе. Внутри глаз не будет, но, конечно же, глаза и не нужны, чтобы видеть самого себя. Чтобы видеть себя, глаза не нужны — видение себя происходит без помощи глаз.

Чтобы услышать самого себя, нет нужды обращать уши внутрь: достаточно, если уши перестанут слышать внешний мир. Как только прерывается связь с сетью звуковых волн, как только уши становятся безразличными к внешнему, и энергия, которая уходила вовне, остается на месте, так та же энергия сможет сама по себе услышать звучание внутреннего. Чтобы слышать это звучание, уши совсем не нужны. «Обратить вспять» чувства означает лишь то, что чувства не движутся наружу, их энергия не движется наружу.

Это все равно как преградить путь водопаду в горах: не найдя себе выхода, он повернет вспять и образуется озеро. Таким же образом течет вовне и ваше сознание через пять органов чувств. Если сознание прекращает движение вовне, в вас образуется озеро сознания. Это озеро наделено самосознанием — оно способно видеть себя, слышать себя, прикасаться к себе. Но весь этот опыт — недоступен для чувств, он не имеет никакого отношения к чувствам.


Баязид, суфийский мистик, любил рассказывать историю о том, как его учитель дал каждому из трех юношей голубя и попросил их убить его в таком месте, где никто бы этого не увидел. Один юноша вернулся через пять минут после того, как убил голубя. Он просто пошел на соседнюю улицу, которая была пуста, там никого не было, задушил голубя за горло и вернулся обратно.

Второй юноша вернулся через три дня. Он долго искал место, где никто бы не увидел, как он убивает голубя. Он нашел глубокую пещеру, вошел внутрь и преградил вход в пещеру камнем. Теперь никто не вошел бы сюда, даже случайно. Внутри пещеры царил мрак, и даже если кто-нибудь попал сюда, он бы ничего не увидел. Там он задушил голубя за горло.

Третий юноша вернулся через три месяца с живым голубем. Учитель спросил его: «Даже за три месяца ты не смог найти место, где бы никого не было?»

Юноша ответил: «Такого места не найдешь даже за три жизни. Три месяца я старался изо всех сил. Я заходил в глубокие пещеры — там было темно — но даже там был я, был голубь, и мы оба были бы свидетелями его смерти. И даже если бы я закрыл глаза голубю, я, убийца, видел бы это, как бы темно там не было».

Баязид сказал: «Из всех троих только ты смог увидеть себя. А эти двое пока еще не стремятся к внутренним исканиям».

Он отослал этих двоих юношей, а третьему сказал: «Ты знаешь хотя бы это — что даже когда наши органы чувств не видят, в полном мраке, даже тогда ты остаешься свидетелем. А для того, чтобы воспринимать внутреннего свидетеля, чувства не нужны».


Как бы темно ни было в комнате, где вы не можете вообще ничего увидеть, даже тогда вы осознаете собственное присутствие. Может быть, вы не видите стен комнаты или находящиеся в ней предметы, или других людей в комнате, но никакая темнота не может заслонить опыт вашего собственного присутствия. При любых обстоятельствах вы будете там, и вы будете знать, что находитесь там. Ваше присутствие самоочевидно, оно не нуждается ни в каких доказательствах. Вот почему все просветленные говорили, что восприятие мира косвенно, только восприятие собственного Я, самореализации, непосредственно.

Это кажется парадоксальным. Обычно мы думаем, что все непосредственно, что все есть непосредственное переживание. Деревья можно видеть, людей можно видеть — все это перед вашими глазами. Но пробужденные говорят, что любое восприятие мира, восприятие внешнего не непосредственно, потому что проводником становятся наши глаза, они — посредине. Вы скрываетесь за глазами, познаваемый объект находится снаружи, а посередине глаза — как посредник. Глаза могут обмануть. Это знание — не прямое, не непосредственное: между знанием и познающим есть посредник. Если кто- то болен желтухой, он будет видеть все желтым, хотя на самом деле это не так. Если у кого-то больны глаза — например, они не различают цвета — то человек совсем не будет видеть ивет. Как можно положиться на глаза? Где гарантия, что глаза отражают правильно? Нет, человек не может просто довериться глазам.

Вот еще удивительный факт: люди требуют доказательств во всем, но никогда не требуют никаких доказательств у своих чувств относительно того, что те воспринимают. Что свидетельствует о том, что ваши глаза видят правильно? Чарваки и другие атеисты приняли только одно доказательство: то, что проявлено, можно увидеть, они говорят, что верят только тому, что у них перед глазами. Но чарваки никогда не спрашивают себя: на каком основании они так доверяют своим глазам? Разве глаза всегда видят правильно? Нет, ведь ночью они видят сны: сны ощутимы, проявлены, но нереальны. Иногда они принимают веревку, лежащую на дороге, за змею, и эта веревка в виде змеи кажется настоящей змеей. Но если осветить дорогу, вы не увидите никакой змеи. Так же вы видите мираж в пустыне.

Когда впервые появилось трехмерное кино, люди, которые увидели его, были напуганы. В первом таком фильме, показанном в Лондоне, всадник метнул копье, и все люди, находившиеся в кинотеатре, отшатнулись, так как в трехмерном изображении копье выглядело совершенно реальным. На мгновение показалось, что копье действительно летит. Все зрители наклонились в сторону, а на экране ничего не было — ни копья, ничего, что могло бы приблизиться и задеть вас. То была просто игра света и тени, но глаза обманывались. Глазам не стоит так доверять. Нашим чувствам не стоит так доверять.

Просветленные говорят, что прямой, непосредственной бывает только само-осознание, все остальное знание не непосредственно, потому что здесь есть посредник. А на посредника нельзя полностью положиться. То, что воспринимается непосредственно, единственное, что видится по-настоящему. Все остальное, что видится через посредника, не стоит доверия. Если вы войдете внутрь и скажете, что снаружи свет, я вынужден поверить'вам. Возможно, вы говорите правду, возможно, вы лжете или сами заблуждаетесь. Как я могу в это поверить, если сам не выйду наружу и не увижу сам?

Но никакое материальное знание не может быть прямым. Только знание Я может быть прямым, так как здесь нет никого посередине. Здесь только я, только лишь я, посередине нет ничего, что могло бы обмануть или исказить. Вот почему для просветленного то, что в вашем обычном опыте кажется непосредственным, не есть прямой опыт. А то, что вы никогда обычно не воспринимаете, для него есть прямой и непосредственный опыт.

Душа сама излучает свет, чтобы увидеть ее, свет органов чувств не нужен. Этот свет способен увидеть как слепой, так и зрячий. Глухой человек может услышать его в той же мере, что и человек с нормальным слухом. Парализованный может испытать его в той же мере, что и человек, способный одолеть Эверест. Физические возможности здесь ничего не значат. Телу совершенно непривычно познание души. Тело может быть сильным или слабым, здоровым или больным, красивым или уродливым, черным или белым — это не имеет значения. Тело бесполезно для самореализации. Тело служит для познания других — вот в чем его полезность. Ваши глаза должны быть здоровы, ваши уши должны быть здоровы, ваше тело должно быть сильным, только тогда вы сможете сообщаться с другими. Но что касается вашего Я, связь уже присутствует, здесь ничего не нужно устанавливать.

Вот почему сутра гласит: «Самопроявленное божественное…» Чувства не нужны для познания божественного, оно проявляется само по себе. На самом деле, оно уже проявилось. Но мир сам по себе не проявляется: чтобы познать мир, необходимы чувства. Вот почему чем многочисленнее чувства, тем глубже познается мир.

В этом мире множество одушевленных живых существ. У человека пять органов чувств. И есть амеба — крохотная живая клеточка, у которой только один орган чувств — ее тело, оно наделено только осязанием, у него нет другого чувства. Амеба — одно из наименее развитых живых существ в мире — не с точки зрения души, а с точки зрения познания мира. Все ее познание основано только на осязании, это весь круг ее познаний. Затем есть существа с двумя органами чувств, с тремя и четырьмя. По мере увеличения числа органов чувств, в той же пропорции, растет и знание о мире.

Совсем не удивительно, если окажется, что на какой-нибудь другой планете, в других солнечных системах, есть существа, у которых больше пяти органов чувств. Человеческое знание померкнет на фоне их знания. Очень просто может оказаться, что у них десять органов чувств, нет никаких причин, почему этого не могло бы быть. Мы не способны даже представить каким могло бы быть шестое чувство, потому что мы знаем только пять чувств. Наше воображение тоже ограничено этими пятью измерениями. Существа, у которых четыре чувства, не имеют никакого представления о том, каким может быть пятое чувство. У них только четыре чувства, и их область познания ими ограничено.

Оставим в стороне остальные создания — даже слепой человек не знает, что такое свет. Он не может даже представить себе, что глаза могут видеть свет, так как у него нет никакого опыта видения и нет опыта света. У него только четыре органа чувств, его знание ограничено этими четырьмя.

Вы, может быть, удивитесь, узнав, что восемьдесят процентов нашего знания мы получаем благодаря глазам; оставшиеся двадцать процентов — благодаря четырем другим органам чувств. Вот почему нам так жаль слепых. Мы не испытываем такой жалости к увечным, немым и глухим. Причина в том, что жизнь слепого на восемьдесят процентов протекает во мраке. Он теряет восемьдесят процентов жизни и даже не подозревает об этом. Его положение самое плачевное.

Но знание, которое доставляют пять органов чувств, — только внешнее. Никакие чувства не нужны для знания внутреннего. Туда вы можете попасть, только если оставите чувства снаружи. Освободиться от чувств — единственный способ войти.

Божественное сделало двери органов чувств наружу; поэтому органами чувств можно постичь лишь внешние объекты, но не внутреннее существо. Благословен тот, разумен лишь тот, кто в своем стремлении достичь божественного состояния обращает свои глаза и все остальные органы чувств от внешних объектов внутрь; таким образом, он постигает свое внутреннее существо.

Все виды медитаций и практик основаны на одном: ваши чувства должны остановиться. Способы остановки чувств различны, но нет сомнений в том, что это должно произойти. Это состояние, когда все чувства успокаиваются, и вы остаетесь наедине сами с собой. Когда мир остается снаружи, вам приходится остаться внутри, и здесь нет никакого мостика. Никакого связующего звена между двумя — в этот миг ваше внутреннее «я» становится проявленным.

В том эксперименте, который мы проводим здесь, ваши чувства используются на первых трех ступенях. Вы должны их использовать как можно интенсивнее. Вы должны изнурить их так, что даже просто от усталости чувства смолкнут — и тогда вы сможете уловить проблеск внутреннего.

У суфиев есть танец — танец дервишей — он очень ценный. Когда вы наберетесь смелости, мы будем также исполнять этот танец дервишей. Но этот танец длится очень долго, около пяти часов. Постепенно, постепенно вы сможете сделать это. Суфий кружится в танце пять часов, и все в нем устает. Он продолжает кружиться до тех пор, пока тело не упадет само по себе. Он сам не останавливается, со своей стороны он ничего не делает. Он должен продолжать кружится, продолжать кружится до тех пор, пока последняя йота его энергии не исчерпается. Неискренность не пройдет, вот человек думает: «Я уже очень устал, теперь я посижу». Если вы думаете, что можете посидеть, у вас еще есть энергия хотя бы для того, чтобы сидеть. Вы должны израсходовать в кружении даже эту энергию, пока ваше тело не рухнет само по себе.

Это уникальное переживание — почувствовать, что вся ваша энергия исчерпана и ваше тело падает, так что вы не можете ни остановить танец, ни продолжать танец, ни помешать падению тела, вы просто видите, как оно падает. В этот миг внезапно появляется свидетель. А ксгда тело совершенно истощено, органы чувств не могут работать: все двери заперты, все мосты рухнули, и суфий попадает в свой центр.

Медитация в форме киртана, которую мы здесь делаем — часть танца суфиев. Ко мне приходят многие и говорят, что такого киртана в Индии нет! Да, это так, он не связан прямо с индийским киртаном: это не разновидность поклонения или ритуального воспевания. Он не связан с Кришной или Гопалой. Все эти слова просто предлог, это все равно, что крюток на стене. Это необходимо, чтобы довести вас до усталости. Поэтому тот, кто попытается что-то удержать, упустит самое главное. Вы должны изнурить себя, вы должны настолько полно и интенсивно расходовать энергию, чтобы дойти до полного изнурения. Ваше тело становится как труп, жизнь как будто покидает его. Это — тот миг, когда чувства останавливаются, и приходит проблеск внутреннего.

А как только это произошло, трудностей больше нет. Как только путь расчистился, нет нужды в том, чтобы вы изнуряли себя: теперь вы можете двигаться внутрь, просто закрыв глаза. Как только расчистился путь, и дорога ясна… Так мгновенная вспышка молнии темной ночью освещает весь путь. А как только дорогу стало ясно видно, хотя бы на миг, то даже если молнии нет, это неважно; вы можете продолжать свой путь даже в темноте. Теперь вы знаете, что дорога есть. Она здесь, вы видели ее, и теперь вы можете по ней шагать.

Всеиэти практики медитации нацелены на то, чтобы изнурить вас так, чтобы чувства расслабились просто от усталости. Есть способ напрягать их, чтобы они успокоились. Я не сторонник этого метода, так как чувства нельзя принудить к покою. Это то же самое, что попросить маленького ребенка посидеть спокойно: он может сделать это, но направит всю свою энергию на то, чтобы сидеть. Он будет напряжен, его руки и ноги будут двигаться туда-сюда. Он не может расслабиться, он не может успокоиться, он весь в напряжении. Но если вы попросите ребенка побегать, пробежаться десяток раз вокруг дома, тогда вам не придется просить его посидеть спокойно: после такой пробежки он сам спокойно посидит. И это будет совершенно другое спокойствие. В нем не будет напряжения, не будет беспокойства. Это станет своего рода радостью, великим облегчением, проблеском расслабления среди покоя.

Нагрузите свои чувства так, чтобы они могли расслабиться хотя бы на миг, на тот миг, когда вы сможете обратиться внутрь.

Тот: чей интеллект незрел, в поиске внешних удовольствий, попадает в ловушку смерти, которая подстерегает его повсюду. Разумные, те, кто осознают состояние сознания вне смерти благодаря осознанности, отбрасывают все желание поиска временных наслаждений этого мира.

Разум означает только следующее: незначительное должно видеться как незначительное, а важное должно восприниматься как важное. Неважно чего вы желаете в этом мире: во-первых, если вы этого не получаете, вы несчастны, во-вторых, если вы это получаете, вы не становитесь счастливым. Человек желает богатства: он несчастлив до тех пор, пока не получит его, но как только он получает его, оказывается, что он ничего не достиг. Он накопил много денег, и что дальше?

Чего бы вы ни желали в прошлом, вы были несчастны если не получали это. Но когда ваши желания осуществились, разве вы обрели счастье? Нет, только пока желание не исполнялось, казалось, что его исполнение принесет счастье. В этом мире реально несчастье, счастье — это только надежда — оно только в неисполненных желаниях. Как только вы что-то получаете, то обещание счастья, которое в них, казалось, было, исчезает. Поэтому никто и нигде не счастлив.

У меня есть друг. Когда он был членом Национального собрания, он обычно говорил мне: «Благослови меня. Я больше ничего не хочу, просто благослови меня, чтобы я стал заместителем министра в правительстве».

Я сказал ему: «Ты им будешь, потому что эта навязчивая идея не покинет тебя, пока ты им не станешь. Но если ты думаешь, что это сделает твою жизнь очень счастливой, ты ошибаешься».

Он стал заместителем министра и снова пришел ко мне и сказал:

«Теперь у меня только одно желание — стать министром».

Я спросил его: «Ты столько лет думал, что будешь счастлив, когда станешь заместителем министра, случилось ли это?»

Он сказал: «Быть заместителем министра ничего не значит. Можно что-то сделать, только став министром». Потом он стал и министром, но теперь он уже поговаривает о том, чтобы занять пост премьер-министра.

Я спросил у него: «Когда ты остановишься? Извлеки хоть какойнибудь урок из прошлого опыта!»


Человек несчастлив, где бы он ни был. Трудно найти счастливого человека. Встречали ли вы когда-нибудь счастливого человека? Счастлив единственно тот, кто счастлив в настоящем. Всякий человек, который полагает, что счастье где-то еще или в чем-то другом, что есть у него, обречен быть несчастным. А человек, который счастлив, где бы он ни был — это санньясин. Человек, который несчастлив, где бы он ни был — это мирской человек: он всегда живет в будущем, его счастье всегда в завтрашнем дне. Для него рай — это завтра, а сегодняшний день всегда пуст. Такой человек пожертвует сегодняшним днем ради завтрашнего. Он промотает свой сегодняшний день в угоду завтрашнему. Он пожертвует днем сегодняшним ради завтрашнего, чтобы попасть в какой-то будущий рай. А завтра никогда не приходит! — как только оно приходит, оно становится днем сегодняшним. И это сегодня он снова принесет в жертву этому завтра. Так он продолжает жертвовать своими «сегодня», и однажды у него в руках оказывается лишь смерть.

Эта Упанишада гласит:

Люди с незрелым, неразвитым интеллектом тратят жизнь в погоне за внешними объектами и наслаждениями. Умный человек, посредством собственного опыта, собственных экспериментов с жизнью, приходит к пониманию тайны, пониманию истины, что никакое блаженство не приходило извне — и никогда не придет. Его покидает само желание всех преходящих, внешних удовольствий.

Отбрасывают все желание поиска временных наслаждений этого мира.

Некоторые глупцы озабочены тем, чтобы отречься от внешних вещей, внешних приобретений. Но отказаться от желания внешних вещей — это одно, а отпустить внешние вещи — другое. И не только другое, а диаметрально противоположное. Человек, который раньше был занят накоплением вещей, теперь занят отречением — но он по-прежнему сосредоточен на внешних вещах. Есть люди, помешанные на деньгах, а есть люди, которые даже боятся притронуться к деньгам.

Я знаю одного так называемого святого: он пользуется известностью, и у него много последователей. Если вы дотронетесь до его тела монетой, он начинает сходить с ума. Его охватывает такой гнев, что в это трудно поверить. После даже случайного соприкосновения с деньгами он совершает омовение. По этой причине люди уважают его. Какое отречение! — ^ Но это безумие, это сумасшествие. Эта болезнь старая, она появилась не сейчас. Раньше, должно быть, он чрезвычайно интересовался деньгами. Это следует из того факта, что для него притронуться к деньгам невероятно трудно. Это свидетельствует о том, что в прошлом должен был испытывать страстный интерес к деньгам. И даже сейчас этот интерес продолжает сохраняться — только теперь с другим знаком. Интерес все тот же, просто по отношению к деньгам развилось другое чувство. Он не освободился от привязанности к деньгам, он все еще скован ею. Вчера он был привязан к ним как друг, а сегодня — как враг. Но человек должен относиться внимательно к другу и еще более внимательно к врагу. Где бы он ни собирался сесть, прежде всего, он хорошенько осматривается вокруг, чтобы удостовериться, что поблизости нет денег, нет никаких монет. Это продолжается днем и ночью, как если бы он совершал прабху-смаран, вспоминание божественного.

И таких людей, чьи желания и поведение переворачиваются с ног на голову, в этой стране много. Внутренне они остаются все теми же, они не изменились. Тот же человек сначала стоял на ногах, а теперь он стоит на голове — но это тот же самый человек, в нем совсем ничего не изменилось. С ним не произошла ни революция, ни преображение, но его поведение кажется революционным. Но это не так.

Внешние вещи не стоят того, чтобы за них держаться, не стоят они и того, чтобы от них отрекаться. Внешние вещи снаружи вас: вам не нужно ни держаться за них, ни отрекаться от них. Кто вы? Вы цепляетесь — это ваша иллюзия, вы отрекаетесь — и это тоже иллюзия. Как ваша привязанность, так и ваше отречение безразличны для внешних вещей.

Вчера вы говорили: «Это мой дом». Дом никогда не говорил, что вы его собственник, его хозяин. А если бы у дома была бы хоть капля сознания, он бы посмеялся над вами: «Какой странный хозяин! Перед ним были те, кто говорил то же самое, и еще раньше другие люди утверждали то же. И я знаю, что после него будут люди, которые скажут то же — что они мои хозяева». Потом в один прекрасный день вы говорите: «Я отрекаюсь от этого дома». Но дом никогда не был ваш, как же вы можете отречься от него? Говорить об отречении так же ненормально, как и провозглашать себя владельцем.

Только владелец может отречься. Реализованная душа ведает эту истину: если ты изначально не собственник чего-либо, как ты можешь от этого отрекаться или не отрекаться?

Отречение от желания — ваша глубинное внутреннее осознание того, что в этом мире нет таких вещей, за которые следует держаться или отрекаться. И держаться, и отрекаться в равной степени ошибочно. Человек, который придерживается такого нейтралитета — человек знания. Его желания уходят. Во внешнем мире он отбрасывает все амбиции.

Есть тот, по чьей милости человек воспринимает звук, касание, форму, вкус, запах, и г сексуальное наслаждение. Благодаря милости этого Единого человек познает, что все едино, и нет ничего кроме него.

Это — то.

Яма описывает божественное Начикете, то божественное, о котором он спрашивал. Первое, о чем говорит Яма, это: чем бы мы ни наслаждались в этом мире — вкусом, красотой, удовольствиями — все это происходит от божественного. Божественное стоит за всем, нет ничего, что было бы не от него. Вы можете наслаждаться вкусом, потому что вы здесь, внутри себя. Если вы уйдете изнутри себя, ваше тело не сможет ничего попробовать на вкус. Вы способны нюхать, потому что вы внутри себя. Если вас там нет, вы не сможете почувствовать запах. На чем основан весь ваш опыт этого мира? — на сознании, скрытом в глубине вас.

Ваше внимание направляется к цветку, источающему аромат, но оно не направляется к тому, кто ощущает аромат. Здесь три вещи: первая — распустившийся цветок, вторая — его аромат и третья — вы, сидящий, стоящий или проходящий мимо, и вы воспринимаете этот аромат. Три вещи: цветок, вы, присутствующий здесь и аромат, струящийся между вами и цветком. Объект познания, познающий и познаваемое. Это три вени, триединство — повсюду.

Но ваше внимание всегда направлено на объект, объект познания, вещь, которая познается. Ваши глаза устремляются к цветку. Вы говорите: «Какой прекрасный цветок!» Вы никогда не скажете: «Как прекрасно Я, воспринимающее этот аромат». Вы никогда не обращаете внимания на то, что вы — прекрасное сознание. У вас просто не получается помнить о том, что скрыто внутри в вас.

Но и аромат, и цветок не так ценны, как тот, кто делает возможным воспринять их. В любом опыте, который случается в вашей жизни, за всем стоит сознание.

Яма говорит: сознание, скрытое за тем, кто воспринимает все удовольствия — воспринимающий, который воспринимает также то, что здесь ничего нет. Кто способен воспринять также то, что все здесь тщетно, бессмысленно. Кто воспринимает также то, что ничто здесь не стоит воспринимать, ничто здесь не стоит, чтобы его достигать; что ничто на самом деле и не может быть достигнуто — это есть то. Вот то божественное, о котором вопрошал Начикета.

Яма дал первое свое определение божественного: это сознание, скрытое внутри вас, эта способность восприятия, этот источник вашей жизни — это то божественное, о котором спрашивал Начикета.

Итак, первое определение божественного таково: внутренний наблюдатель.

Разумные не печалятся, потому что они познали всепроницающую душу, благодаря которой приходит весь опыт восприятия, как в пробужденном состоянии, так и во время сна.

Это — драгоценная сутра, она стоит того, чтобы ее глубоко понять. Яма говорит: «Благодаря которой приходит весь опыт восприятия, как в пробужденном состоянии, так и во время сна» Это очень интересная вещь. Вы могли не заметить этого, вы могли это упустить. Но на это стоит обратить внимание, так как на этой основе в жизни могут открыться новые измерения. Ночью вы видите сны, и когда вы их видите, они кажутся вам реальными. Невозможно понять, что сон нереален в то время, когда вы его видите. Пока сон продолжается, он для вас совершенно реален. Даже самый нелогичный сон реален, пока вы его видите. Вы можете быть попрошайкой на дороге, но если во сне вы стали императором, у вас не возникает и тени сомнения: «Как я могу быть императором? Я же просто нищий!» Итак, даже если нищий видит себя во сне императором, он полностью верит в это.

Каждый верит во сны. До сих пор я не встречал ни одного человека, кто бы был атеистом, неверующим во сны, кто бы относился с подозрением к ним, сомневался бы в них. Человек вынужден верить, что сон реален. И не только нищий верит, что он император: даже император, который видит себя во сне нищим, верит в это. Во сне может произойти любые рациональные и иррациональные события, и у вас не возникает никаких сомнений. Неважно, что происходит, неважно, насколько все это странно — ваш ум полон веры в происходящее.

Все сны реальны, пока вы их видите. Только когда сон кончается, когда вы пробуждаетесь, только тогда он становится нереальным. В тот миг, когда вы просыпаетесь и обнаруживаете, что лежите в постели или сидите под деревом, мысль о том, что вы нищий или император — все эти хитросплетения сна немедленно разрушаются. Вы скажете, что все это неправда.

Но вот еще что интересно: когда вы ночью оказываетесь во сне, все, что вы видели, пока бодрствовали, становится вымыслом для вас, еще большим вымыслом, чем сон-явь. Ведь сон в какой-то степени остается в памяти даже после того, как вы проснулись, но опыт, который у вас был в бодрствующем состоянии, во сне полностью забывается. Когда утором вы просыпаетесь, вы можете вспомнить что-то из своего сна, но когда ночью вы засыпаете, разве что-нибудь из опыта в состоянии бодрствования остается? Нет, вовсе нет.

Вот почему индийские мистики, которые кое-что понимали в психологии, говорили, что состояние сна — это даже более глубокий опыт, чем состояние бодрствования. Пробужденное состояние не может полностью стереть вашу привычку спать. Часть опыта сновидений остается в вашем сознании, когда вы просыпаетесь утром. Но состояние сновидения полностью стирает ваше пробужденное состояние. Во сне вы забываете полностью о пробужденном состоянии, ни капли. Определенно течение состояния сновидения сильнее.

Пробужденное состояние становится ложным, когда вы спите, а ваше сонное состояние сохраняется, когда вы бодрствуете. Тогда что же реально.


Есть очень известная история из жизни Чуан-Цзы.

Однажды ночью ему приснился сон, и когда он проснулся: он уселся в кровати и опечалился. Его ученики спросили: «Ты печален? Что случилось?» Чуан-Цзы ответил: «Ночью мне приснилось, что я стал бабочкой!»

Ученики сказали: «Бросьте, мастер, вы не должны печалиться из-за того, что вам приснилось это! Теперь то вы пробуждены!»

Чуан-Цзы ответил: «нет, нет! Очень странная трудность появилась у меня, и теперь я полностью потерян. Если во сне Чуан-Цзы смог стать бабочкой, кто теперь знает, возможно, я бабочка, которой снится, что она — это Чуан-Цзы. Если Чуан-Цзы могло присниться, что он — бабочка, что мешает бабочке видеть сон о том, что она — Чуан-Цзы. Кто я теперь? Пробужденный Чуан-Цзы, или спящая бабочка? Прямо сейчас я бабочка, которой снится сон, или я действительно настоящий Чуан-Цзы?»


Сны делают пробужденное состояние нереальным, а пробужденное состояние делает сны нереальными. И тогда что можно считать реальным? Ни то, ни другое. Только наблюдатель, который присутствует и в том, и в другом состоянии, реален. Ночью, присутствует одно: наблюдатель, который наблюдает сны. И днем присутствует то же самое: наблюдатель, который наблюдает весь опыт пробужденного состояния. Сны меняются, меняется пробужденное состояние, но наблюдатель постоянно присутствует, не меняясь.

Этот наблюдатель реален, он есть истина. Все, что видимо, становится нереальным, только видящий остается реальным.

Помните, даже для того чтобы видеть ложное, нужен реальный видящий. Даже для того, чтобы наблюдать ложные сны, нужен реальный наблюдатель. Если нет видящего внутри, ложное также не может быть увидено.

Поэтому следующее, что говорит Яма:

Разумные не печалятся, потому что они познали всепроницающую душу, благодаря которой приходит весь опыт восприятия, как в пробужденном состоянии, так и во время сна.

Тот, кто познал видящего, никогда не будет грустить вновь.


Есть очень популярная китайская история об императоре, чей единственный сын начал болеть, и был при смерти. Император не спал всю ночь, заботясь об умирающем сыне. Около четырех утра он уснул. Он хотел не спать всю ночь из-за того, что его сын умирал. Как отец, он хотел быть рядом со своим сыном в последние мгновения его жизни. Но он вздремнул.

И во сне императору приснилось, что он стал императором всего мира. У него было двенадцать сынов, и у каждого был свой золотой дворец, потому что его империя была баснословно богатая. И когда он видел этот сон, его сын умер. Его жена начала громко рыдать в печали, и император проснулся.

И когда он проснулся, вместо того, чтобы плакать над этой трагедией, император начал смеяться. Жена спросила у него: «Ты что, сошел с ума от печали? Почему ты смеешься?»

Император сказал: «Я смеюсь из-за того, что не способен решить изза кого я должен плакать. Всего лишь мгновение назад у меня было двенадцать сынов, да еще таких красивых, я еще никогда раньше не видел таких красавцев. У меня была огромная империя, бесчисленные сокровища, и теперь все это исчезло. Когда я был с двенадцатью сыновьями, я полностью забыл о своем сыне. Я даже забыл о его существовании. Что же говорить о его смерти? Теперь мои двенадцать сынов исчезли, они умерли, и этот сын также умер. И я не понимаю, из-за кого я должен плакать? Что же реально?

Но не были реальными ни двенадцать сынов во сне, ни один сын в пробужденной жизни. Единственная реальная вещь — это видящий. Тот, кто начинает видеть этого видящего, сделал первый шаг к тому, чтобы стать сидхой, осуществленным. И тогда никакая печаль и несчастье не могут прикоснуться к вам. Потому что печаль и несчастья возникают из-за того, что вы привязываетесь к внешним объектам. И тот, кто укоренен во внутреннем видящем, во внутреннем наблюдателе, не будет больше иметь причины для страдания. Блаженство станет его естественным состоянием.

Тот, кто знает, что божественное так близко от него, божественное, которое приносит плоды деятельности, которое дает всем жизнь, которое управляет прошлым, настоящим, и будущим, благодаря этому знанию никогда не будет осуждать никого. Это — то.

Если вы начнете воспринимать видящего, если ваше внимание начнет передвигаться от наблюдаемого, и если возникнет даже слабая гармония с видящим, вы обнаружите, что к вам нет ничего ближе божественного. В таком состоянии, в котором вы находитесь сейчас, божественное — это ничто иное, как пустое слово для вас. Когда вы думаете о Боге, вы представляете его сидящим на облаке на высоком троне. И вам кажется, что нужно проделать огромное путешествие для того, чтобы прийти к нему. Но он расположен прямо здесь, прямо за вашим дыханием.

Магомет сказал, что ваша сонная артерия настолько близка к вам, что если вы ее перережете, вы немедленно умрете, но божественное даже ближе к вам, чем эта сонная артерия. Она ближе всего, потому что вы и есть то. Но это понимание придет к вам лишь тогда, когда ваше внимание начнет переключаться на видящего. Тогда божественное станет самым близким. И помните о том, что тот, кто начинает чувствовать божественное таким близким внутри себя, также начнет чувствовать, что оно внутри каждого.

Это главный закон жизни: то, что вы видите внутри себя, вы начинаете видеть внутри каждого. Если вы вор, вы начинаете видеть вора в каждом, и вам кажется, что все хотят обокрасть вас. Если вы сами нечестные, вам никто не покажется честным. Вам будет казаться, что все пытаются обмануть вас. Что окружающие прячутся за маски и в любое мгновение могут обмануть вас.


Я слышал как два юноши, которые были друзьями, шли по улице. Они были карманниками, и путешествовали вместе. Один из них время от времени засовывал руку в карман и смотрел, все ли там в порядке. Другой делал то же самое. И вот один из них спросил у другого: «Почему ты все время лазаешь в карман, что у тебя там есть?» Тот ответил: «У меня есть карманные часы, и мне приходится время от времени проверять, на месте ли они, а что ты все время смотришь в своем кармане?» Другой ответил: «А у меня там лежат деньги, и мне также приходится время от времени смотреть, не украли ли их?»


Мнение, которое у нас складывается об окружающих, глубоко внутри, складывается из мнения о себе. Если вы чрезвычайно бдительно наблюдаете за тем, не украли ли у вас что-то, поймите, что вор спрятан у вас внутри. Иначе вас бы так не волновали воры. К чему так волноваться из-за воров, если за этим не стоят ваши собственные идеи? Ваши представления о других — это ваши представления о себе. Вот почему злой человек никогда не может поверить в то, что в людях может быть добро. Злой человек верит в то, что добрый человек только притворяется хорошим. И поэтому злой человек все время пытается доказать только одно: если вы говорите ему, что какой-то человек хороший, он пытается доказать вам обратное, он жмет плечами и говорит: «Просто подожди! Однажды ты узнаешь, какой он на самом деле! Ничего нельзя долго скрывать. Скоро истина выйдет наружу!» И он будет настойчиво пытаться доказать вам, что этот человек злой. Он полностью верит в то, что другие плохие, и добро считает притворством.

Только хороший человек верит в то, что другие могут быть хорошими. Хороший человек не верит в то, что другие — плохие. Почему он должен так думать? Причем помните, если вы мгновенно верите в то, что кто-то другой — плохой, не пребывайте в иллюзии и не считайте себя хорошими. Таков критерий. Хорошему человеку очень трудно поверить в то, что другие плохие. Даже в том случае, если другие действительно плохие. В точности также, плохому человеку трудно поверить в то, что другие — хорошие. Даже в том случае, если другие действительно хорошие.

Вы просто не можете верить в то, что выходит за пределы вас самих. Поэтому если вы начнете ощущать наблюдателя в себе, вы также начнете ощущать, наблюдателя во всех остальных. Наблюдатель не сосредоточен на теле, он начинает видеть внутреннее. Он чувствует божественное повсюду вокруг, поэтому он не может осуждать никого.

Осуждение становится невозможным только тогда, когда вы сможете увидеть божественное в других. Лишь тогда будет возможно восхваление, потому что причины для осуждения не останется. Все, что вы видите вокруг — дьявольское. И поэтому вы продолжаете окружать окружающих. Дьявол будет видеть дьявольское. Божественный человек будет видеть божественное. Таковы, каковы вы есть, вы будете воспринимать и окружающее. Это проекция вас самих, того же опыта. Лишь в тот день, в который вы перестаете видеть плохое, вы можете считать, что добродетель поселилась в вас.


Рабия была женщиной суфием, мистиком.

Есть слова в Коране, которые говорят о том, что нужно ненавидеть дьявола. И она вычеркнула эти слова из своего Корана. Это считается очень невежественным, неразумным и некультурным — менять то, что написано в Коране. В Коране нельзя ничего менять, нельзя ничего менять в Ведах и Гите. Другой мистик, Хасан, гостил в доме Рабий. Рано утром он взял Коран Рабий и начал его читать. После чего он заметил, что в нем вычеркнута одна строчка. Там была сделана поправка. Хасан закричал: «Кто тот глупец, который совершил этот грех? Как можно делать исправления в Коране?»

Рабия ответила: «Это я сделала исправления, я сама вычеркнула эту строчку».

Хасан спросил с удивлением: «Рабия, неужели это ты совершила такое святотатство, такое кощунство?»

Рабия сказала: «Мне было очень трудно. С тех пор, как я начала переживать божественное, я не вижу никакого дьявола вокруг, поэтому кого я должна ненавидеть? Эти слова больше не относятся ко мне. Они больше не представляют для меня ценности. Где этот дьявол? Теперь, если бы даже дьявол стоял передо мной, я бы увидела в нем лишь божественное. Поэтому я больше не могу ненавидеть. Именно поэтому я вычеркнула эту строчку. Но в моем Коране не должно быть ничего такого, что не имеет ценности для меня».


Эта сутра говорит о том, что как только человек чувствует, что божественное рядом, что оно самое близкое, он больше не может никого осуждать. Восхваления и осуждение становятся естественными для него, потому что он начинает видеть божественное в каждом. Один и тот же свет во всех лампах.

Это — то.

Тот, кто видит не рожденного, того, кто существовал до возникновения пяти элементов, всевышнего, который вырастает из чистоты, единого, который однажды вошел в самые сокровенные глубины сердца всех живых существ, и с тех пор пребывает там, лишь тот истинно видит.

Это — то.

Кто действительно видит? У кого есть правильное видение? И если видение неправильное, божественное увидеть нельзя. Поэтому кто видит правильно, истинно? Лишь тот, кто признал не рожденного, вечного единого, который спрятан во внутреннем святилище в сердце каждого.

Сердце рождается, оно появляется однажды и однажды исчезнет. Тело возникает и уничтожается: оно рождается и умирает. Но есть не рожденный во внутреннем святилище сердца. Он никогда не рождался и никогда не умрет. Тот, кто его видит, видит истинно. Только у него есть глаза, все другие слепые. С точки зрения внутреннего видения, все другие — слепые. Неважно, насколько вы умелые в том, чтобы видеть внешнее. Если вы не можете увидеть себя, не важно, есть ли у вас глаза, или нет.

Эти Упанишады говорят, что лишь тот, кто осознает не рожденного, вечного, того, кто пребывает в сокровищнице сердца, видит истинно, и это есть то божественное, которое ищет Начикета.

Тот, кто видит богиню Адити, она жизнь внутри жизни, она живет во всех живых существах, она однажды войдя в самые сокровенные глубины сердца всех живых существ, уже никогда не покидает сердца, лишь тот истинно видит.

Это — то.

Символ жизиенной энергии — это Адити. Символ энергии жизни — это Адити. Тот, кто распознал поток жизни, который течет внутри…

Вы распознаете тело, но тело — это не река этого тока, это берег реки. Река жизни течет между двумя берегами тела. Мы видим берега, но мы не видим реки. Эта река подобна реке Сарасвати, невидимая река. Видны лишь берега. Сухой берег может быть увиден, но не сама река.

Тело — это только берег реки. Нечто невидимое течет с поддержкой тела. В каждое мгновение энергия течет в каждой вашей клеточке, но энергия невидимая.

Эти электрические лампочки здесь горят, лампочки видимы, но энергия, которая течет через лампочки, не видима. До сих пор пока никому еще не удавалось увидеть электричество. Можно увидеть только его проявления, его следствия. До сих пор пока ни один вид энергии не был виден нашим глазам непосредственно. Мы могли видеть только проявления, выражение энергии. Есть электричество, лампочки зажжены, вентилятор крутится, но все это лишь следствия. Но что такое действительное электричество? Пока Никто еще не видел его, и никто никогда его не увидит.

Энергия не может быть увидена. Энергия бесформенна, без очертаний. Вы гуляете, вы стоите, сидите, говорите — все это можно увидеть. Но кто действительно ходит, кто стоит, кто разговаривает, а потом умолкает? Этот единый не видим вам. Имя этой жизненной энергии — Адити. Тот, кто познал Адити внутри себя, действительно видит.

Бог огня хорошо защищен. Он спрятан и живет внутри арани, огня живущего в дереве, подобно тому, как лоно беременной женщины защищено и наполнено, бог огня достоин того, чтобы ежедневно ему поклонялись те, кто в этом нуждается.

Это — то.

В древние времена, когда не было другого способа для того, чтобы разжигать огонь, это осуществлялось благодаря тому, что две палочки терли друг о друга. Эти палочки назывались арани. Спрятанный огонь проявлялся благодаря трению, но огонь уже был, просто он был спрятан в дереве. Вы видели кремень? Огонь, спрятанный в кремне? Когда кремень трется, возникает искра. Ничто не создается этим трением. Благодаря нему просто проявляется искра. То, что находилось в спящем состоянии, стало проявленным.

Божественное спрятано в вас. Вопрос лишь в том, чтобы тереть. Нужны какие-то усилия, само очищение, какая-то медитация. И спящее становится проявленным. И начинает гореть пламенем. Но если человек просто сидит рядом с двумя палочками, ночь холодная, идет снег, он дрожит от холода, но просто сидит рядом с двумя палочками, ничего так и не произойдет. Огонь находится в спящем состоянии и просто лежит там, прямо перед вами. И вопрос лишь в том, чтобы потереть две палочки, и огонь проявится. Тьма исчезнет, холод будет разрушен. Может проявиться Бог Огня.

Поклонение огню очень древнее. Такова была изначальная причина, которая стояла за поклонением огню: даже огонь спрятан в материи, и его нужно проявить, божественное также спрятано, и его нужно проявить.

Есть еще другая причина, по которой к огню всегда относились с благоговением. Одно из качеств огня заключается в том, что он всегда движется вверх, он всегда направляется вверх. Даже если вы перевернете глиняную лампу вверх дном, пламя все равно будет подниматься вверх. Вы можете перевернуть вверх дном лампу, но вы не сможете перевернуть вверх дном огонь.

Вода течет вниз, огонь движется вверх. Но даже вода начинает двигаться вверх с помощью огня. Она становится горячей, кипит и потом превращается в пар. Направление ее потока поворачивается обратно, и сама природа воды меняется. То, что обычно текло вниз, начинает течь вверх, в небо.

В древние времена, человек понял, что кроме огня ничто больше не движется вверх. Огонь направлен против сил притяжения. Земля тянет вниз, но она не может притянуть огонь к земле. Огонь верит в левитацию. Огонь движется вверх и земля не может с этим ничего сделать.

Огонь становится символом сознания, которое движется вверх. А божественное, вселенская сущность, это название того сознания, которое движется вверх. Этот огонь спит внутри каждого. Все составляющие находятся внутри вас. И вопрос лишь в трении. Трении называется садхана, духовная дисциплина. Вы должны немного потрястись должны создать какое-то трение между арани, которые спят внутри вас. Весь опыт медитации, которую я вам даю, направлен на то, чтобы создать трение между арани. Люди приходят и спрашивают меня: «Если я буду выполнять динамическую медитацию сидя, будет ли это неправильно?» Но, на самом деле, они спрашивают: «Может ли загореться огонь, если арани будут лежать спокойно?» Нет, он не возникнет. Вам придется тереть два кусочка дерева. Энергия внутри вас должна пройти через какое-то трение. Если бы она была чем-то, что может случиться без какого-либо усилия с вашей стороны, это бы случилось давно. Но это не случилось. Какие-то усилия необходимы для того, чтобы зажечь свечу.

Из него рождается бог солнца, и в нем бог солнца исчезает, все боги сдаются ему, никто не может превзойти этого божественного.

Откуда рождается солнце, и в ком оно умирает, откуда вырастает жизнь, и в ком жизнь исчезает. Этому конечному назначению, этому изначальному источнику предаются боги…

Никто не может превзойти этого божественного.

Божественное — это изначальный источник всего и конечная обитель также. И нет пути, чтобы превзойти это. Божественное нельзя превзойти, потому что после того, как вы превосходите все, приходит божественное. И нельзя превзойти его, оно — высшее. Это высший предел существования.

Это — то.

Божественное здесь, попытайтесь понять эту сутру.

Божественное, которое здесь, также там. Божественное, которое там, также здесь. Тот, кто видит божественное в этом мире как множество, будет скитаться в круговороте рождений и смертей.

А если кто-то говорит, что высшая реальность не здесь, но в другом мире, этот человек просто невежественный. Если он говорит, что высшая реальность не там, а только здесь, он в иллюзии. Высшая реальность повсюду. Спрятанная в вас сущность всего здесь, там, и на этом берегу, и на другом. Существование распространяется, и можно сказать, что оно просто есть. Не думайте, что высшее на другом берегу, оно есть и в этом мире. Нужен лишь глаз, который может видеть. И тот, у кого есть глаза для того, чтобы видеть, сможет увидеть его прямо здесь.

И помните о том, что тот, кто не способен видеть его здесь, не сможет увидеть его и в другом месте. Все зависит от глаза, способного видеть. Когда это око рождается, вы видите божественное, оно проявляется повсюду. Если это око спит, божественное не проявляется нигде.

Но люди продолжают обманывать себя. Они говорят: «Оно не проявляется просто из-за того, что его нет здесь, оно есть только в другом мире». Так слепые защищают себя. Позже они даже не вспоминают о том, что причина того, что они не могут видеть в том, что они слепы.

Слепые создают рай, небеса, другой мир, мечты о том, чего нет. Но все это ничто иное, как просто их попытка сказать: «Если мы не можем видеть это, так происходит не потому, что с нами что-то не так. Мы не можем этого видеть просто потому, что этого нет здесь. Когда мы попадем в другой мир, мы сможем увидеть это». Это успокаивает слепых.

Но помните о том, что эта сутра говорит что-то. Она говорит, что божественное и здесь, и там. Если вы не можете его видеть, причина не в том, что его здесь нет. Вы не можете его увидеть просто из-за того, что у вас нет глаз. И нужно усилие, чтобы этот глаз появился.

Есть известное высказывание Ринзая, дзенского мастера. Эти слова обсуждались на протяжении столетий. Высказывание выглядит парадоксальным. Ринзай говорит: «Мир и нирвана — это одно и то же». Это противоречивое утверждение. Вы говорите: «Отрекитесь от мира, отбросьте все». А Ринзай говорит: «Мир и нирвана — это одно и то же. Делающий хотя бы маленькое отличие между ними, невежественен».

Если бы Ринзай прочел эту сутру из Упанишад, он бы от радости заплясал. Он бы сказал: «Правильно! Тот, кто здесь, также там. Мир и нирвана едины». Различие возникает только из-за нашей слепоты. Слепые не видят его здесь, но, тем не менее, они не понимают того, что у них просто нет глаз для того. Вместо этого они думают: «Его нет здесь, поэтому его нельзя искать здесь. Когда мы попадем в другой мир…»

Поэтому, по мере того как человек становится старше, и ему кажется, что другой мир приближается к нему, он становится религиозным. В храмах, в мечетях, в гурудварах много стариков. Вы не увидите там много молодежи. И если иногда вы увидите там молодых людей, будьте уверены, по той или иной причине они состарились раньше срока. Чтото с ними не так. Даже старики посмотрят на молодых с удивлением: «Почему они здесь?» Они говорят сыновьям: «Религия еще не для вас. Для нее есть надлежащий возраст. Когда вы состаритесь, тогда…»

На самом деле, когда смерть начинает приближаться, когда вы начинаете осознавать, что вскоре, возможно, вы можете оказаться в другом мире, вы начинаете становиться религиозными, потому что высшая реальность не в этом мире.

Но ситуация обманчива. Тот, кто еще не религиозен здесь, не станет религиозным там просто из-за того, что он умер. Смерть не даст глаз, чтобы видеть высшую реальность в следующем мире тому, кто не способен увидеть высшую реальность здесь. Такие, как вы есть, если вас внезапно поместить в другое измерение, вы будете видеть тот мир также. Вы начнете устраиваться, вы начнете создавать мираж, семью. Вы начнете его обустраивать там таким же, каким он был здесь.

Но разумный человек видит только свободу, только освобождение уже в этом мире. И он не может видеть по-другому.

Божественное, которое здесь, также там. Божественное, которое там, также здесь. Тот, кто видит божественное в этом мире как множество, будет скитаться в круговороте рождений и смертей.

Не как единство… Это также нужно понять четко. Мы видим этот мир во множестве. Деревья отдельные, скалы отдельные, вы отдельные, я отдельный, соседи отдельные. Все отдельное, все разделено, не едино. Ваше положение подобно луне, которая ночью выходит в небе, и есть тысячи прудов, и озер, и хранилищ воды на земле, она отражается во всех них. Луна в небе одна, но этих отражений миллионы. Если вы будете считать каждое отражение отдельным и будете думать, что таково число лун, и вы не поднимете глаз к одной луне, которая отражается во всех остальных…

Все существование этого мира, все формы есть отражение единого божественного. Внутри вас, в озере вашего сознания, находится отражение этой единой реальности.

Эта сутра говорит, что кто-то видящий реальность здесь в виде множества, будет бродить бесцельно и переходить от одного рождения к другому, от одной смерти к другой. Кто-то видящий реальность единой здесь освободится в это самое мгновение. Познать Единое — это высшее знание, а продолжать видеть множество — это невежество.

А теперь приготовьтесь к медитации.









Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке