Тренер должен быть личностью требовательной, внимательным не только к игрокам, но и у...

Тренер должен быть личностью требовательной, внимательным не только к игрокам, но и уметь взглянуть на себя со стороны, быть самокритичным. Без этого трудно рассчитывать на успехи в работе. Отсутствие этого качества истолковывается спортсменами как неумение руководить строго и честно. Футболисты ведь многое знают, от них мало что можно скрыть. Поэтому если кто-то в тренерском штабе ошибается, то это нужно открыто признать, собрать команду и сказать правду. Тогда ребята сплотятся и еще больше будут уважать своих наставников.

Часто начинающие тренеры, чтобы избежать подобных характеристик в свой адрес, с первых дней работы начинают придирчиво относиться к выполнению своих распоряжений, всякий недочет рассматривают как грубейшее нарушение. Желая создать о себе мнение как о руководителе, они незаметно для себя переходят грань от жесткости к жестокости, что чревато нарушением другого принципа межличностных отношений – справедливости требований. Такая «требовательность» заранее обречена на неудачу, чревата воспитанием у спортсменов таких нежелательных качеств, как безропотное и бездушное исполнение распоряжений тренера, механическое подчинение его воле, заискивание, стремление сделать все в угоду тренеру и т. д.

Строгость в системе «тренер – спортсмен» должна иметь пределы. Нельзя сковывать инициативу своих учеников, пресекать их свободу действий, иногда даже шалости, ограничивать их фантазию и нестандартность мышления. Излишняя строгость и даже деспотизм проявляются у «декабрьских», «февральских», «ноябрьских», «июльских» в зависимости от имени и отчества. С таким человеком невозможно тренироваться и решать турнирные задачи, а футболистам с неуравновешенным характером будет очень сложно работать с такими наставниками. Ведь помимо профессиональных качеств педагога тренер должен быть старшим товарищем спортсменов.

Оптимальные требовательность и строгость в отношении ко всем ученикам – не только способ поддержания дисциплины, организованности, но и демонстрация равного распределения симпатий между членами коллектива, одинакового по интенсивности общения с ними. Эта же линия в поведении тренера предполагает его способность к критике недостатков и объективной оценке просчетов, допущенных коллективом. Умение сделать это без унижения личности критикуемого помогает избежать конфликтных отношений. Тренер должен требовать тактичного поведения и от своих учеников, решительно пресекать попытки свалить вину за общую неудачу на одного спортсмена, осмеять или оскорбить кого-то.

Немаловажное значение в формировании характера отношений «по вертикали» имеет такое качество тренера, как забота о своих учениках, понимание их нужд и проблем, помощь им в удовлетворении их потребностей. Справедливость требований, внимание и участие в судьбе своих воспитанников – качества, за которые тренеру прощается даже то, что вызвало бы затяжной конфликт и разрыв отношений. Эти качества вызывают чувства симпатии и уважения к тренеру, а в сочетании с профессиональными знаниями они создают авторитет.

Тренер как формальный лидер должен отличаться исключительно лабильным поведением, быть выразителем идей, настроений и желаний своих учеников. Если они, конечно, не противоречат основным принципам и целям команды. В связи с этим он должен особое значение придавать своим контактам с неформальными лидерами, так как полное взаимопонимание и общность в оценках и мнении с ними способствуют воспитанию единомышленников тренера, проводников его концепций, планов, решений, требований и т. п. С этой миссией неформальные лидеры, как правило, справляются успешно, потому что они самые уважаемые и авторитетные люди в группе.

Опытные наставники при появлении у спортсменов по отношению к ним эмоциональной неустойчивости, нервозности, неадекватной реакции стараются в одних случая временно прервать свои взаимоотношения с подопечными, покинуть их на несколько дней, в других – разнообразить их быт, развлечения, досуг, характер тренировочных занятий. Посещение культурно-массовых мероприятий, дискотек, экскурсии, встречи с артистами, игровой характер тренировочных уроков – эти и другие подобные мероприятия способствуют устранению отрицательных последствий групповой изоляции.

В качестве иллюстрации приведу высказывания великого тренера Валерия Васильевича Лобановского:

«Тренер – это творческая личность. А творческая личность имеет право на ошибку…»

«Категоричность суждений свойственна невеждам. Это не мои слова, а Достоевского».

«Если молодого тренера приглашают в команду, которая заняла второе место в чемпионате и была в финале Кубка, то тренера приговорили к достижениям. Это приговор: хочешь – берись, хочешь – нет».

«Я часто вспоминаю высказывание Станиславского: “Настоящий мастер – это 1 % таланта и 99 % трудолюбия”»…

«Сейчас футбол становится многим неинтересен: кому понравится, если за матч команды делают всего по 5 ударов по воротам соперника? Но игра развивается в таком направлении, ничего не поделаешь. Это действительно военный конфликт, в котором все направлено на достижение результата. И зрелищность должна менять свои оттенки. Раньше был футбол искренний, честный. Никто, правда, так и не дал объяснения, что это значит. В любом случае сейчас футбол – военный конфликт, в котором команды пытаются обыграть друг друга. Надо переключаться на жесткую, порой грубую игру. Таков футбол, и нужно от этого получать удовлетворение. От того, как футболисты ведут борьбу за мяч, от того, как они вступают в эту борьбу, от того, что при этом они находятся в таком состоянии, что готовы подраться… То есть сейчас у футбола совсем другие оттенки. И невозможно возродить игру, скажем, 15-летней давности».

«Я не волшебник и никогда на подобную роль не претендовал».

«Те, кто не ходит на стадион, не имеют права говорить о футболе».

«Одна игра сборной стоит где-то 5–6 игр чемпионата. И примерно один год жизни».








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке