Глава 15. Стиль ян

Плавные и грациозные движения, приносящие здоровье

Очень немногие люди строят занятия по тай-цзи цюань на концепции инь — ян. Именно поэтому так мало учеников становятся настоящими мастерами.

Самый популярный стиль тай-цзи цюань

Благодаря всеобщему заблуждению современных людей Запада относительно того, что созданный Ян Лу Чанем (1799–1872) стиль ян является единственной школой тай-цзи цюань, это направление получило наиболее широкое распространение.

Мастер тай-цзи во втором поколении Ян Бан Ху сформулировал сущность этого стиля в девяти стихотворениях, объединенных общим названием «Девять секретов тай-цзи цюань». Ниже приводится одно из них, озаглавленное «Тайна инь — ян».

      Немногие владеют тайною инь — ян.
      Двоякость твердости и мягкости проявит свой характер
      В искусстве поглощения и извержения,
      Всплытия и погружения.
      Фронтальное или фланговое взаимодействие
      Воспринимается или высвобождается.
 И, трансформируясь, движение сменяется покоем,
А созидание заменит управленье, потребности реальной повинуясь.
Отход и наступленье — все в движенье
Тяжелого и легкого;
      И пролегает явственная грань меж сущностным  и видимым.

Поскольку перевод стихотворения не только искажает рифму и размер, но и сбивает с толку читателей, не знающих китайского языка и не знакомых со спецификой терминологии тай-цзи цюань, считаю необходимым дать более подробные построчные пояснения.

Очень немногие люди строят занятия по тай-цзи цюань на концепции инь — ян. Это одна из причин, по которой так мало учеников становятся настоящими мастерами. Концепция инь — ян, применительно к искусству тай-цзи цюань, отражена в дуалистическом единстве следующих понятий: твердое — мягкое, поглощение — извержение, всплытие — погружение, отход — наступление, созидание — управление (созданным), легкое — тяжелое и видимое — сущностное.

«Твердость» (жесткость) и «мягкость» применимы к понятиям техники и силы и используется в зависимости от конкретной ситуации. «Поглощение» соответствует отклонению корпуса назад с целью свести на нет инерцию атакующей силы противника, а «извержение» символизирует контратакующее движение вперед. «Всплытие» и «погружение» символизируют отклонение атаки противника вверх или вниз, которое, в свою очередь, в зависимости от конкретных обстоятельств, может быть «жестким» или «мягким».

Выполняя любое движение со стороны или лицом к лицу с противником, следуя за атакующим движением оппонента или проводя собственную контратаку, следует ориентироваться на баланс между инь и ян. В постоянно изменяющейся боевой обстановке состояния покоя и активности также должны чередоваться по принципу инь — ян. Например, выполняя стремительное движение (ян) вы должны быть абсолютно спокойны (инь); и наоборот, физический и духовный покой всегда сопровождается непрерывным движением потока внутренней силы.

Во время схватки можно перехватить у соперника инициативу и провести серию приемов, вынуждая его обороняться. Можно поступить иначе: отдать инициативу противнику, перейти к обороне и выжидать наиболее благоприятного момента для неожиданной контратаки. Когда «момент истины» настанет, вне зависимости от ситуации, вы можете осуществить как фронтальную, так и фланговую атаку.

Не менее важно осознавать смысл понятий «легкое — тяжелое» и «видимое — сущностное». Например, атака должна быть одновременно «легкой» (то есть стремительной) и «тяжелой» (мощной). Если удар не достиг цели, атака становится «видимой», и вам нет необходимости использовать возвратную силу в момент контакта; и наоборот, в случае удачного выполнения приема следует применить мощь. «Тяжесть» всегда должна сопровождаться «легкостью», то есть сильные руки должны быть ловкими, а стабильность стойки не влиять на свободу движений.

Приемы стиля ян

Представленный ниже комплекс приемов был составлен мастером в третьем поколении Ян День Фу. Он состоит из 85 приемов, которые я сократил (убрав многочисленные повторы) до 70.

1. Начальный прием тай-цзи.

2. Ухватить воробья за хвост.

3. Кнут.



4. Поднятие рук.

5. Белый журавль хлопает крыльями.

6. Поворот колена с ударом (левый).



7. Игра на лютне.

8. Поворот колена с ударом (левый и правый).

9. Игра на лютне.



10. Поворот колена с ударом (левый).

11. Движение — перехват — удар.



12. Скреплено печатью.

13. Перекрещенные руки.

14. Отвести тигра назад, к горе.



15. Наблюдать из-под локтя.

16. Отражающая обезьяна.



17. Полет по диагонали.

18. Белый журавль хлопает крыльями.

19. Поворот колена с ударом (левый).



20. Иголка на дне морском.

21. Веер появляется из-за спины.

22. Удар кулаком снизу.

23. Движение — перехват — удар.



24. Движение — перехват — удар.

25. Ухватить воробья за хвост.

26. Кнут.

27. Облачные руки.



28. Кнут.

29. Понукание лошади.

30. Маховый удар правой ногой.



31. Маховый удар левой ногой.

32. Удар ногой с разворота.

33. Поворот колена с ударом (левый и правый).



34. Размашистый кулак.

35. Удар кулаком снизу.

36. Движение — перехват — удар.



37. Прямой удар правой ногой.

38. Ударить тигра (левый).

39. Ударить тигра (правый).

40. Удар ногой с разворота.

41. Жужжащие в ушах пчелы.

42. Прямой удар левой ногой.



43. Удар с разворота правой ногой.

44. Движение — перехват — удар.

45. Скреплено печатью.



46. Перекрещенные руки.

47. Отвести тигра назад, к горе.

48. Наклонный кнут.

49. Дикая лошадь распускает гриву.

50. Ухватить воробья за хвост.



51. Кнут.

52. Нефритовая девушка продевает нитку в челнок.



53. Кнут.

54. Облачные руки.

55. Низкая стойка кнута.

56. Одинокий золотой петушок (правый).



57. Одинокий золотой петушок (левый).

58. Понукание лошади.

59. Белая змея выделяет яд.

60. Удар ногой с разворота.

61. Удар в живот.



62. Ухватить воробья за хвост.

63. Кнут.

64. Семь звезд.

65. Развернуть склонившийся лотос.

66. Застрелить тигра.



67. Движение — перехват — удар.

68. Скреплено печатью.

69. Перекрещенные руки.

70. Стойка бесконечного предела.









Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке