• Кое-что о правилах
  • Очки и правила
  • Первый секрет
  • Как дрожит рука
  • БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ОБ ИЗГОТОВКЕ И ПРИКЛАДКЕ

    Верьте мне, лейтенант: мастерское владение личным оружием очень украшает офицера.

    Нет, я не преувеличиваю — хотя старого призового стрелка легко обвинить в пристрастии там, где дело касается стрельбы. Конечно, слава беспромашных стрелков по бубновым тузам перестала быть столь романтической, как во времена Пушкина и Лермонтова. Но есть спортивная слава, есть стрелковые соревнования, учебные офицерские стрельбы, и, что важно помнить, — невозможно обучить стрельбе других, если не умеешь стрелять сам.

    Искусство меткой стрельбы из пистолета украшает репутацию офицера, повышает его авторитет в глазах солдат.

    А в бою искусный стрелок из пистолета не знает промаха по противнику в радиусе 100 метров.

    Я хочу, лейтенант, по-товарищески поделиться с вами некоторыми "тайнами" своего мастерства. Мне было бы гораздо легче это сделать, оказавшись вместе с вами в подходящем стрелковом тире. Но раз уж это неосуществимо, давайте объяснимся заочно. Я постараюсь получше все рассказать, а вы — получше понять в усвоить то, что я буду рассказывать. Ваш успех вознаградит нас обоих.

    Кое-что о правилах

    Множество великих и малых ошибок совершается людьми из-за того, что правила известны, а цена их — нет.

    Подумайте над этим и заметьте, что неопытные стрелки совершают такую же ошибку, заучивая, как одинаково важные, все правила стрельбы, но не выделял из них секреты, то есть те главные, наиболее ценные правила, от выполнения которых решающим образом зависит меткость выстрела. Такой стрелок точно выполняет малосущественные, но легкие требования, а за спуск дергает, как звонарь за колокольную веревку. Да еще недоумевает: почему промах, когда почти все правила были соблюдены?

    Вам выгоднее изжить эту ошибку за счет моего опыта, а не своего собственного.

    Давайте окинем критическим взглядом хорошо известные вам правила изготовки и прикладки, чтобы решить, всегда ли их нужно соблюдать и что повлечет за собой их нарушение…

    Стать правым боком к цели (рис. 1). А почему, собственно, не лицом к цели или не левым боком?

    Чтобы получить самое экономное, ненапряженное положение мышц, связанных с правым плечом, а значит и с пистолетом. Правая рука будет меньше утомляться при выцеливании и лучше сохранять устойчивость.

    Это рассуждение родилось гораздо позже, чем самая стойка для стрельбы из пистолета, созданная практикою многих поколении лучших стрелков. Хорошенько поупражнявшись в принятии различных положений для стрельбы стоя, вы в конце концов придете к тому же и вряд ли захотите менять стойку, которая вам больше всего понравилась.

    Так все стрелки, а с ними и все руководства остановились на стойке правым боком к цели.

    Ну, а теперь представьте себя в бою. Вы глядели вперед, а противник нежданно-негаданно появился слева, вооруженный, как и вы, пистолетом. По правилам, если не двигаться с места, то ваша позиция допускает стрельбу вправо, но никак не влево. Что же — делать поворот кругом, чтобы оказаться правым боком к цели?

    Я большой поклонник академической школы стрельбы, но здесь без колебаний допустил бы грубейшее отступление отправил: не двигаясь с места, развернул бы корпус в поясе налево и, вытянув руку с пистолетом в ту же сторону, как можно скорее выстрелил бы.

    Рис. 1

    Чем я рисковал бы в данном случае, нарушая первое правило изготовки? Усталостью мышц от выцеливания и потерей кучности? Но ведь здесь все решает только один скорый и меткий выстрел!

    Правда, стоять правым боком к противнику еще и потому выгодно, что обращенная к нему площадь вашей фигуры — наименьшая, а такой важный орган, как сердце, наиболее защищен. Но я бы не посчитался и с этой выгодой: зачем испытывать меткость противника даже на малой площади своей фигуры, а не предотвратить это испытание, выстрелив первым по его фигуре?

    Слегка расставить ноги и вес тела распределить равномерно на обе ступни.

    Действительно, так стоять легче и удобнее всего.

    Но только на ровном месте. А на крутом скате или на лестнице приходится придавать ногам совсем иное положение и вес тела сосредоточивать на одной ступне.

    Отложите ли вы свой выстрел до ровной площадки?

    Левую руку свободно опустить вниз, упереть в бедро или заложить за спину.

    Левая рука для производства выстрела из пистолета вообще не нужна, и вся забота о ней сводится к тому, чтобы не замечать ее существования.

    Но, например, находясь на дереве, чем вы стали бы держаться за сук, если в правой руке пистолет, а левая — за спиною?

    Голову слегка откинуть назад.

    Верно — если противник перед вами.

    А если он внизу, под вами?

    Правую руку свободно, без напряжения, вытянуть на уровне глаз.

    Вытянув руку до отказа, вы создадите ненужное напряжение части мышц; согнув ее в локте — заставите работать другую их часть. Поэтому наилучшим считается совершенно свободное, расслабленное положение правой руки.

    А как быть, если высунутая из-за укрытия рука с пистолетом может вас демаскировать? Не лучше ли тогда согнуть эту руку в локте?

    …Правила стрельбы можно и даже должно нарушать, если их соблюдение пойдет лишь на пользу противнику.

    Очки и правила

    Но очень жаль, лейтенант, если я невольно поколебал ваше уважение к правилам стрельбы; это не входило в мои намерения. Я только хотел, чтобы вы, тщательно изучив правила изготовки, в то же время отучились держаться их "как слепой стены", чтобы вы знали точный смысл и практическую цену каждого правила, ибо без этого обладание секретами стрельбы не даст ничего ни вам, ни вашим ученикам.

    Для большей наглядности разменяем цену правил изготовки на мишенные очки. Эта цена определится довольно точно, если провести много — очень много! — опытных стрельб, по правилам и с нарушением правил. Сравнение средних результатов покажет, чего стоит то или иное правило.

    Получится такого вида таблица:

    Нарушив сразу все эти правила, мы потеряем в сумме 5 очков.

    Получится, к примеру, не 45, а 40 из 50 возможных…

    Разница не так уж велика. Но, откровенно говоря, мне случалось лишаться хорошего настроения из-за гораздо меньшей разницы: нередко и полочка создают рекордсмена.

    В напряженной спортивной борьбе за каждое очко и отшлифовались академические правила стрельбы.

    Но каждое мишенное очко — это в то же время доля вероятности поражения трудной боевой цели. Никогда не следует этой долей пренебрегать, если только в дело не вступают факторы, цена которых значительно выше.

    …Зрелый стрелок — не раб правил, а их рачительный хозяин…

    Первый секрет

    Он очень прост и выражается всего только тремя словами:

    Не жмите рукоятку.

    Я вполне понимаю психологию молодого стрелка; я сам был им когда-то. Прежде всего, такой стрелок сознает, что в его руке ~ оружие, да еще огнестрельное, то есть предмет важный и грозный. Эта мысль сама по себе порождает инстинктивное стремление держать пистолет покрепче, наподобие ручной гранаты или шашки. К тому же, при каждом выстреле боевым патроном стрелок видит, как вскидывается его пистолет под влиянием отдачи. Надо признаться, что вид собственного оружия, как бы стремящегося вырваться из рук, — смущающее зрелище. И оно еще более убеждает стрелка, что пистолет надо держать крепко, поплотнее сжимая рукоятку.

    А между тем, нет ничего ошибочнее этого убеждения; я знал многих стрелков, которые не могли добиться хороших результатов только из-за одной этой ошибки, а устранив ее — тотчас же стали отличными стрелками.

    То, что при выстреле развиваются мощные силы порохового взрыва, нисколько не мешает действиям стреляющего быть весьма тонкими и деликатными.

    Нужно держать пистолет с усилием, необходимым и достаточным только для того, чтобы не уронить его при выстреле.

    Почему?!

    Да по той простой причине, что кисть руки, сжимаемая в кулак, начинает дрожать. И чем крепче вы держите пистолет, тем больше он дрожит в вашей руке.

    Как дрожит рука

    Нет таких секретов и методов тренировки, которые могли бы сообщить пистолету полную неподвижность при стрельбе с руки. Совсем не дрожат руки только у мертвого; живая рука всегда будет хоть немного колебаться.

    Рука стрелка может дрожать в трех случаях:

    1. Рука колеблется, как одно целое, не сгибаясь ни в локте, ни в запястье. Это плавные, медленные колебания; пистолет "похаживает". Даже при довольно значительном "похаживании" ствол отклоняется от своего направления на небольшой угол, так как вершина угла находится далеко от пистолета — в плечевом суставе (рис 2).

    Только так должен колебаться пистолет при правильной хватке.

    2. Колеблется предплечье руки, согнутой в локте. Более частая, вертикальная качка. Теперь вершина угла отклонения находится ближе к пистолету, в локтевом суставе; при том же смещении мушки, что и в первом случае, угол отклонения больше (рис. 3).

    Этих колебаний не будет, если рука свободно вытянута.

    3. Колеблется кисть руки. Она дрожит мелкой, частой дрожью

    Глаз не успевает контролировать слишком частые, мгновенные отклонения, и они кажутся стрелку незначительными. А на самом деле здесь получается громадный угол отклонения ствола, так как его вершина — рядом с рукояткой пистолета, в запястье (рис. 4).

    Это самый худший, самый зловредный вид колебаний, испытываемых пистолетом; они-то и являются неизбежным спутником крепкого сжатий рукоятки.

    Если вы все это хорошо поняли, то самая техника хватки вас уже не удивит (рис. 5).

    Рис. 5.

    Пистолет удерживается только средним пальцем к мякотью большого. Сам большой палец направляет пистолет; с этой целью он не сгибается, а вытягивается вдоль пистолета. Указательный палец лежит на спусковом крючке, но не касается рукоятки.

    А безымянный палец и мизинец вовсе не участвуют в работе. Можете для проверки выпрямить их, отведя от рукоятки.

    Так разжимается кулак, в который невольно складываются пальцы стрелка, и образуется правильная, легкая хватка пистолета.

    Вспомните теперь нашу расценку правил изготовки. Там речь шла об одном-двух очках, не более. А правильная хватка пистолета стоит десятки очков; сжатие рукоятки вполне может повлечь и промах по боевой цели.

    Там — правила, здесь — секрет!

    …Секрет не в самом приеме, а в его цене.









    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке