• Проблемы контроля поведения кошек
  • Глава 9


    Проблемы контроля поведения кошек


    Д. Франк (Diane Frank)Введение

    Проблемы, связанные с содержанием кошек в доме, нередко возникают, когда кошки проявляют нормальные для этого биологического вида, но нежелательные для владельца формы поведения. В качестве примеров можно привести царапанье, ночную активность, попытки привлечь внимание, поедание растений, бродяжничество, подачу голосовых сигналов и хищное поведение. Иногда эти нормальные формы поведения проявляются чаще обычного и перерастают в проблему. В настоящей главе рассмотрены такие проблемы, как царапанье, недопустимые формы игры, бродяжничество, чрезмерная или недостаточная привязанность. Любая из этих форм поведения представляет серьезную угрозу взаимоотношениям человека и животного вплоть до того, что в итоге питомец попадает к новому хозяину, оказывается на улице либо подвергается эвтаназии.

    Царапанье_

    Царапанье — врожденная форма кошачьего поведения (McKeown etal., 1988; Overall, 1997). Разминание, напоминающее царапанье, воспроизводится инстинктивно и проявляется уже к 5-недельному возрасту (Beaver, 1981). Царапанье выполняет несколько функций.

    • При помощи царапанья кошки оставляют “социальные сообщения”. Согласно некоторым авторам (Overall, 1997; Bateson, Turner, 2000), акт царапанья помогает животному продемонстрировать уверенность в себе или угрозу (Bateson, Turner, 2000). Кошкам необходимо оставлять физические метки на своей территории. В присутствии своих сородичей дикие кошки царапают предметы намного чаще, чем в одиночестве (Bradshaw, 1992).

    • Как в помещении, так и на улице кошки оставляют метки в виде царапин, причем, как правило, в одних и тех же местах, так что нанесенное ими повреждение становится заметным, превращаясь в постоянный визуальный знак.

    • Иногда они оставляют оболочки когтей. Некоторые авторы задаются вопросом о том, является ли это причиной или следствием данного поведения (Gagnon etal., 1993). Царапанье облегчает сбрасывание наружных слоев когтя, но не является необходимым средством, — кошки могут пользоваться для этого зубами.

    • Большинство авторов соглашаются с тем, что царапанье служит кошкам для поддержания в хорошем состоянии когтей на передних лапах и для территориальной маркировки. Межпальцевые железы выделяют феромоны, оставляя — наряду с визуальным —запаховое сообщение.

    • Кошки часто царапают поверхности около места для сна или отдыха (Hart, 1980). Возможно, что царапанье служит для разминания передних лап после пробуждения.

    • Одни кошки царапают вертикальные поверхности, другие — горизонтальные. О причинах такого выбора высказываются только догадки.

    • Помимо территориальной маркировки царапанье может быть связано с поведенческими патологиями, такими, как тревога (Pageat, 1998; Dehasse, Buyser, 1993) или смещенная активность (Gagnon etal., 1993). При наличии других поведенческих расстройств частота и число мест для царапанья увеличиваются.

    Значение царапанья как способа маркировки территории до сих пор не понято в полной мере, тем более что кошки редко обследуют объекты, на которых остались следы когтей других кошек (Beaver, 1981).

    Сбор анамнеза

    Во всех случаях необходимо иметь заполненный опросный диет (анкету) по общему поведению животного, чтобы не оставить пропущенными или забытыми какие-то относящиеся к делу сведения.

    • Должно быть указано количество и дано описание замеченных мест царапанья.

    • Если имеются только один или два поврежденных участка около места для отдыха или сна, поведение можно считать нормальным.

    Важно сообщить об этом клиенту и объяснить, что питомец царапает предметы не из вредности и не со зла.

    • При изменении частоты или мест царапанья следует рассмотреть социальные взаимодействия между кошками и другими питомцами, живущими в доме, а также обратить внимание на возможное присутствие чужой кошки.

    Царапанье — поведение маркировки, которое, видимо, служит формой общения. Если одновременно воспроизводятся царапанье и мечение мочой, нужно проверить наличие пассивной или активной агрессии между кошками, живущими в доме, или между своими и чужими кошками (см. гл. 21).

    Диагноз

    Поставить диагноз просто. В большинстве случаев владелец наблюдал процесс царапанья или его следы. Если кошку наказывать за царапанье, она будет проделывать это в отсутствие хозяина.

    Лечение

    Описанное в данном разделе “лечение” относится только к случаям нормального поведения. Корректируя царапанье, необходимо помнить о трех принципах (Hart, 1980):

    • если кошка начала царапать предмет, то, скорее всего, она будет продолжать начатое;

    • больше всего кошки любят царапать выпуклые поверхности;

    • станет ли поверхность использоваться для царапанья, зависит от ее текстуры.

    Создание места для царапанья

    Чтобы отучить кошку от царапанья в запрещенном месте, необходимо обеспечить ей условия для реализации этого рефлекторного поведения. Лучше всего предоставить кошкам для царапанья какие-то из следующих предметов:

    • столбик (10 см х 10 см в поперечном сечении), установленный на полу или прикрепленный к стене;

    • мягкое бревно или пень на прочной подставке;

    • доска шириной примерно 15-20 см и длиной 30-35 см (или аналогичной длины при соотношении толщины и ширины “два к четырем”, т.е. 5 см х 10 см), прикрепленная к стене. Оптимальная высота - не менее 30 см от

    земли (Hart, Hart, 1985), чтобы во время царапанья кошке было удобно стоять на задних лапах. Столбик для вертикального царапанья должен быть выше кошки, стоящей на задних лапах, и достаточно прочно закрепленным, чтобы не опрокинуться (McKeown et aL, 1988). Для кошек, которым нравится царапать с обеих сторон, он должен иметь угол. Некоторые кошки предпочитают для царапанья горизонтальные поверхности. Мягкую древесину оставляют непокрытой; другие материалы целесообразно покрывать сизалем (обработанное волокно агавы), джутом или тканью продольного переплетения. Варианты столбиков для царапанья приведены на фиг. 9.1.

    Столбики для царапанья следует устанавливать рядом с местом для отдыха или сна, поскольку кошки, оставляющие запаховые и визуальные метки, делают это только в полюбившихся им местах. Если царапанье служит формой маркировки территории, новый столбик или поверхность для царапанья нужно располагать на виду, чтобы их было хорошо видно даже на расстоянии. Вначале столбик ставят около места, уже выбранного кошкой, и лишь через некоторое время, действуя очень постепенно, можно переместить его в наиболее удобное для всех место.

    Покрытия столбиков- Готовые столбики для царапанья покрывают сизалем, картоном, древесиной или древесными композиционными материалами (Landsberg, 1991 а), такие покрытия нравятся большинству кошек. Многие стремятся использовать более прочные материалы с плотным переплетением (типа коврового покрытия), но не все кошки их любят. Срок службы не является приоритетной характеристикой материала. Главное — выбрать поверхность, которую кошке хотелось бы царапать.

    Мягкую древесину оставляют в естественном виде, либо обматывают сизалем или джутом, или же покрывают материалом с продольным переплетением; важно, чтобы поверхность столбика была упругой, достаточно длинной, и кошка могла медленно, впиваясь в материал, проводить когтями по всей длине покрытия. В идеале эта поверхность должна отличаться от всех остальных поверхностей в доме. Готовые столбики с ковровым покрытием в случае необходимости покрывают еще и материалом, указанным выше. Когда покрытие начнет изнашиваться, его нельзя снимать, поскольку оно приобретает для кошки особую ценность как объект мечения (Hart, 1980).

    В тех случаях, когда поврежденную мебель приходится выбрасывать или обивать заново, часть изодранной обивки стоит сохранить, чтобы покрыть ею столбик для царапанья (Landsberg, 1991а). Новая или заново обитая старая мебель станет менее привлекательна для царапанья, если она будет обита материалом тугого и узловатого переплетения или с очень гладкой поверхностью, не поддающейся кошачьим когтям.

    Меры предупреждения; использование поощрения

    Царапанье в запрещенных местах можно предотвратить, подготовив котятам столбики для царапанья еще до того, как они успеют сами выбрать место для этой цели. К столбику для царапанья котенка привлекают вскоре после того, как он подремал. Используя в качестве приманки корм или игрушки, можно научить котенка приближаться к столбику или другому месту для царапанья. Если держать лакомство или игрушку около середины столбика, котенок вытянет лапки и, возможно, даже проведет по столбику когтями, за что ему тут же нужно дать вознаграждение.

    Подобную же схему применяют, приучая взрослых кошек к новому столбику для царапанья. Вначале кошку вознаграждают влажным кусочком пищи, когда она только касается столбика лапами, а в дальнейшем - если она действительно царапает его (Landsberg etа/., 1997).

    Модификация поведения

    Если замечено, что кошка царапает мебель, это место закрывают пластиком (Hart, 1980), свободно свисающим покрытием или двусторонней липкой лентой (Landsberg и al., 1997). На то время, когда за кошкой некому присматривать, можно изолировать ее в комнате, где она ничего не сможет повредить, либо закрыть ей доступ в комнату, в которой она уже повредила мебель, либо перенести мебель в комнату, недоступную для животного. Необходимо создать специальные поверхности для царапанья, как это подробно описано выше, и разместить их около тех мест, где кошка любит спать.

    Разные авторы предлагают использовать отталкивающие запахи (растертые кристаллы шариков против моли) и отпугивающие игрушки типа хлопушек или воздушных шариков (Hart, 1980; McKeown et al., 1988; Landsberg et at., 1997; Overall, 1997); но к средствам устрашения следует относиться с большой осторожностью, поскольку они могут слишком сильно испугать животное. Есть некоторые средства, например струя воды или сжатого воздуха, которые срабатывают достаточно успешно, но их необходимо применять каждый раз, когда кошка царапает запрещенный предмет. А это нелегко выполнить: кошки быстро усваивают, что царапать нужно в отсутствие хозяина, и, более того, именно с ним связывают негативные ощущения.

    Колпачки для когтей

    В качестве средства, помогающего бороться с неприемлемым царапаньем, используют также пластмассовые колпачки для когтей, которые наклеиваются на подрезанные когти кошки. Колпачки нужно менять приблизительно раз в месяц, но этот способ приемлем только для спокойных кошек.

    Удаление когтей (онихэктомия)

    Эта мера вызывает серьезные возражения.

    Британская ассоциация ветеринарии мелких животных (BSAVA) и Королевский ветеринарный колледж считают неэтичной практику удаления когтей у кошек для предотвращения царапанья. В настоящее пособие данная тема включена исключительно в целях открытости и из клинического интереса, чтобы предоставить читателям весь спектр имеющейся информации.

    В ряде исследований изучалось, как удаление когтей сказывается на поведении кошек. Результаты показали следующее.

    • У кошек с удаленными когтями не развивалась склонность кусаться либо они кусались не чаще и не больнее, чем раньше (Borchef, Voith, 1996).

    • Никаких изменений в поведении после удаления когтей замечено не было (Bennett et а!.л 1988).

    • Не наблюдалось различий в частоте поведенческих проблем (нечистоплотность в доме, укусы) между кошками, у которых когти были удалены, и кошками, не подвергнутыми этой процедуре (Morgan, Houpt, 1989).

    • Высказано мнение, что удаление когтей отвечает интересам владельцев кошек во всех случаях (Landsberg, 1991b); 70% клиентов указывают на улучшение взаимоотношений между хозяином и питомцем. О неблагоприятных последствиях клиенты не сообщали.

    • Более 50% клиентов, выбравших удаление когтей, вероятно, не стали бы далее содержать своего питомца, если бы ему не удалили когти (Landsberg, 1996).

    • После удаления когтей 41% кошек гуляли без проблем (Landsberg, 1991b).

    • После удаления когтей кошки продолжали делать метки передними лапами (McKeown etal., 1988). Просмотрев всю имеющуюся литературу на данную тему, Патронек (Patronek, 2001) пришел к выводу, что неблагоприятный эффект удаления когтей на поведение нельзя исключить, но трудно определить количественно.

    Процедура удаления когтей требует проведения адекватной анестезии до, во время и после операции. Иногда бывает очень трудно установить уровень боли у животного, а в особенности у кошек. Как указывают Мюир и Вулф (Muir, Woolf, 2001), “тот факт, что животное не умеет говорить, никоим образом не отрицает возможности того, что оно испытывает боль и нуждается в соответствующем обезболивании”.

    Коль скоро речь идет о благополучии животного, многие специалисты считают, что удаление когтей не должно быть главным способом предотвращения царапанья. На фиг. 9.2 приведены меры, позволяющие избежать удаления когтей. К сожалению, в США и Канаде распространена практика удаления когтей одновременно с кастрацией, поскольку клиенты считают эту процедуру необходимой и нормальной профилактической мерой для молодых животных. Знание нормального поведения кошек, умение создать и поддерживать в надлежащем виде место для царапанья поможет владельцам не прибегать к удалению когтей у своих питомцев.

    • Создать места или купить готовые столбики для царапанья.

    • Разместить их в нескольких местах, например около подстилки и на видном месте.

    • Показать котятам подходящие места для царапанья в доме.

    • Защитить мебель пластиком, свободно свисающим покрытием или липкой лентой.

    • Не пускать питомца в комнату, где он царапает мебель,

    • Обрезать когти и надеть пластмассовые колпачки для копей.

    Фиг- 9-2- Меры, позволяющие избежать удаления когтей у кошек

    Тендэктомия пальцевых сгибателей

    Вследствие противоречивого отношения к удалению когтей, предлагается еще один хирургический метод, предусматривающий тендэктомию пальцевых сгибателей на глубину приблизительно 5 мм (Rife, 1988) на каждом пальце.

    BSAVA считает неэтичным проведение у

    кошек тендэктомии в целях прекращения

    царапанья.

    Сравнение результатов тендэктомии пальцевых сгибателей и удаления когтей у кошек проводилось проспективно (Jankowski et а/.,1998) и ретроспективно (Yeon et а/.,2001). Согласно данным проспективного исследования (20 кошек с тендэктомией и 18 с онихэк-томией), у кошек, перенесших удаление когтей, наблюдался более высокий болевой показатель спустя 24 часа после операции, чем у животных, перенесших тендэктомию. Что же касается других осложнений, больших различий не обнаружено. Более половины кошек, подвергнутых тендэктомии, сохраняли некоторую способность вонзать когти, хотя ни одна из них не могла царапаться нормальным образом.

    О сопротивлении, которое эти кошки стали оказывать при обрезке когтей, сообщили 30% клиентов.

    Клиенты, предпочитающие по гуманным причинам (меньше боли после хирургической операции) тендэктомию, должны подрезать когти питомца примерно один раз в месяц, а кроме того, терпимо относиться к умеренному царапанью и неэстетичному виду лап у кошки (толстые, грубые когти). Другие поведенческие последствия или побочные эффекты после проведения этой хирургической операции не изучались. Подвергнутые тендэктомии кошки не способны точно контролировать движение когтей и поэтому рискуют застрять когтем в ковре или в ткани.

    8 - Собаки и кошки

    Прогноз и контроль

    При царапании прогноз, как правило, бывает благоприятным, если клиент точно следует всем предписаниям врача. На протяжении 1-2 недель после консультации требуется контроль за ходом лечения. Если кошке удалили когти, необходимо особое внимание к проявлениям боли и других поведенческих изменений в послеоперационный период. Когда питомца обучают пользованию столбиком для царапанья, задача ветеринарного врача - удостовериться, что поощрение животному дается правильно. Кошки очень быстро начинают царапать столбик, если им нравится материал и место его расположения.

    Игровое поведение_

    Игру легко распознать, но трудно дать ей определение. Ее описывают как особые формы поведения, осуществляемые отдельными, разными по составу группами. Каждому виду игровой активности свойственна спонтанная специфическая энергия, к тому же игра не приносит очевидной выгоды (Beaver, 1992).

    Для характеристики игры часто используют ее двигательные проявления. Они подобны взрослым моделям поведения, но отличаются от последних условиями, интенсивностью и последовательностью движений. В основу классификации игровых форм поведения положена цель игры (Bradshaw, 1992).

    Социальная игра

    Социальная игра возникает между представителями одного вида: обычно детеныши одного помёта играют между собой, с матерью или другой взрослой особью. Для такой игры характерны, прежде всего, поведение преследования, касание лапами, иногда покусывание и выгибание спины дугой (Beaver, 1992). Перечисленные элементы преобладают в 4-недельном возрасте. На протяжении 5-й или 6-й недели жизни котенок начинает искать исчезнувший предмет и прятаться, направляясь к другому детенышу (Bateson, 2000).

    По-видимому, целью социальной игры является физический контакт между котятами (Bradshaw, 1992). Она представляет собой модель соперничества и борьбы взрослых кошек, хотя в игре отсутствуют некоторые формы поведения, означающие агрессию у взрослых животных. Выгибание спины дугой во время игры тоже отличается от аналогичной оборонительной позы.

    Гипотеза о том, что игра моделирует агрессию, не имеет достаточных подтверждений. Более того, один из исследователей (Thompson, 1998) указывает, что в любой момент жизни особи игра и агрессия структурно отличаются друг от друга и хорошо различимы. Пик социальных игр у котят приходится на период между 9-й и 14-й неделями (Bradshaw, 1992), а затем начинается постепенный спад (Voith, 1980). Социальная борьба начинается обычно в возрасте старше 14 недель.

    Игра с предметом

    Внимание в игре может фокусироваться на предмете. Играть с предметами котята начинают несколько позднее, когда они научаются с помощью зрения координировать движения лап, что необходимо для игры с небольшими подвижными предметами. Играя с большими и неподвижными предметами, малыши карабкаются на них, а затем спрыгивают. В 7-8-недельном возрасте они часто играют с различными предметами. Переход от социальных игр к играм с предметами отражает растущую независимость котенка. Начиная примерно с 16-недельного возраста, котята чаще играют с предметами, чем друг с другом.

    Локомоторная игра

    Этот вид игры котята быстро осваивают в возрасте приблизительно 7-8 недель (Bateson, 2000). Малыши исследуют окружающую среду, не только осматриваясь, принюхиваясь и прислушиваясь, но также карабкаясь на любые предметы, попадающиеся им на пути. Поскольку эта исследовательская деятельность обычно не связана с получением конкретной выгоды, она классифицируется как игра (Bradshaw,

    1992).

    Хищное поведение и игра

    Независимое хищное поведение котята начинают демонстрировать в возрасте примерно 5 недель. Развитие хищной и игровой форм поведения зависит от того, в какой момент котят отнимают от матери (Bateson, 2000). Детеныши, которых отняли рано, раньше обнаруживают хищное поведение и играют более бурно.

    Недопустимые формы игры и игровая агрессия

    Котята играют друг с другом довольно жестко. Когда игра становится слишком грубой, один из них прекращает играть или переходит к оборонительным ответным реакциям. Постепенно котята учатся воздерживаться от укусов, а при ударах лапой втягивать когти.

    Сдержанность в игре у разных особей сильно варьирует. Если котенок — единственный детеныш, мать играет с ним и учит играть правильно. Недопустимые формы игры обычно свойственны рано осиротевшим котятам (Overall, 1997). Возможно, это объясняется тем, что котенок так и не научился контролировать свои действия во время игры. Кроме того,

    недопустимые формы игры развиваются у питомца, которого поощряли ловить руки или ноги владельца либо грубо с ним обращались (например, хватали за голову и трясли).

    Игровое поведение может обратиться в поведенческую проблему, если животное активно играет ночью (Houpt, 1998) и будит хозяина. Недопустимая игра, если не принимать мер по ее устранению, перерастает в игровую агрессию (Overall, 1997). Эту проблему называют также игровой агрессией (Askew, 1996), агрессией, обусловленной игрой, и anxiete du chat en milieu clos (фр. “тревожное состояние кошки в замкнутом пространстве”) (J. Dehasse, личное общение). Агрессивно играющие кошки могут серьезно поранить, укусить или поцарапать владельцев. По данным исследователей (Borchelt, Voith, 1996), игровая агрессия представляет собой наиболее распространенную форму агрессии, направленную на людей. В некоторых случаях игровая агрессия обращается против старших животных в доме (Landsberg et al., 1997; Overall, 1998). К игровой агрессии приводят недостаточное воздействие раздражителей, избыток неиспользованной энергии и дефицит игрового общения (Landsberg, 1996).

    Сбор анамнеза

    Игровая агрессия чаще всего наблюдается у котят и молодых кошек в возрасте до 2 лет. К факторам, способствующим развитию недопустимых форм игры или игровой агрессии, относятся поощрение котенка к преследованию и нападению на руки и ноги, одиночество кошки, с которой люди проводят очень мало времени, поскольку все члены семьи подолгу отсутствуют дома. У такой кошки нет возможности нормально играть с представителями своего вида, она нацеливается на такие подвижные объекты, как руки или ноги, на людей, двигающихся по дому. Иногда кошка направляет свою агрессию исключительно на одного члена семьи (Landsberg et al., 1997).

    Диагноз

    Игра объединяет элементы внутривидовой агрессии и хищного поведения. Во время игры присутствуют следующие поведенческие реакции: изучение, скрытное преследование, погоня, нападение, охота из засады (Voith, 1980), нападение прыжком, драка, борьба, нанесение ударов лапами с выпущенными когтями, укусы (Landsberg et al., 1997). Голосовые сигналы подаются редко (O’Farrell, Neville, 1994; Landsberg etal., 1997), а укусы обычно бывают слабыми.

    Предполагается, что направленная против людей агрессия имеет следующие формы: игровая; обусловленная стремлением к высокому статусу (Overall, 1997); вызванная страхом или болью; направленная на привлечение внимания; перенаправленная. В случае агрессии, вызванной болью, необходимо провести клиническое обследование животного.

    Ключом к пониманию причин игровой агрессии является, прежде всего, движение, вызвавшее подобное поведение. К типичным обстоятельствам, в которых кошка нападает на своего хозяина, относятся: человек поднимается или спускается по лестнице, выходит из душа, шевелится под одеялом или стелет постель (Borchelt, Voith, 1996). Сделанное владельцем описание телодвижений и поз кошки помогает подтвердить диагноз, а также отличить данное поведение от других форм агрессии (см.гл.21). Агрессивно играющие кошки прячутся позади дверей или предметов, припадают к земле, наблюдая за каждым движением, выскакивают и прыгают на жертву, иногда вонзаются в нее зубами и когтями и мгновенно ретируются после нападения.

    Подробности ситуаций, в которых происходили инциденты, и анамнестические данные помогают уточнить диагноз. Обычные диагнозы в таких случаях - либо игровая агрессия, либо поведение, направленное на привлечение внимания. Хищное поведение (см. гл. 13) похоже на игровую агрессию. В разных странах применяются разные диагностические термины; например, симптомы, которые в США квалифицировали бы как игровую агрессию, во Франции и Великобритании, скорее всего, определят как хищное поведение. Это отражает отсутствие устоявшихся представлений о специфических мотивациях подобного поведения и способах их оценки.

    Лечение

    Игровую агрессию устраняют исключительно путем модификации поведения. Было бы неправильно использовать лекарственные препараты, не корректируя факторы окружающей среды, способствующие становлению этой проблемы. Совершенно необходимо в полной мере удовлетворять потребности кошек в движении и эмоциональном возбуждении, поощряя их преследовать разрешенные предметы.

    Подходящие игры и игрушки

    Необходимо давать кошке игрушки, подпрыгивающие, летающие или передвигающиеся таким образом, чтобы она не смогла удержаться и побежала за ними. Успехом пользуются такие интерактивные игрушки, как шевелящиеся веревочки или палочки с кусочками меха или перьями. Солнечные зайчики, наводимые зеркалами или лазерными указками, побуждают некоторых питомцев начать преследование. Можно также привязать длинную веревку одним концом к поясу владельца, а другим — к шарику из алюминиевой фольги, который подпрыгивает, когда хозяин ходит по дому. Веревка должна быть до-статочно длинной, чтобы питомец случайно не поймал хозяина вместо предмета. Когда владельца нет дома, веревку нужно прятать.

    Подобная игра направлена на то, чтобы заставить кошку бегать, преследовать и атаковать разрешенные предметы, причем нужно предоставить ей самые разные мишени. Ограничение игры преследованием зайчика от лазерной указки или других источников света приводит животное к фрустрации, поскольку такое преследование обречено на неудачу: кошка никогда не сможет поймать и “убить” цель.

    Во всех случаях, а особенно, когда животное целыми днями остается в одиночестве, владелец должен планировать и проводить ежедневные сеансы интерактивной игры (Voith, 1980; Overall, 1997) продолжительностью не менее 15 минут. Кошка выиграет и от физической активности, и от безраздельного внимания хозяина. Кроме того, каждые несколько дней владелец должен заменять игрушки, чтобы в его отсутствие у животного всегда были новые или обновленные предметы для игры. Это могут быть коробки, сумки и игрушки, содержащие корм. Чтобы определить индивидуальные предпочтения питомца, ему предоставляют несколько игрушек на выбор.

    Прерывание недопустимой игры

    Если кошка все-таки продолжает время от времени нападать на владельца, ее преднамеренно отпугивают слабым воздействием какого-либо раздражителя. При этом цель — не наказать или испугать питомца, а прервать его нежелательное поведение. Это можно сделать с помощью громкого звука, сильной струи воды из бутылки или потока воздуха из емкости со сжатым воздухом. Обучение проходит успешнее, если поведение прерывается в самом начале (т.е. когда кошка еще только думает напасть), а пугающий раздражитель не ассоциируется с хозяином. Поэтому звук — наиболее эффективный раздражитель, а прямого вмешательства с использованием струи воды лучше избегать. Как только животное прекращает нежелательное поведение, его переключают на игру с разрешенным предметом, например, кидают ему пинг-понговый шарик или побуждают преследовать другую игрушку.

    Высказывалось мнение (Askew, 1996), что дать игрушку в целях прекращения агрессивного поведения - значит неумышленно подкрепить его. Это утверждение верно, если владелец бросает игрушку, когда кошка уже вцепилась ему в ногу. Если же игрушка дана прежде, чем кошка успела напасть, хозяин предотвращает подобное поведение, а не подкрепляет его. Все дело в том, чтобы своевременно прервать нежелательное поведение и переключить животное на допустимые формы игры. Чем точнее предсказано время и место нападения, тем больше шансов предотвратить его. Владелец просто бросает игрушку раньше, чем будет проходить мимо места, в котором кошка любит устраивать засады. Или он делает это место недоступным, а игру начинает в другом. Если на кошке надеты ошейник или шлейка, к ним прикрепляют несколько колокольчиков, чтобы исключить элемент неожиданности нападения.

    Необходимо предупредить владельцев о вреде любого физического наказания при осуществлении коррекции игровой агрессии, поскольку кошка может испугаться или стать еще более агрессивной. Некоторые авторы предлагают щелкнуть кошку по носу, чтобы прекратить данное поведение (Voith, 1980), но другие возражают против этого (Overall, 1997). Попытки владельца отвлечь животное от недопустимой игры, ударяя или отталкивая его, неэффективны. Кошка может принять эти действия за ответную игру (O’Farrell, Neville, 1994).

    Когда терпение владельцев начинает иссякать и они крайне нуждаются в передышке, им обычно рекомендуют закрывать чересчур активную кошку в замкнутом пространстве. Но это — временная мера, спасающая клиента от фрустрации и нанесения кошке травмы. Важно подчеркнуть, что ограничение свободы движения не научит животное играть должным образом. Ограничиваясь заключением питомца в замкнутом пространстве как единственным средством лечения, вряд ли можно улучшить положение дел — ведь потребность кошки в игре при этом не будет удовлетворена.

    Приобретение еще одной кошки

    Если методы модификации поведения терпят неудачу, всегда остается возможность приобретения еще одной кошки. Правда, это игра в рулетку: кошки могут чудесно поладить друг с другом и играть вместе, но так же возможно, что они будут игнорировать друг друга или даже драться.

    Профилактика

    Играть с кошками или котятами можно только используя игрушки. Главное — не играть и не бороться с питомцем, подставляя свои руки и ноги. Если животное случайно вцепилось зубами или когтями, нужно прекратить игру. Лишение внимания является отрицательным наказанием и, как правило, действует эффективно, особенно в сочетании с вознаграждением за хорошее поведение.

    Прогноз и контроль

    Прогноз — хороший, если хозяин направляет игру на дозволенные предметы и удовлетворяет социальные потребности своей кошки во внимании и взаимодействии. Результат программы модификации поведения проявляется быстро, в течение нескольких дней. Через 7-10 дней после консультации владельцев приглашают на повторный прием, чтобы обсудить любые трудности, возникшие при осуществлении программы.

    Очень важно объяснить клиентам, что подобные формы поведения - это игра или попытка привлечь к себе внимание. Если привлечение внимания и связанная с игрой агрессия отмечаются одновременно, владельцам порой требуется вся их изобретательность, чтобы найти собственное решение этой проблемы.

    Бродяжничество_

    В ряде стран отмечается озабоченность ростом популяций свободно живущих и одичавших кошек, их влиянием на окружающую среду и на людей (Patronek, 1998). Воздействие кошек на дикую природу оценить трудно. Вероятно, было бы ошибкой экстраполировать данные о среднем количестве добычи на одну особь, полученные в ходе наблюдений за небольшими кошачьими колониями, на более крупные популяции кошек и при этом не принимать во внимание число животных, живущих исключительно в доме, а также время, которое проводят на улице свободно гуляющие питомцы (Patronek, 1998).

    Кроме того, выражается озабоченность распространением антропозоонозных болезней типа бешенства и токсоплазмоза (Patronek, 1998), а также заражением детских песочниц яйцами токсокар (Uga et а/., 1996). В число других жалоб входят кошачьи ночные драки и крики, обнаружение трупов пойманных кошками мелких животных и птиц, нежданные визиты чужих кошек, проникающих в дома через кошачьи лазы, рытье в садах, наружное мечение мочой чужих подоконников и дверей. Домашние кошки знают о посещениях чужаков и нередко начинают метить территорию мочевыми метками внутри дома. Некоторые из этих проблем рассмотрены в гл. 11, 13 и 14.

    Термины “одичавшая кошка” и “бродячая, или бездомная кошка” часто используются как взаимозаменяемые, несмотря на то, что бродячие кошки могут иметь взаимоотношения с людьми (Bradshaw et al., 1999). Согласно одному определению, одичавшие кошки — это “домашние кошки, не привязанные к конкретным владельцам, но способные тем не менее независимо жить рядом с людьми” (Liberg et al., 2000); согласно другому — это “кошки, родившиеся в дикой природе и, по сути, не имеющие никаких контактов с человеком” (Patronek, 1998). Термин “бродячие” обычно относится к кошкам, которых люди кормят, но не держат в доме (Bradshaw et а/., 1999). В настоящее время имеются достаточно обоснованные оценки численности одичавших и бродячих кошек.

    Однако немногое известно о продолжительности их жизни, распространении и о том, сколько бродячих кошек переходят в категорию домашних и наоборот. Обзоры показывают (Patronek, 1998), что в США от 7 до 22 % кошек бродят свободно, но кормятся в семье, а 17-39% домашних питомцев происходят из популяций бродячих кошек.

    В Северной Америке приблизительно 60% кошек живут, не покидая домов (Patronek,

    1997). Однако есть владельцы, считающие несправедливым держать их в четырех стенах. Одни авторы полагают, что этих животных не стоит выпускать на улицу (Landsberg, 1996; Miller, 1996, цит. по Rochlitz, 2000), поскольку так для них безопаснее (Overall, 1997). Другие уверены, что с жалобами на поведенческие проблемы чаще всего обращаются владельцы кошек, лишенных возможности гулять (Hubrecht, Turner, цит. по Rochlitz, 2000).

    Как содержать кошку в доме и на участке

    Содержание кошек в доме поднимает вопрос о минимальных пространственных потребностях одной особи (Mertens and Schar, 1988). На воле размеры участка обитания для самцов составляют от 0,4 до 990 га, а для самок — от 0,2 до 170 га. Размеры посещаемого участка тоже варьируют в весьма широких пределах; к тому же не всех уличных кошек кастрируют, а интактные особи способны преодолеть большие расстояния в поисках половых партнеров. Некоторые авторы считают, что двухкомнатная квартира — абсолютный минимум для кошки, содержащейся только в закрытом помещении. Если в доме несколько кошек, для них необходимо предусмотреть разные места для отдыха и наблюдения, чтобы они имели возможность занимать полки на разной высоте (фиг. 9.3). В Северной Америке используется так называемый “кошкин дом”, увеличивающий трехмерное пространство для кошек.

    Фиг. 9.3. “Кошкин дом ” домашнего производства. Три кошки сидят на полках разного уровня

    Живущих в помещении кошек можно выводить на прогулку. Для этого их нужно научить ходить на поводке, используя ошейник или шлейку (фиг. 9.4). Размеры снаряжения должны точно соответствовать животному. Если присмотр за питомцем невозможен, шлейку необходимо снимать; оставляя кошку во дворе на привязи, нужно все время наблюдать за ней. Некоторые владельцы строят надворные ограждения для кошек (фиг. 9.5), чтобы питомец видел, что делается вокруг, слышал звуки и запахи, оставаясь при этом в безопасности и не имея возможности убежать.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке