Глава 4

КРЕСТОВЫЕ ГАРДЫ

Гарду средневекового меча чаще неправильно называют «квиллон». Насколько известно в настоящее время, этот термин появился отнюдь не в Средневековье, а примерно в 1570 году, поэтому, в соответствии со сложившейся практикой называть детали доспехов и оружия их современными названиями, мы будем именовать эту деталь меча просто крестовиной.

На протяжении последних ста лет или около того считалось (и это предположение слишком часто закреплялось документально), что крестовина средневекового меча дает четкое и надежное основание для датирования. Последние исследования, однако, показали, что это не так: крестовина меча, рассматриваемая сама по себе, не дает абсолютно ничего. Например, стиль крестовины, который, как считалось, характерен для 1380–1450 годов, обнаружен на мече викинга восьмого – девятого веков в захоронении в Аскетоне, Лимерик (рис. 90). Другой стиль, по общему мнению, характерный для пятнадцатого – начала шестнадцатого века, можно отчетливо видеть на иллюстрациях в манускрипте двенадцатого-тринадцатого столетий (рис. 91) и на девятого века мемориальных плитах начала пятнадцатого века (рис. 74, 76).

Рис. 90. Меч девятого века из Аскетона, Лимерик

Рис. 91. Из псалтыря середины тринадцатого века, библиотека герцога Рутланда

Другие стили, всегда считавшиеся принадлежностью двенадцатого и тринадцатого веков, обнаруживаются на мечах пятнадцатого и даже шестнадцатого века. Крестовина бесполезна для определения даты, но ее классификация на двенадцать основных стилей все равно целесообразна. Она представляет определенную ценность, даже невзирая на то, что большинство стилей существовало на протяжении всего Средневековья.

Большинство крестовин довольно просты, но в соответствии с личными вкусами и из пристрастиями изготовителей и владельцев мечей детали могут существенно различаться. Края украшались всевозможными зубцами и различной формы головками. Ecussons – часть крестовины между «руками», в которые устанавливается клинок с нижней стороны, и на которой с верхней стороны находится рукоять, – может украшаться вырезанными линиями, рифлением, гравировкой и т. д. Сами «руки» могут быть рифлеными, покрытыми орнаментом, изогнутыми и даже, в отдельных случаях, свитыми в довольно странные формы, напоминающие извилистые рукоятки или носики стаффордширских глиняных чайников восемнадцатого века.

Несмотря на бесконечное многообразие декоративных элементов, крестовые гарды можно подразделить на двенадцать основных форм.

Мы можем ожидать появления после примерно 1350 года определенных модных тенденций и в редких случаях – национальных или региональных черт.

Первая серия – стили 1–7. Обнаруживаются главным образом на мечах группы 1; вторая серия – стили 1–8.

Обнаруживаются или по крайней мере обнаруживались до настоящего времени на сохранившихся мечах группы 2.

Стиль 1. Простая и очевидная форма, прямой брусок, слегка сужающийся к концам. Впервые был найден в захоронениях викингов десятого века. Викинги назвали его Gaddhjalt. Он существовал и в эпоху Ренессанса. Сечение – обычно квадрат, но может быть и круг, а в редких случаях – восьмиугольник.

Стиль 1

Стиль 1а. Менее изысканная версия стиля 1 – просто прямой брусок, расширяющийся в ecusson, чтобы разместился хвостовик. В сечении может быть квадрат, или круг, или восьмиугольник. Существовал с одиннадцатого до семнадцатого века.

Стиль 2. Форма несколько более сложная. В центральной части – прочная и жесткая, «руки» вытянуты в стороны и расширяются на концах. Сечение – чаще всего квадрат, но при этом края скругленные, правда, ecusson почти всегда квадрат с четко очерченными углами. Иногда сечение «рук» – круг или восьмиугольник, но и в этом случае ecusson остается прямоугольным в сечении. В редких случаях ecusson может украшаться небольшим отростком, тянущимся к клинку (рис. 92).[41]

Стиль 2

Рис. 92. Фрагмент изображения сэра Джона Сэвиджа, 1463 г., Макклсфилд, Честершир

Стиль 3. Форма такая же простая, как стиль 1. Твердый жесткий брусок, в сечении всегда уплощенный прямо угольник, всегда короткий. Края везде острые (за исключением участков, подвергшихся коррозии). Была очень популярна в 1150–1250 годах[42] и в 1380–1430 годах (рис. 81 и 82).

Стиль 3

Эти три стиля редко имеют украшения, даже самые поздние.

Стиль 4. Форма аналогична стилю 1, но края опущены вниз. Эти края могут иметь острые углы в верхней части и на концах, плавно переходить в «руки» в нижней части (рис. 94) или иметь головки.[43]

Стиль 4

Рис. 93. Фрагмент изображения сэра Роберта де Септванса, Чарт, Кент, 1306 г.

Рис. 94. Фальчион Коуниерса, собор Дурхама, около 1250 г.

Стиль 5. Форма немного напоминает галстук-бабочку. «Руки» очень плоские в плане и широкие на виде сбоку, расширяются к концам. Существует больше декоративных вариаций этого стиля, чем любого другого. На концах часто зубцы или перфорация. В поздних экземплярах в сечении может быть плоский шестиугольник, a ecusson в этих поздних мечах обычно выступает на клинок острым зубцом.

Стиль 5

Хотя большинство экземпляров этих стилей прямые, они могут быть и изогнутыми и часто являются таковыми, поскольку при такой простоте формы – едва ли что-то большее, чем короткий железный брусок, – изогнуть крестовину кузнецу очень просто, если таково желание покупателя. Существует много экземпляров изогнутых крестовин стилей 1 и 1а и несколько экземпляров стиля 2. Один очень необычный пример последних находится в арсенале лондонского Тауэра: одна «рука» у него слегка отогнута вверх, а другая – вниз. Направленный в противоположные стороны изгиб обычно ассоциируется только с мечами шестнадцатого века.

Рис. 95. Меч, около 1200 г., из раскопок, коллекция Дреггера

Рис. 96. Меч, около 1250 г., Музей археологии Кембриджа

Крестовины стиля 3 слишком толсты и коротки, поэтому они очень редко бывают изогнутыми, а крестовины стиля 5 по природе своей конструкции не могут быть изогнутыми. Есть еще два стиля крестовин группы 1, которые изогнуты всегда.

Крестовины стиля 3 слишком толсты и коротки, поэтому они очень редко бывают изогнутыми, а крестовины стиля 5 по природе своей конструкции не могут быть изогнутыми. Есть еще два стиля крестовин группы 1, которые изогнуты всегда.

Стиль 6. Изогнутая версия стиля 5. По очевидным причинам крестовины стиля 5 не могут быть изогнутыми после изготовления. Подобная операция может производиться только в кузнице, этим и объясняется появление стиля 6. Декоративное оформление такое же, как в стиле 5. Крестовинам стиля 5 и 6 свойственна одна отличительная черта: нижняя сторона, ближайшая к клинку, сильнее согнута, чем верхняя (рис. 95–97).

Стиль 6

Рис. 97. Из «Жизни двух Офф», Мэтью Пэрис, около 1250 г.

Стиль 7

Стиль 7. На виде сбоку этот стиль выглядит как изогнутый вариант стиля 1, но на самом деле он другой. Крестовина широкая в плане, дающая лентовидный разрез, с широкой поверхностью, расположенной под прямыми углами к плоскости клинка. Концы обычно простые (рис. 81, 93).

В некоторых экземплярах крестовин стилей 6 и 7 ecusson может выступать острым зубцом на клинок.

Пять стилей, характерных для мечей группы 2, неизбежно очень похожи внешне на описанные выше, но есть и явные отличия, из-за которых их приходится классифицировать отдельно.

Стиль 8. Его можно сравнить со стилем 4, однако имеются существенные отличия. Сечение – шестиугольник, обычно правильный и четко очерченный, но в не самых лучших экземплярах бывает и смазанный. «Руки» чаще прямые, но встречаются и изогнутые; ecusson основательный и вырастает из двух «рук», которые постепенно сужаются к острым повернутым вниз концам.

Стиль 8

Стиль 9. Похож на стиль 7 тем, что имеет лентовидный разрез, но на этом сходство заканчивается. Концы всегда подогнуты, сечение или пятиугольник плоский сверху и V-образный снизу или имеет форму уплощенного бриллианта, ecusson из небольшого сужения «рук» выступает острым зубцом на клинок (рис. 74, 75). Таких много на английских мемориальных изображениях 1390–1440 годов.

Стиль 9

Стиль 10. Похож на стиль 2, но «руки» длиннее и тоньше, сужаются внутрь от концов к явно выраженному «встроенному» ecusson. В сечении круг, квадрат или восьмиугольник.

Стиль 10

Стиль 11. Крестовины могут быть длинными и короткими, изогнутыми и прямыми. Характерными являются концы с головками и круглое или ромбовидное сечение (рис. 104).

Стиль 11

Стиль 12. «Руки» сильно изогнуты в горизонтальной плоскости, в плане образуют форму уплощенной буквы S. Судя по большому числу мечей, оснащенных такой крестовиной (обычно с яблоками типа Z) и находящихся в венецианском арсенале, можно предположить, что стиль 12, так же как и яблоки типа Z, является венецианским. Много «венецианских» эфесов было обнаружено в Венгрии.

Стиль 12

Мы можем предполагать, что горизонтальный изгиб крестовины был применен как дополнительная мера защиты руки, и не сомневаться, что дополнительные всевозможные приспособления служат именно этой цели, и никакой другой. Первоначально датированные серединой четырнадцатого века дополнительные приспособления приняли форму колец, устанавливаемых под крестовиной или с одной стороны, или с обеих в плоскости клинка, а также сбоку от него, перекрывая ecusson под прямыми углами к плоскости клинка или переходя от одной стороны верхнего края крестовины и выгибаясь по направлению к яблоку, как защита для костяшек пальцев. Эти четыре расположения кольца использовались по одному или вместе. Кольцо для пальца, судя по всему, было первым. Пример, датированный примерно 1325 годом, – римский меч с односторонней заточкой. Клейма, инкрустированные на клинке, подтверждают датировку[44]. Лучше известен меч типа XIX, находящийся в арсенале лондонского Тауэра, датированный 1432 годом арабской надписью на клинке. Эта дата, конечно, – terminus ante quem; он вполне мог быть изготовлен и до 1400 года. Меч с изображения святого Мартина в Музее Валенсии (рис. 98), датированного примерно 1443 годом, имеет кольцо. Но самый ранний датированный пример в искусстве – это сцена распятия Христа «мастера кодекса святого Георгия», сиенского художника, написавшего ее в 1340–1350 годах. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Рис. 98. Фрагмент картины из Музея Валенсии, около 1443 г.

Ранний пример двойного кольца мы можем видеть в настенной росписи в Мондонеде, относящейся примерно к 1440 году. Это двойное кольцо, выполненное в форме, известной коллекционерам как «pas d'ane» (еще один пример неправильного употребления, столь свойственного девятнадцатому веку)[45], судя по некоторым свидетельствам, появилось на Пиренейском полуострове. Оно часто изображалось в произведениях искусства Испании и Португалии, причем еще до появления в итальянской живописи. Португальский художник Нуньо Гонсалес запечатлел на своих полотнах мечи 1460-х годов, которые в точности соответствуют сохранившимся образцам, например, мечам Гонсальво де Кордова и Фердинанда Католика, находящимся в королевском арсенале Мадрида. Еще более развитые эфесы с «pas d'ane» и двумя боковыми кольцами (одно на крестовине и одно соединяет нижние крайние точки ветвей) можно видеть на великолепных гобеленах «Арцила» в Пастранье (около 1475 г.). Хотя такой тип эфеса редко встречается в немецком искусстве, один мы можем увидеть на картине Мартина Шонграуэра, датируемой также 1475 годом (рис. 99).

Рис. 99. Меч с полностью развитым эфесом на картине Мартина Шонграуэра, 1475 г.

Одно боковое кольцо редко изображается в произведениях искусства – вероятно, потому, что большинство мечей изображаются анфас, но несколько примеров все же можно привести. Один – в испанской Библии, иллюстрированной в 1422–1433 годах (рис. 100а), другой (рис. 100б) – в манускрипте из Богемии, относящемся к тому же периоду (1420 г.).

Рис. 100а, б. Меч с боковым кольцом, около 1475 г.

Сохранившихся экземпляров мечей немного. Один, датированный примерно 1450 годом, находится в королевском арсенале Мадрида, другой (около 1425 года) ранее был частью моей коллекции.

В итальянской живописи после 1475 года полностью развитый эфес встречается довольно часто. Многие мечи с такими эфесами, которые, будучи выставленными на продажу, датировались бы 1550 годом или немного позже, показаны на полотнах, написанных в 1470-х годах. Таков меч в руке святого Михаила кисти Пинтуриккио. Картина написана в 1473–1481 годах (рис. 102).

Рис. 101. Из «Обращения св. Павла» Луки Синьорелли, Лорето, до 1484 г.

Рис. 102. Меч святого Михаила. Фрагмент картины Пинтуриккио, Лейпциг, 1473–1481 гг.

Длина крестовины, вероятно, регулировалась частично личными вкусами, частично необходимостью правильной балансировки клинка. Так, если крестовина очень длинная (скажем, 23 см), она должна быть тонкой, чтобы не утяжелять эфес. Если же она очень короткая (скажем, меньше 12 см), то должна быть достаточно толстой, иначе эфес будет слишком легким. Из последнего правила есть исключения, но из первого почти нет.

Крестовина обычного боевого меча украшена довольно редко, если же украшения все же есть, они очень сдержанные. Любопытно отметить, насколько отличается повседневный рыцарский меч после 1050 года от своих франкских, англосаксонских и состоящих на вооружении у викингов предшественников, которые были украшены весьма замысловато. Только в исключительных случаях мечи, датированные до 1250 года, имели украшенную крестовину, а украшенные яблоки встречаются намного чаще. Между тем есть два меча: один, без сомнения, английского происхождения, другой – только предположительно, имеющие гравировку на крестовинах, причем выполненную в таком же стиле, как и в английских иллюстрациях манускриптов 1230–1300 годов. Первый называется фальчион Коуниерса и хранится в библиотеке собора Дурхама. Хотя это фальчион, а не прямой обоюдоострый меч, а значит, не является предметом рассмотрения данной книги, его эфес типичен для мечей тринадцатого столетия (рис. 94). Украшение крестовины включает маленьких «червей» (наземных и крылатых драконов), спрятанных в концах, и узоры из листьев и завитков между ними (рис. 103).

Рис. 103. Украшения на «руках» крестовины фальчиона Коуниерса

Другой – меч неизвестного происхождения – имеет еще более типично английские украшения, которые располагаются только на крестовине, в отличие от фальчиона Коуниерса, на яблоке которого с одной стороны изображен английский леопард, а с другой – имперский орел, причем каждый щит обрамлен завитками, как на крестовине. Этот второй меч (находится в одной из частных коллекций Лондона) имеет крестовину стиля 5, в каждом конце которой мы видим типично английское украшение манускриптов: гротескное лицо в профиль без туловища с маленькими ножками, растущими из шеи.

Популярная форма украшений после 1225 года – одна или более инкрустированных линий, опоясывающих концы крестовины на расстоянии около 80 мм от крайних точек. Встречается только на крестовинах стилей 1а и 2. В начале пятнадцатого века это украшение снова вошло в моду на крестовинах, относящихся к стилям 1а, 2, 10 и 11. В этих случаях линии часто выполнены в виде шевронов, сопровождаемых расходящимися линиями, выгравированными на ecusson, – декоративная черта, обнаруженная на крестовинах большинства стилей, имеющих выступающий ecusson.

На протяжении всего периода 1250–1350 годов концы крестовин стилей 5 и 6 могли украшаться зубцами – одним или двумя, в зависимости от вкуса заказчика. Крестовины с головками (стиль 11) могут иметь украшения на них. Бывает, что украшения выполнены в одном стиле с яблоками, как, например, на прекрасном мече из коллекции Дино в Метрополитен-музее (рис. 104). После 1450 года украшение инкрустированными линиями на крестовинах стали менее популярными, хотя разные формы рифления и аналогичные украшения на ecusson оставались в моде, иногда с добавлением яйцевидных рельефных украшений[46] (рис. 76, 78).

Рис. 104. Меч из коллекции Дино, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, около 1450 г.

Два исключительных меча находятся в Датском национальном музее в Копенгагене и в частной коллекции в Лондоне. Оба имеют крестовину, каждый конец которой вырезан в форме головы животного, что ассоциируется с аналогичными декоративными мотивами эры Великого переселения и викингов. Меч из частной коллекции несравненно лучше сохранился и более интересен. На нем крестовина стиля 4, а маленькие головки на повернутых вниз концах выполнены с удивительным мастерством. Меч из Копенгагена имеет прямую и очень короткую крестовину стиля 2, с головками гораздо более грубой работы.

Классический пример средневекового меча с концами крестовины, украшенными головами животных, – меч Шарлеманя в парижском Лувре. По поводу этого меча мнения историков разделились. Одни по стилю, дизайну и работе относят его к тринадцатому веку, другие считают, что его следует отнести к периоду, определенному его использованием.

Почему эфес, имеющий типичную для девятого века форму, с украшениями, также характерными для этого века, необходимо датировать четырьмя веками позже – понять невозможно.

Крестовина, определенно, длиннее, чем на «среднестатистическом» мече викингов или франков, но есть множество примеров крестовин длиннее чем 10 см. Яблоко в форме чехла для чайника обычно для 800 года, но редко для 1200 года, а стиль украшений совершенно чужд для более позднего времени. Вероятно, существует только одна причина того, что принята более поздняя дата: в нижней части крестовины указан буквами и цифрами, характерными для тринадцатого столетия, вес золота, из которого изготовлен эфес. Однако это не доказательство, что он был однозначно изготовлен именно тогда: на протяжении столетий использования меча эфес мог сниматься и устанавливаться неоднократно. Такое было вполне возможно и в тринадцатом веке, при этом на крестовину могла быть нанесена соответствующая надпись. Разве у нас нет примера Меча святого Маврикия из Вены, где эфес был обновлен для Оттона IV? Кстати, известно, что меч Шарлеманя был разобран, очищен и снабжен новой рукоятью для коронации Наполеона I.

Существует несколько подобных «парадных» мечей тринадцатого и четырнадцатого столетий, которые имеют украшенные крестовины. Это венский коронационный Меч святого Маврикия, где на крестовине (стиль 1) из позолоченного железа выгравирована надпись: «Cristus Vincit, Cristus Reinat, Cristus Imperat» – антифон из коронационного гимна Laudes Regiae. Это был также военный клич франков в Третьем крестовом походе, но последнее, судя по всему, не имеет отношения к украшению оружия, служащего только для коронационных церемоний.

В королевском арсенале Мадрида находится великолепный и очень хорошо известный меч, приписываемый Фердинанду III (святому Фердинанду) Кастильскому (1223–1253 гг.) (см. рис. 64). Его крестовина весьма своеобразна: оба конца свиты в кольцо, куда помещен небольшой трилистник. «Руки» и ecusson украшены типичными для тринадцатого века цветочными орнаментами.

Также в Испании находится еще один малоизвестный меч, приписываемый святому Фердинанду. Он хранится в сокровищнице собора Севильи как священная реликвия (острие вложено в золотой прибор, и меч стоит, словно крест). Крестовина стиля 1 сделана из красного сердолика, оправленного в позолоченное серебро, и украшена орнаментом в стиле мудехар. Яблоко типа 1 сделано из горного хрусталя. Эфес известного меча Санчо IV Кастильского (до 1295 г.) украшен таким же орнаментом в стиле мудехар, включающим куфические письмена, которые, хотя и вряд ли подлежат переводу, определенно содержат слово «аллах». Этот меч, несмотря на богато украшенный эфес, не был предназначен для церемониальных целей, а являлся хорошим боевым оружием.

Можно назвать еще несколько мечей с украшенными крестовинами. Великолепно сохранившийся меч типа XII в мадридском «Институте дель Конде ди Валенсия де Дон Хуан» имеет крестовину стиля 6 из позолоченной бронзы со словами «Dios es Vencedor en Todo, Dios es Vencedor en Todo А», выполненной барельефом. В Метрополитен-музее в Нью-Йорке хранится изумительный меч типа XIV с орнаментом в стиле викингов – вертикальными серебряными проволочками, украшающими изящную крестовину стиля 4. Еще один хороший меч (его настоящее местонахождение неизвестно) раньше находился в коллекции Рихарда Цишилле. На его крестовине стиля 6 выгравированы слова «Dextera Domini Facit Virtutem» с одной стороны и «Dexter Domine Exala Vit Ме» с другой.

В пятнадцатом веке украшенные крестовины стали встречаться чаще – или просто больше мечей уцелело до наших дней. Иногда украшения представляли собой обычные выгравированные или инкрустированные линии, как уже описывалось выше, но на некоторых мечах, особенно церемониальных – «выносном», парадном оружии, украшения были весьма причудливыми. Меч в оружейной палате художественно-исторического музея Вены, сделанный в 1438 году для императора Сигизмунда I, имеет крестовину, выполненную в форме червя, эмблему «Gesellschaft der Lindwurms» («общество змеев»), членом которого был Сигизмунд. Меч Фридриха Саксонского, сделанный в 1424–1425 годах, имеет изогнутую шишковатую крестовину, как ветка дерева и как сучковатый посох на гербе графов Уорвик. Выносной меч Фридриха III, изготовленный в 1440 году, имеет крестовину, выполненную в манере, аналогичной крестовине на мече святого Фердинанда в Севилье, только материал – рог и позолоченная медь вместо сердолика и позолоченного серебра. Так сложно украшенный эфес являет собой разительную противоположность боевому мечу того же императора, хранящемуся в Музее Клуни (рис. 105), где крестовина стиля 6 украшена очень просто – горизонтальными и вертикальными ребрами – только с внешней стороны.

Рис. 105. Боевой меч Фридриха III из Музея Клуни, 1440 г.

Многие мечи, относящиеся ко второй половине пятнадцатого века, с крестовинами стиля 5 и 6, имеют ребра, тянущиеся горизонтально, по середине «рук». Они могут быть объемными или плоскими и проявляются только на одной стороне крестовины. Многие крестовины такого стиля имеют «руки», загнутые горизонтально, с резко закрученными концами. Некоторые из них гладкие, на других закрученные концы покрыты линиями. Там, где концы гладкие, как на мече, хранящемся в Баварском музее, иногда возвращаются к старой практике украшения крестовины инкрустированными линиями, идущими по краям.

Практика загибания рук крестовины в горизонтальной плоскости восходит к более далекой древности, чем ранее предполагалось. Например, мы находим подобный меч в манускрипте 1425 года «Часы королевы Елизаветы», ранее находившемся в коллекции Дайсона Перринса (рис. 106), и в испанской Библии 1425 года. В Музее археологии и этнологии Кембриджа хранится меч типа XX с таким же клинком, как у меча того же типа из Торонто. Его эфес, который вряд ли можно датировать позднее чем 1430–1440 годами, очень похож на эфес, изображенный в манускрипте Дайсона Перринса. В коллекции Уоллиса тоже есть хороший меч, который в каталоге датирован 1500–1520 годами (рис. 107), идентичный по внешнему виду и форме мечу с картины Мартина Шонграуэра, датированной 1465 годом (рис. 108).

Рис. 106. Из манускрипта «Часы королевы Елизаветы», около 1430 г., бывшая коллекция Дайсона Перринса

Рис. 107. Меч из коллекции Уоллиса

Рис. 108. Фрагмент картины Мартина Шонграуэра, около 1475 г.

Эта глава ни в коем случае не является попыткой представить каталог всех существующих украшенных крестовин. Их очень много, и большинство из них уже должным образом описаны в других источниках. Но есть крестовины, в которых отчетливо проявляются национальные характеристики, которым пока не уделено должного внимания. В пятнадцатом веке в Дании, например, появилась утрированная форма стиля 6 – очень резко выгнутая. Представляется, что такая форма свойственна именно этой стране. В Испании на крестовинах того же стиля просверливались отверстия, что, судя по всему, характерно в основном именно для этой страны, хотя подобным образом украшенная крестовина стиля 5 имеет, как мне кажется, германское происхождение.

В Англии есть группа мечей с крестовинами, демонстрирующими такие же характеристики. Все они стиля 6, и на каждой имеются перфорированные кресты, украшающие оба конца крестовины, которая выглядит как четырехлистник. Две из этих крестовин находятся в городском музее Линкольна. Одна – на далеко не лучшем образце типа XVI, другая теперь утрачена, но на рисунке, выполненном в 1854 году, она изображена на клинке, который и сегодня находится в музее. Третья крестовина такого типа хранится в замке Норвич на фальчионе, найденном в Торпе. Есть еще четвертый меч, отличающийся по типу от линкольнских (оба типа XVI), в коллекции Уоллиса. Он относится к типу XV, но на крестовине стиля 5 отчетливо видны перфорированные кресты. На мемориальной доске в Горлстоне, Суффолк, датированной около 1325 года, также можно видеть крестовину, аналогичную описанным выше. Все это склоняет к мысли, что такой стиль является английским, тем более что меч из коллекции Уоллиса ранее находился в коллекции Ньеверкерка и был найден во Франции, то есть вполне мог иметь английское происхождение. Можно даже взять на себя смелость и пойти дальше и предположить, что это не просто английский, а восточноанглийский меч, поскольку мечи были найдены в Норфолке, а мемориальная доска – в Суффолке.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке