Глава 10. КОЗЕРОГ

Синтетический канал из ментального тела в каузальное

Зачастую морщины возникают не от старости, а вследствие горестных мыслей о ее приближении.

Для того, чтобы понять действие канала Козерога, нужно ясно представлять себе каузальные тело и поток, а это вовсе не просто, поскольку они имеют более тонкий характер, чем даже ментальные структуры и энергии — а что, казалось бы, может быть неуловимее мысли?

То, что мы считаем событием, есть на самом деле отражение в нашем сознании некоторого каузального движения или изменения, причем отражение, как правило, очень грубое и приблизительное; недаром сопоставление показаний свидетелей на суде — трудное и весьма неформальное занятие. О напряженности каузального потока можно судить по косвенным признакам, например, уровню внутренней занятости, внимания и ответственности, которых он требует от человека, а также сгущенности субъективного времени.

Средняя плотность каузального потока в значительной степени определяется национальной традицией. Большинство русских считает, что любимая американская поговорка это: "Время — деньги", и действительно, плотность каузального потока (точнее, его социальной проекции) в мирное время у американцев существенно выше, чем у русских (в военное и кризисное, видимо, наоборот). Каузальное тело — самое высокое из трех, составляющих социальное, и потому люди, умеющие хорошо ориентироваться в каузальном потоке и управлять им, оказываются на ведущих постах управления обществом — это всевозможные начальники, банкиры, фабриканты, директора, министры, академики и президенты. Единица каузального потока в социальном преломлении это "дело"; таким образом, выражение "деловой человек" можно интерпретировать как "мастер социально-каузальных энергий".

Однако событие событию рознь; например, лунное затмение две-три тысячи лет назад (даже два-три века назад) было огромным событием — а кто в наше время, кроме астрологов и астрономов, его замечает? Причин подобного прискорбного невнимания к окружающему нас Космосу, да и земной природе, множество, но одна из них имеет прямое отношение к теме этой главы. Она заключается в некоторой особенности менталитета нынешнего века, а именно, в абсолютизации принципа "объективности" как познания, так и существования в целом.

Однако коллектив, как известно, прав не всегда; точнее, его правда может оказаться эволюционно существенно ниже, чем правда отдельных его представителей. Демократизм эпохи Водолея, начиная уже с ХХI века, будет, видимо, резко отличаться от демократизма эпохи Рыб, особенно в понимании ХХ века — в сторону допущения гораздо большей свободы индивидуума и его права на собственную картину мира.

Один из основных догматов современной цивилизации заключается в том, что культурный человек должен смотреть на себя объективно, иначе он теряет самокритику и вообще становится асоциальным. Неприятность, однако, заключается в том, что возможности подобного "объективного" рассмотрения чрезвычайно бедны, его рамки узки, а язык описания абстрактен до полной расплывчатости — именно поэтому в целях самопознания гораздо лучше читать художественную литературу, нежели специальную: психологическую или, упаси Бог, философскую. Но непосредственный вред, происходящий от попыток "объективации" и неизбежно сопутствующей ей унификации мышления, то есть приучение его следованию отработанным социальным стереотипам, ощущается вовсе не на ментальном теле, а в первую очередь на каузальном.

Никто не станет спорить с тем, что жизнь в смысле последовательности событий у каждого человека своя, особенная: один, к примеру, состоит в генеральской должности со всеми вытекающими из нее приятными последствиями, другой — в унтер-офицерской, а третий и вовсе допризывник. Понятно, что столь разным каузальным потокам должны по идее соответствовать столь же сильно различающиеся ментальные потоки, но здесь общественное подсознание ставит существенные ограничения. В своем ментальном теле (говорит социальный эгрегор) человек свободен… слишком свободен, и, как мотоциклист на ухабе, может вылететь из седла, а посему лучше привязать его ремнями покрепче — если упадет, так уж с мотоциклом вместе, и тогда на скорой помощи прямиком в дом умалишенных.

Поэтому свое мышление, особенно обслуживающее каждодневные нужды, человек по большей части прячет даже от самого себя, не говоря об окружающих, поскольку оно гораздо больше напоминает шаманские фокусы, нежели логически безупречные цепочки рассуждений. "Мышление должно быть логичным и "объективным", — аксиома ничуть не менее основополагающая, чем "Здоровье есть наше главное достояние", — но в реальной жизни первое утверждение опровергается делом ничуть не реже, чем второе. Причины этого прискорбного обстоятельства заключаются, однако, вовсе не в низком качестве аристотелевой логики и "левополушарного" мышления в целом, а в малой эффективности, а временами и полной непригодности имеющихся в современной культуре ментальных средств, предназначенных для описания и формирования потока событий — именно поэтому для того, чтобы сделать хоть что-то реальное, современному человеку приходится прибегать к столь странным и умонепостигаемым способам мышления, которыми, не замечая того, естественно и беззаботно пользуется среднесоциальный индивид.

* * *

Трудность предсказания будущего лежит в природе вещей — каузальная материя и энергия очень тонки и деликатны, так что либо неощутимы и невидимы, либо настолько искажаются при наблюдении, что последнее теряет всякую информационную ценность. Управление каузальным потоком есть в первую очередь чрезвычайно тонкая ситуация, хотя сами по себе события, которых добивается человек, могут выглядеть в их ментальном отражении ясно и отчетливо, например: сдать экзамены, купить еду, соблазнить женщину, успеть на поезд. Однако общественное мнение, как осознаваемое, так и подсознательное, глубоко убеждено в том, что поток событий вполне управляем волей человека — если тот достаточно дисциплинирован, целеустремлен и не подвержен случайным страстям (и связям). При этом основная роль в управлении событиями отводится потоку Козерога в его самом примитивном понимании, а именно: сначала я тотально продумываю план своих действий, а затем события разворачиваются в соответствии с ним — а если они разворачиваются не совсем в соответствии, или совсем не в соответствии, или вовсе не разворачиваются, значит я не додумал, чего-то не учел или мне просто не повезло.

Подобный взгляд страдает несколькими существенными недостатками, из которых главнейший заключается в том, что действие канала Тельца на каузальный поток он игнорирует вовсе.

А между тем именно Телец транслирует в каузальное тело основные контуры каузальных программ, ибо первоисточник последних находится в буддхиальном теле, а вовсе не в ментальном! Плоды наших ментальных медитаций трансформируются Козерогом не в каузальные деревья, но, увы и ах, лишь в почву, материал, из которого последние вырастают — а план, чертеж, если можно так выразиться, будущего каузального сюжета заключен в семени, приносимом в каузальное тело потоком Тельца.

Другими словами, происходящие с нами события связываются в единые цепочки как звенья программ, способствующих достижению наших жизненных ценностей (осознаваемых и нет), а вовсе не как программы достижения ментально формулируемых целей, и это нужно очень хорошо понимать, как ни обидно звучит сказанное для самолюбия человека мыслящего. Сложность, однако, заключается в том, что менталитет современной культуры плохо различает буддхиальное и ментальное тела, а они даже не соседние! Но мудрость между тем вовсе не является разновидностью ума, а ценность совсем не то же самое, что высокая оценка. Однако тела, идущие в естественном порядке, так сказать, через одно (в данном случае — ментальное и буддхиальное) связаны друг с другом достаточно тесно — в частности, благодаря тому, что они одновременно синтетичны или аналитичны — и потому трансляции из одного в другое часто ощущаются человеком как идущие без остановки на промежуточном теле (в данном случае — каузальном). Иногда, действительно, случаются и такие трансляции, представляющий собой чудо 1 ранга, но гораздо чаще человек просто не замечает реакции промежуточного тела и его специфической медитации, и тогда ему кажется, например, что итоги его размышлений непосредственно становятся жизненными позициями или ценностями, а последние с легкостью осмысляются. Однако чаще бывает по-другому, гораздо медленнее, но зато и надежнее: плоды раздумий становятся почвой, на которой идут события, и когда завершаются их определенные линии, созревают плоды, становящиеся фундаментом экзистенциальной картины мира в целом; и наоборот, жизненные ценности вызывают к жизни цепочки событий, осмысляя тупики и остановки которых человек получает некоторое хотя и косвенное, но зато истинное представление о своих по большей части подсознательных установках, ценностях и акцентах. Аналогичное недоразумение, кстати говоря, имеется при анализе связей между астральным и каузальным телами: человеку кажется, что его эмоции непосредственно создают в нем импульс к действию, поступку, а события вызывают прямой эмоциональный отклик. Это, однако, чаще всего не так: в обоих случаях в промежутке возникает ментальная медитация, существенно влияющая на характер обеих трансляций.

Однако если астральное и каузальное тела различит в себе любой человек, то разница между ментальным и буддхиальным не так бросается в глаза, а если считать буддхиальное тело частью ментального, то поток Тельца становиться частью козерожьего и возникает иллюзия полного подчинения каузального потока Козерогу, то есть вырисовывается общепринятая в настоящее время картина ментального управления событиями, причем не только на уровне личности, но и целых коллективов и народов: "Дайте нам просвещенного монарха, который сформирует хорошее правительство, которое примет умные меры — и все мы, как один человек, немедленно и пышно процветем, заблагоденствуем и даже обратимся в истинную веру."

В действительности, однако. все происходит не так гладко: ментальный план, безусловно, важен, так как создает определенную почву, на которой происходят события — но их вид определяется все-таки движением экзистенциальных ценностей, то есть сменой акцентов буддхиальной энергетики, как-то увидеть или угадать которые дано немногим. Однако люди, которые ясно чувствуют, что поток событий управляется не только ментально (и, конечно, собственными законами развития каузального тела), склонны приписывать это дополнительное, или, точнее, основное управление не буддхиальному, а атманическому телу, то есть Богу, року, некоторой непостижимой и неуправляемой судьбе и т. п. Здесь мы опять наблюдаем пропуск промежуточного (буддхиального) тела между атманическим и каузальным, что ведет к необоснованному фатализму. На первый взгляд, да и по структуре и субъективному восприятию, атманическое тело ближе к каузальному, чем буддхиальное: и атманическое, и каузальное синтетичны; и если у меня есть один (главный!) идеал, или Бог, то Он и должен определять течение моей жизни — разумеется, всей жизни, то есть всех ее событий, иначе как же быть с Его вездесущностью, или, соответственно, всесторонностью идеала? В действительности, однако, прямые трансляции из атманического тела в каузальное редки, и как правило движение идеала формирует текущие ценности, которые затем все вместе синтезируются в единый поток событий.

Таким образом, ментально-волюнтаристский подход к событиям связан с отождествлением буддхиального тела с частью ментального и, соответственно, рассмотрением канала Тельца как части Козерога, а фаталистический подход делает буддхиальное тела частью атманического, в результате чего каналы Овна и Тельца как бы склеиваются в один (овновского звучания), а Козерог попросту игнорируется.

* * *

Как же субъективно переживается действие Козерога? Прежде всего, следует различать осознаваемые и неосознаваемые плоды ментальных медитаций — вторых гораздо больше и они часто важнее первых. Например, у горнолыжника, спускающегося с крутой ухабистой горы, идет интенсивнейшая ментальная медитация, координирующая движения его физического тела с информацией, получаемой через глаза и ноги, но его сознанием рефлексируется лишь незначительная часть происходящего в ментальном теле; еще более тонкие процессы происходят при обычном пищеварении, в котором ментальное тело принимает активное регулирующее участие. И все эти ментальные медитации несут с помощью Козерога свои плоды в каузальное тело, становясь его почвой. Хорошая, богатая каузальная почва дает человеку ощущение прилива энергии, которая тратится на интенсивное проживание потока событий или управление им. Особенно остро общий уровень каузальной энергетики ощущается в социальных ситуациях: люди с сильным каузальным телом притягивают внимание окружающих, словно магниты, а слабая фундаментальная каузальная энергетика дает человеку ощущение своей никому не нужности, никчемности и неуместности. Образы Красивой Женщины, Значительного или Ответственного Лица, Содержательного Человека, Покровителя, Влиятельного Критика и многие другие создаются на основе достаточно мощной каузальной "подстилки", на которой остается лишь вырастить соответствующую форму.

Секрет правильного поведения в каузальном потоке в очень большой степени заключается в том, чтобы не программировать желаемые события слишком точно — все равно это или не получается, или требует такой перегрузки каузального тела, что оно потом долго приходит в себя и восстанавливает равновесие, а форсированные успех или свершения оказываются совершенно ненужными. Вообще события как таковые, то есть их внешняя форма, определяются экзистенциальными ценностями человека, помогая ему в их достижении, а плоды ментальных усилий призваны подготовить почву для созревания событий — но и это, конечно, немало. Важно, однако, понимать, что при козерожьей трансформации происходит структурная деформация и колоссальное обезличивание даже самых лучших плодов наших раздумий, как это ни обидно или огорчительно — но в то же время указанное обстоятельство избавляет человека, начиная с третьего уровня проработки Козерога, от массы мучительных и ненужных ментальных усилий.

Чтобы лучше понять дурную парадоксальность и ущербность современной культуры, стоит задуматься по такому поводу: почему одни тонкие тела описываются почти исключительно в их проявлениях во внешней жизни человека, а другие, наоборот, только во внутренней? Существующие языки описания эмоций и мыслей имеют чисто интроспективный характер, а событийный поток, наоборот, описывается (кроме как поэтами) почти только с точки зрения внешнего мира. Поэтому действие потока Козерога воспринимается как некоторая мистификация, хотя он ничуть не менее реален, чем все прочие зодиакальные потоки. Но, действительно, как может моя ментальная медитация, то есть фрагмент внутренней жизни, повлиять на мой каузальный поток, то есть внешние жизненные события? Если читатель находится на столь высоком эволюционном уровне, что ясно видит прямые связи между внутренним и внешним миром человека, то этот вопрос его не смутит, но вряд ли ему окажется нужна и эта книга; если же указанные связи ему неочевидны, то понять действие Козерога становится не так легко.

Поэтому автор должен напомнить, что концепция каузального тела и потока событий в первую очередь имеют субъективный характер, то есть событием считается то, что (сознательно или нет) воспринимается как таковое самим человеком. Поэтому уровень фундаментальной каузальной энергетики и богатство каузальной почвы показывают в первую очередь на внутреннюю готовность и способность человека воспринимать события и управлять их течением — и как раз эту готовность и способность формирует поток Козерога. А уж что вырастет на сухой или, наоборот, хорошо унавоженной каузальной почве, зависит от семян, поставляемых Тельцом.

Здесь автор ощущает необходимость сделать небольшое отступление и дать некоторые иллюстрации к понятию внутреннего события. Что такое внешнее событие, понимает каждый. Вот, скажем, проснулся, разомкнул свои вежды — это уже событие, иногда хорошее, а иногда, если настроение ниже нуля и день сулит неприятности, плохое и даже очень. Но что же есть событие внутренне? Писатели, эти инженеры человеческих душ, балуют нас описаниями такого рода: "Она смутно чувствовала, что внутри нее происходит что-то очень важное и значительное, но понять себя не могла." Конечно, не могла, раз сам писатель не мог — а если бы мог, то непременно бы написал, не скрыл от благодарного читателя.

Внутреннее событие это то, что происходит во внутреннем мире человека, и не нужно думать, что внутренний мир это роскошь и сугубое достояние особо творческих или художественно одаренных натур — он есть у каждого человека, но не каждый об этом задумывается — столь велика сила стереотипов общественного подсознания, с удивительным постоянством и неуклонностью объективирующих наше восприятие мира и самих себя, создавая человеку совершенно искаженную картину и внешней, и внутренней реальности.

Исходная позиция, которую необходимо усвоить любому человеку, стремящемуся изучить свой организм и понять себя, заключается в том, что он живет не во внешнем, а в первую очередь во внутреннем мире, который совсем не похож на "объективный". Вот некоторые примеры.

Является ли Пушкин (Шекспир, Данте) великим поэтом? Не спешите с ответом; лучше подумайте, сколько его стихотворных строк вы знаете наизусть и давно ли в последний раз перечитывали — тогда у вас сложится представление о величии или более скромном положении классика в вашей внутренней реальности. Кто крупнее как мыслитель: Артур Шопенгауэр или ваша видавшая виды соседка? Опять-таки не торопитесь отвечать, но вспомните, чьими советами и афоризмами вы пользуетесь чаще.

Однако Бог с ними, великими. Посмотрим поближе: что остается у нас в памяти после увиденного кинофильма и, главное, как оно участвует в нашей последующей жизни? Работа, на которую режиссер и его команда могли потратить год жизни, не может быть воспринята за два часа, и уж совсем не сводится к тем, прямо скажем, жалким крохам воспоминаний о фильме, которые останутся у человека через год после просмотра, так что фильм "вообще" или "сам по себе", или "объективно" совсем не то же самое, что он как факт моей внутренней жизни.

Еще более простой и поучительный пример — жилище. Как выглядит моя комната в моем внутреннем мире? Очень своеобразно, но в одном можно быть совершенно уверенным: абсолютно непохоже на свою цветную фотографию. И дело здесь даже не в том, что я не художник и не помню всех геометрических форм, цветовых оттенков и переливов, теней, полутонов и бликов, из которых, собственно, и состоит фото. Главное заключается в том, что предметы, находящиеся в комнате, воспринимаются мной совершенно по-разному в зависимости от их роли в моей внутренней жизни: один помогает мне жить, другой отчетливо мешает, третий ставит проблему, от которой некуда деваться, четвертый меня любит, но порядком надоел, пятого люблю я, но он не отвечает мне взаимностью — вот истинные краски предметов моего обиталища как части моего внутреннего мира, а вовсе не желто-коричневый и охряный, или острый-тупой-гладкий-пушистый, хотя тактильные и обонятельные ощущения часто более интимно-личны, нежели цветовые. В моем внутреннем мире нет ни рисунка обоев, ни формы грампластинок, ни внешнего вида проигрывателя — только две кнопки, тонарм и три клавиши плюс способность воспроизвести звуки из стандартного набора, который пополняется в музыкальном магазине. Как этот магазин точно называется, я не знаю, и меня это не волнует, но я помню как к нему идти, точнее, три главных поворота и роскошное дерево напротив входа (какой породы, не имею понятия).

Еще более странно и причудливо выглядят во внутреннем мире знакомые и родственники человека. Очертания лиц и фигур местами совершенно размыты, а местами очень четки и столь же мертвенны — неподвижные жесткие маски с очень малыми допустимыми вариациями в своих выражениях. Если же переходить к тонким телам, то их образы во внутреннем мире часто абсолютно примитивны и исчерпываются ходовыми клише: "задохлик", "неврастеник", "хитрец", "ловкач" и т. п.; буддхиальное тело представлено характеристиками типа: "порядочный", "надежный", "подлый" и т. п. Конечно, эти образы с трудом выражаются в словах и в самом деле несколько шире, чем описаны выше, но все равно, как правило, очень бедны и схематичны.

Однако это не все; во-первых, во внутреннем мире есть субъективная окраска, иногда очень причудливая, всех таких "объективно" существующих явлений, как жилище или родственники, во-вторых, там есть самостоятельные объекты, не имеющие прототипов во внешнем мире, а в-третьих, и это тоже очень важно, во внутреннем мире имеется обширная система связей (логических и ассоциативных) между его элементами, и именно богатство, разветвленность и сила этих связей в очень большой степени определяют каузальный уровень энергетики человека.

Теперь становится более понятным, что же такое внутреннее событие: это изменение внутреннего мира, например, появление в нем новых объектов или исчезновение старых, смена акцентировки (внутреннего освещения) отдельных его областей, перестройка системы связей и т. д.

Путь от "объективного" события, то есть некоторой перемены во внешнем мире и его обстоятельствах, ко внутреннему событию, то есть к перемене во внутреннем мире, очень длинен и содержит множество фильтров, различными образами искажающих и затемняющих информационно-энергетический поток, идущий к человеку извне. Случайно увиденная катастрофа остается внутри в виде легкого эмоционального дисбаланса и быстро стабилизируется; страшные события детективных романов воспринимаются как легкое и увлекательное развлечение и т. д. Однако чем выше эволюционный уровень человека и шире его сознание, тем более тонко он реагирует на внешний мир, отзываясь на такие его события, которые проходят незамеченными людьми, стоящими на эволюционной лестнице несколько ниже. В ходе эволюционного развития трансформируется также и само понятие события — как внешнего, так и внутреннего, но это уже другая тема. Насколько внешнее событие становится внутренним, можно судить по очень простому признаку — в какой мере и каких подробностях оно запоминается. Но почему получается так, что одни факты и события человек запоминает сразу и навсегда, а другие, сколько ни повторяются, все равно тут же вытираются из памяти, не оставляя никаких следов во внутреннем мире? Это в большой мере зависит от специфики каузальной почвы в том месте, где пытается вырасти тельцовское семя или приняться занесенное ветром из каузального плана ментальное растеньице, кустик, былинка или даже готовое деревце с корнями. Если почва богата и соответствует растению, оно примется и пойдет в рост, если нет — быстро засохнет и отправится каналом Близнецов в ментальное тело. Поэтому напрашивается вывод: готовьте заранее почву, если хотите добиться хорошего произрастания и плодоношения на ваших каузальных угодьях. Как же это делается? Вот некоторые типичные примеры.

Судебный процесс. Для того, чтобы установить социальную истину и вынести справедливый приговор — событие в жизни не только обвиняемого, но и судьи, адвоката, прокурора и присяжных — нужно подготовить некоторую почву, которая создается Козерогом судебного эгрегора на основе плодов ментальных медитаций свидетелей, истца, обвиняемого, адвоката, прокурора и присяжных; роль судьи по идее заключается в том, чтобы контролировать чистоту канала Козерога и старательно выращивать вырастающее на каузальном плане дерево взвешенного беспристрастного решения.

Изучение иностранного языка. Запоминание и усвоение каждого нового слова, оборота, синтаксической конструкции и даже просто звуков чужого языка есть некоторое событие во внутренней жизни, и оно должно быть подготовлено, то есть может произойти лишь при условии приложения определенных усилий, ложащихся на адекватную им почву. Каковы эти усилия, хорошо известно каждому человеку, пытавшемуся учить язык, но мало кто понимает, насколько здесь важна каузальная почва — именно от ее качества зависит эффективность изучения, то есть результат на единицу усилий. Субъективно хорошая почва ощущается как живой интерес к языку, любовь к его словам и образам, энтузиазм, помогающий выстраивать слова в предложения и заставляющий человека рыться в словарях и даже просто читать их на досуге. Частично этот энтузиазм дается потоком Тельца, если у человека изучение языка стоит как особо важная ценность, но это, что называется, общий энтузиазм, а конкретные нежные или восторженные чувства по отношению к материалу обучения обусловлены именно хорошей каузальной подстилкой, создаваемой потоком Козерога из плодов интенсивных ментальных медитаций, посвященных изучаемому языку. Автор имеет в виду не пустые мечтания типа: "Как мне будет хорошо, когда я наконец его выучу", а конкретные размышления, анализ, проведение ассоциативных цепочек на материале уже изученных слов, выражений, синтаксиса и т. д. Если их правильно проводить, то у человека само по себе возникает сильное желание прочитать новый текст, выучить из него слова, освоить новую конструкцию и т. п. — это значит, что почва для каузальной медитации по освоению следующего фрагмента языка готова.

Административное руководство. У руководителя института, директора завода, министра, президента для принятия каждого решения должна пройти некоторая каузальная медитация; как говорят чиновники, бумага должна "вылежаться", то есть сразу давать ей ход, немедленно подписав, нельзя, и дело здесь не только в паразитической природе бюрократического аппарата, но в какой-то мере и в устройстве мира вообще: событие (в данном случае — указ, предписание, распоряжение и т. д.) должно некоторое время расти, перед тем как окончательно созреть и оформиться. А для его хорошего прозябания и роста нужна соответствующая почва — и ее в изобилии (или скудно) поставляет канал Козерога на основе мнений, резюме и кратких докладов референтов, советников, помощников и консультантов. Хороший начальник внимательно следит за каузальным телом эгрегора своей организации и вовремя обновляет свою команду помощников-консультантов, но ответственные решения принимает сам, аккуратно проращивая на подготовленной их ментальными усилиями каузальной почве семена, бросаемые в нее вышестоящим начальником на очередном ответственном совещании.

Во всех описанных примерах бросается в глаза одно общее обстоятельство: ментальная подготовка никогда не определяет вид будущих событий, хотя сильно влияет на их характер, например, референт в точности не знает, какое решение примет начальство, хотя свое влияние на него, конечно, замечает; поэтому прямое ментальное программирование событий так часто проваливается, в то время как методичная подготовка некоторого общего стиля или характера их протекания, как правило, увенчивается успехом — по крайней мере, при соответствующей проработке канала Козерога, каковая тема становится предметом ближайшего обсуждения.

На первом уровне проработки Козерога у человека имеются самые смутные представления о работе этого канала и довольно напряженные с ним отношения. Такие люди делятся на две категории: крайние волюнтаристы и столь же крайние фаталисты. Первые (волюнтаристы) считают, что они полные хозяева своей судьбы (с смысле последовательности конкретных событий, с ними происходящих), которую определяют тщательно выстраивая в своем уме планы на будущее; если же эти планы все — таки проваливаются, всегда находится конкретное лицо (враг, злодей, антагонист), помешавшее своей злой волей правильному и заранее спрограммированному течению обстоятельств, и в следующий раз этого злодея нужно устранить или учесть в расчетах, и тогда все будет в порядке. Вторые (фаталисты), наоборот, абсолютно не верят в возможность какого-либо влияния мышления на поток событий и считают, что все определяется на месте и зависит от конкретных действий человека и обстоятельств, а также воли рока (Бога, абстрактной и непостижимой судьбы). Поэтому всякие размышления о будущем, строительство планов и тому подобные занятия не что иное как самообман и пустая трата времени.

Обе категории объединяются отсутствием какого-либо ощущения козерожьих потоков, что, впрочем, вовсе не означает, что этот канал у них бездействует — просто он целиком находится в ведении подсознания. В результате человек не понимает, почему одни его дела идут успешно, а другие регулярно проваливаются, а главное — фактически не способен как-либо повлиять на устойчивость и плодородность своих каузальных программ. Основным бичом на этом уровне является полное непонимание того, каковы должны быть плоды ментальных медитаций, отправляемые в каузальное тело, и какую функцию они там выполняют. Если у человека хронически не получается некоторое очень нужное ему предприятие (скажем, заработать некоторые деньги), он волей-неволей пытается осознать свои ошибки и построить в уме план правильного поведения. Где в строительстве этого плана нужно остановиться? Человек первого уровня либо сразу отказывается от сколько-нибудь серьезного размышления и предается чистым фантазиям, поставляющим в каузальное тело пустую породу, то есть совершенно неэнергетичную и часто нездоровую почву, либо пытается разработать подробный план поведения со всеми возможными подробностями и вариантами — и тоже быстро попадает в область ментальных фантазий, подсознательно стремясь подчинить им будущие события — и плоды, попадающие в Козерог, оказываются мелкими и сухими, так что каузальная почва в результате беднеет и сохнет.

Чисто внешнее впечатление от этого человека таково: он не умеет вовремя переходить от слов к делу, и либо впопыхах рубит сплеча, промахиваясь мимо бревна, либо болтает без удержу, не видя, что пора остановиться и что-то сделать. Таковы, например, братья Ивана-дурака, безответственно относящиеся к получаемой ими информации и не превращающие ее с помощью Козерога во внутреннее состояние напряженного внимания перед первой встречей с врагом, а, наоборот, засыпающие перед его появлением. Конечно, злой волшебник должен уметь отводить глаза и напускать сонные чары, но в основе сопротивления героя сказки лежит сильное каузальное тело, с хорошей почвой, позволяющей сохранить бодрость и бдительное внимание даже перед рассветом, и как раз этой почвы ленивым и незадачливым братьям не хватает.

Однако событие это не только схватка с драконом или защита диссертации; например, событием является любое трудное для человека телодвижение, к которому он вынужден заранее готовиться: подтягивание на турнике, прыжок через уличную лужу, в некоторых случаях даже подъем из-за обеденного стола. Во всех этих случаях у человека прокручивается быстрая ментальная медитация, обеспечивающая энергию для каузального тела, которую последнее употребляет на согласование работы мышц и связок и других внутренних органов, участвующих в указанном движении. При плохом владении Козерогом человек чувствует себя крайне неуверенно еще во время ментальной медитации: вместо того, чтобы достаточно ясно представить себе, что именно он собирается сделать, а затем, собравшись с духом (вот оно — включение Козерога!), это сделать, он начинает представлять себе, какие неприятности могут случиться по дороге, как он сорвется с турника, или поскользнется на краю лужи, или, вставая, опрокинет стул…и хотя реально всего этого может и не случиться, все равно движение выйдет неловким и неуклюжим: каузальной почвы не хватает для точного согласования работы мышц, поскольку Козерог транслирует отравленные или недостаточные плоды ментальной медитации, а очистить или усилить их по пути козерожьей трансформации человек не умеет.

На втором уровне проработки Козерога человек видит, что его событийный поток как-то зависит от его ментальных усилий — но именно как-то, то есть не прямо, а косвенно, и характер этой зависимости ему установить трудно.

Вообще это уровень людей, способных чему-либо учиться, а научившись — учить и других, и понимающих, что без труда не вытащишь и рыбки из пруда, причем труд здесь понимается в первую очередь как ментальный: запоминание, сопоставление, проверка, согласование, и т. д., наподобие того, как выглядят математические статьи: "Подставляя выражение (12) в формулу (5) и учитывая равенства (7) и (9), получаем на основе (11) следующее соотношение…" Ментальная работа заключается в проверке сказанного, то есть добросовестный читатель берет лист бумаги и таки подставляет указанное выражение в нужную формулу с тем, чтобы в конце концов убедиться, что автор все написал правильно. Зачем это делать — совершенно непонятно, но результатом подобных усилий будет некоторое интуитивное проникновение в "метод", а если просто проглядеть определения и формулировки теорем, то получается своего рода научная импотенция: все вроде бы знаю, но сделать что-либо новое почему-то не могу.

Ментальные усилия можно прилагать и правым полушарием: искать адекватные образы, сравнения, сложные ассоциации и т. д. Так работают поэты, актеры, физкультурные тренеры и многие другие люди, включая представителей не только гуманитарных и точных наук, но и всех остальных профессий. Если жене не нравится, как ест ее муж, она может произнести аргументированную речь о пользе хороших манер и социальной необходимости выработки привычки жевать с закрытым ртом, а может сказать так: "Ну ты у меня трескаешь ровно крокодил — куски мяса так по кухне и разлетаются", и не исключено, что удачный ментальный образ сработает эффективнее, чем логическая цепочка, хотя в обоих случаях общая схема одинакова: плоды ментального усилия, попадая в канал Козерога, готовят почву для желаемого события… но какого оно будет в точности, жена все же ни в одном случае не знает: то ли муж огрызнется ("у самой небось задница обвисла"), то ли послушно закроет рот или от потрясения раскроет еще шире, то ли срочно отправится в террариум зоопарка поглядеть, как питаются крупные рептилии.

Во всяком случае, этот человек знает цену ментальным медитациям, и, сверх того, понимает, что их существенные плоды могут оказаться гораздо меньше, чем потраченные усилия — но они тем ценнее и производят тем больший (каузальный) эффект, чем больше сил человек положил на их выращивание. Обработка результатов эксперимента может занять несколько лет, а выводы составлять несколько строк — но вес этих строк определяется не количеством слов, их составивших, а годами затраченного ментального труда.

На втором уровне проработки Козерога человек часто впадает в эйфорию от ощущения своих потенциальных возможностей — его внутренним, а иногда и внешним лозунгом становится: "я могу все, но не сразу". Это, увы, не так, и порой на долго и тщательно подготавливаемой каузальной почве вырастают какие-то совершенно чуждые растения или вовсе бурьян с чертополохом — это особенно неприятно в профессиях, где каузальную почву нужно долго и тщательно возделывать, а растения на ней восходят и оформляются практически мгновенно и неуправляемо; такова специфика работы спринтеров, прыгунов с шестом, акробатов, жонглеров, десантников, хирургов, поэтов и астрологов-практиков — читатель с пользой для себя продолжит этот список сам. На этом уровне человек видит, что его ментальные усилия это еще не все, но управлять остальным обычно не умеет; кроме того, ему неясно, можно ли увеличить эффективность его ментальных медитаций, и если да, то каким образом это делается.

На третьем уровне проработки Козерога человек ориентируется в ситуации и в основном правильно понимает возможности и функции канала. Он чувствует, когда ментальная медитация достаточна для обеспечения планируемых событий — в той мере, в которой он вообще способен их обеспечить, а в остальном не пытается прыгать выше себя, предугадывать точные повороты сюжета, продумывать свои реакции на них и т. п.

Одним из главных умений, которые осваивает человек на этом уровне проработки Козерога, является терпеливое ожидание и постепенная подготовка почвы для самых трудных и капризных событий, осуществление которых часто воспринимается окружающими как нежданно свалившееся на его голову счастье — и только он сам знает, скольких долгих ментальных трудов стоила ему подготовка этого "счастья".

На этом уровне человек начинает осознавать синтетичность Козерога и понимает, что поток событий един и готовится всеми его ментальными медитациями вместе взятыми, осознаваемыми и нет; другими словами, нельзя подготавливать почву для осуществления данной цепочки событий, не влияя в то же время и на все остальные. Поэтому весь событийный поток начинает ощущаться и осознаваться человеком как единое целое — это откровение связности каузального тела, проливающее свет на очень многие его темные уголки. Человек видит, как восстанавливается связь времен и никакие обстоятельства не кажутся ему теперь бессмысленными или изолированными — даже если событие мало что значит само по себе, оно обязательно что-то символизирует, то есть может рассматриваться как важное связующее звено между различными сферами жизни.

Если Телец также проработан до третьего уровня, человек может временами испытывать волнующее переживание синтеза тельцовских и козерожьих влияний в конкретных событиях, когда путь к достижению его жизненных ценностей проходит по ступеням, выложенным его раздумьями. Если слаб Телец, то нет сил идти, если слаб Козерог, то нет ступеней, и человек постоянно спотыкается и падает. Если же каналы Тельца и Козерога проработаны до третьего уровня, то человеку во многих случаях удается согласовать их трансляции, то есть приноровить походку к характеру подъема, и к тому же иметь в приличной форме и собственные ноги (тельцовский энтузиазм), и ступени (козерожья подготовка), так что подъем идет естественно и гармонично, не причиняя человеку особых неприятностей даже на самых крутых своих участках; хорошую помощь оказывает здесь проработка Близнецов, обеспечивающих обратную связь от событий к их осознанию и должную самокритику.

На третьем уровне проработки Козерога человек учится ясно отличать материал для него (плоды ментальных медитаций) от материала для Рака (отходы ментальных медитаций), и, в частности, отсылать Раку перезревшие и гнилые плоды раздумий — так добросовестные писатели правят свои рукописи, не без огорчения вычеркивая неудачные фрагменты. Говоря о писательстве, можно дать классификацию жанров по некоторым каббалистическим зодиакам: если Телец управляет философской прозой и идеологизированными эмоциями наподобие толстовских, Близнецы газетной журналистикой, Рак рассказами и поэзией, а Стрелец гимнами и народно-почвенной литературой, то Козерог это в первую очередь искусство драматургическое (притчами управляет Водолей). Умение скомпоновать сцену и разговоры героев так, чтобы каждая их реплика звучала как событие — по крайней мере для внимательного зрителя — связано в первую очередь с должной проработкой Козерога: сначала автором пьесы, затем режиссером, а в конце актерами и зрительным залом, который должен, затаив дыхание, ждать не только развязки сюжета, но и каждого его поворота и даже просто очередной реплики второстепенного персонажа.

Человек с третьим уровнем проработки Козерога умеет при случае устроить нечто вроде театра одного актера, а если ему очень понадобится, может подготовить на материале окружающей жизни и неплохой спектакль с определенным нужным ему концом и эпилогом, причем участники могут вовсе не догадаться, кто был главным режиссером и вдохновителем происходившего с ними.

На четвертом уровне проработки Козерога происходит дальнейшее осознание, детализация и обучение управлению теми явлениями и эффектами, которые человек лишь пассивно и во многом туманно видел на третьем уровне.

Прежде всего, происходит качественная перестройка ментальной картины мира и способов мышления, поскольку Козерог требует теперь более тонкой продукции, нежели, например, логические выводы из рассуждений на материале обыденных понятий. Человек начинает искать ментальные языки и символические системы, более подходящие к его новому, синтетическому видению каузального потока, и его мышление изменяется: оно становится более абстрактным, синтетичным и на первый взгляд произвольным (алогичным) — но у него появляется некоторая внутренняя связность, компенсирующая отсутствие во многих местах прямых причинно-следственных и логических связок.

Когда человек видит связи всех или многих сюжетных линий каузального потока, у него возникает отчетливое ощущение, что многие из них суть просто различные манифестации одного и того же сюжета, скрытого в личном или общественном подсознании, и он пытается этот сюжет обнаружить и тем или иным способом видоизменить, преодолеть или вовсе разрушить. В этот момент у него возникает потребность в символическом языке, позволяющем описать такой сюжет и способы его проявления в различных ситуациях и областях жизни. Найдя такой язык или создав его сам, человек обнаруживает, что мышление на нем более эффективно в смысле качества и количества каузальной почвы, возникающей после переработки плодов ментальных медитаций Козерогом: теперь и поток событий меняется так, что их связи друг с другом, то есть структура потока, становятся гораздо более понятными, чем раньше. Уровень видения и понимания происходящего, а также управляемость потока событий резко возрастают — но от этого человеку не становится скучнее жить, так как степень творчества в каузальном потоке увеличивается. Правда, этому человеку трудно объяснить свое поведение окружающим, так как его видение, способы осмысления и регулирования своей жизни покажутся им более чем странными, ибо этот человек видит многое из того, что им пока недоступно — в первую очередь это относится к связям между событиями в разных областях жизни, и его поведение может казаться несколько эксцентричным, иррациональным, суеверным и т. п., если только он не скрывает тщательно некоторых приемов и особенностей языка своего мышления. Однако этот человек эффективен — настолько, что может стать крупным руководителем (например, министром), окружающим будет очень трудно найти понимание его образа практического мышления — даже если оно дает очевидные блестящие результаты.

* * *

Сильный Козерог дает человеку способности, не особенно бросающиеся в глаза, но высоко ценимые в социуме "по большому счету" — на семейной вечеринке он может и не блистать, но зато вполне способен украсить книгу рекордов Гиннеса — например, пройти на руках путь из Москвы в Одессу, ни разу не отреагировав на замечания окружающих.

Откуда у этого человека берется терпение для подготовки его планов, окружающим непонятно; впрочем, сам человек вполне может считать, что его явно недостаточно. Как правило, у него сильное каузальное тело, точнее, его почва, но какие именно события происходят на ней, зависит не только от тщательности их подготовки, чего этот человек может долго не понимать, особенно если у него слаб Телец.

Искушения его жизни — манипуляторство и неправедно прилагаемые усилия, но в очень непростом специфически козерожьем варианте. У этого человека есть большие способности к плетению интриг и созданию запутанных положений, которые, как ему кажется, должны подтолкнуть действующих лиц его комедии (трагедии, рабочих или бытовых будней) ко вполне определенным действиям — но их действия не всегда вписываются в предполагаемые им рамки, и человеку может быть трудно понять, от чего зависят его неудачи — во всяком случае н_е от слабостей его предварительной подготовки или неучета тех или иных возможных факторов. Что же касается прилагаемых усилий, то человек, как правило, их не жалеет и не очень ценит работу своего Козерога, за что канал может на него сильно обижаться. Дело в том, что энергия каузального тела это то, за что платят деньги, порой довольно большие, но красивое каузальное деревце иногда вырастает очень быстро — за счет того, что его почва тщательно готовилась многие годы, и человек должен уметь правильно определить не только его финансовую стоимость, но и значимость для себя лично. Сильный Козерог зреет долго, но он может принести замечательные плоды, если человек наберется терпения и будет в должной степени критичен к себе, и не станет выращивать деликатные растения, пока каузальная почва не окажется в состоянии их вырастить.

В зависимости от уровня проработки Козерога этот человек может быть кем угодно в диапазоне от мелкого баламута до крупного специалиста в своей области, но в любом случае ему будет свойственно желание делать что-либо лишь после тщательной подготовки, и ему не стоит сопротивляться этому желанию, даже если в глазах окружающих он выглядит занудой и копушей; гораздо важнее для него другое — соотнесение своих ментальных усилий с настоящими, а не бутафорскими ценностями, ибо если этого нет, то могут в одночасье рухнуть планы, лелеемые буквально десятилетиями, и оправиться от такого потрясения человеку будет трудно даже при множественных секстилях Козерога к Скорпиону.

Слабый Козерог создает человеку проблемы, связанные с кажущейся малой эффективностью его занятий, и всевозможной подготовки и строительства любых планов. Даже при сильном Тельце его каузальное тело как правило не способно на большие усилия, то есть человек может иногда развивать лихорадочную деятельность, но сколько-нибудь серьезные программы осуществить просто так, без долгой предварительной подготовки, ему не удается: они обязательно срываются, так как он теряет к ним всякий интерес, или от него начисто отворачивается удача, или возникают непреодолимые препятствия, или его отвлекает что-то более важное и т. п.

Сказанное вовсе не означает, что слабый Козерог живет плохо и ощущает себя в жизни неудачником; он вполне может быть доволен собой и своей жизнью, недвусмысленно предпочитая быть легкомысленной быстрокрылой стрекозой, нежели трудолюбивым, нудным и скаредным муравьем.

Слабому Козерогу тяжело дается ученье в истинном смысле слова, то есть реальное освоение знаний и навыков, формирующее каузальную почву, достаточную для дальнейшей эффективной работы. Это особенно ощущается при сильных Близнецах, когда ментальное отражение действительности идет легко и непринужденно — но почему-то ничего хорошего из этого не получается, в полном соответствии с известным диалогом Д.Хармса:

Математик: Нет, умен и знаю очень много!

Андрей Семенович: Много, да только все ерунду!

Здесь проработка сложна, так как сильные Близнецы создают массу соблазнов и иллюзий, ментальное тело работает интенсивно, а плоды его медитаций поступают в каузальное тело как бы через тоненький капилляр, и последнее может сильно истощаться и болеть: человек теряет веру в себя и свои возможности, а иногда и вообще интерес к жизни. Выход здесь единственный: не игнорирование Козерога, а старательная его проработка путем изучения индивидуальных особенностей этого канала. Например, если у человека будут проблемы, связанные с плохой памятью, то ее, во-первых, можно улучшать многими способами, а во-вторых, вероятно, человеку совсем не так обязательно активно помнить все, что ему бы хотелось — многие вещи не запоминаются по той простой причине, что их блокирует буддхиальное тело, и значит здесь нужно разбираться на ценностном уровне: действительно ли мне так важно запомнить то и то, или я могу без этого обойтись?

Гармоничный Козерог дает человеку редкий талант естественности ментальной подготовки к будущим событиям: он думает о них не больше, чем надо, но и не меньше: это видно даже по его речи в ситуациях, когда слова являются делами, то есть оказывают прямое воздействие на каузальный поток: он умеет вовремя сделать паузу, а иногда, наоборот, отвечает сразу, быстро и решительно, словно экспромтом, который, однако, бывает в необходимой степени подготовлен.

Если этот человек от вас чего-то хочет, то вы как-то сами поставите себя в такое положение, из которого будет единственный выход: сделать то, что ему надо; при этом вы можете и не подозревать, что исполняете его волю или желание, по крайней мере, вовсе не факт, что он выскажет его вслух. Это умение дает сильный соблазн манипуляции окружающими, причем манипуляции достаточно тонкого свойства: это не прямолинейное тельцовское давление-принуждение с непосредственной апелляцией к ценностям, чувству долга и т. п., а очень своеобразная часто косвенная игра, когда жертву подводят вплотную к конкретным действиям — но их она совершает как бы по своему собственному выбору, хотя и не без выгоды для гармоничного Козерога. Его мастерство на среднесоциальном уровне демонстрируют популярные книги Д. Карнеги с рекомендациями такого, например, рода: улыбайтесь; объясните партнеру (деловому и брачному), чем ваше предложение выгодно ему; поговорите с ним о его жизни и трудностях; почаще называйте человека по имени и давайте ему ощутить собственную значимость. Эти, и многие другие советы преследуют, в сущности, одну цель: создать у партнера благоприятный ментальный образ самого себя, что является первым шагом к созданию в его каузальном теле почвы, благоприятной для заключения нужной вам сделки или договора.

Если гармоничный Козерог деградирует, он становится мелким манипулятором с очень неприятными манерами, и его цели более чем понятны окружающим, которые стремятся отделаться от него как от ядовитого клеща, но им это удается лишь ценой больший усилий, особенно если вас с ним связывают родственные отношения. Тогда, встав в зависимое положение или заявив себя в таковом, гармоничный Козерог, особенно стареющий, может часами (или годами) изводить вас разговорами о том, как он всегда вас любил и терпел, несмотря на вашу строптивость, плохой характер и общую неблагодарность, свойственную, впрочем, всему вашему поколению в целом; он же, со своей стороны, ничего от вас за это не хочет, исключая разве тарелку супу на старости лет… и хотя все это будет звучать довольно безобидно, тем не менее подобные речи могут отравить ваше каузальное тело настолько, что все ваши дела расстроятся и вам захочется только одного: быстрее окончить свои дни на грешной земле и лечь в могилу, надежно застлавшись толстым слоем земли.

Проработка дает прекрасные способности к подготовке любого серьезного мероприятия, так что оно проходит на удивление гладко; вряд ли гармоничный Козерог станет главным конструктором космических ракет (это для него слишком рискованный проект), но должность директора школы может быть ему вполне по вкусу.

Пораженный Козерог может начинать свою жизнь с освоения афоризма К. Пруткова: "Огорошенный судьбою, все ж не отчаивайся", ибо жизненные планы этого человека будут чаще всего воплощаться совсем не так, как он первоначально имел в виду, — или проваливаться вовсе, и причины столь странного и, прямо скажем, неприятного положения вещей ему долгое время будут совершенно непонятны, и они действительно зарыты очень глубоко. Проблема в данном случае заключается в том, что возникают существенные искажения при трансляции плодов размышлений, сколь бы высококачественными последние ни были. При этом происходит как бы без вины самого человека отравление каузальной почвы, и из самых лучших тельцовских семян вырастают чахлые либо уродливые растения: над событийным потоком человека как будто тяготеет проклятие, истоки которого покажут напряженные аспекты Козерога.

Ближайшее рассмотрение однако показывает, что дело тут не в некоей иррациональной "вине", идущей из прошлых воплощений, а то и от самого грехопадения Адама, но в значительно более прозаических обстоятельствах, главное из которых заключается в том, что пораженному Козерогу ни в коем случае нельзя точно программировать свое (и чужое) будущее, ибо основной закон его каузального потока это "не было бы счастья, да несчастье помогло" — но кто же станет сознательно планировать себе несчастье? Впрочем, если, доведенный своими неудачами до точки, этот человек начнет накликивать себе беду, его хаотический демон, прочно обосновавшийся в Козероге, охотно ему в этом поможет, так что вышибить клином клин в данном случае не удается.

Проработка пораженного Козерога идет по трем основным линиям: работа с каузальным телом, работа с ментальным телом и, после изучения особенностей канала, очищение и расширение его самого. Работа с каузальным телом заключается, в частности, в том, что человек пристально изучает его почву, то есть основное, глубинное содержание происходящих с ним событий — как бы исходные первомолекулы, из которых они складываются — и старается понять, какого рода искаженные мыслеформы для них характерны, и, главное, какого рода цепочки событий из них можно вырастить, а какие нет. Работа с ментальным телом потребует определения, какого типа выводы из рассуждений и разговоров приводят к наиболее ядовитым каузальным последствиям, а какие превращаются в тяжелые, но возделываемые и хотя бы потенциально плодоносные каузальные почвы. Наконец, работа с собственно козерожьим каналом заключается в повышении качества его трансформаций — но эта тема раскрывается каждому человеку индивидуально и заслуживает отдельного рассмотрения, некоторых аспектов которого автор намерен коснуться в следующих книгах этого трактата. Во всяком случае, пораженный Козерог не ставит крест на свершениях человека — скорее он ставит человека перед выбором: или взять ответственность за свои дела на себя и выучиться нести свой крест вместе с большим куском кармы окружающего мира более или менее весело и непринужденно, или возложить вину за свои неудачи на внешний мир, и тогда постепенно озлобиться и деградировать, или — третий вариант — продать душу жесткому разрушительному эгрегору и стать его послушной марионеткой, с наслаждением уничтожая все почвы каузального плана, до которых сможет дотянуться: таковы пушкинский демон, гетевский Мефистофель и многие революционные деятели принципиально нигилистического толка.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке