Глава 10

ПЕРЕХОД ОТ АНАХАТЫ К МАНИПУРЕ

или ДВЕНАДЦАТЫЙ ДОМ

"И восходит в свой номер на борт по трапу

постоялец, несущий в кармане граппу,

совершенный никто, человек в плаще,

потерявший память, отчизну, сына;

по горбу его плачет в лесах осина,

если кто-то плачет о нем вообще".

((И. Бродский))

Ключевые слова: жертва любви; разрушение роли и функции; обнажение скрытой структуры; работа на износ; критическая эксплуатация.

Мы переходим ко второй половине жертвенного спуска объекта по ступеням эволюционной лестницы, и здесь он порой оказывается в жалком виде. Казалось бы, окончена нормальная эксплуатация, объект исполнил свою функцию, реализовал свой потенциал — что же еще можно от него требовать? Пусть идет себе на заслуженный отдых. Ан нет, мир ждет от него еще многого. Послушаем, как эта ситуация рассматривается в учении Будды:

"Когда Сямавати, жена царя Удаяна, принесла в приношение пятьсот одежд Ананде, тот с удовольствием их принял.

Когда царь узнал об этом, он подумал, что, может быть, Ананда принял приношение из жадности. Он подошел к Ананде и спросил его:

"Благороднейший, что ты будешь делать, получив целых пятьсот одежд?"

Ананда ответил ему: "Царь, многие монахи ходят в поношенной одежде. Я хочу дать им новую одежду." — "А куда денешь поношенную одежду?" — "Из поношенной одежды мы делаем простыни". — "А куда ты денешь простыни?" — "Их мы перешьем в подстилки". — "А куда старые подстилки?" — "Мы сделаем ковры для вытирания ног". — "А что ты будешь делать со старыми коврами?" — "Из них мы сделаем тряпки". — "А старые тряпки?" — "Царь, старые половые тряпки мы рвем на узкие лоскутки и замешиваем их в глину. Из этой глины, когда мы строим дом, мы делаем стены"."

((Дхаммапада Аттхакатха I))
* * *

Одиннадцатый дом в каком-то смысле является исключением из всех дневных домов, так как в числе его ключевых слов фигурирует эпитет "нормальный". Вообще диалектический переход переживается чаще всего как нечто из ряда вон выходящее, нередко драматическое и "ненормальное". Это относится и к ночным домам, исключая пятый. Однако, ввиду того, что одиннадцатый дом весьма распространен, возникает соблазн строить представления об остальных диалектических переходах, ориентируясь на него, и это совершенно неправильно. Диалектика спуска насквозь трагична, если рассматривать объект сам по себе как постепенно деградирующую и гибнущую Вселенную — но глядя на обратное, то есть эволюционно восходящее за его счет развитие окружающей среды, можно зато преисполниться радостью и оптимизмом.

Двенадцатый дом продолжает тему одиннадцатого, доводя ее до логического конца. Это эксплуатация объекта, уже израсходовавшего свой рабочий потенциал, исполнившего свою функцию по представлениям его создателя; или же это эксплуатация объекта, который только еще начинает готовиться к выполнению определенной функции и совершенно еще не успел набрать никакого потенциала, и работать может только чудом, расходуя исключительно энергию Божественной любви, в нем заключенной, но не энергию формы, которую не успел набрать.

Так в конце войны терпящая поражение страна объявляет мобилизацию подростков и стариков, превращая их вскорости в "пушечное мясо"; так бедный автолюбитель задешево покупает откатавший свой заводской лимит автомобиль и гоняет его "в хвост и в гриву", пока тот в одночасье не развалится на составные части (и двенадцатый дом завершится девятым); так младшие дети донашивают до расползания по швам достающуюся им одежду старших; так работает "на износ" человек, служащий жесткому профессиональному эгрегору, пока однажды его сердце не разрывается от непосильной нагрузки; так из последних сил до самой глубины раскрывается цветок перед тем, как бессильно обвиснуть съежившимися лепестками.

Для двенадцатого дома характерна очевидная, отчетливо выраженная жертвенность и тесно связанный с ней контраст: несоответствие роли и возможностей объекта, ведущие к его очевидно безжалостной эксплуатации и затем полному разрушению его роли и функции, лишению защитной оболочки Божественной любви и обнажению его дотоле скрытой структуры. При этом объект как таковой, то есть как структура, сохраняется; но, конечно, на него, лишенного любви и функции, смотреть может быть тяжело, особенно если человек начинает идентифицировать с ним собственную горестную жизнь. Нужно, однако, видеть не только объект, но и окружающую его среду, остро нуждающуюся именно в той энергии и информации, которые поставляет ей переходящий с анахаты на манипуру объект.

Типичный пример — выходящие на пенсию старики помогают своим взрослым детям воспитывать их детей, то есть собственных внуков. Когда взрослые воспитывают и учат детей, то у первых (по идее) включен одиннадцатый дом, а у вторых, соответственно, шестой, то есть они обретают форму и социальный, профессиональный и т. п. потенциал. Однако детям этого недостаточно, им нужен еще и переход пятого дома, с манипуры на анахату, то есть игры, в которых они непринужденно освоят жесткие структуры, появляющиеся в их жизни, а за ними ощутят Божественную любовь. Для этой цели нужны, однако, не профессионально (одиннадцатый дом) играющие свою роль учителя и наставники или четкие родители, но видимо не справляющиеся с ролью "настоящих" учителей, а скорее ее любовно пародирующие бабушки и дедушки, отдающие внукам свою любовь до конца — то, что они не смогли отдать своим детям, родителям, друзьям, любовникам и работе. Именно теперь, постепенно дряхлея и отдавая последнюю, уже очень плохо оформленную, но зато глубочайшую свою любовь, человек прозревает самые свои глубинные структуры, открывает главные тайны своей жизни и в конечном счете миссии, и видит конструкцию, которая связывает всю его жизнь в единое целое. И ее видение странным образом полностью компенсирует человеку утраты как своей формы, так и любви, безотносительно к тому, как они воплотились в окружающей среде.

Говорят, что история повторяется дважды: сначала в виде трагедии, затем откровенным фарсом. К тому же разряду наблюдений относится принцип отчуждения (профанации) идей по мере их распространения. С точки зрения каббалистической диалектики, история (идея) повторяется шесть раз, спускаясь с сахасрары на аджну, затем на вишудху и т. д. Исторические трагедии (или, в положительном варианте, периоды позитивных, конструктивных идей) соответствуют одиннадцатому дому (здесь тираны, завоеватели и реформаторы особенно сильны), а фарсы (отчуждение идеи, ослабление пассионарности в последователях) соответствуют двенадцатому дому, где роли уже очевидно исчерпывают себя, но все еще существуют благодаря остаткам любви, некогда вложенной их создателями. А когда двенадцатый дом заканчивается и обнажается структура (обычно довольно примитивная), бывшие страстные поклонники идеи, лишенные обаяния ее силы, власти и любви, терпят полный крах и думают: "Боже, и этому мы поклонялись?" Так при разводе жена смотрит на некогда обожаемого мужчину и пытается сама себя понять или хотя бы вспомнить: "Ну что я находила в этом бесцветном лице, руках, волосах, скучном голосе?!"

Роли двенадцатого дома играются непрофессионально, дилетантски, по пути разрушаясь до основания и на совершенно другой энергии, чем роли одиннадцатого дома, хотя часто являются как бы продолжением и на самом деле окончательным завершением последних. Энергия двенадцатого дома переживается как любовь в чистом виде, для которой практически не важны формы выражения, для него характерны искренность и желание доиграть роль, испить чашу и раздеться до конца, обнажив самую глубокую и интимную тайну устройства объекта (например, себя самого), как пелось в белогвардейской песне:

"Ах, зачем, почему наша жизнь проходит и тает.
Я бокал не допил и сердце свое не раскрыл.
Ухожу навсегда из родного и милого края,
Где оставлено столько могил".
* * *

Трудности и препятствия. По своему отношению к двенадцатому дому люди делятся на четыре категории, каждая из которых имеет вполне определенное мнение по его поводу, что не способствует правильной его идентификации и проработке.

Первая категория считает, что двенадцатый дом вообще нехорош, его как бы и не должно быть, и не принимает его включение и активность ни у себя, ни у других. Эта точка зрения характерна для прямолинейных гуманистов и ярых поклонников Божественной любви, почитающих ее единственным источником добра, а ее отсутствие — главной причиной зла. С этой точки зрения жертвенное лишение любви всегда есть зло и его следует всячески избегать. Эти взгляды, однако, противоречат не только ежедневно наблюдаемым явлениям, из которых очевидно, что Божественной любви на всех не хватает и одним она достается жертвенным поведением других, но и принципу разрушения всех без исключения объектов феноменального мира. Совершенно ясно, что пока Божественная любовь защищает объект, он не может погибнуть, и поэтому когда приходит его час, то вначале он лишается любви и обнажается его структура, и лишь после этого она может быть разрушена, что и означает (первичную) гибель.

Вторая категория людей принимает двенадцатый дом для других, но не принимает его для себя — их можно назвать принципиальными эгоистами или паразитами. Всякую ситуацию двенадцатого дома они стараются развернуть так, чтобы энергия любви текла в их сторону. Они очень не любят быть искренними и играть дилетантские роли, а когда бывают к этому вынуждены, все равно делают (для себя и других) вид, что исполняют это профессионально, то есть под одиннадцатым домом. Эти люди искренни лишь в одном: они считают, что лишней любви у них нет.

Третья категория людей — их можно назвать ярыми альтруистами — признают двенадцатый дом нормой своего существования и при любых ситуациях стремятся его себе включить. При этом окружающей среде столь же императивно отказывается в его активности, и более того, ей постоянно навязывается пятый дом, то есть образ детской площадки, где играют веселые (или недостаточно веселые) ребятишки, которых надо искренне полюбить, а остальное неважно. Такие люди очень сильно искажают реальность вокруг себя и обычно недолюбливают одиннадцатый дом, где им нужно выступать в той или иной роли профессионально, но стоят на своем прочно; их позиция: "Я ж не для себя, я ж хочу как лучше! А что не умею, так это неважно, главное — Любовь!"

И, наконец, четвертая категория состоит из людей — фанатиков двенадцатого дома, признающих из всех домов только его — и для себя, и для окружающих (не замечая, что подобная позиция внутренне противоречива — ведь если кто-то бескорыстно отдает свою любовь другому, то другой должен ее столь же бескорыстно взять, а это уже пятый дом). С их точки зрения, в жизни ценно только одно — это чистосердечная жертва, причем лучше всего не греховным и неблагодарным людишкам, а непосредственно Богу, который, видя тайное, воздаст явно. Вопрос о том, всегда ли им есть что пожертвовать и всегда ли угодна Богу их жертва, для этих людей обычно не стоит.

Встречаются, конечно, и гармоничные в целом люди, которые хорошо чувствуют, что всему свое время, "блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел" и т. п. — но все же и на них из глубин общественного подсознания давит одна из четырех описанных позиций и мешает правильно определить момент включения двенадцатого дома (чаще всего подменяя его другими) и наиболее адекватные формы его проживания.

Первая категория (ложные гуманисты) склонны подменять двенадцатый дом шестым, то есть в ситуации, когда свою любовь нужно отдавать, они говорят: "Нет, я (он) еще к этому не готов, у меня (него) ее слишком мало, нужно наработать потенциал, освоить роль и обрести форму". Все это звучит хорошо, но не учитывает двух существенных моментов: во-первых, ситуация не оставляет для этого возможностей, а во-вторых, среде нужна жертвенная любовь сейчас, а не профессионально исполненное обслуживание потом.

Вторая категория (эгоисты) обрекают себя на очень жесткое существование, поскольку чаще всего подменяют двенадцатый дом одиннадцатым и тем самым не дают себе возможности расслабиться и быть искренними; кроме того, в порядке психологической защиты они постоянно отворачиваются от ситуаций, где нужна их искренность, и потому мир кажется им очень жестким, скрытным и лживым.

Третья категория (альтруисты) стараются натянуть двенадцатый дом на многие другие, пытаясь подменить им даже первый и, особенно, пятый, чем существенно ограничивают свои возможности развития и обретения любви — а не имея ее, что смогут они дать миру?

Четвертая категория (фанатики) пытаются превратить в двенадцатый дом всю алхимическую диаграмму (то есть все дома без исключения), но преуспевают главным образом в том, что включают себе сильный первый, а окружающему миру — низкой октавы восьмой, то есть самовыражаются, круша все без разбора. Впрочем, мир и социум имеют эффективные средства защиты от любого поведения индивида.

Главная трудность проработки дома часто состоит в том, чтобы понять и честно признать необходимость требуемых от человека действий и усилий — сами они после этого часто кажутся человеку естественными и приносят удовлетворение. Что касается двенадцатого дома, то здесь человек выступает не как проводник Божественной любви — он расстается с частью личной энергии, своего рода тонкой материей, обволакивающей и защищающей определенные его структуры. Однако Тот, Кто дал ему эту защиту, знает, когда пришло время ее снимать, и дает человеку соответствующие знаки. Включение двенадцатого дома преисполняет человека сущностно-жертвенным настроением (оно может относиться к любому из его тонких тел) и отчетливым желанием лишиться этой любви, этой защиты, отдав ее тем, кто в ней нуждается — важно лишь осознать это желание и настроение, не подавить и не вытеснить его в подсознание, а найти точные адекватные выражения. Хороший подсказкой в таких случаях служит среда, буквально вопиющая к человеку (гораздо выразительнее, чем при включении у него одиннадцатого дома, когда просьба звучит суше, определеннее и требовательнее): "Мне нужна твоя любовь и пусть она будет выражена несовершенно, это для меня даже лучше, понятнее, доступнее. Пусть это любительство и дилетантство — я возьму абсолютно все, что у тебя есть — лишь бы оно было отдано искренно и чистосердечно". Здесь принципиально важно, что человек отдает то, что ему на самом деле больше не нужно — но с ним все равно бывает больно расставаться, и к тому же пока двенадцатый дом не окончился, эта ненужность порой бывает

* * *

Двенадцатый дом в жизни пары покажет ситуации, где от партнеров понадобится в конечном счете достижение максимальной искренности и открытости, но путь к ней может оказаться длинным. Типичная ситуация двенадцатого дома — необходимость доигрывать уже исчерпавшую себя роль, которая, однако, почему-то так или иначе возникает. Казалось бы, пластинка заиграна донельзя, мужу объяснено не сто и не двести раз, что мужчина должен зарабатывать деньги, и сначала это действовало, а потом перестало — но жить-то как-то надо, и жена снова и снова, употребляя все те опостылевшие обоим слова, ругается, получая в ответ хорошо ей известные реплики супруга. Чего не хватает в этой ситуации для адекватной ее проработки? Искренности супругов, желания до конца разобраться в своих отношениях и понять, например, следующее: осталась ли у них еще любовь друг к другу, ради которой имеет смысл вести общее хозяйство? Или, говоря на оккультном языке, нужна ли еще их парному эгрегору отчетливая структура ежедневных каузальных взаимодействий для реализации своей программы? Однако понять это партнеры могут, лишь отыграв, пусть неуклюже, но до самого конца, давно назначенные друг другу роли в общем каузальном потоке; и лишь полностью их исчерпав, они смогут что-то понять о внутренней структуре своих взаимоотношений и наладить жизнь по-другому.

В жизни семьи двенадцатый дом чрезвычайно важен, и непрофессионально, но искренне и с любовью играемые роли составляют в каком-то смысле основное содержание семейной жизни как таковой. В отличие от работы, чье основное содержание составляет одиннадцатый дом (исключением, хотя и важным, является прямое общение родителей с детьми, когда первые учат последних профессионально, то есть у родителя включен одиннадцатый дом, у ребенка — шестой). Родители делают вид, что сердятся на младших или угрожают старшим детям, старшие, беря на себя родительские функции, управляют младшими, которые, в свою очередь, радостно взвизгивают от шлепков, резвятся под пятым домом. В семье очень отчетливо видна пародийная ипостась двенадцатого дома, когда серьезные, ответственные и даже жутко-трагедийные роли и функции одиннадцатого дома, исчерпывая свой первоначальный вишудховский потенциал, доигрываются на энергии анахаты и в конце окончательно профанируются: бандит превращается в злого дядю, угрожая которым, ребенка заставляют идти домой; конфликт с непослушным подчиненным находит свое продолжение в стычке с женой, не подогревшей вовремя обед, и завершение в подзатыльнике непослушному пятилетнему сыну, отказывающемуся вовремя отправляться спать; наконец, извечная и мучительная борьба добра и зла интерпретируется на экране телевизора как сражение веселого мультипликационного волка с ловким и ехидным зайцем — но взрослые темы и сюжеты находят здесь свое завершение и структура личного участия в них данного человека проясняется.

Говоря о ситуациях двенадцатого дома в жизни государства, следует помнить об известной противопоставленности его одиннадцатому. Ключевые слова одиннадцатого дома — долг, обязательства, исполнение, двенадцатого — любовь, добровольная жертва. Двенадцатый дом как бы доделывает недоделанное одиннадцатым, питаясь крохами с его стола — но значит он нисколько не меньше. Если под одиннадцатым домом идут основные государственные программы, скажем, исполнение бюджета по производящим материальные блага и услуги отраслям, то по двенадцатому идут благотворительные программы, финансирование культуры и некоторые другие незначительные по величине, но важные для народа статьи государственных расходов.

Здесь автор хочет сделать одно замечание филологического порядка — о двух значениях слова "должно". Должно ли государство заботиться о своей обороноспособности? Конечно, должно. А должно ли оно обеспечивать прирост населения и беспокоиться о культуре своего народа? Тоже должно. Но читатель, вероятно, заметил, какая громадная разница заключена между двумя последними "должно", ибо первое из них, императивное, символизирует одиннадцатый дом, а второе, по мягче, — двенадцатый. На уровне министерского сознания эта разница выражается в том, что расходы на оборону выделяются в бюджете прямо (то есть столько-то миллиардов), а расходы на культуру — нередко косвенно, например, путем снижения налогов с тех частных предприятий, которые занимаются благотворительностью, финансируя культуру, детские дома и т. п. Интересно было бы взглянуть на реакцию парламента, когда президент страны предложит подобным образом субсидировать армию.

Двенадцатый дом для народа и пятый дом для государственного аппарата — это ситуация призыва в армию в военное время, повышения налогов, снижение уровня социальной защиты населения, когда не только доподлинно выясняется, что не хлебом единым жив человек, но и уточняется, каким именно словом Божьим он склонен этот недостающий хлеб заменять.

Двенадцатый дом в жизни фирмы представлен, например, ситуацией аврала, когда возникает острая необходимость в экстренных усилиях т сотрудники добровольно исполняют свои функции после окончания рабочего дня, в выходные и т. п. — словом. выкладываются, и в результате иногда приходит новое понимание своего места в фирме и ее внутренней природы, то есть обычно скрытых черт ее эгрегора. Но это, так сказать, двенадцатый дом в жизни сотрудников; в жизни фирмы как целого двенадцатый дом может означать сильный кризис и приближение к банкротству, арест счетов и прочие неприятности, почти лишающие ее возможностей нормального функционирования и оставляющие ее в пародийной роли по отношению к своим сотрудникам и внешнему миру: платить деньги первым и снабжать товарами второй она в состоянии лишь символически. В это время, если фирма честна сама с собой, для нее могут открыться важные и доселе скрытые фундаментальные структуры и законы, управляющие ее существованием и развитием: это своего рода момент истины, но ее тоже нужно увидеть.

Другой вариант двенадцатого дома, внутренний, не столь очевиден, но тоже сопровождается ослаблением и резкой деградацией многих исполняемых сотрудниками и подразделениями функций и несерьезным отношением к работе. Здесь очень важно, забыв о самолюбии фирменного эгрегора, честно разобраться в причинах, которые, как правило, заранее не вычисляются.

Двенадцатый дом в сюжете книги это долгожданная ситуация, когда наконец открываются все секреты, карты выкладываются на стол, а тайные обиды, камни за пазухой и прочие скрытые претензии персонажей друг к другу, родителям и судьбе предъявляются и отовариваются.

Следует различать, так сказать, большой и малый двенадцатый дом, в зависимости от того, открывается ли тайна лишь одному из действующих лиц или же она является сюрпризом и для читателя тоже. Многие новеллы и детективные романы построены именно на энергии тайны двенадцатого дома, тщательно скрываемой от читателя почти до самого конца произведения.

У хорошего писателя, особенно тяготеющего к тонким психологическим описаниям, сцены двенадцатого дома долго готовятся и сопровождаются сильным душевным кризисом героев, в частности, в связи с обнаружением своей несостоятельности во многих важных для себя ролях. И вдруг они начинают, часто неожиданно для себя (и, быть может, впервые за всю свою текстовую историю) говорить совершенно откровенно и что-то о себе понимают — глубокое и новое.

Вообще литература чрезвычайно тяготеет к двенадцатому дому, но редко когда поднимается на уровень его мистериальности, предваряющей катарсис. В идеале катарсис должен быть у читателя, но как минимум до него нужно довести героя, а это, увы, непросто, и в жанре биографий реальных или вымышленных подвижников и святых часто можно заметить несоответствие уровня писателя и его предполагаемого героя.

* * *

Сильный двенадцатый дом даст человеку сложную судьбу и ему будет не очень легко понять самого себя. У него окажется много любви к миру и людям, но выражать он ее будет как-то неуклюже, с элементами фарса, словно доигрывая некогда блестящие роли, превращающиеся в его исполнении в пародии.

Ему очень важно научиться правильно находить себе окружение, которому будет нужна его любовь (в этих людях непременно будет что-то детское, а ситуациях — игровое) и быть максимально искренним, отдавая свою любовь до конца и не заботясь о совершенстве форм ее выражения.

Трагичной эта судьба окажется в случае, когда человек попытается обратить заключенную в нем жертвенную любовь на себя же, то есть на свое эго. Тогда главными (и совершенно подавляющими) чувствами в его жизни станут горькая или злобная обида на окружающий мир и всепоглощающая жалость к себе, не утолимые никакими средствами.

Искушением этого человека будет инфантильность, особенно при слабом одиннадцатом доме, которая в данном случае преодолевается не столько взятием на себя "взрослых" обязательств и функций, сколько осознанием важности своей любви для мира и выработкой внутренней честности и искренности в выражении своего высшего начала, в отличие от ребенка, очень искренне выражающего низшее.

Слабый двенадцатый дом совсем не обязательно дает черствого человека, не способного к предельной искренности и жертвенно-любовным проявлениям. Просто потребности в том и другом в его жизни будет мало, а мысль о фарсовом доигрывании серьезных ролей оставит его чаще всего равнодушным — ему это неинтересно, и чаще всего непонятно, для кого это может быть нужным. С другой стороны, при сильном пятом доме он может очень любить непринужденно-безответственные игры и самовыражение на том или ином материале, не задумываясь о том, как переживает его развлечения и самовыражение этот самый "материал" (например, его близкие), сколько любви и самоотверженности от мира он потребляет, почти не замечая того.

При сильном одиннадцатом доме этот человек будет отдавать предпочтение нормальной работе перед героическими усилиями аврального типа, совершенно не разделяя героики спасателей — при том, что он может в принципе уважать их труд, но все-таки чувствуя, что это — не его сфера. Тем не менее на материале транзитного потока, управляемого двенадцатым домом, ему придется освоить пусть небольшие, но весьма неадекватные роли и в них научиться проявлять больше любви, чем искусных умений, и так доигрывать их до самого конца.

Гармоничный двенадцатый дом дает человека, для которого доигрывание разрушающих ролей и жертвенная любовь суть естественные состояния, и он может даже их очень любить, не задумываясь о том, кому нужна его жертвенность и на что уходит его любовь.

Однако быть искренним до конца ему, может быть, труднее, чем всем остальным людям, и жертвенность его любви останавливается инстинктом самосохранения чуть раньше, чем это требуется от него по карме (хотя с поверхностной социальной точки зрения его поведение может быть безупречно), и добраться до глубокой тайны ему никак не удается, хотя кажется, что она уже совсем близко.

У этого человека будет сильная магия, превращающая окружающих в малых детей, играющих в песочные куличи, и на одних людей она будет действовать расслабляюще, на других развращающе, а третьих (со слабым пятым домом) откровенно раздражать, но все эти эффекты он может не замечать, считая, что искренняя любовь никому не может повредить. В последнем он неправ — любая энергия должна идти точно по адресу, но его проблема это именно полная искренность, добиться которой ему не так легко, как кажется. Если ему это удается, аспект прорабатывается гораздо легче, если же нет, то человек незаметно для себя соскальзывает на жертвенно-любовное служение самому себе, точнее, своему низшему началу, более или менее успешно маскируя его бескорыстным служением ближнему, общему делу и т. п.

Пораженный двенадцатый дом дает человека с сильной жаждой самоотречения, самопожертвования, стремлением отдать все ради мира… но вовсе не любой его части.

Жизнь этого человека будет изобиловать фарсовыми ролями, в которых он не раз придет в отчаяние от неадекватности и некомпетентности своих усилий, неуклюже компенсируя их своей любовью и искренностью, но и того, и другого ему будет хронически не хватать, или же они будут отвергаться. Однако, сталкиваясь с несправедливостью и жесткостью мира, эгоцентрически занятого своими играми, этот человек удивительным образом умеет снова и снова находить в себе любовь и энтузиазм для того, чтобы играть по-видимому неадекватные или очевидно отыгранные роли, кому-то все-таки абсолютно необходимые, хотя для человека с гармоничным пятым домом его искренность покажется чересчур обнаженной, а любовь — слишком угловатой и неуклюжей.

Проработка дает очень высокие душевные и человеческие качества, но, конечно, не дается легко — здесь нужно, говоря поэтическим языком, истечь кровью сердца и внутренне переродиться, находясь в рамках текущего воплощения. В отсутствие проработки человек чаще всего замыкается в своей неудовлетворенности и пытается сократить или вытеснить свою излишнюю жертвенность и неизрасходованную любовь, но не приходит в равновесие, так как жизнь легко взламывает его искусственный панцирь.

Двенадцатый дом в знаках

Положение двенадцатого дома в Зодиаке покажет транзитный поток, на материале которого человеку придется играть роли, в которых он будет некомпетентен или ранее разочарован, для профессионального исполнения которых ему не будет хватать потенциала и его отсутствие придется компенсировать любовью и предельной искренностью — что часто будет восприниматься им как жертва. Однако без этой жертвенности не удается довести до конца профессиональные роли одиннадцатого дома (игранные, может быть, в прошлых жизнях), лишь она дает человеку полное удовлетворение от исполнения функции и реализации соответствующего потенциала. На этом транзитном потоке плоды (или отходы) зреют на энергии чистой жертвенной любви человека, и формы, в которые он ее облекает, не так важны по сравнению с его стремлением отдать ее до конца. Тогда он открывает в своих глубинах что-то очень для себя важное.

Двенадцатый дом в Овне, или на нисходящем буддхиальном потоке

Болото поповщины плохо осушается дубовыми сваями атеизма.

Этот человек доигрывает свои роли на очень тонком материале — противоречиях собственных ценностей, и здесь, формируя неразрешимые ценностные напряжения и тупики, он должен оставаться искренним дилетантом, очень стараясь сделать все как лучше, но исключительно силой своей любви, а не профессиональными ухищрениями.

Любая ситуация окончательного разрушения функции переживается им в первую очередь душевно, отзываясь на ценностном уровне и являясь символом происходящих там процессов; а на буддхиальном теле проработка аспекта открывает структуры, важные для организма в целом.

На низком уровне проработки этот аспект дает сильный комплекс буддхиальной ущербности типа, например: все мои жизненные цели несостоятельны, так как во мне недостает самоотверженности для их реализации.

Жизнь потребует от этого человека жертвенной любви, проявленной на ценностном уровне, например, жертвования существенными для себя программами — и лишь окончательно распростившись с ними, человек осознает, что в действительности они были ему уже не нужны и лишь закрывали важные для него истины.

Двенадцатый дом в Тельце, или на нисходящем каузальном потоке

В глубинах депрессии, как грибы под еловыми лапами, растут плоды мудрости.

Этому человеку суждено играть дилетантские роли в потоке событий, пытаясь наиболее адекватно его регулировать и постоянно сталкиваясь с отсутствием профессиональных навыков и средств для этого. Тем не менее жизнь будет время от времени возлагать на него эти очень неудобные функции и ему придется исполнять их по-любительски, неловко, исключительно из любви или жалости к миру. В такие моменты у него будет пробуждаться искреннее желание каузального самопожертвования, и он уступит свое место в трамвае, будучи сам смертельно уставшим после ночной смены на заводе, или вместо того, чтобы нашлепать надоедливого ребенка, из последних сил, но ласково и нежно, объяснит ему, что не надо громко петь в одном метре от папы, заканчивающего дипломный проект.

Самопожертвование для этого человека естественно связано с напряженными поступками, и ему трудно понять, что у других оно может выражаться по-другому. Важные для него тайны тоже символически выражаются в типичной, но скрытой структуре каузальных напряжений, которая будет ему постепенно раскрываться по мере проработки аспекта. На низком уровне характерны скрытность в поступках, жадность и склонность к интригам. Проработка потребует жертвенной любви на уровне поступков, противоречащих эгоистическим интересам человека и совершаемых тогда, когда это нужно миру, не взирая на то, удобно это сейчас человеку или нет.

Двенадцатый дом в Близнецах, или на нисходящем ментальном потоке

"Чеканю мысли по пяти рублей штука!"

Любительские и отчетливо непрофессионально-фарсовые роли этому человеку предстоит исполнять и доводить до конца в таком по виду ответственном процессе, как мышление, заботясь о надлежащем формировании ментальных напряжений, противоречий и тупиков. В наше помешанное на рациональном уме время это не слишком удобный аспект; иногда такой человек будет казаться просто дурачком или, в лучшем случае, юмористом — но самому ему процесс осмысления жизненных трудностей и доведения его до некоторой точки, за которой следует уже чисто эмоциональная реакция, доставит много хлопот и потребует буквально жертвенных усилий, поскольку нормальных здесь не хватит.

Ему очень важно научиться не приходить в отчаяние, когда мысли начинают вращаться по кругу, никак не находя разрешения в чувстве — в таких случаях ему нужна максимальная искренность и честность с самим собой: они помогут обнажить дотоле скрытые от человека истины, которые не только разомкнут ментальный круг, но и прольют свет на всю жизнь человека.

Проработка аспекта потребует от человека жертвенной любви на уровне ментальных усилий — например, объяснить своему сыну, изнемогая от безнадежной заунывности собственных аргументов, почему мелкий социальный бунт в виде плохого поведения на уроках или незначительных краж в универсаме обречен на поражение.

Двенадцатый дом в Раке, или на нисходящем астральном потоке

— А……………..?! Извините за прямоту.

Это аспект неудавшейся драматической актрисы: дилетантские и заигранные роли этот человек будет играть, нередко надоедая самому себе, на материале своих и чужих эмоций, доводя их до точки, за которой следует биоэнергетическая реакция.

Разного рода эмоциональные всплески и надрывы будут вызывать у этого человека прилив жертвенной любви и жалости к их жертвам, но защита психики может укрыть эти реакции под броней отчуждения или вытеснить в подсознание. Полностью это, однако, не удается, и на кого-то крупные порции часто неуклюжих, но искренних чувств этого человека регулярно изливаются, нередко вызывая совершенно неадекватную реакцию, поскольку искренность чувств в нашей насквозь цивилизованной культуре вовсе не приветствуется.

Поэтому этот аспект очень трудно проработать, особенно учитывая силу и действенность соответствующего ему энергетического потока. Тем не менее этому человеку ни в коем случае нельзя эмоционально замыкаться и считать, что его самоотверженность, жалость и любовь никому не нужны — здесь проблемой является не защита своих эмоций, а как раз наоборот, чересчур малая открытость к внешнему миру, являющаяся следствием недостаточной искренности жертвования.

Двенадцатый дом во Льве, или на нисходящем эфирном потоке

И роль подкидыша следует играть с блеском.

Это обоюдоострый аспект: он потенциально дает много сил, но если его не прорабатывать, он приносит ощутимый вред как человеку, так и его близким.

В данном случае дилетантские по исполнению роли человеку придется играть в первую очередь на своей биоэнергетике, формируя эфирные напряжения и остановки, инициирующие физические движения. Испытывая стремление к жертвенному поведению, этот человек в первую очередь ощутит его отзвук на своем тонусе и "нервах": они взволнуются и напрягутся, и ему будет не так легко релаксировать это напряжение или перевести его в физический жест. Зато если последнее удастся ему хорошо, то это будет верным признаком удавшейся и адекватно принятой жертвы.

Жертвенная любовь этого человека проявляется прежде всего в энергетической подготовке его физических движений (внешних и внутренних), и только глубокое внутренне желание сыграть свою роль до конца и отдать любовь без остатка даст ему возможность нормально дышать и чувствовать себя; недостаточная самоотдача и искренность в ситуациях двенадцатого дома немедленно скажутся в неприятных биоэнергетических эффектах (скачки давления, плохие нервы, конкретные функциональные расстройства и т. д.), следствием которых будут неловкость движений, мышечные зажимы, а через некоторое время и физические болезни.

Проработка требует от человека искренних усилий с целью помочь адекватному завершению эфирных медитаций и формированию правильных финальных эфирных напряжений, и это не дастся ему легко: важно, чтобы жертвенной фигурой при этом не становилось собственное ни в чем не повинное физическое тело, вынужденное расхлебывать плоды эфирных срывов и жестких тупиков.

Двенадцатый дом в Деве, или на транзитном физическом потоке

Лень бывает личная и наведенная.

Жертвенные роли этого человека отзовутся в первую очередь на его физическом теле, а точнее — на его способности восстанавливать потраченную на его движения эфирную энергию. Желая в той или иной ситуации выразить свою любовь до конца, он будет очень выразителен в своей пластике; однако его неискренность тут же негативно отразится на его физическом расслаблении — оно окажется неполным, а его плоды отравят эфирную энергетику.

Проработка аспекта заключается в жертвенном и любовном проведении физических медитаций и в первую очередь в старательном выращивании их плодов в соответствии с эфирными требованиями — на практике это означает освоение искусства правильно и экономно двигаться, дышать и переваривать пищу, что потребует от человека большой и искренней любви к плотному телу в его полном объеме, а не только в связи с требованиями эго. Жертвовать собой ради собственной эфирной или физической печени или почек это совсем не то же самое, что жертвовать ими ради сомнительного удовольствия алкогольного, солевого или сахарного опьянения.

Двенадцатый дом в Весах, или на восходящем эфирном потоке

Непрерывно радуюсь, что живу в такие времена, когда покупка сапог не является событием в духовной жизни.

Жертвенная любовь этого человека отразится в первую очередь на выращивании его биоэнергетических плодов, питающих астральное тело. Его желание себя немного "сэкономить", заменяя искренность и любовь чем-то еще, немедленно приведут к сбоям в вызревании этих плодов и ослаблению или отравлению эмоциональной почвы.

Жертвенное поведение в отношении других этот человек понимает очень конкретно, может быть, даже несколько, с их точки зрения, приземленно: ему хочется их обласкать, накормить, пригреть, погладить, в идеале — повысить таким образом настроение, и не то, чтобы он не понимал, что это еще не все, но подсознательно ему кажется, что это — главное, и для него лично в некотором смысле так оно и есть. Проработка аспекта начинается, однако, с изучения потребностей собственного астрального тела и возможностей эфирного по выращиванию необходимых ему супербиоэнергий; жертвенной любви этому человеку следует учиться, в первую очередь прилагая ее к обеспечению процесса созревания нужных плодов, и это не дается ему легко, но зато может открыть глубокие тайны, относящиеся ко всей его жизни.

Двенадцатый дом в Скорпионе, или на восходящем астральном потоке

Фортуна чаще всего улыбается человеческой улыбкой.

Любительское поневоле исполнение ролей, порой изживших себя, у этого человека будет связано с эмоциональными состояниями и медитациями, а особенно с процессом образования итоговых эмоций, подлежащих в дальнейшем осмыслению.

Жертвенная любовь понимается им в первую очередь в эмоциональной ее проекции, что может сильно смущать окружающих, в частности, вызывая у них подозрение в некоторой аффектации и неполной искренности. Столкнувшись с таким отношением, он может несколько замкнуться в своих жертвенно-любовных проявлениях, но от того, что переживания уйдут внутрь него, они не прекратят своего существования. Его слабое место заключается не в том, что его проявления жертвенности эмоциональны (важно лишь, чтобы они были чистосердечны), а в том, что цель своей любви он понимает в первую очередь как эмоциональную поддержку окружающих, и выработку у них положительных итоговых эмоций. Насколько им нужно именно это, еще неизвестно, и если нет, то никакая искренность и жертвенность человеку не помогут — его усилия будут отвергнуты, и это может оказаться очень больно.

Проработка аспекта начинается, однако, с обращения внимания внутрь себя, на нужды ментального тела и процессы образования собственных эмоциональных итогов — для того, чтобы они созревали такие, какие нужны, ему понадобятся немалые усилия, любовь и жертвы.

Двенадцатый дом в Стрельце, или на восходящем ментальном потоке

Некоторые мысли не по сердцу потому, что не по плечу.

У этого человека исполнение распадающихся, отживших себя ролей будет прямо или косвенно связано с процессом возникновения выводов из его рассуждений, особенно выводов практических, ложащихся в основу его действий. Это не означает обязательно потусторонности или смутности процесса мышления, но для его адекватного завершения человеку нужно будет совершить усилия, выходящие за рамки исполнения обычных обязанностей, найти в себе любовь и искренность.

Свою жертвенную любовь он будет направлять в первую очередь на ментальную сферу окружающих, стараясь найти новый, более оптимистический способ мышления, другие повороты темы, иную логику — лишь бы окончательные выводы были как можно более светлыми и обнадеживающими. Здесь очень важно избежать соблазна ментальных подтасовок и других жульничеств, а также понять, насколько объект любви нуждается в том, что человек ему предлагает, иначе жертвенные усилия последнего окажутся излишними и даже деструктивными.

Проработка начинается с изучения собственных нужд и процесса собственного мышления; для того, чтобы направить его нужным (в частности, честным) образом к получению необходимых выводов, человеку придется проявить немалую жертвенность (например, сражаясь с собственными ментальными паразитами, шаблонами мышления и т. д.), которая, однако, принесет в конце концов открытия, важные не только для каузальной почвы.

Двенадцатый дом в Козероге, или на восходящем каузальном потоке

Уличен в работе над собой в рабочее время.

Непрофессиональное исполнение ролей, выпадающее на долю этого человека и эксплуатация его любви в чистом виде, будут интимно связаны с процессом формирования жизненных выводов, завершающих событийные цепочки. Чем лучше, искреннее, чистосердечнее он будет отдавать свою любовь, тем легче и адекватнее для его системы ценностей будут оформляться его жизненные выводы — однако слишком легко они не возникнут ни в коем случае.

Главное содержание жертвенной любви для этого человека заключается в непосредственном участии в жизненных обстоятельствах, поступках и событиях любимого существа (или существ), причем не просто помощи, а, так сказать, со сверхзадачей — чтобы их событийные цепочки завершались наиболее светлыми и соответствующими буддхиальным нуждам итогами. Это может быть несколько утомительным для объекта любви, особенно если он слабо ориентирован на каузальный план, и человеку стоит быть внимательнее и тактичнее со своим вмешательством.

Проработка аспекта заключается прежде всего в осознании и регулировке собственного процесса созревания жизненных выводов — здесь человеку нужно научиться быть исключительно честным с самим собой, что потребует от него немалых жертв, особенно в плане любви к себе, своей собственности и интересным лишь для эго, но не высшего "я" событиям и поступкам.

Двенадцатый дом в Водолее, или на восходящем буддхиальном потоке

Если я сниму с себя всю ответственность, возложенную на меня другими, останется отрицательная величина.

В доме с вершиной в Водолее процессы идут медленно, во всяком случае, так они переживаются самим человеком. В данном случае медленно и с большой экзистенциальной нагрузкой будут, постепенно разрушаясь, играться непрофессиональные роли человека, требующие для своего исполнения больше любви, чем технического совершенства. Качество и удовлетворительность этих ролей как для самого человека, так и для окружающего мира будут находиться в зависимости от того, насколько честно, искренне и самоотверженно он будет делать выводы из процесса смены своих ценностей.

Проявляемая внешне жертвенная любовь этого человека будет носить характер общей, так сказать, принципиальной заботы о любимом существе — человека будут волновать в первую очередь его главные ценности, таланты, добродетели (и пороки) и их реализация в виде длительных программ, и в конечном счете даже не сами эти программы, а те метаценности, которые образуются в результате их исполнения и замены одной на другую. Именно на эти метаценности будет направлена любовь и жертвы человека, неважно, осознает он свои стремления или нет. Понятно, что такого рода любовь и жертвы не всегда необходимы и еще реже оказываются адекватно воспринятыми, так что аспект прорабатывается с трудом и часто дает смутное разочарование в себе и людях в целом. Проработка означает осознание и частичное регулирование собственного процесса созревания метаценностей, для чего от человека потребуется множество тонких, но для него весьма ощутимых жертв, в частности, отказ от привязанности к некоторым дорогим для его низшего начала ценностям, хотя бы она была искренней и "бескорыстной".

Двенадцатый дом в Рыбах, или на транзитном атманическом потоке

Когда зло маскируется под добро, оно делает это как-то неискренне.

Ситуации дома с вершиной в Рыбах прихотливо раскинуты по всей жизни человека и отчасти неопределенны — но зато связаны друг с другом незримыми нитями и тем связывают жизнь человека в единое целое.

В данном случае это ситуации непрофессионального исполнения ролей и жертвенной любви, которая заменяет в них профессиональные умения и адекватный потенциал формы. Всякий раз, когда в душе этого человека возникает желание пожертвовать собой и исполнить роль, к которой он как следует не подготовлен, он будет ощущать смутный мистический зов, а его любовь покажется многим слишком уж бесплотной и абстрактной. Все его такого рода распадающиеся роли и функции будут иметь для него что-то общее между собой, но тайна их родства, так же как и тайна, которая будет постепенно раскрываться по мере их честного и искреннего исполнения, лежит очень глубоко и объемлет в некотором смысле всю его жизнь целиком: она касается процесса смены его идеалов или специфики тех духовных напряжений, которые позже воплощаются в импульсы ценностного развития и трансформации. Проблема аспекта — выработка в некотором смысле труднейшей и тончайшей искренности, честности и жертвенности — по отношению к своему Богу, или главным, объемлющим и направляющим всю его жизнь атманическим ритмам и вибрациям.

Планеты в двенадцатом доме

Двенадцатый дом это роли, играющиеся человеком непрофессионально, зачастую из последних сил и при отсутствии уверенности в себе — однако они, сыгранные до конца, нередко оказываются значительно более творческими, чем роли одиннадцатого дома, где человек, наоборот, уверен в себе и в большой мере прогнозирует если не исход событий, то свою способность адекватной реализации потенциала. В случае двенадцатого дома такой уверенности нет, и о потенциале можно говорить лишь условно — это жалкие остатки былого величия, но какая-то энергия в человеке все же включается, и ее характер покажут планеты двенадцатого дома; весьма ощутимым окажется и его (дома) обратное влияние на их энергетические принципы, придающие им оттенок жертвенного служения. На низком уровне проработки двенадцатый дом это тема, которая "разрывает сердце" человека, и которая висит на нем безнадежным грузом.

Солнце в двенадцатом доме

Если Бог начинает давать четкие указания, это значит, что ты прочно в сетях у дьявола.

Этот человек будет стараться избегать принципиального выбора, и чем он окажется более ясным и ответственным, тем меньше шансов на то, что человек адекватно к нему подготовится и вовремя его совершит. Он ощутит смутное сопротивление и нежелание решать вопросы в постановке "быть или не быть" в первую очередь потому, что ему (во всяком случае, в его внутренней реальности) не будет хватать для этого квалификации, опыта, решительности и даже элементарного мужества, которое необходимо для взятия на себя ответственности. Все эти качества он тем не менее должен научиться в себе находить, хотя бы из последних сил и буквально изнемогая от (ложной) жалости к себе, зато при правильном и внутренне честном отношении к своим принципиальным выборам (что, в частности, требует не перекладывания их на чужие плечи) он откроет важные для себя истины и скрытые структуры, управляющие его жизнью.

Влияние солнца на двенадцатый дом выразится, в частности, в том, что всякая жертвенная любовь человека потребует от него принципиального выбора, и зачастую это фактически будет выбор между различными уровнями жертвования. Вообще это непростой и смутный для человека аспект, ему приходится доделывать цепочки принципиальных выборов, начало которых для него плохо доступно и потому истинный их смысл часто неочевиден — но при проработке аспекта частично проясняется.

Разрывает сердце этого человека принципиальный ответственный выбор, висящий на нем и с которым он совершенно не в состоянии справиться. Часто это ситуация, когда жить так, как он это делает, очевидно нельзя, но и сказать твердое "нет" он не имеет сил.

Луна в двенадцатом доме

Позаботившись о птицах небесных, Господь почему-то забыл снабдить крыльями четвероногих.

Дилетантские роли, которые берет на себя этот человек, рассчитывая больше на свою любовь, чем на профессионализм, окрашены энергией заботы или поддержки. Этому человеку в принципе свойственно бескорыстно и даже жертвенно заботиться об окружающем мире, но если он находит для своей опеки неудачный объект, то быстро становится жертвой паразитизма и черной неблагодарности с его стороны. Столкнувшись несколько раз с подобными ситуациями, человек может проинтерпретировать их так, что его услуги никому на самом деле не нужны и приносят в конечном счете один вред; и это действительно так, если они адресованы не тому, кто в самом деле в них нуждается, или недостаточно искренни.

На низком уровне проработки аспекта этот человек может заниматься более или менее грубыми проекциями своего эго на объекты своей жертвенной любви и заботы, то есть как бы заниматься собой на их материале, подсознательно с ними идентифицируясь. Это вариант черной магии, признаком чего будет неискренность человека: как только объект начнет выходить за предписанные ему рамки, он вызовет сильное раздражение человека и многочисленные упреки типа: "Я для тебя все делаю, собою жертвую, а ты, неблагодарный…"

Влияние двенадцатого дома на Луну проявится в том, что любая забота человека будет носить отчасти жертвенный характер и будет осуществляться им как-то непрофессионально — но это не значит, что она обязательно будет неадекватной.

Сердце этого человека разрывает невозможность передать свои любовь и заботу объекту, который так в них нуждается, но по каким-то причинам она до него не доходит или он ее отвергает.

Меркурий в двенадцатом доме

На дне колодца знания залегает истина. Выпив всю воду, ты легко обретешь искомое.

В непрофессиональных ролях этого человека важную роль будут играть различные законы, которые ему по ходу дела нужно открывать или претворять в жизнь. Это не окажется для него простым занятием, в частности, потому, что с этими законами он профессионально занимался когда-то давно и теперь отдает старые долги (или, наоборот, неуклюже начинает новую тему, которую продолжит в следующих воплощениях).

Жертвенная любовь этого человека будет склонять его к пристальному (но не аффектированному) изучению главных структур и закономерностей жизни любимого объекта, а также упорядочению его жизни (или его самого) по определенным правилам. На низком уровне проработки это может восприниматься объектом как откровенная тюрьма, и он станет отчаянно сражаться с человеком, который может плохо понимать причину подобного сопротивления, и, более того, оно будет его глубоко уязвлять; однако ему стоит спросить себя: а до конца ли я искренен в своих усилиях и не переношу ли на объект собственные проблемы? Жертвенность двенадцатого дома адекватна лишь тогда, когда поддерживает у объекта непринужденность пятого.

Сердечная боль этого человека: я не могу постичь присущие любимому объекту законы и структуры, то есть его внутреннюю природу, и организовать его так, как это ему необходимо.

Венера в двенадцатом доме

— Отдай мне свою любовь! Зачем она тебе?

Для этого человека важное значение при доигрывании его ролей и жертвенном исполнении функций будет играть невидимое Божественное присутствие — так в ясный день поздней осени солнце освещает последние, уже пожухлые желто-красные листья дубов и кленов, состоящих отныне лишь из стволов и веток. Божественная любовь скрасит ему жертвенность его дилетантских ролей — но ее самоё частично придется тоже как бы принести в жертву.

Вообще это очень деликатный аспект, требующий от человека большой тонкости и внимания в любви, особенно жертвенной. С другой стороны, его любовь всегда окажется жертвенной, и если он может быть в ней до конца искренним и не станет тайком и украдкой пытаться оторвать кусочек и для себя лично, то может постичь истину, касающуюся глубин своего существа. На низком же уровне проработки человек будет постоянно несчастлив в любви, и в частности потому, что его собственные любовные проявления будут жестоко отвергаться и осмеиваться (пусть не в глаза), а пока он не научится сдерживать свои чувства и адресовать их только тем, кто в самом деле в них нуждается и способен воспринять. А остальные чаще всего воспринимают его в любви как тюремщика.

Его сердце разрывает невозможность передать свою любовь столь нуждающемуся в ней существу.

Марс в двенадцатом доме

"Курсы отучения от жадности. Плата по усмотрению клиента."

Этот аспект дает противоречивую судьбу профессионального дилетанта, человека, во многом противоположного по своим кармическим обязанностям человеку с Марсом в одиннадцатом доме, но странным образом доделывающим то, что тот не доделал.

В своих дилетантских ролях и исполнении уже отмирающих функций этот человек должен много трудиться — но не над (практически бесполезным) улучшением своей техники и профессионализма, а над формами любительского, но искреннего выражения своей любви — по возможности в чистом виде. Влияние двенадцатого дома на Марс выразится в том, что любая работа этого человека окажется в чем-то жертвенной и потребует от него много самоотречения; все попытки работать "на себя" или "как все", то есть особенно себя не утруждая, у него провалятся: либо работа покажется неинтересной и он ее оставит, либо увлечется и сам не заметит, как включится искренне и чистосердечно, полностью забыв, что тратит уже самого себя.

Его жертвенная любовь порой причинит объекту много неприятностей, так как может оказаться слишком действенной и напористой, и с этим человеку нужно в себе бороться, иначе он не только разрушит свою любовь, но и повредит объект. А пока аспект не проработан, сердце человека разрывает невозможность помочь любимому объекту в его оформлении, в чем он так нуждается.

Юпитер в двенадцатом доме

"Даю уроки личной скромности. Приходите, не пожалеете".

Жертвенная любовь этого человека всеобъемлюща: ему хочется сделать для объекта все, охватить все стороны его внешней и внутренней жизни, а главное — найти тайную формулу его синтеза, который сделает его единым и цельным. На низком уровне это может быть не нужным и очень утомительным для объекта, и он будет отвергать любовь человека столь же всесторонне, нимало не обращая внимания на ее жертвенность, что, конечно, очень обидно. Проработка аспекта идет в направлении всестороннего и многопланового изучения объекта (а также своих возможностей), и сужения своей активности на область объектов, действительно нуждающихся во внимании человека.

Для дилетантских ролей этого человека характерна склонность к разнообразию, имеющему в конечном счете цель полноты охвата — и последняя вполне может быть достигнута, но не столько профессионализацией роли, сколько искренностью и бескорыстием его любви. Если же их не хватает, то роли не удаются, что очень мучает человека, и он не может найти ключи к собственному синтезу, оставаясь внутренне разорванным до конца жизни. Он, впрочем, может этого не осознавать, а сердце его будет разрывать невозможность собрать вместе, в единое целое, любимый объект, раздираемый внутренними противоречиями и рассогласованиями.

Сатурн в двенадцатом доме

Что делать человеку, которого норовит пожрать родина-мать?

Вырабатывать планетарное сознание.

Это — любитель-эмпирик, субъект, доставляющий максимум неприятностей спасательным группам в горах и на море. Дилетантские роли этого человека уводят его в неисследованные страны и нехоженные дебри, и самое странное, что он, не обладая профессиональной подготовкой, все же подсознательно, а иногда и сознательно, туда стремится и порой возвращается не только целым и невредимым, но и существенно расширив свое сознание и спектр возможностей.

В "полевых" ситуациях этому человеку помогает не профессиональная сноровка, а искренняя и нередко жертвенная любовь к окружающей реальности; если ему удается понять, чего она от него ждет, то исход бывает не только благополучным, но и в высшей степени важным для человека: ему открываются структуры, важные для всей его жизни.

На низком уровне проработки аспекта этот человек испытывает страх перед любительскими ролями и искренними, жертвенными проявлениями своей любви — ему кажется, что он все сделает не так, его неправильно поймут и мимоходом съедят. Преодолеть этот страх можно лишь погрузившись в незнакомую среду и ощутив, что она действительно нуждается в его любви, пусть и несовершенно выраженной — а без этого ему все равно не обойтись.

Его сердце разрывает любовь к незнакомым чудесным и опасным реальностям и нуждающимся именно и только в нем существам, их населяющим.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке