Беседа 7

21 июня 1977 года

ВАШЕ ЭГО СОЗДАЕТ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ МНОЙ И ВАМИ

Милый Ошо, я обращаю внимание на вопросы других людей для того, чтобы понять, как они могут выражать эти чувства. Я просто не могу найти слова, чтобы выразить свои слезы или любовь, хотя и очень хочу этого. Нужно ли мне использовать слова для того, чтобы выражать себя?

Прем Нитьямо, язык полезен, но не всегда. Слова имеют свое полезное применение, но не везде. Есть пространства, в которых язык оказывается непригодным, слова оказываются бессильными, а это, по сути, единственные пространства, у которых есть какое-то значение.

Язык может содержать в себе только земное, а вечно ускользающее от языка священно. Поэтому ничего нигде и никогда, ни в одном веке, не писали о любви, покое, безмолвии, хотя такими сло-вами пользуются как необходимым злом, как человеческой слабостью, потому что человек не может говорить посредством безмолвия, не может говорить одними только слезами. Он вынужден обращаться к тому, что слишком мало для того, чтобы содержать громадные переживания, и этот способ общения все искажает.

Поэтому не нужно использовать слова, и если ты ощущаешь удовлетворение, если ты чувствуешь, что в тебе возникает что-то за пределами слов… это выходит через твои слезы… которые выражают твое состояние гораздо лучше слов.

У слов есть ограниченное значение, а у слез есть только намеки на неведомое, только пальцы, указывающие на луну. Если выражение состояния осуществляется через песни или музыку, тогда оно более совершенно. Если же выражение состояния осуществляется через танец, тогда в нем гораздо больше подлинности.

Но даже если ваше состояние вовсе никоим образом не выражается, оно все равно просто остается в вас как пламя в храме, в котором царит полная, ничем не замутненная тишина и покой, и оно продолжает излучать в вас пространство. Какая-то часть этого излучения непременно выйдет из вашего тела, глаз и рук. Вы ничего не делаете, все происходит спонтанно, и тогда у такого состояния есть красота. В этом случае оно может выражаться без видимого выражения, может произноситься без произнесения звуков.

Но я могу понять твою трудность, ведь ты слушаешь вопросы других людей… Это не только твоя проблема, просто всех нас так воспитывают. Мы всегда обращаем внимание на поступки других людей, и если все они ведут себя именно так, значит, в таком поведении что-то есть. Итак, многие люди задают вопросы, а ты не можешь свести свои чувства к вопросу. И ты, возможно, чувствуешь, словно с тобой что-то не так.

В тебе все нормально, кроме идеи сравнения, идеи подражания. Те люди, которые задают вопросы, может быть, не обладают такими глубокими переживаниями. Возможно, их переживания поверхностны, и язык способен прекрасно перевести их переживания в слова. Возможно, их вопросы всего лишь интеллектуальны, и они не имеют никакого отношения к тому, что есть за пределами ума.

Речи этих людей могут оказаться четкими, полными знаний и учености. Но даже попугай может быть ученым, и только попугаи бывают учеными. Но попугай не понимает смысл произносимых им речей, и ученые тоже ничего не понимают. Но им известен обширный словарный запас, они знают великое множество слов с различными нюансами. Их способность к выражению велика, но им нечего выражать, ведь их слова пусты.

Поэтому, может быть, некоторые люди задают вопросы из интеллектуального любопытства, а другие люди спрашивают о чем-то просто для того, чтобы продемонстрировать свои знания, и это значит, что они не хотят знать ответ, поскольку уже знают его. Они просто проверяют, знаю я этот ответ или нет. Есть самые разные категории людей, задающих вопросы.

Некоторые люди очень инфантильны. Один человек постоянно просит о том, чтобы ему разрешили сидеть в первом ряду. У меня сложилось такое впечатление, что он приехал сюда только для того, чтобы сидеть в первом ряду, поскольку он угрожает, что, если ему не позволят сидеть в первом ряду, то он уедет из ашрама, и он станет распространять чернящую меня информацию. Уровень его развития, который он показывает в своих угрозах, разумеется, закрывает ему путь в первый ряд, и я никогда не позволю ему сидеть в первых рядах. По всей видимости, это очень глупый человек. Неужели он полагает, что может угрожать мне, шантажировать меня?

И само желание сидеть в первом ряду — это не что иное, как эгоизм, а здесь вам следует быть смиренными. Люди, сидящие в первых рядах, прожили здесь несколько лет, и они уже давно исчезли. Поэтому они сидят в первых рядах, и они продолжают существование, хотя они уже не люди. Они были ими когда-то, а теперь их нет. Тебя же слишком много, и ты останешься в самом последнем ряду. Если ты хочешь оказаться в первом ряду, тогда исчезни. Твое требование исходит из твоего эго, и ты, должно быть, слеп, абсолютно слеп, потому что не понимаешь, какой вопрос задаешь.

И я не решаю, кто должен сидеть в первом ряду. Это независимый от меня процесс. Люди, по мере того как они постепенно отбрасывают свои эго, начинают приближаться ко мне.

Твое эго создает расстояние между мной и тобой.

Если ты хочешь, чтобы этого расстояния не было, тогда тебе нужно не задавать вопросы, а уничтожить свое эго, и расстояние исчезнет. Однажды ты обнаружишь, что сидишь в первом ряду.

Нитьямо, существуют горы вопросов. Некоторые люди задают вопросы, потому что я что-то прежде сказал, и теперь я говорю то, что кажется им другим или даже противоречивым. Они ничего не слышали тогда, они ничего не слышат и теперь, потому что те люди, которые слушали меня, нигде не найдут никакого противоречия. Их глубокое слушание будет создавать всеохватывающую гармонию из всех моих утверждений. Если же эти утверждения кажутся вам противоположными, это говорит о том, что вы не способны создать гармонию. Вы ничего не услышали, и вы ничего не поняли.

Некоторые люди постоянно задают вопросы, чтобы просто показать другим людям, что они очень высоко выросли в духовном отношении. И вот такой человек коснулся самого неба, но однажды его бросает подружка, и всего его духовного полета как не бывало! Сегодня он пребывает за пределами ревности и эго, а завтра он пришлет мне вопрос: "Что делать с ревностью? Кажется, она вернулась ко мне…" Ревность никогда никуда не уходила. Просто он наслаждался мыслью о том, что у него нет никакой ревности. Возможно, у ревности не было возможности продемонстрировать себя, а вот теперь такой шанс представился.

Ты говоришь мне: "Я обращаю внимание на вопросы других людей… " Прежде всего, это неправильно. Ты здесь для того, чтобы слушать мои ответы, а не слушать вопросы других людей. "Я обращаю внимание на вопросы других людей для того, чтобы понять, как они могут выражать эти чувства". Как ты можешь понять их чувства? Ты можешь слушать их вопросы, но ты не в силах понять их чувства, есть они у них или нет. На самом деле, люди, у которых нет этих чувств, обнаруживают, что им легче выразить себя, а те, кто обладает этими чувствами, обнаруживают, что эти чувства выразить почти невозможно.

И ты зря тревожишься, говоря: "Я просто не могу найти слова, чтобы выразить свои слезы или любовь, хотя и очень хочу этого". Довольно и твоих слез. Достаточно и твоей любви. Не нужно посылать вопрос, просто капни несколько слез на бумагу и припиши снизу: «Любовь». И даже не задумывайся об орфографии, потому что это значит, что твой вопрос исходит от ума.

Или же просто… Многие маленькие дети — саньясины присылают мне письма. Они плохо пишут, поэтому просто рисуют сердце и стрелу. И они уже все сказали, лучше любого поэта. Что еще сможет сделать поэт? Тоже просто капнуть две слезы, ведь в этом случае картина становится более теплой и выразительной. И это не вопрос, а просто выражение. Любовь — это не вопрос, и твои слезы — это тоже не вопрос. Они продемонстрируют твое стремление, они отобразят пространство, в котором ты находишься.

"Нужно ли мне использовать слова для того, чтобы выражать себя? " Не нужно. Но если ты чувствуешь такую потребность, причем не потому, что этого требуют другие люди… Если ты чувствуешь такую потребность без всякого сравнения и подражания, тогда спрашивай, используй слова. В том нет никакого вреда. Но я снова повторяю, что подражать нельзя. Не делай что-то только потому, что так поступают другие люди, и потому, что они сочтут тебя дурным, если ты не последуешь их примеру. Возможно, у тебя нет никакой любви, у тебя нет никаких слез, и тебе не о чем спросить.

Здесь никто не будет думать о вас. Даже думать о ком-либо значит вмешиваться в его свободу, ведь это переход через границы его территории. Кто вы такой даже для того, чтобы поднимать в своем уме вопрос о другом человеке? Все мои усилия направлены на то, чтобы заставить вас уважать достоинство другого человека и его абсолютную свободу.

Даже думать о ком-то значит очень тонко вмешиваться в его дела.

Умирала миссис Исаак.

— Розен, дорогой, — слабо взмолилась она. — Я хочу, чтобы ты пообещал мне, что поедешь на мои похороны в одной машине с моей матерью.

— Ладно, — вздохнул Розен, — но тогда у меня весь день будет плохое настроение.

Есть вещи, которые невозможно выразить, и лучше их вовсе не выражать.

Кроха Джимми мылся с малышкой Беки перед святой субботой. Они пускали мыльные пузыри, и вдруг Джимми посмотрел на Беки и сказал:

— А теперь я тракну тебя.

— Ха! — презрительно усмехнулась Беки. — Ты даже не знаешь, как правильно произносить это слово!

Иногда лучше молчать.


Милый Ошо, после того как я побыла с тобой какое-то время, мир кажется мне подобным сумасшедшему дому, а твой ашрам видится мне единственным сумасшедшим домом, в котором мы можем быть душевно здоровыми. Как нам не дать себе снова сойти с ума, когда мы вернемся в мир? Сумасшествие очень заразно, и всякий раз, когда я возвращаюсь в мир, я начинаю превращаться в человека, которого все остальные люди называют нормальным.

Пуйя Кавина, без сомнения, эта трудность самая большая у всех саньясинов, когда они возвращаются в мир. Если они останутся такими же, какие они здесь, их, конечно же, сочтут ненормальными, нездоровыми людьми. Они могут потерять работу, они могут потерять жен, они могут потерять все. Они могут оказаться в психиатрической клинике. Поэтому, когда вернешься в мир, веди себя так же, как и все остальные люди, то есть будь нормально безумной, просто соответствуй их стилю жизни.

Нужно помнить только одно: ты играешь, и ты поступаешь так только потому, чтобы не создавать ненужные неприятности ни себе, ни другим. И ты можешь играть, потому что ты уже была в мире, и тебе известны все тамошние роли. Никому не нужно побуждать тебя этому. Ты всю жизнь провела в сумасшедшем доме, и ты знаешь его язык, стиль и образ жизни. Действуй так же! Не становись нормальной, а просто играй в нормальную. Помни в душе о том, что это безумие.

Другими словами, осознанно приспосабливайся к обществу, но, опять же, делай это осознанно, чтобы твое сознание по-прежнему шло над обществом, чтобы в отношении твоего сознания не было никакого компромисса.

Во внешнем мире ты можешь воспользоваться губной помадой, ли людям нравится макияж. Хотя он отвратителен… но что же делать, если люди накрасили губы? Помада грязна, и если вы целуете женщину в стране, в которой у людей есть обычай целоваться, тогда вы, возможно, целуете сотни людей, потому что одна губная помада)бывала везде. Это в высшей степени негигиенично, а с недавних пор такая привычка стала одной из самых опасных в мире, поскольку вы можете заразиться болезнью, которая называется СПИД, просто целуя человека.

А гигиеническое поведение чревато тем, что вас тотчас же сочтут ненормальными. Гигиенично поступают эскимосы: они трутся носами, если сильно любят друг друга, и они никогда не целуются, ни очень давно знают о том, что целование — это дурная привычка, поскольку смешение слюны нельзя назвать здоровым и гигиеничным явлением. Когда эскимосы впервые увидели христианских миссионеров, которые вступили на их земли, они глазам своим не поверили. Что же это за люди? Дело в том, что их способ демонстрации любви был абсолютно негигиеничен.

Нос очень чистый, он прохладный или холодный, и просто те-ретъся носами значит вести себя игриво. Но не поступайте так в том обществе, в котором ничего не известно о таком явлении. Если вы начнете тереться с кем-нибудь носами, вас тотчас же арестуют, потому что решат, что у вас какое-то извращение!

Лучше приспосабливаться и быть нормальным. Просто держите в памяти ясное разделение на то, что реально, а что есть просто ваша игра. Вам придется прятаться за личностью. Здесь вы можете выбросить личность за ворота и стать настоящей индивидуальностью, но в тот миг, когда вы ступите за ворота, обернитесь одеялом личности, так вести себя будет совершенно правильно, и не нужно об этом беспокоиться.

— Бетти, — сказала учительница, — расскажи мне о значении слова "струя".

— Это то, что медленно течет, — ответила Бетти.

— Совершенно правильно, — согласилась учительница. — А теперь расскажи мне о значении слова "анекдот".

— Это короткая и смешная история, — ответила Бетти. (В английском языке слова «история» и «хвост» звучат одинаково, но пишутся как 'tаlе" и "tail — прим. переводчика)

— Молодец, — похвалила ее учительница. — А теперь посмотрим, сможешь ли ты составить предложение из этих двух слов.

Бетти подумала несколько секунд, а потом сказала:

— Да, я знаю такое предложение. На улице наша собака пускала струю, помахивая своим анекдотом.

У детей, знаете ли, свое понимание вещей, и вам нужно понимать язык и понимание детей, когда вы говорите с ними. То, что говорит Бетти, совершенно правильно согласно ее пониманию. Она уже дала отдельно значения обоих слов, но учительница поняла ее ответ согласно своему знанию, то есть согласно словарному значению, о котором Бетти ничего не знает. Разумеется, она увидела на улице собаку, пускающую струю и помахивающую хвостом, ведь она говорит о своем ощущении.

Когда вы отправляетесь в мир, не начинайте вдруг рассказывать о переживаниях, которые вы получили здесь, иначе люди решат, что вы не в себе, что у вас что-то с головой. Если вы начнете говорить об экстазе, блаженстве, тишине, любви, они будут слушать вас, но не смогут ничего понять, и это не их вина. Когда возвращаетесь в ним, говорите на их языке. И только когда вы найдете того, с кем вы сможете поделиться своими ощущениями (у этого человека будет какое-то представление, он уже входил в свое внутреннее пространство — может быть, он не достиг высшего состояния, но уже начал постигать азы), у вас будет возможность рассказать о себе.

Суфии из-за этой проблемы вели подпольную жизнь двенадцать веков, потому что мусульмане фанатичны… Суфизм родился в мусульманских областях мира, и это чистая суть магометанства, но только для тех, у кого есть это глубокое понимание. В ином случае людям кажется, что суфизм противостоит магометанству. Поверхностная организованная религия всегда против самих своих основ, и она всегда против собственных основателей.

Джайнизм выступает против Махавиры, буддизм — против Гаутамы Будды, а христианство — против Иисуса по той простой причине, что эти люди были мятежниками, а то, к чему они призывали, было невозможно организовать. Их слова нужно было растворить, их слова нужно было как-то истолковать, их слова нужно было изменить, чтобы они соответствовали существующему коллективному сознанию. Их нужно было сделать "нормальными".

Христианство нормально, а Иисус не нормален. Иисус принадлежит этой компании, он принадлежит нашему цирку, сюда он впишется очень гармонично. Даже если он явится сюда со своим крестом, никто не станет возражать против этого. Люди помогут ему отставить свой крест в сторону и сесть. И они скажут ему: "Нам не понадобится этот крест здесь, ты можешь оставить его на улице". Здесь всех людей будут принимать радушно. Но в магометанстве или в любой другой организованной религии возникает трудность…

Суфии были настоящими мусульманами, но Мансура убили, и Сармада убили. Тогда суфиям пришлось уйти в подполье, ведь у них не было другого выхода. Фраза "уйти в подполье" означает, что люди начали вести себя нормально. В отношении общества они ведут себя точно так, как оно ожидает от всех людей.

Если вы захотите увидеть суфийского мистика, то столкнетесь с трудной задачей, ведь может статься, что он сидит прямо перед вами. Он может быть сапожником, плотником или гончаром. Он может быть любым обыкновенным человеком. Возможно, вы часто проходили мимо этого человека. Может быть, вы расспрашивали всех жителей деревни: "Я слышал, что в вашей деревне живет суфийский мистик", но даже жители этой деревни не знают о том, кто этот суфий. Они ответят вам: "Мы не знаем здесь никакого суфия".

До тех пор, пока вы не встретите того, кто принадлежит внутреннему кругу этого мистика… а это может быть всего лишь несколько человек — в лучшем случае, двенадцать человек, которым известна реальность человека. Они тайно встречаются в темную ночь. Если вы случайно встретите такого человека (а если вы будете все время искать, то кого-нибудь встретите), тогда, если он убедится в том, что вы действительно искатель, он скажет вам: "Я получу разрешение мастера, и я приведу тебя на первую, посвящающую встречу". Потом он проинформирует вас о том, что в такой-то день ночью, в такой-то час, вам нужно прийти к нему.

И этот человек отведет вас в то место, где вы с удивлением узнаете о том, что вы каждый день, пока искали этого суфийского мастера, видели всех двенадцать человек, которые сидят вокруг него. И он не кто иной, как сапожник, но теперь он сидит уже не в одежде сапожника, а в одежде короля. А все эти двенадцать человек сидят вокруг него, излучая к нему глубокую преданность и любовь, и вся атмосфера полна его благоухания.

Двенадцать веков суфийские мистики вели днем нормальную жизнь, а среди ночи на час или два встречались с теми людьми, которые могли понять друг друга. И тогда они открывали свои сердца.

Итак, уехав из ашрама, ведите себя нормально, но помните о том, что это всего лишь игра, потому что вы не хотите доставлять обществу ненужные неприятности, и вам такое поведение тоже не сделает ничего хорошего.

Том пришел в кабинет к начальнику и спросил его:

— Не могли бы вы завтра отпустить меня после обеда? На завтра назначены похороны моей бабушки.

— Конечно, никаких проблем, — согласился начальник. — Но разве два месяца назад ты отпрашивался не из-за похорон своей бабушки?

— Это так, — ответил Том, — но дело в том, что мой дедушка женился еще раз.

В этом безумном мире, в котором женятся дедушки, ведите себя точно также. Не привлекайте внимания людей, ведь они станут порицать и осуждать вас. Они уже забивали людей камнями насмерть, и они никогда не выказывали милосердия, поскольку почти не способны быть милосердными. Не нужно провоцировать их гнев и жестокость, не нужно быть мучеником.

Ваша цель в том, чтобы в молчании достигнуть своего расцвета. Если день не подходит вам, не стоит беспокоиться, потому что есть цветы, которые открываются только по ночам, когда все люди уже уснули.

Один из самых ароматных цветов Индии называется Ночной Королевой. Это очень маленький цветок, но такие цветы распускаются одновременно тысячами — все дерево превращается в одни только цветы. И этот цветок такой ароматный… в одном селении такое дерево росло прямо перед моим домом. Мои соседи начали жаловаться на это дерево, они говорили: "Вам необходимо срубить его, потому что мы не можем спать из-за слишком сильного запаха". Все окрестности наполнялись благоуханием этого дерева.

Я говорил многим садовникам: "Этот цветок называется Ночной Королевой. Должно быть, существует параллельный цветок, который распускается днем. Наверно, есть цветок, который называется Дневным Королем". Но ни один садовник не смог помочь мне найти такой цветок.

Я нашел его в Кашмире. Я был уверен в том, что должен быть соответствующий ему цветок, потому что в существовании всегда присутствует равновесие. Этот цветок Ночная Королева — женщина, значит, должен быть и мужчина, мужской цветок. И я удивился, увидев, что мужской цветок очень беден. Это был точно такой же цветок, только большего размера, то есть размера мужского шовинизма. Днем на дереве распускались тысячи таких цветков. Но они не источали аромат.

Итак, Кавина, не беспокойся. Тебе не нужно открываться в обыкновенном мире среди дневного света. Так ты попадешь в ненужные неприятности. Расти все время внутри себя и оставайся бдительной в отношении того, что ты не отождествляешь себя со своей ролью. Ты просто играешь какую-то роль, и ты делаешь это из сострадания, ведь ты не хочешь никого смущать. А твой настоящий духовный рост протекает внутри тебя.

Суфии говорят, что ваши молитвы должны произноситься посреди ночи, когда глубоко спят даже ваши домашние. Никто не должен знать о том, что вы молитесь. Ваша молитва будет просто шепотом между вами и неведомым, и вам не следует выставлять свою духовную работу напоказ.


Милый Ошо, в твоем саду есть прекрасное дерево манго, которое приносит вкусные плоды, и, насколько я знаю, тебе они очень нравятся. Мне тоже пришлись по вкусу эти плоды манго, но теперь мне категорически запрещено есть их. Несмотря на то, что твой повар искушает меня есть их иногда, я верен своему решению, чтобы наблюдать за этим новым видом аскетизма.

Милый мастер, я стою перед такой же дилеммой, какая была у Адама и Евы в райском саду. Запах зрелых вкусных плодов манго в моей комнате заставляет меня бодрствовать всю ночь. Возможно, запретный плод — это вовсе не яблоко, а как раз манго. Прошу тебя, помоги мне.

Миларепа, конечно же, манго привлекательнее бедного яблока. Но дело в том, что эту притчу сочинили христиане, а манговое дерево в христианских странах не растет. В ином случае, если бы манговое дерево присутствовало в райском саду, тогда Бог, без сомнения, запретил бы Адаму и Еве есть манго, а не яблоки. Яблоки не идут ни в какое сравнение с манго. Но манговое дерево растет только на Востоке, в странах вроде Индии, причем в самых разных видах. В Индии манго называется королем всех фруктов, и яблоки — это ничто по сравнению с ними.

Но очень трудно поместить манго в христианскую притчу, поскольку христианскому Богу вообще не известен вкус манго. Притча о запрете манго могла бы попасть только в индийские священные книги. У каждой притчи есть своя география, своя история, своя атмосфера. Ничто не появляется ниоткуда.

Мать-настоятельница вызвала к себе в кабинет трех девушек, которые покидали приют. Она объявила им:

— Все вы выходите в большой греховный мир, и я должна предупредить вас о существовании определенного типа мужчин. В мире есть мужчины, которые покупают женщинам выпивку, приводят их в номер, раздевают женщин, а потом начинают вытворять с ними отвратительные вещи. Потом они дадут им два или три фунта и выбросят их обесчещенными.

— Простите меня, преподобная мать, — сказала самая смелая девушка. — Вы сказали, что эти мужчины дают женщинам три фунта?

— Да, мое дорогое дитя, — подтвердила мать-настоятельница, — а почему ты спрашиваешь об этом?

— Да так, — ответила девушка. — Просто священники дают нам только яблоки.

Даже не манго! Но христианской структуре не подходят манго. Для этих плодов необходима иная территория и другой мир. В райском саду не было ни одного мангового дерева, а здесь… тебе запретили, но не категорически, потому что манговое дерево посадил садовник, старый садовник, который ухаживал за садом двенадцать лет назад.

Он посадил это дерево для меня. И когда ты говоришь ему о том, что плоды дерева уже достаточно зрелы… И ты собираешь эти плоды, потому что их необходимо сорвать с деревьев. Если эти плоды полностью созреют, тогда попугаи доберутся до них быстрее тебя.

Попугаи не понимают никакой язык, ни древнееврейский, ни санскрит, ни английский, ни хинди — вы не можете запретить им есть манго. В райском саду они ели плоды всех деревьев, и они налетают на дерево стаей. Если манго созрели, а у них такой замечательный запах, они привлекают стаи попугаев. Поэтому манго нужно срывать с дерева прежде, чем они начнут зреть. Потом вам нужно хранить их дома, в теплом месте, то есть спрятать их под охапки травы, сухой травы или в сухую пшеницу. Там они созреют.

Теперь мой садовник — Миларепа. В саду немало садовников, но случайно это манговое дерево пришлось на его территорию. Поэтому я могу понять, почему ему так трудно спать. Плоды манго дозревают в его комнате. И там никто не может спать. По мере своего созревания манго будут все больше мешать спать.

Тебе запретили не категорически. Иногда не обращай ни на кого внимания и просто наслаждайся плодом, и этот поступок придаст тебе крепкий сон. Но не больше одного плода, потому что, как бы там ни было, тебе нужно подчиняться какой-то дисциплине. Не разрушай свою свободу вседозволенностью.

Именно это тебе нужно понять: ты свободен, а один плод вкуснее двух плодов. Чем больше плодов ты съешь, тем менее вкусными они окажутся. Это хорошо известный экономический закон. Если ты будешь поедать плод за плодом, тогда ты выпрыгнешь из комнаты и побежишь прочь, крича на бегу: "Еще манго, еще!" Ты сойдешь с ума.

Есть какой-то предел, и я устанавливаю его для того, чтобы ты мог насладиться манго во всей его полноте, потому что плод один единственный — один плод каждую ночь. И манго — это не маленький плод. А один плод хорош посреди ночи.

Сядь молча и возьми в руку манго. Медитируй на него, не спеши, потому что ты не вор, и тебе разрешено есть манго. И ешь плод медленно, не торопясь. Укусив от манго кусочек, пережевывай его сорок восемь раз. Так наука говорит о переваривании плода манго. И если ты будешь пережевывать манго сорок восемь раз, тогда один плод манго станет почти сорока восемью плодами манго.

Все зависит от тебя, от того, сколько плодов ты захочешь сделать из одного плода. И ты сильно порадуешься одному плоду. Потом отправляйся спать. И каждая твоя ночь превратится в арабскую сказку из "Тысячи и одна ночи".

Хорошо, Маниша? Да, Ошо.









Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке